А. финансы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета, налогов и

экономической безопасности

Реферат по дисциплине «Теория и история налогообложения»

на тему: «Источники казны Древней Руси»

Выполнила: ст. гр. ЭБ-31

Сивушкина Е.М

Проверила:

профессор кафедры

бухгалтерского учета, налогов

и экономической безопасности

Короткова А.В

Йошкар-Ола

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси 3

1.1Факторы, влияющие на налогообложение 3

Глава 2 Виды налогов Древней Руси 5

2.1 Дань, оброк,корма в 10 веке-как первые виды налогов 5

2.2 Виды взыманий дани: повоз и полюдье 7

2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин 18

2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Список использованных источников 24

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена описанию первых налогов Древней Руси в период с ΙХ по ХΙΙ века.

Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Актуальность темы . Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций.

Цель работы . Рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи :

Рассмотреть развитие налогового законодательства в Древней Руси;

Изучить налогообложение в Древней Руси;

Рассмотреть историю возникновения налогов в России;

Проанализировать налоги Древней Руси.

Объект исследования - налоговая система Древней Руси.

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси

    1. Факторы, влияющие на налогообложение

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".

Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.

Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей.

Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).

На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:

1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу , что в древней Руси началось формирование основных принципов налогообложения. Основной задачей налогов был сбор денежных средств на содержание войска.Налогообложение складывалось внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами

Глава 2 Виды налогов Древней Руси

2.1 Дань, оброк,корма в 10 веке-как первые виды налогов

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?-912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" - т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.

Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 денежных единиц. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

В IX-X веках Древняя Русь уже стала типичным раннефеодальным государством. Политическое господство феодалов - бояр и князей - обеспечивалось дружинной военной организацией. Дружина не только, как мы подчас думаем, сопровождала князя в походах. Она все время находилась рядом с ним. Дружинники часто и живут на княжеском дворе, и едят с князем за одним столом - хмельные дружинные пиры были неотъемлемой частью феодального быта. С дружинниками князь «держал совет» обо всех делах - о войне и мире, походах и посольствах, размерах дани и раздачах земель, казнях и помилованиях. Вместе с дружинниками он составлял грамоты-указы, вершил суд по «закону русскому».

В целом же на первых порах дружина представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н.И. Костомарова, зародыш государственности. В последнее время такой взгляд на дружину периода зарождения Древнерусского государства разделяется очень многими отечественными и зарубежными исследователями. Так, в программной статье, посвященной зарождению деспотизма на Руси, В.Б. Корбин и А.Л. Юрганов писали:

«Русскую дружину, как ее рисует «Повесть временных лет», можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах (ср. “братчины” в крестьянских общинах), от “казачества” - роль военной добычи как главного источника существования, который функционировал как в прямом, так и в превращенном виде, ибо дань - это и выкуп за несостоявшийся поход».

Дружина делилась на несколько частей. Вершила государственные дела и вместе с князем управляла землей «старшая» дружина, в которую входили «великие бояре», владевшие богатыми землями, многочисленной челядью, роскошными хоромами, а часто имевшие и свои военные отряды.

А «руками» князя была энергичная «молодшая» дружина. Младшие дружинники на деле реализовали то, что «уставлялось» князем и боярами, замышлялось на пирах и долгих «свещаниях», - собирали дань, управляли княжеским хозяйством, охраняли покой правителя, живя на княжеском подворье, а во время войн составляли ударную силу княжеского войска.

И наконец, еще одну, непостоянную группу дружины составляли набиравшиеся во время войн и походов воины «от сохи» - крестьяне, ремесленники.

По мере того как все новые и новые земли «становились под руку» киевского князя, дружина пополнялась за счет местной племенной знати, быстро воспринимавшей киевские феодальные порядки.

Дружина верно служила князю и для угнетения трудовых масс. Основной формой эксплуатации зависимого люда в те времена был сбор дани. Большую часть зимы князь и дружина проводили в «полюдье» - ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города Европы и Азии. На вырученные деньги покупали оружие, дорогие ткани, драгоценные украшения, восточные пряности, редкие диковины и спешили в Киев - порадовать князя, бояр, княгиню да боярынь.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод , что первыми основными налогами были дань и оброк. Собирание налогов князями по большой части, были отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов, и могли объехать подвластные земли для сбора налога. Налог собирался не только в форме денежных средств, но и в виде продуктов, мехов, серебра и других товаров

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.

