Каким должен быть первый урок по физкультуре. Лыжная подготовка в школе

МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости. Интерес школьников к урокам физкультуры пропадает из-за неправильной организации занятий, поэтому нужно включать аэробику для девочек и силовые тренировки для мальчиков, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Необходимо также пересмотреть нормативы, чтобы дети могли заниматься в силу своих личных возможностей, уверены они.

Ранее президент России Владимир Путин на заседании Совета по физкультуре и спорту подверг критике ситуацию с детским спортом в РФ, поскольку для большинства детей занятия все еще малодоступны, а дополнительные уроки физкультуры в школах по-прежнему формальны.

Непосильные нормативы

По словам главного внештатного специалиста Минздрава РФ по гигиене детей и подростков, руководителя НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислава Кучмы, ни для кого не секрет, что детям сейчас неинтересно заниматься на уроках физкультуры.

"Педагоги по-прежнему тестируют детей на освоение каких-то навыков, на время, на дальность, на скорость. Конечно, никто из ребят этого не любит. Но превращать уроки физкультуры только в элемент игры или вид спорта чиновника, например, регби или фитнесс — это тоже неправильно", — сказал он РИА Новости.

Кучма считает, что ребенок во время уроков физкультуры должен получать физическое развитие, научиться гибкости, ловкости, а не только получать удовольствие от фитнеса или йоги и стремиться к уменьшению объема талии или бедер.

"Педагоги медленно движутся в этом направлении, к тому же их не хватает. Хотя есть школы, которые используют весь арсенал физического воспитания — это водные процедуры, физкультурные минутки, динамическая пауза в середине учебного дня, прогулки", — сказал он.

"Действительно, физические данные детей сейчас стали хуже, они не справляются с теми тестами, которые еще недавно были записаны у нас как нормативы. Связано это с низким уровнем двигательной активности и физической подготовки детей", — отметил врач.

Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова также считает, что сейчас дети очень слабо подготовлены в физическом плане. "Я работаю с молодежью и могу сказать, что дети растут сейчас хилыми, расположенными ко многим простудам и заболеваниям, они слабее, и уроки нужны. За 45 минут можно сделать и зарядку, и во что-то поиграть. Можно использовать и силовые упражнения", — сказала она.

"Учителя-профессионалы знают, как нужно распределить упражнения на уроке, чтобы учитывать подход к слабому или, наоборот, к сильному ученику. Тем более, каждый занимается в свою силу. Это же не занятие спортом, а именно занятие оздоровительной физкультурой. Даже 45-минутные зарядки в школе очень многое дают", — считает Тарасова.

Олимпийская чемпионка, член комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова также считает, что нужно пересматривать нормативы на уроках физкультуры. "Не просто их отменять, иначе у детей пропадет желание посещать занятия, а должен быть какой-то другой критерий. Тем более что новый закон об образовании это позволяет", — добавила член комитета СФ.

Надо также вводить систему школьных клубов и соревнований, отметила Журова. "Но надо понимать, что, во-первых, не все школы могут это сделать, потому что нет инфраструктуры. И вторая проблема — это кадры. Понятно, что некоторым педагогам нужно повышать свою квалификацию", — добавила она.

Фантазии педагогов

Журова сообщила, в прошлом году проводился проект "Урок физкультуры 21 века". "Было много креативных предложений от самих учителей физкультуры, которым интересно ходить на занятия. Такие педагоги у нас есть, но есть и такие, у которых нет понимания и желания что-то придумывать интересное, кто-то привык работать по старым стандартам и придерживается их", — сказала она.

Журова рассказала, что было много предложений по введению в школах фитнеса и аэробики особенно среди старшеклассников. "Это вызвало большой энтузиазм среди них", — добавила олимпийская чемпионка.

По мнению директора Института возрастной физиологии, доктора биологических наук, академика РАО Марьяны Безруких, интерес к физкультуре у старшеклассников пропадает не из-за их возрастных психологических особенностей, а из-за неправильной организации уроков.

"У хорошего педагога интерес не теряется. Наоборот, интерес с возрастом усиливается, потому что мальчики и девочки начинают понимать, для чего им нужны уроки физкультуры. Малышам нравятся эти занятия, потому что там можно побегать, попрыгать, повеселиться. Старшеклассники уже думают о своем теле: девочки стремятся, чтобы у них была красивая фигура, а мальчики — качают мышцы", — пояснила она.

По словам Безруких, с другой стороны, уроки зачастую организованы плохо. Педагоги не учитывают возрастные особенности детей, дают им неинтересные упражнения.

