В каком соборе происходило венчание на царство. Обряд венчания на царство как символ власти

Начиная с царя Михаила Федоровича до Императора Александра III. С 217 рисунками. , 283 с., с илл. Издание выходило ограниченным тиражом, не более 800 экз. Текст параллельно на французском и русском языках. Роскошное подарочное издание, вышедшее по случаю венчания на царство императора Александра III. Подносной экземпляр в издательском марокеновом переплете работы мастерской О. Кирхнера с золотым и блинтовым тиснением на крышках. 42х32,5 см. Муаровые форзацы. Тройной золотой обрез. Отличная сохранность. В книге имеется посвящение издателя императору Александру III, что делалось только на лучших изданиях того времени. Сам издатель о качестве своей книги без ложной скромности говорит: «альбом этот представляет в историческом и художественном отношениях единственное в своем роде издание». Большая р едкость в таком виде!

И обычный издательский вариант переплёта:

1 марта 1881 г. террористами был убит царь-реформатор Александр II. Поэтому из-за траура и опасений новых терактов церемония венчания на царство его сына Александра III откладывалась и состоялась в Москве только 15 (27) мая 1883 г. в Успенском соборе московского Кремля. В книге описана церемония священного коронации Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Описанию предшествуют царский манифест и именные Высочайшие указы о начале подготовки к церемонии. Досконально приводятся церемониалы въезда в Москву Высочайших лиц и самого коронования, представлены образцы костюмов различных должностных лиц во время церемоний (например, герольда). В церемониалах перечислены все предметы, необходимые для коронации, в том числе государственные меч, знамя и печать, порфиры, Большая и Малая короны, держава и скипетр. Представлены стихи, написанные по поводу коронации. Во все дни церемонии Москва впервые была украшена гирляндами разноцветных электрических ламп – недавнего изобретения, заказанных специально для празднования в Америке. Это было зримое проявление технического прогресса. Подробное описание городской иллюминации в честь праздника помещено в издании. Во время коронации народу раздавались золотые и серебряные жетоны, отчеканенные в честь этого события, различные угощения.

Церемония венчания на царство (Священного коронования) впервые была совершена для Великого Князя Московского Ивана III 4 февраля 1498 г. Это было связано с символическим переходом царской власти из Византии в Московское государство. Константинополь пал под ударами турок в 1453 г. и Москва осталась единственным оплотом православия и преемницей византийской государственной модели. Переход высокого статуса православной «империи» от Византии к Москве был закреплен браком Ивана III и наследницы императорского рода Софьи Палеолог. В то время церемония Священного коронования стала единственным способом легитимного наделения высшей, божественной властью и придания более высокого статуса монархии. Но к концу XIX в. этот ритуал воспринимается уже как дань традиции. Хоть и вынужденно, но все же церемония коронования Александра III была отложена. При этом он являлся полноправным монархом.


Для лучшего понимания значения таинства венчания на царство в книге помещен обстоятельный очерк истории складывания обряда. Описаны церемонии венчания всех царей и императоров из дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича, вошедшего на русский престол в 1613 г. Наследники престола из династии Романовых прошли через этот священный ритуал, наделявший их сакральным статусом помазанников Божьих, самодержавно управляющих огромной империей, поскольку монарх, не прошедший таинства помазания, не мог считаться законным носителем божественной власти. Таким образом, ритуал наделения властью имел системообразующее значение, любая деталь церемонии наделялась глубочайшим мистическим смыслом. Рассматривается значение символов государственной власти и регалий, история и состав государственного герба. Представлена обширная галерея портретов русских императоров и императриц, в которой изображены среди прочих Петр Великий, Екатерина II, Александр I и Александр II. Любое развитие или видоизменения деталей обряда, происходившие за историю коронации представителей рода Романовых, тщательно фиксировались и приведены в издании. В церемониях коронации находили отражение важнейшие события в политической и культурной жизни страны, с новыми монархами связывались новые надежды, и это зачастую произносили в торжественных речах православные иерархи, проводившие церемонию. Именно здесь показывались взаимоотношения духовной и светской властей, самодержавия и церкви.


Издание богато украшено: 217 иллюстраций в тексте, выполненных в технике гравюры на дереве, в той же технике сделаны заставки и инициалы. Они создают ценный с художественной и исторической точек зрения изобразительный ряд как портретов государей и сцен церемонии, так и символических, культовых и бытовых предметов, находившихся в употреблении русских царей. Гравюры на дереве для издания были выполнены выдающимися российскими граверами, многие из которых относятся к школе академика Л.А.Серякова. На ряде гравюр стоит марка «С. и Ко.» (Серяков и Ко), обозначавшая принадлежность к этой мастерской. Другие гравюры имеют подписи мастеров: К.Кжежановского, А.И.Даугеля (владельца собственной мастерской), А.Зубчанинова, А.О.Адамова и пр. Гравюры выполнены по рисункам и картинам художников П.М.Шамшина, Н.Е.Сверчкова, Шамота, П.Ф.Бореля и др.


Серяков, Лаврентий Авксентьевич (1824-1881) - выдающийся гравер на дереве, сын солдата, крепостного крестьянина Костромской губернии. Служа солдатом, Л.А.Серяков выделялся своими художественными способностями, в армии он предпринял первые опыты в гравировании по дереву. Поразительным было то, что сложные гравюры он вырезал обычным перочинным ножом и делал это на достаточно высоком уровне. Талант Л.А.Серякова обратил на себя внимание, и 23-летний художник был принят в Академию художеств. В течение пяти лет он работал в мастерских лучших европейских граверов. Он стал первым в России академиком гравирования на дереве, а в 1868 году основал в Петербурге мастерскую, где впервые в России стала культивироваться репродукционная тоновая гравюра на дереве. Фирма «Серяков и К°» обслуживала крупнейшие русские иллюстрированные издания второй половины XIX века, в том числе «Всемирную иллюстрацию», издателем которой был Герман Гоппе. Для своих роскошно иллюстрированных книг издатель привлекал огромный штат мастеров: на него работали более 50 художников и 12 граверных мастерских. Все это послужило той полиграфической базой, на которой создавалось и настоящее подарочное издание.


