Если священник наложил епитимью. Блудные грехи и епитимии за них

Страница 8 из 11

Что такое епитимия?

Теперь скажем несколько слов о епитимиях. Обычно, когда мы крупно согрешим, нам дают епитимью. Епитимия – это добровольное исполнение исповедавшимся христианином по назначению духовника тех или иных дел благочестия (пост, молитва, духовное чтение, милостыня и т. п.). Но часто ее понимают, как «заглаживание», «искупление», «уравновешивание» греха. Это совершенно неправильно. Грех в Таинстве прощается и становится как не бывший, он изглаживается из бытия, его нет, он исчезает – и заглаживать и искупать, собственно говоря, нечего. Но остаются последствия греха.

Если мы совершили грех делом – то это дело встраивается в причинно-следственную связь жизненных событий, и часто годами отражается на нас. И сам здравый смысл, и Священное Писание в таком случае требуют, чтобы мы исправили совершенное нами зло, например, загладили обиду, вернули украденное, а если это уже невозможно, особенно старались совершать добрые дела, противоположные тому, что мы натворили. Это будет деятельным покаянием.

Если говорить о внутреннем человеке, то разрушительное действие греха на душу как бы по инерции продолжается даже тогда, когда грех прощен. Святитель Феофан сравнивает грех с занозой: занозу вынули, ее уже нет, но осталась рана, и она болит, нуждается в лекарстве. Тогда предпринимаются определенные духовные действия и упражнения в виде молитвы, чтения, поста или другого чего, – для врачевания этой раны. Чем больше и опаснее для души грех, тем больше противопоставляются ему дела благочестия. Епитимья не есть наказание, смысл её педагогический, нравственный, чтобы помочь процессу покаяния. Но главное значение епитимьи – отлучение на какое-то время от Причастия, чтобы человек не относился к святыне легкомысленно, ценил её, с ответственностью проводил свою церковную жизнь. Кроме того, здесь преследуется духовно-врачевательную цель: как больной после операции нуждается в заживлении ран, а потом возвращается к обычному образу жизни – так и покаявшийся грешник посредством благочестивых упражнений приводит душу в порядок, а потом допускается к Причастию.

Итак, вот три вида епитимий:

  1. отлучение на какое-то время от Причастия. Время отлучения устанавливается индивидуально, в соответствии с церковными канонами и тяжестью совершенного греха;
  2. исправление содеянного греха, если это возможно;
  3. усиленные против обычного благочестивые занятия: молитва, чтение Священного Писания и другое.

Опасно, когда к епитимьи относятся формально, что часто встречается. Плохо также, когда епитимьями пренебрегают, потому что они – важная часть процесса покаяния. Если мы на исповеди получили епитимью – будем стараться ее точно исполнить; душа получит большую пользу. Если епитимья нам не по силам – нужно сразу сказать об этом священнику, и совместно с ним определить ту меру, которую мы можем понести. Не нужно бояться или смущаться говорить об этом с исповедующим нас батюшкой: священник обязан сообразовывать накладываемую им епитимию с внутренним и внешним состоянием человека.

Вот кратко мы затронули основные темы, связанные с покаянием: в Таинстве Покаяния Господь прощает нам грехи, воссоединяет нас со Своей Церковью, очищает нас, как новым крещением; оно, будучи регулярно нами воспринимаемо, восполняет недостаточность наших духовных усилий и дает нам благодатную помощь в борьбе с грехом. Участию в Таинстве обязательно должно сопутствовать внутреннее покаяние, состоящее в осознании греха пред Богом, укорении в нем себя, решимости не возвращаться к нему и сердечного обращения к Богу.

И остался у нас еще один важный вопрос: каково место покаяния в духовной жизни человека, и с каким духовным настроением оно должно совершаться?

«Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» – спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам.

На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью – посадить дерево («старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)».

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: “…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ . Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие “я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких “энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ . — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может наложить на тебя какую-то епитимью, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» - спрашивает читатель «Нескучного сада».

Лекарство для больной совести

Текст: Кирилл МИЛОВИДОВ

Показания к применению

Для многих православных людей епи тимья - это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинивше гося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимия, с ударени ем на предпоследнем слоге, и действи тельно означало в том числе и кару, взыс кание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затяну лась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правиль ному действию, которым бы зачеркива лось его прошлое,- объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев. - Помните евангельский эпизод с мытарем Закхе ем? Господь сказал ему: "...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Л к. 19:5). Мы­ тарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он об лагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: "Господи! половину имения мое го я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посе тил его, а в мытаре родилось ответное чув ство. Потому что он посмотрел на свое прошлое - да, действительно, оно до стойно осуждения. Действительно, с та ким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и в нем естественно воз никло святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епити мью, и он сам ее себе провозглашает.

