Проект на тему "шахматы и дети". Проект на тему "шахматы и дети" Проект по технологии на тему шахматная доска

Рыбакова А.А. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени И. А. Флёрова"

Казак О.В. 1

1 МБОУ г.о. Балашиха "Школа №3 им. И. А. Флёрова"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Игра в шахматы - не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни».

Бенджамин Франклин

Актуальность.

В наше время многие люди играют в шахматы и уж тем более не обходятся без математики. Играю и я. Меня заинтересовала эта тема, потому что я очень люблю математику и являюсь трёхкратной чемпионкой Московской области, трёхкратным серебряным призёром Центрального федерального округа, чемпионкой Центрального федерального округа по шахматам.

Меня заинтересовал вопрос: «Как математика помогает играть в шахматы и наоборот?»

Цель проекта.

Выявление связи между шахматами и математикой.

Задачи проекта.

    Изучение истории шахмат.

    Создать дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».

    Решение математических задач на шахматной доске.

  1. История шахмат

Легенда о создании шахмат.

Согласно легенде, индийский царь решил наградить изобретателя шахмат и предложил ему самому выбрать вознаграждение. Каково было удивление правителя, когда мудрец попросил столько пшеничных зёрен, сколько будет на шахматной доске, если положить на первое поле шахматной доски 1 пшеничное зерно, на второе - два, на третье - 4 и так далее. Царь велел быстрее выдать изобретателю шахмат его жалкую награду, но на следующий день придворные математики сообщили ему, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся даже в амбарах всего мира.

Награда изобретателю шахмат в соответствии с уговором должна была составить 18 446 744 073 709 551 616 зерен.

Родина шахмат - Индия .

Время возникновения игры - первые века нашей эры. Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.

Шахматы в истории Европы.

Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию.

Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшей шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”.

В конце XIV века католическая церковь официально сняла запрет с шахмат. Игра была признана необходимым элементом дворянского воспитания.

Шахматы на Руси.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. В конце XVII - начале XVIII в. Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных шахматных партнеров.

Нью-Васюки.

Сити-Чесс или Город Шахмат - общественно-деловой, культурный и жилой комплекс, расположенный в Калмыкии. Город шахмат был построен рядом с Элистой в 1998 году для проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады.

  1. Математика в шахматах

Турнирная наука.

В турнирной таблице невозможно обойтись без математики. Числа используются для отображения результатов партий, стартовых номеров игроков и обозначения результатов жеребьевки. Для определения победителя судье необходимо рассчитать коэффициенты дополнительных показателей и суммировать набранные игроками очки.

Математика партии.

За доской шахматисту приходится просчитывать ходы свои и соперника, контролировать часы, чтобы не проиграть из-за просрочки времени.

Технологии

В наше время создано огромное количество компьютерных устройств, без которых и математикам, и шахматистам будет очень трудно. Например, калькуляторы и шахматные анализаторы.

Геометрия.

Геометрия заключается в том, что шахматная доска является квадратом, разделенным на конгруэнтные части. Но в шахматах, как и в математике, есть теории, которые не менее тесно связаны с геометрией.

«Неправильные» расстояния.

Движение короля по прямой в случае необходимости можно заменить движением по ломаной линии.

1. Крf7-e6! Крb2-c3 2. Крe6-d5!!

Правило квадрата.

Увидев такую позицию, начинающие шахматисты буду просчитывать по одному ходу, а более опытные знают, что при ходе чёрных король успеет догнать пешку, а при ходе белых - нет.

Правило треугольника.

В данной позиции белые используют треугольник d4-c4-d5, чтобы передать чёрным очередь хода.

Симметрия.

Один человек решил, что нашёл верный способ не проиграть чёрными. Он предложил повторять ходы противника. Сыграть с ним вызвался С. Ллойд, который и объявил ему мат в 6 ходов.

1. c3 c6 2. e3 e6 3. Ke2 Ke7 4. Ka3 Ka6 5. Kc4 Kc56. Kd6#.

Альмуджаннах и магический квадрат.

Рассмотрим одну любопытную старинную дебютную табию под названием альмуджаннах, которая получается из современной расстановки при помощи симметричных ходов белых и черных:

1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Kc3 Kc6 10. Kf3 Kf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8.

В данном случае мы видим магический квадрат, сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей которого равна 260.

Подсчитав сумму на 8 полях, участвующих в двух первых ходах (d2, d3, d7, d6, e2, e3, e7, e6), мы вновь получим 260. Такое же число мы получим и при дальнейшем развитии партии при подсчете каждой последующей пары ходов.

Координатная плоскость.

Каждая клетка на шахматной доске имеет свои координаты, которые используются при записи партии.

