М. Горький

В знаменитой пьесе "На дне" М. Горькому все таки удалось соединить символику и быт того общества, а также истинные философские понятия и людские черты характера. Основные действующие герои рукописи - опустившиеся люди, которые были поставлены в крайне грубые и ужасные условия. Все действующие персонажи - жалкие и очень убогие создания, которые живут в грязной дыре, они одеты в лохмотья, сильно больны, часто недоедают. Когда у них появляются деньги, то в ночлежке зачастую устраиваются праздники. Кроме того, ссоры, скандалы и интриги, происходящие между этими людьми - явление постоянное и неотъемлемое. Таким образом, герои пьесы пытаются заглушить в себе боль, которая становится невыносимой, они стараются забыться и не вспоминать о том ужасном положении, в котором им приходится находится, кстати, по собственной же вине. Но жизнь героев произведения на время координально меняется, и связано это изменение с появлением неоднозначного человека - странника Луки. Интересно кто же такой этот Лука? И почему же его появление так отразилось на всех героях этой пьесы "На дне?"

М. Горький дает своему персонажу неоднозначное имя евангелиста, которое говорит нам о порядочном и честном отношении автора к своему персонажу и как показывает творчество писателя . Вторая же сторона критики показывает точку зрения в которой указано, что имя персонажа было выбрано не случайно, потому что оно происходит от распространенного слова "лукавый".

Итак, появление Луки - завязка пьесы, о которой так хорошо пишут Русские писатели . До этого момента все обитатели ночлежки даже ни разу не задумались, у каждого свои потаенные мысли и неосуществимые мечты, для реализации которых они ничего не предпринимают. Так, например, падшая девушка Настя просто не может жить без мысли о настоящей любви, дерзкая торговка Квашня хвастается мнимой свободой. Каждый герой пытается унизить своего сожителя и нанести ему удар по самому живому месту. Именно в такой обстановке и появляется загадочный Лука. Примечательно также, что этот персонаж появляется в месте, которое не имеет достаточного количества света, оно как бы пронизано душной и грязной атмосферой, оттуда хочется бежать и никогда не возвращаться, но тем не менее Лука остается здесь и завязывает общение с жителями ночлежки. Для начала стоит обратить внимание на личность странника, а также на его поведение. Вид у старца самый обыкновенный, герои и читатели также практически сразу же понимают, что этот человек - странник. Это можно узнать по некоторым деталям его имиджа: "С палкой в руке, с котомкой за плечами..." Это все крайне помогает Луке и он начинает вить нити отношений с героями ночлежки. Он как будто бы пытается втереться в доверие к этим несчастным людям, не оскорбляя и непереча им. Лука в процессе общения использует только ласковые и добрые слова, которые действуют на персонажей, словно бальзам на душу. Пожалуй, никто из них давно не слышал, а тем более не употреблял таких выражений. Лука не лезет в душу постояльцев ночлежки, он старается присмотреться, притереться, а также со всеми соглашается и не делает поспешных выводов. Таким образом, пожалуй, многие персонажи, а также и читатели начинают питать симпатию к этому новому человеку и хотят узнать побольше о личности этого странника.

Но откуда же появился Лука - этот вопрос не дает покоя некоторым обитателям ночлежки. Мы же, в свою очередь, только лишь догадываемся о крестьянском происхождении этого человека. Также мы знаем, что Лука очень много повидал в своей жизни, много горя и утрат выпало на его долю. Об этом мы узнаем из его высказывания: "Мяли много, оттого и мягок". Кроме того, Лука без труда может определить сущность человеческой натуры. Например, пьяному сапожнику Алешке странник говорит: "Запутался ты...", а Василисе делает точную характеристику ее внутренней личности: "Ах, и неласкова ты, мать..." Итак, сопоставив все сведения, можно с уверенностью сказать о том, что появление странника Луки в пьесе отнюдь не случайно. Чего же еще необходимо истерзанной и измученной душе, которая не ведает чувства покоя? Конечно же, немного добра, сочувствия, а также веры в прекрасное будущее. Даже самого последнему неудачнику и пропащему человеку хочется, чтобы его кто-либо ободрил, пригрел, наконец, протянул руку помощи. Именно за этим и поэтому пришел в ночлежку странник Лука.

