Смотреть что такое "2000-е годы" в других словарях. Смотреть что такое "2000-е годы" в других словарях Политические и экономические приоритеты

Эта статья требует оформления и доводки. В этой статье необходимо: Улучшить стиль написания статьи Оформить структуру (разделы) статьи Проставить и заполнить карточки и элементы страницы Аккуратно разместить и подписать изображения Викифицировать … Википедия

- … Википедия

Хроника палестино-израильского конфликта: 2000-2005 годы - /передается в связи с объявленным в Шарм аш Шейхе во вторник перемирием/ 28 сентября 2000 года произошли ожесточенные столкновения между палестинцами и израильской полицией на Храмовой горе в Иерусалиме в результате появления лидера оппозиционной … Энциклопедия ньюсмейкеров

Эта страница информационный список. В списке приведены 12 крупнейших слияний и поглощений по денежному объёму, осуществлённых в 2000 е годы. Место Год Покупатель Цель Стоимость сделки, мл … Википедия

Уголовные дела против экс-губернаторов в России в 2000-е годы - Василий Юрченко 16 мая 2014 года стало известно, что уголовное дело по статье халатность возбуждено в отношении экс губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, лишившегося поста в марте с формулировкой в связи с утратой доверия. По данным … Энциклопедия ньюсмейкеров

Приложение к статье Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации Содержание 1 … Википедия

Приложение к статье Заслуженный работник торговли Российской Федерации Содержание 1 Республика Адыгея … Википедия

Список лиц, которым присвоено звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации» в период 2000 2011 годах (в период 2001 2010 годы присвоения звания неизвестны). Всего лиц, которым присвоено звание 415. Дудаков, Сергей Александрович,… … Википедия

Хронология пилотируемых космических полётов (2000 е) 1960 е 1970 е 1980 е 1990 е 2000 е Содержание 1 2000 год 2 2001 год 3 … Википедия

Аннотированный список серий детского киножурнала «Ералаш», созданных с 2000 года по 2009 год. За это десятилетие было выпущено 97 серий (с 137 по 233). С … Википедия

Книги

  • Книга: руководство / инструкция по ремонту грузовых автомобилей MAN TGA (МАН ТГА) дизель 2000-2008 годы выпуска , . Руководство по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автомобилей Man TGA 2000-2008 годы выпуска. В книге представлены подробные электрические…
  • Книга: руководство / инструкция по ремонту и эксплуатации TOYOTA MARK II (ТОЙОТА МАРК 2) / MARK II BLIT (МАРК 2 БЛИТ)/ VEROSSA (ВЕРОССА) бензин 2000-2007 годы выпуска , . Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию заднеприводных и полноприводных автомобилей Toyota MARK II 2000-2004 годы выпуска, Toyota MARK II BLIT 2002-2007 годы выпуска.…
  • , . Руководство по ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации и устройства автомобилей Toyota b В модели 2WD& 4WD 2000-2005 годы выпуска, Probox, Succeed с 2002 года выпуска, с бензиновыми…
  • 5.Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром.Принятие христианства и его значение.Свод законов "Русская правда".
  • 6.Русь в условиях феодальной политической раздробленности.Владимир Мономах.
  • 7.Эволюция древнерусской государственности в начале 12-13 вв.Характеристика русских княжеств и земель в условиях политической децентрализации Руси.
  • 8.Русь и Орда: проблемы взаимоотношений и взаимовлияния.
  • 9.Судьба русских земель в 13-14вв.Северо-Западная Русь: борьба Новгорода и Пскова с экспансией крестоносцев на западных границах.Александр Невский.
  • 10.Юго-Западная Русь:вхождение княжеств в состав Великого княжества Литовского.
  • 11.Северно-Восточная Русь:борьба за великое княжение Владимирское.Возвышение Москвы.Куликовская битва и ее историческое значение.
  • 12.Формирование единого русского государства в 15 веке.Собирание земель и укрепление Московского княжества при Иване 3.Ликвидация зависимости от Орды.
  • 13.Правление Ивана 4 Грозного:поиск альтернативных путей социально-экономического развития Руси.
  • 14.Смутное время:причины,этапы,последствия
  • 15.Московское государство при первых Романовых.Система власти и эволюция сословного строя.
  • 16.Внешняя политика России в 17 веке.Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины-Гетьманщины.
  • 18. Эпоха «дворцовых переворотов» после Петра 1.
  • 19. Правление Екатерины іі и «просвещенный абсолютизм».
  • 20.Внешняя политика Екатерины 2.Борьба России за выход к Черному морю.Участие России в разделах Речи Посполитой.Вхождение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии.
  • 21.Российская империя в первой половине 19 века.Правление Александра 1.Проекты либеральных реформ.Отечественная война 1812 года.
  • 22.Император Николай 1 и его политический режим.Государственный консерватизм и его проявления.Крымская война и ее последствия.
  • 23.Преобразования Александра 2.Отмена крепостного права и реформы 1860-70х годов России.
  • 24.Правление Александа 3.Особенности внутренней и внешней политики.
  • 25.Этнокультурный облик империи.Расширение государственных границ в 19 веке.Роль национальных регионов в жизни империи.Взаимодействие национальных культур и народов.
  • 26.Император Николай 2.Динамика и противоречия национального развития.Первая российская революция и начало парламентизма.Реформы п.Столыпина и их последствия.
  • 27.Россия в Первой мировой войне.Военные кампании 1914-1916гг.Власть,экономика и общество в условиях войны.
  • 28.Великая российская революция 1917г.Объективные и субъективные причины обострения экономическго и политического кризиса.Основные этапы и хронология революции 1917г.
  • 29.Свержение временного правительства в октябре и устаовление советской власти.Первые революционные преобразования большевиков.Созыв и разгон Учредительного собрания.Бретский мир.
  • 30.Гражданская война как общенациональная катастрофа.Причины этапы и основные события Гражданской войны.Интервенция.
  • 36.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.
  • 37.Внешняя политика ссср в 1930-е годы.Ссср накануне и в начале Второй мировой войны.
  • 38.Первый период Великой отечественной войны(июнь 1941-осень 1942).
  • 39.Нацисткий оккупационный режим и преступления фашизма.Начало массового сопротивления врагу.Движение Сопротивления: подпольщики и партизаны.Сотруднечество с врагом:формы,причины,масштабы.
  • 40.Начало коренного перелома. Сталинградская битва.Битва на Курской дуге.Завершение освобождения территории ссср.
  • 41.Внешняя политика ссср в годы войны.Ленд-лиз. Тегеранская конференция. Ялтинская и Потсдамская конференция 1945г.Создание оон.
  • 42.Советско-Японская война и окончание Второй мировой войны (1944 сентябрь-1945гг.)Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
  • 43.Особенности послевоенного периода в ссср.Ресурсы и приоритеты восстновления народного хозяйства.Рост влияния ссср на международной арене.Начало «холодной войны»
  • 44.Период «оттепели» в ссср:середина 1959-х- первая половина 1960-х гг.Н.С.Хрущев и 20 съезд кпсс.Частичная десталинизация:содержание и противоречия.
  • 45.Социально-экономическое развитие cccр и преобразования н.С.Хрущева.Новый курс советской внешней политики:от конфортации к диалогу.
  • 46.Советское общество в середине 1960-х начале 1980-хгг.Экономические реформы 1960-х гг.Социальная политика:достижения и проблемы.Неосталинизм и концепция «развитого социализма».Констицуция 1977г.
  • 47.Внешняя политика ссср в 1970-начала 1980-х гг.:между разрядкой и конфронтацией.
  • 48.Перестройка и распад ссср(1985-1991гг.)Гластность и плюрализм мнений,политизация и подъем общественной активности.Ноое мышление и изменения в советской внешней политике.
  • 49.Становление новой России.Б.Н.Ельцин и его окружение.Начало радикальных экономических преоброзований и их последствия.Причины и последствия.
  • 50.Россия в 2000-е годы, вызовы времени и модернизации. Политические и экономические приоритеты Путина и Медведева.
  • 50.Россия в 2000-е годы, вызовы времени и модернизации. Политические и экономические приоритеты Путина и Медведева.

