Что такое красота прекрасное как ценность культуры. Общественная ценность

Сфера эстетических явлений - это сфера прежде всего красоты и искусства, в той мере, в которой оно связано с красотой. Поле «эстетического» в жизни - это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создается своеобразное чувственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений действительности .

Культура в сфере эстетических явлений базируется на возможности у человека особых чувственных переживаний: наслаждения красотой и отвращения к безобразию. Эстетическая культура в общем - это обработка, оформление, облагораживание, одухотворение человеком среды и самого себя, направленные в сторону чувственного утверждения красоты и отрицания (неприятия) уродства. Человек эстетически культурный способен и настроен чувственно воспринимать, переживать и порождать (создавать) красоту: в созерцании, действиях, отношениях, в частности в художественном творчестве. И главное условие наличия и реализации эстетической культуры - так называемый эстетический вкус, т.е. способность человека к различению прекрасного и безобразного, красоты и уродства. Эстетический вкус - не просто показатель и критерий эстетической культуры. Он способствует ориентации человека в царстве эстетических ценностей, центральная из которых - красота .

Как любая духовная ценность, красота порождается в обществе, это ценность культуры . И как любая духовная ценность, реализуется она в жизни конкретных людей, в конкретных ситуациях.

Личностное переживание красоты является особым выражением ее общезначимости, ее человеческой ценности. Значимость в этом смысле, норма и идеал вместе образуют красоту как высшую ценность, в том случае, если норма оказывается индивидуализованной и внутренне принятой, а значимость ощущается как общечеловеческая, действительно высшая целесообразность, а не рассудочная разумность, не примитивная полезность.

Таким образом, красота как ценность культуры является отношением, в котором чувственно выражена человечность человека в его взаимодействии с миром . Эстетическая культура состоит в способности, во-первых, к различению красоты и безобразия (эстетический вкус), способности к переживанию красоты как ценности. И это - выражение обработанности, оформленности, облагороженности, одухотворенности чувственной природы человека.

Во-вторых, эстетическая культура предполагает способность и умение человека преобразовывать мир, обрабатывая его, оформляя, облагораживая, одухотворяя , - через порождение в нем красоты и преодоление безобразия. Это последнее как бы сконцентрировано и развернуто в художественном освоении человеком мира, в художественной деятельности, в искусстве.


Патристика.

Патристика - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов:

1) апологетика (II - III вв.)

2) классическая патристика (IV - V вв.)

3) заключительный этап .

Патристика разделилась на западную , где писались труды на латинском языке, и восточную , где произведения создавались на греческом языке. К наиболее известным относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст .

Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 219) был одним из крупнейших представителей «апологетики». С его трудов четко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. В отличие от Тертуллиана (ок. 160 - 230), тоже являвшегося «отцом церкви», но открыто выступавшего против философии и признания рациональных средств в сфере религии, Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. С помощью рационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое познание способно довести веру до состояния осознанной религиозности. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума (конечно, подобное положение фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского «верю потому, что абсурдно»).

Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшем существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия - одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый мир, столь же вечный, как и материя, и, подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона - «это мысли творца перед актом творения».

Каковы же атрибуты Бога? Не все атрибуты Бога уловимы чувствами или разумом, но некоторые из них, считал он, можно назвать. Раз есть «мысли Творца», что подтверждается целесообразностью устройств живых существ, то значит, источник их творения - Всемогущая Личность, Всесильное Существо. «Личность» (или «Существо») при этом не имеют прямой аналогии в природном мире, это, скорее, метафора для лучшего понимания акта творения. Творение же перманентно, оно не имеет начала, не будет иметь конца; оно есть непрерывная, бесконечная серия актов. Кроме того, Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы.

Августин обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. Бог сотворил их «из ничего», исключительно по своей воле.

В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное - он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил, насколько тогда это было возможным, данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.

Всемогущество божества было доведено Августином до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Все делается по воле Бога. Одним из атрибутов Бога является вечность, трактуемая как неизменность.

Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Сотворив природу и вещи, Бог сотворил и время. Но задумаемся: прошлое не обладает действительным существованием, его уже нет; будущего тоже не существует, его еще нет; настоящее же - ускользающее, оно есть миг. Прошлое связано с памятью, будущее - с надеждой, настоящее - с непосредственным созерцанием; иначе говоря, все они в душе, они субъективны. Правильнее считать, что есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее; в нем постоянное «теперь», статичная абсолютная вечность. Итак, по Августину, время характерно для конечных вещей, вечность - для Бога. Человек как тело смертен, но духовно способен приобщиться к Богу, к вечности.

Творение Богом вещей и человека предполагает наличие в нем идей и сотворенной им же материи. Но все вещи и люди оказываются несовершенными копиями божественных идей. Но все веши и люди оказываются несовершенными копиями божественных идей. Вещи и люди стремятся к идеальному, а поскольку они отягощены материальным, то достичь идеального состояния не способны. Говоря о предопределенности Богом судьбы людей (и это было отмечено выше), Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т.е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога. Августин призывал к неустанному поиску божественной истины, к твердой воле для достижения этой цели; сам поиск должен быть страстным, эмоциональным; познание Бога и любовь к нему должны быть неразрывно связаны между собой.

Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу (хотя конечного рубежа достичь в принципе невозможно). Одно из больших препятствий на этом пути - отсутствие полной искренности перед самим собой и перед Богом. Он обнаружил в «Исповеди», что, стремясь к правдивости, к искренности, он все-таки не в силах постоянно быть искренним перед собой и Богом и склонен обманывать даже самого себя и Бога. Установив это, Августин указал, что понимание данного обстоятельства, как ничто другое, свидетельствует о подлинной реальности самого себя. И он формирует тезис: «Я ошибаюсь (обманываю себя), следовательно, я существую». Обман, однако, можно в конце концов преодолеть - в минуты прозрений, в подчинении собственной воли воле Бога.

В истории человечества Августин замечает изменения к лучшему: все больше людей желает нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Второй град создан тоже по идее Бога, но у людей, составляющих этот град, имеются особые цели. Град земной - это мир себялюбцев, мир зла, в нем господствует похоть, «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами». Само государство оказывается «великой разбойничьей организацией». Град Божий - это мир добра, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. Августин делает попытку дать обзор истории всего человечества. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы. Но процесс этот бесконечен. Совершенное, идеальное государство осуществить невозможно.

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра: «________________________»

Дисциплина: Этика и эстетика

Реферат

На тему: Общественная ценность. Красота.

Выполнила:

студентка второго курса заочного

отделения, группы _22 ЭМЗ, 04/040

Фастова Надежда Александровна

Волгоград 2006г.


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о природе ценностей и их роли в общественной жизни непосредственно связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цивилизации, природы и общества и др. В аксиологических категориях – ценность, оценка, ценностные ориентации и т.д. – воплощается теоретический потенциал культуры определенного общества. В них аккумулируются представления людей о значимости самых разнообразных явлений действительности.

При рассмотрении данного вопроса нужно, прежде всего, четко обозначить проблему ценностей, а затем показать место и роль ценностей в развитии общества. Суть проблемы заключается в том, что понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям как «потребность», «благо», «полезность» и т.п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание. Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она одновременно предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность».

Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, что ценности являются характеристикой не вещи самой по себе в ее природном бытии, а явлений действительности, включенных прямо или опосредованно в общественные отношения, ценность есть проявление социального бытия вещи, имеет, таким образом, социальную природу.

Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, составляют ту сторону объективной среды, которая непосредственно воздействует на субъект. Учитывая это обстоятельство, можно выделить роль ценностей в жизни общества.

Ценность принадлежащих к определенному историческому периоду поступков, мыслей, вещей заключается как в том, насколько они способствуют общественному прогрессу, так и в том, насколько велика их роль в самосовершенствовании субъекта.


1. Ценностное отношение со стороны субъекта

С одной стороны, оценка – неотъемлемый компонент сознания, зависимый от субъекта, с другой стороны она связанна с ценностью, т.е. зависит от объективных условий.