  1. Практическая часть. Построение изображений шахматных фигур на координатной плоскости.

(«В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость)

Король.

Ферзь.

    Постройте точки:

    Постройте точки с координатами: -1;9 -2;10-2;11 -1;12, и точки, симметричные данным.

    Соедините точки -2;8 и -1;9, 2;8 и 1;9.

Ладья.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

Слон.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

Конь.

    Постройте точки:

    Последовательно соедините все точки.

Пешка.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Практическая часть. Задачи.

Задача № 1.

    Можно ли целиком покрыть домино квадрат 8 на 8, из которого вырезаны противоположные угловые клетки?

Решение:

Окрасим наш урезанный квадрат в черный и белый цвета, превратив его в шахматную доску без двух угловых полей a8 и h1. При любом покрытии доски каждое домино покрывает одно белое и одно черное поле. У нас же белых полей на два меньше, чем чёрных, и поэтому необходимого покрытия не существует.

Задача № 2.

    Пусть теперь на шахматной доске вырезаны два поля разного цвета. Всегда ли можно покрыть оставшуюся часть доски 31 костяшкой домино?

Решение

Проведем на шахматной доске границы между вертикалями и горизонталями.

В лабиринте между этими границами черные и белые поля следуют друг за другом, чередуясь, как пуговицы двух цветов на замкнутой нити. Какие бы два поля разного цвета мы ни вырезали из доски, нить разорвется в одном или двух местах.

При этом каждый кусок нити будет состоять из четного числа полей.

Следовательно, всю доску покрыть домино можно.

Задача № 3.

    На полях h1, g2, f3, e4 стоят четыре коня. Можно ли разрезать доску на четыре конгруэнтные части так, чтобы на каждой из них оказалось по коню?

Решение

  1. Вывод

Я поставила себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнила поставленную задачу. На примерах я подробно разобрала эту связь.

В ходе исследовательской работы я выявила, что у математики и шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди, проводя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности, в своей статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.

Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Почему шахматы привлекательны для людей разных возрастов и профессий? Потому что, играя в шахматы, мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию. Занятие шахматами способствует развитию математических способностей человека. Шахматы - это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.

Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.

Практическая значимость моейработы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике. Думаю, что собранный мною материал можно использовать на занятиях как математического, так и шахматного кружков, для подготовки к олимпиадам, а также для общего развития.

Возможно, построения на координатной плоскости может быть использовано учителем как дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».

В дальнейшем в этом направлении более подробно можно исследовать следующие темы: «Шахматы в олимпиадных задачах», «Комбинаторика на шахматной доске», «Математика шахматных турниров», «Шахматы и ПК» и т.д.

  1. Список литературы

    Акимова С. Занимательная математика. С-П.: Тригон, 1998.

    Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.: Мир, 1971.

    Гик. Е.Я. Шахматы и математика. М.: Наука, 1976г.

    Гик. Е.Я. Занимательные математические игры. М. 1987.

    Гришин В.Г. Малышы играют в шахматы. М: Просвещение, 1991.

    Екимова Н.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.

    Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Омега, 1994.

    Квант №9. М.: Наука, 1989.

    Квант №10. М.: Наука, 1989.

    Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1999.

    Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика, 1985.

    Савин А. Математические миниатюры. М.: Детская литература, 1991.

    Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004.

    Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта+, 2002.

    Южаков О.И. Математические олимпиады. Курган: Изд-во ИПК и ПРО, 2004.

    Ященко И.В. Приглашение на Математический праздник. М.: МЦНМО, 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. И. А. Флерова»

Дидактический материал

«В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ»

для проведения обобщающего урока по теме

«КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»

Построение изображений шахматных фигур

Рыбакова Анастасия

Руководитель: учитель математики

Казак Ольга Викторовна

1. Пешка……………………………………………………..3

2. Ладья……………………………………………………...4

3. Слон……………………………………………………….5

4. Король…………………………………………………….6

5. Ферзь……………………………………………………...7

6. Конь……………………………………………………….8

7. Высказывания о шахматах……………………………...9

  1. Пешка.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Ладья.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Слон.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Король.

    Для изображения шахматного короля с помощью координатной плоскости следует построить точки:

    Затем необходимо построить точки, симметричные данным, и последовательно соединить все получившиеся точки.

  1. Ферзь.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

    Постройте точки с координатами: (-1;9) (-2;10) (-2;11) (-1;12), и точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините точки.

    Соедините точки (-2;8) и (-1;9), (2;8) и (1;9).

  1. Конь.

    Постройте точки:

  1. Последовательно соедините все точки.

  1. Высказывания о шахматах.

«Шахматы - это больше чем игра. Это - интеллектуальная диверсия, у которой есть определенные артистические качества и много научных элементов.»