Епитимья - это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и по нимая свою неправду пред Ним, дополни тельно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хо чет дополнительно понести некое правед ное воздаяние по своим делам».

Душа томится и страдает от нанесен ной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возни кает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епити мью существует с древности, - объяс няете Георгий. - На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправ ляло его. Святые отцы говорили, что со вершенный грех врачуется как бы про тивоположным воздействием. То есть если ты был скупой - прояви милосер дие, если не был целомудренным, то ос тавь прежний образ жизни и живи цело мудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, ле карство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходи мой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимью, должен "плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком", в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состо янием кающегося, его духовник, - пояс няет старший преподаватель кафед ры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий Паш ков. - Если незнакомый священник на ложил на вас епитимью, то нужно рас сказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесоо бразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую оче редь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Предсе датель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными сила ми протоиерей Димитрий Смирнов регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и на­ лево людям, которых видят первый раз в жизни, - это просто дикость», - счита ет батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поезд ку в монастырь и вернулся оттуда в уны нии и растерянности. Он хотел причас титься, но исповедовавший иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью - 300 поклонов ежедневно. У Ивана больное сердце, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться поло жить все 300, сердце просто не выдер жит. Сам отец Димитрий дает иногда та кую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недав но. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего гре ха? - говорит о. Георгий Бреев. - Ему нужен не один год, чтобы разобрать ся - верит ли он и как верит, нужно вы­ работать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только по том, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответ ный отклик - "я хочу потрудиться". Не которые, по прошествии десяти лет, вдруг говорят: "Я все-таки хочу пойти в монастырь поработать". Они созрели, они увидели. Это всегда очень радостно, и самому человеку на пользу. А те, кто еще не приобщился к духовной жизни, редко принимают епитимью со смире нием. Хотя на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь чело веку дойти до того, чтобы он, читая Свя щенное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, посте пенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие "я грешен" может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в пад шую природу, - считает о. Георгий. - Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое само­познание, рождается добродетель и от клик в душе: мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в со стоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель покаянных молитв и епитимий - приве сти человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но да же если человек сам ищет себе епити мьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, убежден отец Георгий. «Я таких "энтузиастов" обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять се бя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации вра ча, даже когда те ему не очень нравят ся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить. Снять же ее может только сам духовник. «Если епитимья вам не по силам, обсудите это с духовником, - говорит о. Геор гий. - В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия - отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI - VII веков начинает складываться специфический сборник - каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой - различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлуче­ния от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, - говорит Альберт Бондач, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. - Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Много лет тому назад я была в Троице-Сергиевой Лавре, исповедовалась. По моим грехам на меня была наложена епитимия: в течение всей жизни читать ежедневно канон и по возможности класть определенное количество поклонов. Тогда я не запомнила священнослужителя в лицо, не знаю ни его имени, ни сана. Недавно прочла в книге, что надо при жизни снять епитимию, иначе после смерти душе придется очень тяжело. Как же мне быть в моем положении?

Раба Божия Антонина

Епитимия - это средство исцеления и очищения души, именно для этого она дается человеку. Может показаться, что епитимия - это наказание за совершенный грех, служащее удовлетворению Правосудию Божию, но это неверное понимание, так осознают епитимию католики. Неправильность такого видения вещей состоит главным образом в том, что в этом случае Бог предстает перед нами не как Милостивый Спаситель, а как некий карающий деспот, которого утешает созерцание наших самоистязаний.

Православное понимание епитимии другое. Епитимия - это приложение бальзама, а не подзатыльник. По Своей неизреченной милости Господь вразумляет Церковь и дает нам средства для исцеления души и уврачевания душевных ран. Их принимают с радостью, как больной принимает лекарство.

У каждого человека есть те или иные пороки, особенные - свойственные ему - страсти, и для борьбы с ними нужны особые средства: молитвенные правила, поклоны, посты, паломничества, молитвы, вкушение просфоры и святой воды.

К сожалению, вы в своем письме очень мало написали о той епитимии, которую вам дали: какой конкретно канон, сколько поклонов. Но в строках вашего письма ощущается тревога. Не надо бояться, данная вам епитимия небольшая: один канон и несколько поклонов - это очень просто выполнить. Хочу вам посоветовать, чтобы вы не оставляли данной вам епитимии. Хотя бы старайтесь читать каждый день канон (вероятно, это покаянный канон Господу Иисусу Христу), но если даже вы пропустите один или два раза в неделю, это не так страшно. Поклоны делать очень хорошо - они подсекают страсти под корень и уничтожают их! Хорошо делать поклоны утром перед началом молитв с Иисусовой молитвой или с молитвой мытаря: "Боже, милостив буди ми грешному (грешной)". Делайте хотя бы по 10 поклонов (в монашеских правилах указано до 300, но это монастырский устав). Полезно делать поклоны и в продолжение дня - нет-нет да и положите один-два поклона, это очень хорошо поддерживает молитвенное состояние и не допускает страсти в сердце. Так советует Игнатий Брянчанинов в книге "Аскетические опыты", и причисленный недавно к лику святых отец Алексий Мечев также учил: если придут страсти или грешные помыслы, сделай два-три поклона.