На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Развитие государственности объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На первых этапах развития государственности начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Ведь оно основывалось не на добровольных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительной выплатой или сбором.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи "Повесть временных лет" перечисляются народы "иже дань дают Руси".

Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.

Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась к князю, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя.

Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.

Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.

Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно "по достатку", для чего составлялись так называемые окладные книги.

Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - за прочие преступления.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими "численниками". Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов "ордынских тягостей": "выход" ("царева дань"), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы ("мыт", "тамка"); извозные повинности ("ям", "подводы"); взносы на содержание монгольских послов ("корм") и др.

Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.

Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.

После политического объединения русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).

Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Размер "сохи" в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.

Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться "по животам и промыслам".

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен "ясаком" - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

Кроме прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и "полоняничные" деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения.

При определении окладов податей и их раскладки согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три:

1) выти, обжи, луки;

2) местные сошки различных размеров;

з) большая (московская) соха.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.

Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Во времена царствования Алексея Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии "Соляными бунтами".

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань -- прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? -- 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье -- до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами -- «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения -- плуг или соха, а шляг -- арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» -- система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI--XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243--1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 -- 1246, в 1236--1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. -- великий князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV--XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну -- в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440--1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво -- медовая дань. В XV--XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков -- яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений -- предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени -- сбору урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем -- князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз -- в 1753 г.

В феодальный период (XIII--XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая -- за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» -- за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани -- прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные -- на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников -- людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецкихденег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530--1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег(денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети -- центральные государственные учреждения (XVI--XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596--1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадскимтяглом. (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV--XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии -- царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха -- единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей -- «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики -- чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения -- горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Одним из самых ранних нормативных актов, закрепляющих налоговую политику в государстве, явился утвержденный в феврале 1810 г. «План финансов» Сперанского, который закрепил существующую налоговую систему, определив принцип, имеющий актуальность и в наши дни: «Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, чтобы все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить» (полезные издержки - это «те, без коих разные части управления хотя и могут обойтись и не остановятся в своем действии, но без коих потерпят некоторое временное затруднение и умножат заботу их начальства»). Приведенный принцип налоговой политики российского государства должен являться основополагающим принципом нормативного закрепления налогового бремени.

Становление налоговой системы дореволюционной России началось, по сути, лишь во второй половине девятнадцатого столетия, когда быстрый рост государственных потребностей и переход страны от прежнего натурального хозяйства к денежному вызвал неизбежность широкого развития налогов и податей как средств пополнения налоговой казны. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой отменены соляной налог и подушная подать, отменены винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система России стала включать в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, то есть на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовый сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.

В то время налоги понимались как «односторонние экономические пожертвования граждан и подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек «. Налоги в то время являлись одним из основных видов доходов государственного бюджета. К их числу можно отнести такие, как поземельный и промысловый налоги, а также достаточно большое количество косвенных налогов.

Поземельный налог, заменивший подушное обложение, введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением казенных. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 копейки с десятины до 17 копеек в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 миллионов рублей.

К числу наиболее крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9 - 10%. Например, в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 миллиона рублей из 4,14 миллиона рублей прямых налогов, а в следующем году - 2,8 миллиона рублей.

Бурное развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся по своей сути патентным сбором. После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты). Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму - розничная, к третьему и четвертому - «мелочная», пятому - «развозочная» и шестому - «разносная». Для кредитных и страховых учреждений определялся размер основного капитала, а для промышленных предприятий - количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 4 до 500 рублей, а в промышленности - от 2 до 1500 рублей.

Кроме этого, предусматривалась также уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыли предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности. Публичную отчетность (декларации) о доходности в раскладочные присутствия были обязаны представлять торговые предприятия 1-го и 2-го разрядов, а также промышленные предприятия с 1-го по 5-й разряд. Ставка дополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3% до 14% (при норме прибыли, превышающей 20%, с суммы превышения дополнительно взыскивалось 10%), при этом предприятия, имеющие менее 3% прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачивался в размере 15 копеек со 100 рублей нарицательной суммы основного капитала для предприятий с прибылью до 3% и 20 копеек для предприятий, работающих с большой прибыльностью. Такая формула налогообложения препятствовала увеличению размера основного капитала за счет налогооблагаемой прибыли, которая использовалась недобросовестными налогоплательщиками. В этих целях существовали ограничения и по отнесению части прибыли на издержки производства. Для предприятий, не обязанных представлять отчетность, предусматривалась уплата раскладочного сбора исходя из их предполагаемой прибыльности, а также процентного сбора с прибыли, превышающей определенный размер. Однако допускалось представление ими торговых книг для определения реально полученной прибыли в целях налогообложения. Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 миллионов рублей, а дополнительный - 35 миллионов рублей.