Хосе Рауль Капабланка

«Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука.»

Тигран Вартанович Петросян

«Когда я изучаю тонкости ферзевого эндшпиля, шахматы - это наука; когда восхищаюсь красивой комбинацией - искусство; а когда обостряю позицию в надвигающемся цейтноте соперника - спорт.»

Ашот Сергеевич Наданян

«Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.»

Григорий Константинович Санакоев

«Не глумитесь над шахматистами. Легко ли сохранить душевное здоровье, когда изо дня в день теряешь слонов, бьёшь коней и нападаешь на королев?»

Ашот Сергеевич Наданян


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ВыполнилБескакотов Александр,ученик 9 классаМБОУ СОШ №12РуководительМишенин Андрей Иванович,учитель технологии и химии Цель проекта:изготовление оригинальной декоративной шахматной доски. Задачи проекта: изучить литературу, касающуюся вопроса подходящих реактивов;изучить и использовать опыт учащихся нашей школы, ранее занимавшихся в своих проектах декорированием стекла химическим способом;подобрать оптимальный вариант деревянной конструкции;правильно организовать работу, на рабочем месте соблюдать порядок и организованность;наметить план работы, правильно спланировать время работы, позволяющее совместить работу над проектом с учёбой. Для декорирования изделия было взято два реактива - один темный, другой светлыйДля декорирования темных ячеек был взят реактив бихромат аммония (аммоний двухромовокислый (NH4)2Cr2O7)Для декорирования светлых ячеек был взят реактив алюмоаммонийные квасцы ((NH4)AI(SО4)x12H2O) Калий азотнокислый Магний сернокислый Алюмоаммонийные квасцы Магний сернокислый Аммоний двухромовокислый Натрий серноватистокислый Технология изготовления У всех, кто знакомился с нашей работой, рано или поздно, возникает желание повторить опыты или придумать и сделать что-то своё, новое. Но эта работа не безопасна, так как связана с химреактивами и обработкой стекла. Поэтому следует знать и соблюдать ПТБ: необходимо знать, помнить и соблюдать ПТБ; работа со стеклом должна производиться на специально оборудованном месте; специальная одежда – халат, перчатки, очки; исправный инструмент, используемый по назначению; работа с химреактивами должна производиться под наблюдением специалиста – не все реактивы безопасны, есть ядовитые, взрывоопасные, агрессивные, необходимо перед работой ознакомиться со свойствами химических веществ по справочникам; правильно, в установленном порядке утилизируйте отходы; правильно и по назначению используйте готовые изделия. Прочитав много литературы об обработке древесины, стекла и подобрав подходящие реактивы, мы с руководителем изготовили шахматную доску, которая послужит украшением дизайна комнат, квартиры, ландшафтного дизайна. Но это не так легко, для того чтобы создать такой проект надо много времени и знаний о химии и технологии.Цель проекта - изготовление шахматной доски с использованием выращенных кристаллов. И надеюсь, что эта цель оправдала ожидания, затраченные силы и время на её реализацию. 1.Гончаренко А.В. «Стекольные работы», Ростов Н-Д., «Феникс», 2000 год. 2.Глозман А.Е. учебник «Технология. Технический труд. 5 класс», Москва, 2008 год.3.Кнуньяц И.Л. Химия. «Большой энциклопедический словарь», М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000 год.4.Симоненко В.Д. «Технология», М.: «Вентана – Граф», 2008 год.5.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и Эффектные опыты по химии», М.: «Дрофа», 2002 год.6.Хворостухина Ю.Л. «Работа со стеклом», М.: «Вече», 2004 год. 7.Хотунцев Ю.Л., Глозман Е.С. «Технология», М.: «Мнемозина», 2008 год.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением предметов естественно - научного и математического циклов»

Номинация «Технология обработки конструкционных
материалов и техническое творчество»

Технологический проект

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА КРИСТАЛЛОВ»
(декорирование стекла кристаллами солей)

Выполнил
учащийся 9Б класса
Бескакотов
Александр Александрович

Руководитель
Мишенин Андрей Иванович,
учитель технологии

Новосибирск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация.3
Обоснование темы проекта.4
Выбор идеи проекта4
Цель проекта4
Задачи проекта.4
Историческая справка..5
История возникновения шахмат.5
Кристаллы.5
Теоретическое обоснование.6
Выбор оптимальной идеи6
Описание кристаллов...6
Выбор кристаллов.6
Выбор стекла.7
Экономическое обоснование8
Технология изготовления.9
Изготовление деревянной части шахматной доски и шахматного столика...9
Стеклянная часть..9
Кристаллы.9
Экологическое обоснование...10
7.1 Правила безопасного труда..10
7.2 Экологическая безопасность10
7.3 Рекомендации по использованию готового изделия..10
8. Заключение и выводы..12
9. Библиографический список.13

