Классификации детей «группы риска. Дети "группы риска" Входит группу риска в школе

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Мы попросили Василия Штабницкого, к. м. н., пульмонолога в клиниках «Чайка» и «Рассвет», объяснить, что такое астма, чем она отличается от сезонной аллергии, может ли она передаваться по наследству и как быть человеку с этим диагнозом (спойлер: спортом заниматься можно).

Василий Штабницкий

Что такое астма и откуда она берётся

Астма - это аллергическое заболевание нижних дыхательных путей, характеризующееся эпизодами бронхоспазма и патологической реакцией бронхов на какой-либо раздражитель. То есть вследствие воздействия определённого стимула возникает резкое сужение дыхательных путей, что в свою очередь приводит к тяжёлой одышке и удушью.

Происходит это следующим образом: при контакте с аллергеном или раздражающим веществом возникает тяжёлая аллергическая реакция, одновременно с которой возникает спазм мускулатуры бронхов. Образуется много густой мокроты, которая также не даёт нормальной дышать.

Астма - заболевание мультифакторное. Да, по сути, эта болезнь генетической предрасположенности, однако для её развития обязательно наличие определённых факторов окружающей среды. Как правило, в роду у астматиков есть родственники с аллергическими реакциями. При этом не обязательно, что каждый родитель с этим заболеванием передаст его ребёнку. К тому же чтобы наследственность проявилась, человеку нужно постоянно встречаться с определёнными аллергенами и иметь к ним чувствительность - сенсибилизацию.

На самом деле причиной развития этого заболевания могут стать вполне привычные нам вещи. В основном это аллергены домашней пыли, микроклещи, живущие на коже кошек и собак, тараканы, плесень, грибок, запахи, сигаретный дым, бытовая химия, продукты животного происхождения (мясо, молоко, морепродукты). Но при этом интересно, что дети, которых всячески ограждали от столкновения с этими аллергенами, чаще заболевали аллергическими заболеваниями, чем те, кто с ними сталкивался постоянно. Точного объяснения этому феномену не существует.

Понятно, что при активном взаимодействии с кошкой у человека, склонного к астме, болезнь разовьётся быстрее. Но и в абсолютно стерильных условиях происходит то же самое.

Кроме того, спровоцировать приступ астмы могут инфекции: вирусы и бактерии, а также грибковая инфекция.

Проявиться астма может у и человека в довольно зрелом возрасте. Причём не факт, что она станет следствием реакции на перечисленные выше аллергены. Среди других факторов риска астмы могут быть нервные переживания, затяжная депрессия - всё это, в сочетании с упомянутыми ранее факторами, может привести к формированию астмы у взрослого человека. Существует и обратная ситуация: у астматиков уровень тревожности может быть выше, чем у здоровых людей. По сути, любой - даже незначительный - эмоциональный скачок может спровоцировать у них приступы удушья.

Что делать во время приступа

Вопреки распространённому мнению о том, что астма проявляет себя моментально в виде тяжёлых приступов удушья, скажу, что существует довольно много случаев, когда астма скрывалась под симптомами других заболеваний. Например, один из симптомов астмы - постоянный кашель, обычно усиливающийся ночью. При этом астматический кашель, как правило, сухой, сильный, затяжной, с «подсвистыванием на выдохе».

Раньше степень тяжести астмы была связана с так называемой степенью бронхиальной обструкции (показатель ОФВ1, измеренный при проведении функции внешнего дыхания - ФВД). Считалось, что чем меньше показатель ОФВ1, тем тяжелее астма. Современная классификация астмы предполагает разделение астмы на контролируемую, частично-контролируемую и неконтролируемую. Как видно из названия, контролируемая астма - это состояние, при котором пациент не испытывает ни дневных, ни ночных симптомов, его физическая активность и работа по дому ничем не ограничена, такой пациент использует сальбутамол (препарат скорой помощи при приступе) реже одного раза в неделю, его показатели ФВД достигают 80% и выше, а от последнего обострения прошло больше трёх месяцев. Частично контролируемая астма подразумевает наличие одного критерия, например ночные астматические симптомы или снижение показателей ФВД. Неконтролируемая астма - это наличие двух и более критериев. Тяжесть астмы определяется дозой препаратов, необходимых для достижения контроля.

У детей чаще всего первые симптомы астмы проявляются в раннем возрасте - до трёх лет. И здесь важно не перепутать ОРВИ с астматическим удушьем. Родители должны быть внимательными: если каждое ОРВИ сопровождается хрипами, их длительность превышает две недели и, более того, хрипы проявляются вне болезни, например на фоне физических нагрузок, - это серьёзный повод обратиться к врачу. При этом многие дети во время ОРВИ переносят эпизод бронхоспазма, который невозможно отличить от приступа астмы. Поставить диагноз астмы у детей младшего возраста очень сложно: ФВД маленьким детками провести невозможно, анализы не обладают должной чувствительностью и главное - специфичностью. Иногда требуется пробная терапия ингаляционными гормонами с последующей оценкой их эффективности.

