Правила произнесения ораторской речи. Вопрос: Actio (раздел канона) Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

На данный момент существует множество литературы об ораторском искусстве, риторике, публичных выступлениях. Ее настолько много, что легко запутаться. Но что, если вам нужно выступать уже завтра. Как быстро подготовить свое выступление? И как ? Ниже будут приведены принципы универсальные практически для всех ораторских речей. Следуя им, вы сделаете свое публичное выступление успешным.

Принцип № 1 Перестаньте думать о себе, займитесь делом

Погружайтесь с головой в подготовку к выступлению, и у вас не хватит сил на волнение. Волнение перед выступлением – это норма. Потому что это заложено в нас на уровне инстинкта. Так у каждого. Но вместо того, чтобы волноваться по чем зря, займите себя делом. Подготовка к выступлению не только позволит вам переключиться, но и повысит конечный результат, выражающийся в аплодисментах и обратной связи.

Принцип № 2 Оратор здесь главный

Эксперты утверждают, что оратор и аудитория должны быть как мужчина и женщина. Оратор доминирует, аудитория ему внемлет. Оратор задает темп и манеру, аудитория подчиняется. Но не переусердствуйте.

Принцип № 3 Выжмете все из темы, а не из терпения аудитории

В идеале ваше выступление должно быть построено таким образом, чтобы вы завершили раньше, чем этого захочет аудитория. Как сказал У. Черчилль: «оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». А для этого уже понадобятся все ваши умения и навыки публичных выступлений.

Принцип № 4 Чтобы быть интересным, нужно быть заинтересованным

Вас должна волновать главная мысль выступления. Таким образом вы придаете значимость выступлению. Вашу заинтересованность и энтузиазм аудитория почувствует интуитивно. Вот такой интересный механизм.

Принцип № 5 Принцип шоу

Привнесите в свое выступление театральной постановки. Добавьте борьбы в вашу речь. Борьба всегда захватывает сердца слушателей. Это прибавит яркости и красочности.

Принцип № 6 Разнообразие в выступлении

Будьте оригинальны и неоднородны. Во всем. В мимике, жестах, вербалике, невербалике, а также в паровербалике, интонации, тоне, ударении. Разнообразие может поддержать и увлечь внимание аудитории. Однако также важно чувствовать границы оптимального разнообразия.

Принцип № 7 Если вас не понимают, то в этом виноваты вы

Нужно учитывать особенности аудитории, уровень ее подготовленности. Исходя из этой информации, планировать свое выступление в необходимой форме и содержании. Ваше выступление только выиграет, если вы будете говорить просто, но ясно и лаконично.

Принцип № 8 Если вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется вами

Аудитория должна быть увлечена вашим выступлением. В противном случае вы рискуете закончить выступление провалом. Чтобы этого не было, лучше подбирайте тему выступления и лучше готовьтесь.

Данные принципы должны помочь лучше выступить перед разной аудиторией. Как было сказано выше, эти принципы универсальны и подходят практически под все публичные выступления.

По книге Ирины Лешутиной: «Риторика. Искусство публичного выступления».

Главная > Учебное пособие

Правила слушания и говорения.

Риторика утверждает, что «речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Все законы риторики связаны именно с необходимостью для говорящего учитывать особенности аудитории, психологии и восприятия слушателя. Законы риторики отражают обще риторический идеал: обеспечение гармонии между основными участниками речевой ситуации – оратором и аудиторией. Законы показывают, каким образом обеспечивается эта гармония между говорящим и адресатом, к которому обращена речь.

Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога . Речевое общение возможно только при взаимодействии участников речевой ситуации. Термин «диалог», как и «диалогический» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл, чем это принято. Обычно этот термин означает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами», противопоставляется понятию «монолога». Говорящий и слушающий еще со времен античной риторики понимались как активные, действующие лица, соглашающиеся или возражающие, осмысливающие речь оратора и отвечающие на нее. Поэтому-то Аристотель в совей «Риторике» столь большое внимание и уделял «адресату речи», аудитории – она не пассивна, а активна и влияет на говорящего, на содержание его речи. Это влияние всегда обоюдно. Мы слышим не только то, что говорится, не просто какие-то звуки, а придаем этим звукам, словам определенный смысл, не всегда тот, который придает им говорящий. Важно поэтому общаться, находя общее поле деятельности, общие идеи, общий смысл между слушающим и говорящим в диалоге. Один из известных философов и писателей 19 века В.Ф.Одоевский отмечал: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателей его собственное внутреннее слово». В русской культуре высоко ценилась именно эта внутренняя, неформальная диалогичность.

