Самостоятельное путешествие в Кедарнатх (Индия). Харидвар

Основные моменты

По городу разбросаны впечатляющие храмы, и древние, и современные, а также дхарамсалы (гостиницы для паломников) и ашрамы, часть которых занимают площадь, сравнимую с маленькой деревней. Харидвар очень оживлен в сезон ятры (паломничества) , с мая по октябрь. Также здесь проводят ежегодный религиозный праздник Магх Мела (Magh Mela) .

Главная улица Харидвара – Рэйлвэй Роуд (Railway Rd) , переходящая в Аппер Роуд (Upper Rd, верхняя дорога) , идет параллельно руслу Ганга (сама река течет дальше на восток) . Как правило, только велорикшам разрешено ездить между мостами Лалтарао Бридж (Laltarao Bridge) и Бхимгода Джхула (Bhimgoda Jhula) , или, по-другому, Бхимгода Бридж, поэтому транспорт ездит по противоположному берегу реки. Улочки Бара Базара ведут на юг от гхата Хар-ки-Паири.

Поскольку этот город священный, здесь только вегетарианская еда и безалкогольные напитки.

Достопримечательности Харидвара

Гхат Хар-ки-Паири

Хар-ки-Паири (Har-ki-Pairi; «След бога») - место, где, по легенде, Вишну обронил несколько капель божественного нектара и осгавил свой след. Оно священно для индуистов. Здесь вы можете смыть с себя грехи. Паломники купаются в быстрых потоках реки и жертвуют деньги жрецам и храмам.

Гхат расположен на западном берегу Ганга. Каждый вечер сотни верующих собираются на ганга аарти (церемония поклонения реке) . Представители власти в синей униформе собирают пожертвования (и выдают квитанции) , а после захода солнца колокола начинают звонить в определенном ритме. Зажигаются огни, корзины из листьев, наполненные лепестками цветов со свечой посередине (10 рупий) , опускают в воду, и те плывут дальше по течению реки.

Туристы могут смешаться с толпой, чтобы принять участие в древних религиозных ритуалах, которые не утратили силу и в наши дни. К вам могут подойти и представиться служителем храма, жрецом, который можете помочь вам с пуожей, попросив за это 200 рупий или больше. Если вы хотите сделать пожертвование, лучше дайте его человеку в форме или положите деньги в ящик для пожертвований.

Лучшее время для посещения гхата - раннее утро или время перед наступлением сумерек.

Храмы Мансы Деви

Воспользуйтесь канатной дорогой (в оба конца 48 рупий; 7:00-19:00 апрель-октябрь, 8:30-18:00 ноябрь-март) , чтобы добраться до переполненного людьми храма Мансы Деви на вершине горы (исполняющей желания богини) . Вдоль тропы, ведущей к канатной дороге, расположены палатки, где продают упаковки с прасадом (еда-подношение для религиозных церемоний) , которые нужно поднести богине на горе. Можно пройти пешком (1,5 км) , но помните об обезьянах, крадущих прасад. Фотографировать в храме запрещено.

Многие посетители и паломники объединяют этот визит с посещением храма Чанди Деви (в оба конца 117 рупий; 08:00-18:00) на горе Нил (Neel Hill) , куда нужно ехать по канатной дороге еще 4 км к юго-востоку от Харидвара. Храм был построен раджой Сухетом Сингхом (Suchet Singh) из Кашмира в 1929 г. Заплатите 165 рупий в Мансе Деви - и сможете проехать по обеим канатным дорогам, а также на автобусе с кондиционером от одного храма к другому.

Информация

Интернет

Есть несколько интернет-кафе на Рэйлвей Роуд рядом с ж/д станцией и ниже в боковых улочках, но в большинстве из них всего один или два терминала. В этих кафе есть больше мест:

  • Hillway Internet (Джасса Рам Роуд; 30 рупий в час; 9:00-22:30)
  • Internet Zone iWay (Аппер Роуд; 30 рупий в час; 10:00-20:30)

Медицинские услуги

Аюрведический госпиталь Rishikul (221003; Рэйлвей Роуд) Общественный медицинский колледж и госпиталь с хорошей репутацией.

