Как определить наличие души? Жизнь души вне тела. Душа между жизнями Всех ли есть душа

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти. Колебания составили всего 22 грамма - такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче. Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.


Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения. Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи. Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» - то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: . Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены. Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные. Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.


Дух и душа - в чем разница?

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух – высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать . Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания. Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких. Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть. Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад). Пока продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

Равнодушие дочери к старенькой больной маме...там нет души. Нет наверное сволочнее поступка, когда дети отказываются от ухода за больными, старыми родителями. Моя бывшая сестра и ее семейство, для которых моя мама все в жизни делала и тряслась за доченьку,отказалась вообще- ведь ее здоровью может повредить,она может набраться болезней и вообще квартира не ее, которую она забрала раньше не в счет, а раз она не прописала туда свою дочь-пусть ухаживает тот кто прописан-сын. Я и не собирался ее привлекать-это же ""элита"""которые живут,где вся ""элита" города, а за пределами как они выражаются-все быдло. За 3 года пока я ухаживал за мамой-у нее было 5 инсультов, гангрена ног-которые надо было все время промывать раствором перекиси и обрабатывать,перевязывать,даже позже надевая распиратор, чувствовалось запах гнилья,пальцы черные и уже отпадал один.Но это одно, памперсы менялись раз по10 на день,чтобы не было пролежней, но после этого надо было вымыть и протереть насухо,чтобы не было пролежней,они появились через 2,4 месяца, когда увезли в больницу на 12 дней с инсультом,хотя с утра до вечера с женой там были и переворачивали, но был вставлен катетор и вот результат, до этого размассажировали на копчике,тут как пошли и ступни и бока и на зади,только успевай обрабатывать. Естественно дочь появлялась проведать маму- первый раз через 7 месяцев, 2 через6, потом чаще через3,потом по графику недели через2, а когда мама уже не говорила и не понимала, то приходила на отметку почти каждый день на 5-10минут, постоит и уходит.В доме все спрашивали-"что сестра галочку об отметке поставила?" В свое время,когда мама была в здравии,но плохо ходила,навестил и зять,попросил подписать доверенность на дачу,так как маме трудно налоги платить и мало ли,потом только поставил перед фактом,что они продали дачу- вот очередной...как она переживала,ведь они с отцом все это воздвигали....не описать все, очень тяжело маме досталось,всю жизнь она защищала доченьку,а в старости та отказалась от нее-не помощи не по уходу ни какой, даже когда умерла моя мама,а умерла на моих руках, было сказано-0когда мы будем хоронить,чтобы им сказали и на поминки отказались идти. Вот мамочка и твоя любимая дочь, а сноху,которую всю жизнь гнобили- помогала мне, поднимали и мыли-заработала компрессорный перелом позвонка и 2 грыжи меж позвонковые, я не говорю о себе-много чего, спал по 2-4 часа в сутки, привык, сейчас уже в норме-таблетки не действуют,описывать чего набрался...я благодарен Богу,что он дал мне возможность ухода за моей мамой,она же моя-родная и помог, дал возможность вытерпеть...были случаи когда.приходилось писать отписку от увоза в больницу меня,жена в то время уехала помогать дочке в Питер, а у меня вдруг давление упало50 на30,упал очнулся сил что то нет, в общем история..., даже не пойму ка и вы карабкался,чудо,это только помощь Господа, Ладно,все проходит,моя мама уже там,у Боженьки, как все показали свое нутро-если еще в здравии мама сказала-"""с этой семьей даже не общайтесь, они злые,завистливые- это просто нелюди"" А завидовать им есть чему нам-мы любим с женушкой друг друга,а у них в семье этого никогда не было,что и у дочки ихней, только деньги. Я благодарен моим родным-жене,дочке и родителям жены,для меня они тоже мои.Простите,но про бывших сказать в оправдание нечего сказать,если даже батюшка сказал мне;""такие на смертном одре не изменятся"" Всем терпения и молитвы,

Существование души у человека

Момент смерти: душа есть! Доказательство

Во время работы над первыми выпусками телепередачи «Необъяснимо, но факт» ее ведущий, Сергей Дружко, решился на… он решил увидеть своими глазами настоящую смерть человека, с намерением получить новые свидетельства чего бы то ни было.