Приложения
Приложение №1. Готовые изделия

Приложение №3. Материалы

Приложение№5.Эксперименты по выращиванию кристаллов. Таблица результатов
Приложение №6.Техническая документация
Приложение №7.Фотографии древних шахмат и кристаллов
Приложение №8.Копия диплома 1степени регионального конкурса проектных и исследовательских работ в номинации «Технологические проекты» (13-15.10.12)

АННОТАЦИЯ

Суть проекта в том, что были изготовлены шахматная доска и шахматный столик. На стекле в тёмных и светлых ячейках выращены кристаллы солей соответствующего цвета. Можно сказать, что данный проект является продолжением развития идеи «Декорирования стекла химическим способом», которую учащиеся нашей школы продолжают в работе над своими проектами уже почти десять лет. Для того чтобы подобрать подходящие кристаллы, необходимо было провести многочисленные эксперименты по выращиванию кристаллов и изучить опыт работы учащихся над своими проектами, выполненными в предыдущие годы, а также использовать опыт работы над проектом «Кристальный светильник».
Способы изготовления и конечный результат позволяет утверждать, что готовое изделие не наносит вред окружающей среде, кристаллы надёжно защищены.

Шахматная доска и шахматный столик имеют как декоративное, так и практическое значение. Их можно использовать как украшение интерьера комнаты, дачного домика, а также непосредственно для игры в шахматы или шашки. Кроме того, эти изделия демонстрировались на уроках технологии и химии как объекты наглядных пособий продуктов проектной деятельности и интересные образцы кристаллов.
Изделия получили высокую оценку одноклассников, родителей и жюри различных конкурсов.

2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

2.1 Выбор идеи проекта. На уроках технологии нам много рассказывали и показывали разные изделия из древесины, а так же мы их сами изготавливали. Понравились проекты по изготовлению различных изделий с использованием методики декорирования стекла химическим способом, выполненные учащимися нашей школы в предыдущие годы – об этом много информации и на стендах в кабинете технологии.
Ранее был выполнен проект «Кристальный светильник». И мы с руководителем решили продолжить идею далее – изготовить шахматную доску с кристаллами, по ходу работы решили изготовить и столик.
После проведения многочисленных экспериментов было решено, используя результаты экспериментов, вырастить кристаллы на стекле и использовать их для изготовления и оформления шахматной доски.
Для изготовления деревянной части доски использовались знания и умения, полученные на уроках технологии, кстати сказать, для изготовления столика использовалась технологическая документация изготовления детского табурета.
С удовольствием играю в шашки, думаю шахматная доска и шахматный столик украсят интерьер того места в комнате, где мы с папой играем в шашки. Нам нравятся эти изделия, не думаю, что когда-нибудь, буду рассматривать их с коммерческой точки зрения.

2.2 Цель проекта. Изготовление оригинальных декоративных шахматных доски и столика.
2.3 Задачи проекта:

1) изучить литературу, касающуюся вопросов подходящих реактивов для декорирования стекла;
2) изучить и использовать опыт учащихся нашей школы ранее занимавшихся в своих проектах декорирование стекла химическим способом;
3) подобрать оптимальный вариант деревянной конструкции;
4) правильно организовать работу, на рабочем месте соблюдать порядок и организованность;
5) наметить план работы, правильно спланировать рабочее время, позволяющее совместить работу над проектом с учёбой
6) обеспечить соблюдение безопасных приёмов работы, соблюдать ПТБ;
7) соблюдать ПТБ при работе с химическими реактивами и правильной утилизации отходов.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

3.1 История возникновения шахмат. Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую два зерна, на третью четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264
· 1
·1,845Ч1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 кмі). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько реконструированных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8Ч8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников (фото как выглядят древние шахматы в приложении №7).

3.2 Кристаллы. Сейчас трудно сказать, кто именно первый придумал выращивать кристаллы на стекле для его декорирования, быть может, это был средневековый алхимик, пытавшийся отвлечь окружающих таким необычным явлением – не таящие льдинки на стекле, от своих главных изысканий – поиска философского камня.
А может, это занимательный опыт современного химика.
Можно предположить, скорее всего, это случайная находка какого-то мастера, случайно пролившего на стол и стекло раствор соли и на следующее утро обнаружившего красивые узоры, похожие на узоры льда на стекле.
Может быть, это подсказка природы (приложение №7).