Проявите послушание и сохраните его на всю жизнь - это очень хорошо, что вам дали такую епитимию! Молитесь и наследуйте спасение души. Храни вас Бог! священник Дионисий Толстов 02.11.2001

(8 голосов : 5.0 из 5 )

архиепископ «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» часть 1, СПб, Воскресение, 2004

В приведенном тексте частично сохранены особенности орфографии и пунктуации оригинала.

Епитимия вообще означает понесение каких либо особых трудов и подвигов и совершение какого либо доброго дела, угодного Богу, для исправления жизни и заглаждения неправды греха.

В епитимию назначаются пост, и милостыня. Под молитвою, кроме молитвы в собственном смысле, разумеются все дела благочестия и богопочтения, под постом – не только пост в собственном смысле, но и все подвиги самоумерщвления и самоотвержения, под милостынею – все дела милосердия духовного и телесного.

В рукописном требнике XIV . Синодальной Библиотеки под № 378, вот что сказано: таковые деяния подобают кающемуся: а) воздержание о греха; б) слезы; в) милостыня; г) отпущение должникам; д) любовь ко всем; е) смирение; ж) неосуждение никого (См. Описание Невоструева. М. 1869г., стр. 231).

Святейший патриарх Константинопольский Иеремия в ответ лютеранам пишет: «отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам. Во 1ых для того, чтобы чрез добровольное злострадание здесь , грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там , в другой жизни; ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как страданием и тем более страданием добровольным. Потому и св. Григорий говорит, что за слезы воздается человеколюбием; во 2ых для того, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех; ибо мы знаем, что противное врачуется противным; в 3их для того, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она еще только очищается; в 4ых для того чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов; в 5ых для того, чтобы нам видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех» (Хр. Чт. 1842г. Т.I , стр. 244).

«Прежние грехи, говорит св. Златоуст, все очищены благодатию и человеколюбием распятого Христа; но те которые сделаны после крещения, многого требуют труда для изглаждения их, они требуют слез наших и исповеди, милостыни, молитв и всех родов благочестия. Так и после крещения заглаждаются грехи, но с великим трудом и усилием» (36 слово о покаянии).

Природа наша, сколько ни слаба, ни бессильна для добрых дел, однако милосердный Бог, Который даровал нам Своего Сына в цену избавления, дарует достоинство заслуги всякому добру нами сделанному, всякой скорби нами понесенной, и принимает их в очищение наших грехов, когда при сем возлагаем наше упование на заслуги Господа нашего Иисуса Христа. Епитимия тесно соединена с сокрушением и решимостью удаляться о греха и есть естественное следствие их; она есть существенная принадлежность таинства покаяния. Не должно преподавать разрешение тому, кто не хочет понести епитимии сообразной с грехом. Хотя епитимия и не считается безусловно необходимою для получения прощения во грехах, но разрешать кающегося без епитимии может духовник только по особому рассмотрению; святитель Петр митрополит Московский в своем поучении иереям пишет: «Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе: во время во время подобно связати, во время разрешати » (см. Историю Русской Церкви. А. Макария. Том 5. Спб. 1866г., стр.413).

Цель епитимии

Из сказанного открывается, что епитимия есть лучшее средство к предохранению человека от грехов и к преуспеянию в духовной жизни и служит более или менее к истреблению худых навыков, к избежанию случаев ко греху, к предохранению сердца от земных пристрастий; в этом отношении епитимия есть и врачество против грехов. Она иногда требуется совестью кающегося как необходимость неизбежная. Так, в руководстве для сельских пастырей 1860г. стр 449 сказано, что обратившийся к православию из раскольников снова уклонился в раскол, потому что священник не назначал ему епитимии.