Главная сцена появления хитрого и очень обоятельного Луки в пьесе носит стиль и определенную художественную нотку. Важно и необходимо отметить особенность речь которую произносят персонажи как они это делают. Ведь именно в них особенностей отражается судьба, происхождение, культурное представление героев произведения. Например, когда Василиса просит принести Луку "пачпорт", то сам Лука произносит это слова также. А вот Барон, напротив, требует от Луки, чтобы тот показал ему свой паспорт. М. горький мастерски вводит подобную игру слов и умело вводит эти слова в речь персонажей. Стоит отметить, что речь Луки зачастую носит афористический характер, то есть странник в буквальном смысле говорит истину, которая, к сожалению, доступна немногим. Вот, например, следующие изречения Луки: "Где тепло - там и родина", ".. ни одна блоха не плоха; все - черненькие, все - прыгают.." Конечно же, данный эпизод играет очень важную роль в контексте всего произведения. С появлением таинственного странника Луки у обитателей произведения появилась вера в светлую жизнь. Лука дал им своеобразную точку отсчета, вокруг которой каждый герой построил свой идеальный мир. Странник как будто бы говорит своим сожителям, что, если ты не можешь жить в настоящем мире, то создай свой собственный, в котором будешь чувствовать себя привольно. Например, Лука дал понять умирающей Анне, что существует новый мир, который называется раем, что там очень хорошо и спокойно, там она будет чувствовать себя спокойно. Анна верит ему и умирает со спокойной душой. Таким образом, лука старается "разбудить" все хорошие и светлые чувства, которые еще, наверное, остались в душах этих опустившихся людей.

Примечателен и тот факт, который трактует образ Луки как яркий "луч света.. в темном царстве", но это было ошибочным мнением, потому что впоследствии трактовку образа Луки восприняли как "ложь во спасении". В связи с этим мнением хочется узнать: Появление Луки все-таки навредило или помогло обитателям ночлежки? Пожалуй, что все-таки появление странника помогла этим несчастным людям. Он был призван для того, чтобы пожалеть и приласкать этих людей, когда они стали никому ненужными и отвергнутыми асоциальными личностями. Но Лука ни в коем случае не побрезговал ими, не проявил к ним отвращение, а помог этим людям в какой-то степени. Лука, наконец, возрождает веру, которая была давным-давно потеряна. Так или иначе этот загадочный странник помог каждому обитателю, который стоял на пороге жизни и смерти. Нет вины в том, что благим намерениям Луки не суждено было сбыться. Он говорил от чистого сердца, искренне и готов был помочь всем. В заключении хочется сказать, что сцена появления загадочного странника Луки - это знак свыше. Если бы он не пришел в эту богом забытую ночлежку, то все могло бы закончится гораздо хуже: эти опустившиеся люди никогда бы не узнали, что в мире есть доброе слово, что кто-то может им помочь, что существуют еще те люди, которые готовы поддержать и приободрить.

К сожалению, в настоящее время таких "странников" становится все меньше и меньше, сейчас к асоциальным людям боятся приблизиться, потому что считают их заразными, агрессивными и так далее, но, может быть, если бы нашелся среди нас такой Лука, то все бы изменилось к лучшему и среди нас не было бы "заброшенных и забытых" людей, которые никому не нужны. Пусть их минуты будут читаны, но мы же можем сделать их счастливее и заставить поверить их в светлое будущее, не так ли?

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого героя, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, небранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…».

На первый взгляд, он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

С появлением Луки в пьесе появляется символичность в репликах, которой не было ранее. Например, вот Пепел храбрится перед любимой им Наташей, заявляя, что не боится умереть: «Право, не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну!». В это время Бубнов, как бы занимаясь своим делом, проговаривает два раза: «А нитки-то гнилые». Таким образом, подчёркивается лживость заявлений Пепла, а также неискренность холодности Наташи по отношению к нему.

Далее, как бы вторя словам Пепла о скуке («А скушно… чего это скушно мне бывает? Живёшь-живёшь,-всё хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно»), Лука запевает песню. Слова этой песни, точно после слов Пепла, также приобретают символическое значение: «Эх, и не вида-ть пути-и…». И на самом деле, разве есть у вора светлый путь?

Ко всем Лука обращается ласково. Вначале это приводит к тому, что его пытаются оскорбить. К примеру, Барон обозвал его: «Ты кто, кикимора?». Но Лука умеет за себя постоять. Он в свою очередь смеётся над обидчиком: «Графа видал я и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…».

Но в этом эпизоде следует обратить внимание на одно обстоятельство – слово «кикимора». Неслучайно Горький вкладывает в уста Барона именно это обращение к Луке. Автор делает примечание: «Кикимора – в народных поверьях нечистая сила». И действительно, в старике есть что-то истинно народное, он похож на персонаж русских сказок. Язык Луки изобилует народными присказками: «народ честной», «ни одна блоха – не плоха», «старику – где тепло, там и родина», «барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются», «опричь», «не ласкова ты, мать» и многие другие. А то, что Лука является нечистой силой, это Горький подчеркнёт позже. Автор покажет ужасный результат идей утешительства.