Венчание на Царство (Священное Коронование) русских Государей по определенному церковному обряду было совершено впервые при Великом Князе Московском Иоанне III над внуком его Димитрием, 4 февраля 1498 года. Известно указание летописи на присылку Владимиру Мономаху подарков от византийского Императора, и на этой основе была создана повесть о мономаховом венце и бармах, в которой говорится, что Мономах «венчан бысть тогда в Киеве тем царским венцем и оттоле Боговенчанный Царь нарицашеся в Российском Царствии». Царь Иоанн Васильевич IV Грозный в своей духовной благословлял сына Иоанна Иоанновича «Царством Русским, шапкою Мономаха и всем чином царским, что прислал прародителю нашему Царю и Великому Князю Владимиру Мономаху Царь Константин Мономах из Царьграда». Над преемником Иоанна III Василием III обряд венчания не был совершен; точно так же оставшийся после Василия трехлетний сын Иоанн Васильевич IV не был венчан на Царство, а только благословлен митрополитом. Но когда Иоанн Васильевич IV Грозный достиг 16-летнего возраста, он объявил митрополиту Макарию и боярам о своем решении венчаться «Царским Венцом» на Государство. В чин венчания Ивана IV впервые вошло Миропомазание, очевидно также взятое из чина венчания византийских Императоров. При венчании Царю подали кроме шапки Мономаха, Животворящего Креста и золотой цепи также «скипетр, чтобы править хоругви Великого Русского царства» (16 января 1547). При венчании Бориса Годунова 1 сентября 1599 в числе знаков царского достоинства впервые появляется яблоко, или держава: «Как это яблоко, приняв в свои руки, держишь, - говорил Патриарх, - так держи и все царства, данные тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». При Алексии Михайловиче начали играть большую роль бармы при венчании, а Феодор Алексиевич надел во время венчания порфиру. Он был последний Царь, короновавшийся мономаховыми регалиями: т. к. за ним последовало коронование сразу двух Царей, то для них сделаны были новые регалии. Императорской короной коронуется впервые супруга Петра I Екатерина I (7 мая 1724). Петр I сам составил чин коронования и придал этой церемонии преимущественно государственный характер. О коронации объявлялось на всех площадях «во всенародное множество» через герольдов с трубачами и литаврами. Древние бармы Петр заменил западной епанчой или мантией из золотого штофа, подбитой белыми горностаями и расшитой орлами; отменено было надевание Мономахова Креста. Вместо шапки Мономаха для Императрицы сделали новую корону по образцу византийских. Все прочие регалии (скипетр, державу) Петр оставил прежние. Сохранено было также Миропомазание. Из Государей императорской короной первым венчался Петр II 25 февраля 1728 года в Москве. Император Иоанн VI и Петр III коронованы не были. Коронование Павла I происходило одновременно с супругой, причем Павел, подобно Петру I, возложил на Императрицу только венец и епанчу, а скипетр продолжал держать в своей руке. Принимая из рук Императора венец, Императрица преклонила пред ним колена. Особенность коронации Павла (5 апреля 1797 года) состояла еще и в том, что он по окончании обряда прочитал и затем положил на престол в Успенском соборе составленный им и в тот же день обнародованный Закон о Престолонаследии, или «Учреждение об Императорской фамилии». В XIX веке русские Государи, чтобы венчаться на Царство, приезжали из Санкт-Петербурга в Москву и останавливались в Петровском дворце. В навечерие торжественного дня коронования как в главном Успенском, так и в прочих соборах и церквах по всей Москве отправляли пополудни в четыре часа молебен со звоном, а к вечеру - всенощное бдение. Цари и члены Императорской фамилии слушали всенощное бдение в храме Спаса за Золотой Решеткой, где читалось и правило к Причащению. В самый день коронования, когда начало торжества возвещалось двадцатью одним выстрелом из пушек, от Успенского собора начинался благовест в большой колокол, потом - в другие перебором, как обычно бывает для крестного хода. Синодальные члены и преосвященные архиереи с прочим духовенством собирались в соборе и совершали молебствие о многолетнем здравии Его Императорского Величества. По окончании молебна и литургийных часов ожидали в священническом одеянии пришествия Императорской четы. Когда начиналось шествие, звонили во все колокола. При приближении царских регалий к южным дверям соборной церкви все архиереи и прочее духовенство в священническом одеянии выходили из церкви на паперть и воздавали регалиям честь каждением фимиама и кроплением Святой водой.

По внесении регалий в церковь архиереи с прочим духовенством ожидали на прежнем вне церкви месте прибытия Их Величеств, когда же те приближались к паперти, первенствующий архиерей произносил речь и подносил благословящий Крест, а другой кропил Царскую чету Святой водой. Потом, в предшествии тех же архиереев и духовенства и при пении певчими псалма «Милость и суд воспою тебе, Господи», Их Императорские Величества вступали в церковь и по троекратном поклонении перед Царскими вратами прикладывались к Святым местным иконам, а потом следовали на приуготовленный посреди церкви под балдахином трон и восседали на Императорских Престолах. Архиереи же и прочие духовные становились от ступеней трона до Царских врат по обе стороны. В то время звон прекращался. По окончании пения псалма и по прекращении звона первенствующий архиерей, взойдя на амвон трона, обращался к Его Величеству со следующей речью:

«Благочестивейший Великий Государь наш Император и Самодержец Всероссийский! Понеже благоволением Божиим, и действием Святаго и Всеосвящающаго Духа, и Вашим изволением имеет ныне в сем первопрестольном храме совершиться Императорского Вашего Величества коронование и от Святаго мира помазание; того ради по обычаю древних христианских Монархов и Боговенчанных Ваших Предков, да соблаговолит Величество Ваше в слухе верных подданных Ваших исповедать Православно-кафолическую Веру, како веруеши?»



И подносил Величеству раскрытую книгу, держа ее на руках. Его Величество по поднесенной архиереем книге гласно прочитывал святой Символ Православной веры. По прочтении Символа тот же архиерей к Его Величеству возглашал: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с Тобою, аминь», прочие архиереи тайно говорили то же. Начиналась ектенья, на которой вместе с обычными молитвенными прошениями возносилось моление о Венчаемом Монархе:

«О еже благословитися Царскому Его венчанию благословением Царя царствующих и Господа господствующих; о еже укреплену быти скипетру Его десницею Вышняго; о еже помазанием Всесвятаго Мира прияти Ему с небес к правлению и правосудию силу и премудрость; о еже получити Ему благопоспешное во всем и долгоденственное Царствование; яко да услышит Его Господь в день печали, и защитит Его имя Бога Иаковля; яко да пошлет Ему помощь от Святаго, и от Сиона заступит Его; яко да подаст Ему Господь по сердцу Его, и весь совет Его исполнит; яко да подчиненные суды Его немздоимны и нелицеприятны сохранит; яко да Господь Сил всегда укрепляет оружие Его; о покорити под нозе Его всякаго врага и супостата; о еже благословитися Царскому венчанию и Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы благословением Его же Царя царствующих и Господа господствующих».

По окончании ектеньи протодиакон возглашал: «Бог Господь и явися нам», и клир пел: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его».

Стих: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».

Стих: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».

Стих: «Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла; от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших».

После пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверным Царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» , – происходило чтение пророчества Исаиина:

«Тако глаголет Господь: радуйтеся, небеса, и веселися, земле, да отрыгнут горы веселие и холми правду, яко помилова Бог люди Своя и смиренныя людий Своих утеши. Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего; аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился еси, и опустошившии тя изыдут из тебе. Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу Аз, глаголет Господь: всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварию невеста. Понеже пустая твоя и разсыпаная и падшая ныне утеснеют от обитающих, и удалятся от тебе поглощающии тя».

По прочтении пророчества прокимен:

«Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело».

Стих: «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его не лишил еси его».

Стих: «Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна».

Затем следовало чтение Послания Святого Апостола Павла к Римлянам:

«Братие, всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти; благое твори, и имети будеши похвалу от него. Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе. Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; и емуже честь, честь».

По прочтении Апостола «аллилуиа» трижды и затем чтение Святого Евангелия от Матфея:

«Во время оно, совет приемше вси фарисее на Иисуса, яко да обольстят Его словом. И посылают к Нему ученики своя, со Иродианы, глаголюще: учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком. Рцы убо нам, что Ти ся мнит; достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни. Разумев же Иисус лукавство их, рече: что Мя искушаете, лицемери. Покажите Ми златицу кинсонную. Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание; и глаголаша Ему: кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови. И слышавше дивишася: и оставльше Его отыдоша».

По окончании чтения Евангелия Его Императорское Величество повелевал со стоящего на троне с императорскими регалиями стола возложить на себя порфиру, которую архиереи и подносили Его Величеству на подушках. При ее возложении первенствующий архиерей произносил: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Его Императорское Величество преклонял главу, и первенствующий архиерей, осенив верх главы крестным знамением, возлагал крестообразно руки на нее и читал во всеуслышание следующую молитву:

«Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, иже чрез Самуила пророка избравый раба Твоего Давида, и помазавый его во царя над людом Твоим Израилем: Сам и ныне услыши моление нас недостойных, и призри от святаго жилища Твоего, и вернаго раба Твоего Великаго Государя, Его же благоволил еси поставити Императора над языком Твоим, притяжанным честною Кровию Единороднаго Твоего Сына, помазати удостой елеем радования, одей Его силою с высоты, наложи на главу Его венец от камене честнаго, и даруй Ему долготу дней, даждь в десницу Его скипетр спасения, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святаго Твоего Духа, укрепи Его мышцу, смири пред Ним вся варварские языки, хотящие брани, всей в сердце Его страх Твой, и к послушным сострадание, соблюди Его в непорочней вере, покажи Его известнаго хранителя святыя Твоея кафолическия Церкви догматов, да судит люди Твоя в правде, и нищия Твои в суде, спасет сыны убогих, и наследник будет небеснаго Твоего Царствия. Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила во веки веков».

