Тема мебель по логопедии для старшей группы. Развитие речи

Тема: «Мебель»

Расширять и закреплять знания детей о мебели, активизировать в речи детей слова, обозначающие название мебели, ее составных частей, материал, из которого она сделана. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных множ. числа, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании сущ. с числительными. Развивать мышление, память и внимание.

Ход:

Упражнение « 4-й лишний»:

Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой лишний?

Тапки, кроссовки, табурет, туфли.

Шапка, кровать, шляпа, косынка.

Платье, пальто, шкаф, брюки.

Дуб, береза, сосна, кресло (изображение лишнего предмета выставить на доску)

Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:

В: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

Д: На полу, на земле, на камнях

В: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

Д: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

В: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

Д: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.

В: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?

Д: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.

В: Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

Основная часть:

Ребята, давайте назовём какие части имеет различная мебель (стенка, ручка, подлокотник, сиденье и т.д.)

А какие виды мебели вы знаете? Например, для кухни какую мебель нужно покупать? А для гостиной, спальни? (Дать понятие гарнитур).

Упражнение «Подбери признак» Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Табурет (какой?) - удобный

Кресло (какое?)- мягкое, удобное

Шкаф (какой?)- высокий

Кровать (какая?)- широкая, мягкая

Упражнение «Из чего изготавливают мебель?»

Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин? (Мебельный) В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов.

Из дерева – какая? (деревянная)

Из пластмассы- какая? (пластмассовая)

Обивка из кожи- какая? (кожаная)

Из стекла- какая? (стеклянная)

Из соломы- какая? (соломенная)

Из металла- какая? (металлическая)

Из ротанга- какая? (ротанговая?)

А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель)

Что можно делать с мебелью? (собирать, покупать, привозить, расставлять, ремонтировать).

Образование существительных ед. и мн. В разных падежах:

Р.п.- чего нет? (нет стула), много чего? (много стульев);

Д.п.- к чему? (подойти к дивану;

Т.п.- на чём? (сижу на стуле, лежит на диване)

Упражнение «Скажи ласково»

Диван – диванчик, кровать – кроваточка и т.д. А теперь – увеличим: диван – диванище; кресло – креслище и т.д.

Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул - на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол - за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

Игра «Два и пять»

С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным: два стула пять стульев, два шкафа пять шкафов и т.д.

Составление загадок – описаний по плану:

Что это?

Какое?

Из чего сделано?

Какие детали?

Как использовать?

Итог

Непосредственно-образовательная деятельность в логопедической группе на тему «Мебель, части мебели»


Цель: Обогащение, закрепление словарного запаса по теме.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас детей: сиденье, подлокотник, столешница;
2. Уточнить и закрепить правильное произношение частей мебели;
3. Формировать умение образовывать прилагательные;
4. Развивать мыслительную деятельность, умение рассуждать;
5. Развивать внимательность, воображение;
6. Развивать графомоторные навыки;
7. Воспитывать усидчивость, интерес к деятельности на занятии.

Необходимый материал:
- Демонстрационный материал по теме «Мебель»;
- Рабочие тетради в клеточку;
- Раскраски «Мебель»;
- Цветные карандаши.

Ход НОД:
Организационный момент.
Загадки.
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)

На рассвете и закате
Сладко спится на…
(Кровати)

Четыре брата
Под одной шляпой стоят.
(Стол)

Воспитатель: Загадки вы отгадали, а как все это можно назвать одним общим словом?
Дети: Мебель
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о мебели и ее частях.

Мозговой штурм.
- Для чего нужна мебель?
- Что было бы если бы не было мебели?
- Чем отличается мебель для спальни и для кухни?

Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинки, которые расположены на мольберте. Какая мебель подходит для зала (прихожей, спальни, кухни)
Дети выбирают картинки


Воспитатель: Назовите предметы мебели.
Дети по очереди называют предметы мебели, воспитатель обращает внимание на четкость произношения.

Воспитатель: Молодцы. Присмотритесь, вся мебель сделана из разного материала. Из какого?

Упр. «Из чего сделано?»