Лука как бы невзначай выспрашивает обо всех обитателях ночлежки: Насте, Наташе, Василисе, Пепле и других. Он незаметно вмешивается в каждое дело и всему даёт свою оценку. Например: «Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..».

Автор в первом акте даёт краткую предысторию всех героев, отчего те становятся нам более понятны. Но историю Луки, да и то не всю, читатель узнаёт намного позже, только в третьем акте «На дне». Именно поэтому в данном эпизоде Лука предстаёт фигурой немного таинственной и, на первый взгляд, выбивается из общей галереи образов. Но это не так.

Странник хорошо знает, как нужно общаться с полицией. Так, участковому он явно льстит, называя его «ундером» (искажённое «унтер-офицер»). Этим званием Медведев ещё не обладает, но ему, безусловно, приятно такое обращение. Лука прибавляет: «А видимость – самая геройская!». К тому же герой как огня боится проверки документов, которых у него, по всей видимости, нет. А это значит, что что-то было в его прошлом, что заставило избавиться от паспорта. Так объясняет Лука Анне свою мягкость и ласку: «Мяли много, оттого и мягок…». После этих слов герой "смеётся дребезжащим смехом" (ремарка автора).

В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Лука же намеренно описывается Горьким как неприятный человек. И если в каждом персонаже автор находит хотя бы одну положительную черту, то всё хорошее, что показано в старце, Горький специально перебивает какой-нибудь одной меткой характеристикой, снижающей этот образ.
Уже в начале Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – сострадание. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и об отношении к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

В пьесе «На дне» "отчеканился" один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы.

  1. Добродушный старец-странник.
  2. Приспособление к окружающим.
  3. Активные действия Луки и его итоги.

Появление Луки в жизни ночлежников стало знаменательным событием. Слова, сказанные странником, круто изменили жизнь каждого из них. Они смогли решить проблемы и решиться на то, на что раньше были способны, но не могли воплотить. Им он придал уверенность в себе и веру в будущее, которое они создадут своими руками.

А если посмотреть на Луку с другой стороны? Например, он стал всего лишь средством для разрешения всех проблем и конфликтов, что накопилось к этому времени в среде ночлежников. Или он стал кривым зеркалом, отразившим все чаяния и надежды обитателей дна. И если кто-то отходит от такого зеркала, то уже не видит воздушных замков на песке. Так какую же роль играет этот герой в пьесе и судьбе ночлежников и их хозяев?

«Наташа входит. За нею Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Таким предстает Лука перед ночлежниками. Сразу видно, что он много странствует и далеко не по людным местам, раз есть свой котелок и чайник. Обитателям ночлежки он желает здравия и согласен жить с ними: жулики они или нет. А сам кто он такой? В пьесе определить это может лишь бумажка, которую так упорно многие герои спрашивают у Луки. И действительно Бубнов спрашивает у странника ни откуда и куда он идет, а где его паспорт. Лука переводит разговор в шутливую тональность и отвечает: «Они, бумажки-то, все такие... все никуда не годятся». И даже хозяйке Василисе странник не дает паспорта, обещая принести его на квартиру. Лука упорно не хочет определять свою личность и для полицейс-кого. Но обыгрывает это с иронией: «... земля-то не вся в твоем участке поместилась... осталось маненько и опричь его». Странник так и не дает знать ни то, кто он такой, ни откуда он, ни почему попал именно в обитель ночлежников.

Первые строки о появления Луки не сулили никаких кардинальных изменений в жизни людей. В дальнейшем он начинает приспосабливаться и узнавать изнаночную сторону жизни окружающих. Образ Луки становится в какой-то степени двойственным и противоречивым. Умудренный жизненным опытом человек удивляется, что в кухне Настя плачет над книжкой. Или делает вид что уходит, а сам остается на печке подслушать разговор Пепла и Василисы. Вроде бы с одной стороны он находит утешительные слова для Анны и в то же время подтрунивает над Бароном: «Графа видал я и князя видал... а барона - первый раз встречаю, да и то испорчен- \ ного».
Вся эта своеобразная разведка помогает ему войти в этот мир не только еще одним ночлежником, но и стать активным участником жизни обитателей дна. Он, только что пришедший в незнакомое место, как бы продолжает их разговор о че-ловеке: «Если человеком родился, человеком и помрешь...» И словно вторит их образу жизни, что любое сопротивление жизненному потоку не приносит ничего: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее..., и хоть живут еще хуже, а хотят - все лучше... упрямые!» Он не называет таких людей достойными. По его мнению, они не смогут исправить то положение, в котором оказались.

