Распределение и аккумулирование денежных средств. Функции бюджета

В числе наиболее мощных инструментов государственного воздействия на экономику следует назвать финансовое управление на бюджетной основе, называемое бюджетным регулированием. Бюджеты разных уровней образуют сердцевину финансовых институтов государственного управления экономикой. Роль бюджетной системы государства настолько велика, что ее правомерно считать самостоятельным институтом государственного управления экономикой наряду с банковской системой.

Государственное бюджетирование как основное проявление финансового планирования представляет процесс формирования и использования бюджета - централизованного денежного фонда в целях финансирования обширного круга общественных благ, государственных программ. Государственное бюджетирование образует верхнюю часть пирамиды бюджетирования, охватывающей бюджетные процессы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

Бюджет, понимаемый упрощенно как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, в действительности представляет более сложное и многогранное понятие. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, организация, семья. С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. С третьей стороны, бюджет отражает финансовое поведение, финансовую политику обладателя денежных средств, его умение балансировать доходы и расходы, распределять финансовые ресурсы.

Бюджетная деятельность на государственном уровне, которую, собственно, и именуют государственным бюджетированием, представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой, отображает не только финансовую, но и социально-экономическую политику государства в целом. Хотя государственный бюджет аккумулирует в себе только денежные средства государства, получаемые и расходуемые в течение одного года или другого бюджетного периода, он оказывает влияние на движение финансовых ресурсов, денежные потоки, а тем самым и на социально-экономические процессы в целом. С государственным бюджетом связаны, от него зависят инфляция, государственный долг, государственные социально-экономические программы, финансирование бюджетных организаций, социальные пособия и выплаты.

Бюджетирование, как форма государственного управления включает:

  • - установление объемов и структуры денежных доходов государства, источников доходов в течение бюджетного периода;
  • - формирование структуры и объемов, адресацию денежных расходов государства в течение бюджетного периода;
  • - достижение определенного уровня сбалансированности денежных доходов и расходов государства за бюджетный период;
  • - выделение приоритетных направлений расходования денежных средств государства, которые должны быть гарантированными, обеспеченными (защищенные статьи государственного бюджета);
  • - увязку бюджетов с основными направлениями проводимой государством экономической и социальной политики;
  • - создание государственных резервов, запасов денежных средств и регулирование внутреннего и внешнего государственного долга.

Таким образом, представляя в формальном восприятии законодательно утверждающую роспись государственных доходов и расходов за определенный период времени, государственный бюджет является в то же время финансовой основой государственного управления экономикой. В содержательном плане государственный бюджет есть способ формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов государства в целях финансирования государственного (бюджетного) сектора экономики, социальной сферы и обслуживания государственного долга.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько- нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход вытекает из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

В странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования.

Принципиально важен и тот факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты в парламентах и их комиссиях прорабатываются самым детальным образом, по всем доходным и расходным статьям, даже по отдельным объектам. В результате реформ бюджеты стали и в России предметом рассмотрения и утверждения законодательными органами. Но утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем, к сожалению, не всегда помнят. Бывает, что властные органы принимают решения, разрушающие утвержденный бюджет.

Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций имеют контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают намеченные, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.

Бюджетно-регулятивная функция государства в странах с рыночной системой хозяйствования достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой. С помощью бюджетов государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы.

Совокупность бюджетов, используемых в стране, именуют бюджетной системой. В странах с федеративным государственным устройством такая система обычно складывается из бюджетов трех уровней:

  • 1) федеральный бюджет, в котором сосредоточены бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер. Через этот бюджет также происходит процесс распределения и перераспределения национального дохода между различными субъектами Федерации;
  • 2) бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты), в которых сосредоточены бюджетные финансовые ресурсы крупных регионов, входящих в состав Федерации;
  • 3) местные (муниципальные) бюджеты, состоящие из финансовых ресурсов административно-территориальных образований в виде городов, районов, поселков, населенных пунктов.