Деньги

Sai Forex (Аппер Роуд; 10:00-21:00) Меняет наличные и дорожные чеки, снимая 1% комиссии.

Банкомат State Bank of India (Рэйлвей Роуд)

Почта

Главное отделение (Аппер Роуд; 10:00-18:00 понедельник-суббота)

Информация для туристов

Туристический офис GMVN (224240; Рэйлвей Роуд; 10:00-17:00 понедельник-суббота)

Офис Uttarakhand Tourism (265304; Рахи Мотел, Рэйлвей Роуд; 10:00-17:00 понедельник-суббота)

Транспорт в Харидваре

Стоимость велорикши составит 10 рупий при поездке на короткое расстояние и 30 рупий в случае более долгого путешествия, например от ж/д станции Харидвара в Хар-ки-Паири. Если вы наймете такси на три часа для осмотра местных храмов и ашрамов, это обойдется примерно в 700 рупий; стоимость поездки на авторикше составит 300 рупий.

Дорога в Харидвар и обратно

Из Харидвара ходят много автобусов и поездов, но планируйте свою поездку на поезде заранее в сезон паломничества (с мая по октябрь) .

Автобус

Частные автобусы класса люкс и спальные автобусы ездят в Дели (люкс/ Volvo 175/400 рупий) , Агру (сидячий/спальный 240/295 рупий) , Джайпур (375/475 рупий) и Пушкар (400/500 рупий) . Они отбывают со стоянки на углу туристического офиса GMVN у гурдвары (сикхского храма) . В любом бюро путешествии города можно заказать билет.

Такси и викрам

Главная стоянка такси находится возле ж/д вокзала на Рэйлвей Роуд. Пункты назначения включают Чиллу (Chilla; поездка в Национальный парк Раджаджи, 510 рупий) , Ришикеш (700 рупий, 1 час) и Дера Дун (1000 рупий) , но обычно такси стоит дешевле. Можно нанять частный джип-сумо, чтобы посетить одно или два места паломничества в Чар Дхаме, в период с апреля по октябрь. Тариф в один конец в Ганготри, Ямнотри (Yamnotri) и Бадринатх - 6520 рупий в каждый из пунктов; стоимость поездки в Кедарнатх составляет 5500 рупий; девятидневный тур по всем четырем местам стоит 17150 рупий.

Совместные викрамы ездят в обе стороны по Рэйлвей Роуд (10 рупий) и в Ришикеш (30 рупий, 1 час) от Аппер Роуд на Лалтарао Бридж, но для такой поездки удобнее пользоваться автобусом. Вы можете нанять транспорт для визита в Лакшман Джхула (Лакшман Джхула) в Ришикеше за 400 рупий.

Поезда

В Харидвар есть железнодорожный вокзал. Поезда ходят в Дели, Лакнау, Варанаси, Калькутту, Амритсар и Халдвани.

«Врата в царство Господа «, так с санскрита переводится Харидвар , название самого северного из . Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Местных жителей здесь несопоставимо меньше, чем паломников. Здесь долина встречает священную Гангу, спускающуюся с гор; здесь отпечатались следы божественных ног Вишну; здесь индуистские пилигримы стремятся духовно очиститься, прежде чем тронуться в путь к другим священным местам Гималаев, «обители богов» — и , и . Каждые шесть лет здесь проводится Праздник Кувшинов — Кумбха Мела , самый большой индуистский фестиваль мира.

Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире — паломничество в священный для всех мусульман город в Саудовской Аравии — привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

Из других необычных религиозных праздников также стоит отметить также проводимый в Индии праздник и широко отмечаемый индуистской диаспорой Малайзии праздник .

Праздник Кумбха Мела, история происхождения

Каждые шесть лет миллионы паломников приходят к берегу Матери-Ганги, чтобы, омыв в ее водах тела, очистить души. Главное божество в Харидваре — Ганга — очищает, исцеляет и тело и душу. В это свято верят индуисты. Паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

Основным событием праздника Кумбха Мела, этой культурной , служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши , то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

По преданию, река Ганга текла изначально в небесах по Млечному пути, но легендарный в индуистской мифологии царь Сагары Бхагиратха, желая спасти души своих предков, упросил Вишну спустить Гангу с небес, так как знал — над кем эта река протечет, тому будут прощены все грехи. С тех пор индуисты бросают прах умерших в Священные воды реки. Обряд этот называется . На самом деле, в нем заключен глубокий смысл. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе. Согласно индийской мифологии, она объединяет своими водами всю землю, сливая души в космическое единство. Символически Ганга — река жизни, совершающая мировой круговорот. Практически и в духовном смысле — это уникальная река, содержащая такое количество серебра, что она в буквальном смысле дезинфицирует тело от всех накопившихся при жизни грехов.

