Директория во франции. Внешняя и внутренняя политика директории Установление режима директории

ДИРЕКТОРИЯ (во Франции) ДИРЕКТОРИЯ (во Франции)

ДИРЕКТО́РИЯ (Исполнительная Директория), правительство Французской республики с ноября 1795 по ноябрь 1799.
Результаты термидорианского переворота (см. ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ) 1794 были закреплены конституцией III года, выработанной и принятой Конвентом (см. КОНВЕНТ) осенью 1795. Сам Конвент распускался (26 октября 1795). Законодательная власть сосредоточивалась в двух палатах - Совете пятисот и Совете старейшин; исполнительная вручалась Директории. Последняя состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава; в течение первых четырех лет порядок выходящих членов определялся жребием. В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П. Баррас (см. БАРРАС Поль) , Л. Н. Карно (см. КАРНО Лазар Никола) . Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории.
Режим Директории соответствовал потребностям социальной консолидации класса собственников на нисходящей линии революции, обеспечивая компромисс между теми слоями буржуазии, которые выиграли от революционного перераспределения собственности, но не собирались рисковать основным капиталом, составленным еще до 1789, и «новыми» собственниками, основной капитал которых сформировался после 1789 и гарантии неприкосновенности которого были даны Якобинской диктатурой (см. ЯКОБИНЦЫ) .
Еще до принятия новой конституции термидорианцы успешно расправились с восстаниями парижской бедноты в жерминале и прериале (апреле и мае 1795). Социальная природа Директории ярко проявилась при разгроме «Заговора равных» Бабефа, составленного в 1795-96, и вместе с тем при подавлении роялистского мятежа в Париже 13 вандемьера (5 октября 1795). Тем не менее результаты выборов в Совет пятисот и Совет старейшин в жерминале V года (1797) показали серьезный рост влияния роялистов. Монархисты, пополнившие обе палаты, приступили к ликвидации революционного законодательства. Так, 7 фрюктидора (20 мая 1797) были отменены законы 1792-93 против неприсягнувших священников, а 30 прериаля (18 июня 1797) Совет пятисот проголосовал за передачу права распоряжения финансами от Директории к Казначейству, контролировавшемуся ультраконсерваторами. 18 фрюктидора V года (4 сентября 1797) верные Директории республиканские войска заняли Париж, наиболее активные депутаты-монархисты были арестованы, результаты выборов в обе палаты по 49 департаментам аннулированы, приняты новые законы против эмигрантов и неприсягнувших священников, разрешена деятельность патриотических клубов. Ликвидация парламентской оппозиции позволила Директории упорядочить налоговую систему (ноябрь 1797 - декабрь 1798), однако в целом финансовое положение оставалось тяжелым. Экономическому оживлению и дальнейшей стабилизации внутриполитической жизни Франции способствовала широкомасштабная внешняя экспансия - наполеоновские войны в Италии, Египте, грабеж соседних стран. Эта агрессия защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации «старого порядка», и от нового подъема революционного движения. Неизбежный в этих условиях рост влияния армии привел к перевороту 18 брюмера (9 ноября) 1799, установлению «твердой власти» - диктатуры Наполеона (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт) , покончившей с существованием Директории.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ДИРЕКТОРИЯ (во Франции)" в других словарях:

    - (ново лат., от лат. dirigere управлять). 1) во время первой франц. республики верховное правительственное учреждение (с 27 октября 1795 г. по 9 ноября 1799 г.), имевшее исполнительную власть и состоявшее из 5 членов. 2) собрание или комиссия из… … Словарь иностранных слов русского языка

    директория - и, ж. directoire m. 1. Орган управления у масонов. Сл. 18. Россия возвышена в достоинство VIII провинции, и ныне уже учредился провинциальный капитель и директория. Письма масон. 244. 2. Правительственный орган эпохи Французской революции. Сл. 18 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Директория форма организации верховной власти в виде особой коллегиальной формы управления. В отдельных случаях термин также обозначает коллегиальную форму управления вообще, безотносительно к государственной власти. Так, директорией… … Википедия

    1) («Совет пяти») орган государственного управления, коллегия из 5 министров Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским, 1(14) сентября 25 сентября (8 октября) 1917. 1(14) сентября объявила Россию республикой. Перестала существовать с… … Политология. Словарь.