Для того, чтобы диалогизировать речевое общение, необходимо использовать некоторые важные принципы. К ним относятся:

    Внимание к адресату. Готовясь к речи, необходимо заранее представить себе своего собеседника, свою аудиторию. Каковы особенности аудитории: возраст, интересы, образование, вкусы, темперамент и т.п. Можно сказать, что необходимо составить «портрет», «образ» своих слушателей или слушателя.

    Предварительно оценив аудиторию или своего собеседника, нееобходимо продумать тему выступления, какие факты, примеры, доказательства можно использовать, т.е. учитывается риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата речи.

    Конкретность, которая помогает зримо воспринимать звучащее слово. Этому правилу подчиняется и отбор слов, которые позволяют наглядно представить именно этот предмет, ситуацию, обстановку, а не что-то общее. Например, это произошло у станции метро «Выхино», а не просто у какой-то станции метро. Ученые установили, что одной из важнейших характеристик текста, определяющих возможности его понимания, является степень его абстрактности, которая часто рассматривается как степень, уровень «непонимания» текста. Речь должна стремиться к конкретности и образности, так ее можно «увидеть» и легче запомнить.

    Движение. Речь, как и написанный текст, имеет линейный характер: звучащая речь развернута во времени, а письменная – в пространстве. В обоих случаях речь имеет начало и конец, а между ними лежит путь, «маршрут», по которому говорящий должен «пройти» вместе со слушающим. Отсюда мы можем перейти к следующему закону риторики.

Второй закон риторики – закон продвижения и ориентации адресата. Этот закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был как бы сориентирован в «пространстве речи», знал бы, каков «маршрут» продвижения от начала речи к ее концу, на каком месте в дороге мы находимся и т.п. Чем лучше адресат представляет себе «карту речи», тем лучше он воспринимает сообщаемое. Аристотель в «Риторике» проводит прекрасную аналогию, позволяющую проиллюстрировать этот закон: бегун не чувствует утомления, если видит перед собой «финиш», который он должен достигнуть; если же «цель» не видна, то бегун начинает задыхаться и может обессиливать. Не следует заставлять слушателей «задыхаться и обессиливать» – создайте ощущение движения в речи. Для этого риторика предлагает следующие средства:

    Уже во Введении Вы должны отметить основные идеи, которые будете раскрывать в своей речи. Структура речи должна быть ясной не только для самого оратора, но и для его слушателей. Во-первых, мы рассмотрим…, во-вторых…, и наконец…

    В классической риторике выработались основные принципы построения отдельной фразы, которые способствуют легкости ее восприятия. Речь идет о «периоде» – «фразе, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль, - отмечает Аристотель, - приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной…Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается».

    Все, что мешает движению вперед – медленный темп, лишние слова, фразы, повторения и т.п. – утомляет слушателя. Задаче создания ощущения движения помогают соответствующие жесты, мимика, перемещения оратора в процессе речи.

Для любого оратора важно учитывать воздействие своей речи не только на разум, но и на чувства слушателей. Об этом говорит новый закон риторики.

Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или к чему призывает. Классическая риторика разработала целую систему воздействия на чувства адресата. Об этом говорит Аристотель в своей «Риторике». Стефан Яворский в трактате «Риторическая рука» писал: «Без аффектов слово не сладостно, яко увядшо и гнило содевается. Тем же аффекты суть, аки душа слову или соль брашну». М.М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «Основание красноречия суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно... красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.» И далее: «…оратор должен сам быть пронзен страстию, когда хочет ее родить в слушателе. «Плачь сам, ежели хочешь, чтоб я плакал» – говорит Гораций. Душа спокойная совсем иначе взирает на предметы, иначе мыслит, иначе обращается, иначе говорит, нежели душа, потрясаемая страстию…если страсть в тебе не дышит, никогда слово твое не одушевится, никогда не воспламенишь воображения твоих слушателей, и твой холодный энтузиазм изобразит более умоисступление, нежели страсть». Этот закон реализуется в риторике с помощью обилия специальных экспрессивных средств, а также с помощью особых средств выразительности – риторических фигур и тропов. Эти же средства используются и для решения следующего закона риторики.

Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным, иными словами – когда речь доставляет удовольствие слушателям. Это не значит, что необходимо развлекать, смешить слушателей. Приятно слушать речь, когда ее легко слушать. Аристотель говорил: « Неприятны излишние усилия и то, что делается по принуждению». Если речь неясная, скучная, невыразительная, т.е. плохая, то ее и слушать трудно и она не доставляет никакого удовольствия. Этот закон реализуется с помощью особых средств:

    Это прежде всего – т.н. «игровая установка».Мы все и всегда «играем» в различные роли: друга, учителя, слушателя, оратора и др. Слушатель тоже хочет быть вовлеченным в игру: он стремится разгадать загадку, обнаружить парадокс, понаблюдать игру слов, позабавиться каламбуром, посмеяться вместе с говорящим, найти истину и т.п.

    Облегчить трудную задачу – слушания – можно чередованием «трудных» и «легких» мест, давая адресату отдохнуть, выслушать какой-то подходящий случаю анекдот, историю, афоризм, интересную цитату и т.п.

    Важным принципом ораторской деятельности служит разнообразие речи, проявляющееся в интонации, темпе, тоне, ритме речи. Разнообразят речь и изменения позы оратора, переходы от неподвижности к движению, жесты.

Все законы риторики связаны между собой, дополняя и раскрывая особенности речевой деятельности.

Основные законы риторики дополняются различными принципами и закономерностями. Лингвисты пришли к выводу, что успешным речевое общение становится тогда, когда его участники как «заключают между собой договор о сотрудничестве», который необходимо соблюдать в ходе всего процесса речевого взаимодействия. Всем своим поведением - взглядом, мимикой, жестами, тоном и интонацией, выбором слов – участники речевого общения как бы сообщают друг другу о своем партнерстве.

Сопоставим правила эффективного речевого общения, выведенные Аристотелем в 4 веке до н.э., а затем в 70-х годах 20 века почти точно повторенные Хуго Грайсом:

Аристотель: Хуго Грайс:

1. Говори то, что важно. 1. Информативность сообщения.

2. Говори правду. 2. Истинность (не говори лжи).

3. Говори ясно. 3. Будь краток, последователен, говори ясно.

За 2500 лет основные правила эффективной речи не изменились.

Американский лингвист Робин Лакофф дополнял правила эффективного речевого общения, выражающие этичность речи, сотрудничество говорящего и слушающего следующими принципами:

    Не навязывайся. Этот принцип выражает всем известную закономерность: чем более категорично говорящий высказывает свои мысли, тем меньше с ним склонны соглашаться, воспринимая категоричность как стремление навязать свое видение проблемы.

    Выслушай собеседника. Этот принцип отражает необходимость взаимодействия между участниками диалога.

    Будь дружелюбен. Наилучший способ расположить к себе аудиторию, любого слушающего вашу речь – искреннее проявление положительных эмоций в общении.

Эти принципы можно дополнить «золотыми правилами» риторики, о которых говорит Александров Д.Н. в своей «Риторике». Он отмечает, что «среди всех многочисленных правил риторики, которые сформулированы на сегодняшний день ее теоретиками и практиками, можно выделить три, являющиеся наиболее существенными для начинающего оратора»: «первое «золотое» правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и красочно доказывал в аудитории свои «тезисы»»; второе правило риторики связано с формулой Цицерона, утверждавшего, что «оратор тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно». Это правило тесно связано с риторическими тропами, фигурами, с манерой и стилем оратора; третье «золотое» правило риторики требует творческого процесса подготовки оратором выступления: написания плана речи, обоснованности, доказанности каждого суждения в плане, требует от оратора уверенности в истинности каждого из высказанных им суждений.

Предполагается, что вступающие в речевое общение, соблюдают некоторые социальные аксиомы, вне которых невозможно достижение коммуникации. Прежде всего, говорящим запрещается своей речью наносить слушающему оскорбления, обиду, показывать свое пренебрежение. Требуется соблюдать вежливость и доброжелательность в процессе общения. Необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие его социальные роли в процессе общения. Необходимо стараться смягчить свою речь, снимать излишнюю категоричность, быть скромным в самооценках, не навязывать свое «я» или, как говорят, проникнуться «эмпатией». Следовательно, необходимо ставить в центр внимания слушающего.учитывая его личность, осведомленность о теме, степень его заинтересованности. Говорящему надо уметь выбрать тему для разговора, в котором могли бы участвовать партнеры. Разговоры в гостях часто наполнены т.н. «пустой» болтовней, но в ней нуждаются, так как она несет социальную информацию о желательности общения, контакта. Однако в целом говорящий должен стремится к нетривиальным сообщениям. А.П. Чехов, характеризуя неинтересного в общении, скучного, нудного человека, вкладывает в его уста тривиальности, выражения типа: «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес» и т.п. Эти самоочевидные сообщения вызывают раздражение слушателя. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрация внимания у слушателя ограничены. Исследования показывают, что наиболее благоприятная длина устного высказывания равна 5-9 словам, а время устного сообщения без паузы не более полутора минут. Рекомендуется использовать следующие средства пробуждения внимания: паузы, повторные обращения, апелляция к слушающему и т.п. Время от времени следует вводить в свой текст слова, которые в лингвистике называются метакоммуникативными, т.е. такими, которые информируют о намерениях оратора ввести новый кусок текста, о последовательности мыслей и т.д.: Мы с вами уже раньше говорили о…, Вернусь к сказанному ранее…, Теперь мы с вами рассмотрим…