Признаки тяжёлого приступа астмы у ребёнка - частое дыхание, поверхностное дыхание, синева ногтей, носогубного треугольника, втягивание кожи в области шеи, межрёберных промежутков, крыльев носа, сонливость и главное - отсутствие речи и возможности разговаривать. В такой ситуации тут же вызывайте скорую. Во всех остальных случаях можно обойтись плановым визитом к пульмонологу или педиатру.

Если же приступы резко начались у взрослого человека, ему также стоит обратится к терапевту или пульмонологу. Не стоит до установления диагноза заниматься самолечением, так как одышка и удушье - это очень распространённые симптомы, которые могут встречаться практически при любом заболевании лёгких или сердца. В случае подтверждённого диагноза у пациента должен быть специальный план-алгоритм, где будет прописана очерёдность использования тех или иных средств для облегчения своего самочувствия и достижения контроля над астмой. Отсутствие эффекта от проводимой терапии у взрослого или ребёнка - это повод пересмотреть диагноз астмы в пользу другого заболевания, которое лечится совершенно другими средствами.

Кстати, страдающий астмой человек может спокойно заниматься спортом, но не в период обострения болезни. К примеру, если в сезон цветения растений пациент потерял контроль над течением заболевания, ему лучше прервать занятия или уменьшить интенсивность тренировок. В остальное же время он может спокойно заниматься на уровне здорового человека.

Мама и малыш. От рождения до трех лет Панкова Ольга Юрьевна

Галакторея: кто в группе риска?

Очень частой проблемой послеродового периода у женщин, уже не кормящих грудью, является галакторея – продолжающееся длительное время выделение молока или молозива из молочных желез.

ВОПРОС: У меня ребенок грудь бросил в пять месяцев. Сейчас ему два года, а у меня в груди осталось молоко . Почему это происходит и как от этого избавиться ?

У кормящих женщин галакторея является нормой. Вне лактации выделение 1–2 капель из груди при надавливании к галакторее не причисляется и также считается нормой.

Галакторею расценивают как патологическое состояние, если она возникает у не кормящих и не беременных женщин, а также в том случае, если продолжается более пяти месяцев после прекращения кормления ребенка.

Галакторея может иметь различную степень выраженности. По классификации ВОЗ различают три степени галактореи:

I. выделение молозива из сосков при пальпации молочных желез;

II. струйное выделение молока при пальпации молочных желез;

III. спонтанное выделение молока.

Галакторея может быть односторонней.

Одна из наиболее частых причин галактореи – повышенное производство пролактина в передней доле гипофиза – гиперпролактинемия.

Одновременно с галактореей и гиперпролактинемией могут наблюдаться нарушения менструального цикла, редкие менструации вплоть до их отсутствия (аменорея), снижение полового влечения, аноргазмия. На фоне увеличенной продукции пролактина повышается риск развития остеопороза и инсулинорезистентности. Актуальной проблемой является бесплодие.

ВОПРОС: Ольга, у меня после преждевременных родов (…) остается повышенный в два раза уровень пролактина . Остальные гормоны в норме, только грудь побаливает уже три месяца . До этого месячные были нормальные , а в марте скудные . Что это может быть? Мне 26 лет, хочу ребенка , что мне делать? Когда можно подумать о ребенке? Как пролечиться и укрепить организм?

К увеличению синтеза пролактина (гиперпролактинемии) и патологическому выделению молозива из молочных желез (галакторее) приводят различные причины. В соответствии с видом воздействующего фактора выделяют две формы гиперпролактинемии:

1. Первичная (органическая) – опухоли гипофиза.

2. Вторичная:

функциональные нарушения (нейроинфекции, травмы, нарушения обменных процессов при почечной и печеночной недостаточности);

эндокринные нарушения (гипотиреоз; болезнь Аддисона; опухоли надпочечников, выделяющие эстрогены);

ятрогенные – прием некоторых медикаментов (психотропных препаратов, антагонистов дофамина, оральных контрацептивов, эстрогенов).