Средства к исполнению епитимии

Из самого понятия епитимии очевидно, что она должна состоять в понесении особых трудов и подвигов, в совершении добрых дел. Три рода подвигов могут служить к уврачеванию грехов, именно: а) терпеливое перенесение того, что происходит от Божественного Провидения или от людей или от природы, б) претерпение того, что мы сами избираем, наконец: в) перенесение того, что налагает отец духовный. Так беспредельна к нам благость Господа, что не только наказание за грехи, добровольно нами принятое или возложенное священником, но даже самые временные наказания, которыми Он посещает нас, если мы терпеливо переносим их, могут исходатайствовать нам милость Его. Посему, тем людям, которые принуждены тяжким трудом снискивать себе ежедневное пропитание, которые находятся в крайней бедности, в тяжкой продолжительной болезни, полезно предписывать, чтобы они ежедневно по утру и по вечеру и, если могут, чаще возобновляли в сердце своем сокрушение о грехах и приносили Богу в жертву молитвенно все труды, тягости и скорби, которые по воле Божественного Провидения определено им терпеть в сей жизни.

Качества епитимии

Духовник при наложении епитимии должен иметь в виду и грехи, за которые должно наложить епитимию, и кающихся, на которых налагает, т.е. должен сохранять соответственность между свойством и важностью наказания и грехов, сообразно качеству и состоянию кающегося. Посему, епитимии тогда могут быть спасительны кающимся, когда они будут сообразны: а) со свойством; б) с качеством грехов; в) с душевным состоянием кающегося; г) с внешними отношениями; д) с доброю славою и другими обязанностями его.

а) Соразмерность епитимии со свойством грехов.

Епитимии должны быть совершенно противоположны свойству грехов и господствующей в грешнике страсти, которая есть главный источник оных. Епитимия для того и установлена, чтобы отклонить грешника от греха и, по выражению святого Дмитрия, как бы уздою восстягнуть его, чтобы истребить порочные навыки, приобретенные в худой жизни. Так, святой Василий пишет:«Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирися. Ты завидовал? Утешь» (на 32 Пс. Стр. 265). Также св. Златоуст говорит «покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. Сотворите, говорит Иоанн (Предтеча Христов), плоды достойны покаяния. Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своей женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Окорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? – Теперь постись и пей одну воду. Прежде на чужую красоту ты смотрел сладострастными очами? – Вперед совсем не смотри на женщин, ибо сказано: уклонися от зла и сотвори благо» (Злат. Бесед. Х на Матф. Стр. 189, 190). Но когда говорим, что духовник при наложении епитимии должен смотреть на свойство грехов, то не должно думать, что каждый особенный грех требует особенной епитимии. Это для кающегося будет крайне тягостно; даже по причине множества дел, на него возложенных, он может быть не сделает ни одного. Надобно избирать только такие дела, которые могут ослабить и почти совсем уничтожить господствующую в душе страсть, от которой происходит большая часть грехов его. Нельзя вычерпать воду из протоков, когда не заградится источник и нельзя излечить болезни, когда не уничтожено ее начало (Так, люди простые очень часто обвиняют себя во внешних грехах, например, я во время работы бранился, клялся, говорил6 забыл меня Бог, или почему смерть долго не приходит ко мне? Неопытные священники по окончании исповеди говорят таким грешникам: ты не должен говорить сего, в наказание положи 18 или 20 поклонов. Но такая епитимия не исцелит душевной язвы, ибо ясно, что: а) кающийся не смотрит на источник слов своих, который находится в сердце; б) он не знает как заградить сей источник; в) не знает истинного духа христианства. Итак, священник должен узнать начало сих внешних грехов и, узнав, против него предложить врачество, которое и будет епитимия. Здесь кстати заметить, что неопытные духовники большей частью налагают такую епитимью, которая служит только наказанием, а не врачеством для кающегося; но епитимия должна быть не столько наказанием, сколько врачеством против греха.)

Кроме сего, чтобы епитимия не была без плода, при наложении оной должно обращать внимание на внешние случаи грехов и причины их; ибо то, что служит удалению причин и случаев ко грехам, весьма спасительно для грешника и вместе составляет весьма тяжкое наказание. Так, человеку, который вовлекался во грехи худым сообществом, должно предписать как епитимию, удаление худых сообществ; кто в уединении предается греху, тому должно предписать, как епитимию, сообразную со свойством греха до тех пор кающийся должен исполнять, пока имеет в ней нужду та греховная болезнь, для излечения которой она употребляется; она должна продолжаться до тех пор, пока перестанут обнаруживаться гибельные признаки греха, как больному телом дают лекарство до тех пор, пока восстановиться его здоровье. Не должно думать, чтобы словами, сказанными священником: «прощаю и разрешаю», совершилось уврачевание расслабленной души, и, будто, после сего человек без всяких усилий может идти по пути добродетели и свободно течь по стезям заповедей Господних. Благодать, преподаваемая через таинство покаяния, конечно помогает кающемуся в совершении Божественного закона, но необходимо должно содействовать благодати через собственный подвиг в добродетелях, противоположных прежним порокам, и через непрестанное сопротивление страсти, господствовавшей в человеке. А сей цели служит епитимия. Продолжительные епитимии должно одобрить по двум причинам. Вопервых потому, что повторением добрых действий удобнее искореняются худые навыки, так, например, назначенную милостыню разделить лучше на несколько раз, нежели всю отдать зараз; вовторых, через сие повторение добрых действий воспитается отвращение ко грехам, который после разрешения легко забываются.