Единственной возможностью это сделать в короткие сроки - выходить на дежурство с бригадой экстренной медицинской реанимации. Использовав различные доводы, получилось договориться с одной из московских станций «Скорой помощи».

К сожалению, в таком мегаполисе вызовов “скорой” с вероятным летальным исходом долго ждать не приходится. Если сомневаетесь, сходите в любой столичный морг. Перед вашим взором предстанут горы трупов различной степени подготовленности к погребению. И это непрекращающийся конвейер «жизни». Вот и тогда, вызова тогда долго ждать не пришлось. У кого-то случился инфаркт. Конвейер в непрерывном движении.

Сергей не мешкая, присоединился к опытным врачам-реаниматологам. На большой скорости «Скорая» примчалась к простой панельной многоэтажке. Медики одни забежали в дом и спустя какое-то время оттуда вынесли на носилках довольно молодого человека. Быстро погрузили его в “скорую” и еще быстрее помчались в больницу. Перед Сергеем развернулась типичная сцена реанимации. Чтобы ничего не упустить, он находясь в салоне водителя, никому не мешая, стал снимать весь страшный процесс. За окнами автомобиля мрак, вой сирены, напряженные реанимационные действия врачей - все это оставляет неизгладимый отпечаток в сознании, в особенности если осознаешь, что в это время решается вопрос жизни и смерти. Или кто-то решает… А ведь многие могут оказаться в положении этого молодого человека в свое время.

Уколы, кислородная маска. Монотонный ритм пикающих приборов. Отточенные до автоматизма действия врачей. Все попадает в объектив камеры Сергея. И тут начинает происходить нечто ужасное. На всем печально знакомом экране возникает еще более печально известная прямая линия. Пиканье сменяет сплошной писк.

Теперь наступает очередь массажа сердца и электрических разрядов. Первый разряд, второй, третий. Ничего. Время идет, но писк не прекращается. Сергей рассказывал, что в это время появилось такое впечатление, что в «скорой помощи» присутствует нечто еще. Неизвестное, жуткое, но почему-то где-то в глубине души знакомое. Показалось, что время замедляет свой ход, а воздух становится плотным. У всех в машине участилось сердцебиение. Нечто из потустороннего мира становится практически осязаемым. И в этот миг Сергей заметил на экране видеокамеры нечто странное, что также смогли в последствии увидеть зрители канала ТНТ.

Над телом умирающего человека, за чью жизнь так упорно ведут борьбу врачи-реаниматологи, появилась какая-то дымка. Она будто облако. В это с трудом верится, даже когда ты все это наблюдаешь собственными глазами. Как назло, появились проблемы с камерой. Она вот только что работала без замечаний, но в тот миг того и гляди могла вовсе отключиться. Неужто на это каким-то образом повлияло загадочное облако? Разряды продолжались, но линия оставалась такой же ровной и спокойной, как и неподвижное тело.

Спустя 5 или 6 мин. облако стало рассеиваться. Еще через какое-то время изможденные и расстроенные медики прекращают попытки вернуть человеку жизнь.


Есть оправданный скепсис по поводу реальности приведенного случая, но аналогичный случай произошел несколько лет назад во время смерти некой 32-х летней Карины Фишер в клинике «Святого Сердца». Это был один из немногих случаев, когда рядовая операция вошла в анналы всевозможных парапсихологических архивов.

Суть в том, что при проведении операции над сердцем в операционной находился госпитальный фотограф Петер Валентайн. Временами он делал нужные фотографии. Так вышло, что один из снимков был сделан как раз в то время, когда появилась та самая прямая линия, то есть сердце К.Фишер остановилось. Это была 43-я минута. Когда стали печатать фото, то на них оказалась четко различимая сияющая человеческая фигура, которая возносилась над операционным столом. Вначале Валентайн подумал, что над ним кто-то подшутил, что было опровергнуто, после того как фотографии были отданы на экспертизу, которая подтвердила их подлинность. Во время операции никто из медиков, в том числе фотограф, ничего необычного не видел. А пленка запечатлела то, что было не видно человеческому глазу.

