Интересная профессия – дирижер. Молодежный кадровый центр Чем полезна профессия дирижер

Художественный уровень исполнения каждого музыканта зависит не только от его таланта и исполнительского мастерства, но и от всей предварительной работы по освоению произведения. Работа эта требует огромного, настойчивого, целенаправленного творческого труда и в зависимости от сложности и объемности произведения продолжается длительное время.

Если сравнивать подготовительную работу дирижера с подобной же работой инструменталиста, то она в некотором отношении может показаться менее сложной, не требующей таких усилий, затраты энергии и времени. Действительно, дирижеру не приходится затрачивать много времени и труда на то, чтобы освоить какой-нибудь виртуозный пассаж, выучить наизусть сложнейший полифонический кусок произведения, отшлифовать исполнительские детали, найти соответствующий колорит звучания и т. д. Укажем и на то, что инструменталист должен одинаково усердно работать и над новым произведением и над тем, которое он хорошо знает на слух.

Если исходить из данного критерия, то предварительная работа дирижера по сравнению с работой инструменталиста вообще покажется незначительной. Действительно, опытный дирижер может в случае необходимости продирижировать хорошо известным ему произведением даже без репетиции. В этом, по существу, нет ничего удивительного. Ведь исполнителем является оркестр, который знает произведение и играет так, как было приготовлено до этого его музыкальным руководителем. От дирижера, выступающего экспромтом, требуется лишь наличие дирижерских навыков и знание темпов, которых необходимо придерживаться.

Но рассмотрим другой пример, в котором отсутствует элемент случайности, внезапности. Молодой дирижер управляет оркестром, исполняющим хорошо известную ему программу. Он проводит репетиции. Однако они необходимы самому дирижеру, а не оркестру.

Как же дирижер ведет себя на репетиции, как использует время, отведенное ему для работы с оркестром? Как правило, он довольствуется тем уровнем исполнения, который свойствен данному музыкальному коллективу. Он не пытается улучшить качество исполнения, внести в него какие-то индивидуальные черты. Он останавливает оркестр лишь в случае, например, недостаточно совершенного ансамбля, неверной динамики и т. п.

Можно ли такого дирижера назвать подлинным исполнителем, качество исполнения считать его заслугой? Ведь тот или иной уровень исполнения зависит в данном случае только от квалификации оркестра, от искусства музыкантов коллектива. Не случайно в последнее время можно услышать мнение о том, что современные оркестры

по своему профессиональному мастерству переросли уровень многих дирижеров. Исторически, с появлением руководителя исполнения в его деятельности

преобладала педагогическая сторона. Дирижер - а он был либо композитор, автор исполнявшегося произведения, либо наиболее авторитетный участник оркестра (концертмейстер первых скрипок)- являлся подлинным наставником музыкантов. Понятно, какую огромную роль в деятельности дирижера и по сию пору играет репетиционная работа. Именно эта сторона деятельности дирижера предъявляла и предъявляет к нему высочайшие требования. Не без основания можно сказать, что репетиционная работа по-настоящему определяет его профессиональные качества, именно

она создает оценку его как руководителя оркестра. Это не уменьшает значимости мануальных средств управления, которыми располагает дирижер, руководя оркестром, так как именно они являются тем орудием, с помощью которого он осуществляет свое педагогическое воздействие на музыкантов.

Как правило, работа с оркестром является наиболее уязвимым местом в воспитании дирижера. И это не случайно. Обучение дирижера обычно сводится к выработке навыков дирижирования и освоению репертуара, то есть к дирижированию рядом произведений в классе. Однако исключительно важный и ответственный раздел деятельности дирижера - работа с оркестром - остается вне сферы внимания и заботы как педагога, так и самого обучающегося. Научиться репетировать, освоить этот сложный процесс возможно только в результате практической работы с музыкальным коллективом. И мы видим, что молодые дирижеры, к моменту окончания учебного заведения еще недостаточно умеющие работать с оркестром, в дальнейшем в результате практической деятельности приобретают некоторые необходимые навыки. Это обстоятельство и является причиной несколько пренебрежительного отношения учащихся к активному развитию этих навыков еще в стенах учебного заведения.