Необходимо отметить, что оценочная деятельность субъекта не противостоит отражению. Нельзя считать, что отражение действительности и вынесение оценки – это два независимых по своей сущности процесса. В оценке отражаются не все свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения – значимости для субъекта.

Оценочная деятельность осуществляется как разумом человека, так и его чувствами, причем в разных видах деятельности сочетание этих моментов оценки различно. Так, к примеру, в науке преобладает рациональная оценка, особенно по отношению к полученным результатам, а в искусстве – идейно-эмоциональная.

Оценка зависит не только от качеств самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Они детерминируются спецификой общества, в котором живет субъект, его принадлежностью к определенному классу, нации или другой социальной группе, а также индивидуальными особенностями данного человека, его воспитанием, образованием, свойствами характера, темперамента. Отсюда и вытекает возможность различной оценки одного и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время.

Рассматривая структуру оценки, можно условно выделить две стороны:

1) фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д.;

2) отношение субъекта к объекту – одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и др.

И если первой стороной оценка тяготеет к знанию. То второй стороной – к норме.

Здесь следует уяснить, что такое норма, и какова ее связь с оценкой. Норма – это общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его поведение, в соответствии с интересами и ценностями общества или отдельных групп людей. Норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки.

Внутренне противоречивая природа оценки обуславливает и ее функции:

1. Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов оценка выполняет гносеологическую функцию, является специфическим моментом познания.

2. Оценка выражает направленность познания на использование знаний в практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность – назовем это активизирующей функцией оценки.

3. Вариативная функция: оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Формирование оценки происходит на основе сравнения явлений между собой и соотнесения их с существующими в обществе нормами, идеалами.

4. Мировоззренческая функция: оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира.

2. Классификация ценностей

Выделяют две основные группы ценностей.

В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, во втором – основанием для классификации является сам субъект ценностного отношения.

При рассмотрении первой подгруппы можно выделить ценности материальные и духовные .

Вычленим типы ценностей в зависимости от конкретных видов деятельности. Нужно обратить внимание на то, что координация и субординация ценностей определяется иерархией сфер общественной жизни.

Предметы природы, включаясь в практическую деятельность людей, становятся социально значимыми. Они образуют разновидность материальных ценностей, которые можно назвать природными.

Следует учесть, что развитие материального производства связано с изменением возможностей и потребностей людей, следовательно, приводит и к изменениям природных ценностей. Если раньше к ним относилось, прежде всего: плодородие земли, наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи в лесах, полезные ископаемые, судоходные реки и т.п., то сейчас вследствие разрушительных результатов глобальной человеческой деятельности ценностью становится и чистый воздух, и чистая вода, и сама планета Земля в целом. Поэтому среди природных ценностей обособляются ценности экологические.

К материальным ценностям относятся и ценности экономического характера. Они включают также и социальную значимость отношений собственности и самого процесса труда. А так как субъекты занимают различное положение в системе общественных отношений, то и ценность существующих экономических отношений и деятельности для них различна.

Скажем, для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экономические отношения представляют ценность, для подчиненного класса они таковой не являются, и такой класс-субъект не будет оберегать, и защищать их, а напротив, станет стремиться к их изменению.

Представляется важным особо рассмотреть проблему труда как ценности. Объективно труд для общества всегда социально значим. Но с другой стороны отчуждение труда приводит к снижению его ценности для субъекта, доходящему до ее отрицания. Такая оценка труда нашла свое отражение в христианской, в частности в евангельской, этике, содержащей поучения «не заботиться о завтрашнем дне», сравнивающей людей с птицами, травой, лилиями, которые «не сеют, не жнут, не трудятся, не прядут». Неоднозначная оценка труда наблюдается и в народном искусстве, где в сказках отражены мечты людей об избавлении от труда какими-нибудь волшебными силами.

Внутренне противоречивое отношение к труду как к ценности и одновременно отрицание ее, очень важно для общества. Неудовлетворенность трудом – это стимул для субъекта к изменению тех общественных отношений, в которых осуществляется труд, а также средств труда.

Поскольку производственные отношения и производительные силы характеризуют различные стороны развития общественных индивидов, необходимо особо рассмотреть проблему социальных ценностей. К ним относятся: жизнь человека, его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, также достижения национальной культуры.