Вроде бы, обычная байка невменяемых уфологов. Но вот что последовало дальше: когда П.Валентайн показал снимок больничному священнику, тот был до такой степени ошарашен фото, что стал настаивать на его рассылке ученым и духовным лицам по всей Европе. Также этот снимок запросил Ватикан и признал самым ярким ! Это значит что сама Католическая Церковь считает, что это была душа. Такого поворота ситуации никто не ожидал. Впоследствии снимок неоднократно проверяли, но так и не нашли предпосылок к тому, чтобы считать его фальшивкой.

После этого П.Валентайн загорелся идеей фотографировать людские смерти до такой степени активно, что теперь в больнице «Святого Сердца» пациенты с легкостью могут определять степень тяжести собственной операции. Все зависит от присутствия или отсутствия Петера при операции.

Три дня в морге

На вопрос, что видит душа в момент смерти, может помочь ответить один неоднозначный уникальный случай, произошедший еще в советскую эпоху и нашумевший на весь Советский Союз.

1919 год, 5 марта — в селе Ярки Новосибирской обл. родилась Устюжанина Клавдия Никитична. На протяжении всей своей жизни она была типичным советским человеком и ничем особенно не выделялась. Воспитанная в духе атеизма, она посмеивалась над верующими и была далека от чего-то духовного. Так бы и прожила она свою жизнь в счастье и горе, пока ей не был поставлен страшный диагноз: рак поперечно-ободочной кишки.

1964 год, 19 февраля — ей назначили операцию. Но у медиков под руководством профессора Израиля Исаевича Неймарка что-то пошло не так, и Клавдия, вместо того чтобы пребывать в беспамятном наркозе, внезапно оказалась парящей над операционным столом. Сначала она не могла понять, что произошло, и просто стала наблюдать за происходящим. Однако операцию прекратили. При этом почему-то никто не начал накладывать аккуратных швов на распоротый живот, по быстрому прошлись большими стежками и повезли ее прямо в холодильник морга. На протяжении всего этого времени она все слышала, видела и уже поняла, что произошло.

Как можно было ожидать, она вспомнила своего самого близкого человека - сына Андрея - и тут же непонятно как оказывается рядом с ним и увидела, чем он занимается в тот момент. После она получила незабываемое впечатление от картины когда ее родственниками выдали свидетельство о смерти.

После она побывала во многих местах своей жизни, встречала близких ей людей. После этого она оказалась в каком-то незнакомом месте с зеленой аллеей, ведущей к излучающим свет вратам. Там она увидала незнакомку в длинных темных одеждах с прекрасным юношей. Он все время что-то просил у женщины, очень строгой. Когда они почти поравнялись с ней, та подняла вверх глаза и сказала:

Что происходило дальше, сейчас точно установить невозможно. Одни источники говорят, что она пролежала бы неизвестно сколько, но один из работников морга заметил, что ее ноги странного для покойников розового цвета. Как правило этот «румянец» вовсе иного цвета. Он потрогал ее - теплая. Разумеется, он поначалу не поверил. Позвонил врачам, а те только начали подшучивать над ним. Тот подумал, что и впрямь померещилось, но спустя еще какое-то время вновь ее потрогал - она оказалась все еще теплой. Тут-то сенсация и зародилась. Это было уже 22 февраля 1964 года. То есть минуло трое суток с момента операции.

Из других источников, также якобы основанных на ее словах, указывается на то, что сразу после свидания с женщиной на небесах она пришла в себя и увидала, как в холодильник завозят мужчину с отрезанной ногой и заодно замечают в ней признаки жизни.

Так или иначе, любопытный факт: когда месяц спустя ей назначили повторную операцию, то хирург Алябьева В.В. после нее расплакалась - она уже не нашла и следов рака. Неужто на это повлияли переживания в клинической смерти?

После этих событий Клавдия стала ярой верующим человеком и активно занималась прославлением Бога, и даже ее сын пошел служить в церковь. Умерла она в 1978 году.

Где находится душа у человека? Над этим вопросом рано или поздно задумывается каждый. Кто-то яростно отрицает ее наличие, кто-то считает людей носителями души, облеченной в бренную оболочку. Безусловно, вопрос сложный, ведь обсуждаемая нами субстанция незрима, а значит, с трудом поддается научному исследованию. Однако пытливые умы не сдаются. Попробуем обратиться к проверенным фактам.