    Целый ряд важных шагов в 2000 г. был сделан в военной сфере. Серьезные коррективы в планы военной реформы внесла гибель 12 августа 2000 г. атомной подводной лодки «Курск» – гордости отечественного флота. Эта общенациональная трагедия позволила и стране, и власти воочию увидеть всю остроту проблем, накопившихся в вооруженных силах, подтолкнула власть пойти на весьма значительное сокращение вооруженных сил в течение следующих трех лет, направляя высвобождаемые средства на решение социальных проблем военнослужащих и оснащение армии современным вооружением. Но и здесь остается множество проблем как с комплектованием войск, так и в области военного образования.

    Важнейшим результатом 2000 г. стало начало налоговой реформы. О ней много говорили еще при Б. Н. Ельцине, но тогда для ее реализации не нашлось политической базы. В 2000 г. удалось продвинуться на ключевом направлении, обеспечивающем возможности экономического роста: ввести «плоскую» шкалу подоходного налога. Для выведения «из тени» реальных доходов населения правительство установило с 2001 г. единую для всех – независимо от уровня заработков – ставку подоходного налога в 13 %. Впервые в России вводятся социальные налоговые вычеты на обучение и лечение (те, кто платит за образование или пользуются платными медицинскими услугами, по новому закону могут вывести из-под налогов по 25 тыс. рублей). Менее заметным в первый год правления В. В. Путина было продвижение в области банковской реформы, в области упрочения прав собственности, реформы естественных монополий.

    2000 г. стал годом серьезных возможностей для дальнейшего продвижения либеральных реформ. Уже в первые месяцы после избрания на пост президента Путин делает вполне очевидную заявку на продолжение либеральных реформ, давая российскому обществу понять, что никаких иных путей для России, кроме продолжения реформ, нет. В июле 2000 г. была принята рассчитанная на десятилетие правительственная программа действий, получившая (по имени своего главного разработчика) название «программа Грефа». Большая группа экономистов трудилась над ней более полугода. Ее цель – создание подлинного рынка, основанного на частной инициативе, освобожденной от чиновничьего произвола. Центральный банк страны в 2000 г. фактически проводил политику валютного управления, суть которой заключалась в том, что банк не выпускал в обращение деньги, не обеспеченные валютными резервами. В результате фактического проведения такого курса, за который всегда выступали монетаристы, инфляция в стране существенно снизилась, а рубль значительно укрепился. Таким образом, новый стиль, заявленный Путиным во внутренней политике, состоял в том, что он позволил либералам продолжить экономические преобразования, но ограничил их возможность влиять на решение политических вопросов.