В ту же глубокую древность уходят корни празднования Кумбха Мела. Ведические предания связывают Праздник Кувшинов с битвой богов-суров и демонов-асуров за кувшин (кумбха) амриты — напитка, делающего богов бессмертными. Считается, что когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько капель амриты упали на землю в четырёх местах, где ныне и проводится праздник Кумбха Мела - в Нашике , Праяге (Аллахабаде) , и Харидваре . Первое описание Кумбха Мела оставил китайский паломник, некий Сюаньцзан, еще в VII столетии.

Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая. Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов.

Достопримечательности Харидвара

Хари Ки Паури гхат — главнейшая священная купальня в Харидваре. Хар-ки-паури буквально переводится «ноги Бога». Существует поверье, что Вишну пролил здесь небесный нектар, и оставил отпечаток от своей ступни. По преданию, этот гхат построен при императоре Викрамадитье, еще 57 году до н.э. Ежевечерне сотни людей собираются здесь на красочную церемонию Арати. Когда сплетённые из трав и наполненные лепестками цветов сосуды с зажжёнными внутри светильниками под многоголосую молитву опускают в воды Матери-Ганги. Это приношение божеству и благодарность за тот свет, что дарится людям в течение всего дня.

Здесь также совершается — незабываемо красивый обряд очищения души и поминовения предков. Обряд выглядит как подношение божеству Ганге различных даров. Некоторые дары обязательны: благовония, цветы,сандаловая паста, пища и огонь. Благовония — элемент воздуха, цветы — элемент пространства, горящий светильник символизирует свет — огонь, пища — воду, сандаловая паста — землю. Осознанно предлагая эти дары, человек соединяет энергию тела и сознания с источником божественного. И таким образом очищается.

Храмы Манса Деви и Чанда Деви

Храм Манса Деви — богини, исполняющей желания,- связывает с городом канатная дорога. С высокого холма, где находится храм, открывается городская панорама. В той же стороне расположен известный университет Гурукул Кангри – центр ведических знаний. В нем студентов обучают в традиционном устном стиле. Напротив Манса Дэви через Харидвар — храм Чанда Деви.

Храм Майядеви

Древнейшим из храмов Харидвара является посвященный Богине-матери храм Майядэви. Согласно индуистской мифологии, Богиня-Мать-Дэви рождает силу всех богов.

А над городом гордо возвышается величественная статуя бога Шивы, покровителя Харидвара.

«Аскеты-воины» Харидвара

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь «мокши», то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности.

Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху.

Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты.

Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

Садху принадлежат ко многим различным сектам или орденам. Вступая в секту, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть — и рождение заново.

Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения — бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения.


Теперь всецело важна связь с гуру. Он «рассеиватель тьмы», проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель — и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

Большинство из сект довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными, как, например, «безумные святые» агхори. одержимы богом и подражают наиболее темным качествам Шивы.


Больше всех выделяются , которых уважительно зовут «баба» (отец, уважаемый человек), их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам.

Их глаза налиты кровью от постоянного употребления наркотиков.

Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

Нага (обнаженные) садху, или «аскеты-воины» — крупная шиваистская секта, существующая с незапамятных времен. Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Нага были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.


Секта Нага подразделяется на акхары, то есть «полки», как в армии. Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия — палок, копий, мечей и особенно трезубцев — но в наши дни это в основном несет символическую функцию. Нага садху представляют первоначальный, идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.

Самостоятельное путешествие в Кедарнатх (Индия).

«Здесь грешник становится святым, а святой – Богом».