Возникают вопросы: сколько лет потребуется дирижеру для того, чтобы научиться в дальнейшем работать с оркестром; встретит ли он в своей будущей работе условия, благоприятствующие приобретению навыков дирижирования, и самое главное - насколько совершенны будут те навыки, которые молодой дирижер сможет приобрести в коллективе, где ему предстоит работать. Предположим, молодой дирижер начал свою работу в оркестре оперного театра. Здесь он имеет возможность войти в спектакль в качестве дублера. Ни о какой работе с оркестром не может быть и речи. Где же он может в этом случае приобрести навыки работы с оркестром? Только наблюдая репетиции главного дирижера. Таким образом, уровень приобретаемых подобным способом навыков обусловливается профессиональным уровнем главного дирижера. Но всегда ли высок этот уровень?

Более благоприятными могут оказаться условия в том случае, если окончивший учебное заведение получит работу в симфоническом оркестре. Здесь, имея возможность дирижировать несколькими программами, дирижер сможет хотя бы немного репетировать, то есть приобретать необходимый для этого опыт. Но от дирижера филармонического оркестра уже с момента его поступления на работу требуется умение не только дирижировать, но и работать с оркестром. Это особенно необходимо в тех случаях, когда оркестр - невысокого класса и потому работа дирижера приобретает особенно важное значение. Здесь-то молодой дирижер и окажется несостоятельным, профессионально неподготовленным.

Описываемые недостатки в воспитании дирижера имеют и исторические корни. Как мы знаем, систематическое специальное обучение дирижерскому искусству в учебных заведениях не насчитывает и столетия своего существования. До этого дирижерскому ремеслу обучались на практике, перенимая наглядным методом навыки у дирижера, стоявшего во главе оркестра. Естественно, что обучающийся - часто участник данного коллектива, концертмейстер оперного театра или композитор, - участвуя в работе оркестра либо присутствуя на репетициях, одновременно с навыками дирижирования перенимал и методы работы с оркестром.

С возникновением специального обучения дирижерскому искусству навыки дирижирования стали осваиваться уже не на репетициях оркестра, а в соответствующих классах. Теперь молодой дирижер обучался дирижерской технике не наглядно, а дирижируя пианистами, играющими переложения оркестровых произведений. Средства дирижерской техники стали осваиваться на практике управления исполнителями. Это в известной мере способствует более совершенному овладению дирижерской техникой. Значительно повысилась сложность осваиваемых уже на первых курсах симфонических произведений. Специальное обучение дирижированию, в особенности если оно находится

в руках талантливого и опытного педагога, - безусловно наиболее прогрессивная форма воспитания дирижера. Но наряду с положительными она имеет и негативные стороны.

Получая все знания из рук педагога, обучающийся перестает самостоятельно и активно искать и развивать мануальные средства управления исполнением. Ему уже нет необходимости пристально вглядываться в применяемые дирижером средства управления, не приходится анализировать их, постигать ту или иную их практическую ценность. Немаловажным обстоятельством будет и то, что при наглядном методе обучения подлинных успехов может добиться лишь по-настоящему одаренный музыкант, наделенный дирижерскими способностями. Ныне при наличии специального обучения освоить внешнюю сторону дирижерских приемов могут и малоодаренные люди.

Но важнее другое обстоятельство. Обучение с переходом в специальные классы оторвалось от оркестра, от оркестровой специфики. Молодой дирижер уже не сидит на репетициях - у него для этого нет времени. Да к этому его никто и не побуждает. Молодой дирижер, успешно дирижирующий пианистами, становится беспомощным в случае если ему необходимо репетировать. Конечно, в наше время обучающийся имеет большие возможности знакомиться с симфоническими произведениями в записи лучших оркестров и дирижеров. Но эти образцовые примеры не приводят к положительным результатам. Сталкиваясь с наглядной реальностью - посредственным исполнением учебного оркестра, дирижер теряется, не знает, с чего начать, на что обратить внимание. К тому же у него нет ни знаний, ни развитого внимания, а без них дирижер подобен кораблю без руля. Из дирижерской педагогики выпало важнейшее звено - обучение навыкам репетиционной работы. Отсюда и неполноценность выпускаемых учебными заведениями специалистов.