Например: кровать из дерева – деревянная, стол из стекла – стеклянный, стул из металла – металлический и т.д.

Воспитатель:
Предлагаю вам внимательно посмотреть на картинки.
Стул состоит из частей: спинка, сиденье и ножки.


Стол состоит из ножек и столешницы.


Диван состоит из спинки, сиденья, подлокотников.


Повторяют новые слова: Сиденье, столешница, подлокотник.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно назвать части шкафа, кровати, тумбочки, табуретки.


Упр. «Соедини недостающую часть с предметом мебели».

Воспитатель: Давайте закрепим полученные знания. Соедини линией мебель с ее частью, проговаривая предмет и часть мебели вслух.


Физминутка
Мебель.
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)

Воспитатель: Приглашаю вас за столы. На ваших столах лежать тетради. Нам нужно выполнить графический диктант. Начинаем от точки в вашей тетради:
10 вниз; 1 вправо; 4 вверх; 4 вправо; 4 вниз; 1 вправо; 5 вверх; 5 влево; 5 вверх; 1 влево.


Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Стул.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я раздала вам раскраску «кресло». Как вы знаете, ткани, которыми обшивают диваны и кресла бывают разного цвета, имеют разные рисунки. Сейчас я хочу, чтобы поработало ваше воображение. Возьмите карандаши и раскрасьте кресло на свое усмотрение.

Итоговое мероприятие:

пятница

Мукаева Мария Валерьевна

День недели

Режим

Интеграция образовате - льных областей

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник

Утро:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Утренняя гимнастика.

Рассматривание картинок на тему «Мебель», «Где жил первобытный человек»

Беседа «Какое бывает жилище человека?»

Загадывание загадок о мебели.

С/р игра «Мебельный магазин»

Д/и «Что лишнее?» (мебель кухонная, гостинная) индивидуальная работа с Кириллом, Аней, Дашей.

, д/и «Собери картинку»

Ситуативный разговор «Как нужно пользоваться детской мебелью?»

Выкладывание книг на тему «Мебель», иллюстраций на тему «Мебель, жилище человека»,

Развешивание картинок мебели.

Помощь родителей в распечатке раскрасок на тему «Мебель»

Речевое развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

1. Чтение художественной литературы Тема: Знакомство с произведением С.Маршака «Откуда стол пришел?».Цель: создание условий для знакомства детей с произведением С.Маршака «Откуда стол пришел?» (интернет).

. Рисование .Тема: Нарисуй свою комнату. Цель: создание соц.ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности по теме «Нарисуй свою комнату» (интернет).

Музыка (по плану муз.руководителя)

Прогулка:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Прогулка № 55. (см.«Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.85). Д/и «Наоборот», Подв.хак.игра «Заячья тропа»

Индивидуальная работа по развитию движений с Машей,Максимом, Захаром, Ариной.

Закрепление умений бросать мяч друг другу.

Закреплять навыки к.г.н. в процессе еды.

Есть аккуратно

Пользоваться столовыми приборами

Пользоваться салфетками

Внесение дидактических игр, иллюстрационного материала по теме «Мебель»

С/р игра «За покупками в магазин»

работа перед сном

Чтение О.Альфаро «Козлик-герой» (Х от 2 до 4., стр. 229)

Вечер:

Чтение хак.н.с. «Ленивый мальчик и синичка». Настольно-печатная игра «Что пепрепутал художник?»

Д/и «Найди по описанию» (мебель для спальни) индивидуальная работа с Катей, Пашей, Алиной, Машей.

Ситуативный разговор «Можно ли обижать девочек?».

Выкладывание цветной бумаги, картона, пластилина для творческой деятельности детей.

Прогулка

Игры с выносным материалом (лопатки для снега, игрушки, мячи, скакалки).П/и: «Медведь и пчелы», Н.Нищева с.27 «Поезд»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)

Тема: «Мебель, жилище человека»

Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»

Дата проведения итогового мероприятия: пятница

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна

День недели

Режим

Интеграция образовате - льных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

Утро:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Утренняя гимнастика.

Беседа «Как строят дома?»