К трехуровневой бюджетной системе, охватывающей федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, примыкают бюджеты хозяйствующих субъектов (юридических лиц) и семейные бюджеты. Бюджет хозяйствующего субъекта известен под названием бухгалтерского баланса, в нем сопоставляются доходы и расходы предприятия, компании, фирмы за определенный период времени. Семейный бюджет представляет таблицу доходов и расходов семьи за месяц или год. Бухгалтерские финансовые балансы доходов и расходов организации составляются в обязательном порядке, тогда как составление семейного бюджета - добровольное дело каждой семьи.

Общая структура бюджетной системы Российской Федерации представлена ниже на схеме 5. Реальная структура бюджетной системы несколько сложнее простейшего трехуровневого представления. Каждый из первых двух уровней этой системы представлен в двух формах: консолидированной и унитарной. Консолидированный бюджет в отличие от унитарного включает, охватывает как собственно бюджет данного уровня (федеральный, субъектов Федерации), так и бюджеты нижестоящего уровня.

Схема 5 Структура бюджетной системы Российской Федерации

В бюджетную систему России входят государственный бюджет в виде федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (включая бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации; краевые, областные бюджеты; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты городов, районов, поселков и других населенных пунктов.

Бюджетная система Российской Федерации строится на законодательной основе в виде бюджетного законодательства. Общие принципы бюджетного законодательства, правовую базу функционирования бюджетной системы, протекания бюджетных процессов устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 г. Кодекс определяет правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Охарактеризуем основные принципы построения и функционирования бюджетной системы и государственного бюджета, как его определяющей части, закрепленные в Бюджетном кодексе России.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единообразие бюджетной документации и классификации, единый порядок построения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, их непротиворечивость:

Принцип самостоятельности бюджетов означает право самостоятельного составления и ведения бюджетов органами законодательной и исполнительной власти каждого уровня;

Принцип сбалансированности означает достижение соответствия доходов и расходов бюджета;

Принцип гласности (открытости) требует обязательного опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия бюджетов;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что такие средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.

В реальной практике государственного бюджетирования не все указанные принципы соблюдаются в полной мере. Об этом свидетельствует хотя бы сам факт наличия наряду с государственным бюджетом внебюджетных фондов, закрытости отдельных статей расхода бюджетных средств, неполной самостоятельности бюджетов нижних уровней. Государственный бюджет по своей экономической сущности отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования экономики, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления государством.

Посредством трансфертов, направляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и далее в муниципальные бюджеты, формируются в экономическом аспекте федеральные бюджетные отношения.

В условиях перехода к экономике, основанной на рыночных отношениях, принимаются меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных государственных и негосударственных предприятий, отказу от применявшихся в советской экономике методов всеобщего экономического патернализма. Бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление государственных программ, финансирование собственно государственных расходов.

В тех случаях, когда имеющиеся доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к внутренним и внешним займам (как источникам доходов бюджета), прежде всего у организаций кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции, финансовых кризисов.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к величине валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике - ее развал, неэффективность финансовой системы, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всей экономике и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в первой фазе перехода к рыночной экономике в России, - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невне- сение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей вследствие распада единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х гг. дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20-25% доходов и превышал 5% ВВП.

В начале первого десятилетия XXI в. российскому государству удалось сломить тенденцию дефицитного государственного бюджетирования и освоить составление профицитных, безубыточных бюджетов.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов. В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет других ресурсов для кредитования, кроме увеличения выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, банков посредством продажи им государственных облигаций, способно порождать порочный круг, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг складывается из двух составляющих: менее опасного внутреннего долга, о погашении или реструктуризации которого легче договориться со своими внутренними кредиторами, и более отягощающего внешнего долга, обслуживание которого должно быть согласовано с иностранными кредиторами. Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование бюджетных средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ за 10 месяцев до начала очередного бюджетного года. Правительство же готовит на основе предварительных бюджетных материалов проект Закона «О федеральном бюджете на следующий год» и вносит его в Государственную Думу, где проект рассматривается в четырех чтениях.

