Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории россии. Значение «круговая порука Круговая бородка

Круговая порука — ответственность всех за каждого и каждого за всех; теперь обычно служит для обозначения взаимного укрывательства в неблаговидных делах. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Порука")

Круговая порука — ответственность всей группы в целом и каждого члена ее в отдельности друг за друга. (Толковый словарь (1935 - 1940 г.) , "Круговой")

Пору́ка — То же, что ручательство. Отдать, взять на поруки кого-нибудь (на чью-нибудь ответственность). (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова)

Фраза "Круговая порука" упоминается в (1853 г.), :

- "Круговая порука. Миром снесем" (раздел " ")

- "Все за одного, и один за всех. Круговая порука" (раздел " ")

Примеры

(1921 - 1997)

"В классе всегда круговая порука , поэтому все подтвердили правоту моих слов."

(1826 - 1889)

" Дневник провинциала" , 4:

"Каким образом создалась эта круговая порука снисходительности - я объяснить не берусь, но что порука эта была некогда очень крепка - это подтвердит каждый провинциал".

Гр. А. Толстой

Дракон. 170:

"Ломбардии невзгоды и все муки.

Лишь от раздоров наших рождены,

И от измены круговой поруке!"

(1801 - 1872)

П.А. Игривый.

"При болезни тела страдает и душа; при боли души изнемогает тело. Это круговая порука".

На фальсификацию документов влияют такие общераспространенные факторы, как 1) высокий уровень децентрализации компании, контрольных органов 2) постановка руководством нереальных финансовых целей 3) непонимание менеджерами роли бухгалтерскою учета и аудита в оперативном управлении 4) сговор и круговая порука работников подразделения.  


На первом этапе у государства не было органов, которые могли бы взимать налоги. Отсюда стремление государства найти посредника между собой и плательщиком. Оно поручает весь сбор налогов естественному или искусственно образованному им союзу - городу или общине - под круговую поруку, а само определяет только общую сумму, которую требует от союза. Весь союз отвечает за уплату требуемой суммы. Между плательщиком и государством стоит такой союз, который заслоняет плательщика от государства. В этот период круговая порука и для правительства, и для таких союзов выгодна. Союз круговой поруки гарантирует полностью уплату требуемой суммы и использует эту гарантию как средство защиты от административного вмешательства в свои внутренние дела, что имело большое значение в условиях отсутствия законных гарантий. Круговой порукой были обеспечены не только прямые, но и косвенные налоги . Развивается так называемый оклад в косвенных налогах . Правительство поручает сбор косвенных налогов самоуправляющимся союзам с возложением ответственности на лиц, избранных самим союзом для взимания.  

Второй период характеризуется тем, что создаются государственные учреждения, которые берут на себя часть функций союза. Государство делает попытку приблизиться к плательщику, но не решается стать лицом к лицу с ним. Сумма (квота) определяется государством, но распределяется она между отдельными плательщиками не им, а союзами, каждому из которых государство назначает сумму налогов. Поскольку государство отказалось от полного нейтралитета в сфере раскладки налогов внутри союзов, то и круговая порука снимается с союза. Он раскладывает по норме, указанной правительством, и на этом его функции заканчиваются. Каждый плательщик отвечает за взнос налога лично . Таким образом, государство старается стать ближе к плательщику, чтобы лучше использовать платежеспособность граждан.  

Этими законами были установлены определенные правила раскладки сборов сельскими сходами и точный порядок их взыскания, а также облегчен и упрощен порядок предоставления льгот по платежу как оклада, так и недоимок. Применение круговой поруки было сначала ослаблено и упорядочено, а с 1903 г. и вовсе отменено. Надзор за взысканием с крестьян окладных сборов был снят с полиции и возложен на податную инспекцию и земских начальников. Привлечение к податному делу органов двух различных ведомств было слабой сторо-  

Их ответом было формирование круговой поруки, взаимного блата и пристраивание своих детей и родственников на выгодные места. Но всё же им хотелось окончательно превратить право распоряжения в право своего безраздельного владения тем, что пока оставалось общенародной собственностью.  

Наконец, существует довольно четкая тенденция к круговой поруке руководители отделов или служб внутри отделов обнаруживают реакцию солидарности перед лицом центральной дирекции, что заставляет их, например, скрывать истинные издержки того или иного отдела, находящегося в трудном положе-  

Корпоративные механизмы связаны с привязанностью к коллективу, группе, организации проявляется солидарность, ответственность, но может проявиться и круговая порука, групповой эгоизм.  

Беспринципные характеристики в немалой степени повинны в выдвижении на руководящие посты слабых работников. Наделяя человека не присущими ему положительными качествами, руководители, подписавшие характеристику, грубо нарушают принципы работы с кадрами, развращают людей, создают обстановку круговой поруки. Убедительное доказательство несостоятельности подобных характеристик мы получаем, изучая, так сказать, постфактум те из них, что были выданы на ском-  

При таком самостийном и волюнтаристском подходе руководителя к формированию аппарата управления может сложиться - и действительно нередко складывается - особо опасная обстановка, когда руководителю удается подобрать все свое окружение по признаку личной преданности. В результате создается коллектив, скрепленный круговой порукой. Наибольшие возможности возникновения подобного рода явлений существуют и в аппаратах управления сравнительно небольших предприятий, объединений, внутренних подразделений ведомств, учреждений.  