Д/и «Угадай по описанию»

Пальчиковая гимнастика

С/р игра: «Я - столяр»

Д/и «Где звенит колокольчик?» (ориентировка в пространстве) индивидуальная работа с Димой, Максимом, Макаром, Аней.

Ситуативный разговор «Почему нужно быть добрым?»

Вспомнить с детьми загадки о мебели.

Пополнение художественно-творческого уголка рисунками детей «Моя кроватка»;

Самостоятельная деятельность детей в центре активности.

Индивидуальные консультации для родителей по интересующим их вопросам.

Приглашение родителей на утренник

Информирование родителей о создании выствки мебели «Гостиная для кукол»

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Физическое развитие

1.Познание. ФЭМП. Занятие № 8 (см. «Математика для детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова, с.36)

Цель: создание условий для закрепления знаний детей состава чисел 4,5, 6, закреплять порядковый счет в пред.6, о знаках сравнения, о геометрических фигурах, сравнивать предметы по величине, устанавливать соответствие между кол-вом предметов и числом.

2. Физическое развитие. (по плану физ.инструктора)

Прогулка:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Прогулка № 6. Наблюдение за небом (см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.86)

П/и «Повар», д/и «Хлопки»

Индивидуальная работа по развитию движений с Машей, Дашей, Кириллом.Закреплять навыки прыжков через два предмета.

Ситуативный разговор

«Где мои вещи?»

(воспитание к.г.н. в процессе раздевания с прогулки)

Создание оборудования комнаты для куклы. (рассматривание сюжетных картинок по теме «Мебель для комнаты».

работа перед сном

Чтение «Когда я взрослым стану» В.Лунин (Х., стр.165)

Вечер:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры

(ходьба по ребристой дорожке)

Клубный час «Здоровейка»

Чтение хак.нар.сказка «Почему замолчали камни?»

Инд.работа с Машей Пестуновой-зарядка для глаз , д/и «Лото»

Повторение стихотворения А.Плещеева «Осенняя песенка»Х. с.97

Психогимнастика «Большой и маленький стул».

Ситуативный разговор «Почему нужно беречь мебель?».

Игры с любимыми игрушками.

Игры в центре художественного творчества.

Прогулка

Подвижная игра «Самолеты», свободная деятельность детей на улице.Игры с выносным материалом (мячи, скакалки.).

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)

Тема: «Мебель, жилище человека»

Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»

Дата проведения итогового мероприятия: пятница

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна

День недели

Режим

Интеграция образовате - льных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

Утро:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Утренняя гимнастика.

Беседа «Тонет- не тонет»

Беседа «Что нужно для строительства дома?»

Д/и «Доскажи словечко»

Пальчиковая гимнастика

Индивидуальная работа с Ариной, Ярославом- Д/и «Угадай по тени мебель»

Ситуативный разговор «Почему быть вежливым хорошо?» (закреплять правила поведения в детском саду)

Подготовка к созданию книги загадок «Обувной магазин» (изготовление из бумаги детской обуви)

Внесение атрибутов для с/р игр и д/игр.

Выкладывание раскрасок «Демисезонная обувь»

Консультации для родителей по интересующим их вопросам.

Приглашение родителей на утренник

Непосредственно образовательная деятельность

Физическое развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

1. Познание ФКЦМ . Тема: Отгадай ткань на ощупь. Цель: создание условий для расширения представлений детей об одежде, материалах, из которых она сделана, о видах ткани. (Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина, с. 31)

2. Речевое развитие . Тема: Обучение рассказыванию на тему «Моя комната». (Интернет). Цель: создание условий для умения детей составлять рассказ на тему «Моя комната», упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

3. Художественно-эстетическое развитие Музыка (по плану муз.руководителя)

Прогулка:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Прогулка № 7. Наблюдение за тучами

(см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.87)

П/и «Пустое место», д/и «Сколько предметов»

Игры с мячом (Вероника, Алина, Даша): «Кто дальше бросит?

Ситуативный разговор «Как мальчики поссорились»

Вынос атрибутов на участок для сюжетно ролевых игр.