Кроме того, следует помнить, что вас не только слышат, но и видят, следовательно, принимают множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, мимику. Следует сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию между собой и партнером.

Прежде, чем мы рассмотрим правила для слушающего, отметим разницу в понятиях слышать и слушать. Слышать – обладать слуховой способностью, физически воспринимать звук; а слушание – это процесс осознанного познавательного действия, сосредоточения на воспринимаемом, понимание значения воспринимаемых звуков. Слышать поэтому еще не означает умения слушать то, что говорится. Умение слушать – одно из основных умений, которое важно для речевой коммуникации. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5% - на говорение, 10% - на письмо. Ученые, кроме того, обнаружили существенный разрыв между аудиторией и оратором. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальной беседе слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

Основные недостатки современного слушания: 1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (случаем радио, занимаясь домашними делами); 2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только части звучавшей речи; 3) аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически анализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании речи, т.е. определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать: получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей; улучшение собственной речи. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. В свою очередь эти принципы зависят от готовности и желания аудитории слушать, а это определяется следующими факторами: отношением слушателей к речи; интересом к ней; мотивацией слушателей; эмоциональным состоянием (человек слушает то, что доставляет ему удовольствие). Как можно улучшить навыки слушания? Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми для слушания, как и содержание речи. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понимать информацию. В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие: умение концентрироваться на содержании; умение анализировать содержание; умение слушать критически; умение конспектировать.

Важнейшее из них – умение концентрироваться. Оно складывается из следующих стадий:

    займите объективную позицию по отношению к говорящему;

    вспомните, что вы уже знаете о предмете речи;

    продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить;

    постарайтесь предугадать события;

    подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам;

    создайте интерес к предмету речи;

    выключите свои эмоциональные блоки.

Как вы видите, концентрация требует определенных усилий, необходимо постоянное, а не периодическое внимание к теме рассуждения. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи, надо стараться игнорировать отвлекающие факторы (внешний шум, опоздавшие к началу выступления, неудобное положение, отсутствие интереса к теме).

Для слушания не менее важны и остальные факторы.

Навыки активного слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективного слушания:

    Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность;

    Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь. Правильная поза помогает сосредоточиться;

    Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника;

    Слушайте с интересом – это помогает создать атмосферу взаимной симпатии и уважения;

    Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность выскзать свою мысль до конца;

    Слушая, старайтесь выделять главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их;

    Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора;

    По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше;

    Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте.

Правила слушания и говорения рассматриваются и в одиннадцатой лекции, где они анализируются с точки зрения речевого этикета.

Для достижения эффективного речевого общения необходимо использовать разговорность речи, как самый естественный стиль общения; зрительный контакт в процессе общения; голосовой контакт, сопутствующий зрительному контакту. Вместе с тем важно и содержание речи, как мы готовим речь. Об этом в следующей лекции.

Лекция 9. Методика подготовки речи.

    Основные фазы ораторского искусства. Определение темы и цели ораторской речи. Правила цитирования.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Действительно, цель любого выступления состоит в том, чтобы убедить аудиторию в правильности тех или иных положений, достичь этого можно влияя на обе сферы человеческой психики – рациональную и эмоциональную. Эти сферы неразрывно связаны.

Кроме того, каждая речь – это поступок. Всякий поступок имеет ближайшие и отдаленные последствия. К этому сводятся и два важных риторических понятия: эффективность и влиятельность речи. Эффективность означает умение выиграть речь, добиться цели, которую оратор ставит перед собой: например, информировать о чем-либо, объяснить что-либо, добиться чего-либо и т.д. Влиятельность речи состоит в завоевании доверия и авторитета оратора на будущее. В принципе эффективная речь рождает влиятельность. Влиятельным называют того оратора, сама личность которого уже склоняет аудиторию в пользу его речи. Влиятельным оратором может быть только такой, речи которого принесли аудитории пользу и аудитория об этом хорошо знает.