Основные суммы государственных доходов по-прежнему поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Например, в государственном бюджете Российской империи по состоянию на 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 миллионов рублей, или 45,4% всех доходов, а на прямые налоги - 177 миллионов рублей, или 16,9% соответственно. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 миллиона рублей. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар - 92 миллиона рублей, табак - 49 миллионов рублей, керосин - 27 миллионов рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 миллионов рублей. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследства и др.) были собраны в сумме более 148 миллионов рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что первое место среди косвенных налогов занимал акциз на водку и спирт. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Употребляемый в пивоварении солод облагался акцизом в размере от 1 рубля 100 копеек до 1 рубля 35 копеек за пуд. Налоги по другим подакцизным товарам также были выражены в определенных денежных суммах и имели следующие размеры: акциз на сахар уплачивался в размере 1 рубля 75 копеек за пуд, на табак в зависимости от сорта - от 23 копеек до 1 рубля 50 копеек за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 копеек за пуд.

Уровень налогообложения в России также считался одним из самых высоких и постоянно растущим. Так, в 1882 г. население отдавало в государственную казну и местным властям около 25% всего производственного валового дохода, в 1892 г. - 27%, в 1901 г. - 30%, а в 1905 - 1907 гг. - до 36%. В отдельных местностях уровень налогообложения был еще выше. Так, например, в Саратовской губернии население выплачивало более 50%, в Орловской - более 75% дохода, а в Курской на крестьян возлагалась сумма налогов, вдвое превышающая их годовой доход.

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был весьма слаб. Раз в год генеральную проверку производили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов, которые в гораздо большей степени заботились о частных интересах торговцев и промышленников, чем о пополнении государственной казны.

Позже сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

1886 г. ознаменовался преобразованием оброков прибалтийских крестьян в выкупные платежи.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В соответствии с Наказом податным инспекторам по губерниям европейской России, утвержденным управляющим Министерства финансов 12 августа 1885 г., податные инспекторы были обязаны наблюдать за правильностью привлечения к платежу земель, подлежащих обложению государственным поземельным налогом; проверять ведомости по налогу с недвижимости; собирать сведения о составе открывшихся наследств; уточнять доходность и ценность земельных угодий, лесных пространств, горного и соляного промыслов; собирать и представлять в Казенную палату сведения о состоянии торговли и промышленности; устанавливать время года, когда крестьяне располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов; следить за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам. Кроме того, чины податных инспекций были обязаны присутствовать при составлении акта об уничтожении пожаром или стихийным бедствием недвижимого имущества, облагаемого налогом; наблюдать за правильностью торговли; осуществлять проверки, а в случае выявления нарушений - составлять протоколы и возбуждать дела.

Для осуществления контроля за уплатой промыслового налога специально создавались особые присутствия по промысловому налогу, в которые входили чиновники Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, представители общественности в лице купцов и городского самоуправления. Непосредственными исполнителями являлись податные инспекторы и торговые депутаты, представляющие городское самоуправление и предпринимателей. В этой связи отмечалось, что «призыв к жизни податных комиссий может иметь самое благоприятное влияние на развитие общественного духа, на воспитание в гражданах привычки относиться к своим финансовым обязанностям, как к делу первостепенной важности; он может содействовать установлению того взаимного контроля, который способен предотвращать многие злоупотребления. На податных инспекторов также возлагался общий надзор за соблюдением порядка продажи отдельных товаров, подлежащих «обандеролению», например чая.

налогообложение подать бюджет пошлина

А. ФИНАНСЫ

Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и постоянно проводилось различие между тем и другим. Выясняется, что князь имел право на одну треть годового дохода или, во всяком случае, с дани, которую платили завоеванные племена. Так, княгиня Ольга присвоила одну треть дани, уплачиваемой древлянами; Ярослав, в то время когда он был заместителем своего отца в Новгороде, имел право на одну треть годового дохода, отправляя оставшийся баланс в Киев, и так далее.