работа перед сном

Чтение «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос» Д. Мамин-Сибиряк (Х. с.59)

Вечер:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры

(ходьба по ребристой дорожке)

Чтение р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк»Х. с.30

Раскраски «Обуем принцессу на бал», Настольно-печатные игры

Д/и «Чудесный мешочек»-закреплять с Захаром,Макаром, Маликой форму и цвет обуви.

Беседа «Я умею обуваться»

Закреплять знания детей о правильном ношении обуви и умении обуваться.

Игры детей в уголке с игрушками, выкладывание горохом на пласт.основе «Сапожок»

Прогулка

Беседа о сравнении времени суток утро, вечер,день. Игры с выносным материалом (мячи, скакалка, мелки).П/и «Цветные автомобили», «Найди свою пару»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)

Тема: «Мебель, жилище человека»

Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»

Дата проведения итогового мероприятия: пятница

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна

День недели

Режим

Интеграция образовате - льных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

Утро:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Утренняя гимнастика.

Беседа «Мебель в нашей группе».

Д/и «Найди по описанию» (закреплять знания детей о мебели и ее предназначении)

Игра «Найди такую же» (мебель для отдыха)

Индивидуальная работа с Катей, Машей, Димой Д/и «Тонет-не тонет»(опыт с деревом, пластмассой.)

Индивидуальная работа с Машей Пестуновой (зарядка для глаз)

Ситуативный разговор «Для кого какая мебель?»(закреплять знания детей о мебели, ее предназначении).

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Вместе с детьми создать из бросового материала различные макеты мебели для комнаты куклы.

Индивидуальные консультации для родителей о безопасной мебели для детей.

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

1.Познание Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: Свойства дерева, металла «Тонет- не тонет»

Цель:создать условия для опытов с детьми по изучению свойств дерева, металла в игровой форме (интернет).

2. Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Мебель в моем доме» (интернет)

Цель: создать условия для развити у детей представлений о частях мебели, уметь спомощью приемов лепки изобразить предмет мебели, используя два цвета пластилина.

3. Физическое развитие. Физическая культура на прогулке . (Комплекс №11. «Одоровительная гмнастика» Л.И. Пензулаева, стр. 71) Цель: создание условий для физического развития детей.

Прогулка:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Прогулка № 8. Наблюдение за тучами

(см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.88). П/и «Лягушки», д/и «Кто ты»

Индивидуальная работа по развитию движений с Алиной,Катей, Максимом, Пашей, Ромой, Кириллом. «Чье звено скорее соберется?»

Правила безопасного поведения на участке детского сада.

Игры с выносным материалом.

работа перед сном

Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят»

Вечер:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры

(ходьба по ребристой дорожке)

Клубный час (кружок «Читайка»)

Чтение хак.н.с. «Жена охотника».

Повторение загадок о мебели с Кириллом, Сеней,Викой,Максимом

Д/и «Отгадай мебель по описанию»

Аппликация «Моя комната»

Подготовка вместе с детьми к созданию комнаты для куклы.

Прогулка

«Игры с выносным материалом (мячи, скакалка, ведерки, совки, грабли). П/и: «Ловишки», «Коршун и цыплята»»

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)

Тема: «Мебель, жилище человека»

Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»

Дата проведения итогового мероприятия: пятница

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна

День недели

Режим

Интеграция образовате - льных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

Утро:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Утренняя гимнастика.

Беседа о правильном отношении и уходе за мебелью.

Д/и «Чудесный мешочек»(закрепление материала из которого сделана мебель)

Утренник «Золотая осень»

Индивидуальная работа с Катей, Ариной, Дашей- Д/и «Из чего сделано?»(закрепление материала из которого сделана мебель)

Индивидуальная работа с Машей Пестуновой (зарядка для глаз)

Ситуативный разговор «Почему после игы нужно убрать за собой игрушки?»

Развивать умение здороваться при входе взрослых к нам в группу.

Создание оборудования из различного материала комнаты для куклы.

Выствка мебели «Гостиная для кукол»

Создание и выставка оборудования комнаты для куклы.

Консультации для родителе по интересующим их вопросам.