    ДИРЕКТОРИЯ, и, жен. Название нек рых временных правительств. Исполнительная Д. (во Франции в 1795 1799 гг.). Украинская д. (в 1918 1920 гг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Директория - (Directory, French) (1795 99), пр во Франции в сложный период между якобинской якобинцы) диктатурой и консульством. Две палаты законодательного корпуса Совет пятисот и Совет старейшин выбирали Исполнительную Директорию в составе 5 человек. В Д.… … Всемирная история

    Директория - (от лат. directorium управление, руководство; англ. directory; фр. Directoire) название некоторых временных правительств (напр., коллегиальный орган исполнительной власти во Франции в 1795 1799 гг. Исполнительная Д.; Украинская Д. в 1918 1920… … Энциклопедия права

    Директория - С ноября 1795 г. вступила в силу новая конституция. Исполнительная власть во Франции перешла в руки Директории, в состав которой вошли Баррас и другие видные термидорианцы. Период Директории был временем безграничного господства буржуазии. Маркс… … Всемирная история. Энциклопедия

Аресты и казнь последних якобинских вождей были совершены так называемыми «термидорианцами» - противниками якобинцев из числа умеренных буржуазных лидеров, которые к лету 1794 г. составляли большинство в Конвенте. После свержения якобинской диктатуры они провозгласили «эру милосердия», но и она положила начало новому террору - теперь уже против якобинцев. Прежде всего были ликвидированы чрезвычайные революционные органы: Якобинский клуб, Комитет общественного спасения, революционные комитеты и трибуналы. Также упразднялись некоторые, причем явно не буржуазные, революционные нововведения (отменена система принудительной таксации цен и заработной платы).

Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

    Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

    Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

Исполнительная власть была представлена Директорией - ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

Непрочность позиции и отсутствие политического курса, внутренние заговоры, опасность роялистского путча, а также явная неспособность справиться с экономическими трудностями приводили к нестабильности действий Директории («политика качелей»), что вызывало постоянное раздражение народных масс и, что было еще более опасным, брожение в армии.

В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале - Наполеоне Бонапарте (1769-1821).

Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю - Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

· он осуществлял исполнительную власть,

· назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

· Ему принадлежало право законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

В качестве органов законодательной власти учреждались:

· Государственный совет,

· Трибунат,

· Законодательный корпус

· Охранительный сенат.

В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул .

ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

ü Трибунат их обсуждал,

ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

ü Охранительный сенат утверждал.

Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Период I империи:

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия.

Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция.

Государственный строй Франции по Конституции, Хартии 1814г.

Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными пораже­ниями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки госу­дарства сдержать цены на хлеб - все это подрывало пре­стиж императорской власти. Бывший кумир и непререкае­мый авторитет превращался в "корсиканское чудовище".

Реставрация монархии во Франции также не была слу­чайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

Падение Первой империи и установление "белого тер­рора" (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое вре­мя даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.

Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влия­ния либеральных идей, понимал, что реставрация монар­хии в ее неограниченном дореволюционном виде просто не­возможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный ис­коренить "революционную заразу" и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические посту­латы, ссылаясь на свои "исторические права", на королев­ский суверенитет, на божественный порядок.

Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время "белого террора". Король по­лучил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так на­зываемой национальной".

В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятель­ность, относящуюся "ко времени до восстановления династии" (т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники монархии ус­матривали в этих положениях принципиально важное при­знание королем неотъемлемых прав народа. Таким обра­зом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либераль­ной, чем последние конституционные документы Наполео­на. Во всяком случае режим легитимной монархии в боль­шей степени был ориентирован на законность, а не на лич­ный произвол.

Король, особа которого рассматривалась как "непри­косновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордо­нансы, "необходимые для исполнения законов и для безопасности государства". Согласно Хартии, которая в прин­ципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законода­тельная власть осуществлялась совместно королем, пала­той пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие.

Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восста­новления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты.

Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в госу­дарственных делах случайными людьми. Палата депута­тов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска ниж­ней палаты сохранялось за королем.

Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на поли­тическую поддержку со стороны широких слоев населения. Принимая во внимание неудачный для королевской власти эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791 г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку через установление "сверхцензового" избирательного права.

Участвовать в голосовании в палату могли лишь фран­цузы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата требо­вались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков (во Франции было не более 4-5 тыс. таких лиц).

Благодаря такому высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители вер­хов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия.

Не случайно первый же состав палаты был ультраре­акционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чем сам король".

Хартия не предусматривала ответственности правитель­ства перед представительным органом. Королю было пре­доставлено право назначать на все должности в сфере пра­восудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо определенной сферой администрации или же выполняли политические поручения (министры без портфеля). Отстав­ка министров происходила или по их собственной просьбе, или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял мнения своих министров или же не одобрял их действий.

Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.

Режим Реставрации, тяготевший к дореволюционному образу жизни, не мог остановить, тем более обратить вспять, поступательное развитие капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, за­нимались предпринимательством, вступали в капиталисти­ческие компании.

Но политическая реакция, набравшая силу при покро­вительстве королевской власти, задержала развитие демо­кратической государственности во Франции, добилась вре­менной стабилизации монархического строя. Поскольку этот строй при всем его консерватизме допускал в минималь­ных пределах элементы конституционализма, представи­тельства, экономического и политического либерализма, наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не сумевших приспособиться к новым услови­ям, открыто стремилась к восстановлению дореволюцион­ных порядков. Усилению реакции способствовало дальней­шее укрепление позиций католической церкви. Следуя дореволюционным канонам, Хартия объявила католицизм го­сударственной религией. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, преду­смотревшие смертную казнь за святотатство и другие пре­ступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Государственный строй Франции с 1814 по 1830 годы. Конституционная хартия 1814 года

1814 - Сенат представил Людовику 18 проект конституционной хартии, которую он отклонил, но тут же даровал точно такую же уже от своего имени. Она объявляла восстановление первоначального положения:

Права на престол - исключительно потомки бурбонов

Франция - конституционная монархия

Король священен и неприкосновенен

Министры ответственны перед нар. представительством.

Правом законодательства обладали: палата пэров, палата депутатов и король.

Глава гос-ва, главковерх;

Заключает союзы - война и мир;

Издает чрезвычайные указы;

Исключительное право законодательной инициативы.

Пэры - назначаются пожизненно королем или получают свой титул по наследству.

Депутаты:

Прямой налог 100 франков в год (очень много)

Избирались выборщиками (30 лет прямой налог 300 франков)э

Король имел право созывать и распускать обе палаты законодательного органа.

Министры назначались королем, судила их палата пэров, но обвиняла палата депутатов.

Судей назначал король

Сохранился кодекс Наполеона.

Государственный строй Второй республики во Франции по Конституции 1848г.

Конституция Франции 1852 г. Государственный строй Второй империи.

Конституция Франции 1852 года - французская конституция времён Второй империи.

2 декабря 1851 года во Франции произошёл государственный переворот, возглавляемый действующим президентом Французской республики Луи-Наполеоном Бонапартом. В ходе переворота законодательное собрание было распущено, а активисты оппозиционных партий - арестованы.

Для санкционирования произведенного государственного переворота Луи-Наполеон объявил плебисцит. Гражданам Франции предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, желают ли они сохранить власть Луи-Наполеона и предоставить ему необходимые полномочия для установления конституции на основе следующих пяти положений:

    верховная власть принадлежит ответственному президенту, избираемому сроком на 10 лет;

    министры зависят только от исполнительной власти;

    Государственный совет, составленный из выдающихся граждан, подготавливает законы и представляет их Законодательному корпусу;

    Законодательный корпус, избираемый всеобщим голосованием, обсуждает и принимает законы;

    вторая палата, составленная из наиболее знаменитых граждан, защищает основной закон и гражданские свободы.