КРУГОВАЯ ПОРУКА (в применении к налогам) - в дореволюционной России способ обеспечения своевременного и полного сбора податей путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом. Члены общины отвечали друг за друга всем своим имуществом в случае неуплаты налогов отдельными плательщиками сумма подати разверстывалась между остальными членами общины. Действие К. п., существовавшей на Руси издревле, было узаконено нек-рыми государственными актами в XIX в. наиболее четкое выражение она получила в законе от 28 ноября 1833 г. о порядке взимания денежных сборов с государственных крестьян. В 1861 г. при отмене крепостного права К. п. была распространена на все сельское население, поскольку царизм был заинтересован в сохранении ее как средства закабаления крестьянской бедноты, выколачивания податей и взыскания недоимок. Прогрессивная и революционная общественность в России (от Н. Г. Чернышевского до В. И. Ленина) разоблачала реакционную сущность К. п. Она была отменена законодательными актами 1903 и 1906 гг. в связи с подготовкой столыпинской аграрной реформы.  

Следует сказать, что трудовые коллективы еще различаются по уровню социальной зрелости. Здоровый, зрелый коллектив не тот, где все поддерживают друг друга по принципу круговой поруки, а где лодыря заставят трудиться добросовестно, прогульщика и пьяницу призовут к ответу, руководителю помогут исправить ошибки, если он их допускает.  

Круговая порука - 1) способ обеспечения значительных доходов, господствующего положения в той или иной сфере производства, торговли, используемый определенной группой 2) способ обеспечения поступлений от налогов путем возложения на определенный круг лиц обязанности отвечать друг за друга всем своим имуществом (был распространен до создания налогового аппарата).  

Почему нижестоящие руководители предпочитают морально-психологический эффект, стремясь отстоять автономию управления в разрешении производственных задач сегодняшнего дня Потому, что их кредо - выполнять производственный план , избегая инцидентов и конфликтов с подчиненными работниками иначе его не выполнишь. Но их предпочтения оказываются искаженными, если план выполняется в результате всепрощении, снисходительности, панибратства, круговой поруки. Выполнить план любыми средствами - это значит обесценить его морально-психологический эффект, лишить рабочих чувства гордости за свой труд.  

В тех странах, где сохранялось общинное землепользование, имел место периодический передел пахотной земли среди крестьянских подворий, как это было и в России. Натуральная рента взималась помещиками (в роли которых выступало и государство) в целом, чохом - с общих земель и подворий общины. Крестьянский сход уже сам распределял такой оброк между подворьями на основе круговой поруки. Крестьяне вели не только свои патриархальные хозяйства, но и участвовали в общинном производстве и самообложении натуральным оброком в пользу помещика и государства.  

КРУГОВАЯ ПОРУКА - в дореволюционной России применительно к налогам способ обеспечения своевременного и полного сбора податей или налогов путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом.  

Особо отметим последнее положение. Данное положение очень важно и соответствует основным тенденциям современного западного аудита. С одной стороны, целью аудита является выражение мнения аудитора о достоверности отчетности , и аудиторская организация заключает договор с проверяемой организацией, согласно которому подряжается выполнить такую работу за определенное денежное вознаграждение . С другой стороны, существуют определенные объективные препятствия, в силу которых аудиторская организация может оказаться не а состоянии выполнить взятые на себя договорные обязательства . К таким обстоятельствам в первую очередь относятся отсутствие какой-либо важной бухгалтерской документации , непредставление аудиторам со стороны проверяемых необходимых разъяснений и вообще любые случаи серьезного уклонения проверяемых от конструктивного сотрудничества с аудиторами. Типичное видение аудита западными специалистами заключается в том, что акционеры вкладывают свои денежные средства в некое дело, берут на работу управляющего, который ежедневно ведет это дело, а раз в год приходят аудиторы и сообщают акционерам, что отчеты наемного управляющего о его работе и ее результатах верны. Или, напротив, аудиторы открывают глаза акционерам на просчеты, ошибки или злоупотребления управляющего или главного бухгалтера . Однако иногда основной акционер и управляющий предприятия - одно и то же лицо или родственные лица (а в российском малом и среднем бизнесе такая ситуация вообще типична), и аудитор видит , что при попытке сообщить акционеру о злоупотреблениях управляющего сталкивается с круговой порукой или оказывается в ситуации, когда информация о злоупотреблениях сообщается только лицу, в данных злоупотреблениях виноватому, и все это не позволяет изменить ситуацию к лучшему. Западная практика рекомендует аудитору в такой ситуации отказаться от задания, потребовав платы за фактически произведенные трудозатраты. Вернее, в МСА применяется такая формулировка Если в совершении мошенничества подозреваются лица, несущие ответственность за  

ИЗМЕНА - нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви. Отрицательная оценка И., даваемая ей моральным сознанием, обусловлена положительным значением, которое придается этим узам. Если эти узы утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть И. Напротив, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука, семейственность, групповщина и т.п.  