«Кедар – Величайшая Святыня, только Харидвар
может сравниться с ним по степени очищения грехов.
Человеческий ум не в состоянии описать и малой толики
тех плодов, что дарует паломничество в это место».
Сугубо субъективные впечатления.
Я лежу на нижней полке, поезда Харидвар – Дели, смотрю в окно, на проплывающие мимо, пейзажи и пытаюсь осознать, осмыслить и переварить, те впечатления, которые меня переполняют…. Мы возвращаемся из Кедарнатха.
Медитационные практики в йоге, ушу, тайцзи и т.д., которые позволяют очистить и успокоить Ум, конечно же, хороши и необходимы, особенно в наше время, перегруженное информацией, стрессом и нервным перенапряжением. Они, несомненно, приносят положительный результат и помогают держать себя в руках.
Однако, честное слово, одна эта поездка и трек в Кедарнатх, долбанула меня виртуальным обухом по несмышлёной башке так, что я до сих пор, словно дитя малое, смотрю по сторонам, улыбаюсь и не пойму, и чё это все вокруг суетятся как мухи на мусорной куче. Сам то я конечно тоже занырнул в это дело (работа, дорога, машина), но поверьте – ощущение «чистого листа», не проходит, цепко и приятно удерживая мое сознание в релаксе и душевном равновесии. Хотя в этой поездке, релакса у нас не было и в помине, а было следуещее.
03.06. мы вылетели из Шереметьево и в 23.50, прибыли в Дели. Перекантовались в аэропорту до утра и в 5:00 двинули на метро к ж/д вокзалу New Delhi. Далее поезд 12017 / Dehradun Shtbdi в Харидвар. Прибыли в 11:30, без опозданий. Жара несусветная.
Вышли на привокзальную площадь, нашли машину и сразу же не заезжая в Ришикеш, рванули в сторону Кедарнатха. Переговорив с драйвером и прикинув трафик, решили доехать до Рудрапрайяга (166 км), с остановкой в Девапрайяге.
И правильно сделали. Бессоная ночь и непростой трафик изрядно утомили.
Скорость была не более 50 км/час, в Рудрапрайяг, мы прибыли в 7 вечера. Дорога хорошая однако, как и положено не без осыпей. Ну и серпантин, конечно же, как на новогодней ёлке, пропасти вдоль дороги по полкилометра глубиной, выскакивающие из-за крутых поворотов и постоянно гудящие встречные машины, вереницы сикхов в оранжевых платках, оранжевых дастарах (тюрбанах) и с оранжевыми флагами. У них сейчас паломничество. Несутся как чумные, но видно, что в уме, хоть и в драйве. Часто приветственно машут руками и улыбаются.

0 0


Иногда встречали провалившийся асфальт. Но дорожные службы работают, отмечая опасные места и расчищая каменные осыпи. По дороге останавливались попить чайку и перекусить. Именно на одном таком перекусе, одна «жертва» из нашей компании, глядя мутным взглядом в пропасть, скорее всего, себе, а не для нас тихо прокурлыкала: - Нееет, я никого не виню! Но какая же я дура, что сюда поехала…
- А тут у всех, кто сюда забрался, кукушка из головы слиняла, - хотелось ответить мне – тут у всех петарда в черепушке сверкнула, оставив неизгладимый след на внутреннем убранстве тыквы.
Но видя её измененное сознание и перекошено–отрешенное выражение лица, решил воздержаться. Места, знаете ли, непростые….
Просто тихо сказал: - За то знаешь, какой опыт и какие впечатления. Будешь потом в захлеб рассказывать своим близким и друзьям, когда вернешься.
- А мы, правда, вернемся? – спросила она, глядя на меня обреченными глазами. И тут я задумался….
В слух, все же, произнеся: - А то!


0 0


Девапрайяг (Высота 800 м.).
Именно здесь при слиянии двух рек Бхагиратхи и Алакананды, образуется река Ганг. Проехать это священное место мы, конечно же, не могли. Говорят, что омовение в этом месте исцеляет не только тело, но и душу. На просторах Интернета, люди робко (и это правильно), чтобы не выглядеть полными кретинами, намекают на свой опыт исцеления. Тихо и ненавязчиво. И правильно. Что глухому в уши орать. Каждый должен сам приехать и проверить данный постулат.