4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

4.1. Выбор оптимальной идеи. При планировании изготовления шахматной доски было рассмотрено много различных вариантов ее конструкции. Рассматривались различные варианты изготовления ножек (круглые, квадратные) можно было выточить их на станке в разных видах и разной толщины. Но было принято решение сделать доску без ножек, а саму доску из стекла разместить между рейками в специально изготовленное для нее раму из древесины (смотри приложение №6).
Для закрепления кристаллов на стекле бала с начала использована лента для стекла, но так как она отклеилась при первом контакте с водой, было решено не использовать ее для работы.
Само изделие было решено сделать немного в старом стиле, с подтеками краски в некоторых местах.

4.2. Описание кристаллов. Для изготовления кристаллов мы взяли шесть разных реактивов это:

1) Магний сернокислый Mg(SO4)2x7H2O;
2) Калий азотнокислый KNO3;
3) Натрий серноватистокислый Na2S2O3x5H2O;
4) Аммоний двухромовокислый (NH4)2Cr2O7;
5) Алюмоаммонийные квасцы (NH4)AI(So4)x12H2O;
6) Калий сернокислый K2SО4.

Растворили каждый в 75г дистиллированной воды (H2O).
Мы наблюдали за каждым раствором реактивов в течение 24часов (результаты проделанных опытов в таблице, приложение №5).

Кристаллы, которые были взяты для проекта, имеют особенность разрушаться при механическом воздействии. Для закрепления и защиты кристаллов на стекле был применён способ уже опробованный в предыдущем проекте «Кристальный светильник». Тогда было решено защитить кристаллы, накрыв их сверху стеклом при помощи герметика.

4.3. Выбор кристаллов. Кристаллизация – образование кристаллов, переход из некристаллической фазы в кристаллическую фазу. Проходит следующие стадии:
инкубационный – формируются центры (зародыши);
спонтанный рост кристаллов – образуется множество кристаллов разной формы и дефектности;
мелкие кристаллы растворяются, а крупные растут;
Число и размер кристаллов зависит от количества зародышей и скорости их роста .
На шахматной доске всего 64 ячейки, из них половина 32 темные и 32 светлые.
В предыдущем проекте, «Кристальный светильник», были проведены эксперименты с кристаллами различных солей, для того чтобы подобрать оптимальный вариант, а также учитывая опыт учащихся, выполнивших свои эксперименты, были выбраны оптимальные кристаллы именно для этого изделия (смотри приложение № 5).

Для декорирования белых ячеек был взят реактив алюмоаммонийные квасцы ((NH4)AI(So4)x12H2O).

4.4. Выбор стекла. Стекло - материал, получаемый путем охлаждение расплава в виде аморфного, хрупкого, в той или иной мере прозрачности тела. Стекло подразделяют на естественное (вулканическое – обсидиан) и искусственное. Стекло служит для остекления световых проемов в стенах, фонарей, устройства прозрачных и полупрозрачных перегородок, отделки стен.
Искусственное стекло бывает органическим и неорганическим. Мы работаем с неорганическим.
Стекло состоит главным образом из силиката натрия и кальция, сплавленных с диоксидом кремния.
Стекло приблизительно выражается формулой:

Na2O* CaO*6SiO2

Исходным материалом для получения стекла является: белый песок, сода, известняк или мел. Эти компоненты варят в стекловарных печах при температуре 1400 – 1600 градусов, для получения однородной жидкой массы. Затем формуют , .
По назначению стекло подразделяется на 3 класса: техническое, строительное и бытовое , . Для данных изделий выбор остановился на строительном – обрезки стекла остались после остекления школьных окон, и есть в наличии на складе школьной мастерской.

5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Для изготовления шахматной доски и шахматного столика использовались обрезки досок и брусков, обрезки строительного стекла, оставшиеся после остекления окон школы. Эти материалы есть в наличии на складе школьной мастерской. Поэтому для их использования не потребовались финансовые затраты.
Химические реактивы не продаются для частных лиц, они были предоставлены учителями химии из школьной лаборатории. Для выращивания кристаллов, для изготовления данных изделий потребовалось незначительное количество солей, поэтому финансовых затрат тоже можно не учитывать.
Таким образом, покупать пришлось только ленту для окон (была использована в одном из вариантов конструкции) 12 метров - 15 руб/метр (180р), саморезы-8шт-40коп/шт. (3.2р), герметик 80р.
Таким образом, затраты на изготовления данной доски 263.2 рубля.