Однако можно выиграть в эффективности и проиграть во влиятельности. Чтобы добиться влиятельности как отдаленного результата речи, надо его предвидеть.

Изменился ли сам процесс разработки речи за прошедшие века? Нисколько! Только сложнее стало ориентироваться буквально в океане литературы, находить новое, устанавливать связи с уже имеющимися знаниями.

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен научиться правильно строить речь, а для этого надо четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти три вопроса давал классический риторический канон, разработанный Аристотелем: изобретение содержания (инвенцио), расположение (диспозицио), словесное выражение (элокуцио), запоминание (мемориа), произнесение речи (акцио). Эти этапы и их последовательность обусловлены теми операциями, которые производит человек, создавая различные виды выступлений. Выступление убедительно, когда выполнены два условия: 1) Уровень культуры речи убеждающего достаточно высок; 2) Оратор хорошо подготовился к выступлению. Постоянная работа над собой – залог обретения высокой культуры и профессионализма.

Рассмотрим подробнее этапы работы над речью от формулирования темы до размышления над ошибками и недостатками после произнесения речи.

Ораторская речь – речь подготовленная, что определяет ее стилистические особенности, которые проявляются в зависимости от аспектов подготовки. Существуют три основные фазы ораторского искусства: докоммуникативная (подготовка речи); коммуникативная (произнесение речи); посткоммуникативная (оценка речи).

Докоммуникативная фаза включает выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материалов к речи; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем выступления.

Коммуникативная фаза состоит из: поведения на трибуне, управления аудиторией; техники произнесения речи; ведения спора и ответа на вопросы.

В посткоммуникативную фазу входят: анализ проведенного выступления; совершенствование подбора материалов к выступлению; прогнозирование вопросов аудитории.

Всякое устное выступление строится по законам мышления и законам ораторского искусства. Необходимо, прежде чем произнести речь, ответить на вопросы: о чем я буду говорить? Зачем выступаю? Чего хочу добиться?

О чем говорить – это тема речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда тему выступления задают, в этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Нередко тему выступления выбирает сам оратор. Из чего следует исходить, выбирая тему? Из своего личного опыта, знаний по выбранной теме, учитывать интерес темы для слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие неизвестные слова, отталкивают слушателей. Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию темы. Следует избегать слишком общих названий. Когда известному своими атеистическими выступлениями И.А.Крывелеву предложили прочесть лекцию на тему: «Классовая сущность христианства», он сказал: « Я против названия. Потому что, если оно останется таким, никто не придет. Пусть тема называется: «Споры о личности Христа», а говорить я буду приблизительно то же…».Уже в формулировке должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи.

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутимым, он может проявиться в будущем. Все в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и примеры, иллюстрации, и стиль, и средства выразительности.

Как говорил К.С.Станиславский, следует определить «Сверхзадачу» – центральную мысль, главную идею, основную целевую установку. Сверхзадача – это ваша точка зрения на материал темы. В короткой речи задача чаще всего представлена в самом начале. Целевая установка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи , направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи , имеющей эмотивно-побудительный характер. Формулируя задачу речи, оратор отвечает на вопрос, зачем он выходит на трибуну. Всегда следует стремиться, чтобы задача речи была понятна слушателям уже с первых слов. Едва ли речь окажет побуждающее воздействие на человека, если его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерения оратора. Задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача скрыта от прямого воздействия и действует подспудно. Это – скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Представим такую ситуацию: скоро выборы, некто собирается баллотироваться в депутаты, но официально предвыборная компания не началась, и вдруг его приглашают выступить на заводе и рассказать об экономической политике правительства. Человек помнит, что перед ним его будущие избиратели и, рассказывая о политике правительства, ему необходимо продемонстрировать свою эрудицию, хорошую экономическую подготовку, способность защищать интересы народа и т.д. Значит, сверхзадачей его речи будет стремление завоевать сердца слушателей, расположить их к себе.

В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Разумеется, часто бывает так, что мы ставим несколько целей, но каждый раз одна цель будет самой важной, а другие – вспомогательными.