б) Качество грехов

Епитимия должна быть соразмерна с качеством грехов. Глубокая язва имеет нужду и в сильном врачестве, тяжкое преступление требует нелегкой епитимии. Чрезмерная легкость и послабление в этом делают много вреда: грешник привыкает думать, что грех, им сделанный, не так тяжек и требования таинства покаяния не так строги, когда для получения прощения в тяжких грехах довольно только прочитать немного молитв. Посему, как повелевают соборы и отцы церкви, священник при наложении епитимии должен обращать внимание на тяжесть грехов, имея в виду число их и время, в преодоление которого грешник оставался в грехе. Так, первый Вселенский собор постановил: «которые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения в возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да исполняют время покаяния » (пр. 12). Шестой Вселенский собор: «у Бога и у приявшего пастырское водительство, все попечение о том, чтобы овцу заблудшую возвратить, и уязвенную змием уврачевати, недолжно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже спускати бразды к расслаблению жизни и небрежению, но должно непременно, которым либо образом – или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу и к заживлению раны подвизатися. Подобает убо нам то и другое ведати и приличное ревности кающагося и требуемое обычаем: для неприемлющих же совершенства покаяния следовати преданному образу, т.е вполне соблюдать предписанное правилами » (пр. 102 сн. Вас. Великий 3). Но при назначении епитимии сообразно тяжести, числу и продолжительности грехов, не должно налагать на грешников бремена неудобоносимые или очень трудные по себе, или по тем обстоятельствам, в каких находится кающийся. От неразумной строгости люди легко могут прийти в отчаяние и будут удаляться от частой исповеди. Лучше наложить епитимию меньшую надлежащего, нежели большую. Где отец щедр там раздаятель не должен быть чрезмерно скуп. Ежели Бог милосерд, то для чего быть чрезмерно строгим священнику. Ежели священник хочет быть святым, то пусть будет строг к себе, а к другим более снисходителен. Легкая епитимия часто исполняется с большей скорбью о грехах, нежели трудная которая нередко исполняется неохотно и со скукою. Как благоразумный врач иногда не дает больному сильного лекарства, нужного для излечения его болезни, чтобы не подвергнуть слабого большей опасности; так и священник движимый Духом Божиим, не всегда налагает все наказание вполне соответствующее тяжести греха, чтобы какойнибудь немощный не пришел в отчаяние от тяжести наказания и совсем не удалился от покаяния. Как исповедающему, так и исповдающемуся полезно знать те наказания, какие древняя определяла грешникам: последнему для того, чтобы он более почувствовал сокрушение о грехах и охотнее понес легкую епитимию, назначенную ему духовником; а духовнику для того, чтобы, видя строгость древней церкви, не впадать в чрезмерную слабость, которая не отводит грешников от греха, но часто бывает причиною того, что человек, надеясь получить прощение, свободно предается грехам.

в) С душевным состоянием кающегося.

Епитимия должна быть приспособлена к душевному состоянию кающихся. «Не только сообразно с свойством преступлений, но и сообразно с качествами самых грешников должно налагать епитимию, как Павел поступил с Коринфянином; он боялся немощи его и потому повелевал просить и утешить его, чтобы он не был поглощен чрезмерною скорбью » (Златоуст. Бесед. 1 на 1 гл. 2 Кор.). Итак, при наложении епитимии, должно смотреть на душевное состояние кающегося, на качество ума, воли и сердца его, и сколько имеет твердости и слабости, какой у него темперамент и проч. Особенно должно обращать внимание на расположение кающегося. Ибо если кающийся обнаружит несомненные признаки перемены духа, т.е. будет удаляться случаев ко греху, обратившемуся уже для него в привычку, примет меры к восстановлению чести другого лица им оскорбленного; возвратит имение похищенное; если имеет глубокое сокрушение и готов делать все, что необходимо для его исправления, заботится о благоугождении Богу, на сего человека надобно наложить епитимию более легкую, нежели на того, который ничего не сделал для очищения своего греха, остается равнодушным к своему греховному состоянию, не обнаруживает раскаяния и исправления и, не удерживаясь от грехов, предается рассеянной и нерадивой жизни. «Во всяком роде преступления » говорит св. , «прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого и ко уврачеванию достаточным почитати не время, ибо какое исцеление может быть от времени? Но произволение того который врачует себя покаянием » (прав. 8).

