Подумайте почему правители восточных государств провозглашались богами. Военные деспотии древнею мира

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине , Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию , подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества .

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований


Похожая информация.


Термины «царь» и «король» которые в русском языке использовались для обозначения правящих особо очень чётко были разграничены. Если «царями» называли с Ивана III полуофициально, а с 1547 и коронации Ивана IV, уже и официально, российских правителей, то «королями» именовали только европейских монархов.

Этимология этих слов, их происхождение разнятся, хотя оба термина пришли в Европу, да и на Русь из Рима и из времен становления Римской Империи. Кстати первым правителем, именовавшим себя царём был не русский, а болгарский монарх, царь Симеон Великий, который принял этот титул в 917 году. Вслед за ним, уже в XIV веке такой титул стали носить сербские монархи, а потом уже «новое модное веяние» дошло и до Руси.

Откуда слово

По самой популярной версии, само слово «царь» происходит буквально от имени Гая Юлия Цезаря. И многие исследователи видят в этом некую иронию. Поскольку само слово «Цезарь» изначально имело родовую принадлежность и могло значить не монаршую особу, а слово «волосатый».

Да и сам Гай Юлий Цезарь совершенно не стремился стать верховным и авторитарным правителем, для обозначения титула которого в Риме, кстати, было иное слово – «rex». И в общем, как показала история, правильно делал, но власть всё равно сосредоточилась именно в его руках, что и стало в итоге причиной заговора и убийства Цезаря. Но после Гая Юлия, чтобы подчеркнуть свою преемственность, римские правители стали именоваться именно Цезарями.

Царь на Руси

С нашей страной и титулом «царь» тут отдельная история, поскольку мы в определённый момент стали, и небезосновательно, считать себя «духовыми наследниками Византии». То есть, Восточной Римской Империи. А потому логично, что после падения Константинополя в 1453 году, который в российских летописях так и именовался – «Царьград», уже Ивана III начинают называть царём, а его внук Иван Грозный получил такой титул уже официально.

Иван Грозный

С термином «король» все исторически ещё интереснее хотя бы потому, что единой версии возникновения этого слова – нет. Самая распространенная теория заключается в том, что он также пошел от имени, но уже Карла Великого, императора Запада.

В частности, императорскую тиару на голову этого правителя возложил папа Лев III в декабре 800-го года. Но уже со времен княгини Ольги ориентиром для легитимности правления для русских была Византия, а не Рим. Более того римских правителей на Руси воспринимали как «пришлых», «не подлинно багрянородных» правителей.

Стоит вспомнить хотя бы попытку варяжских сановников Ольги после её длительной и не совсем удачной поездки в Царьград от её имени и без её ведома пригласить на Русь западно-христианских миссионеров с целью сближения именно с Римом. Попытка, как мы помним, оказалась полностью провальной, а миссионеры вообще уехали назад с большим трудом и риском для жизни.

И все это потому, что Ольга не искала сближения с «королями» и с их вариантом христианства тогда ещё единого, но уже все сильнее разнящегося. Она искала родства именно с Византией, как родины «подлинных монархов», царей. А потому и слово «король» стало относиться именно к европейским западным правителям. Как низшее по достоинству, нежели термин «царь».

Впрочем, есть и иная версия, которая утверждает, что слово «король» было в «ославяненном» виде вполне в ходу на Руси, и происходило оно как раз от слова «rex», трансформировавшись во французском, например, в «roi» или в испанского «rey». А буквально, этот самый «rex» означал просто «правитель».

И аналоги этого титула уже были в европейских языках. Например, скандинавское «конунг». И вот такими «конунгами» были на Руси «князья», то есть и правители, и военачальники. Понятно, что в рамках русской иерархии титулований «король», который ассоциировался с «князем», одним из многих, стоял значительно ниже по достоинству, чем «царь», который был единым и всевластным владыкой государства.

Другие версии

Есть и ещё одна версия истории слова «король», которая косвенно подтверждает этимологию термина «князь». Это происхождение от протоарийского «h₃rḗǵs» от которого появились, к примеру, индийские «раджи», по сути те же «князья», правители среди многих таких же.

Ну и версия собственно славянская, которая говорит о том, что слово «король» образовалось от «карати», то есть, карать или наказывать. В общем с любой точки зрения слово «король» для единого и централизованного русского государства было не совсем корректно. А потому, в рамках концепции «Москва – Третий Рим» логично было принято в обращение именно слово «царь» а потом, снова по примеру Византии уже и «император».

В Восточно-Франкском королевстве династия Каролингов пресеклась в 911 году. В 919 году знать избрала новым королём саксонского герцога Генриха. Этот год считается датой рождения Германского королевства.

Генрих I принял власть в трудных условиях: с севера нападали норманны, а с юга - кочевники-венгры. В IX веке они вторглись в Центральную Европу и поселились на равнине по среднему течению Дуная. Отсюда венгры наводили страх на всю Европу, разоряя её своими набегами.

Для победы над венграми требовалось сильное конное войско, и Генриху I удалось его создать. Король приказал, чтобы несколько крестьянских хозяйств снаряжали и вооружали одного всадника, который был бы готов в любой момент выступить в поход.