Выставка мебели «Гостиная для кукол»

Непосредственно образовательная деятельность

Художетсвенно-эстетическое развитиеФизическое развитие

1. Художественно-эстетическое развитие Рисование «Комната для Мишки» (интернет) Цель: создание соц.ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности по теме «Комната для Мишки».

2. Физическое развитие Физическая культура в помещении (по плану физ.инструктора)

3. Речевое развитие Хакасский язык . Тема: «Знакомство с жилищем хакасов-юртой.» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства детей с жилищем хакасов-юртой (интернет).

Прогулка:

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художетсвенно-эстетическое развитие

Прогулка № 9. Наблюдение за деревьями

(см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.89)

П/и «Пустое место», д/и «Похож – не похож»

Игры со скакалкой (Дима, Маша, Алина, Алиса)

Напомнить детям о культуре поведения в детском саду.

Игры с выносным материалом.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

работа перед сном

Чтение М.Горького «Про Иванушку-дурачка» Х. с.51

Вечер:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры

(ходьба по ребристой дорожке)

Чтение хак.н.с. «Лиса и лев» (беседа о прочитанном)

Раскраски «Хакасская одежда». Настольно-печатные игры, пазлы, конструктор

с Катей, Ярославом, Тимофеем

С/р игра «Магазин мебели»

Пополнение игровой зоны настольно-печатными играми на тему «Мебель» (шнуровки, д/игры, раскраски, трафареты)

Прогулка

Подвижная игра «Найди, где спрятано», свободная деятельность детей на улице.Игры с выносным материалом (мячи, скакалка, мелки).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Мебель»

Тема недели: Мебель

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о мебели.

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

  • Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, её назначении;
  • Расширять словарный запас по лексической теме;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существи-тельных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, согласование су-ществительных с прилагательными);
  • Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;
  • Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах;
  • Закреплять знания о пожарной безопасности.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Продолжать развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, фонематические представления;
  • Развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, координацию слова и ритмизованного движения;
  • Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
  • Развивать навыки речевого общения.

Коррекционно - оздоровительные задачи:

  • Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдох.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели;
  • Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование:

Картинки с предметами мебели, игрушечная мебель, камешки Аква Марблс, аудиозапись «Инструментальная мелодия», предметные картинки: дерево, дом, свечки, мяч, мольберт, музыкальный центр, сюжетные картины с изображением мебели.

Предварительная работа:

Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями мебели; разучивание логоритмического упражнения «Стул»; беседы и занятия по теме; чтение рассказов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент (оздоровительная минутка).

Дети входят и встают в круг.
Логопед: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ребята, как мы начинаем день?
Дети: С улыбки.
Логопед: С каким настроением вы приходите в детский сад? А уходите?
Ответы детей.
Логопед: Можно ли сделать так, чтобы настроение было всегда хорошим?
Ответы детей.
Логопед: Улыбнитесь друг другу, посылая мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир.
Логопед: Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу?
Ответы детей.
Логопед: Если на солнышко - то настроение, какое?
Дети: Солнечное.
Логопед: Хорошо, что у вас солнечное настроение. Разрешите пригласить вас в мир солнечного спокойствия и ласки.
Дети ложатся на коврики.

1. Упражнение для развития физиологического и речевого дыхания

(Лежа на спине детям на живот помещают небольшую игрушку. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её).
Логопед: Молодцы ребята! Старались правильно дышать носом. А теперь пришло время поиграть.
Логопед: Садитесь на стульчики.

2. Игра «Что это? Как называется?»

На доске перед детьми расставлены картинки мебели.
Логопед: Ребята, как эти предметы можно назвать одним словом?
Дети: Мебель.
Логопед: Где делают мебель?
Дети: На фабрике.
Логопед: Как называется фабрика, на которой делают мебель?
Дети: Мебельная
Логопед: Как называется профессия, представители которой изготавливают мебель?
Дети: Столяры.
Логопед: Как называется магазин, в котором продают мебель?
Ответы детей.
Логопед: Для чего нужна мебель? Как нужно ухаживать за мебелью?
Ответы детей.
Логопед: Из чего делают мебель?
Дети: Из дерева, кожи, стекла, пластмассы, железа, бумаги.
Логопед: Мебель сделана из дерева, значит, она какая?
Дети: Деревянная.
Логопед: Молодцы! Вы порадовали меня! Смогли ответить на все вопросы.