Аресты и казнь последних якобинских вождей были совершены так называемыми «термидорианцами» - противниками якобинцев из числа умеренных буржуазных лидеров, которые к лету 1794 г. составляли большинство в Конвенте. После свержения якобинской диктатуры они провозгласили «эру милосердия», но и она положила начало новому террору - теперь уже против якобинцев. Прежде всего были ликвидированы чрезвычайные революционные органы: Якобинский клуб, Комитет общественного спасения, революционные комитеты и трибуналы. Также упразднялись некоторые, причем явно не буржуазные, революционные нововведения (отменена система принудительной таксации цен и заработной платы).

Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

    Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

    Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

Исполнительная власть была представлена Директорией - ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

Непрочность позиции и отсутствие политического курса, внутренние заговоры, опасность роялистского путча, а также явная неспособность справиться с экономическими трудностями приводили к нестабильности действий Директории («политика качелей»), что вызывало постоянное раздражение народных масс и, что было еще более опасным, брожение в армии.

В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале - Наполеоне Бонапарте (1769-1821).

Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю - Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

· он осуществлял исполнительную власть,

· назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

· Ему принадлежало право законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

В качестве органов законодательной власти учреждались:

· Государственный совет,

· Трибунат,

· Законодательный корпус

· Охранительный сенат.

В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул .

ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

ü Трибунат их обсуждал,

ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

ü Охранительный сенат утверждал.

Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Период I империи:

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия.

Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция.

Государственный строй Франции по Конституции, Хартии 1814г.

Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными пораже­ниями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки госу­дарства сдержать цены на хлеб - все это подрывало пре­стиж императорской власти. Бывший кумир и непререкае­мый авторитет превращался в "корсиканское чудовище".

Реставрация монархии во Франции также не была слу­чайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

Падение Первой империи и установление "белого тер­рора" (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое вре­мя даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.

Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влия­ния либеральных идей, понимал, что реставрация монар­хии в ее неограниченном дореволюционном виде просто не­возможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный ис­коренить "революционную заразу" и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические посту­латы, ссылаясь на свои "исторические права", на королев­ский суверенитет, на божественный порядок.

Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время "белого террора". Король по­лучил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так на­зываемой национальной".

В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятель­ность, относящуюся "ко времени до восстановления династии" (т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники монархии ус­матривали в этих положениях принципиально важное при­знание королем неотъемлемых прав народа. Таким обра­зом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либераль­ной, чем последние конституционные документы Наполео­на. Во всяком случае режим легитимной монархии в боль­шей степени был ориентирован на законность, а не на лич­ный произвол.

Король, особа которого рассматривалась как "непри­косновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордо­нансы, "необходимые для исполнения законов и для безопасности государства". Согласно Хартии, которая в прин­ципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законода­тельная власть осуществлялась совместно королем, пала­той пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие.

Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восста­новления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты.

Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в госу­дарственных делах случайными людьми. Палата депута­тов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска ниж­ней палаты сохранялось за королем.

Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на поли­тическую поддержку со стороны широких слоев населения. Принимая во внимание неудачный для королевской власти эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791 г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку через установление "сверхцензового" избирательного права.

Участвовать в голосовании в палату могли лишь фран­цузы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата требо­вались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков (во Франции было не более 4-5 тыс. таких лиц).

Благодаря такому высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители вер­хов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия.

Не случайно первый же состав палаты был ультраре­акционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чем сам король".

Хартия не предусматривала ответственности правитель­ства перед представительным органом. Королю было пре­доставлено право назначать на все должности в сфере пра­восудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо определенной сферой администрации или же выполняли политические поручения (министры без портфеля). Отстав­ка министров происходила или по их собственной просьбе, или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял мнения своих министров или же не одобрял их действий.

Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.

Режим Реставрации, тяготевший к дореволюционному образу жизни, не мог остановить, тем более обратить вспять, поступательное развитие капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, за­нимались предпринимательством, вступали в капиталисти­ческие компании.