6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

6.1. Изготовление деревянной части шахматной доски и шахматного столика. Практическая часть изготовления подробно описана двумя вариантами: текстом с фотографиями (приложение №2,3,6); чертежи с технологической картой.
6.2. Стеклянная часть. Стеклянная часть в конечном итоге изготовлена из двух склеенных между собой герметиком стеклянных листов. Это необходимо для зашиты от воздействия факторов внешней среды.
6.3. Кристаллы. На шахматной доске всего 64 ячейки, из них половина 32 темные и 32 светлые.
В предыдущем проекте «Кристальный светильник» были проведены эксперименты с кристаллами различных солей, для того чтобы подобрать оптимальный вариант, а также учитывая опыт учащихся, выполнивших свои эксперименты, были выбраны оптимальные кристаллы именно для этого изделия (приложение № 5).
Для декорирования темных и светлых ячеек было принято решение исходить из тех реактивов, которые есть в наличии.
Темные ячейки - очень красивые кристаллы бихромата аммония (аммоний двухромовокислый (NH4)2Cr2O7),в качестве светлых ячеек - калий азотнокислый (KNO3) но так как этот реактив при взаимодействии с бихроматом аммония может образовать взрывчатое вещество, было решено не использовать его в нашем изделии.
Для декорирования белых ячеек был взят реактив алюмоаммонийные квасцы ((NH4)AI(So4)x12H2O) (приложение № 5).

7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

7.1. Правила безопасного труда. У всех, кто знакомился с нашей работой, рано или поздно, возникает желание повторить опыты или придумать и сделать что-то своё, новое. Но эта работа не безопасна, так как связана с химреактивами и обработкой стекла. Поэтому следует знать и соблюдать ПТБ , :
необходимо знать, помнить и соблюдать ПТБ;
работа со стеклом должна производиться на специально оборудованном месте; специальная одежда – халат, перчатки, очки; исправный инструмент, используемый по назначению;
работа с химреактивами должна производиться под наблюдением специалиста – не все реактивы безопасны, есть ядовитые, взрывоопасные, агрессивные, необходимо перед работой ознакомиться со свойствами химических веществ по справочникам;
правильно, в установленном порядке утилизируйте отходы;
правильно и по назначению используйте готовые изделия.

7.2. Экологическая безопасность. Способы изготовления и конечный результат позволяет утверждать, что готовое изделие не наносит вред окружающей среде, кристаллы надёжно защищены.
Кроме того, изделие изготовлено из отходов (обрезки стекла, обрезки заготовок из древесины).
При работе с реактивами были соблюдены все правила техники безопасности и правила утилизации отходов. Работа проводилась в школьной химической лаборатории.

7.3. Рекомендации по использованию готового изделия. Шахматная доска и шахматный столик – имеют как декоративное, так и практическое значение. Их можно использовать как украшение интерьера комнаты, дачного домика, а также непосредственно для игры в шахматы или шашки. Кроме того эти изделия демонстрировались на уроках технологии и химии как объекты наглядных пособий продуктов проектной деятельности и интересные образцы кристаллов.
Изделия сделаны из стекла и древесины сосны. Естественно при использовании этих изделий необходимо соблюдать все правила эксплуатации изделий из стекла и древесины, а именно: не ронять изделия, не наносить удары, устанавливать их в местах исключающих случайные опрокидывания, чтобы не разбить стеклянную часть; не смотря на то, что деревянная часть изделий покрыта лаком, необходимо предохранять от контакта с влагой и попадания прямых солнечных лучей.
Использованная методика выращивания и зашиты кристаллов, а также многочисленные эксперименты позволяют нам утверждать, что воздействия внешней среды никак не влияют на сохранность кристаллов – кристаллы надежно защищены. Тем не менее, на случай если все-таки изделие разобьется необходимо соблюдать все правила техники безопасности при утилизации осколков и кристаллов солей.

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД

Изучив опыт учащихся в выполненных ими проектах с использованием химического декорирования стекла и прочитав много литературы об обработке древесины, стекла и подобрав подходящие реактивы, мы с руководителем изготовили шахматную доску и шахматный столик, которые послужит украшением дизайна комнат, квартиры, ландшафтного дизайна.
Была поставлена конкретная цель, которая на наш взгляд достигнута, и оправдала ожидания, затраченные силы, и время на реализацию данного проекта.
Для достижения цели были решены поставленные задачи: был изучен и использован в работе опыт учащихся нашей школы, выполнивших свои проекты ранее; была изучена литература; проделаны различные многочисленные эксперименты с кристаллами; работа выполнялась с соблюдением всех правил техники безопасности.
Работа на этом не заканчивается, планируется изготовить на основании выращенных кристаллов шахматы или шашки к доске и столику.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Гончаренко А. В. Стекольные работы. - Ростов Н/Д.: "Феникс", 2000.
2) Каюсов А.Л. и Хозина А.А. Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из древесины, изготовляемые учащимися 5-7 классов.
3) Кнунянц И. Л. Химия. Большой энциклопедический словарь. М.: "Большая Российская энциклопедия",2000.
4) Симоненко В. Д. Технология. - М.: "Вентана-Граф", 2008.
5)Хворостухина С. А. Работа со стеклом.-М.: Вече, 2004.
6) Хотунцев Ю. Л., Глозман Е. С. Технология. - М.: "Мнемозина",2008.
7) http:/www.wikipedia.ru История происхождения шахмат.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315