Между прочим, вся княжеская семья в целом – Дом Рюрика – должна была обеспечиваться из государственного дохода, и каждый член семьи требовал его или ее долю в этом доходе. К примеру, из грамоты, дарованной князем Ростиславом Смоленским епископу этого города (1150 г.), мы узнаем, что определенная часть «дани», собранной в смоленской земле, принадлежит княжеской жене. Несомненно, подобные соглашения имели место и в других княжествах.

Обычным способом удовлетворения требований членов княжеской семьи было закрепление за каждым определенного района или города для обеспечения их существования («кормления», или «утешения»). Весь годовой доход (или его определенная часть из собранного в том районе) поступал в распоряжение владельца. Именно в этом смысле нам следует толковать замечание летописца, что Вышгород был собственным городом княгини Ольги, и подобные же утверждения о других князьях. В добавок к недвижимости, которой подобным образом пользовались члены княжеской семьи, каждый из них мог – а большинство так и поступало – владеть частными земельными наделами по его или ее собственному праву.

В этот период было три основных источника государственного дохода: прямые налоги, доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления, а также таможенная пошлина и другие налоги на торговлю281.

Прямые налоги развились из дани накладывавшейся на завоеванные племена первыми киевскими князьями. Как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани. Дань таким образом превратилась в постоянный налог, но древнерусский термин «дань» сохранился, и поэтому я буду продолжать пользоваться словом «дань».

Дань собиралась в несельскохозяйственных районах с каждого «дыма» (т.е. очага), а в сельскохозяйственных районах – с каждого земледельческого орудия (рало, т.е. плуг). Постепенно первоначальные значения обоих терминов утратились, и каждый из них использовался в условном значении как статья налогообложения. Не будет ошибкой указать здесь, что в монгольский и послемонгольский периоды термин «дым» в техническом смысле слова – как статья налогообложения – широко использовался в западной (литовской) Руси. В Московии эта статья называлась «соха».

В двенадцатом веке общая сумма дани была распределена по платящим налоги районам (погостам), и в каждом из них сам народ через своих сборщиков подсчитывал сумму, которую необходимо собрать с каждого «очага».

Дань налагалась только на сельское население. Большие города были свободны от уплаты каких-либо прямых налогов. Жители мелких городов платили налог, значительно меньший, чем дань, известный как «погородье». В дальнейшем освобождение от налогов имело социальный характер: люди из высших классов («мужи») не платили дани, где бы им не случилось жить. То же самое представляется верным и по отношению к представителям средних классов («люди»).

С другой стороны, не было освобождения ни территориального, ни социального, от уплаты судебных издержек и штрафов. Эти штрафы, особенно за пролитие крови (вира), составляли важный источник государственного дохода, так же, как и дань. Вира и остальные штрафы собирались особым должностным лицом – вирником, который вместе с несколькими помощниками объезжал порученный ему район по крайней мере раз в год. Местное население должно было обеспечить этих чиновников пищей и фуражем для их лошадей. Перечень таких продовольственных поставок включен в «Русскую Правду».

Налоги на торговые сделки были многообразными. Во-первых, это мыто (сравни с готским mota)282, которое можно в определенном смысле назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах – с товара, который везут в повозках, и на речных набережных – с товара, перевозимого на кораблях. По всей видимости, не делалось различия между иностранными и просто иногородними товарами.

Во-вторых, это «перевоз» – пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку между двумя реками. Был также налог на склады, которые использовались иностранными купцами на рыночной площади («гостинное») и общий налог купцов, пользующихся рыночной площадью, для содержания последней («торговое»). В дополнение, особые платы взимались за взвешивание и измерение товаров на рыночной площади. Наряду с торговыми налогами здесь можно также упомянутьналог на гостиницы («корчмита»).