"Сейчас учитель физкультуры может разнообразить уроки. Совершенно необязательно прыгать через козла или лазить по канату. В уроки можно включить, например, элементы аэробики и единоборств. В распоряжении учителя весь арсенал современных методов занятия физкультурой", — уверена она.

При этом эксперт отметила, что немногие учителя физкультуры имеют высшее и даже среднее педагогическое образование. "Очень часто это человек, занимающийся спортом, но он не знает возрастных особенностей школьников и не обладает рациональной методикой организации этих уроков, не знает современных подходов", — добавила она.

Отсутствие помещений

Центральная блокирующая сборной России по волейболу Мария Перепелкина рассказала РИА Новости, что проводить идеальные занятия физкультурой в школе невозможно, поскольку нет приспособленных для этого помещений.

"У меня мама работает преподавателем в обычной школе, и по ее словам я могу сказать, что уроки далеки от идеальных. Невозможно классу, в котором от 25 человек, разместиться и грамотно проводить занятия в зале. Нет возможности учитывать нюансы, поэтому занятия получаются скомканными и непродуктивными. Я думаю, что идеальный урок — это когда хватает места и времени для работы, чтобы уделить внимание каждому учащемуся", — сказала она.

Директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский считает, что проблему преподавания в школе уроков физкультуры поможет решить принятие национального проекта, в котором будет предусмотрено строительство спортивных залов и комплексов, подготовка учителей, средства на школьные секции и возрождение спортивных школ и интернатов.

"У нас были нацпроект "Образование", "Здравоохранение", "Жилье" — они оказались очень эффективными. Давайте сделаем национальный проект под названием "Школьная физкультура" или "Детский спорт", под это выделим деньги, а значит, построим спортивные залы", — сказал директор РИА Новости.

Тарасова также считает, что в школах нет качественных залов для занятий физкультурой. "Я вижу, что в школах нет должных залов, поэтому уроки проводят по несколько классов в одном маленьком, стареньком зале. Для того чтобы делать уроки, надо иметь несколько залов, хотя бы три или два. Рядом со школой можно всегда это построить, но никто этим не занимается", — сказала собеседница агентства.

Перепелкина считает, что двух или трех занятий физкультурой в школе вполне достаточно, чтобы держать мышцы и тело в тонусе и поддерживать физическую форму. "Другое дело — получение навыков, но, на мой взгляд, это дополнительный секции. А 45 минут как раз отлично для того, чтобы размяться", — добавила волейболистка.

Кроме того, нужны специальные упражнения, чтобы не давать почувствовать ученику, что он сильнее или, наоборот, слабее других. "Нужно учитывать качества каждого ученика", — считает Перепелкина.

Физкультура в школах — это предмет, способствующий формированию здорового поколения. Государство заинтересовано в том, чтобы дети были не только интеллектуально развитыми, но и обладали отменным иммунитетом. Нормативы в школе по физкультуре — это требования Министерства просвещения РФ.

Классификация

Существует подразделение их на пять видов по формированию определенных физических качеств:

  • силы;
  • выносливости;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • координации

Физкультура в школах способствует всестороннему развитию ребенка.

После того как учениками будут сданы нормативы, получены оценки, их передают в центры статистической обработки информации. После усреднения сведений формируется картина соответствия учеников всех классов требованиям предполагаемой программы. Затем корректируется физкультура в начальной школе в сторону усложнения либо упрощения. Физиологи отслеживают периоды максимального физического развития детей, обобщают сведения. Нормативы предполагают не просто оценку, а целую цепочку различных данных, поэтому представляют интерес не только для учителей физической культуры, но и для различных специалистов.

Особенности организации

Разработаны они для ребят, имеющих основную группу здоровья. Учениками из подготовительной группы сдаются лишь те нормативы, что не попадают в противопоказания. Специальная группа предполагает освобождение ребенка от сдачи нормативов. Для таких детей физкультура в школах проводится по специальным программам.

В весеннее и осеннее время занятия проводятся на школьном стадионе, зимой (помимо лыжной подготовки) ребята занимаются в спортивном зале. Все помещения, в которых проводятся занятия, должны соответствовать определенным нормативам: учитывают число школьников, количество душевых и раздевалок, высоту потолков, вентиляционную и отопительную системы, разнообразие спортивных снарядов.

Физкультура в школах связана и с физминутками, организуемыми во всех классах образовательных учреждений. Их основное предназначение — это сброс напряжения у школьников во время учебных занятий.