г) С внешним состоянием кающегося.

При наложении епитимии должно иметь в виду и внешнее состояние кающегося, его возраст и пол. Не должно налагать на кающегося такой епитимии, какой не может исполнить, напр., не должно предписывать милостыню такому человеку, который не имеет никакой собственности, или назначать такую епитимию, которая может расстроить здоровье кающегося, напр. Пост старикам, детям, беременным женщинам, кормилицам. Гораздо выше умерщвлений телесных умерщвления духовные, внутренние, через которые ни здоровье, ни другое что не подвергается опасности. Таковы, напр., отвержение собственной воли, обуздание языка, глаз и других чувств.

Равным образом, нельзя предписывать продолжительных молитв или размышлений, утомительных для ума, лежащему на одре болезни, и терпящему большие нужды и скорби, но гораздо более полезно будет, если такой кающийся решится переносить болезнь или другие лишения и бедствия в духе смирения и сокрушения сердца, как самые приличные врачества для исправления его, будет удерживаться от всякого, даже малейшего, негодования или ропота против святейшей воли Божией, но будет предаваться Божественному Промыслу и таким образом вознаградить дела епитимии, к которым не способен, терпением, преданностью и послушанием. Также должно остерегаться, чтобы и на здоровых телом, но промышляющими трудами рук своих, не налагать в буднишние дни продолжительных молитв или милостыни, которых они не могут исполнить. Лучше внушить им, чтобы они в воскресные и праздничные дни не оставляли богослужения и во храме, и вне храма сохраняли смирение и кротость; чтобы ревностнее заботились о благоговении и молитве к Богу и чаще в семействе говорили о Боге с благоговением, чтобы не оставляли никогда утренних и вечерних молитв, чтобы представляли Господу Богу в очищение грехов своих свою трудную жизнь, все нужды и скорби свои, а в продолжение работы чаще в сердце своем говорили, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному и т.п., а особенно – Иисусову молитву. Впрочем, это полезно и тем, которые изобилуют благами земными и, проводя свою жизнь в удовольствиях, в радостях земных, прилагают грехи ко грехам.

д) С доброю славою и другими отношениями кающегося.

Епитимия налагаемая священником на кающегося, не должна вредить доброй славе его и обязанностям, лежащим на нем. Отец духовный должен остерегаться налагать такую епитимию, которая могла бы и нанести ему бесчестие. Кающийся исповедуется в уверенности, что никто не узнает грехов его. дает такое правило относительно сего: «жен прелюбодействовавших и исповедывающихся в том по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы нам запретили явными творити, да не предадим причины смерти обличенных» (прав. 34). Не должен налагать священник и такой епитимии, которая может вести кающегося к нарушению других обязанностей. А сие случилось бы, если бы, например, духовник предписал слуге, чтобы он каждый день был при Божественной службе или подавал большую милостыню, и если бы потребовал от кающегося, чтобы удалился от таких лиц, с которыми вместе он обязан жить.

Посему духовник должен спрашивать кающегося, может ли он исполнять возлагаемую на него епитимию или нет; если не может, то или изменить, или уменьшить ее.

За тайные грехи, хотя бы они были тяжкие, не должно налагать явной епитимии. Но если встретится случай, в котором, по мнению духовника, должно наложить на кающегося публичную епитимию, то священник должен попросить о сем разрешения у своего Архиерея.

О древних церковных правилах касательно епитимии.