Располагая теперь уже сильным войском, сын Генриха I Оттон I в 955 году нанёс венграм сокрушительное поражение на реке Лех. С этого времени венгры прекратили грабительские набеги. Вскоре они перешли к оседлому образу жизни и приняли христианство. В 1000 году их князь был провозглашён королём. Так в Венгрии возникло государство.

Победив венгров и укрепив свою власть, Оттон стал самым могущественным монархом в Западной Европе. По примеру Карла Великого он решил ещё раз восстановить на Западе империю. Во главе сильного войска Оттон совершил поход в Италию, в 962 году в Риме папа увенчал его императорской короной.

Вслед за Карлом Великим Оттон I считал свою империю продолжением Римской, и называлась она тоже Римской (позже - Священной Римской). Императоры хотели объединить под своей властью весь христианский мир. Был разработан пышный придворный церемониал1, созданы внушительные знаки императорской власти (корона, скипетр, держава).

Новая империя включала тогда Германию и север Италии. Но власть императоров в Италии была непрочной. Чтобы восстанавливать её, каждый новый император совершал военный поход на Рим.

Корона Священной Римской империи. X-XI вв.

Для достижения своих целей императоры нуждались в помощи церкви. Они жаловали епископам и аббатам богатства и привилегии, а в обмен рассчитывали на их поддержку. Пользуясь ослаблением власти пап, императоры присвоили право назначать на церковные должности своих людей. В конце X века они назначали и смещали даже пап римских. Но позже, в XI веке, папы вступили с императорами в борьбу за контроль над церковью.

Император Отгон III. Миниатюра рубежа X-XI вв.

Анналы Сен-Бертёнского монастыря о положении в Западно-Франкском королевстве в середине IX века

    Почти все аквитанцы отпали от Карла и послали к Людовику, королю Германии, в знак отдачи под его господство послов и заложников. Между тем юный Людовик, сын Людовика, короля Германии, которого аквитанцы выпросили себе у его отца, перешёл Луару и был принят теми, кем был призван. Король вступил в Аквитанию во время Великого поста. И там он оставался ещё и после Пасхального праздника, его люди занимались лишь грабежами, поджогами, захватом людей в плен и не щадили в своей алчности и наглости даже самих церквей и алтарей Божьих. Датчане, стоявшие на Луаре, подошли к бургу Блуа и сожгли его. Отсюда они намеревались идти к Орлеану, намечая для него то же самое. Но поскольку епископы Агий из Орлеана и Бурхард из Шартра подготовили против них корабли и воинов, они отказались от того намерения и отошли к нижней Луаре.

    Почему можно было так легко прогнать короля и заменить его другим? Кто призывал и смещал королей? Подумайте, почему именно церковь организовала отпор внешнему врагу.

  1. Каковы были устройство общества и занятия древних скандинавов? Как они были связаны с их морскими походами и набегами?
  2. Сравните общество скандинавов эпохи викингов с обществом германцев времени Великого переселения народов.
  3. Проследите направления нападений норманнов по карте. Какие страны больше всего страдали от их набегов?
  4. Где и как возникли государства норманнов?
  5. Что такое феодальная раздробленность?
  6. Сравните власть короля и власть крупных феодалов во Франции в период феодальной раздробленности.
  7. Предположите, почему скандинавы, переселившиеся на север Франции, восприняли местный язык, нравы, обычаи, а не наоборот.
  8. Что сходного в военных реформах Карла Мартелла во Франкском государстве, Генриха I в Германии, Альфреда Великого в Англии? Какими общими причинами были вызваны эти реформы? Оформите ответ в виде таблицы.
  9. Назовите выдающихся правителей Западной Европы IX-X веков. Какие цели перед ними стояли? Какими методами они действовали? Каковы были результаты деятельности этих государей? Ответ оформите в виде таблицы.
  10. Согласны ли вы с утверждением, что в раннее Средневековье короли сами создавали своих противников?

1) Найдите в тексте 6 ошибок

Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали своё государство Греческой империей, а себя называли греками.

Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлию, Сирию, Палестину.

Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Суассоном, Сантиохией. Столицей Византийской империи был Рим.

Ответ: 1. Раздел Римской империи произошел в 395 году.

  1. Империя называли «Римской».
  2. Себя называли римлянами.
  3. Галлия никогда не была в составе Византии.
  4. Суассон не принадлежал Византии.
  5. Столицей империи всегда был Константинополь.

2) Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он показал его как жестокого тирана, а с другой - как мудрого политика и реформатора. Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора? Как сам Юстиниан понимал цели своего правления? Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?

Ответ: Он был подозрительным, коварным, мстительным, алчным, неразборчивым в способах добывания средств, жестоким к своим противникам и врагам, волевыми решениями вмешивался в жизнь близких ему людей, не останавливался перед казнью близких. Под внешней любезностью скрывался беспощадный тиран. При всех этих качествах он обладал неутомимым упорством и трудолюбием, был хорошо образован и энергичен. Издал свод законов, который впоследствии другие государства брали за основу при составлении своих законов. Реформировал административную и налоговую систему, законодательство, развивал внешнюю торговлю, считая ее источником благосостояния империи, присоединил к стране многие провинции, утраченные Западной Римской империей, реформировал армию, перестроил Константинополь и создал шедевр зодчества — храм Св. Софии.