Поэтому Лука жалеет тех, кто по воле случая оказался постоянным обитателем дна жизни. И время здесь тянется бесконечно. «Я здесь полгода прожил, - говорит Клещ, - а все равно как шесть лет». Странник видит на них и отпечатки прежней жизни: «барство-то - как оспа!... И выздоровеет человек, а знаки-то остаются».

Поначалу Лука начинает вмешиваться в жизнь ночлежников добрыми замеча-ниями. «Эх, парень, запутался ты», - жалеет он Алешку. А потом предлагает подме-сти пол, чтобы чисто было. Но это обозначает: не просто смести пыль, что накопилась от бесконечного хождения людей, а еще попробовать очистить души героев от того мелочного сора, с которым он столкнулся. «Сколько разного народа на земле распоряжается... И всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни... и чистоты нет».

После всех разглагольствований Лука приступает к активным действиям: помо-гает Анне - проводит из сеней в комнату. И на ее примере произносит небольшой монолог о ценности человека: «...а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...» Он дает своеобразную установку обитателям дна: что каждый, именно каждый человек, имеет свою цену в этом мире, Единствен-ное но: цену человек назначает себе сам. И вроде для примера подмасливает Мед-ведева (называя его ундер, а потом геройской личностью). И Медведев уже возгор-дился, показывая тем самым, что ему грош цена. И найдя таким образом подход к полицейскому, странник начинает поддакивать ему на счет Анны: «Надзор нужен! Вдруг - умрет? Канитель будет из этого... Следить надо!»
А вот какую характеристику-оценку дает Лука себе. Он называется проходящим, странствующим, т. е. прошел он мимо, не интересуясь проблемами другого: встре-тилось что-то на пути - мы это обошли. Василиса же определяет его как прохожего, но тут же выдает ассоциацию с проходимцем. Получается, что его не только не интересует судьба другого, а он еще и обманывает всех. Возможно, в какой-то сте-пени она оказалась права.

Способность к трансформации просвечивает и в заключительной фразе: «Мяли много, оттого и мягок...» Этой строчкой заканчивается первый акт пьесы и материал для нашего анализа. Но именно эта фраза подтверждает все сказанное выше. Многие мяли, можно сказать подминали под себя. И он подобно хамелеону может меняться под каждого персонажа: ласков с Анной, податлив Медведеву, шутлив с Бароном. Здесь он не высказывает особо резких суждений, все они звучат очень мягко.

В этом отрывке еще до конца не ясна роль Луки. Однако он сумел стать органи-ческой частью ночлежки. Хочу отметить* что его никто не вводит в их жизнь, он сам вторгается в нее, как в открытые двери. Вникает и адаптируется довольно быстро в обществе, в которое случайно попал, странствуя по Руси. «Мягкий», принимающий форму того места, где оказался, он довольно быстро становится составной частью этого дна. И здесь остается открытым вопрос: почему он остановился не в богатом доме, где находят приют странники, а пошел на самое дно жизни».

(Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»)

Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре её – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром

Этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей – людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода.

Завязка пьесы «На дне» – появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале

Пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя – мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту – вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет ещё на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной!.. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику – где тепло, там и родина…» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии. Среди них – острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», – определяет свое главное желание Лука. Он находит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, – житье ваше – «О-ой!», «…Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все прыгают… так-то», «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…». Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для неё слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли… эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий… странствующий…» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать… Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась… осталось маленько и опричь его…»

Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны – чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок…» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.

Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит: «Кто дерется там?.. Чего делят?»

Личность Луки, с ее сложностью и противоречиями, отображается в его речевой характеристике, речевом его портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка» – что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «живут – все хуже, а хотят – все лучше…» и т.д.

С конца первого до развязки третьего действия находится Лука на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.

Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющих Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене.

Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей -людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода.

Завязка пьесы «На дне» - появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет еще на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной!.. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику - где тепло, там и родина...» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал... а барона- первый раз встречаю, да и то испорченного...» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии Среди них - острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», - определяет свое главное желание Лука. Он нагадит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше- «О-ой!», «...Я и жуликов уважаю, гю-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают... так-то», «...а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...» Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для нее слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли... эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий... странствующий...» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать... Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась... осталось маленько и опричь его...»

Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны - чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя... на отца ты похож моего... на батюшку... такой же ласковый... мягкий...» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок...» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.

Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит:- «Кто дерется там?.. Чего делят?»

Личность Луки с ее сложностью и противоречиями отображается в его речевой характеристике, его речевом портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка», - что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...», «живут - все хуже, а хотят-все лучше...» и т.д.

С конца первого до развязки третьего действия Лука находится на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.

Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющие Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене, Рассказ Луки про «праведную землю»