Приступая к работе с оркестром, дирижер должен начинать ее не с азов, а будучи уже достаточно осведомленным, имеющим определенные знания, а главное, достаточно развитые многообразные навыки. Какими же данными, качествами и знаниями должен обладать дирижер для того, чтобы полноценно и профессионально работать с оркестром?

Приведем их в обобщенном виде.

1) Дирижер должен быть наделен исполнительскими данными (способностями) и иметь исполнительский опыт, то есть уметь самостоятельно компоновать исполнение, интерпретировать музыку, анализировать процесс собственного исполнения (предполагается, что к обучению дирижерскому искусству допускаются лица, соответствующие этому первому основному требованию). 2) Дирижер должен обладать педагогическими данными, то есть широким комплексом педагогических навыков, качеств и знаний. Под этим мы подразумеваем различные виды слухового внимания - интонационного, исполнительского, а также способность анализировать чужое исполнение, умение объяснять принципы исполнения, исполнительские задачи и намерения, умение вызывать творческое отношение к исполнению и пр. 3) Дирижер должен знать свойства оркестровых инструментов (прежде всего - группы смычковых инструментов), их технические и выразительные возможности (в частности, штрихи). 4) Дирижер должен быть знаком с практикой проведения репетиций, приобретенной в результате работы в оркестре либо при посещении репетиций. 5) Он должен быть знаком с основами хорового исполнительства. 6) Дирижеру необходимо иметь некоторую практику работы с вокалистами в качестве концертмейстера и аккомпаниатора. 7) Необходимо быть знакомым с практикой проведения оперных спевок.

Дирижер-исполнитель

Исполнительские способности лежат в основе дирижерского дарования, определяют уровень и характер его исполнительского мастерства. Этот тезис признается

всеми. Однако редко кто задумывается над его содержанием, над его механизмом применительно к деятельности дирижера. Приведем некоторые соображения.

Дирижер должен быть исполнителем высокого класса; лишь в этом случае он будет исполнительской индивидуальностью, артистической личностью. Музыканту, едва владеющему инструментом или играющему на балалайке, труднее стать подлинным дирижером, даже если он и обладает потенциальными дирижерскими данными. На какомто, не очень высоком уровне своего развития собственно дирижерские способности достигнут своего потолка, фактически они станут бесполезными, будут работать вхолостую, поскольку им нечего выражать: у дирижера нет достаточно развитых и активных музыкальных представлений.

Мы затронули этот спорный вопрос лишь по той причине, что нередко на дирижерское отделение принимаются лица, отнюдь не проявившие себя талантливыми исполнителями-инструменталистами. Практика показывает, что некоторые музыкальные коллективы, создающиеся как бы на основе товарищества, предпочитают видеть в качестве своего руководителя не дипломированного дирижера, только что окончившего учебное заведение, а талантливого музыканта, уже зарекомендовавшего себя в концертной деятельности, исполнителя, хотя он, может быть, и не имеет дирижерских навыков. (Вот такому-то музыканту и следует учиться дирижированию!) Станет ли он в конце концов дирижером высокого уровня, зависит от наличия у него дирижерских способностей и здравого смысла, чтобы приобрести под руководством опытного педагога дирижерские навыки.

Мы говорим о необходимости исполнительского дарования и исполнительского опыта как об основе умения работать с оркестром. В чем же это выражается? Совершенно очевидно, что управлять исполнением (именно управлять, а не только играть самому) может музыкант с активным исполнительским мышлением. Если дирижер освоил произведение по механической записи, если он не прошел все стадии напряженной творческой работы по созданию содержательной интерпретации, он не сможет руководить исполнением активно, с неподдельной выразительностью. Дирижер должен понимать структуру произведения, видеть и чувствовать динамику развертывания музыкальной ткани, ощущать образный строй, содержание. Дирижер должен чувствовать динамические свойства музыкальной материи в своих двигательных ощущениях. Как говорят, дирижер должен постичь произведение «разумом и чувством».