    За первый год правления нового президента вполне обозначился и новый стиль во внешней политике – это парадоксальное сочетание советских методов противостояния с Западом, начиная с облетов российскими военными самолетами американской эскадры в Тихом океане и заканчивая восстановлением партнерских отношений с Северной Кореей, Кубой, Ираном и Ираком, и стремления закрепить членство России во влиятельных международных клубах вроде «большой восьмерки». В течение 2000 г. произошло определенное переосмысливание основных направлений российской политики в СНГ. К этому времени стало окончательно ясно, что ускоренное развитие Содружества в полноценное интеграционное объединение в ближайшей перспективе невозможно. В этой связи был сделан выбор в пользу обеспечения национальных интересов через развитие главным образом двусторонних отношений со странами СНГ.

    В 2000-2001 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост.Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной,земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

    Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации

    Политические и экономические приоритеты

    Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Избрание В.В. Путина президентом на третий срок. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти. Стратегия развития страны. Совершенствование строительства гражданского общества. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2008 годов и кризис 2008-го. Структура экономики и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.

    Человек и общество в конце XX-го - начале XXI веков

    Новый облик российского общества. Социальная структура. Основные направления социальной политики. Демографическая проблема. Здравоохранение. Повседневная жизнь. Качество и уровень жизни. Модернизация бытовой сферы. Принятие новых правовых кодексов и правоприменительная практика. Россиянин в информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет.

    Внешняя политика в конце XX-го - начале XXI веков

    Внешнеполитический курс в годы президентства Б.Н. Ельцина. Восстановление позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Дальневосточное и другие направления политики России.

    Культура и наука России в конце XX-го - начале XXI веков

    Изменения в условиях развития культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные научные достижения. Конфессии и их роль в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Массовая культура.

    "

    После распада СССР наступил новый важный период в истории российской государственности. Современные историки условно делят это время на несколько хронологических этапов, в частности: 1991-1993 гг., 1993-2000 гг., 2000-2014 гг. В данной статье представлен третий этап - общественно-политическое и социально-экономическое развитие страны, внешняя политика и оборонное строительство России.

    Общественно-политическое развитие

    Усиление вертикали власти. 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин, который занял эту должность после мартовских выборов 2000 г. Для нового руководства страны на первый план вышла задача укрепления российской государственности. В мае 2000 г. были созданы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них назначался полномочный представитель Президента РФ (полпред). В функции полпредов входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе и др. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства. Повысилась эффективность реализации государственных программ.

    Изменения символики РФ. В 2000 г. были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

    Национальная политика. Для страны важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В марте 2003 г. проведен референдум по вопросу о единстве с Россией и принята Конституция Чеченской республики.

    Местное самоуправление. Для укрепления экономики регионов было проведено слияние отдельных субъектов Федерации и образование новых. Появились Пермский (2005 г.) и Забайкальский края (2008 г.). В 2009 г. был создан восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский, а полпред А. Хлопонин совместил этот пост с должностью вице-премьера. В октябре 2003 г. принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его реализация в последующие годы стала одной из приоритетных задач государства.

    Поправки в Конституцию РФ. В конце 2008 г. Президент России Д. Медведев подписал закон о поправках к Конституции РФ. Они касались увеличения сроков полномочий президента (до шести лет) и Государственной думы (до пяти лет). Кроме того, был принят закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства. Теперь депутатам предоставлялось право рассматривать ежегодные отчеты правительства о результатах его деятельности.

    Борьба с коррупцией. Принимались меры по лишению возможности использовать должностными лицами своих властных полномочий и прав для личной выгоды. В целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принимались соответствующие Законы в 2005 и 2013 гг. В конце 2008 г. вступил в силу закон «О противодействии коррупции», заложивший правовую основу в борьбе с этим злом.

    Реформа МВД. В 2009 г. по инициативе Президента России началась реформа Министерства внутренних дел. Ее главной целью являлось повышение эффективности правоохранительной системы России, борьбы с коррупцией и улучшение имиджа правоохранительных органов. В феврале 2011 г. был издан закон «О полиции», тем самым милиция в Российской Федерации официально прекратила своё существование.

    Усиление борьбы с коррупцией. В 2013 г. президент издал ряд антикоррупционных указов. Согласно новым требованиям чиновники должны отчитываться о расходах, покупках зарубежной недвижимости и избавится от счетов в иностранных банках. В противном случае - отставка. Для более системной работы в этой сфере в составе Администрации Президента РФ создано Управление по вопросам противодействия коррупции.

    Учреждение звания Герой Труда. В марте 2013 г. Указом президента России было учреждено почетное звание Герой Труда. Оно присваивается за особые трудовые заслуги на производстве, в общественной жизни, за научные открытия и творческие достижения. Первыми Героями труда стали пять россиян: нейрохирург А. Коновалов, дирижер В. Гергиев, механизатор Ю. Коннов, токарь К. Чуманов и машинист В. Мельник.