Непосредственно к социальным ценностям примыкают ценности политические. Выделение их в качестве самостоятельного вида обосновывается следующим образом: политические отношения – это отношения между классами, нациями и государствами, возникающие на основе их интересов. Следовательно, по определению, политические отношения и закрепляющие их организации обладают социальной значимостью. Особенно повышается роль этих ценностей в сложных общественных ситуациях, когда необходима точность, взвешенность политических оценок.

Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?» Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей.

Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Таким образом, общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций.

Ценность – это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому. Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка.

Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя знать, когда рассматривается связь ценностей друг с другом. Часть мыслителей серьезно сближает ценности. «Прекрасное – это законченное выражение Добра. Добро же – законченное выражение Прекрасного», – считал Р. Тагор. По Сократу, знание, истина есть добро. Категоричен и Г. Флобер: «Все, что прекрасно, – нравственно». Другие авторы настроены менее оптимистично: «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий» (Л. Н. Толстой). Выясняется, что полное сведение одной ценности к другой несостоятельно. Б. Паскаль замечает, что «у сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен». Иногда нельзя свести одну ценность к другой, но есть возможность представить их взаимосвязь.

Не счесть утверждений, в которых в той или иной форме подчеркивается взаимодополнительность истины, красоты и добра, а так же равных им: ума, сердца и воли. В. Гюго писал: «Великая любовь неразлучна с глубоким умом, широта ума равняется глубине сердца; оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же умы. Высота чувств – в прямом соотношении с глубиной мысли. Сердце и ум – две конечности баланса». Философ видит в этом рассуждении концепцию прямой пропорциональности (В. Гюго говорит о прямом соотношении) истины и красоты.

Истина, красота и добро, дополняя друг друга, образуют нечто вроде положительного единства (В. С. Соловьев). Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но тем не менее каждая из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. И. Кант однажды определил прекрасное как символ морального добра. Категория символа здесь, на наш взгляд, появилась далеко не случайно. Рассматриваемые три ценности связаны друг с другом отнюдь не простой, а весьма сложной символической связью. В них выражена вся полнота жизни человека. При всем желании человек никак не может ограничить свое бытие одной из трех сфер: познания, чувства, поступка. В силу этого человек объединяет истину, красоту и добро. Тому, кто утверждает, что истина превыше всего, тут же укажут на достоинства красоты и добра. Кто считает красоту вершиной человека, упускает из виду истину и добро. А настаивающий на приоритете добра не до конца оценил достоинства истины и красоты. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления, резонанса. Разумеется,

истина (правда), красота (прекрасное) и добро – это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение (и ложь), безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек – это, естественно, дело его философского выбора, его свободы, его ответственности перед собой лично и перед другими.

Эстетические категории. Прекрасное (красота) как эстетическая категория и ценность

Раньше предметом эстетики считалось прекрасное.

Одной из первых в европейской эстетике является интерпретация эстетических категорий в Субъективно-антропологическом аспекте, ведущая свое начало от Сократа (V - VI вв. до н.э.). Для него центральной эстетической категорией является прекрасное, которое он понимает как определенную целесообразность. Прекрасной является вещь, пригодная для чего-либо, в этом смысле прекрасны и золотой щит Ахиллеса и мастерски сделанная корзина для переноса навоза.

Применительно к человеку прекрасное выступает как идеал, который понимается Сократом как прекрасный духом и телом человек. Сократ вводит в эстетику понятие калокагатиия. Которое станет одним из главных понятий и принципов в построении теории европейской эстетики.

Прекрасное проецируется через человека и на искусство, так как искусство, по Сократу, есть передача состояния души в образе-обобщении. Хотя у Сократа и нет еще развернутой системы эстетических понятий, но все же он очень определенно ставит в центр эстетического прекрасное в различных его модификациях.

Эстетический идеал Чернышевский определяет как возрастание красоты в человеческом обществе и соотносит его с общественным идеалом, идеалом человеческой жизни.