1 0


На самом мысу, в месте слияния двух рек, можно заказать пуджу у местных служителей. Для того, чтобы искупаться, необходимо обязательно держаться за цепи, течение сильное, вода холодная, около 12 0С. Ощущения – прекрасные.
Насколько целебны воды в данном месте, долго расписывать не буду, несомненно, у каждого свое мнение.
Отмечу только, что мне купание помогло. Свежесть, бодрость и восстановление сил – на лицо. И покой…. И радостность…. И душевное равновесие…. Не то чтобы вот прям сразу, вот прям в одно мгновение. Нет.
Но ненавязчиво, неотвратимо и всецело, меня охватило чувство умиротворения и какой-то отрешенности.
Словно небесные воды Млечного пути легко и беспрепятственно, прошли сквозь меня как поток мезонов сквозь планету Земля, и за несколько минут, восстановили сбитые со своих орбит электроны, привели в порядок межмолекулярные связи и выправили частоту колебаний материального, эфирного и всех остальных тел, приведя вибрации всего организма в унисон с ритмами Вселенной.
Замечательно….
Несколько отелей есть на подъезде к городу.

Рудрапрайяг (высота 900 м.).

От Девапрайяга до Рудрапрайяга – 67 км и почти 2 часа ходу. Город расположен на месте слияния рек Алакананда и Мандакини и является одним из пяти священных мест слияния реки Алакананда. Говорят один из храмов города, был построен более 10 000 лет назад. С отелями, здесь в отличие от Девапрайяга, вполне нормально – есть из чего выбрать. Не вот прямо вам «лакшери», но вполне нормально, для одной ночи.
Утром мы прогулялись до автовокзала, взяли джип и поехали дальше, в Сонпрайяг.

Сонпрайяг (высота 1800 метров.)

Город паломников.

Место регистрации и получения пермитов. Все рядом. Для иностранцев отдельное окно (крайнее правое). Фотографируют, выдают «Tourist Pilgrim Registration & Tracking Access card», давление не меряют. Буквально в 3-х метрах справа от окна выдачи, находится дверь полиции, где тоже надо зарегистрироваться, а снаружи, на углу здания, есть розетка для зарядки.
Тут же можно сесть на джип до Гаурикунда (4,5 км) – цена 20 INR. Прямо напротив пункта выдачи пермитов, есть неплохая кафешка, где подают замечательное тали, добавка к которому лепешек, риса и приправ, как и в большинстве мест в Индии – бесплатна. Цена 60 INR, чай 10 INR.


0 0



0 0



0 0


Гаурикунд (Высота 1950 м.).

Название города, происходит от одного из имен жены Шивы – Гаури, известной так же как Парвати и слова «кунда» - источник. И действительно, здесь ближе к реке находятся несколько горячих источников, в которых пилигримы проводят омовение. Из пуран (древнеиндийские тексты) известно, что именно в Гаурикунде, Парвати более 100 лет провела в аскезе, прежде чем, подняться в Кедарнатх и стать женой Шивы.
100 лет? Если обратиться к Библии (глава 5), то можно прочитать следующее:
«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер….
Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер….»и т.д.
Понятно, что время тогда текло по другому.
Стартовая площадка. Городок, зависший в средневековье. Здесь не ходит транспорт, только мулы и люди. Здесь редко включают электричество, поэтому зарядить аппаратуру и телефоны, довольно затруднительно, если только от работающего генератора. В отелях не очень комфортно. По ночам прохладно (было +8). Чистота постельного белья, под большим вопросом. С питанием тоже не супер, но чай и лепешки есть. Лучше привезти что-нибудь с собой. Сухофрукты и орехи, пожалуй, лучший вариант, особенно во время трека к Кедарнатху. Весь штат Уттаракханд – вегетарианский. В нашем отельчике, находящемся ближе к месту начала трека, свет так и не включили, просто выдали по свечке. А до наступления темноты, мы побродили по узким улочкам, уклоняясь от мулов, заглянули в одну из местных едален и понаблюдали за повседневной жизнью, с высоты второго этажа, нашей лоджии.