«Аминь!» - пел лик. «Мир всем» , - произносил архиерей. «И духови Твоему», - ответствовал лик. Протодиакон возглашал: «Главы ваша Господеви приклоните». - «Тебе, Господи», - пел лик. Архиерей читал вторую молитву:

«Тебе единому Царю человеков, подклони выю с нами, Благочестивейший Государь, Ему же земное Царство от Тебе вверено: и молимся Тебе, Владыко всех, сохрани Его под кровом Твоим, укрепи Его Царство, благоугодная Тебе деяти всегда Его удостой, возсияй во днех Его правду, и множество мира, да в тихости Его кроткое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности. Ты бо еси Царь мира, и Спас душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

По прочтении второй молитвы Его Императорское Величество повелевало с того же поставленного с императорскими регалиями стола подать Императорскую корону, которую подносил на подушке первенствующему архиерею назначенный к тому сановник, а архиерей представлял ее Его Императорскому Величеству.

Его Величество, приняв корону от архиерея с подушки, возлагал ее на главу Свою, причем архиерей говорил молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь» и далее следующую речь:

«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими».

Затем Его Императорское Величество повелевал подать Себе скипетр и державу. Первенствующий архиерей, подав Его Величеству в десную руку скипетр, а в левую - державу, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» , произносил по книге следующую речь:

«О Богом Венчанный, и Богом Дарованный, и Богом Преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ даннаго Тебе от Вышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякаго желаемаго им благополучия».

После этого Его Императорское Величество на Императорском Своем престоле соизволял сесть. Далее, положив регалии на подушки, призывал Ее Величество Императрицу и, сняв с Себя корону, прикасался ею к главе Ее Величества и опять на Себя возлагал. Затем подносилась меньшая корона, которую Его Величество возлагал на главу Государыне Императрице. Четыре статс-дамы оправляли ее. Потом подносили Его Величеству для возложения на Ее Величество порфиру и цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. По возложении каждой из этих регалий те же статс-дамы оправляли их. Государыня Императрица возвращалась на Свой престол. Государь Император вновь воспринимал скипетр и державу. Потом протодиакон возглашал полный Его Императорского Величества титул с многолетствием:

«Благоверному, и Благочестивому, и Христолюбивому, Самодержавнейшему Великому Государю нашему, Богом Венчанному, Превознесенному и Самодержцу Всероссийскому: Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Польскому, Царю Сибирскому, Царю Херсониса Таврического, Царю Грузинскому, Государю Псковскому и Великому Князю Смоленскому, Литовскому, Волынскому, Польскому и Финляндскому, Князю Эстляндскому, Лифляндскому, Курляндскому и Семигальскому, Самогитскому, Корельскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных; Государю и Великому Князю Новгорода Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Полоцкому, Ростовскому, Ярославскому, Белоезерскому, Угорскому, Обдорскому, Кондийскому, Витебскому, Мстиславскому и всея Северныя страны Повелителю, и Государю Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския, Черкасских и Горских Князей, и иных Наследному Государю и Обладателю, Государю Туркестанскому; Наследнику Норвежскому, Герцогу Шлезвиг-Гольстинскому, Стормарнскому, Дитмарсенскому и Ольденбургскому, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани Его на многая лета».

И певчие пели на оба лика трижды: «Многая лета» . Так же и Ее Императорскому Величеству. И в то время начинали звонить во все колокола и из поставленных в Кремле Московском пушек звучал 101 выстрел. Между пением многолетия как духовные, так и мирские особы от своих мест троекратным поклонением Их Императорские Величества поздравляли. После пения многолетия и прекращения звона и пальбы Государь Император, восстав с престола и отдав скипетр и державу предстоящим, преклонял колена и произносил по книге следующую к Богу молитву:

«Господи Боже отцев и Царю царствующих, сотворивый вся словом Твоим, и премудростию Твоею устроивый человека, да управляет мир в преподобии и правде! Ты избрал Мя еси Царя и Судию людем Твоим. Исповедую неизследимое Твое о Мне смотрение, и благодаря Величеству Твоему покланяюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя в деле, на неже послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем. Да будет со Мною приседящая Престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес Святых Твоих, да разумею что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедех Твоих. Буди сердце Мое в руку Твоею еже вся устроити к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово: милостию и щедротами Единороднаго Сына Твоего, с ним же Благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков, аминь».

«Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся» , - возглашал протодиакон по прочтении Его Величеством молитвы. И все предстоящие, кроме Его Величества, преклоняли колена, а архиерей, стоя также на коленах, читал от лица всего народа следующую молитву:

«Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляя всяческая. Егоже премудрыми, но неиспытанными судьбами разнообразные пределы жизнь и сожительство человеческое приемлет, благодарне исповедуем: яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, ниже по грехам нашим воздал еси нам. Согрешихом, Господи, и беззаконовахом, и крайняго Твоего отвращения достойны сотворихомся. Ты же, о Неисчетная благостыня, Милостивый, Долготерпеливый, и каяйся о злобах человеческих Владыко, наказав нас кратким бывшия печали посещением, се изобильно исполняеши веселия и радости сердца наша, оправдав над нами царствовати Возлюбленнаго Тобою Раба Твоего, Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Нашего Императора всея России: умудри убо и настави Его непоползновенно проходити великое сие к Тебе служение, даруй Ему разум и премудрость, во еже судити людем Твоим в правду, и Твое сие достояние в тишине и без печали сохранити. Покажи Его врагом победительна, злодеем страшна, добрым милостива и благонадежна; согрей сердце Его к призрению нищих, ко приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненные же Ему правительства управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державе Его врученные люди в нелицемерной содержа верности, сотвори Его Отца о чадех веселящагося, и да удивиши милости Твоя на нас. Умножи дни живота Его в нерушимом здравии и непременяемом благополучии. Даруй же во дни Его и всем нам мир, безмолвие и благоспешество, благорастворение воздуха, земли плодоносия, и вся к временней и вечней жизни потребная. О премилосердый Господи наш, Боже щедрот и Отче всякия утехи, не отврати лица Твоего от нас, и не посрами нас от чаяния на него, уповающе на Тя, молимся Тебе и молящеся на щедроты Твоя уповаем: Ты бо един веси еже требуем, и прежде прошения подаеши, и дарования утверждаеши, и всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Тебе, Отца светов. Тебе слава и держава со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы архиерей говорил Его Величеству приветственную речь. По окончании ее возглашал: «Слава Тебе, Благодетелю нашему, во веки веков». Певчие пели: «Тебе Бога хвалим». Происходил колокольный звон, и начиналась Божественная Литургия. При начале литургии Его Императорское Величество корону снимал с главы, а по окончании литургии опять возлагал на себя. По прочтении на литургии Евангелия оно подносилось к Их Величествам для целования. Когда начинали петь из каноника, то от трона до Царских врат для шествия Его Императорского Величества к Святому Миропомазанию и Причащению Святых Таин постилался бархат, а возле самых Царских врат до Престола церковного поверх бархата - золотая парча. После пения каноника и по Причащении внутри алтаря священнослужащих Царские врата отворялись, и из алтаря посылались два архиерея с последующими им по обе стороны протодиаконами возвестить Его Императорскому Величеству время Царского Миропомазания следующим образом:

«Благочестивейший Великий Государь Наш Император и Самодержец Всероссийский, Вашего Императорского Величества Миропомазания и Святых Божественных Таин приобщения приближися время: того ради да благоволит Ваше Императорское Величество шествовать сея Великия Соборныя Церкве к Царским вратам».