ђђЗаголовок 115


1 Готовые изделия

Шахматная доска

Приложение №2. Инструменты и приспособления

Для изготовления деревянных частей доски и столика

Для изготовления стеклянных частей доски и столика

Приложение №3. Материалы

Химическое оборудование и реактивы

Древесина

Приложение №4. Технология изготовления

Стеклянная часть

Разметка и резание стекла

Отламывание, зачистка рёбер

Деревянная часть

·
Разметка, пиление, строгание

Отделка, сборка

Кристаллы

Приготовление растворов солей, подготовка стекла (обезжиривание)

Подготовка ячеек, заливание раствора

Приложение №5. Эксперименты по выращиванию кристаллов

Приготовление растворов, подготовка образцов

Кристаллизация
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Приложение №6. Техническая документация

Приложение №7. Фотографии древних шахмат и кристаллов

Древние шахматы

Солёные озёра. Краснозёрка

Узоры на стекле
Рисунок 1C:\Documents and Settings\Максим\Рабочий стол\кристаллизация 2012\все фото к кристаллизации\Кристаллы,фото шах. доск. панно\IMG_5339.JPGРисунок 5Рисунок 7Рисунок 2Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (5)\Новая папка\IMG_1936.JPGРисунок 27C:\Documents and Settings\Максим\Рабочий стол\кристаллизация 2012\все фото к кристаллизации\фото фонарь, шахматная доска\фото и материалы к кристальному светильнику 2010\IMG_6556.JPGРисунок 30C:\Documents and Settings\Максим\Рабочий стол\кристаллизация 2012\все фото к кристаллизации\фото фонарь, шахматная доска\фото и материалы к кристальному светильнику 2010\IMG_6562.JPGRoot Entry


Приложенные файлы

Контактная информация о заявителе: Муниципальное общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная школа 5 имени Андрея Ивановича Деревянчука города Кандалакша Мурманской области» Адрес: , Мурманская область, г. Кандалакша, ул. 2-я Парковая, д.11, телефоны: () , ()


Координаторы проекта: Гераськина Елена Васильевна, учитель истории и обществознания, Манякова Татьяна Петровна, педагог-психолог, Авторы: Харина Ксения, Круглящова Мария, Гриценко Анна, Удод Арина (учащиеся 8 класса МОУ « ООШ 5 им.А.И. Деревянчука г.Кандалакша» Инициативная группа: МОУ « ООШ 5 им.А.И. Деревянчука г. Кандалакша» в составе 15 человек






География проекта: территория школы, рекреации школы Ул. 2-я Парковая, д. 11 Сроки выполнения проекта: –


Финансирование проекта: «Муниципальная долгосрочная целевая программа SOS (меры по пропаганде здорового образа жизни и профилактике зависимости от психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи) на гг.» Администрация Муниципального образования Кандалакша (2000 руб.)


С Спонсоры Компания «Стройдвор», директор Сорокин Д. Е. (3000 руб.) Депутат горсовета Тыртиков А.А. (500 руб., краска 3 кг) Магазин «Усадьба», директор Щавель Н.Ф. (Кашпо для цветов 10 л – 3 шт., кисти для покраски – 2 шт.) Собственные средства руб.




Наконец проект придуман ЗИМНИЙ САД Наш зимний сад похож на дивный сад Везде цветы красивые висят Легко дышать, и чувствуется праздник! Разнообразие цветов нас потрясает Цветы, как люди все неповторимы Рассматривать их можно хоть часами, Ведь все они по – своему красивы! Они нам дарят нежный аромат, Разнообразием красок впечатляют Другие, чтоб от них не отставать, Причудливою формой забавляют.


Проблемы, нас волнующие Современный люди, уставшие от «каменных джунглей», все чаще ощущает дефицит живой природы. Это не способствует сохранению здоровья. Нас уже не «согревает» мода середины XX в. на пластик и нейлон, но тянет к экологически чистым материалам и любым природным проявлениям будь, то огромный аквариум с экзотическими рыбками или просто шум воды мини-фонтанчика. Идеальным природным островком, будет, конечно же, зимний сад. Зимний сад это одна из современных форм здорового образа жизни, который можно устроить где угодно. Зимний сад пожалуй, самая совершенная форма внутреннего озеленения. Однако создать настоящий сад задача трудная. Мы хотим создать уголок по принципу фрагмента зимнего сада. Сочетая особенности строительных материалов, малых форм архитектуры и растительности, можно создать разнообразные зеленые интерьеры с площадками для отдыха. Каждый фрагмент сада с умело подобранной растительностью представляет собой отдельную композицию, но все вместе они составляют единое целое. Мы хотим создать в школе уютный уголок с озеленением и пространством для занятия досугом.