    Сочинская Олимпиада. Крупнейшим общественным и спортивным событием в жизни страны в 2014 г. стало проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. И спортивные объекты, и олимпийские деревни для спортсменов, и красочные церемонии открытия и закрытия Олимпиады - все было сделано на высшем уровне. Успешно решена и непростая задача обеспечения безопасности гостей и участников Игр. Триумфальными эти Игры оказались и для российской сборной: страна заняла первое место в общемедальном зачете, завоевав 33 медали, 13 из которых - золотые.

    Крым в составе России. В 2014 г. были внесены изменения в государственно-территориальное устройство Российской Федерации. 18 марта президент России В. Путин подписал договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Совет Федерации ратифицировал этот договор и одобрил Федеральный конституционный закон об образовании новых субъектов РФ. После подписания президентом России соответствующих законов и их опубликования, они вступили в силу. Президентским Указом от 21 марта 2014 г. образован Крымский федеральный округ Российской Федерации. Все эти решения стали возможным после того, как в Автономной республике Крым и в Севастополе (Украина) прошёл референдум о статусе Крыма. По результатам референдума 96,77 % избирателей республики и 95,6 % избирателей Севастополя выбрали воссоединение с Россией.

    Социально-экономическое развитие

    Переломные годы. В начале 2000-х гг. были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Ставка делалась на дальнейшее формирование и совершенствование рыночных отношений. Шел постепенный процесс преобразования государственной собственности в коллективную и частную формы.

    Средний и мелкий бизнес. В негосударственном секторе российской экономики в 2003 г. действовали 76,8% предприятий из всех имеющихся. Малых предприятий насчитывалось свыше 280 тыс. По отраслям хозяйства они распределялись крайне неравномерно. Если, например, в торговле их насчитывалось до 47 % от всего количества, то на аграрный сектор приходилось всего 2%. Правительство обращало на это внимание и пыталось создать соответствующие условия для развития предпринимательства на селе. Вносились существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.
    В последующие годы отмечалась положительная динамика развития малого и среднего бизнеса в стране. Уделялось внимание защите прав мелких предпринимателей. Но ожидаемый экономический эффект не наблюдался из-за неразвитости механизмов его государственной поддержки.

    Большой бизнес. Крупные предприятия заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Среди них созданные еще в 1990-е годы: ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО «ЕЭС» (Единая энергетическая система). Некоторые промышленники и компании ради получения сверхприбылей допускали различные злоупотребления. Они нарушали налоговое законодательство, подкупали чиновников, внедряли своих представителей в органы власти и др. Потребовалось упорядочить отношения государственной власти и бизнеса. В октябре 2002 г. Государственная Дума внесла существенные изменения и дополнения в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003-2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Главное добывающее предприятие ЮКОСа - Юганскнефть - ушло с молотка, а позднее оно стало частью Газпрома. Усилил антимонопольное законодательство принятый в июле 2006 г. Закон «О защите конкуренции».

    Нефтегазовый комплекс. Добыча нефти и газа продолжала играть приоритетную роль в экономике. Рост цен на нефть на мировом рынке требовал особого внимания к его развитию, улучшения способов добычи, повышения качества нефтепродуктов. Было введено в действие крупное Ванкорское нефтяное месторождение в Красноярском крае. Если 2006-2008 гг. добыча нефти в стране постепенно уменьшалась, но в последующие пять лет проявилась тенденция к росту. Активно проводилась разведка залежей «черного золота». Только в 2014 г. были открыты новые нефтяные месторождения в Астраханской области, Республике Коми, Карском море.

    Сельское хозяйство. С трудностями проводились рыночные реформы в аграрном секторе экономики. Медленного развивались фермерские хозяйства. Сохранялось отставание технологий производства сельхозпродукции. Не был отрегулирован рынок ее сбыта. Для преодоления этих и других трудностей была разработана государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Это дало положительный эффект.

    Стабилизационный фонд РФ. В начале января 2004 г. был создан специальный государственный фонд, используемый в целях стабилизации экономики. Его появление стало возможным благодаря началу экономического роста. По сути, это финансовые активы, которыми напрямую могло распоряжаться правительство.

    Погашение внешнего долга. В течение 2004-2007 гг. руководство страны предприняло ряд шагов по досрочному погашению значительного внешнего долга, накопившегося в период нахождения у власти М. Горбачёва и Б. Ельцина. К 2008 г. внешний долг сократился до уровня, который считается одним из самых низких в мире.

    Национальные проекты. В 2005 г. Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения. Так, в рамках национального проекта «Образование» решались вопросы своевременных выплат классным руководителям, проводились конкурсы инновационных школ и вузов. К финансированию работы учебных заведений подключались регионы. В рамках национального проекта «Здравоохранение» в медицинские учреждения поставлено 22 тыс. 652 единицы диагностического оборудования. На треть обновился санитарный автопарк: введено в эксплуатацию 6 тыс. 723 новых машин. Повысилась зарплата врачей.