Информационная речь имеет целью передачи сведений, она дает новые знания, новые представления о предмете. Такая речь должна соответствовать запросам аудитории, будит пытливость и любознательность слушателей.

Агитационная речь имеет целью повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы речей: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь наиболее близка к информационной, однако она должна не только апеллировать к любознательности, но и содержать прямой призыв к чувствам. Такая речь затрагивает личные интересы слушателей, а потому вызывает либо гнев, либо ненависть, либо любовь к ближнему, либо патриотические чувства, либо восторг, либо благодарность и т.п. Так, большинство речей на политических митингах с оценкой положения в стране, речи на юбилеях и при подписании важных документов являются воодушевляющими. Убеждающая речь имеет своей целью различными методами склонить аудиторию к тому, чтобы согласится с оратором в спорном вопросе. Она должна повлиять на образ мышления и поведения человека, но не содержит непосредственного призыва к действию. С такой речью оратор выступает в критически настроенной аудитории. Чем более критически настроена аудитория к идеям оратора, тем больше искусства требуется, чтобы переубедить ее. Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия слушателями. Призыв бывает прямым либо косвенным. Фактически это одна из наиболее часто встречающихся разновидностей агитационной речи. Наиболее успешной такая речь бывает в том случае, когда аудитория еще не знакома с проблемой, не имеет собственного мнения.

Программа

Дисциплина «Отечественная культура» призвана дать целостное представление о сложном и противоречивом процессе развития отечественной культуры. В ходе изучения дисциплины студенты должны познакомиться с культурно-историческими ценностями,

  • Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «история экономики» для студентов заочной формы обучения всех специальностей москва, 2005

    Программа

    Программа и методические указания к выполнению контрольных заданий по учебной дисциплине «История экономики». Составители: Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина, ГУУ: М.

  • Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «отечественная история» для студентов заочной формы обучения всех специальностей Москва 2003

    Программа

    В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием знание истории способствует его профессиональному становлению и гражданскому воспитанию.

  • Программа, контрольные задания и тематика курсовых проектов по учебной дисциплине «мировая экономика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей

    Программа

    Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в полном соответствии с утвержденным и введенным в 2 г. Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального

  • Принципы ораторского искусства

    ? Забудьте о себе, займитесь делом

    Это принцип уверенности. Неуверенного оратора тревожит мысль о том, что о нем подумают слушатели. Волнение отвлекает его внимание, он начинает сбиваться и путаться в мыслях. Но Вы вполне можете быть перед слушателями таким же раскрепощенным, как у себя дома.

    Увлекайтесь выступлением, и у вас не останется сил на волнение.

    ? Оратор – хозяин положения

    Некоторые ораторы ведут себя так, будто в чем-то провинились или не выучили урок: вздрагивают от каждой реплики слушателей, пространно отвечают на любой вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.

    Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, которую он должен вести за собой, а не идти у нее на поводу. Но это не значит, что при этом нужно непременно прибегать к диктаторскому стилю. Предупредительное отношение к слушателям решительно не мешает оратору заниматься своим делом. Он должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы. Слушатели должны видеть, что оратор знает, чего хочет.

    ? Если Вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется Вами

    Есть такой тип ораторов – «нудисты», которые вместо выступления бубнят себе что-то под нос. Кажется, что они задались целью утомить аудиторию и испытать ее терпение. Обычно добрые слушатели прерывают речь «нудиста» вопросом: «Может, Вам заплатить, чтобы Вы оставили нас в покое?» Злые – бьют, поэтому «нудист» должен быть проворным, уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать. Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась.

    Аудиторию нужно увлекать.

    ? Принцип спектакля

    Люди любят зрелища и сильные ощущения и готовы за них платить. Поэтому аудитория в глубине души ожидает интересного шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает аудиторию, оправдывая ее ожидания, а вялая речь вызывает у слушателей ощущение напрасно потраченного времени. Превратите выступление в интересный спектакль.

    ? Хотите быть интересным – будьте заинтересованным

    Этот принцип перекликается с предыдущим. Равнодушная речь, произнесенная безучастным тоном, вряд ли окажется яркой и запоминающейся. Поэтому старайтесь, чтобы Ваша речь была интересной и впечатлила слушателей. Добавьте в речь энтузиазма.