В 1885 г. Бунге вошел в Государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра I краеугольный камень финансовой системы Российской империи . Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 млн руб., часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (с 9 коп. за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой -В действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в  

Некоторому понижению подверглись и выкупные платежи , которые хотя и заносились в особый отдел росписи, но по существу отличались от прямых налогов только своею срочностью. При Витте были приняты меры к урегулированию судьбы недоимок в выкупных платежах , в огромном количестве накопившихся после неурожаев 1891 и 1892 гг., а также к уменьшению их оклада. Закон 7 февраля 1894 г. предписывал местной администрации разобраться в причинах происхождения недоимок по отдельным селениям и установить для каждого селения ту долю недоимки, которая могла бы ежегодно погашаться совместно с окладом для тех же случаев, когда прибавка их к окладу признавалась невозможной, разрешалось отсрочивать уплату недоимки до того времени, когда срок платежа оклада истечет. Предположения местных властей подлежали утверждению Министерств внутренних дел и финансов. Законы 13 мая 1896 г. и 31 мая 1899 г. имели целью уменьшить тягость оклада выкупных платежей . Достигалось это путем предоставления по ходатайствам крестьян рассрочки непогашенного остатка выкупного долга на новые сроки - в 28, 41 и 56 лет. Производилась, таким образом, конверсия выкупного долга, приводившая к понижению годичного платежа за счет удлинения выкупного периода. Ввиду слабого применения законов 1896 и 1899 гг., размер льгот был увеличен. Законы 1894,1896 и 1899 гг. дали местной и центральной администрации громадную работу, длившуюся много лет, но оказавшуюся бесполезной. Исследования платежной способности и недоимочности отдельных селений производились плохо проверка их в центральном управлении была невозможна. Конверсия выкупного долга не была понятна большинству крестьян. К 1900 г. рассрочка недоимок была почти закончена, но так как недоимки возникали вновь, то работа должна была постоянно возобновляться. Большое значение имело Положение 23 июня 1899 г. о порядке взыскания окладных сборов с надельных земель, дополненное Законом 12 февраля 1903 г. об отмене круговой поруки.  

Положение человека, подвергшегося остракизму, тем печальнее, что вышестоящее руководство далеко не всегда догадывается о наличии в этом коллективе круговой поруки. Не всегда и не сразу за кажущимся благополучием угадывается та истина, что людей сплачивают не высокие цели, а коллективный эгоизм, одномыслие, автором которого является руководитель. В таком коллективе обычно нет зримого движения вперед, но зато бдительно следят, чтобы кому-то не вздумалось вынести сор из избы. Надо ли пояснять, сколь опасны подобного рода явления.  

Надо ли говорить, сколь нетерпимо также устройство на должности по признакам личной преданности, родства и землячества. На этой почве принижается роль критики и самокритики, процветают семейственность и кумовство, создается обстановка нетребовательности, круговой поруки, угодничества и безответственности, что неизбежно ведет к различным злоупотреблениям. Люди, занявшие руководящие посты, не имея специального образования и профессиональных знаний , не в состоянии, понятно, осуществлять эффективное управление и уже только по этой причине склонны окружать себя недалекими и малоинициативными работниками. Некоторые из них, крепко уцепившись за чьи-то фалды, достигают подчас высоких постов, уже самим фактом пребывания в такой должности подрывают у людей веру в справедливость. Не ясно ли, что эти люди не могут служить примером для подчиненных, утверждать дисциплину и порядок, если сами являются олицетворением безответственности.  

Вместе с тем предпринимателям выгодно эксплуатировать всякие формы взаимной поддержки, совместной деятельности наемных работников . Даже суррогаты коллективности, иллюзорная коллективность ставятся на службу капиталу. Особенно большое внимание эксплуатации мнимой коллективности придается в развитых капиталистических странах в современных условиях. В США, Японии и некоторых других империалистических государствах довольно широкое распространение получили идеи патернализма, теория и политика человеческих отношений на производстве, которые идеологи капитализма пытаются объявить подлинно коллективистскими. В Японии, например, довольно широко практикуется пожизненный наем, применяется изощренная система круговой ответственности за результаты производства, перенесенная из докапиталистических эпох и обеспечивающая строжайший надзор за поведением каждого со стороны каждого. Система круговой поруки и всеобщего жесткого контроля за поведением и поступками наемных работников , приносящая дивиденды предпринимателям, конечно, не имеет ничего общего с коллективностью. По мнению буржуазных экономистов, применение различных форм коллективности (по примеру Японии) может сыграть роль фактора, ускоряющего развитие капиталистической экономики . Известный на Западе специалист в области японского менеджмента, профессор Высшей школы управления при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) Уильям Оучи настойчиво рекомендует широко внедрять новую философию, т. е. концептуальную основу управления, которая сводится к применению организационных структур , обеспечивающих коллективное управление на заводах и в торговых организациях. При этом он не скрывает, что коллективные усилия необходимы для увеличения прибыли , которая служит единст-  

Классовые противоречия в докапиталистических формациях складывались в недрах родовой организации, пробивали себе дорогу, разрушая различные формы первобытной и полупервобытной общности людей. Развитие общественного разделения труда было той объективной предпосылкой, которая способствовала формированию новых форм социально-экономической общности людей. Общинная организация становится не только носителем традиций коллективизма и взаимопомощи, но и инструментом отношений эксплуатации, превращаясь в связанную круговой порукой фискальную ячейку, проявляясь в исключительности каст, неравенстве сословий, антагонизме классов.  