Начальная школа

Как организуются занятия для детей 1-4-го классов? Физкультура в начальной школе по ФГОС предполагает гармоничное развитие ловкости, тела, координации движений. В данный период обучают следующим важным навыкам:

  • правильному сочетанию движения с дыханием;
  • навыкам прыжков в высоту и в длину;
  • основам спортивных и командных игр;
  • метанию мяча в цель;
  • подбрасыванию и ловле мяча;
  • основам лыжной подготовки;
  • основам плавания.

Именно в этом возрасте особое значение имеет двигательная активность детей. От развитости тела напрямую зависит гармоничность оформления фигуры к половому созреванию.

Средняя и старшая ступень обучения

Физкультура в средней школе проводится три раза в неделю. Многие подростки не ограничиваются школьными уроками, посещают секции, занимаются в спортивных кружках. Для привития познавательного интереса у подрастающего поколения к здоровому образу жизни учителя физической культуры стараются отмечать даже самые незначительные успехи своих воспитанников, предлагают им участие в соревнованиях. Это способствует самореализации школьников, привитию у них позитивного отношения к спорту.

Лечебная физкультура

В обычных общеобразовательных школах данный вариант оздоровления подрастающего поколения используется достаточно редко. В большей части образовательных учреждений для проведения занятий по лечебной физкультуре выделяют только факультативные занятия. Дети с нестандартным психическим и физическим здоровьем в основном просто освобождаются от обычных уроков физкультуры, несмотря на то, что именно они нуждаются в специальной подготовке. ЛФК — это одно из направлений работы учителей, незаслуженно убранное из обычных школ.

Современные проблемы

Несмотря на то что уроки физической культуры, проводимые в общеобразовательных организациях, направлены на повышение духовного и физического здоровья подрастающего поколения, у педагогов часто появляются различные сложности. В первую очередь это связано с отсутствием душевых кабинок и комнат отдыха, то есть условий для нормальных занятий детей спортом.

Также довольно часто во время выполнения различных упражнений дети получают травмы разной степени тяжести. Оценки многие преподаватели выставляют не за физические навыки, а за присутствие на уроке, чтобы не «испортить» средний балл в аттестате. Все это негативно отражается на отношении детей к урокам физической культуры, приводит к нежеланию школьников заниматься спортом.

Особенности нормативов

При установлении нормативов учитывается возраст детей. Для каждой ступени обучения существуют свои показатели, по которым преподаватель физической культуры оценивает результаты своих воспитанников.

К примеру, пробегать на отметку «5» 50 метров мальчики 1-го класса должны за 6,1 секунды, девочки - за 6,6 секунды.

В зимний период для получения «отлично» при прохождении на лыжах 1 км мальчики должны уложиться в 8,3, девочки - в 9 минут.

Для обучающихся 3 классов добавляется ряд нормативов. К примеру, за минуту мальчики должны прыгать через скакалку 80 раз, девочки - 90, чтобы рассчитывать на отметку «отлично». Есть в этом возрасте и норматив по подъему туловища из положения лежа на спине. Для мальчиков «5» ставится при 25 разах (за минуту), для девочек при 20 подъемах за 1 минуту. Приседать дети 3-го класса должны: мальчики - 42 раза, девочки - 40 раз.

С возрастом количество нормативов, которые должны сдавать обучающиеся на уроках физической культуры, существенно возрастает.

Для того чтобы снижать риск появления детского травматизма во время игры в баскетбол, волейбол, педагог проводит специальные вводные инструктажи. Отдельное внимание он уделяет разминке. Комплекс специальных упражнений, подбираемых индивидуально под каждый класс, способствует подготовке детей к сдаче нормативов, снижает риск получения школьниками серьезных физических увечий.

Установление определенных требований, которым должны соответствовать современные дети, не является прихотью педагога, это требования Министерства просвещения РФ.

Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем.

Для этого широко использую систему хатха-йоги, скипинг, игровые приемы, пилатес, стречинг.

Хатха-йога.

Сейчас в продаже имеется большое количество литературы по йоге, на основании этой литературы мной подобран краткий теоретический материал о йоге, ее возникновении, значении. Проводя уроки йоги, сначала учимся дышать, проводим разминку по системе йоги, затем переходим к выполнению асан (поз). При этом, постепенно повышая длительность выполнения упражнений и их сложность. Для работы использую подборку карточек по йоге приобретенных в издательстве “Мир книги”, где подобраны асаны различной сложности.

Скипинг (прыжки на скакалке).

Широко применяю данный вил спорта на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта.

Индивидуальные прыжки на скорость (30сек) и на выносливость (1мин) использую как тренировочный и контрольный норматив. Для создания заинтересованности использую прыжки с заданием:

  • назад,
  • руки скрестно вперед,
  • руки скрестно назад,
  • с двойной прокруткой скакалки,
  • на одной ноге руки скрестно ит. п.