0 0

Подъем был назначен на 4 утра. Спали все плохо. Может, сказалась высота, может накопившаяся усталость, может всю ночь напролет проходящие мимо мулы, цокающие своими копытами по брусчатке, как заправские барабанщики по своим ударным инструментам, а скорее всего все это вместе.
Утром, выйдя в непроглядную тьму и задрав свой черепушник, я слегка присел и просто ахнул!
Вдоль ущелья, над головой, в сторону Кедарнатха, тянулась звездная усыпень кристально чистого Млечного пути….
Плотность и насыщенность последнего, была настолько глубока, что единственное, слабо отражающее увиденное, сравнение, которое приходило в мой давно треснувший кукушатник, было сравнение с чистыми водами глубокой и полноводной реки, в которой искрились мириады светящегося планктона, золотистых рыбок и еще чего-то и кого-то неведомых и загадочных, но несомненно живых и разумных существ и созданий. И всё это в обрамлении темных силуэтов величественных гор, стоящих вдоль ущелья….
Эта воистину божественная панорама, мигом сорвала, унесла и очистила мое Эго, растворив в себе мирские желания, заботы и тревоги.
И само собой пришедшее осознание реки Ганги, как действительно Небесной реки, ниспадающей на Землю в этих волшебных местах, из прядей волос Шивы (как гласят пураны), было также естественно, как не замечаемое нами, но жизненно необходимое, наличие кислорода в атмосфере нашей планеты.
Сколько я простоял, глядя в бездонный океан, я не знаю. Но когда подобие моего сознания, побарахтавшись в мириадах звезд, туманностей и черных дыр, залетело обратно в мой чердак, я, оглянувшись, увидел моих спутников, да и не только их, так же как и я стоявших и с блаженными лицами, взиравших на этот бесконечный, разноцветный, завораживающий и, несомненно, живой вселенский калейдоскоп….
Сказочно, волшебно, умопомрачительно, потрясающе…, все эти, да и другие эпитеты, нашего словарного запаса, очень блекло и слабо отражают увиденное. И это понятно, потому что здесь открываются не только наши глаза.
Потому что, здесь обнажается наше сознание, а за ним и подсознание и Душа. И уже они неосознанным и неведомым нам взором, взирают на какие-то свои параллельные и многомерные миры, недоступные простому человеческому взгляду, но такие же реальные и естественные, как утренняя роса на луговой траве, как Солнце, голубое небо и облака, в летний день и как Луна на ночном небосклоне….
А я все лежу на нижней полке поезда Харидвар – Дели, смотрю в окно, на присевших вдоль дороги, с целью снести яйцо, индусов и не нахожу ответа на простой вопрос: «А куда и зачем ты, неразумное существо едешь?» Ведь ты только недавно летел, ехал, карабкался в Кедарнатх, только вот - вот был буквально у порога Небесного дома, где физически, из-за нехватки кислорода, конечно же, тяжелее, но душевно…, настолько легче и благостнее, что просто слов нет….
Ответа – нет. А что вы ещё хотите от существа, да еще и неразумного….

Кедарнатх (высота 3660 м.).

От Гаурикунда - 16 км. Можно пешком – от 5 часов. Можно на мулах – 3,5 – 4 часа.
Мы выбрали мулов. Цена в один конец без торга 1500 INR. Каждого мула ведет под уздцы сопровождающий драйвер. В принципе нормально, хотя попенгаген с непривычки затекает быстро, а седло обязательно, тайком распишет его незамысловатыми письменами, в виде синяков. Тропа широкая, выложенная каменной брусчаткой и в основном неопасная. Пейзажи, сменяющие друг друга, напоминают непальские. И это естественно – мы у подножия Гималаев, только с южной стороны.


2 0

Очень красиво, атмосферно и местами весело, особенно, когда наездники, пытаются самостоятельно слезть/залезть с/на мула, на остановке у едальни. Проблем с попить – перекусить и с туалетами, нет. Их тут вполне достаточно.
На тропе витает атмосфера, содружества, доброжелательности и взаимной поддержки. Люди часто приветствуют друг друга, улыбаются, с интересом, но ненавязчиво поглядывая на бледнолицых туристов. Кроме нас, мы встретили только одного европейца, да и то в Сонпрайянге. Весть о том, что мы из России, явно нас опережала, удивляя постояльцев и хозяев лавок и полустанков, отмечая их лица улыбками, а наши души – теплом и гордостью за Родину. По мере подъема природные пояса, сменяют друг друга, постоянно пополняя впечатления, новыми пейзажами с буйной растительностью, водопадами и отвесными скалами. Где-то начиная с высоты 3000 метров, после моста через реку Мандакини, начинается резкий набор высоты, качество тропы заметно снижается, местами становясь опасной при езде на мулах. Пешком же вполне преодолимо, хотя и значительно труднее.