Его Императорское Величество, передав сановнику шпагу свою и сойдя с трона, шествовал в порфире прямо к Царским вратам. Вслед за ним шествовала Императрица. Император, став у тех врат на златой постланной парче, изволял отдать регалии несшим их. А первенствующий архиерей, взяв драгоценный сосуд, для такого великого дела нарочно устроенный, и омочив уготованный к тому драгоценнейший же сучец во Святое миро, помазывал Его Величество на челе, на очах, на ноздрях, на устах, на ушесах, на персях и по обе стороны на руках со словами: «Печать дара Духа Святаго» . Другой же архиерей помазанные места отирал. По совершении Миропомазания раздавался колокольный звон и 101 выстрел из пушек. Затем на ту же златую парчу становилась Императрица, а первенствующий архиерей, омочив тот же драгоценный сучец во Святое миро, помазовал Ее Величество только на челе, произнося те же слова: «Печать дара Духа Святаго». Другой архиерей отирал место помазания. Потом Его Величество архиерейской рукой вводился внутрь Алтаря и, стоя пред Святою трапезою на златой парче и сделав поклонение, принимал от первого архиерея Святых Таин Тела и Крови Господни, Причастие по чину Царскому, т. е. как причащаются священнослужители: особо Тела и особо Крови Христовых. Другой архиерей подносил Его Величеству антидор и теплоту, а третий служил в омовении уст и рук. По Причастии же Святых Таин Его Императорское Величество, выйдя из Алтаря, отходил к иконе Спасителя. Тогда Ее Величество приступала к Царским вратам и принимала Святое Причастие обычным порядком, причем архиереи в поднесении антидора, теплоты и умовении уст и рук Ее Величеству служили. Затем Их Величества шествовали к Трону и восседали на Престолах. При отпусте Литургии от архиерея со Крестом протодиакон возглашал многолетие. Певчие пели «Многая лета» . По окончании этого приносили Их Императорским Величествам всеподданнейшее поздравление с благополучным совершением коронации как духовные, так и светские особы. Далее Их Величества шествовали по устроенным помостам прежним порядком в Архангельский собор. Во время шествия производился 101 выстрел из пушек и происходил большой звон во все колокола в соборах и во всех монастырских и приходских церквах. В Архангельском соборе Их Величества изволяли прикладываться к святым иконам и мощам, потом поклонялись гробам предков своих. В это время протодиакон провозглашал многолетие. Певчие пели «Многая лета» трижды.

Царские "шапки" из кремлевской казны

Куда пропали знаки власти государевой?.. "Венцы" русских царей, изготовленные после 1613 года, когда воцарились Романовы, хорошо известны - часть их сохранилась до наших дней в собрании Оружейной палаты, другие еще в ХVII веке были переделаны на придворные нужды. Гораздо сложнее дело обстоит с теми "шапками", что числились в казне до воцарения в 1605 году Лжедмитрия I, отчаянного авантюриста, захватившего московский трон на неполные одиннадцать месяцев.

Загадочное венчание на царство

Между 1605 и 1612 годами и особенно в последний период Смуты, когда в Кремле хозяйничал польский гарнизон, царская казна понесла колоссальные потери, среди которых были и "венцы" - после Смуты их осталось всего два, "шапка Мономаха" и "Казанская шапка". Первой из них летом 1613 года и венчали на царство Михаила Федоровича. Чины венчания на царство российских государей - документы, содержащие подробную роспись порядка "действа" и участников церемонии - сохранились с конца XV века до венчания последних носителей царского титула в России, Иоанна и Петра Алексеевичей (1682) за исключением единственного эпизода - чина "царя Димитрия Иоанновича". О самом обряде и его особенностях, впрочем, можно с большой степенью достоверности судить по запискам православного ближневосточного иерарха, архиепископа Элассонского Арсения, присутствовавшего в Кремле на церемонии 31 июля 1605 года. Мемуарист свидетельствует, что вопреки обычаю Самозванец венчался двумя "венцами" и в двух соборах, причем сначала, как и его предшественники, в Успенском, но не "шапкой Мономаха", согласно традиции, а "короною своего отца Ивана Васильевича", присланной, как сообщает архиепископ Арсений, Ивану Грозному "от кесаря, великого царя Алемании", то есть императора Священной Римской империи. "Корона" же "благочестивейшего" князя Владимира Мономаха была возложена на нового монарха позднее, в Архангельском соборе, куда переместилась процессия. Об использовании наряду с "шапкой Мономаха" некоей "короны" в придворных церемониях при Самозванце сообщают и другие современники. Если во время приема посольства Н. Олесницкого и А. Гонсевского в Грановитой палате в мае 1606 года Лжедмитрий "сидел на троне в высокой короне", то по завершении встречи, когда "царь" отправился в церковь, "принесли маленькую царскую корону". Под последней, несомненно, надо понимать "Мономахов венец", первая же должна была отличаться от нее размерами, на что и обратили внимание дипломаты. "Императорской короной" называет Г. Паерле "шапку" Самозванца, виденную им во время встречи Лжедмитрия в Кремле с будущим тестем, воеводой Юрием Мнишком. Предпочтение и первенство, отданные "императорской короне", справедливо связываются с претензиями Лжедмитрия на императорский титул - в переписке с краковским двором уже осенью 1605 года новый московский правитель сообщает, что он венчан в сан императора. Что же касается самой "короны", то существует традиция, согласно которой у Грозного был "венец" "цысарской" работы, пропавший в Смутное время наряду с большинством сокровищ царской казны. Присылка короны не имеет ничего общего с посольскими дарами. Однако нет никаких свидетельств, ни прямых, ни косвенных, о том, что императоры Священной Римской империи (при Грозном ими были Фердинанд I (1527-1564), Максимилиан II (1564-1576) и Рудольф II (1576-1633) из династии Габсбургов) могли прислать в Москву из Праги, где тогда находилась столица Империи, необычный и дорогостоящий подарок. Столь серьезный дар, вероятнее всего, доверили бы вручить полномочным послам Империи. Дипломаты такого ранга в Москве при Грозном побывали единственный раз, в 1576 году. Оба "великих посла", Я. Кобенцель и Д. Принтц фон Бухау, оставили дневники своего путешествия в Россию, включающие, в том числе, и подробный перечень императорских "поминков" московскому царю. Находись среди них корона, она безусловно была бы отмечена мемуаристами. Однако главным подарком дипломаты дружно называют не корону, а монограмму Максимилиана II, букву М на украшенной бриллиантами золотой цепи. Вероятность подобного дара сомнительна и с дипломатической точки зрения. Принятие его в Москве нанесло бы непоправимый урон "государьской чести", поставив царя в подчиненное положение к "римскому кесарю". Так что утверждение Арсения Элассонского о венчании Самозванца короной - подарком императора Ивану Грозному не может быть принято безоговорочно. Однако к нему стоит отнестись серьезно.