Каким музыкальным инструментом должен владеть дирижер? Конечно, музыкальное дарование может проявляться при игре на любом инструменте. Но применительно к требованиям дирижерского искусства можно говорить о необходимости владения фортепиано или каким-либо смычковым инструментом. Характер инструмента в известной степени отражается на исполнительских свойствах дирижера. Музыкальная психология пианиста несколько иная, чем у исполнителя на смычковом инструменте.

Пианист играет на инструменте, позволяющем исполнять объемные, многоголосные, многослойные произведения, включая произведения, написанные для оркестра. Это определяет и характер его музыкального мышления, способного охватывать целый комплекс различных голосов и фактурных слоев. Работая над произведением, он, подобно дирижеру, ищет и устанавливает нужный баланс звучания между отдельными голосами и фактурными слоями, ищет наиболее выразительный колорит звучания. Исполнительская практика пианиста помогает дирижеру работать с оркестром, так как приобщает его к охвату многоголосия.

Динамика движений пианиста до известной степени помогает ощущать динамичность движения музыкальной ткани, ее развитие. Технические приемы игры на инструменте позволяют чуткому пианисту отражать музыкальное движение. Весьма важно и то, что дирижер, хорошо владеющий фортепиано, может осваивать симфоническое произведение, играя его на инструменте. Это не только облегчает процесс овладения материалом, но и помогает в творческой работе над исполнительским

Среди музыкальных профессий есть одна, без которой не состоится ни один концерт оркестровой . Данная статья посвящена такой профессии как «дирижер». Здесь мы расскажем, дирижер кто это такой, а так же, чем занимается и что за профессия это. Дадим описание личных психологических качеств, которыми должен обладать представитель профессии. А так же, где пройти обучение, что бы стать дирижером.

Из википедии нам известно, что дирижер – это человек, который виртуозно управляет игрой оркестра или хора.

Чем занимается дирижер

Стоит отметить, что дирижер является одной из самых сложных музыкальных , поэтому и функциональные обязанности у него далеко не простые.

К ним относятся:

Несение полной ответственности за звучание того или иного произведения во время концерта;

Иметь глубокие познания в большинстве классических музыкальных произведений;

Умеет правильно расставлять акценты между всеми участниками оркестра или хора;

Видит музыкальные возможности всех музыкантов и согласно этому составляет партии в представлении.

Требования к профессиональным навыкам

  • Обладать идеальным музыкальным слухом и чувством такта;
  • Иметь отличную интуицию;
  • Обладать музыкальной грамотностью;
  • Иметь гибкость рук и пальцев;
  • Обладать хорошей координацией движений;
  • Иметь высшее академическое образование по дирижерству;
  • Быть лидером по жизни и в коллективе;
  • Обладать организаторскими способностями;
  • Быть творческим человеком;
  • Возможно создание своего личного сценария по управлению коллективом музыкантов;
  • Быть коммуникабельным и общительным человеком.

Как стать дирижером

Для того, что бы стать дирижером, необходимо следующее:

Полное соответствие профессии со стороны личных качеств;

Обязательно окончание музыкальной школы, знание нотной грамоты, сольфеджио;

Получить высшее музыкальное образование;

Практические занятия.

Только обладая идеальными знаниями и практическими умениями, можно стать успешным управленцем в музыкальной среде.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию , которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты .

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Подведем итоги

Данная статья является информационным пособием для тех, кому интересно, дирижер это кто такой. Мы рассказали, чем он занимается, каковы его функциональные обязанности в управлении музыкальным коллективом. Ну и конечно, здесь представлено описание плюсов и минусов в этой сфере деятельности.