Нескончаемый поток паломников, поражает своим составом и экипировкой. Здесь вам и дети и старики и садху. Большинство в тапках на босу ногу, часто без теплой одежды, а ведь в Кедарнатхе -30С. Нам повезло – было солнечно, хотя при подходе к храму, с гор спустились тучи и закрыли великолепную панораму гималайских шести тысячников, у подножия которых и расположен Кедарнатх.


0 0



0 0



0 0


За пару километров, до храма, мы спешились. Дальше мулов не пускают. Если трудно идти, а по началу действительно нелегко, можно воспользоваться носильщиком, который посадит вас в заплечную корзину и допрет до храма. По дороге вы проходите бесплатные палаточные городки для поломников, вертолетную площадку, едальни, гесты. Здесь много военных и полиции следящих за порядком и готовых оказать необходимую помощь. Горная болезнь возможна, поэтому надо больше отдыхать и не спешить, пить воду. (И берегите лицо – сгорите моментально!) Да и некуда спешить – вы уже у цели. Атмосфера в Кедарнатхе радостная, наполненная предчувствием необычного и причастностью к сакральному.
Здесь вам никто не будет капать на мозги и отмечать неуместность к божественному, вашей одежды, вашей позы, взгляда или принадлежности к другой религии. Здесь это не имеет значения.
Здесь сам факт вашего присутствия, говорит о том, что вы дошли до последних Врат на Земле, до портала из трехмерного - как минимум, в четырехмерный мир. Здесь вы свой в доску, здесь все люди, члены одной большой семьи космических странников под названием Человечество.
Здесь вас накрывает, поглощает и растворяет умиротворение, покой и радость.


0 0



0 0



0 0


После посещения храма, на обратном пути, справа от дороги, можно (даже нужно) искупаться на гхатах реки Мандакини.
В районе Кедарнатха, кроме храма, есть много интересных мест, но описывать их я уже не буду, информации в Инете много.
Самая интересная и подробная информация, изложена в Священной Шри Скандапуране (в главе Кедаркханд).
Что было дальше? А дальше мы спустились вниз в Сонпрайяг и в 18:30, поймав джип, выехали в город Гупткаши, что в 35 километрах от Сонпрайяга.
Гупткаши (Guptakashi, высота 1500 м.).
Чисто, тепло, дешево. Натурально индийские Альпы.


1 0


Что мы тут делали. Откисали, отмывались и отъедались.
Кроме того, на противоположной стороне ущелья, находится деревня Укиматх (Ukimath), а в ней храм Шивы, в который на зимний период переносятся службы, проводимые в храме в Кедарнатхе. Здешний храм считается, даже более древним чем в Кедарнатхе. От Гупткаши в Укиматх и обратно, постоянно курсирует джип. Время в пути 30 минут, цена 30 INR. Данный регион, славится своими рисовыми терассами, мягким климатом и разнообразными треками.


1 0



0 0



0 0


После отдыха в Гупткаши, мы доехали до Девапрайяга, там заночевали в отеле UMA, что в паре километрах ниже по трассе, от города. Утром, позавтракали, вышли на трассу и практически сразу поймали попутный джип до Ришикеша.
Ришикеш.
Симпатичный город. Мекка йоги, расслабона и драйва. Так как мы были в паломнический сезон, народу было много. К тому же было жарко, 38 – 400С. Однако, все равно потусили там несколько дней, спасаясь соками в кафешках, фруктами и прохладой у реки и в номерах. Единогласно пришли к выводу, что надо было задержаться на несколько дней в районе Гупткаши – Укиматха. Там намного комфортнее. Температура 25 – 300С, народу мала, горы выше, а пейзажи намного красивее.