Корона из Эгера

До Смуты в царской казне действительно имелись корона, скипетр и держава, изготовленные в придворных мастерских императора Рудольфа II. Привезенный в Москву в 1604 году, в правление Бориса Годунова послом Г. фон Логау, комплект государственных регалий в Смуту утерял корону; скипетр же и держава уцелели и сегодня хранятся в коллекциях Оружейной палаты Московского Кремля. Никаких других данных о появлении в Москве регалий работы императорских мастеров не имеется. Итак, "короной", которой венчался на царство Самозванец, могла быть только та, которую Борис Годунов специально заказывал в Империи. Летом 1599 года из Москвы в Прагу с дипломатической миссией был отправлен дьяк Посольского приказа А. Власьев, вернувшийся на родину год спустя. Посланник следовал к императорскому двору, как писал британский дипломат Д. Горсей, "с большой свитой и подарками... Имперской короне была предложена дружба, а императорскому дому... - прочный и верный союз, готовность заодно поднять оружие против общего врага - турок... Этот посол многого добился, его предложения с большим удовольствием были приняты, его самого чествовали и отпустили с большим почетом". Рудольф II мечтал о новом крестовом походе против "неверных", считая себя "естественным лидером" будущей антитурецкой коалиции7. Власьев сообщил императорскому двору об усилиях Бориса Годунова по активизации военных действий запорожских казаков против крымских татар - союзников турок - с целью оттянуть военные силы Порты от венгерских владений Империи. Речь шла и о возможных перспективах прямого вовлечения России в антитурецкую кампанию: "великий князь не преминет лично выступить в поход против татарского хана... и он думает подчинить их (татар) своей власти подобно тому, как Иоанн Васильевич...покорил царства Казанское и Астраханское". Независимо от искренности подобных обещаний (параллельно русская дипломатия озаботилась налаживанием мирных отношений с Бахчисараем) налицо было политическое единство двух христианских государей. Сведения о работе над короной есть в корреспонденции одного из имперских чинов. В начале 1600 года двор Рудольфа II по случаю эпидемии покинул Прагу и переехал в Пльзень в Западной Чехии; в десяти милях от него в городе Эгер (современный Хеб) остановилось российское посольство. Здесь, как сообщал в своем донесении маркграфу Георгу Фридриху Ансбахскому городской чиновник Р. Л. фон Дорндорф, "посланник (Власьев) имеет при себе императорского золотых дел мастера, который делает для него великолепную золотую корону, украшенную рубинами и алмазами", причем ювелир "работает... в квартире посланника", а "драгоценный камень, который к ней приделывают, ...посланник привез с собою из Москвы". "Этот... мастер, - заключает автор письма, - с давних лет и ныне мой хороший друг, он должен был присягнуть императору, что об этом ни одному человеку ничего не откроет. Я знаю, что этому причина..." (далее обрыв текста). Надо полагать, скипетр и держава собрания Оружейной палаты вместе с короной составляли единый заказ, завершенный к 1604 году. При этом выбор мастеров диктовался не столько общеевропейской славой придворных мастерских Рудольфа II, сколько политическими мотивами. Его доверили придворным ювелирам единственного в то время императора Европы, в России признававшегося первенствующим среди западнохристианских государей. По сходным мотивам в 1628 году греческим мастерам Константинополя, преемницей которого считала себя Москва, для царя Михаила Федоровича была заказана "корона золота... в прежних греческих царей образца", а в 1662 году, очевидно, в дополнение к этому заказу, там же изготовили "диадиму и державу цареградской работы... против обрасца благочестивого греческого царя Константина".

Родословная "шапок"

Неожиданный заказ короны в Империи, первый и последний в истории России, требует объяснения, получить которое можно, лишь подробно ознакомившись с историей "царских венцов". Древнейший из них, "шапка Мономаха", обя похожий на диадиму Верховного Первосвятителя, виденную мною в Риме". Третье "царство", вошедшее в состав России и отразившееся в царском титуле - Сибирское. Не позднее 1555 года в завершающей части титулатуры царя появляется "всея Сибирския земли... повелитель". Согласно сообщению Титулярника, сибирский хан Кучум титуловался "царем Сибирским", а Грозный - "всея Сибирския земли... повелителем". Поход Ермака никак не отразился на царской "титле" - "царем Сибирским" Иван IV никогда не именовался. После вступления в 1584 году на престол Федора Ивановича в Сибирь был "отпущен" первый воевода, что дало основание особо подчеркивать заслуги последнего Рюриковича в присоединении Сибири. Однако и при нем "Сибирская земля" сохранила конечное место в "титле". Ситуация оставалась прежней и в первый год правления Бориса Годунова. Но в 1599 году дипломатические документы фиксируют "повышение статуса" Сибири - теперь она именуется "царством" и перемещается из конечной части титула в начальную, вслед за царствами Казанским и Астраханским. Впервые измененная "титла" отмечена в статейном списке посольства дьяка Власьева к Рудольфу II. В дальнейшем имя "царя Сибирского" прочно закрепилось в титулах всех, кто правил после Годунова, - Лжедмитрия I, Василия Шуйского, королевича Владислава и после 1613 года было унаследовано Романовыми. Таким образом, "царский" статус Сибири в титулатуре российских государей закрепился не в середине ХVII века, как полагает А. Л. Хорошкевич, а на полвека раньше, в правление Бориса Годунова. В 1598 году завершились военные действия против Кучума. Владения "сибирского царя" с каждым годом сокращались, его бывшие вассалы присягали Москве, безуспешно пытавшейся привлечь Кучума на царскую службу. С целью взять хана в плен из Тары был отправлен отряд под руководством "товарыща" местного воеводы А. Воейкова. Эта скромная по масштабам и отнюдь не первая военная акция такого рода на страницах официального Нового летописца неожиданно приобрела общегосударственный размах: "Повелением его (Бориса Годунова) в Сибири... ходиша воеводы и головы за царем Кучюмом и ево сошли... и взяша ево восмь цариц да три царевича". Именно после этого боя с Кучумом как политическим соперником московского царя было покончено. Скрывшийся с места сражения "сибирский царь" бежал в Бухарское ханство, где был убит. В 1600 году семью хана перевезли в Москву, крещеные дети Кучума получили титул "царевичей Сибирских". Все это надо расценивать как акт присоединения нового государства, а не просто "земли" к владениям московских царей. На то же время пришлись грандиозные планы Бориса Годунова по сооружению в Кремле "Святая Святых", копии иерусалимского храма Гроба Господня, символа "имперского" величия. В ряду этих предприятий заказ третьей, "Сибирской шапки" представляется вполне логичным шагом. Обратим внимание на свидетельство весьма информированного мемуариста Жака Маржерета, много лет служившего при царском дворе капитаном отряда наемников и коротко общавшегося с Лжедмитрием. С разрешения Самозванца Маржерет в 1606 году лично осмотрел царскую казну, в которой видел "четыре короны, а именно три императорские и четвертая - та, которой короновались некогда великие князья". Под ними без труда опознаются "шапка Мономаха", Казанская и Астраханская "шапки", а также "цесарская" корона, она же "Сибирская шапка".