Проблема нашей школы В нашей школе недостаточно уютно оформленных уголков, воздух по замерам работниками СЭС – чрезмерно сухой, т.к. школа построена из бетонных панелей. Поэтому, мы считаем, что необходимо исключить факторы, негативно влияющие на наше здоровье. Этого можно достичь увлажнением воздуха через озеленение территории, что будет способствовать сохранению здоровья школьников и формировать привычки здорового образа жизни. В этом зеленом уголке мы хотим создать зону отдыха и занятия досугом – шахматную доску с большими фигурами.




Задачи: Создать комфортную зону отдыха учащихся «Зеленый уголок», которая будет способствовать формированию здорового образа жизни. Сформировать общественное мнение с целью привлечения партнеров, волонтеров и спонсоров. Привитие экологической и сберегающей здоровье культуры. Провести беседы и лекции для учащихся школы о цветах и уходе за ними, о роли растений в жизни людей и их влиянии на здоровье. Оформить информационный стенд о влиянии растений на здоровье людей. Провести турниры и соревнования по шахматам. Провести экскурсии о здоровом образе жизни для учащихся 1-4 классов. Формировать негативное отношение к вредным привычкам и позитивное к здоровому образу жизни




Мероприятия: Мероприятия/ Описание Разработка эскизов Закупка необходимого оборудования и стройматериалов. Изготовление стоек, подставок и др. конструкций для цветов Изготовление шахматных фигур высотой 50 – 70 см Разметка шахматной доски Выращивание цветов Создание уголка живой природы Информирование о ходе проекта Беседы и лекции о цветах и уходе за ними, о роли растений в жизни людей и их влиянии на здоровье Шахматный турнир для участников проекта «Праздник цветов» для младших школьников


Ожидаемые результаты. Мы хотим создать в школе уютный уголок с озеленением для организации досуга во время перемен между уроками, пропаганды здорового образа жизни и организации шахматных состязаний. Главная форма озеленения - стационарные или передвижные контейнеры разных размеров и форм, расставленные поодиночке или оригинально скомпонованные. В центре этой зоны отдыха - шахматное поле размером 4 х 4 м с большими шахматными фигурами высотой 50 – 70 см. В этой зоне будет размещена информация о здоровом образе жизни. Этот уголок зимнего сада должен стать местом отдыха для учащихся и учителей нашей школы. Его можно будет использовать для проведения массовых мероприятий, организации шахматных турниров и соревнований в учебное время, во время перемен и во время работы детского оздоровительного лагеря в дни школьных каникул.

Шахматы Творческий проект Выполнила: Сидорова Анастасия, ученица 7 класса Руководитель: Барановская Светлана Николаевна, учитель технологии I категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овчинниковская основная общеобразовательная школа» Косихинского района Алтайского края Овчинниково, 2013


Проблема На сегодняшний день очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. В каждой стране дизайнеры стараются сделать обычные привычные нам вещи менее ущербными для природы. Они вовсю стараются приспособить под что-нибудь бытовые отходы: будь то бутылки или картонные коробки. Современное общество стало информационным, больше времени дети проводят за компьютером, забыли об интеллектуальных играх


Выявление конкретной потребности. 1-е мини исследование Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы. Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы.






2-е мини исследование. Выявление традиций, истории, тенденций Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них? Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них?


3-е мини исследование. Построение «звездочки обдумывания» Имеется у учащихся Имеется в школьной мастерской Необходимые материалы Картон гофрированный Мука Упаковочная коробка Наждачная бумага Необходимые инструменты Измерительные инструменты Ножницы Необходимое оборудование Ноутбук для разработки чертежей
















Из гофрированного картона бардового цвета вырезание 32 квадратов 4 х 4 см. Ножницы Изготовление клейстера Тарелка глубокая Ложка столовая Оформление игрового поля Тюбик с клейстером Линейкакарандаш Разметка, нарезание полосок шириной 1,5см Линейка,карандашНожницы Клейстер в тюбике






Экономическое и экологическое обоснование С= С1 + С2 + С3 + С4 С – себестоимость изделия С – себестоимость изделия С1 - стоимость гофрированного картона С1 - стоимость гофрированного картона С2 - стоимость муки С2 - стоимость муки С3 - оплата труда С3 - оплата труда С4 – стоимость коробки С4 – стоимость коробки С1 = 70 руб С1 = 70 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С4 = 0 руб С4 = 0 руб С = 147, 50 руб