Простое взвешивание

Во все времена ученые пытались ответить на вопрос, где находится душа у человека, по-разному. Опытные врачи утверждают, что видимые признаки наличия таковой у людей отсутствуют. Правда, нашелся доктор, который захотел опровергнуть своих коллег. Причем сделать это путем обычного взвешивания. Опыт Дункана МакДугалла показал, что вес людей перед кончиной и непосредственно после нее отличается. Врач даже обнародовал разницу в весе - 21 грамм. Ее и приписали отлетевшей от тела субстанции. Врач решил, что ему удалось узнать, сколько весит душа. Однако другие исследователи его разочаровали. Они сразу нашли логичное объяснение необычному явлению: на вес тела влияет обезвоживание организма после смерти. Так что потерянные граммы - вовсе не душевная субстанция, а обыкновенная влага.

Мистические события

Эксперименты Дункана МакДугалла сподвигли других ученых на поиски места, где находится душа у человека. Но беспристрастным исследователям вечно мешала мистика. Например, в 1960-х годах в городе Пушкино приключилась удивительная история. На кладбище трудился рабочий, который собирался водружать на могилу мраморное надгробье. Поздним вечером он вернулся на погост, чтобы убедиться, что каменная плита не застрянет между оградок. К его удивлению, над нужной могилой поднимался пар. Возникало впечатление, что покойник курит. Наутро к месту захоронения приехали обеспокоенные родственники. Шел сороковой день, и все были готовы к чему-то необычному. Приглашенный священник истолковал наблюдаемое явление по-своему. Он сказал, что на сороковой день душа покидает наш мир. Скорее всего, какие-то дела удерживают ее на земле, и она просит о помощи. Супруга умершего вспомнила, что тот не успел выкопать погреб матери в далекой деревне. Женщина поклялась над могилой, что непременно выполнит обещанное. Пар тут же перестал выходить. Люди вокруг были ошеломлены. Возникло ощущение, что покойник их услышал. Подобные события сильно сбивают с толку ученых. Что делать со свидетельствами очевидцев, которые противоречат разуму и логике?

Чудеса электромагнитного поля

Однако эмпирический подход также дает свои плоды. Даже в Советском Союзе проводились соответствующие эксперименты. В 1949 году ученый Семен Кирлиан сделал необыкновенное открытие. Он сумел установить, что человеческие органы светятся, если поместить их в электромагнитное поле. Об этом факте общественности поведали только 15 лет спустя. Энтузиасты тут же принялись фотографировать покойников. В результате люди узнали потрясающие вещи. Оказывается, в течение трех дней внутренняя энергия усопших то активизируется, то снижается. Причем у самоубийц этот процесс происходит с большей амплитудой. Последователи Кирилиана считают, что могут определить, где находится душа у живого человека. Но пока им это сделать не удалось.

Медленное затухание

В Санкт-Петербурге давно работают над изучением Изначально приборы должны были диагностировать состояние внутренних органов и систем действующего организма. Ученые выяснили, что свечение энергетического поля меняется в зависимости от состояния больного. Разнится форма, цвет, интенсивность и т. д. Попытка высчитать математическую закономерность затухания энергетического поля человека привела к неожиданным результатам. Оказалось, что тело светится еще некоторое время после смерти. Это может продолжаться до трех суток. Причем естественная кончина сопровождается плавным ослабеванием в течение двух дней, внезапная смерть - яркой вспышкой и резким спадом, а самоубийство - внезапной сменой интенсивности, которая со временем так и не стабилизируется. Ученые пришли к выводу, что у людей имеется некий «информационный каркас». Вполне вероятно, что это именно то место, где находится душа человека.

Вместилище души

Никто не знает, где находится душа. Тем больше у людей возникает предположений. Где она размещается? В сердце, груди, мозгу или другом человеческом органе? С глубокой древности этот вопрос волнует пытливые умы. Славяне искали незримую субстанцию в легких или солнечном сплетении. Недаром ее назвали «душа», что созвучно со словом «дышать». Жизнь продолжается, пока человек поглощает воздух. Значит, самое ценное находится у нас в груди. Кроме того, предмет нашего разговора считался самостоятельной частью. Например, испугавшись, славяне говорили, что у них «душа в пятки ушла». Китайцы считали обиталищем духа разум, а древние вавилоняне - уши. Вариантов много, давайте попробуем рассмотреть некоторые из них.