«Сложность дирижерской профессии обусловливается по­ли­функциональностью роли дирижера, который является мы­сли­телем, создающим интерпретацию сочинения, “инже­не­ром”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой ин­терпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распре­де­ляющим время и качество звучания, “контролером” ка­че­ствен­ной стороны исполнения. Дирижер выступает как “ма­стер”, который в необходимых случаях “подправляет” дета­ли. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Ди­ри­жер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необ­хо­ди­мые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Спи­сок этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дири­жи­ро­вание требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкаль­ный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.

Каждый музыкант, решивший овладеть искусством ди­ри­жи­рования, должен отчетливо представлять себе всю слож­ность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учаще­му­ся особенности, составляющие специфику этой профессии.

Первая особенность заключается в том, что в процессе ис­пол­нения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие наме­ре­ния до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.

Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии со­стоит в своеобразии творческой, художественной ответ­ствен­ности дирижера. В отличие от исполнителя-солиста ди­рижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит. Кроме этого ди­ри­жер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произве­де­ние, чтобы общее звучание с наи­большей полнотой раскры­вало творческие намерения композитора.

К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над про­из­ве­де­ни­ем дирижер проводит вообще вне контакта со своим «ин­стру­ментом». Положение дирижера, приступающего к изу­че­нию нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спек­такля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.

Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мы­слен­но слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы. Та­кая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном зву­ча­нии, но представление о темповых, ритмических, динами­че­ских, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фан­тазии он сможет прийти и к созданию более или менее со­вершенного музыкального образа. Благодаря этому дири­жер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей мо­жет составить план действий, план репетиций.

Четвертой специфической особенностью дирижерского ис­пол­нительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных му­зыкальных произведений часто создается впечатление край­ней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать. Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и ор­га­низационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и твор­ческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музы­каль­ной деятельностью, общей культурой, высоким интел­лек­туальным развитием, разносторонней одаренностью и ис­ключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.

Дирижер поставлен в особые условия. Его «инстру­мен­том» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает зада­чи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением. Учи­тывая, что он сам непосредственно не участвует в про­цес­се звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремить­ся к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внима­ние к качеству звука. Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обес­печивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воз­дей­ствии. Звук должен быть музыкальным, красивым, удов­ле­творяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особен­ность дирижирования заключается в том, что это вну­трен­няя, созидательная, исполнительская деятельность. Ди­ри­жер воздействует на звук, производимый певцами, бес­кон­такт­но, прежде всего своей волей, психологическим влияни­ем. В самом схематичном виде процесс трансформации му­зы­кальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выра­зи­тельные жесты; сознание исполнителей; процесс воплоще­ния.

Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель ко­торого – сделать внутренний мир дирижера не только «ви­ди­мым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.

Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специ­фи­чес­ких дирижерских данных следует отметить в первую оче­редь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мы­шле­ние, высокое владение концентрированным и диффе­рен­ци­рованным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.

Дирижирование – многофункциональная деятельность, пред­ставляющая целый комплекс, который составляют: ин­тер­претационная (аналитическая); исполнительская (эвристи­че­ская); управляющая (реализующая); репетиционная (педа­го­гическая) и организующая (планирующая) деятельность.

Профессия дирижера является одной из наиболее редких профессий. Сегодня сфера искусства привлекает не так уж много молодых людей, а такие специальности, как дирижер, композитор и вовсе являются сравнительно невостребованными. Дирижером называется музыкант, который руководит группой других музыкантов при помощи движений рук и пальцев, головы. Также дирижер занимается подбором репертуара, первым знакомится с партитурой, разучивает с членами музыкального коллектива новые музыкальные произведения, предлагая им собственное толкование произведения в целом.

Профессия дирижера считается эксклюзивной, штучной, так как специалисты утверждают, что научить ей практически невозможно. Дирижером нужно родиться, к данной профессии многие идут на протяжении многих лет. Основной задачей дирижера является увлечение музыкантов музыкальным произведением, ведение их за собой. Оркестр является командой, лидером которой и становится дирижер, на котором лежит вся ответственность за деятельность оркестра, ошибки и неудачи, достижения.