    Программы развития регионов. Осуществлялись федеральные программы экономического и социального развития Чеченской Республики, Дальнего Востока и Забайкалья. Велись работы по превращению Владивостока в центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь в сентябре 2012 г. проходила двадцать четвёртая ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это был первый саммит, который проходил в России. Подготовка к нему шла с 2007 г.

    Правительственная антикризисная программа. В 2008-2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Потребовались чрезвычайные меры для укрепления финансовой системы и снятия напряженности в сфере занятости населения. Государство предоставило значительные кредиты российским банкам. Субъекты Федерации получили право самостоятельно решать вопросы введения неполной рабочей недели и сокращения рабочего дня. Но отдельные антикризисные меры не могли изменить положения.
    Продолжало сокращаться производство, росло число безработных в стране. В апреле 2009 г. был принят федеральный антикризисный бюджет, ставший ядром антикризисной политики правительства. Согласно бюджету на антикризисные меры выделялось 2412 млрд руб. Основные вложения направлялись на поддержку банковской системы и отдельных отраслей народного хозяйства. Около 27% федерального бюджета отводилось на социальную поддержку населения. Увеличивались расходы на жилищное и дорожное строительство, на развитие наиболее эффективно действующих промышленных, в том числе оборонных, предприятий. Экономический кризис особенно тяжело отразился на уровне жизни малообеспеченных семей и пенсионеров. Государство несколько раз принимало меры для повышения их материального благосостояния. Антикризисная программа позволила несколько стабилизировать социальную ситуацию в стране.
    К середине 2009 г. экономический спад в России приостановился, а в следующем году продолжился восстановительный рост. В октябре 2010 г. В.В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа- всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста». Руководители государства выдвинули на первый план всестороннюю модернизацию экономики и переход на инновационный путь развития - путь новых технологий и создание благоприятных условий для их внедрения
    В 2011-2012 гг. рост российской экономики продолжился, но в следующие два года наступила стагнация - застой или почти незаметный рост. Она была связана с геополитической напряженностью в отношениях России и Запада, спадом инвестиций и сокращением промышленного производства.

    Экономические санкции. После присоединения Крыма к РФ, а затем начавшихся военных действий на юго-востоке Украины США и Евросоюз ввели целый ряд ограничений в отношении компаний, банков и целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт ряда сельскохозяйственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

    Международные связи и отношения России

    Концепции внешней политики. Изменения в мире и самой Российская Федерация не могли не отразится на определении приоритетов международной политики государства. Повышалась роль России в международных делах и ее ответственность за происходящее в мире. В связи с этим в разные периоды: в 2000 г., 2008 г. и 2013 г. формулировались новые концепции внешней политики страны.

    Борьба с международным терроризмом. После атаки террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия поддержала усилия США в борьбе с международным терроризмом. В частности, речь шла о военной операции США и их союзников против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане. При этом Россия стремилась к тому, чтобы действия, предпринимаемые против терроризма, осуществлялись на основе международно-правовых норм и Устава ООН, а не односторонних силовых акций США по выбору президента этой страны. В рамках ООН Россия присоединилась ко всем 12 крупным международным конвенциям и, в общей сложности, к 46 резолюциям Совета Безопасности ООН по проблеме борьбы с терроризмом. Она приняла активное участие в их практическом осуществлении. Российское руководство разрешило транспортировку военных грузов в Афганистан, через свою территорию. Российские боевые корабли совместно с силами НАТО, проводили операции против морского пиратства.

    Россия и страны АТР. Большое внимание уделялось отношениям со странами и объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Так, в рамках российского председательства в АТЭС в 2012 г. и саммита АТЭС во Владивостоке утверждены порядка 60 российских инициатив и проектов. Они были связанны с либерализацией торговли и инвестиций, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, поддержкой инновационного роста и др.
    Беспрецедентно высокого уровня достигли российско-китайские отношения , которые из года в год развивались в направлении последовательного углубления партнерства и стратегического взаимодействия. Китай стал одним из ключевых внешнеторговых партнеров России. Новые торговые контракты были подписаны с Индией. В апреле 2013 г. впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии, по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства.

    Отношения с США и Евросоюзом. С 2000-х гг. непросто складывались отношения России со странами Запада. С одной стороны, достаточно динамично развивались контакты в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта, культуры. С другой стороны, трудно проходил диалог по созданию новой архитектуры евроатлантической безопасности. Ещё в 2002 г. Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Затем началась подготовка к развертыванию противоракетных комплексов на территории некоторых государств Центральной и Восточной Европы. Страны НАТО активно обсуждали вопрос о приёме в члены этой организации Украины и Грузии. После грузинского нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. была прервана работа Совета Россия-НАТО (создан в мае 2002 г.). Взаимодействие возобновилось в апреле 2009 г., но с апреля 2014 г. в связи с событиями на Украине оно снова было приостановлено.
    Провозгласив победу в «холодной войне» США и ЕС нацелились на расширение своего влияния без учета баланса законных интересов всех народов Европы. Было отвергнуто российское предложение (ноябрь 2009 г.) о разработке Договора о европейской безопасности. Вашингтон открыто продекларировал свое право использовать военную силу в одностороннем для отстаивания собственных интересов.
    Бомбардировками Югославии, вторжением в Ирак, нападением на Ливию, провалом миссии в Афганистане США и их союзники нарушили устойчивость международной системы. Лишь благодаря дипломатическим усилиям, прежде всего, России была предотвращена агрессия против Сирии в 2013 г. Организуя различные «цветные революции» США добивались смены неугодных режимов. Жертвой такой политики стала Украина. США и Евросоюз поддержали государственный переворот в этой стране в феврале 2014 г., стали безоглядно оправдывать любые действия самопровозглашенных киевских властей.