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой, когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.  

Юридически надельные земли становились собственностью крестьян только после их выкупа. Вместо кун-чих на приобретённую крестьянами надельную землю выдавались особые данные, а сама земля поступала в залог, в обеспечение исправного внесения выкупных платежей . И хотя крестьяне именовались собственниками земли , на надельные земли не распространялось общее гражд. законодательство. Они рассматривались как особая крест, собственность. В течение 9 лет эти земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель необходимо было получить разрешение губернского присутствия, а вырученные деньги обращались прежде всего на погашение долга по выкупной ссуде. Впоследствии был запрещён также залог и дарение надела лицам, не принадлежащим к общине, н установлены др. ограничения в распоряжении крестьянами своими наделами. К роме того, но Положению 1861 земля закреплялась за сел. обществами, а не за крестьянами. Община отвечала круговой порукой за каждого домохозяина. Она имела право распределять землю по душам, ибо каждому зем. наделу соответствовала онредел. доля повинностей, от к-рых нельзя было отказаться, т. к. с 1893 выход из общины без согласия общества был запрещён. Т. о., II. з. сохраняло полукрспостнич. отношения.  

Круговая порука - форма групповой ответственности или коллективной (в зависимости от ситуации).

Круговая порука, как способ уйти от ответственности

Например, круговая порука среди медицинского персонала может быть способом снять ответственность за неквалифицированную помощь пациенту. Cвоеобразное коллективное укрывательство в неблаговидных делах. Человек, повязанный круговой порукой, идет по пути безответственности.

Круговая порука, как ответственность за других

Круговая порука, как ответственность всех членов за действия или выполнение обязанности каждым из ее представителем. Корпоративная ответственность в крупной компании - квартальная премия сотруднику выплачивается не только за собственные достижения, а строго при условии, что все структурные подразделения компании выполнили план. Например, отдел продаж к концу 1-го квартала не выполнил план. Премию при этом не получают не только продавцы, но и не принадлежащие к ним сотрудники, даже если последние показали очень высокие .

Другой пример: когда человек берет кредит в банке, ответственность ложится не только на заемщика, но и на его поручителей.

Истоки круговой поруки

Исторически круговая порука - это система коллективных жите­лей той или иной округи перед властями.

В России вплоть до начала XX века круговая порука действовала в сельских общинах. Облагалась ли община податью, взимались ли с нее казен­ные, земские и мирские сборы - она должна была гарантировать их выплату, даже если кто-то из членов общины уклонился от внесения своей доли. Если кто-то совершал проступок, отвечали за него все. Если кто-то отказывался участвовать вместе с другими в каком-либо незаконном деле, ему, без

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Круговая порука

В гражданско-правовом смысле вид корреального обязательства (см.) в его римской форме, единственный, как кажется, в современном праве остаток этой формы. Обязываясь каждый за всех и все за одного, участники К. поруки связаны и во всех последствиях долга. Освободительные акты, не имеющие значения способов материального удовлетворения кредитора, если они допущены по отношению к одному должнику, действуют здесь и для всех: цель К. поруки в том и состоит, чтобы поставить перед кредитором, вместо отдельных лиц, целую общину, как такую. Поэтому участниками К. поруки могут быть не члены любого союза, а лишь члены определенной территориальной единицы. Ответственность членов других союзов (товариществ) - всегда ответственность солидарная в современном смысле этого юридического понятия (см. Корреальное обязательство). Неправильно сближение К. поруки с простым поручительством (Гордон) и применение к нему правил о постепенности взыскания (beneficium excussionis): цель К. поруки, как и всякого солидарного обязательства - гарантировать своевременное и немедленное исполнение обязательства. Она, поэтому, всего ближе к поручительству на срок, а последнее ничем, по существу, от солидарного обязательства в современном русском праве не отличается (кассационное решение 69 / 1186). Неправильна, следовательно, и попытка установить различие между К. порукой и солидарным обязательством вообще, в форме корреалитета или чистого солидаритета.

См. Гордон, "Ст. 1548 т. X. ч. I-й и вопрос о К. поруке и солидарности в обязательствах" ("Журнал Министерства Юстиции", т. 35, 1868).

В . Н .