Но политическая реакция, набравшая силу при покро­вительстве королевской власти, задержала развитие демо­кратической государственности во Франции, добилась вре­менной стабилизации монархического строя. Поскольку этот строй при всем его консерватизме допускал в минималь­ных пределах элементы конституционализма, представи­тельства, экономического и политического либерализма, наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не сумевших приспособиться к новым услови­ям, открыто стремилась к восстановлению дореволюцион­ных порядков. Усилению реакции способствовало дальней­шее укрепление позиций католической церкви. Следуя дореволюционным канонам, Хартия объявила католицизм го­сударственной религией. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, преду­смотревшие смертную казнь за святотатство и другие пре­ступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Государственный строй Франции с 1814 по 1830 годы. Конституционная хартия 1814 года

1814 - Сенат представил Людовику 18 проект конституционной хартии, которую он отклонил, но тут же даровал точно такую же уже от своего имени. Она объявляла восстановление первоначального положения:

Права на престол - исключительно потомки бурбонов

Франция - конституционная монархия

Король священен и неприкосновенен

Министры ответственны перед нар. представительством.

Правом законодательства обладали: палата пэров, палата депутатов и король.

Глава гос-ва, главковерх;

Заключает союзы - война и мир;

Издает чрезвычайные указы;

Исключительное право законодательной инициативы.

Пэры - назначаются пожизненно королем или получают свой титул по наследству.

Депутаты:

Прямой налог 100 франков в год (очень много)

Избирались выборщиками (30 лет прямой налог 300 франков)э

Король имел право созывать и распускать обе палаты законодательного органа.

Министры назначались королем, судила их палата пэров, но обвиняла палата депутатов.

Судей назначал король

Сохранился кодекс Наполеона.

Государственный строй Второй республики во Франции по Конституции 1848г.

Конституция Франции 1852 г. Государственный строй Второй империи.

Конституция Франции 1852 года - французская конституция времён Второй империи.

2 декабря 1851 года во Франции произошёл государственный переворот, возглавляемый действующим президентом Французской республики Луи-Наполеоном Бонапартом. В ходе переворота законодательное собрание было распущено, а активисты оппозиционных партий - арестованы.

Для санкционирования произведенного государственного переворота Луи-Наполеон объявил плебисцит. Гражданам Франции предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, желают ли они сохранить власть Луи-Наполеона и предоставить ему необходимые полномочия для установления конституции на основе следующих пяти положений:

    верховная власть принадлежит ответственному президенту, избираемому сроком на 10 лет;

    министры зависят только от исполнительной власти;

    Государственный совет, составленный из выдающихся граждан, подготавливает законы и представляет их Законодательному корпусу;

    Законодательный корпус, избираемый всеобщим голосованием, обсуждает и принимает законы;

    вторая палата, составленная из наиболее знаменитых граждан, защищает основной закон и гражданские свободы.

После Термидорианского переворота , предусматривала отмену всеобщего избирательного права, исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти человек .

Конституция закре-пляла имущественные права нуворишей, что вызвало мятеж сто-ронников восстановления монархии. Решающую роль в его подав-лении сыграл генерал Наполеон Бонапарт, артиллерия которого буквально смела мятежников с улиц Парижа. Бонапарт был назна-чен командующим всеми военными силами внутренней Франции, и с этой ступеньки началось его стремительное восхождение к вер-шинам власти.

Война против первой антифранцузской коалиции способствовала милитаризации фран-цузского общества и усилению роли генералов в политической жизни .

При Директории военные действия были перенесены за пределы Франции, а са-ма война приобрела захватнический характер. Военные победы сопровож-дались созданием зависимых от Франции государств — «дочерних респуб-лик», первой из которых стала Батавская республика, созданная в 1795 г. на территории Нидерландов.

Подписанный вскоре мирный договор с Прус-сией ознаменовал начало распада антифранцузской коалиции. С Батавской республикой и Испанией были заключены также союзные договоры, на-правленные против Великобритании.

Знаменитый Итальянский поход Наполеона Бонапарта завершился в 1797 г. разгромом Австрии. На следующий год Бонапарт возглавил экспедицию в Египет, предпринятую с целью вос-становления колониальной империи Франции и для подготовки удара по британским владениям в Индии.