Положительные правила об епитимиях, назначенные соборами и отцами церкви, самым лучшим образом указывают духовнику, какие он должен налагать епитимии; отступление от сих правил, по одному только своемыслию показывало бы дерзость богопротивную, ибо суд церкви есть суд Божий. Впрочем сии правила не суть неприменяемые догматы, ибо 1) в самих сих правилах говорится, что надобно смотреть более всего на причины греха и на обращение кающегося и, сообразно тому, налагать епитимию. Так говорит 102 правило 6 Вселенского собора. Так рассуждает Златоуст: «не просто по мере грехов наказания полагати подобает, но смотрети на произволение согрешивших, да не больше раздерем, когда разодранное сошити хощем, и да не в тягчайшее падение приведем, когда лежащего воздвигнути желаем. Ибо немощные и необузданные и властелину мира сего по большей части вдавшиеся человецы ище и благородием и превосходством хвалитисти могущие, не скоро и помалу к исправлению обращающиеся могут еще и не совершенно, обаче поне от части, от обдержащих себе зол свободитися: жестоко бо употребляющий наказания; и малою жестокостью отвратит оных от исправления; ибо душа стыд погубившая, в отчаяние впадет и уже к тому ни тихому наставлению повинуется, ни прощенными устрашается, ниже благодеянии умягчается, но бывают горшая града онаго, его же обличая Пророк глаголет: лицо прелюбодейцы сотворися тебе, не стыдишися пред всеми. Того ради многое рассуждение пастырь имети должен и очи бесчисленные, дабы отвсюду рассмотрети возмог души состояние; яко бо многие отвергают надежду исправления своего и в отчаяние спасения впадают, понеже врачества жестокого претерпети не могут: наказания ненавидящие, в презорство и нерадение вдают себе, злейшие нежели прежде бывают и вящще к греху устремляются, подобает убо ничтоже не испытанное оставляти, но вся прилежно рассматривая, пристойное приходящему лицу подавати врачество, да нен суетное возмнить бытии тщание свое » (слов. 2 о Свящ.). Он же в первом слове к Феодору падшему говорит: «никогда же Бог, презирает покаяние, верно и простым сердцем творимое, аще бы кто и в крайние беззакония достиг, но возвратитися оттуда на путь добродетельный желает, приемлет его и объемлет милостивне, не времени бо долготою, но обращения истинною покаяние совершается ». (См. пр. 84). Посему: 2) Соборы и отцы Церкви согрешившим в одних и тех же грехах назначают различное наказание, смотря по различию душевных их расположений, например, обличенному блуднику назначается тягчайшее наказание, нежели добровольно исповедавшему свой грех (см. Григ. Нисского в посл. Лит. Пр.). Наконец: 3) кормчая книга прямо говорит о правилах касательно епитимии: «вязать и решить власть приемый недугующих грехи, велико сокрушение видя едино от прежде реченных умалит время », т.е. позволяет отступать о правил в известных случаях (74 пр. Вас. В.). Следовательно, несправедливо поступают те духовники, которые, слепо держась требника, налагают без всякого рассуждения только те наказания, какие показаны в требнике (Духов. Регламент. О пр. и диак. 14 пр.).

Способ налагать епитимию на кающегося

Епитимия не только должна быть сообразна с качеством грехов, преступлений и с свойством кающегося, но должна быть налагаема надлежащим образом.

1. Епитимия должна быть предложена в определенных и ясных словах; в предписании духовника не должно быть ничего сомнительного и неточного. Духовник должен всегда в точности определить способ, время и место исполнения епитимии, сказать кающемуся, когда ему исполнять епитимию, когда начать, назначив с точностью время. Как скоро епитимия будет ясно и определенно выражена, то кающемуся трудно будет забыть ее. Притом, епитимия определенная гораздо охотнее и внимательнее исполняется нежели предписанная в общих выражениях. Когда точно не определено время, на какое назначается епитимия, то кающиеся остаются большей частью в беспокойстве и смущении.

2. Но особенно духовник должен сохранять всю кротость, всю любовь, помня слова апостола: «Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте такового духом кротости » (Галл. 6,1). Священник при таинстве покаяния есть наместник Иисуса Христа, и таинство покаяния есть таинство не гнева, но милосердия. Больных телом можно лечить и против их воли если они противятся, то их связывают и делают им нужные прижигания и сечения, но грешник, если не хочет быть исцелен, то и не может. Требуется особенное благоразумие со стороны духовника, чтобы он, при помощи благодати Божией, возбудил во грешнике желание исцеления, чего не достигнет, если кротостью не приобретет доверенности его. А в сокрушение может привести грешника скорее кротость и снисхождение, нежели излишняя строгость.

3. Духовник, действуя всегда с христианской кротостью и любовью должен довести кающегося до того, чтобы сей охотно принял епитимию и исполнил ее во всей точности.