    Россия и постсоветские государства. Как и раньше, руководство РФ стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В октябре 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью этой организации являлось продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. При этом с 2000-х гг. Россия стала проводить более прагматический курс в отношении соседей. К примеру, в 2005 г. прекратилось дотирование поставок российских энергоносителей в страны СНГ. Серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали так называемые цветные революции в Грузии (2003 г.), Украине (2004 г.) и Киргизии (2005 г.), а также глубокий политический кризис на Украине (2014 г.)
    Занявший прозападную ориентацию президент Грузии М. Саакашвили летом 2008 г. попытался силовым путем решить конфликт с Южной Осетией. Такая же участь ждала и Абхазию. Совершалось это при фактическом попустительстве администрации Дж. Буша в Вашингтоне. Россия оказала военную помощь Южной Осетии и после ликвидации конфликта объявила о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. На их территории были размещены российские военные базы. 24 ноября 2014 г. президенты РФ и Абхазии подписали новый договор о союзничестве и стратегическом партнерстве двух государств, который, в частности, подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности. В конце 2014 г. подготовлен проект договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.
    Появились осложнения и во взаимоотношениях с Украиной после «оранжевой» революции и прихода к власти В.Ющенко, известного своими антироссийскими взглядами. Так, в 2005 - 2009 гг. произошла серия экономических конфликтов по поводу поставок Россией природного газа на Украину, а также транзита газа европейским потребителям. После победы на украинских президентских выборах 2010 г. кандидата от Партии регионов В. Януковича напряженность в отношениях двух стран несколько снизилась. Но в результате государственного переворота в феврале 2014 г. Янукович был отстранен от должности, бежал из страны. К власти пришли силы, которые опирались на националистические экстремистские группировки.
    Переворот был подготовлен и осуществлен не без участия западных стран . На юго-востоке страны стала шириться волна протестов против действий ультраправых националистов, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими, пророссийскими лозунгами. Постепенно эти протесты переросли в вооруженное противостояние. Лозунги федерализации Украины сменились требованиями самостоятельности регионов и привели к провозглашению Донецкой и Луганской народных республик. Украинское руководство для подавления сепаратистских выступлений стало проводить так называемую антитеррористическую операцию. Но цели она не достигла.
    Россия, оказывая моральную и гуманитарную поддержку жителям Донбасса, стремилась к восстановлению мира в соседней стране. Путь к политическому урегулированию намечался в Женевском заявлении России, Украины, США и ЕС (апрель 2014 г.): немедленно начать широкий общенациональный диалог с участием всех регионов и политических сил Украины для осуществления конституционной реформы.
    С целью прекращения огня в двух восточных областях Украины 5 сентября 2014 г. в Минске был подписан Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы (Россия, Украина, ОБСЕ) относительно ряда совместных шагов. Они были направлены на практическую реализацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина. Однако, несмотря на Протокол, вооруженные столкновения продолжались в период его действия.
    Крым, как известно, мирным путем на основе права на самоопределение и результатов общекрымского референдума был присоединен к России.
    В 2010-е гг. руководство России перешло к шагам по реальной интеграции с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал Таможенный союз трех стран - Белоруссии, Казахстана и РФ. С 2012 г. экономики этих стран образовали Единое экономическое пространство. 29 мая 2014 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 г. На саммите Совета глав Государств СНГ в Минске в октябре 2014 г. к ЕАЭС присоединилась Армения. ЕврАзЭС прекратило свою деятельность.
    Экономическая интеграция сочеталась с интеграцией в сфере безопасности. В мае 2002 г. было принято решение о преобразовании Договор о коллективной безопасности стран СНГ в полноценную международную региональную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В нее вошли практически те же страны, что участвуют в процессе экономической интеграции: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. (Узбекистан то входил, то выходил из его состава).

    Современное строительство вооруженных сил

    Новые требования. С 2000 г. военно-политическое руководство страны приступило к очередному этапу строительства вооружённых сил. Основные подходы к осуществлению этого процесса были изложены в ряде Указов президента В.Путина. В частности: «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» (январь 2000 г.), «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» (апрель 2000 г.), «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры» (март 2001 г.). Был принят также «План строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на 2001-2005 годы». Появление этих документов во многом объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые следовало адекватно реагировать (события на Северном Кавказе, расширение НАТО на восток). Руководством страны ставилась задача - добиться, чтобы армия и флот соответствовали современным требованиям вооруженной борьбы, уровню угроз РФ и экономическим возможностям государства.

    Программа перехода на профессиональную армию. В марте 2001 г. Министерство обороны РФ возглавил С.Б. Иванов. Под его руководством в этом же году была запущена федеральная программа по переходу на профессиональную армию. По этой программе к 2010 г. военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должны были быть укомплектованы силы быстрого реагирования. Также предусматривалось сокращение с 2008 г. срока по призыву с двух лет до одного года.