Отец «реальной эстетики» Этьен Сурио, у него малыми категориями являются: красивое - внешняя форма прекрасного, как выражение удачи, грандиозное - как совершенное, но устойчивое равновесие, изящное - как умеренность, простота и скрытая сила.

Центральной категорией платоновской эстетики также является прекрасное, интерпретируемое в объективно-идеалистическом духе. В общем, учении о бытии Платон («Парменид», «Софист») рассматривает и проблему восхождения, познания высших идей блага, добра и красоты (прекрасное).

И в этом процессе идея прекрасного обнаруживается на высшем уровне восхождения - интеллектуальной интуиции, так как прекрасное не может быть ни полезным, ни подходящим. Прекрасное - идея, имеющая свое бытие, которое не чувственно, не имеет формы, оно лишь умопостигаемое. Причем это умопостижение есть припоминание (анамнезис) бессмертной души вечной идеи прекрасного, так же как и идеи блага и добра, которые есть и причина и цель бытия.

Последовательное созерцание прекрасного есть воспитание души через эротическое восхождение.

Этот процесс иерархичен. Он начинается со способности созерцать прекрасные чувственные вещи (тела), поднимается к созерцания духовной красоты (дела и обычаи) и завершается созерцанием красоты знания (идеи). Здесь у души прорастают крылья, и она поднимается в мир идей.

Но поскольку у Платона чувственный мир есть становление (нечто существующее между бытием и небытием), то и познание прекрасного есть движения от небытия к бытию.

Но обнаружение идеи прекрасного не есть познание в строгом смысле этого слова, это - внезапное озарение ума видом красоты, и оно доступно лишь избранным.

По Платону красота - это «нечто ощущаемое с первого взгляда, нечто такое, что душа воспринимает как давным-давно знакомое и, узнав, приветствует его и сливается с ним.

Существую также и принципы систематизации.

Принципы систематизации носят универсальный, философско-эстетический характер:

Как мы видим, имеются три раздела в систематике, но мы будем рассматривать только одну эстетическую категорию, которая непосредственно касается темы (красота), а именно, раздел отражающий объективные состояния.

Под эстетическими категориями, отражающими объективные состояния, понимаются такие наиболее фундаментальные, узловые понятия эстетики, в которых в эстетическом аспекте отражено многообразие совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в общественном сознании.

Первую такую категорию - прекрасное - следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.

«Тайна красоты (т.е. прекрасного), - подчеркивает Дмитриева Н.А., - заключена в гармонических отношениях, образующих единство в многообразии…»

Но в чем заключается сущность гармонии? Так, например, В.П. Шестаков считает, что гармония - некая целостность, в которой существует «качественное различие и даже противоположность составляющих ее элементов»

Таким образом, думается, что гармония - это внешне непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешенны. Качественное же различие и противоположность есть свойство отношений между формами совершенного. Гармония есть «частный случай» совершенного, выражающий тенденцию развития в объективной реальности, т.е. в эстетическом аспекте это - прекрасное.

Наиболее точно на мой взгляд сущность прекрасного определяет традиционная японская эстетика, в которой существуют четыре основных понятия, определяющих сущность прекрасного, или красоты: саби, ваби, сибуй, юген.

Саби - это красота естественная, рожденная временным существованием какого-либо объекта или произведения искусства.

«Японцы видят особое очарование в следах возраста, - пишет Всеволод Овчинников. - Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины». В этом понятии, очень четко отражаются свойства прекрасного в природе и его органическая связь с искусством.

«Ваби, - пишет далее Овчинников, - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, картинного. Ваби - это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Не только картина или ваза, а любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, может быть произведением искусства и воплощением красоты. Практичность, утилитарная красота предметов - вот что связано с понятием ваби».

Оба эти понятия, выражающие эстетические свойства природы и искусства, соединяются в некое целое, выраженное через понятие сибуй. «Сибуй - это красота простаты плюс красота естественности. Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Кинжал незачем украшать орнаментом. В нем должна чувствоваться острота лезвия и добротность закалки. Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара».

В этих трех понятиях отразилась древняя традиция японской эстетической культуры, связанной во многом с синтоизмом.

Четвертое понятие - юген - более позднего происхождения, его содержание уже связано с буддийской культурой Японии.