Круговая порука в Pocсии. На первоначальных ступенях общественной жизни правовыми субъектами являются не отдельные личности, а роды. За действия лица отвечает род, и если ответственность переносится на личность, то потому только, что последняя рассматривается как представитель рода. Формула К. поруки: все за одного и один за всех - ведет, таким образом, свое происхождение от времен родового быта. Хотя превращение родового союза в общинно-территориальный, а затем в государственный, и связано с постепенным выделением личности, как правового субъекта, тем не менее учреждение К. поруки не теряет совершенно своего значения и поддерживается или вводится вновь, частью вследствие сознания выгод его для лиц, составляющих общество, частью в силу государственных соображений об удобстве возложения исполнения известных задач на ответственность территориальных союзов. Первые указания на существование К. поруки в России встречаются в "Русской Правде" (некоторые ученые видят намек на существование этого института еще в договоре Олега с греками). К. порука, в пределах определенной территориальной единицы (верви), применялась к платежу пени (виры, продажи) за содеянное в округе преступление, когда преступник оставался неизвестен или когда убийство совершено было не с целью грабежа, а в ссоре, из мести и т. п. В XV - XVI вв. учреждение К. поруки нашло применение в устройстве губных округов, на жителей которых возложена была обязанность предупреждения и искоренения преступлений, с ответственностью, денежной и уголовной, за ненадлежащее выполнение этой обязанности. Начало К. поруки применялось в московском государстве и в некоторых других случаях. Так, недобор таможенного и кабацкого доходов иногда взыскивался с посадских и уездных людей, выбравших в целовальники виновников недобора; убытки, причиненные казне подрядчиком, взыскивались иногда с того посада, к которому он принадлежал; набирая из вольных людей отряды стрельцов, правительство возлагало на них ответственность по К. поруке за надлежащее исполнение каждым его обязанностей и за материальный ущерб казне в случае бегства со службы, и т. п. С течением времени сфера правительственного применения института К. поруки сокращается, а в конце концов она остается только в области фиска. Жители данной территориальной единицы искони обязаны были уплачивать определенную сумму податей. В интересах казны и самих плательщиков, раскладка сбора между домохозяевами предоставлена была населению. В тех же видах и собирание податей возложено было на выбранных плательщиками лиц. Отсюда некоторые ученые выводят заключение, что в моск. государстве на обществе плательщиков лежала ответственность за безнедоимочное поступление податей. Несомненно, во всяком случае, что ответственность перед правительством за недоимку в московской и императ. Руси несли сборщики податей, воеводы и другие лица, в ведении которых состояли крестьяне данного разряда. Под страхом этой ответственности (имущественной и личной), названные лица могли, при взыскании недоимок, применять, в большей или меньшей мере, начало ответственности одних плательщиков за других, даже в том случае, когда К. порука не была санкционирована законом. Правительство XVIII в., больше и больше развивая бюрократические порядки и отказываясь от применения начала К. поруки в различных отраслях государственного дела, утратило, по-видимому, всякое понятие о К. ответственности плательщиков податей, как одном из принципов организации податного дела в прежние времена. Это усматривается из того обстоятельства, что, будучи наконец вынуждено самой жизнью обратиться к К. поруке, как к средству обеспечения исправного поступления податей, правительство ввело ее не сразу, применяло ее сначала как меру крайнюю и давало этому применению различную мотивировку. Так, указом 15 января 1739 г. недоимку по сбору податей с купечества и государственных крестьян повелено этим сословиям разложить между собой "по званию их торгов и пожитков и владению земель", а взыскание недоимки, лежащей на крестьянах дворцовых, заводских, монастырских и т. п., обратить на самих крестьян лишь в случае, если ее нельзя пополнить из имущества вотчинных управителей, приказчиков и т. п. С учреждением, в 1797 г., департамента уделов и образованием разряда удельных крестьян, принято было за правило, что в случае накопления недоимки по причине лености и нерадения поселян, виновные предаются суду, а недоимка взыскивается с общества, в наказание за то, что "видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить". Обязанность общества отвечать за исправный взнос податей, как общее правило, установлена манифестом 16 мая 1811 г., дополненным указом 1828 г.; но при этом не было указано определенных мер взыскания, подлежащих применению к целому селению. С новым разделением в 1833 г. селений казен. крестьян на общества, было подтверждено и обязательство последних отвечать за исправный взнос податей, с добавлением, что если недоимка общества возрастет до годового оклада, то ответственность переносится на всю волость. Этим добавлением правительство ясно показало, что не считает К. поруку состоящей в связи с поземельными отношениями членов общества. Хотя с учреждением министерства государственных имуществ ответственность волости за недоимку сельских обществ была уничтожена, тем не менее К. порука не была приведена в связь с поземельным владением. Лишь в 1869 г. К. ответственность по сбору казенных податей, при общинном владении землей, была ограничена пределами поземельной единицы. В действующем законодательстве К. ответственность крестьян определяется ст. 187 общ. полож. о кр. и примеч. к ней. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землей, отвечает К. порукой за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей. Сельским обществам, находящимся в пределах одной волости, предоставляется, для облегчения К. ручательства, соединяться между собой, по общему их о том мирскому приговору. Крестьяне, имеющие все угодья своего надела в отдельном владении, не могут быть привлекаемы к К. ответственности в исправном отбывании государственных податей и повинностей за других крестьян, хотя бы и состоящих в том же обществе или селении, но не участвующих в означенном владении. Если в селении или части селения, имеющих отдельное владение землей и получающих на этом основании отдельный окладной лист, числится менее 40 ревизских душ, состоящих в окладе, то подати и повинности взыскиваются с крестьян без К. поруки. Возлагая на общества ответственность за исправное отбывание их членами податей и повинностей, правительство первоначально не указывало средств, к каким могли бы прибегать сельские сходы для понуждения отдельных плательщиков ко взносу следуемых с них сборов. В законе 16 мая 1811 г. волостным головам, выборным и старостам, для предупреждения недоимок, дано право употреблять, по мирскому приговору, упорных неплателыциков на работу в самом селении или отсылать их в рабочий дом, до уплаты недоимки, с отпуском домой для сельских работ на время с 1 апреля по ноябрь месяц. Те же меры могли быть принимаемы и по отношению к старостам и выборным, признанным виновными в нерадении. Продажа движимости, "яко для крестьян разорительная и для верности податей бесполезная", запрещена. Гораздо более обширные полномочия даны обществу в "Положении о взимании денежных сборов" 28 ноября 1833 г.; преподанные этим Положением правила, с некоторыми изменениями и дополнениями, вошли в действующее законодательство. На основании Положения 19 февраля 1861 г., взимание с крестьян податей и других казенных, земских и мирских сборов лежит на обязанности выборных лиц - сельских старост и сборщиков, состоящих под наблюдением волостного старшины. Лица эти не имеют права прибегать к каким-либо понудительным мерам взыскания, за исключением кратковременного ареста и небольшого штрафа (ст. 64 и 86 общ. полож.). Более серьезные меры взыскания могут применять к неисправным плательщикам только сельские общества, а именно: 1) обращение на возмещение недоимки дохода с принадлежащего недоимщику недвижимого имущества; 2) отдача недоимщика или кого-либо из членов его семейства в посторонние заработки, с обращением заработанных денег в мирскую кассу; 3) определение к недоимщику опекуна или назначение старшим в доме, вместо неисправного хозяина, другого члена той же семьи; 4) продажа принадлежащего недоимщику лично недвижимого имущества, за исключением выкупленной усадьбы; 5) продажа той части движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве; 6) отобрание у недоимщика всего отведенного ему полевого надела или части оного. К мерам, указанным в пп. 4, 5 и 6, общество должно обращаться лишь в крайних случаях, когда остальные меры взыскания окажутся недостаточными (ст. 188 общ. положения) [Приблизительно теми же средствами понуждения неисправных плательщиков были вооружены и общества мещан.]