Участь тайного заказа

Сделанные для "царя Бориса" регалии прибыли из Праги с посольством фон Логау не в числе официальных даров, а приватно. Другой имперский дипломат, Г. Тактандер, посол в Персию, на обратном пути домой случайно оказавшийся летом 1604 года в Москве, тщательно перечислил все "поминки" миссии фон Логау, врученные Годунову в Грановитой палате, среди которых корона и прочие регалии не значатся. Характерно, что само исполнение заказа в Хебе в 1600 году, как мы помним, было окутано ореолом таинственности. Несмотря на передачу Годунову короны, имперские послы продолжали именовать царя прежним титулом, прибавив к нему только "пресветлейший", как это практиковалось и ранее в дипломатических отношениях Москвы и Праги. Судя по всему, Годунов рассчитывал на "цесарское" титулование, о котором так и не удалось договориться, что вызвало резкое недовольство царя. Отметим, что имперских дипломатов первоначально принимали в Москве с беспрецедентной пышностью, что, возможно, было связано с этими ожиданиями. Так или иначе, новую корону официально никому не показывали. Через месяц после приезда фон Логау, в августе 1604 года начался поход на Москву Самозванца, весной следующего года Годунов скончался, и Лжедмитрий оказался первым, кто воспользовался приобретением ненавистного ему "царя Бориса". Итак, общее число "венцов" к началу Смуты исчислялось четырьмя. В правление Лжедмитрия шла работа над пятым, впервые в московской придворной практике предназначавшимся будущей царице, Марине Мнишек, но эту "корону" так и не успели доделать в связи с гибелью "царя Дмитрия Ивановича". Дальнейшая судьба царских "венцов" прослеживается достаточно отчетливо. В грамоте, отосланной Земским собором в Краков в 1613 году с гонцом Д. Аладьиным, среди прочих претензий королю Сигизмунду III значится и пропажа "шапок": "А царскую казну, многое собранье из давних лет, царские утвари, царские шапки и коруны... к вам отослали". Действительно, два "венца", "принадлежавший Борису Годунову" (предполагаемая "Сибирская шапка") и "не совсем оконченный" (предназначавшийся Марине Мнишек) были выданы в 1611 году в Кремле "седмочисленными боляры" в качестве "фантов" полякам в уплату за военную службу; так и не получившие денег шляхтичи вывезли залог в Речь Посполитую, где, после безуспешной попытки найти покупателя на "венцы" целиком, они были "разломаны" и проданы частями. Внешний вид "императорской" короны, которой венчался на царство Лжедмитрий, можно достаточно точно представить по одной из двух его известных медалей, как предполагается, изготовленной в Москве по случаю торжеств мая 1606 года - "на ней Дмитрий впервые является кесарем со всеми атрибутами своей власти, то есть в короне, со скипетром и державою". Форма короны ничего общего не имеет с "шапкой Мономаха", но зато весьма похожа на корону императоров Священной Римской империи. Кстати, для Рудольфа II, почти синхронно с заказом Годунова, пражские придворные мастера изготовили в 1602 году новую корону, ныне хранящуюся в Вене. Понятно, почему московские сторонники Владислава предпочли расстаться именно с новыми, не освященными традицией, "шапками": ожидалось венчание королевича на царство, и он должен был унаследовать царскую казну, не говоря уже о том, что без "шапки Мономаха" не могло бы состояться само "действо". При этом "Астраханской шапки" к 1611 году в казне уже не было - вряд ли бояре рискнули бы расстаться с нею накануне передачи власти новому государю. "Едва его (Лжедмитрия) убили,... как Михаил Молчанов, который был его тайным пособником... бежал в Польшу, и пропали скипетр и корона, и не сомневались, что он взял их с собою", - утверждал Исаак Масса. Молчанов нашел приют в Самборе, у тещи Самозванца (Юрий Мнишек с дочерью Мариной в это время находились в ссылке в Ярославле). Соратник убитого активно распространял слух о том, что "царь Дмитрий Иванович" жив. При этом в распоряжении его и другого сторонника Лжедмитрия - князя Г. П. Шаховского - находилась царская печать Самозванца, также похищенная из Москвы. Судя по всему, неразбериха, царившая в Кремле в день свержения Самозванца, была велика - Молчанов ухитрился бежать на лошадях царских конюшен, в обычное время охранявшихся не менее тщательно, чем драгоценности кремлевской казны. Судя по всему, авантюрист отвез регалию в Краков: в королевской казне на Вавеле в XVII веке имелась некая "русская корона", хранившаяся здесь до конца столетия и исчезнувшая при короле Августе II. Скорее всего, это была "Астраханская шапка" Ивана Грозного. Таким образом, общее количество царских "шапок" кремлевской казны к началу Смуты исчислялось четырьмя, две из которых, включая "императорскую корону" (она же "Сибирская шапка") пополнили список потерь царской сокровищницы.

В московском небе раздавался звон колоколов. Он доносился изо всех соборов Кремля: и со Спасского собора, который был на Смоленской площади, и со стороны Каменного моста, где расположился собор Николая Чудотворца. Звонили и во всех церквях, находящихся на окраине, и во всех монастырях, к которым относятся – Симонов, Новинский, Андроньев и многие другие. На дворе была зима и мороз позволял звукам колоколов легко и непринужденно расплываться по всей Москве. Этот звон достигал и некоторых сел, которые разместились недалеко от Москвы – Воробьева, Коломенского.

Эти красивые переливы колокольного звучания оповещали всех жителей Москвы о великом торжестве – о венчании на царство молодого русского князя Ивана Васильевича Грозного.
Кремлевская процессия продвигалась очень долго и с малой скоростью. Начиналась она из дворца великого князя и держала свое направление в сторону главного собора Успения Богородицы в Москве, который был построен во времена правления Ивана III, являющегося дедом Ивана Васильевича. Бояре держали плавный ход. Все они были разодеты в тяжеленные шубы из дорогих мехов соболя, горностаев и белок, которые были укрыты либо шелками с разведенными яркими красками, либо бархатом из самой Италии. Здесь же в числе огромного количества зрителей можно было видеть как купцов и гостей, так и холопов с мастерами. Эта большущая толпа застыла, словно завороженная великолепнейшим шествием, которое на тот момент происходило. И не удивительно, ведь такого в Москве раньше никогда не видели. Все происходило в первый раз. Хотя полвека тому в этом самом соборе проходил обряд венчания внука Ивана III – Дмитрия. Он приходится Ивану IV братом во втором поколении. Дмитрия венчали на получение титула князя. А Иван Васильевич венчался на царство и это было в первый раз в те времена.

1547 – год венчания на царство Ивана 4

Данный величественный процесс венчания был осуществлен 16 января в 1547 года согласно имеющемуся в то время византийскому сценарию. Во время данного процесса использовались такие атрибуты: крест дерева животворящий, шапка Мономаха, жезл царя и многие другие предметы церкви. Сам обряд был очень пышным и величественным. Все бояре, которые присутствовали на обряде венчания, а также знать и служители церкви были очень дорого разодеты. На них были наряды изготовленные из парчи, с золотом и драгоценными камнями. Перезвоны во всех церквях и ликование народа давало возможность прочувствовать всю атмосферу этого действительно большого и красочного праздника.

После венчания Ивана Васильевича на царство он получил высокий титул, а Русь стала на ровне с Римской империей. Молодого царя помазали миром и это, согласно религии, означало, что он был избран Богом.

В основе таинства помазания царей лежит воля Божья. Упоминание об этом можно найти в Священном Писании. Так же в нем говорится о том, что во время помазания царей времен Ветхого Завета, пророки и первосвященники даровали им особую Божью благодать, с помощью которой они должны были править народом и царством согласно Божьей воле.

Таинство помазания миром над любым из верующих совершается только лишь один раз – после их крещения. Иван Грозный – это первый из царей, да что там – первый из людей вообще, кто был удостоен совершения над ним данного таинства дважды. Таким образом первый раз таинство над Иваном Васильевичем проводилось в день его крещения, а второй раз – в день его венчания на царство. И это свидетельствовало о том, что ему были дарованы благодатные способности, которые нужны для тяжелой царской службы.

Бархат и комка светло-розового цвета струились, подобно кровавому потоку на белом снегу. По нему в свои хоромы следовал первый царь Руси. Теперь этот титул принадлежал ему на законных основаниях. Наконец мечта его деда воплотилась в реальность.

Вследствие того, что Иван Грозный стал царем и взошел на престол, был разработан официальный Чин обряда венчания на царство, который определял последовательность наделения того, кто правил страной, властью.

Данный документ вышел в двух редакциях – “Краткой” и “Пространной”. Иван Грозный венчался на царство в последовательности, которую описывает Краткая редакция. Глава государства Руси теперь назывался царем и приравнивался своим титулом к западным монархам. Он теперь смело мог называться императором либо же королем.

Обряд венчания, проведенный над царем Грозным на царство, очень напоминал тот обряд венчания на княжение, который был проведен над Дмитрием, являющимся Ивану III внуком. Отличие было лишь в расширении и небольшом усложнении самой церемонии венчания.

В основном отличался состав регалий. К Шапке Мономаха и бармам был добавлен крест животворящего дерева, который считался частью именно того Креста, где распяли Христа. Его вместе с Шапкой Мономаха считали подарком Константина Мономаха.

Пространный вариант Чина, в отличии от Краткого, был составлен после совершения обряда венчания молодого царевича на царство. Именно поэтому в него вносится большое количество нововведений, которые носят существенный характер.

К царским регалиям, согласно Пространной редакции, относились скипетр, который царю вручали после того, как Шапка Мономаха уже была надета на голову царя, и золотая цепь. Последнюю возлагали на царя во время литургии возле Царских ворот.