Среди личных качеств, которыми обязательно должен обладать дирижер, выделяют такие, как прекрасная музыкальная память , наличие чувства ритма и музыкального слуха, хорошая координация, усидчивость, моторная беглость (хорошая подвижность пальцев рук), целеустремленность, терпение, творческие способности (гибкость мышления, склонность к импровизации), развитое воображение, педагогические способности, крепкая воля.

Как правило, «готовыми» дирижерами не выходят из высших музыкальных учебных заведений. Бесспорно, образование является очень важным, но только в том случае, если человек изначально обладает определенными музыкальными способностями. Немаловажным является и опыт – довольно часто дирижерами становятся после нескольких лет работы аккомпаниаторами, музыкантами в составе оркестров и т.д.

Для того, чтобы стать дирижером, музыкант должен знать теоретические основы записи, чтения хоровых произведений, изучать не только хороведение, но и педагогику, психологию, социологию. Дирижер должен обладать обширным музыкальным репертуаром, определенными знаниями из сферы композиции.

Работать дирижер может в любом профессиональном хоре или оркестре, с любым количеством музыкантов. Как правило, рост карьеры музыканта заключается в переходе в более серьезные оркестры (как по составу, так и по уровню профессионализма участников), при различных театрах, мьюзик-холлах, филармониях и т.д. Хороший дирижер может с оркестром объездить весь мир, выступая в самых разных городах в различных залах филармонии. Дирижер может работать как с классическим, так и с современным репертуаром.

Кроме того, любой дирижер имеет право и обладает всеми необходимыми знаниями и способностями для преподавания. Он может преподавать в государственной или частной музыкальной школе, других учебных учреждениях, где в составе изучаемых предметов есть музыкальное искусство. Такой большой выбор сфер деятельности дает возможность утверждать, что дирижер – это профессия, которая даст возможность построить успешную карьеру и обеспечить высокий уровень дохода.

Одно дело - слушать музыку, совсем другое - управлять ею. Такая вот работа у дирижёра. Feelmore продолжает рассказывать о необычных для Челябинска профессиях. Сегодня на вопросы о себе и своем деле ответил Алексей Просеков, руководитель хора Primavera.

- Стать дирижёром мечтали с детства?

Честно, в детстве я даже музыкантом не хотел быть. Так получилось, что в школе меня отдали в танцевальный класс, а потом я плавно перешел на хоровое пение. Думаю, где-то с третьего класса началась моя музыкальная деятельность. А именно в профессии дирижера я где-то лет 7−8, когда после музыкальной школы пришел в хор ЮУрГУ. Тогда им руководила Наталия Лопухова, замечательный человек и профессиональный дирижер. Потом на третьем курсе я перешел в хор Оперного театра. Спустя месяц - в школу Большого Архиерейский хора, где регентом была Екатерина Коробейникова. Эта женщина дала мне много знаний в профессиональном плане, за что я очень благодарен. Вот так проходило мое вхождение в дирижерскую профессию. Сейчас же я сменил Наталию Мстиславовну Лопухову на посту руководителя хора ЮУрГУ.

- Вы упомянули про музыкальную школу, а где получали специальное образование?

Три года я проучился в музыкальном училище, у меня есть среднее профессиональное дирижерское образование. Хотя много дирижерских навыков я приобрел еще до поступления в колледж.

- Расскажите о языке, на котором дирижёр общается с музыкантами?

Сложный вопрос. Вообще с музыкантами общаются жестами, но в ходе своей деятельности я все больше убеждаюсь, что язык общения между дирижером и музыкантами - это не столько руки, сколько некая энергия, которую он передает им. Например, американский дирижер Леонард Бернстайн прекрасно дирижировал бровями. А как-то раз один регент Уральской государственной консерватории сказал своему студенту: «Ты чего так машешь руками перед хором? Смотри, я могу обойтись только носом». И знаете, хор начал петь лучше. Дирижерский жест имеет большое значение, но важно знать, что ты хочешь донести музыкантам, важно найти взаимопонимание. Ведь настроение задает дирижер.