Юген «воплощает собой мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности» и более того, оно связано с общей концепцией Индии, Китая, Японии определенного периода их существования - концепцией незавершенности.

Прекрасное, красота в этой концепции понимается как нечто вечное и мгновенное, как диалектическое единство единичного и всеобщего, будущего и настоящего.

И обобщая все выше сказанное о красоте нужно сказать, что же такое красота в социальном смысле. А в социальном смысле прекрасное - это утверждение оптимистического взгляда на мир в целом, в его вечности и гармоничности, которая наиболее полно реализуется в совершенном социальном устройстве.

В этом аспекте кажется странным утверждение А. Кучинской о том, что «расплывчатость понятия прекрасного и недостаток точности его дефиниции не только не мешает его воздействию, но еще более его усиливает, увеличивает общественную роль прекрасного в современном мире». Эта идея ведет к явному социальному релятивизму, снимает обще-социальные аспекты понимания прекрасного как социально совершенства. И отнюдь не увеличивает, а уменьшает роль прекрасного в жизни человека.

Этот релятивистский принцип А. Кучинской конкретизируется в следующем рассуждении: «Если нет предписаний и норм, указывающих, что считают прекрасным…, тогда мы сами вынуждены каждый раз решать, нравится нам данная вещь или не нравится».

Отсутствие социальных норм отнюдь не достоинство, а недостаток общественной и духовной жизни; как известно, всякая норма регулирует и совершенствует отношения в обществе, отношения в котором должны быть всеобще гармоничными и совершенными, т.е. прекрасными.

В социально-эстетическом аспекте этот принцип наиболее полно выражает сущность совершенной гармонии общественного бытия, т.е. является социальным выражением прекрасного.

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра: «________________________»

Дисциплина: Этика и эстетика

Реферат

На тему: Общественная ценность. Красота.

Выполнила:

студентка второго курса заочного

отделения, группы _22 ЭМЗ, 04/040

Фастова Надежда Александровна

Волгоград 2006г.

ВВЕДЕНИЕ 1Ценностное отношение со стороны субъекта2Классификация ценностей3.Социальная обусловленность ценностных ориентаций, природа ценностных ориентаций4.Эстетические категории. Прекрасное (красота), как эстетическая категория и ценностьСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о природе ценностей и их роли в общественной жизни непосредственно связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цивилизации, природы и общества и др. В аксиологических категориях ценность, оценка, ценностные ориентации и т.д. воплощается теоретический потенциал культуры определенного общества. В них аккумулируются представления людей о значимости самых разнообразных явлений действительности.

При рассмотрении данного вопроса нужно, прежде всего, четко обозначить проблему ценностей, а затем показать место и роль ценностей в развитии общества. Суть проблемы заключается в том, что понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям как «потребность», «благо», «полезность» и т.п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание. Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она одновременно предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность».

Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, что ценности являются характеристикой не вещи самой по себе в ее природном бытии, а явлений действительности, включенных прямо или опосредованно в общественные отношения, ценность есть проявление социального бытия вещи, имеет, таким образом, социальную природу.

Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, составляют ту сторону объективной среды, которая непосредственно воздействует на субъект. Учитывая это обстоятельство, можно выделить роль ценностей в жизни общества.

Ценность принадлежащих к определенному историческому периоду поступков, мыслей, вещей заключается как в том, насколько они способствуют общественному прогрессу, так и в том, насколько велика их роль в самосовершенствовании субъекта.

1. Ценностное отношение со стороны субъекта

С одной стороны, оценка неотъемлемый компонент сознания, зависимый от субъекта, с другой стороны она связанна с ценностью, т.е. зависит от объективных условий.

Необходимо отметить, что оценочная деятельность субъекта не противостоит отражению. Нельзя считать, что отражение действительности и вынесение оценки это два независимых по своей сущности процесса. В оценке отражаются не все свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения значимости для субъекта.

Оценочная деятельность осуществляется как разумом человека, так и его чувствами, причем в разных видах деятельности сочетание этих моментов оценки различно. Так, к примеру, в науке преобладает рациональная оценка, особенно по отношению к полученным результатам, а в искусстве идейно-эмоциональная.