Лично мое мнение — неодназночное. Во-первых, все его заслуги стали возможны благодаря его окружению. Во-вторых, после правления Юстиниана экономика Византии оказалась сильно ослабленной многочисленными войнами и непомерными расходами, а люди бежали к варварам из-за огромных налогов. С другой стороны, все разрушенные города он восстановливал и сооружал крепости.

3) Подумайте, почему в самой Византии правителей называли ромейскими (римскими) императорами, а на западе их именовали константинопольскими правителями.

    Ответ: Римский император Константин І перенёс столицу, назвав её "Новый Рим", но на западе город называли Константинополем - по имени императора, поэтому на западе правителей Византии именовали констатинопольскими.

    В Византии хотели восстановить Римскую империю и поэтому так себя называли, но так как они правили не в Риме, то делать этого не могли.

1. Укажите, в чем различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни. Перечислите признаки государства.

В племени также, как и в государстве существует власть, но она основывается на авторитете. В государстве кроме авторитета власть располагает также аппаратом принуждения, как правило, включая выделенные из остального общества вооружённые силы.

В качестве признаков государства, которые отличают его от догосударственных обществ можно назвать следующие:

Разделение общества на управляемых и управляющих;

Наличие аппарата управления, оформленного в виде специальных институтов;

Наличие аппарата принуждения управляемых;

Наличие вооружённых сил, оформленных в виде особого института;

Наличие судебных институтов;

Замена обычаев и традиций законами.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

Первые государства сложились в субтропиках в долинах крупных рек. Эти реки в своё время окружали равнины с большим количеством дичи, потому там кочевало множества племён. Потом климат становился всё более засушливым, что сгоняло людей к самой реке, где оказалось всё население ранее обширных территорий. Угроза голода вынудила людей перейти к земледелию и скотоводству. Но при этом долины рек не были идеальны для земледелия: значительная их часть оставалась заболоченной. Для осушения болот у людей появились ирригационные системы. Постепенно они стали использоваться наоборот для орошения сельскохозяйственных полей. Ирригация требовала организации труда большого количества людей и точных расчётов, знаний. Именно благодаря этому появились первые государства, основанные именно на ирригационном земледелии. Чтобы понять правдивость этой теории, достаточно вспомнить, где зародились древнейшие цивилизации: в междуречьях Тигра и Ефрата (Месопотамская цивилизация), Инда и ныне пересохшей Сарасвати (так называемая Хараппская цивилизация), Янцзы и Хуанхэ (Древнекитайская цивилизация), в долине Нила (Древнеегипетская цивилизация).

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

Во всех древних цивилизациях были сходные условия ведения хозяйства (ирригационное земледелие), потому во всех них получило распространение одно и то же явление – патриархальное рабство. Во всех этих цивилизациях, включая Древнеегипетскую, рабы считались частью большой семейной группы (патриархального хозяйства) и зачастую выполняли те же работы, что и свободные члены семьи. Становились такими рабами военнопленные, или не сумевшие вовремя расплатиться должники (либо дети таких должников).

5. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

Когда человек занялся земледелием, он столкнулся с новыми неведомыми для себя проблемами. Раньше лишь длинная череда неудачных охот могла привести к голоду, но урожай земледельца может погубить одно краткое событие, вроде наводнения. Изменилось отношение ко многим явлениям природы. Охотник от многих из них мог просто уйти в более благоприятные места, земледелец же был привязан к своему полю, потому многое действительно стало бедствием. На основании всего этого сложились представления о всесильных грозных божествах, которых нужно молить о милости, которым нужно служить, чтобы эту милость заслужить.

Новые религиозные системы давали новые ответы и на главный вопрос человеческого бытия – о существовании его души после земной жизни. Древнеегипетские представления требовали для этих целей таких сооружений как пирамиды, погребальные храмы и т.д.

Жрецы с одной стороны были посредниками между людьми и этими страшными всесильными богами, они помогали заслужить милость. Но одновременно жрецы накапливали и практические знание, именно они организовывали ирригационные работы, требовавшие точных расчётов.

Благополучие древних цивилизаций держалось на высоких урожаях, которые удавалось получать благодаря ирригационному земледелию. Для того, чтобы ирригационные системы работали слаженно, требовалось единое руководство, сильная власть, которой в идеале никто не должен был противоречить. Именно поэтому правитель считался одним из тех страшных богов – чтобы у него была абсолютная власть, которой никто не смел противоречить.

6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

Древние египтяне известны, прежде всего, благодаря своей архитектуре, особенной связанной с культом мёртвых. Великие пирамиды, вырубленные в скале гробницы, погребальные храмы до сих пор поражают воображение, даже несмотря на то, что дошли до нас не совсем в первозданном виде.

Также большую роль в истории человечества сыграли их системы письменности (иероглифическая и иератическая), медицина и т. д.