Как это сделать? Кроме того, что духовник должен воздержаться от резких и жестоких слов, от сухого и холодного обращения, которое отталкивает сердце, и употреблять всю кротость и снисхождение, особенно от него требуется: а) чтобы он при наложении епитимии действовал постепенно, т.е сначала назначал в епитимию такие дела, которые могут воспитать в грешнике дух сокрушения и раскаяния, советовал частую исповедь и при частой исповеди убеждать грешника мало по малу приносить плоды покаяния. Прекрасно говорит о сем св. Златоуст: «как добрые врачи восстановляют к здоровью одержимых трудною и продолжительною болезнию не всегда одним только искусством, но давая действовать природе; так Бог влечет грешников к добродетели не насильно, но движет тихо и мало помалу» (посл. 5 к Федору падшему); б) чтобы расположить кающегося, духовник должен объяснить ему, что епитимия наложена не по произволу, но по необходимости, ибо она находится в необходимой связи с грехами и должен внушить ему, что настоящее беспокойное и тревожное состояние духа послано ему за грехи, и вместе объяснить, какое веселье и спокойствие будет в сердце его по совершении епитимии, когда он возникнет из бездны греха; в) также внушить кающемуся, что грешник обязан с терпением, как необходимое и должное, перенести все, что есть горького в лекарстве, тяжкого в наказании. Если же грешник будет страшиться тяжести епитимии, то духовный отец должен напомнить ему, что Бог не откажет никому в своей благодати, как скоро кто просит Его о сем. Сила Его в немощи совершается. Он восстановляет низложенных, возвышает смиренных; г) если, несмотря на все сие, кающийся будет недоволен предписанною ему епитимию, то духовник должен спросить о причинах сего и, рассмотревши их, облегчить епитимию, если кающийся из того бедственного состояния, в котором находится может возникнуть другим более легким путем. Даже духовник может спросить его самого: каким образом, ты думаешь можно исправить в тебе тот или другой порок? Какие средства нужны для того, чтобы истребить в тебе навык к этому греху? Если кающиеся предложат какие либо средства, то духовник должен исследовать оные. Если же кающийся ничего не предложит, то духовник должен доказать ему необходимость охотно принять налагаемую епитимию, как бы она не казалась ему тяжкою и неприятною; д)наконец небесполезно будет указать ему на епитимии, какие полагались в тот или другой грех в древней церкви, чтобы он охотнее исполнял лягчайшую, когда увидит какую бы епитимию он должен был понести за грехи свои, если бы жил во времена первенствующей церкви.

Кротость и снисхождение духовника, конечно, не должны быть слабостью, поблажающею безумным и необузданным желаниям грешников, но благоразумием располагающим грешника исполнять то, что необходимо для исполнения его. Священник, подобно милосердному Самарянину, с елеем милосердия и вином Божественной ревности должен приступить к уврачеванию душевных ран. Как мы сострадаем брату, так должны ревновать о Божественном правосудии, пренебреженном и оскорбленном. Тем лицам о которых духовник не ожидает точного исполнения епитимии, должен строго приказать, чтобы они в следующую исповедь дали ему или другому духовнику отчет в исполнении наложенной на них епитимии. Это весьма много может послужить к побуждению кающегося исполнить епитимию.

Перемена епитимии.

Касательно лиц, находящихся под епитимиею или запрещением, правила церкви узаконили, что связанный одним не может быть разрешен другим лицом равной иерархической степени (Апост. 12, 32. 1 Всел. 5, Антиох. 6) Даже в том случае, когда запрещение наложено по малодушию или распре, или какому-либо подобному неудовольствию епископа, снятие сего запрещения может последовать только по суду собора епископов.

Исключения из сего допускаются правилами: а) в случае смерти отлучившего (Апост. 32); б) в случае смертной опасности (1 Всел. 13 Карф. 52 Григ Ниск. 5), какой подвергается находящийся под запрещением. В последнем случае священник может разрешить от запрещения, наложенного не только священником, но даже и епископом (Карф. 52.7.1 Всел. 13), но под условием, в случае выздоровления, исполнить возложенную епитимию (Григ. Нисск. 5).

На основании сих правил, духовник может:

а) Совсем снять или изменить епитимию наложенную другим духовником, только в случае смерти последнего. И в сем случае, если близко архиерей, правильнее поступит священник, когда отошлет кающегося к архиерею.

б) в случае отсутствия или отдаленности духовника, наложившего епитимию, исповедующий священник не должен дозволять себе произвольно изменять наложенную епитимию, но если она еще не выполнена, приказать исполнить ее.

в) Точно также не может священник изменить епитимии, хотя бы кающийся жаловался на тягость епитимии, наложенной другим священником, или сетовал на ее несправедливость. В сем случае священник может только отослать кающегося к архиерею на его усмотрение (1Всел. 5.).

г) Если бы священник узнал, что кающийся перешел к нему от прежнего духовника за тем, чтобы избежать выполнения наложенной на него епитимии, он должен не только удержать прежнюю епитимию, но даже усилить ее «яко солгавшему и обманувшему церковь Божию», как говорит апостольское правило (13).

д) Бывают иногда обстоятельства, которые совершенно изменяют образ жизни кающегося (напр. Внезапное обнищание, перемена службы и занятия), и делают невозможным исполнение возложенной епитимии. В таком случае, при отдаленности или долговоременном отсутствии наложившего епитимию, может изменить ее и другой духовник (Карф. 52), но не иначе, как при совершении таинства исповеди, и после подробного исследования качества, степени и силы грехов, за которые наложена епитимия, и очевидного убеждения в невозможности исполнить ее при перемене образа жизни кающегося.