0 0



0 0



0 0



0 0



1 0



Бога", Харидвар действительно является своеобразными воротами в , обитель индуистских Богов и место нахождения гималайских святынь и панч кедар.

Харидвар расположен в 210 км на северо-восток от , здесь , собиравшая бурные притоки, стекающие с гималайских ледников, протекая мимо Холмов Сивалик (Siwalik Hills), выходит на равнины и умеряет свое течение. Впрочем, это не означает, что Ганга здесь спокойная, вы конечно можете искупаться в ее водах, но течение способно снести даже сильного мужчину, поэтому на расстоянии метров 1,5-2 от спуска с гхатов предусмотрительно установлены металлические ограждения.
Харидвар является одним из самых почитаемых паломнических мест Индии, ведь здесь раз в 12 лет проводится крупнейший индуистский . Каждые двенадцать лет десятки тысяч саду и паломников приходят на берег Ганги, что бы омыть ее водами не только , но и очистить души.

Город Харидвар
Харидвар растянут примерно на 3 км вдоль Ганги, отделяет ее от лесистых холмов на западе.
Разделенная плотиной на севере Харидвара, Ганга течет через город по двум основным каналам, с длинной полосой земли между ними.
Главный естественный поток пролегает на востоке, а вдоль набережной Ганги на западе расположены Хар-ки-паири, храмы и . Гуляя по Хар-ки-паири будьте осторожны, вас наверняка отловят местные пуджари, которые пробормотав скороговоркой Гаятри и мазнув куркумой потребуют от 100 рупий и больше.
Гангу пересекают несколько пешеходных мостов, по которым можно перейти от шумного Хар-ки-паири на противоположную сторону, где тихо, малолюдно и тусуются всякие саду, да продавцы четок-мал могут предложить вам их по довольно привлекательной цене (купила там рудракшу за 45 рупий).

В Харидваре есть большие рынки - Бара Базар в верхней части города предгалает всякие деверящки и железяки, на Моти Базаре на можно купить тряпки и .

Над Харидваром, на гребне хребта, белеет шикхара храма Манса , посвященный Дурге.
До храма можно добраться по канатке (с 8.00 до 17.00, цену уже не помню).
Напротив Манса Дэви через Харидвар расположен храм Чанда Деви, туда можно добраться по канатке или пешком. Оба храма представляют интерес исключительно паломнический, храмы новые, никаких архитектурных изысков не имеющие. У Манса дэви есть небольшой уютный садик, но нас в нем просто достали местные, которые садились буквально нам на ноги.

Храм Шри Дакхешвар, известный как Дакша Махадев мандира находится в 6 км на юг от Харидвара.

Железнодорожная станция и басстанд Харидвара, расположены на центральной улице, ведущей к Хар-ки-Паири, почти напротив друг друга. Отсюда идут и в и далее в Гималаи, и в сторону Дели.

Харидвар - маленький город, так что где бы вы ни остановились, и базары всегда будут достаточно близко.

Как доехать в Харидвар
Харидвар соединен с Дели несколькими поездами, самый быстрый из которых Шадабди уходит с Нью Дели в 6.50 утра.
В Дели самый удобный Экспресс № 4042 из Дехра Дуна, который отправляется из Харидвара в 22.50 и идет до Дели 7 часов.
Экспресс Дехра Дун Шатабди, который отправляется в 18.00 и идет 5 часов (в стоимость включена еда). Есть поезда в , Уджайн, и другие крупные города.

Государственные автобусы до Дели отправляются каждые полчаса (от 6-7 часов; стоимость билета примерно 100 рупий). Есть туристический автобус, он уходит в 12.00 от сикхской гурудвары, 200 рупий, из за пробок мы приехали в Дели около 9 вечера.

Кроме того, многочисленные автобусы ходят до Ришикеша, который находится в 25 км, Дехра Дуна в 55, Шимлы, Найнитала и Алморы. Ассоциация такси рядом с железнодрожной станцией назначает несколько выше, чем в других местах; такси до Дели стоило в 2007 году около 2500 рупий и 300 рупий до Ришикеша.
До Ришикеша можно добраться также и на рупий за 15-20, время в пути около часа, как и на локал басе.