. Если, несмотря на все принятия меры, недоимка, лежащая на крестьянине, не будет пополнена к 1 октября, то она раскладывается сельским сходом на прочих крестьян того же общества и должна быть очищена к 15 января следующего года (ст. 189 общ. полож.). В случае неисправности всего сельского общества, оно понуждается к уплате недоимок через местную полицию (ст. 190); а при безуспешности мер понуждения, недоимка пополняется полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества (ст. 191). На практике порядок взыскания податей вообще и применение К. поруки в частности идут путем, значительно отклоняющимся от указанного в законе. Так, меры понуждения плательщиков, предоставленные законом обществу, сплошь и рядом, особенно в местностях с подворным владением землей, применяются сельским и волостным начальством и даже полицией. Когда к ним прибегает общество (обыкновенно - под сильным давлением со стороны полиции), то в большинстве случаев оно ограничивается мерами, указанными законом как крайние: продажей движимого имущества недоимщика или временным отобранием у него надела, для сдачи в аренду на пополнение недоимки, минуя средства, указанные в пп. 1-3 ст. 188 общ. пол., как неприложимые в крестьянском быту. Очень редко применяется и статья закона относительно раскладки между всеми членами общества недоимки, неуплаченной к определенному времени отдельными крестьянами. Такая дополнительная раскладка производится далеко не везде, и если применяется, то не как обычная мера, а спорадически, по требованию полиции, вдруг взявшейся энергически за взыскание запущенных недоимок; в этих случаях доля платежа, упадающая на зажиточных домохозяев, доходит иногда до 100 р. и больше. Так же редко наблюдается и мера продажи за недоимки движимого имущества всех членов сельского общества; может быть в большей половине уездов Европейской России эта мера за последние 6 лет не применялась совсем или применялась в крайне ограниченных размерах; в остальных уездах, по сведениям податных инспекторов, за указанный период времени продано имущества крестьян за недоимки всего общества на несколько сот или тысяч рублей в каждом, и в очень немногих уездах - на сумму от 10 до 20 тыс. рублей. Поэтому, разорительное влияние продажи крестьянского имущества за недоимки, по закону о К. поруке, распространяется не на крупные районы, а на отдельные общества. Описи крестьянского имущества совершаются неизмеримо чаще, нежели продажи; в большинстве уездов число продаж составляет не более 10- 1 5% числа описей. В одной губернии или даже в одном уезде какой-либо губернии полиция прибегает к описям в несколько раз чаще, нежели в другой губернии или другом уезде. Встречаются и такие уезды, где на сотню описей не приходится и одной продажи. Эти факты приводят к заключению, что к описи крестьянского имущества полиция весьма часто прибегает не в виде подготовки к продаже, а единственно с целью устрашения; как только напуганное население внесет часть состоящей на нем недоимки, дело не получает дальнейшего движения. Есть, однако, и такие местности, где число продаж крестьянского имущества мало отличается от числа описей его. Самая опись, если за ней и не следует продажа, не всегда проходит бесследно для хозяйственного положения населения, так как, под угрозой продажи имущества, недоимщики готовы прибегнуть к самым разорительным способам приобретения средств для уплаты части недоимки (займам из ростовщических процентов, преждевременной продаже продуктов сельского хозяйства, запродаже своего труда, сдаче в аренду земли и т. п.). Общества, из опасения К. ответственности, склонны побуждать крестьян к таким сделкам, а в крайнем случае сами отбирают у них землю. За исключением последнего способа очищения недоимки, предпринимаемого обществом из опасения ответственности по К. поруке, остальные средства, к которым прибегают недоимщики для получения денег на уплату податей, нельзя считать порождением закона о круговой поруке, так как продажа движимости недоимщиков (а также и отобрание у них земли для сдачи в аренду) допускается законом и по отношению к плательщикам, не связанным К. ответственностью. Хотя принцип К. поруки применяется весьма редко в форме, указанной в законе, тем не менее он составляет неотделимую часть всей земельно-податной общинной жизни, тесно сплетаясь с мотивами хозяйственного характера и получая применение не только в податном деле, но и в предприятиях чисто хозяйственных. Он служит одной из причин существующего в крестьянских обществах стремления сообразовать налагаемую ими на своих членов долю платежей, - независимо от свойства и происхождения последних, - с их хозяйственной состоятельностью; а так как крестьяне имеют тенденцию все платежи связывать с землей, то в местностях с малой доходностью хозяйства применяются системы разверстки общинной земли (а следовательно и податей), основывающиеся на рабочей силе домохозяев, как важнейшем источнике дохода для людей, живущих трудами своих рук. При этом, в качестве вспомогательных условий, принимаются иногда во внимание посторонние заработки семьи, ее хозяйственный инвентарь и т. п. Для того чтобы, не прибегая часто к общим переделам земли, можно было приспособлять податную тягость, лежащую на отдельных плательщиках, к их постоянно изменяющейся платежной способности, община нечерноземных местностей выработала систему частных переделов, так наз. свалки-навалки душ (земли и податей) - систему, путем которой легко достигается перекладка земли и податей с одной семьи, в хозяйственном отношении ослабевшей, на другую, более состоятельную. При раскладке текущего оклада сборов общества иногда освобождают от всех или части платежей наиболее бедных или подвергшихся несчастным случайностям своих членов, а также берут на себя часть старых, преимущественно безнадежных, недоимок. Местами общества следят за хозяйственной деятельностью ненадежных своих членов, не допускают их до разорительных поступков, не дозволяют выдавать им на руки страховой премии, а распоряжаются, чтобы из нее было уплачено за лес для постройки или за работу по стройке избы и т. п. Иногда общества избирают особых лиц, чтобы оказывать нравственное влияние на крестьян в смысле понуждения их к своевременной уплате податей. При затруднительности для бедных крестьян своевременно очистить лежащие на них платежи, общества очень часто покрывают следующую с таких крестьян подать позаимствованиями из мирских сумм, из доходов от оброчных статей, или прибегают к общественным займам денег, обыкновенно на невыгодных условиях, иногда с обязательством уплаты капитала или процентов трудом, продуктами сельского хозяйства или отдачей кредитору в пользование общинной земли. Позаимствования из мирских капиталов обыкновенно зачисляются долгом на недоимщиках, но значительная часть этих долгов не возвращается назад.