Режим Директории не мог быть прочным в силу разнородности тех политических сил, на которые он опирался, поэтому, пройдя че-рез череду кризисов, он рухнул в результате другого переворота, от-крывшего новую эру в историческом развитии Франции. Стремле-ние Директории любой ценой удержать власть привело к дискреди-тации не только её самой, но и республиканского режима в целом. Масштабные спекуляции и всевозможные махинации приобрели совершенно беззастенчивый характер. Авторитет Директории окончательно подорвали военные поражения 1799 г., особенно по-теря Италии в результате похода русской армии под командовани-ем А. В. Суворова. Материал с сайта

Переворот 18 брюмера

Директория была обречена, поскольку потеряла всякую опору в обществе. В такой обстановке в октябре 1799 г. в Париж вернулся Бонапарт, который быстро нашёл влиятельных союзников, заинте-ресованных в установлении сильной власти.

18 брюмера VII года Республики (9 ноября 1799 г.) заговорщики, опиравшиеся на вер-ные Бонапарту войска, свергли режим Директории. Генерал Напо-леон Бонапарт был избран Первым консулом Французской респуб-лики, который по конституции 1799 г. наделялся самыми широкими полномочиями.

Умеренные республиканцы, которые сумели укрепить свою власть, вместе с жирондистами выработали новую форму правления – Директорию. В основание её была положена конституция III года, законодательно закрепившая Французскую республику, которая существовала с 28 октября 1795 года.

Избирательное право в период Директории основывалось на имущественном цензе и непрямых выборах. Был официально зафиксирован принцип разделения властей между законодательной властью, которая была представлена Советом старейшин и Советом пятисот, и исполнительной властью, которая возлагалась на Директорию в составе пяти человек (из них один член обязан был каждый год оставлять пост). 2/3 новых парламентариев были избраны из членов Конвента. Возникавшие между исполнительной и законодательной властью непримиримые противоречия, похоже, не имели иного механизма решения, кроме применения силы. Поэтому с самого начала правления Директории возникла почва для военных переворотов. Новая система власти просуществовала 4 года. Предвестником её конца стал мятеж роялистов, приуроченный к 5 октября, который был сметён «залпом картечи» Бонапарта. Несложно было понять, что энергичный генерал ликвидирует и сам режим Директории теми же средствами, и так действительно случилось во время переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года).

Четыре года Директории, как подсказывает репетитор по истории , стали периодом торжества коррупции внутри страны и блистательных военных походов за рубежом. Собственно, два эти фактора и определили последующие судьбы Франции. Желание продолжать военные походы уже в гораздо меньшей степени диктовалось революционными энтузиазмом, а в большей – националистической экспансией. В договорах, заключенных в 1795 году в швейцарском городе Базеле с Испанией и Пруссией, Карно старался удержать Францию в её традиционных границах. Однако агрессивная доктрина «естественных границ» стимулировала правительство предъявлять претензии на левобережье Рейна, поэтому военные действия продолжались. Для режима Директории война превращалась как в экономическую, так и в политическую константу, источник прибыли и простой путь повышения престижа, который был нужен для сохранения контроля над ситуацией. Во внутренней политике Директория подавляла любое сопротивление, поскольку возвращение как якобинства, так и сторонников свергнутого королевского режима прямо угрожало её власти.

В 1796 году был раскрыт «Заговор равных» – протокоммунистическое тайное общество, возглавляемое Гракхом Бабёфом, и его руководители были казнены. В 1797 году роялисты одержали победу на выборах, что привело к необходимости подключать армию, чтобы аннулировать их результаты в 49 департаментах страны (эти события вошли в историю как переворот фрюктидора). Затем произошёл переворот флореаля (11 мая 1798 г.), когда в 37 департаментах были отменены результаты победы якобинцев. Переворот прериаля (18 июня 1799) привёл к послевыборному усилению обеих крайних политических групп за счет центра, в результате чего три члена Директории утратили свои посты.

Правление Директории расценивалось современниками и историками как беспринципное и аморальное. Репутацию Директории портили люди, подобные циничному коррупционеру графу Баррасу, который в октябре 1795 года привлек для подавления мятежа молодого генерала от артиллерии Наполеона Бонапарта, а после в качестве награды отдал за него замуж свою бывшую любовницу Жозефину де Богарне. Но Бонапарта гораздо щедрее вознаградил Карно, который поручил ему командовать итальянской экспедицией в Италию, принесшей Наполеону заслуженную славу полководца.