При разработке бюджета на очередной год используется прогноз социально-экономического развития страны, составляется сводный баланс финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры на следующий год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета одобрен Государственной Думой и Советом Федераций, он передается Президенту РФ для подписания и обнародования.

Контроль за состоянием и ходом выполнения государственного бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая, теоретически, в своей деятельности не зависит ни от парламента, ни от аппарата президента.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

Многие люди занимаются тем или иным накоплением. Так, одни копят трудовые дни, чтобы потом достался большой оздоровительный отпуск, другие собирают вещи, а потом все накопившееся отвозят благополучно на дачу, а третьи предпочитают накапливать деньги. В статье рассмотрим подробнее последнее хобби, которое литературным языком называется «аккумуляция денежных средств».

Определение понятия

Что же такое аккумуляция вообще? В переводе с латинского данное слово означает "накопление". В нашем случае речь идет о финансовой стороне вопроса, а, следовательно, аккумуляция денежных средств подразумевает собой накопление своих собственных либо привлеченных извне денежных средств с той целью, чтобы получить выгоду, предоставляя данные финансовые активы нуждающемуся лицу под определенные проценты.

Простыми словами, аккумуляция денежных средств - это хороший способ увеличить капитал. Со стороны все кажется довольно простым, однако в наше время имеется проблема объединения лиц, которые владеют свободными средствами в необходимом объеме и людей, нуждающихся в них.

Аккумуляция денежных средств - это важное явление в экономике любого государства. Среди основных функций, которые выполняются этим процессом, следует указать следующие:

  • Перераспределение финансовых активов, поддержка бизнесменов и предпринимателей. Так, зачастую заемщиками банков становятся представители среднего и малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели. Бывают ситуации, когда у инициативных людей возникают прекрасные идеи и разрабатываются перспективные проекты, но нет финансов для их реализации на практике. Здесь как нельзя кстати приходят на помощь аккумулированные средства, которые сосредоточились в одних руках и могут быть направлены тем лицам, которые знают, как заставить деньги не просто лежать в банке, а работать.

  • Экономия драгоценного времени на поиски заемных денег. Вместо того чтобы заключать договоры о займе с несколькими держателями свободных средств, достаточно обратиться к одному.
  • Получение неплохой прибыли. Как известно, аккумуляция выгодна как тем, кто аккумулирует деньги, так и тем, кто вносит свои свободные средства и за это получает ранее обговоренный процент. По мнению многих финансистов, активы не должны быть «мертвым» капиталом, а, наоборот, всегда вращаться в денежных потоках, поскольку инфляция проявляет себя постоянно и может стать причиной обесценивания «залежавшихся» в ящике комода наличных.

Примеры аккумуляции средств

Зачастую у обычных граждан и у владельцев малого или среднего бизнеса возникают ситуации, когда срочно необходима большая сумма, а на руках такой нет. Гражданин в таком случае может обратиться к нескольким заемщикам и насобирать необходимый объем денег (например, для покупки жилья или автомобиля). Гражданину придется в дальнейшем выплачивать проценты в оговоренные сроки каждому из заемщиков. Это, конечно, неудобно и занимает много времени. А если бы один из заемщиков объединил свои свободные средства и чужие у себя и занял их нуждающемуся гражданину, то это была бы уже аккумуляция денежных средств граждан. Банк сегодня в финансовом мире играет ведущую роль в плане концентрации своих и чужих денег и их последующего использования. Поэтому большая часть населения сейчас предпочитает за займом обращаться в банковскую организацию, нежели к частному лицу.

Аккумуляция банком

В современном обществе самый яркий представитель, для которого характерна аккумуляция денежных средств, - это кредитно-коммерческие структуры, в частности, банки. Именно они занимаются тем, что сосредотачивают свободные деньги населения с целью их дальнейшего перераспределения и получения прибыли.