Часть мозга

В 17 веке была выдвинута первая научная теория о том, где находится душа. Великий философ и математик Рене Декарт назвал ее вместилищем эпифиз. Это единственный непарный участок мозга в нашей голове. Интересно, что у детей в возрасте до шести лет по форме он напоминает глазное яблоко с хрусталиком внутри. При внимательном изучении в нем можно найти элементы, похожие на фоторецепторы и нервные клетки. Однако чем старше становится человек, тем больше атрофируется эта часть головного мозга.

Исследователи выяснили, что некоторые сохраняют эпифиз в первоначальной форме даже в зрелом возрасте. Таких людей называют экстрасенсами. У них очень развита интуиция, они видят то, что скрыто от остальных. Так значит, душа человека обитает в голове? Исследователи из частично подтвердили эту теорию. Они делали энцефалограмму смертельно больным людям и установили, что кончина вызывает в мозгу активность, похожую на мощный взрыв. Электрические импульсы зашкаливают, а это значит, что из тела выходит большой объем энергии. Может быть, это говорит о том, что дух покидает бренное тело?

Сердце и душа

Человека невозможно себе представить без сердца. Ученые выяснили, что физические клетки этого жизненно важного органа разрушаются только на сороковой день. А, как мы все хорошо знаем, во многих религиях считается, что душа только на 40-й день отлетает в мир иной. Так, может, этот факт и является решающим для того, чтобы понять, зачем нужна душа и где она живет?

В 2012 году известные своей педантичностью германские ученые взялись точно узнать, где находится душа. Они собрали группу из людей, испытывающих сильные эмоции - ревность, безответную любовь, тоску по близкому человеку. Учитывались малейшие нюансы в показаниях приборов. Истину немцы так и не установили, но поняли, что практически все без исключения испытуемые чувствуют боль в грудной клетке. Именно там, где находятся лимфатические узлы и солнечное сплетение. Видимо, лимфатической системе отведены неведомые нам доселе функции - контроль над душевным состоянием и человеческими качествами. Это и вызывает ноющую боль в груди. С этим утверждением согласны далеко не все исследователи. А как же «душа в пятки ушла»? Некая субстанция с перепугу двигается по лимфатической системе вниз, к нижним конечностям? Стоит над этим задуматься.

Вездесущая кровь

Американцы убеждены, что вместилищем души является кровь. Люди, которым ее переливали, меняются внешне и внутренне. У них может увеличиться рост, изменится походка, модифицироваться форма лица. Например, военный врач Александр Литвин перенес переливание крови. Донорами оказались разные люди. И со временем тело нашего героя стало меняться. Он подрос на 4 сантиметра, поправился на 5 килограммов, у него появились чужие воспоминания, даже мочки ушей поменяли форму. Неужели вместе с кровью к человеку могут перейти психологические и физические качества донора? Значит, душа живет в крови?

Пересадка органов

В США давно ведутся наблюдения за гражданами, которым были пересажены донорские части тела. Особенно пристальному изучению подверглись пожилые люди, которые получили более молодые органы. Ученые были потрясены, когда поняли, что у пациентов стали меняться черты характера. Некоторые исследователи пришли к выводу, что ткань человека разумна и обладает собственным нравом. То есть органы начинают как-то преобразовывать чужеродную среду, поэтому их носители начинают вести себя по-иному. Люди чувствуют прилив сил и энергии, у них появляются новые увлечения и другой круг знакомств. Что это? Неужели вместе с частицей организма человек получает толику чужой души?

Заключение

Наверняка мы никогда не узнаем, сколько весит душа. Тем более что ее тяжесть и объем различаются в зависимости от обладателя. Известный врач-реаниматолог Артем Луговой утверждает, что вместилищем души может быть ДНК. Это высокоэнергетическая структура, которая при едином наборе хромосом делает нас совершенно разными. А это означает, что каждая клетка нашего организма может быть наполнена душой. Тогда каким образом она выходит из тела? Вопросов гораздо больше, чем ответов. А это значит, что впереди человечество ждет масса новых захватывающих открытий.

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.