    Переход на трехвидовую структуру. В 2001 г. вооружённые силы России были переведены на «трехвидовую структуру» - сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Это обосновывалось необходимостью реализовать принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы: суша, воздух-космос и море. Ракетные войска стратегического назначения из вида Вооруженных Сил были преобразованы в два самостоятельных рода войск - РВСН и Космические войска.

    Сокращения и оптимизация. Ассигнования на национальную оборону позволяли только стабилизировать ситуацию, но были недостаточны для вывода вооружённых сил и других военных организаций государства из кризиса. В поисках выхода изыскивались дополнительные ресурсы в деятельности самих вооружённых сил. Ликвидировались затратные структуры и объекты. Выведен радиоэлектронный центр в Лурдесе (Куба), пункт материально-технического обеспечения флота в Камрани (Вьетнам) и др. В течение 2001 г. были сокращены более 70 тыс. должностей военнослужащих, в том числе более 25 тыс. должностей офицерского состава и прапорщиков. Все лишнее, не работающее на оборону, на боеспособность войск, не имеющее конкретных функций и задач, упразднялось. Осуществлялась оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений Министерства обороны, перечня специальностей подготовки офицеров. С 1 января 2002 г. Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники.

    Президентские указания. В 2003 г. президент В.Путин потребовал к 2008 г. сократить срок службы по призыву до года и к 2009 г. укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и пограничные войска военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2004 г. он провозгласил начало массового перевооружения, а в 2006 г. заверил, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится. В ежегодном послании Федеральному Собранию 2007 г. он призвал к 2010 г. обеспечить всех военных жильем. В марте 2006 г. В. Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым срок военной службы по призыву с 2008 г. сокращался с 24 до 12 месяцев.

    Преобразования при А.Э. Сердюкове. В феврале 2007 г. новым министром обороны России был назначен А.Э. Сердюков. Он был по существу первым по-настоящему гражданским руководителем военного ведомства. Главная задача, поставленная перед ним руководством страны заключалась в дальнейшей модернизации вооруженных сил, которая должна проводиться поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств.

    Уроки войны с Грузией. Прямым поводом к самой основательной реформе строительства вооруженных сил стало участие Российской армии в вооружённом конфликте в Южной Осетии в августе 2008 г. В ходе отражения агрессии Грузии и проведения операции по принуждению грузинской стороны к миру её вооруженным силам было нанесено сокрушительное поражение. Военной и транспортной инфраструктуре причинен значительный ущерб. Но конфликт выявил и недостатки российских войск, заключающиеся, прежде всего, в сложной системе управления, низкой мобильности, недостаточной технической оснащенности.

    Новый этап строительства. Осенью 2008 г. было объявлено о создании нового облика российской армии. Вместо шести военных округов созданы четыре - Западный, Южный, Центральный и Восточный. В их подчинение были переданы основные группировки всех видов вооруженных сил и родов войск. В соответствии с военными округами были созданы четыре объединенных стратегических командования: «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». От четырехзвенной системы управления «военный округ - армия - дивизия - полк» вооруженные силы перешли к трехзвенной: «военный округ - оперативное командование - бригада». Появился новый род войск - Воздушно-космической обороны (ВКО). Все войска, расположенные на их территории, кроме РВСН и ВКО, стали подчиняться одному командиру. В результате административных преобразований было значительно сокращено количество воинских частей. Важной частью реформы стало и сокращение численности личного состава вооруженных сил, которое коснулось прежде всего офицеров. Вместо 365 тыс. офицеров в 2008 г. спустя четыре года в российской армии осталось 142 тысячи.
    Шагом к созданию современной армии стало увеличение российским военным денежного довольствия. Был введен аутсорсинг. Военнослужащих срочной службы перестали привлекать к работе в солдатских столовых, охране складов и уборке территорий. Предусматривались часы послеобеденного отдыха, ежедневные часы занятий физической подготовкой и спортом. Была запущена программа перевооружения армии. Стали систематически проводиться учения с участием не только сухопутных войск, но и авиации, флота, ПВО и ВДВ, морской пехоты, если это происходило на морских направлениях.
    Наряду с достижениями военного ведомства в ходе преобразований имелись и недостатки. Они касались, в частности, непродуманного сокращения или перевода военных вузов в другие города, ликвидации «лишних» поликлиник и госпиталей, должностей прапорщиков и мичманов. На ведущие должности в департаменты Минобороны назначались кадры, никогда не имевшие отношение к военной службе, не понимавшие ее и не желавшие понимать. К тому же злоупотреблявшие своим служебным положением. В ноябре 2012 г. после скандала, связанного с уголовными делами о мошенничестве с землями и акциями ОАО «Оборонсервис» А. Сердюков был отправлен в отставку.

    С.Шойгу во главе Минобороны. Назначение министром обороны С.К. Шойгу с одобрением было воспринято в армии и обществе. Он проявил свои лучшие морально-деловые качества, когда руководил ведомством по борьбе с чрезвычайными ситуациями во всех составах российского правительства с 1991 по 2012 г. и в должности губернатора Подмосковья (2012 г.). С первых шагов в новом качестве С. Шойгу приступил к устранению недостатков прежнего руководства ведомства и развитию всех имевшихся позитивных наработок.