Для самых-самых индивидуальные прыжки с максимальной скоростью до 150-170 прыжков за 30сек.

Особенный интерес вызывают у учащихся практически любых возрастов прыжки на длинной скакалке: индивидуальные с места и с забеганием, с поворотами, сприседаниями, с упором лежа, а также с максимальной скоростью вращения скакалки.

Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе. Поэтому различные групповые прыжки (с места, с забеганием, по5-10чел) всегда привлекают учащихся.

Подвижные игры.

В 2005 году команде нашего Лицея под моим руководством довелось участвовать во 2 этапе Всероссийских детских спортивных соревнований “Веселые старты” среди команд Сибирского Федерального округа. С этого момента я широко использую в различных мероприятиях и на уроках игры из программы “Веселых стартов”:

“Головобол”

Сетка натянута на высоте 1 м. Матч проводится с надувным легким мячом. В каждой команде - 2 мальчика и 2 взрослых участника. Игра идет по правилам волейбола, но с помощью головы и ног, разрешено только 3 касания шарика на одной половине поля. Игра идет до счета 3.

“Скокбол”

За каждую команду играют 2 девочки и 2 мальчика. Сетка натянута на полу. Спортсмены играют 2-мя мячами. Ударом о пол мяч посылается через сетку на сторону соперников. Игра останавливается, когда на одной стороне окажется 2 мяча. Игра идет до счета 5.

Конкурс “Круговая порука”

В кругу стоит вся команда вполоборота к центру круга. В правой руке – гимнастическая палка. По сигналу надо отпустить свою палку и успеть подхватить палку впереди стоящего. Кто уронит палку, покидает круг. У каждой команды - 10 попыток, ведущий 10 раз свистком дает разрешение перехватить палку. Побеждает та команда, в которой больше игроков осталось в круге.

“Только без рук”.

Игровая площадка разделена на 2 части волейбольной сеткой, укрепленной на уровне пола. От каждой команды играют 6 человек: 4 мальчика и 2 взрослых участника (учителя или родители).

Игроки, сидя на полу, играют по следующим правилам: 3 касания мяча на одной стороне, 3 - на другой. В этой игре можно касаться мяча головой, плечом, ногами, но только не руками. Мяч подается ногой игроком, сидящим спиной к сетке на расстоянии 1 метра. Игра идет надувным легким мячом по правилам волейбола. Нельзя задевать сетку ни ногами, ни шариком. Игра идет до счета 5.

“Стекбол”

За каждую команду играют 2 мальчика, 2 девочки и 2 взрослые участницы. Идет игра надувным легким мячом с помощью гимнастических палок. Подача: ударом снизу в 1 м. от сетки. Матч проводится по правилам волейбола до счета 5.

Состав команд по количеству и наличию игроков можно варьировать исходя из конкретной ситуации.

Пилатес, стречинг.

Пилатес и стречинг являются разновидностями статических растяжек, поэтому часто применяю их на уроках гимнастики с девушками 10-11 классов и в подготовительной части урока с остальными классами. Для разнообразия мной подобраны индивидуальные, парные и групповые растяжки.

Групповая растяжка “РОМАШКА”.

  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Произвольно отклонять туловище назад, растягивая мышцы живота.
  • И. П. встать в круг, взяться за руки за спиной друг друга. Поддерживая друг друга, отклониться назад. Вернуться в исходное положение.
  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу, ноги вместе, носки врозь. Мягко надавливая на плечи партнеров, наклон вперед прогнувшись, ноги прямые. Выпрямиться, слегка сопротивляясь друг другу.
  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Поддерживая равновесие, глубокий присед на носки.

Стречинг. Общее вытягивание.

И. П. основная стойка. Втянуть живот, руки медленно поднять через стороны вверх и одновременно подняться на носочки (пятки упираются друг в друга). Голову слегка откинуть назад и смотреть вверх. Потянуться вверх руками, затем корпусом и ногами, напрячься. Удержаться несколько секунд, а со временем до минуты. Осторожно, начиная с рук, поэтапно сбросить напряжение и вернуться в и. п. Стоя, расслабиться, проконтролировав сброс остаточного напряжения.

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Роль физкультуры в развитии школьников

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

В школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня , здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:

  • физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  • развитие у них самостоятельности,
  • развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

  • общее укрепление здоровья,
  • профилактика и исправление плоскостопия ,
  • профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  • всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

Как проходит физкультура в школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития. Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы. Новый материал, его закрепление и контроль. Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья .

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета. На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях физкультурой в начальной школе отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений . Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от физкультуры в школе и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

Открытый урок по физкультуре