    ? Принцип разнообразия

    Мы слышим гром точно так же, как и прерванную тишину, воспринимая не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Поэтому, чем больше в речи контрастов, тем больше она привлекает внимание слушателей. Контрасты должны присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции – дикция должна быть всегда четкой): она должна быть то яркой, то умеренной, с различными эмоциональными оттенками, произноситься то громче, то тише, быстрее и медленнее, тон голоса – выше и ниже. Полезно использовать паузы различной длины и т. п. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, красивую мелодию, в которой благозвучно переливаются все краски и тона. Такая речь привлекает, ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

    ? Ответственность за непонимание целиком лежит на ораторе

    Если слушатель не понимает, о чем говорит оратор, в этом виноват только говорящий. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: «Неужели непонятно?» или: «Какие же вы бестолковые!», то он, мягко говоря, неправ в своей попытке переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы Вас всегда понимали.

    ? Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

    Говорят, что время – деньги. На самом деле время больше, чем деньги, – это вся наша жизнь. Считается, что деньги воровать нельзя. А отнимать у человека его время, отвлекая или заставляя ждать, можно? Утомлять слушателей нудным выступлением – значит воровать у них часть жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем этого захотят слушатели.

    Принципы – это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы риторики к месту, правильно их дозировать в зависимости от поставленной цели выступления.

    Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

    «Сделай сам» как форма искусства Когда мы описываем романтическую любовь как обла­дающую преувеличением, нетерпением, своенравным не­вежеством, отказом от реальности, уступкой желаниям, стра­даниями и даже смертью, мы описываем тип душевной бо­лезни, если не подлинное

    Из книги Психоанализ: учебное пособие автора Лейбин Валерий Моисеевич

    Глава 19. Психоанализ искусства Феномен остроумияПсихоаналитическое понимание искусства нашло отражение во многих работах Фрейда. Среди них можно отметить такие, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1906), «Бред и сны в

    Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

    Краткая история ораторского искусства Хотя основной целью этой книги было ознакомить вас с практическими советами по обучению публичным выступлениям, я думаю, что нужно рассказать кое-что и об истории ораторского искусства, потому что мы учимся на примере ораторов

    Из книги Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности автора Цветкова Евгения Геннадьевна

    О важнейших нюансах искусства ЖИЗНЬ И РЕАЛЬНОСТЬ. Один руководитель как-то сказал: «Технология - это хорошо. Но в жизни все всегда идет не по схеме. И я знаю, что завтра на переговорах мой диалог с партнером будет строиться иначе». Через несколько дней этот бизнесмен

    Из книги Сборник научных и публицистических статей автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

    Постмодернистская психология или принципы и алгоритмы искусства в искусстве В настоящее время современная психология пришла к такому рубежу, когда уже становятся предсказуемыми многие психологические процессы. Мы научились описывать и прогнозировать многие

    Из книги ЭСТЕТИКА автора Липпс Теодор

    VII. Отдельные искусства Выше мы уже наметили переход к отдельным искусствам или родам искусства; прибавим к этому кое-что. Всякое искусство стремится в конце концов к одному, а именно: всякое искусство стремится создать жизненный образ, в котором мы могли бы

    Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

    1. Сущность искусства ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. Философские предпосылки арт-терапевтической методологииВ чем же заключается сущность искусства, генезис форм его художественного

    Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

    Основы ментального искусства В этой книге я поделюсь с вами основами, которые вам необходимо будет освоить, если вы хотите стать менталистом. Это не значит, что через пару дней вы сможете повторить мое шоу в Лас-Вегасе. Для того чтобы научиться всему, что умею я, вам

    Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

    Сверхзадача Искусства Трудно отрицать пользу искусства, какая-нибудь простенькая щемящая, берущая за душу мелодия может запросто перечеркнуть все твои аргументы. Какой-нибудь сиротливый пейзаж навеет воспоминания, которые отобьют всякую охоту кого-то осуждать. Тем не Сартр Жан-Поль

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Виртуальная реальность: как это начиналось автора Мельников Лев

    Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

    БОЕВЫЕ ИСКУССТВА В течение нескольких лет я ходил на курсы каратэ, поскольку мне этот спорт весьма нравился. Бессмысленное накачивание мускулов меня мало привлекало. Мне всегда больше нравились игровые виды спорта, где одновременно развивается интуиция, реакция,

    Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

    «Рука искусства» Однажды и на меня было рявкнуто – по такому же поводу – и не тише, чем на Тоню.…Снова Большая Дорога, снова зима, снова возвращаемся мы с ним откуда-то вдвоем. Мороз ненастоящий, градусов пять, не более. Сеется мелкий снежок… Мы вынуждены отступить в

    Забудьте о себе, займитесь делом
    Это принцип уверенности. Неуверенного оратора тревожит мысль о том, что о нем подумают слушатели. Волнение отвлекает его внимание, он начинает сбиваться и путаться в мыслях. Но Вы вполне можете быть перед слушателями таким же раскрепощенным, как у себя дома.