Оценка зависит не только от качеств самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Они детерминируются спецификой общества, в котором живет субъект, его принадлежностью к определенному классу, нации или другой социальной группе, а также индивидуальными особенностями данного человека, его воспитанием, образованием, свойствами характера, темперамента. Отсюда и вытекает возможность различной оценки одного и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время.

Рассматривая структуру оценки, можно условно выделить две стороны:

1) фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д.;

2) отношение субъекта к объекту одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и др.

И если первой стороной оценка тяготеет к знанию. То второй стороной к норме.

Здесь следует уяснить, что такое норма, и какова ее связь с оценкой. Норма это общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его поведение, в соответствии с интересами и ценностями общества или отдельных групп людей. Норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки.

Внутренне противоречивая природа оценки обуславливает и ее функции:

1. Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов оценка выполняет гносеологическую функцию, является специфическим моментом познания.

2. Оценка выражает направленность познания на использование знаний в практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность назовем это активизирующей функцией оценки.

3. Вариативная функция: оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Формирование оценки происходит на основе сравнения явлений между собой и соотнесения их с существующими в обществе нормами, идеалами.

4. Мировоззренческая функция: оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира.

2. Классификация ценностей

Выделяют две основные группы ценностей.

В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, во втором основанием для классификации является сам субъект ценностного отношения.

При рассмотрении первой подгруппы можно выделить ценности материальные и духовные .

Вычленим типы ценностей в зависимости от конкретных видов деятельности. Нужно обратить внимание на то, что координация и субординация ценностей определяется иерархией сфер общественной жизни.

Предметы природы, включаясь в практическую деятельность людей, становятся социально значимыми. Они образуют разновидность материальных ценностей, которые можно назвать природными.

Следует учесть, что развитие материального производства связано с изменением возможностей и потребностей людей, следовательно, приводит и к изменениям природных ценностей. Если раньше к ним относилось, прежде всего: плодородие земли, наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи в лесах, полезные ископаемые, судоходные реки и т.п., то сейчас вследствие разрушительных результатов глобальной человеческой деятельности ценностью становится и чистый воздух, и чистая вода, и сама планета Земля в целом. Поэтому среди природных ценностей обособляются ценности экологические.

К материальным ценностям относятся и ценности экономического характера. Они включают также и социальную значимость отношений собственности и самого процесса труда. А так как субъекты занимают различное положение в системе общественных отношений, то и ценность существующих экономических отношений и деятельности для них различна.

Скажем, для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экономические отношения представляют ценность, для подчиненного класса они таковой не являются, и такой класс-субъект не будет оберегать, и защищать их, а напротив, станет стремиться к их изменению.

Представляется важным особо рассмотреть проблему труда как ценности. Объективно труд для общества всегда социально значим. Но с другой стороны отчуждение труда приводит к снижению его ценности для субъекта, доходящему до ее отрицания. Такая оценка труда нашла свое отражение в христианской, в частности в евангельской, этике, содержащей поучения «не заботиться о завтрашнем дне», сравнивающей людей с птицами, травой, лилиями, которые «не сеют, не жнут, не трудятся, не прядут». Неоднозначная оценка труда наблюдается и в народном искусстве, где в сказках отражены мечты людей об избавлении от труда какими-нибудь волшебными силами.

Внутренне противоречивое отношение к труду как к ценности и одновременно отрицание ее, очень важно для общества. Неудовлетворенность трудом это стимул для субъекта к изменению тех общественных отношений, в которых осуществляется труд, а также средств труда.

Поскольку производственные отношения и производительные силы характеризуют различные стороны развития общественных индивидов, необходимо особо рассмотреть проблему социальных ценностей. К ним относятся: жизнь человека, его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, также достижения национальной культуры.

Непосредственно к социальным ценностям примыкают ценности политические. Выделение их в качестве самостоятельного вида обосновывается следующим образом: политические отношения это отношения между классами, нациями и государствами, возникающие на основе их интересов. Следовательно, по определению, политические отношения и закрепляющие их организ