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Финансы Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

А. ФИНАНСЫ Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Финансы Обозрев меры Петра для увеличения количества и подъема качества народного труда, т.е. для расширения источников государственного дохода, перечислим их финансовые результаты. Не было, кажется, другой сферы деятельности, в которой Петр встретил бы больше

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Финансы и бюджет Как уже упоминалось, с конца 90-х годов началась перестройка денежной системы. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Финансы «Глубоко озабоченные интересами государства и днем и ночью, мы стараемся установить то, что требует ситуация в важных пунктах, и в частности налоги и подати, без которых нет процветания», - писал Юстин I префекту провинции Африка Феодосию 1 марта 570 г. Ни в одном

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Государственные финансы Хотя министерство финансов одолжило менее 75 миллионов долларов до 1900 г., ему потребовались дополнительные 700 миллионов (почти все заимствованные у Лондона) во время и после войны с Россией. Муниципалитеты взяли взаймы почти 100 миллионов долларов

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

О чем поют финансы Банковское дело для братьев не замкнулось на одном Харьковском земельном банке. Напротив, с его приобретением они почувствовали настоящий вкус к этому делу и вплотную занялись банковскими операциями. Уже в 1902 году ими был организован «Банкирский дом

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735) автора Курукин Игорь Владимирович

Колониальные финансы Как уже говорилось, российское командование попыталось наладить в новых владениях сбор налогов. Согласно царским инструкциям, к сбору пошлин и податей следовало приступить немедленно: как только войска «оснуются», Матюшкин был обязан «в Баку

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

автора Керов Валерий Всеволодович

5. Финансы 5.1. Во второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 г. для получения дополнительных средств и поддержки обращения медных денег были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. Для организации их обращения были

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Финансы В начале XIX в. бумажный ассигнационный рубль, обменивавшийся на медь, обесценился, особенно в результате войн с Францией, Швецией и Турцией, а также вынужденного прекращения торговли с Англией. В 1810 г. один рубль ассигнациями оценивался в 19 коп.

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

На Руси финансовая система формировалась одновременно с объеди­нением древнерусского государства лишь в конце IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Сначала она была нерегулярной, а затем превратилась в систематичес­кий прямой налог. Тогда же появилась русская гривна – слиток серебра различной формы, служивший самым крупным денеж­ным знаком на Руси вплоть до XIV в. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины.

В Древней Руси было введено поземельное обложение. Прямые налоги определялись на основе «сошного типа». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земель и социального положения владельца.

Таким образом, при сборе прямых податей главным объектом обложения служила земля. Расчет налога осуществлялся на осно­вании писцовых книг, в которых указывались площадь и качество земель, их урожайность, населенность.

Косвенное налогообложение су­ществовало в форме торговых и судебных пошлин. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Наиболее крупным источником дохода были торговые сборы. В летописях упомина­ются пошлина с серебряного литья, клеймения лошадей, гости­ная, с соляных варниц, рыбных промыслов, а также сторожевая, медовая пошлина, пошлина с браков и т.д.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что слу­жило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сбор­щиков. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и лавок, сборы с публичных бань, питейной торговли, так как изготовле­ние и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Источником дохода казны служили и оброки. Тем, кто пла­тил больше, на оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Доход казне давали и оброчные ставки на казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др.

Несмотря на политическое объединение Русских земель к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Для династии Романовых финансы были наиболее слабым местом. Отсутствие теории нало­гообложения, необдуманность практических шагов порой приво­дили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело в 1648 г. к соляным бунтам. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество.

Крупномасштабные государственные преобразования в Рос­сии во всех сферах экономики, включая финансы, связаны с име­нем Петра I (1672-1725 гг.). До его правления финансовая сис­тема Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере воз­никновения и возрастания потребностей казны вне связи с ре­альным экономическим положением страны. Петр I предпринял уси­лия для развития производительных сил страны. Он считал это необходимым условием укрепления финансового положения. В хозяйственный оборот вводились новые промыслы, развивались горное дело, обрабатывающая промышленность. Создавались ка­зенные фабрики и заводы, которые затем передавались в част­ные руки. Зачинателям производства давались значительные де­нежные ссуды и льготы.


В этот период в России возникли метал­лургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Эти меры расширяли налоговую базу. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны, требующие новых дополнительных расходов на реорганизацию армии, строи­тельство флота. Вводились новые военные налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанностью которых было находить новые источники доходов казны. Так, был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дво­рни, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов и другие налоги и сборы. Благодаря прибыльщикам была введена пошлина на усы и бороды. Они предложили коренное изменение системы налогообложения: переход к подушной подати.

Одновременно Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложения, равномерность раскладки налогов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Петр I близко подошел к идее промыслового налога: учитывались не только дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение.

В период царствования Петра I появлялись и новые нетрадиционные налоги. Примером тому служит налог «на бороды». Введение этого налога имело не столько фискальные цели, сколько регулирующие. Посредством взимания «налога на бороды» Петр I стремился заставить население следовать западной «безбородой» моде.