    Увлекайтесь выступлением, и у вас не останется сил на волнение.

    Оратор – хозяин положения
    Некоторые ораторы ведут себя так, будто в чем-то провинились или не выучили урок: вздрагивают от каждой реплики слушателей, пространно отвечают на любой вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.

    Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, которую он должен вести за собой, а не идти у нее на поводу. Но это не значит, что при этом нужно непременно прибегать к диктаторскому стилю. Предупредительное отношение к слушателям решительно не мешает оратору заниматься своим делом. Он должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы. Слушатели должны видеть, что оратор знает, чего хочет.

    Если Вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется Вами
    Есть такой тип ораторов – «нудисты», которые вместо выступления бубнят себе что-то под нос. Кажется, что они задались целью утомить аудиторию и испытать ее терпение. Обычно добрые слушатели прерывают речь «нудиста» вопросом: «Может, Вам заплатить, чтобы Вы оставили нас в покое?» Злые – бьют, поэтому «нудист» должен быть проворным, уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать. Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась.
    Аудиторию нужно увлекать.

    Принцип спектакля
    Люди любят зрелища и сильные ощущения и готовы за них платить. Поэтому аудитория в глубине души ожидает интересного шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает аудиторию, оправдывая ее ожидания, а вялая речь вызывает у слушателей ощущение напрасно потраченного времени. Превратите выступление в интересный спектакль.

    Хотите быть интересным – будьте заинтересованным
    Этот принцип перекликается с предыдущим. Равнодушная речь, произнесенная безучастным тоном, вряд ли окажется яркой и запоминающейся. Поэтому старайтесь, чтобы Ваша речь была интересной и впечатлила слушателей. Добавьте в речь энтузиазма.

    Принцип разнообразия
    Мы слышим гром точно так же, как и прерванную тишину, воспринимая не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Поэтому, чем больше в речи контрастов, тем больше она привлекает внимание слушателей. Контрасты должны присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции – дикция должна быть всегда четкой): она должна быть то яркой, то умеренной, с различными эмоциональными оттенками, произноситься то громче, то тише, быстрее и медленнее, тон голоса – выше и ниже. Полезно использовать паузы различной длины и т. п. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, красивую мелодию, в которой благозвучно переливаются все краски и тона. Такая речь привлекает, ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

    Ответственность за непонимание целиком лежит на ораторе
    Если слушатель не понимает, о чем говорит оратор, в этом виноват только говорящий. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: «Неужели непонятно?» или: «Какие же вы бестолковые!», то он, мягко говоря, неправ в своей попытке переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы Вас всегда понимали.

    Исчерпайте тему, а не терпение слушателей
    Говорят, что время – деньги. На самом деле время больше, чем деньги, – это вся наша жизнь. Считается, что деньги воровать нельзя. А отнимать у человека его время, отвлекая или заставляя ждать, можно? Утомлять слушателей нудным выступлением – значит воровать у них часть жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем этого захотят слушатели.

    Принципы – это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы риторики к месту, правильно их дозировать в зависимости от поставленной цели выступления.

    Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

    Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

    Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

    Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

    Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

    • эрудированным;
    • высокоинтеллектуальным;
    • опрятным, притягивающим внимание.

    Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

    Оратор

    «Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

    1. человек, который выступает с публичной речью;
    2. человек, имеющий дар красноречия.

    Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

    Требования к оратору

    Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

    Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

    В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

    Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

    Установление контакта оратора со слушателями

    Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

    Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

    Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

    Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

    • искренне заинтересован предметом повествования;
    • преподносит материал доступно;
    • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
    • уважает слушателей, признает в них партнеров.

    Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

    В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

    В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

    Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

    Как добиться взаимопонимания со слушателями

    К основным факторам взаимопонимания относят:

    • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
    • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
    • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
    • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

    Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

    Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

    Аудитория

    Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

    При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

    Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

    Признаки аудитории

    Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

    • однородность;
    • количественный состав присутствующих;
    • чувство общности;
    • мотив действия.

    Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

    Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

    Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

    Мотив действия слушателей

    Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

    Различают три таких предпосылки:

    • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
    • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
    • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

    Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

    Как воздействовать на аудиторию

    Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

    • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
    • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
    • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
    • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
    • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

    Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

    Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.