- Какими качествами должен обладать дирижер и всякий ли может попасть в профессию?

Недавно я присутствовал на экзамене дирижеров-хоровиков . Его принимал профессор Уральской консерватории Владимир Борисович Завадский. После экзамена он сказал: «Существуют три кита, на которых базируется дирижерская профессия. Первый - слух, второй - руки, третий - музыкальность». Потом он поправился: «Но существует еще один кит, и он самый главный - это здоровье». Пожалуй, я с этим соглашусь. Дирижер должен быть музыкальным, художественно одаренным, должен понимать музыку и то, что хочет передать публике. Конечно, не обойтись и без волевых качеств, ведь профессия связана с людьми.

Чтобы стать дирижером, нужно долго учиться. Сначала музыкальная школа, потом четыре года в музыкальном училище, дальше пять лет в вузе. И в итоге получается около девятнадцати лет! А кто-то еще и в аспирантуру идет.

- А карьерная лестница в этой профессии существует?

Здесь есть некие ступени, которые обозначают признание дирижера обществом и государством. Дирижер может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом России, потом народным артистом России. Не знаю, насколько это связано с деньгами. Может, за это что-то и полагается. Но по сути, есть много опытных дирижеров, которые реализовались и без званий.

- Возможно ли выступление музыкантов без дирижера?

У эстрадных оркестров возможно. Там важно слушать ударника, он задает ритм. Если же оркестр профессиональный, он может довольно долго играть и без дирижера. Но обычно это делается для украшательства - что-то вроде игры на публику. В хоре же дирижёр нужен: он указывает, когда начать музыкальное произведение и когда его закончить. Как мне говорила моя педагог, «наша роль диспетчерская». Очень трудно ориентироваться, когда музыкантов больше пятидесяти человек и они друг друга не видят, а очень часто и не слышат.

- Бывает ли, что на концертах музыканты сбиваются? И что в таком случае дирижер делает?

Конечно, все бывает. Я помню, как наш хор Primavera, выступая на открытии выставки, чуть ли не провалил произведение. Это была песнь «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова. Условно, в средней части произведения солируют две партии. Они между собой не притерлись, и слушалось это ужасно. Потом как-то выровнялись, и последняя часть удалась. Еще был случай во время службы в Кафедральном соборе. Пение хора сопровождало церковный обряд, и получилось так, что песнопение закончилось, а обряд - нет. И чтобы совпасть с обрядом, нужно было повторить часть произведения. Одна из партий начала повторять не с того места. Но поскольку хор профессиональный, все постепенно подстроились и допели. В общем-то , важно просто не останавливаться, быть внимательным и уметь подстраиваться.

- Есть ли у вас какие-нибудь приметы перед выступлением?

Пожалуй, нет. Главное - настроиться, потому что от настроения дирижера зависит все. Помню, на госэкзамене по дирижированию я был первым. И я понимал, что задаю настроение, с которым дальше будут работать другие выпускники и хор. И мне это удалось, все прошло успешно. А вот другой пример: в этом году перед «Весной студенческой» мне не удалось настроиться, и как результат - второе и третье место.


- Как вы думаете, почему среди дирижеров практически нет женщин?

На самом деле это ошибочное утверждение. Действительно считается, что дирижер - профессия мужская. Но если взять хотя бы наш город, то руководителями ведущих хоров являются женщины. Правда, все эти женщины обладают мужскими волевыми качествами. Помню, когда я работал в храме, был опрос среди певчих, хотели выяснить, какими качествами должен обладать регент. И один из распространенных ответов - «регент должен быть мужчиной».

- Что является главной наградой для дирижера?

Здесь у каждого свои цели. Например, кто-то хочет стать крутым музыкантом с мировым именем. А кто-то , как Наталия Лопухова, хочет приобщать людей к хорошей музыке, прививать отечественную и зарубежную музыкальную культуру. И эта цель весьма достойная. Для меня же занятия музыкой - возможность переживать настоящие эмоции, которых в современном мире мало. И я хочу, чтобы люди переживали эти эмоции вместе со мной.