Мало кому известно, но ранее в банках использовались исключительно собственные свободные средства. Однако со временем популярность этих организаций значительно выросла, и они начали брать деньги у граждан в долг. Таким образом появились различные виды депозитных вкладов. Для чего нужны такие вклады самим банкам? Аккумуляция денежных делается с целью привлечения свободных финансовых ресурсов населения и их перераспределения за более весомый процент. Вся суть заключается в том, что человек относит свои средства в банк и занимает ему определенную сумму под процент (соответствующий процент по вкладу). Банк же, получив эти деньги, занимает их нуждающимся людям под еще больший процент, т. е. предоставляет кредит.

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день банки имеют в своем арсенале порядка 20 процентов собственных средств, в то время как привлеченные составляют 80%. Эта информация подтверждает тот факт, что банковская организация - это своеобразный посредник между лицами, владеющими свободными деньгами, и лицами, нуждающимися в них.

Способы банковской аккумуляции

Одним из самых распространенных способ привлечения свободных средств населения и некоммерческих организаций являются вклады. Чтобы привлечь как можно больше денег, банковские структуры используют такие формы сбережений, как: премиальные, пенсионные, молодежные, выигрышные и пр. В некоторых странах в дополнение к процентам, полученным от вклада, населению предоставляются дополнительные услуги (бесплатные почтовые переводы, телеграфные, торговые услуги и др.). Например, в Соединенных Штатах среди срочных вкладов первое место занимают сберегательные вклады населения.

Особенности деятельности банков

Работа банковской организации по аккумулированию средств имеет ряд особенностей:

  • банк направляет накопленные средства на решение чужих проблем (нужд);
  • аккумулируемые средства по праву собственности все равно принадлежат тому, кто принес их в банк;
  • деятельность, предусматривающая накопление и перераспределение средств, обязательно должна быть подтверждена на бумаге - лицензии;
  • собственные свободные средства составляют лишь небольшую часть от общего капитала банка;
  • аккумуляция свободных денежных средств является важнейшей функцией кредитно-финансового учреждения.

Плюсы аккумуляции

Рассмотрим, чем же хороши накопления для граждан и государства в целом. Аккумуляция денежных средств граждан позволяет самим держателям свободных денег получить от них прибыль. Кроме того, аккумуляция помогает развивать в стране малый и средний бизнес, пополнять государственную казну, а вместе с тем повышать уровень жизни населения. Что касается пополнения госбюджета, то здесь не последнюю роль играют государственные банки, которые выступают гарантами сохранения вкладов граждан. Нередко люди, выбирая между частными коммерческими организациями и государственными, останавливают свой выбор на последних, поскольку уровень доверия здесь значительно выше. Коммерческие структуры, в свою очередь, привлекают население более высокими процентными ставками по депозитным вкладам и более низкими - по кредитам.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об аккумуляции средств.

Сегодня вы узнаете:

  1. Толкование термина «аккумуляция»;
  2. Какие функции выполняет аккумуляция.

Что такое аккумуляция

Все мы занимаемся накопительством. Кто-то собирает ненужные вещи и отвозит их на дачу, кто-то копит рабочие дни, чтобы получить продолжительный отпуск, а кто-то копит денежные средства. Поговорим о последних.

Вклады нужны банкам для привлечения средств граждан с целью их дальнейшего перераспределения за больший процент.

Ведь, по сути, когда вы относите ваши свободные средства в банк, вы даете банку в долг под определенный процент, процент по вкладу. Затем банк одалживает эти средства нуждающимся с целью получения процентов по кредиту.

На данный момент банковские организации имеют в своем капитале не более 20% собственных средств, 80% приходится на привлеченные.

Таким образом, банки и банковские организации являются некими посредниками между гражданами, у которых есть временно свободные денежные средства и теми, кто в них нуждается.

Банк объединяет такие субъекты экономики по времени (то есть предоставляет заем тогда, когда в нем нуждаются и на определенный срок), по количеству (предоставляет ту сумму, в которой нуждаются единовременно) и по месту (не надо искать заемщиков и кредиторов, все в одном месте).