Литература. Лаппо-Данилевский, "Организация прямого обложения в Московском государстве"; С. Капустин, "Древнее русское поручительство"; Новиков, "О поручительстве по русскому праву"; Иван Собестианский, "К. порука у славян по древним памятникам их законодательства"; "Русская Беседа" (1860, № 2) - ст. "О К. поруке" Беляева; "Труды комиссии Высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов", Т. I - "Историко-статистические сведения о подушных податях", И. П. Руковского; "К. порука в суждениях редакционных комиссий главного комитета" (записка вице-директора департамента окладных сборов, Н. К. Бржеского); "Свод отзывов управляющих казенными палатами" (записка); "Существующий порядок взимания окладных сборов с крестьян по сведениям, доставленным податными инспекторами за 1887-93 гг."; "Северный Вестник", 1886, № 7 и 8, ст. Щепотьева; "Северный Вестник", 1886, № 11, ст. Щербины; "Русская Мысль", 1886, № 10, ст. Личкова; "Русские Ведомости", 1886, № 101, ст. Якушкина; "Вестник Европы", 1893, № 11, ст. Веретенникова; "Экономический журнал", 1893, № 4, ст. Максимова.

Определение 1

Круговая порука является групповой, коллективной солидарной ответственностью, когда общность людей отвечает по нарушенным обязательствам одного из своих членов.

Сущность круговой поруки

В соответствии с Юридическим словарем, круговая порука является ответственностью всех членов общины или иного коллектива за действия или исполнение обязанностей каждого из её членов.

По энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона круговая порука, в гражданско-правовом смысле, представляется видом корреального обязательства в его римском образе.

В обиходе эту терминологию применяют для обозначения согласия членов группы с действиями любого из собственных членов, а также его поддержки, активной либо пассивной. Довольно часто это словосочетание применяется с негативным оттенком.

Касаемо займов, тут каждый за всех и все за одного - члены круговой поруки связываются и во всех последствиях долга. Освободительные акты, которые не имеют значения способов материального удовлетворения кредитора, если они допускаются в отношении одного должника, распространяют свое действие в случае круговой поруки на всех её участников-членов. Этим образом, целью круговой поруки является то, чтобы поставить перед кредитором, не отдельных лиц, а цельную общину, как таковую.

В России до начала 20 века эта терминология применялась к ответственности сельской общины за недоимки и подати собственных членов. Отмечалось, что участниками круговой поруки могут являться не члены какого угодно союза, а только члены некой территориальной единицы. Для обозначения совместной ответственности членов иных товариществ использовался термин солидарная или корреальная ответственность.

Замечание 1

Необходимо заметить, что круговую поруку нельзя путать с поручительством простого типа и применять к ней правило о постепенном взыскании («beneficium excussionis»). Целью круговой поруки, как и любого солидарного обязательства, является гарантия своевременного и немедленного исполнения обязательства.

История круговой поруки

Первое упоминание о круговой поруке содержится в «Русской правде». Круговая порука применялась, в частности, в случае, если на конкретной территории («верви») совершалось преступление, и преступник оставался неизвестным, наказание в форме оплаты пеней («вира») налагалось на целую общину. Часть учёных усматривают намек на присутствие данного института ещё в договоре между Олегом и греками.

В 15-16 столетиях на жителей губных округов была наложена обязанность по предупреждению и искоренению преступлений, за невыполнение этих обязанностей они должны были нести:

  • финансовую ответственность;
  • уголовную ответственность.

В государстве Московском круговая порука также применялась в случаях недобора таможенного и кабацкого доходов - недобор могли взыскивать с посада, который избирал в целовальники виновника недобора. Кроме этого, убытки, которые были причинены казне подрядчиком, могли быть иногда взысканы с того посада, к которому он имел принадлежность. Собирая из вольных людей отряды стрельцов, правительство наделяло их ответственностью по круговой поруке за надлежащее выполнение каждым собственных обязанностей, а так же за материальный ущерб казне, если служивый сбежит со службы.

Со временем применение государством института круговой поруки сохранилось только в сфере фиска: жители какой-либо территориальной единицы исконно имели обязательства по уплате определенной суммы податей. Раскладка податей, подлежащих к уплате местными жителями определенной территориальной единицы, меж домохозяйствами проводилась самими жителями, а сбор податей был возложен на избранных лиц плательщиками. Некоторые учёные из этого сделали вывод, что ответственность за безнедоимочное поступление податей была возложена на общество плательщиков. Во всяком случае, нет сомнений, что ответственность перед правительством за недоимку возлагалась на сборщиков податей, воевод и иных лиц, в ведении которых находились крестьяне этого разряда. Под страхом такой ответственности – личной и имущественной, они могли, при взыскании недоимок, использовать, в меньшей или большей мере, начало ответственности одних плательщиков за иных, даже в тех случаях, когда круговая порука не являлась санкционированной законом.

В 18 веке всё сильнее развивая бюрократические порядки, отворачиваясь от использования начала круговой поруки в разнообразных отраслях государственного дела, утрачивало, по всей видимости, любое понятие о круговой ответственности плательщиков податей, как об одном из принципов организации податного дела прежних времен. Ввиду этого, будучи вынужденным в итоге обращаться к круговой поруке, как к способу обеспечения своевременного поступления платежей, правительство вводило её не сразу, а использовало изначально в образе меры крайней и задавало данному использованию разнообразную мотивировку.

В 1739 году указом Царя было велено недоимку по сбору податей:

  • с купечества и государственных крестьян разделить членам данных сословий меж собой;
  • недоимку с крестьян дворцовых, монастырских, заводских в первую очередь пополнять из имущества вотчинных приказчиков и правителей, и лишь в случае их неспособности оплачивать недостачи, взимать недоимку с крестьян.

С учреждением в 1797 году департамента уделов и формированием разряда удельных крестьян было принято решение, что в случае образования недоимки по причине нерадения и лености селян, виновные будут передаваться суду, а недоимка будет взыскана со всей сельской общины в наказание за то, что видя сотоварища собственного в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению собственного долга не постаралось его обратить.

В форме общего для всех правила обязанность общества ответить за исправный взнос податей закреплялась в Манифесте от 16.05.1811 г., дополненным указом 1828 г., но притом не были указаны определенные меры взыскания, подлежащие применению к целому селению. В это же время, в манифесте 1811 г. В целях предотвращения недоимок волостным головам, выборным и старостам давалось право использования неплательщиков в работах в поселке или отсылки их в работный дом до момента оплаты долга, из которого их выпускали для сельских работ с апреля месяца по ноябрь.