3. Игра «Что для чего?»

Логопед: Ребята, а как вы думаете для чего нам шкаф?
Дети: В шкафу… хранят одежду.
Логопед: Значит он какой? - платяной …, книги - книжный, посуду - сер-вант). На столе… (пишут - письменный, готовят еду - кухонный, за столом едят - обеденный, лежат журналы, газеты - журнальный). На стуле… (сидят). В кресле… (отдыхают, сидят). На кровати… (спят, лежат). На диване… (сидят, лежат). В трюмо… (зеркало)… (смотрятся).
Логопед: Молодцы! Пришло время нам с вами немного отдохнуть.

4. Логоритмическое упражнение направленное на согласование речи с движением.

Логопед: Мы сейчас с вами будем сгибать руки в локтях, совершать движения рук робота или Буратино.
(Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, ими-тирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят сканди-рованно и четко).

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.

Логопед: Замечательно отдохнули! И с новыми силами продолжаем. Предлагаю вам другую игру.

5. Игра «Подбери признак» (с мячом)

Стул какой? (Жесткий, мягкий, детский, игрушечный)
Кресло какое?
Кровать какая?

6. Игровое упражнение для развития физиологического и речевого дыхания

Логопед: Мы с вами ребята уже знаем, из чего делают мебель. Чаще всего её делают из дерева (Педагог показывает дерево с листьями). Что самое опасное для дерева? (Огонь). Почему?
Ответы детей.
Логопед: Пожар это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Логопед: Где чаще всего стоит мебель?
Дети: Дома.

Логопед: Сейчас мы попробуем дунуть на дерево так, чтобы зашелестели листья; задуть свечку так, чтобы погас огонь; дунуть в окно домика, как ветер, так, чтобы зашевелились занавески.
Но прежде чем мы это сделаем вам надо вспомнить как правильно дуть. Сначала набираем полную грудь воздуха через нос. При этом чего нельзя делать?
Дети: Поднимать плечи.

Логопед: Затем выдыхаем плавно, а не толчками через рот, губы слегка вытягиваем вперед. Щеки не надуваем.
Дети: Дуют на дерево (то, из чего может быть сделана мебель), импровизи-рованные свечи - огонь (то, от чего она может сгореть), дом с занавесками (то, где она может быть).
Логопед: Молодцы ребята!

7. Игра с элементами рисования с помощью камней Аква Марблс «Назови ласково».

Логопед: Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я вам покажу волшебную коробочку с камушками. Подойдя, каждый к своему столу, попробуете из камушков выложить: стул и … стульчик - ответы детей, стол и … столик, …и т.д.

8. Итог занятия (оценка педагогом и детьми)

Логопед: Наше занятие заканчивается.

  1. Что нового вы узнали во время наших игр?
  2. Что, придя, домой расскажите маме и папе?
  3. Кто сегодня вам понравился? Почему?
  4. В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Спасибо вам ребята, желаю вам хорошей и интересной прогулки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №188 присмотра и оздоровления» города Чебоксары Чувашской Республики, Чебоксары, 2014 г. Подготовил учитель-логопед МБДОУ № 188:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "МЕБЕЛЬ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

ПРИЗНАКИ: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…

СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ:
Одно кресло, два кресла, пять кресел.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:
Это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.
Это стол, нет стола, поставить на стол.
Это кресло, нет кресла, сесть в кресло.

СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ:
Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).

Уважаемые родители!
Рассмотрите с детьми мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении, о материалах, из которых она сделана.
Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:

"Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё".

Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? - ... .
На чем ты сидишь? - ... .
На чем спит бабушка? - ... .
Где отдыхает дедушка? - ... .

Поиграйте с ребёнком в игру с мячом "Без чего?" для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:

Если у стола нет ножки... - Стол без ножки.
Если у кровати нет спинки... - кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья... - стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы... - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки... - буфет без полки.

Потренируйте ребёнка в передаче ритмического исунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.