    Повышенное внимания к обороне. Вопросам укрепления обороны страны в это время стало уделяться особенно пристальное внимание со стороны высшего руководства государства. Президент РФ В. Путин в течение 2013-2014 гг. провел серию совещаний с руководящим составом Минобороны России и представителями оборонно-промышленного комплекса по вопросам состояния и перспектив развития вооруженных сил. Были определены основные направления дальнейшего развития армии и флота.
    В январе 2013 г. Министерство обороны представило Президенту План обороны РФ, впервые составленный с учетом всех аспектов. В документе, над которым работало 49 ведомств, учтено дальнейшее развитие военной сферы, включая вопросы перевооружения. В 2014 г. подготовлена Государственная программа вооружений до 2025 г., которая определяет новые ориентиры в создании перспективных видов вооружений. Они основываются на прогнозе военных угроз в ближайшие 30 лет.
    Президент РФ возглавил Военно-промышленную комиссию (ВПК) - орган для координации деятельности госструктур по военно-промышленным вопросам и военно-технического обеспечения обороны страны.
    Россия вышла на третье место в мире по военным расходам. За 2013 год из российского бюджета на военные расходы было выделено 68,8 млрд долл. Это в два раза меньше, чем у Китая и почти в девять раз меньше, чем у США.
    В целях совершенствования системы управления вооруженными силами, а также военной организацией государства в целом в соответствии с 1 апреля 2014 года начал функционировать Национальный центр управления обороной Российской Федерации. Проходил процесс развертывания сети аналогичных центров на региональном и территориальном уровнях в военных округах, объединениях и соединениях.
    Интенсивно шла боевая учеба в войсках. Были проведены стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2012» и «Восток-2014». С февраля 2013 г. вошло в практику проведение внезапных проверок боевой готовности не только частей и объединений военных округов, но и сил ядерного сдерживания, ВКО и флота. С включением в состав РФ Крыма и г Севастополя приняты дополнительные решения по повышению боевых возможностей Черноморского флота. На территории полуострова начато формирование межвидовой группировки войск и сил, способных гарантированно обеспечить военную безопасность в этом регионе.

    Итак, с начала 2000-х гг. страна вступила в новый этап своего развития. В. Путин во время своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране. В общем благоприятные условия способствовала экономическому росту в России, вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. При президенте Д. Медведеве и премьер-министре В. Путине стране в целом удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Причем, это было сделано успешнее, чем в большинстве других стран мира.

    Возвращение на пост Президента России В. Путина в 2012 г . подтвердило преемственность власти. В последующие годы страна столкнулась с новыми внутренними и внешними вызовами, которые потребовали взвешенных и адекватных ответов. Но цель начатых преобразований осталась неизменной, и направлена она на укрепление и защиту национальных интересов России, возрастание ее роли на мировой арене.

    Говорить о моде 2000-х годов – вовсе не так просто, как о моде десятилетий прошлого века. Если раньше один модный стиль мог держаться на протяжении многих лет, то уже в начале этого тысячелетия девушки бросили попытки угнаться за модой. Для этого нужно было менять все содержимое шкафов буквально каждый год.

    Мода действительно стала очень изменчивой барышней, настроение которой менялось кардинально. Но общие тенденции все же были, попробуем вспомнить их.

    Начался миллениум с модой, которую привнесли в массы поп-певицы. Стиль игривой школьницы пытались повторить и молодые девушки, и взрослые дамы. Короткие вещи, позволяющие продемонстрировать плоский животик и идеальные ножки, были в фаворе.

    Начало двухтысячных запомнилось обилием обнаженного тела – обнажались все и делали это стремительно. Даже вязаные свитера было нормальным создавать и носить в самом экстремально коротком варианте.

    После этого в моду вошли яркие тона, что стало логичным – и очень безвкусным! – продолжением тенденции на короткие вещи. Обязательное наличие меховых вещей в гардеробе, которые комбинировались с легкими, короткими платьями.

    А затем пришел спортивный стиль. Широкие джинсы, объемные футболки и толстовки, спортивные платья и комбинезоны. Спортивные брюки смешивались с короткими топами с пайетками, создавая невообразимый коктейль, который было не всегда приятно видеть. Но двухтысячные стали временем открытий, годами, когда модницы поняли, что можно быть свободыми в плане стиля – и бесконечно экспериментировать.

    Не всегда эти эксперименты были удачными. Единственным трендом начала тысячелетия, который сохранился до сих пор, стали джинсы-клеш, которые спасли множество непропорциональных фигур. До сих пор многие модные дома предлагают своим поклонницам брюки и джинсы именно такого типа.

    Как такового, стиля двухтысячных годов не было. Но эксперименты с плохой тканью, яркими и кричащими тонами и смешением несовместимых стилей всего лишь вели к тому, что есть сейчас – к десятым годам, которые запомнятся элегантностью, вседозволенностью, которая, при этом, оставляет модниц сдержанными, мягким эпатажем и… умением красиво одеваться. Как и в десятых годах прошлого века, модницы начинают ценить ткань и фактуру, а не возможность удивить. И двухтысячные были отличным плацдармом для такого взлета…