В Пространной редакции были еще несколько нововведений, которые имели исключительную важность. Это таинство помазания миррой и таинство причащения. Первое таинство проводилось в процессе литургии и далее завершалось вторым таинством – причащением.

2. Обряд венчания на царство как символ власти

Венчание на Царство (Священное Коронование) русских Государей по определенному церковному обряду было совершено впервые при Великом Князе Московском Иоанне III над внуком его Димитрием, 4 февраля 1498 года. Известно указание летописи на присылку Владимиру Мономаху подарков от византийского Императора, и на этой основе была создана повесть о мономаховом венце и бармах, в которой говорится, что Мономах «венчан бысть тогда в Киеве тем царским венцем и оттоле Боговенчанный Царь нарицашеся в Российском Царствии». Царь Иоанн Васильевич IV Грозный в своей духовной благословлял сына Иоанна Иоанновича «Царством Русским, шапкою Мономаха и всем чином царским, что прислал прародителю нашему Царю и Великому Князю Владимиру Мономаху Царь Константин Мономах из Царьграда». Над преемником Иоанна III Василием III обряд венчания не был совершен; точно так же оставшийся после Василия трехлетний сын Иоанн Васильевич IV не был венчан на Царство, а только благословлен митрополитом. Но когда Иоанн Васильевич IV Грозный достиг 16-летнего возраста, он объявил митрополиту Макарию и боярам о своем решении венчаться «Царским Венцом» на Государство.

В чин венчания Ивана IV впервые вошло Миропомазание, очевидно также взятое из чина венчания византийских Императоров. При венчании Царю подали кроме шапки Мономаха, Животворящего Креста и золотой цепи также «скипетр, чтобы править хоругви Великого Русского царства» (16 января 1547). При венчании Бориса Годунова 1 сентября 1599 в числе знаков царского достоинства впервые появляется яблоко, или держава: «Как это яблоко, приняв в свои руки, держишь, -- говорил Патриарх, -- так держи и все царства, данные тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». При Алексии Михайловиче начали играть большую роль бармы при венчании, а Феодор Алексиевич надел во время венчания порфиру. Он был последний Царь, короновавшийся мономаховыми регалиями: т. к. за ним последовало коронование сразу двух Царей, то для них сделаны были новые регалии. Императорской короной коронуется впервые супруга Петра I Екатерина I (7 мая 1724). Петр I сам составил чин коронования и придал этой церемонии преимущественно государственный характер. О коронации объявлялось на всех площадях «во всенародное множество» через герольдов с трубачами и литаврами. Древние бармы Петр заменил западной епанчой или мантией из золотого штофа, подбитой белыми горностаями и расшитой орлами; отменено было надевание Мономахова Креста. Вместо шапки Мономаха для Императрицы сделали новую корону по образцу византийских. Все прочие регалии (скипетр, державу) Петр оставил прежние.

Сохранено было также Миропомазание. Из Государей императорской короной первым венчался Петр II 25 февраля 1728 года в Москве. Император Иоанн VI и Петр III коронованы не были. Коронование Павла I происходило одновременно с супругой, причем Павел, подобно Петру I, возложил на Императрицу только венец и епанчу, а скипетр продолжал держать в своей руке. Принимая из рук Императора венец, Императрица преклонила пред ним колена. Особенность коронации Павла (5 апреля 1797 года) состояла еще и в том, что он по окончании обряда прочитал и затем положил на престол в Успенском соборе составленный им и в тот же день обнародованный Закон о Престолонаследии, или «Учреждение об Императорской фамилии». В XIX веке русские Государи, чтобы венчаться на Царство, приезжали из Санкт-Петербурга в Москву и останавливались в Петровском дворце.

В навечерие торжественного дня коронования как в главном Успенском, так и в прочих соборах и церквах по всей Москве отправляли пополудни в четыре часа молебен со звоном, а к вечеру -- всенощное бдение. Цари и члены Императорской фамилии слушали всенощное бдение в храме Спаса за Золотой Решеткой, где читалось и правило к Причащению. В самый день коронования, когда начало торжества возвещалось двадцатью одним выстрелом из пушек, от Успенского собора начинался благовест в большой колокол, потом -- в другие перебором, как обычно бывает для крестного хода. Синодальные члены и преосвященные архиереи с прочим духовенством собирались в соборе и совершали молебствие о многолетнем здравии Его Императорского Величества. По окончании молебна и литургийных часов ожидали в священническом одеянии пришествия Императорской четы. Когда начиналось шествие, звонили во все колокола. При приближении царских регалий к южным дверям соборной церкви все архиереи и прочее духовенство в священническом одеянии выходили из церкви на паперть и воздавали регалиям честь каждением фимиама и кроплением Святой водой. .

Далее обряд венчания на царство приобретал все более торжественный и величественный характер. Процесс венчания проходил уже в нескольких соборах - Благовещенском, Архангельском и церкви Пречистой Богоматери. Но как бы не менялся сам обряд венчания на царство, неизменным оставался его смысл - божественного предначертания власти и сосредоточения всей ее полноты в руках царя, что было свойственно всем средневековым монархам Европы.

Анализ судебной реформы Столыпина

законопроект преступный служба дума Сущность законопроекта «о введении состязательного начала в обряд предания суду», который был внесён правительством в Третью Государственную думу в ноябре 1907 г. состояла в следующем. Для того...

Военная политика Древнего Египта

Экспедиции за пределы страны возобновляются лишь в правление XI династии. Прежде всего, возобновляется контроль над Хаммаматскими каменоломнями...

Діяльність масонства

Кандидата в масони на початку обряду заводять у Кімнату Роздумів, пофарбовану в чорний колір, обстановка якої відповідає назві, в ній можуть бути предмети, що нагадують кандидату про тлінність буття...

Иван IV Грозный

Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться...

Иван Грозный - герой или тиран?

В январе 1547 г., достигнув совершеннолетия, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство...

Иван Грозный: личность и государственный деятель

13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин, К. О. Сушко, К. В. Разва, С. С...

Культура кочевого общества

Пожалуй, ни к какому другому из кочевых племен региона время не было так благосклонно, как к печенегам. Во-первых достоверные археологические памятники печенегов в Приуралье сейчас известны, а главное- территориально они располагаются там...

Лицарство в історії західної і центральної Європи

Річ у тому, що не кожний феодал міг бути в той же час лицарем. Лицарська гідність повідомлялася лише через особливий обряд присвячення. З другого боку не потрібно було неодмінно володіти леном, щоб стати лицарем...

Личность Ивана IV (Грозного) в истории отечества

Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В декабре 1546 года 16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своём желании жениться. Был устроен смотр невест...

Погребальные обряды древних народов

В археологической литературе под погребальным обрядом чаще всего понимается сумма остатков от ритуальных церемоний; овеществленные, опредмеченные конечные результаты деятельности...

Половцы

Погребальный культ принадлежит к древнейшим формам религии. Несмотря на то, что способы обращения с умершим зависели, как правило, от возраста, пола и особенно от его общественного положения...

Российская история от князя Олега до Александра II

8 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581) младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе...

Россия в XVI веке. Иван Грозный

Иван рано и много, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Ивана учили грамоте, заставляя твердить часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного...

Становления самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

иван грозный правление опричнина 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство. Ряд историков (Н. И. Костомаров Костомаров Н.И....

Эволюция Российской монархии

Как уже было сказано выше, к середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, одним из них стало Ростово-Суздальское. В середине ХII века, усилиями в основном Юрия Долгорукого, Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины...

Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года. В этом году 26 мая исполняется 115 лет со дня события, смысл которого гораздо серьезнее, чем дань традиции. Увы, в сознании последующих поколений оно заслонилось ходынской катастрофой. Приходится делать над собою усилие, чтобы, обращаясь мысленно к маю 1896 года, думать не только о «Ходынке». И все-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Тема помазания на царство требует серьезного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встает на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвертый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами. Но, добавим, подобно тому, как революция и смута ХХ века, заслонившие царствование Николая II, «не отменяют» его царствования, так и ходынская катастрофа «не отменяет» коронационных торжеств и главного в них: помазания Государя на царство.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.), и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращенную к Государю и, по традиции, наставительную , а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».


Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращенное будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…». Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

В чине венчания читается паремия (Ис. 49.13-19) о покрове Божием над царем («Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною»), Апостол (Рим.13.1-7) – о повиновении царям, и Евангелие (Мф. 22.15-23), как бы в дополнение к предыдущему чтению – о воздаянии кесарева кесарю, а Божиего Богу. Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…». После этой молитвы Государь взял принесенную ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил ее на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознес к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим./Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочел от лица народа молитву за царя: «<…>Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненное ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!». Обращают внимание серьезность и отсутствие какой-либо велеречивости как в текстах коронационных молитв, так и в текстах речей, обращенных к Помазаннику от лица Церкви.

После чина коронования началась Божественная литургия. В конце ее, перед принятием Святых Христовых Таин, и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б.А.Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В.Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего - как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин. В той же статье протоиерей Максим Козлов напоминает и об учении святителя Филарета Московского о царской власти и о верном расположении к ней православных подданных, напоминает о словах святителя: «Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, ибо Царь есть устроение Божие». Протоиерей Максим Козлов пишет: «Царь, по учению святителя Филарета, есть носитель власти Божией, той власти, которая, существуя на земле, является отражением Небесной Вседержавной Власти Божией. Царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного, а потому естественно из этого учения вытекает, что только то земное общество благословенно и содержит в себе семя благодати Божией, одухотворяющей и освящающей это общество, которое своим главой имеет верховного носителя власти и помазанника - Царя».

После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают ее само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шел против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнес он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придает символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра все было совершенно спокойно. Около шести разнесся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики мол делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

Коронация Александра III имела место за тринадцать лет до коронации его сына, и теперь на Ходынском поле подготовились к празднованию просто так же, как и тогда, не ожидали такого наплыва народа. Все же организация столь массового мероприятия, несомненно, оставляла желать лучшего. Но когда читаешь приведенное только что описание, возникает впечатление, что от такого безумия никакие меры не спасли бы. Московские экскурсоводы об этом не думают, они даже не знают, что формально московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович вовсе не отвечал за организацию праздника на Ходынском поле (хотя, как хозяин Москвы, должен и об этом был печься), и с тем же пафосом, что и сто, и пятьдесят лет назад, обвиняют его и обвиняют… В книге А.Н. Боханова «Николай II» подробно рассказано об интригах, плетшихся в доме Романовых вокруг имени великого князя, у которого было много врагов среди «своих», - они и задали указанный пафос. В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя – в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п. Сошлемся и здесь на А.Н. Боханова, который внятно объясняет невозможность для Государя отказаться от приглашения французской стороны. Официальное лицо – заложник этикета и протокола, не понимать это можно лишь при желании дурно думать об этом официальном лице. Известно, что после 18 мая торжественные мероприятия были сокращены. Что же касается бессердечия царя, то заметим лишь: эта клевета остается на диву живучей, ее повторяет, к примеру, И. Зимин в недавно вышедшей книге «Повседневная жизнь императорского двора» (СПб, 2010), и если автору хочется так считать, с этим ничего не поделаешь.

Царь распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего или израненного на Ходынском поле. Вместе с Государыней он посещал раненых во время трагедии в московских больницах. Посещала их и вдовствующая императрица Мария Федоровна. А.Н. Боханов приводит ее письмо сыну Георгию, написанное в те дни: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие значимые и возвышенные в своей простоте, что они просто вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим царя! Они как всегда были возвышенными, и можно было гордиться от сознания, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Другие классы должны бы были брать с них пример, а не пожирать друг друга, и главным образом, своей жестокостью возбуждать умы до такого состояния, которого я еще никогда не видела за 30 лет моего пребывания в России». Примечательное свидетельство. Увы, «возбуждение умов» будет лишь возрастать, и все в одну сторону: истощания традиционной для России любви к царю и обретения «права на бесчестье», по выражению Достоевского.

Но помазанник, и при этом такой помазанник, который «претерпит до конца» и станет святым предстателем за свой жестоковыйный народ перед Богом, у нас уже был. Свершилось его соединение с нами - «венчальными узами».

Венчание на царство как особая торжественная церемония вступления на престол и принятия монархом верховной власти пришло из Византии и известно на Руси с конца XV века. В 1489 году великий князь Иван III организовал венчание на великое княжение своего внука, Дмитрия Ивановича. Тогда в присутствии митрополита и русских архиереев на Дмитрия были возложены драгоценные бармы (оплечья) и шапка Мономаха. Следующий раз венчался, уже не на великое княжение, а на царство, Иван Васильевич IV Грозный в 1547 году. Церемония при Иване Грозном в основном повторяла чин венчания Дмитрия Ивановича, с тем отличием, что наряду с другими символами царской власти использовался трон, отделанный слоновой костью с резными картинами из жизни и подвигов библейского царя Давида. В то время торжественной и пышной церемонией было очень важно подчеркнуть божественное происхождение царской власти, ведущей свое начало от византийских императоров.

Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершен над сыном Ивана Грозного - царем Федором Ивановичем в 1584 году. Подробное описание этого события оставил его непосредственный очевидец, английский посол Джером Горсей в своем сочинении под названием «Торжественная и пышная коронация Федора Ивановича, царя русского и проч., 10 июня (31 мая по старому стилю) 1584 года, увиденная мистером Джеромом Горсеем, джентельменом и слугой Ее Величества, человеком, много путешествовавшим и испытавшим в тех краях». Одной из главных составляющих торжества был выход царя со своими приближенными из царского дворца в Успенский собор. Горсей пишет об этом: «Царь вышел из дворца, впереди шествовали митрополит, архиепископы, епископы и главнейшие лица из монашества и белого духовенства в богатых шапках и священническом одеянии, они несли иконы Богоматери и другие, икону святого ангела царя, хоругви, кадила и много другой утвари, соответствующей этой церемонии, и все время пели». Когда царь вошел в собор, его возвели на царское место, переоблачили, по уверению Джерома Горсея, в «богатейший и бесценный наряд».

Уже в те времена торжества сопровождались артиллерийским «салютом» - одновременной стрельбой из 170 орудий разных калибров. 20 тысяч стрельцов, поставленных в 8 рядов, также салютовали двукратными выстрелами из пищалей.

Очень важный символический смысл имело миропомазание нового монарха, то есть, сообщение ему даров Святого Духа, необходимых для управления страной. Во время венчания на царство Федора Ивановича ему, в левую руку, впервые была вручена держава (которую называли тогда «яблоко державное») с навершием в виде креста, что означало власть русского самодержца над землями православного мира. Кроме державы, царю в правую руку вручали скипетр - украшенный драгоценными камнями и гербовым орлом жезл, еще один символ верховной власти.

На голову царя митрополит возлагал шапку, полученную, по преданию, Владимиром Мономахом в дар от своего дяди, византийского императора Константина IX в знак преемственности власти русских государей от властителей Византии. Современники так и воспринимали венчание на царство: раньше был могучий православный царь в Константинополе, но греки совершили множество грехов, согласились принять Флорентийскую унию (1439 года) и признать духовную власть римского папы. Из-за этого прежде великий город пал и, когда византийское царство прекратило существование, верховная власть в православном мире перешла к московскому царю.

Венчание на царство в соответствии с византийскими традициями имело в то время большое политическое и идеологическое значение, давало царю огромную власть над своими подданными, укрепляло позиции русского государства в глазах соседей. Торжественная церемония, сопровождавшая вступление русских монархов на престол, соответствовала новому пониманию роли самодержца и значения России как крупнейшего православного государства в мире.