Для выявления причин, приведших к галакторее и гиперпролактинемии, необходимо комплексное обследование пациентки:

Изучение гормонального профиля: уровень пролактина, эстрагенов, лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов, прогестерона, тестостерона, надпочечниковых андрогенов; тиреоидных гормонов);

Рентгенологическое исследование черепа (информативно лишь при аденоме крупных размеров – макроаденоме);

Компьютерная или магнитно-резонансная томография (выявление микроаденомы);

УЗИ молочных желез и органов малого таза;

УЗИ внутренних органов (печени, почек);

Офтальмологическое обследование;

Проба с парлоделом;

Осмотр гинеколога и невропатолога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Глава 3 Ранние и постоянные признаки расстройств аутистического спектра Выявление детей, относящихся к группе риска, и работа с ними Одно из преимуществ концепции развития, описанной в этой книге, состоит в том, что она предусматривает раннее начало терапии. Близкие

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Агрессивность и принятие риска Недостаток котенка в том, Что однажды он станет котом. Огден Нэш Понятие агрессии многозначно (Берковиц, 2002; Реан, 2002, 2003а). В общем виде, агрессивными называются действия, умышленно направленные на причинение вреда кому-либо другому (или

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Распределение риска Над рабочим столом Кима Хилла в Университете Нью-Мексико висит огромная фотография мужчины из племени Гуаяков (Парагвай). Через его плечо перекинута отсеченная голова крупного тапира. Кровь струится по голым ягодицам охотника и каплями стекает по

Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ Александр

Группы риска Поскольку застенчивыми можно назвать разных людей, следует разделить их на группы в зависимости от того, как обычно проявляется это свойство.К первой группе относятся те, кто по роду своей деятельности встречаются с людьми реже, чем остальные. Это писатели,

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Выбор в условиях риска Выбор, ценности и фреймы - ?Статья изначально представляла собой выступление на церемонии вручения наград за выдающиеся научные достижения на конференции Американской психологической ассоциации в августе 1983 г. Впервые опубликована в журнале

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Группы риска «Скорпион жалит не от злости – такова его натура». Саади От порчи может пострадать практически любой человек. В принципе, даже на глухого можно навести если не порчу, то сглаз. Но есть, на наш взгляд, особые категории людей, чья профессиональная деятельность

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Шаг 2. Оценка риска Если вам знакома проблема тревожности, возможно, вы не владеете искусством оценки риска. Никому не удается из­бежать рисков в жизни. Тонкость в том, чтобы знать, от каких рисков можно уклониться, к каким следует подготовиться, а о каких и вовсе не стоит

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

«Группы риска» «Подруга недавно поведала типичную историю. Устраивалась она секретаршей к шефу частной фирмы. Они уж было договорились об условиях. А напоследок будущий начальник фривольно приобнял ее за наиболее дамские места и проговорил: “Вы девушка взрослая,

автора

ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень употребления

Из книги Психологическая помощь близким автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Лучше совершенства [Как обуздать перфекционизм] автора Ломбардо Элизабет

Отказ от риска Противники риска избегают ситуаций, в которых боятся потерпеть неудачу. Они могут бесконечно долго откладывать какое-либо дело или совсем отказаться от него. Многим свойственно тревожиться по поводу финансовых вопросов и отношений с другими людьми, но

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

Послеродовая депрессия: кто в группе риска? После родов женщина начинает осознавать себя в новом статусе – роли мамы. Она ощущает повышенную ответственность за удовлетворение потребностей ребенка, нередко даже тревогу: «Все ли я делаю правильно? Справляюсь ли я со

При выписке ребенка из родильного дома, неонатолог должен провести комплексную оценку его здоровья и определить группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют три основных группы здоровья :

I группа здоровья (15 – 20% всех новорожденных)− здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, с нормальным течением беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8−9 баллов, не болевших в роддоме или имевшие пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья;

II группа здоровья (70 – 80% всех новорожденных) − практически здоровые дети, но имеющие 1 или более фактора риска возникновения какого-либо заболевания (поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска, II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа здоровья IIA (минимальный риск развития патологических состояний) − практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с минимальной степенью риска возникновения патологических процессов в позднем неонатальном периоде, это:

  • дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
  • дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
  • недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
  • дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа здоровья IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) − практически здоровые младенцы, но имеющие несколько групп риска, а также перенесшие заболевания в раннем неонатальном периоде, завершившиеся выздоровлением к моменту выписки из роддома.

К ним относятся:

  • новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
  • недоношенные II – IV степеней;
  • переношенные новорожденные;
  • дети с задержкой внутриутробного развития;
  • новорожденные с признаками выраженной морфо-функциональной незрелости;
  • новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию;

III группа здоровья (0 − 15% всех новорожденных) − больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхо-легочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.) в фазе компенсации.

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7 – 10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети, группы здоровья IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а IIБ группы здоровья − 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1-м месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3 месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Группы риска среди новорожденных детей

1. Группа – новорожденные с риском развития патологии ЦНС

2. Группа – новорожденные с риском внутриутробного инфицирования

3.Группа – новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

4. Группа – новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем

5. Группа – новорожденные из группы социального риска

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— внутриутробное инфицирование,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— тимомегалия,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

— вираж туберкулиновых проб

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.