Банковская деятельность по аккумулированию средств имеет несколько особенностей:

  • Банк направляет аккумулируемые средства на удовлетворение чужих нужд и потребностей;
  • Право собственности на аккумулируемые средства остаются у тех, кто их внес в банк, то есть у вкладчиков;
  • Деятельность по накоплению и перераспределению заемных средств требует наличия лицензии;
  • Собственные свободные денежные средства банка занимают относительно маленькую долю в его капитале;
  • Деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств – одна из важнейших функций банка.

Функции аккумуляции

И, напоследок, давайте подумаем, почему деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств имеет важное значение для общества и государства.

Первая функция – перераспределение средств , поддержка малого и среднего бизнеса. Часто заемщиками банков становятся владельцы малого и среднего , .

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса позволяет развиваться экономике страны в целом и вносит значительный вклад в бюджет государства.

Вторая функция – сокращение издержек поиска заемных средств . В примере с ноутбуком гражданину «А» пришлось бы обойти нескольких людей, заключить несколько договоров, чтобы получить достаточную сумму. Аккумуляция позволяет избежать бумажной волокиты.

Третья функция – получение прибыли от временно свободных денежных средств . Как известно, деньги должны работать.

Аккумуляция – и есть деятельность по получению денег от денег. При этом прибыль получают не только те, кто аккумулирует денежные средства, но и те, кто вносит свои свободные средства и получает за них процент. Вспомните .

Таким образом, аккумуляция средств позволяет перераспределять средства, развивать малый и средний бизнес в стране, пополнять бюджет государства и улучшать уровень жизни населения.

Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации соци­альных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству.

Сущность государственного бюджета как экономической кате­гории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом:

Распределительной,

Контрольной,

Фискальной.

Содержание распределительной функции государственного бюджета (или функции экономического регулирования) реализует­ся в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государст­ва. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйст­вующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой госу­дарством социально-экономической политикой перераспределяют­ся затем как в сферы материального производства, имеющие для страны приоритетное значение, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ре­сурсов протекает не только между различными уровнями государ­ственной власти, но и между разными подразделениями общест­венного производства. Такой масштаб сферы действия распредели­тельной функции бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производ­ства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перерас­пределения через бюджет и части стоимости необходимого продук­та, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюд­жет является объективным количественным отражением экономи­ческих процессов, протекающих в структурных звеньях экономики - количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соот­ветствует ли размер поступающих в распоряжение государства ре­сурсов объему его потребностей, являются ли эффективными пря­мые государственные инвестиции и т. д. При этом в бюджетном процессе определяются узкие места экономики, и Правительст­во имеет возможность скорректировать направления движения централизованных финансовых ресурсов, чтобы воздействовать на активизацию деятельности тех или иных сфер экономики.

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискаль­ной политики государства - воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расхо­дов и налоговых ставок. Например, как известно из экономической теории, если уровень безработицы рассматривается как недопус­тимо высокий, то государство может снизить подоходный налог и/или увеличить государственные расходы, что приведет к росту деловой активности и снижению безработицы. Таким образом, фис­кальная политика служит инструментом контроля над безработи­цей и инфляцией, повышения инвестиционной активности финан­совых ресурсов, роста общего экономического потенциала.

Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.

Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Национального фонда Республики Казахстан. Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный банк РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемом между Национальным банком РК и Правительством РК.

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета - финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Пояснение.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов. Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственного управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы. Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита. Источники финансирования бюджетного дефицита: внутреннее финансирование (выпуск и продажа ценных бумаг; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; использование средств центрального банка) и внешнее финансирование (продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке; кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций; кредиты иностранных правительств).

1) Одна из функций государственного бюджета - финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата - да, верно.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства - да, верно.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга - нет, неверно.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства - нет, неверно.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства - да, верно.