Элитные дома и особняки в поселке художников «Сокол. Необычная экскурсия «Правда о Соколе» (с посещением посёлка художников) Поселок сокол

Великолепно подходит для велопрогулки. Не спрашивайте почему — просто поверьте. И попробуйте. Начинать велопрогулку можно из самых разных мест — все зависит от того, где вы живете. Но я начал маршрут от железнодорожной платформы «Покровское-Стрешнево» (рижское направление — прим.ред. ). Во-первых, очень красивое название, во-вторых — увлекательный путь до самого поселка. Маршрут мною не окончен: с Сокола он идет на Октябрьское поле, полюбоваться ансамблем домов послевоенной застройки. А дальше — множество вариантов. Благо, интересных мест в районе предостаточно.

Это заброшенное вокзальное здание станции «Покровское-Стрешнево» в двух шагах от одноименной платформы. Модерн, 1908 год постройки. Что там будет внутри? И будет ли что-нибудь? В настоящее время на здании висит объявление о продаже.

Остатки керамики на боковом фасаде здания. Какого размера было керамическое панно лет сто назад? Что там было изображено?

Трамвайные пути — своеобразная визитная карточка районов в окрестностях «Щукинской», «Сокола», «Войковской» и «Тимирязевской». Трамваев здесь осталось больше, чем в остальной Москве. Живописно и немного загадочно смотрятся трамвайные пути посреди парка. Трамвай мчится между деревьями, сверкая фарами и отчаянно звеня…

Когда Тушино было отдельным городком (до 1960 года) единственной связью с Большой Землей, т.е. с Соколом, являлся как раз трамвай № 6. Несколько лет назад, в связи со строительством «развязки» на Ленинградке этот маршрут изменили и «шестерка» ходила до Войковской. Но теперь она снова довезет пассажиров до Сокола.

За этим домом — улица Панфилова. Поселок «Сокол»- зеленый оазис на северо-западе многомиллионного города, занимающий квартал в треугольнике, образованном Волоколамским шоссе, улицами Алабяна и Панфилова. Архитектор Каро Семенович Алабян и военачальник Иван Васильевич Панфилов жмут друг други руки, улыбаясь художникам, притаившимся в переулках.

Длинный забор с забавными изречениями в конце улицы Панфилова. Здесь же, в одном из домов — потрясающе вкусная и недорогая узбекская столовка под боком у Строгановского художественного университета. Столовка работает с 9 до 22.

Это торец дома №4 по улице Панфилова. Четыре огромных дома на углу улиц Панфилова и Алабяна образуют единый архитектурный ансамбль, известный также как «Новые дома на улице Левитана». Дома построены в начале 1950-х гг.

Улица Врубеля — северная граница Поселка Художников. Если художникам не очень хочется готовить дома — можно пойти в кафе, благо — недалеко.

В первоначальном проекте улицы поселка назывались иначе, чем сейчас: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п. В 1928 году улицы были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» и стал известен как «Поселок художников». Автор новой топонимики «Сокола» — известный художник-график Павел Яковлевич Павлинов. Улицы в северо-западной части первоначальной территории, изъятой у поселка в 1930-е годы, предполагалось назвать в честь русских композиторов. Если бы не изъяли — был бы в Москве поселок «художников и композиторов». В названиях улиц «Сокола» прослеживается связь с дореволюционной традицией: уже в 1910 году под Москвой появился дачный поселок «Клязьма», где улицы носили имена русских писателей, поэтов и художников.

Первоначально планировалось застроить поселок «Сокол» тремя типами коттеджей: бревенчатыми, каркасно-засыпными и кирпичными. Позднее каждый из типов домов многократно варьировался. Согласно замыслам архитекторов, использовались различные конструкции и материалы. Поскольку «Сокол» являлся первенцем советской жилищно-строительной кооперации, он стал своего рода базой для испытания архитектурных решений. Многие постройки поселка являлись экспериментальными. По проекту Н.Я. Колли, например, был построен дом из армянского туфа, чтобы проверить свойства этого материала перед использованием его в облицовке здания Центросоюза на Мясницкой улице.

А что здесь сейчас? Да все то же. За годы деревья выросли выше домов и скрывают их своей кроной. Кто-то продал свой участок и «растворился» в многомиллионном городе. Другие, напротив, не спешат расставаться с родной, драгоценной землей.

Центральная площадь поселка (та самая, на которой улица Поленова ломается под углом 45°) зовется местными жителями Звездой (или Звездочкой) – за то, что от нее разбегаются улицы в пяти направлениях. В начале 1990-х гг. на ней появились детская площадка и обелиск в память погибших в Великой Отечественной войне. Детская площадка – сама по себе едва ли не памятник деревянного зодчества – всегда полна детей. Взрослые сидят рядышком, в резной беседке, и вдумчиво читают.

Улицы Поленова и Сурикова разбегаются от площади Звезды вдоль симпатичных деревянных заборов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков. На фото выше — классический английский коттедж. Хотя точно такие же дома я видел в Херранге, в Швеции.

На фото ниже — симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают знающим людям северные сторожевые башни. Архитекторы — братья Веснины.

Территориальная община, созданная в 1989 году, является органом самоуправления поселка «Сокол». Финансирование деятельности осуществляется за счет аренды нежилых помещений, отчислений от квартплаты жителей поселка и спонсорских взносов. Адрес территориальной общины: улица Шишкина, дом 1/8 (на фото ниже). Музей поселка «Сокол» был открыт в 1998 году в этом же здании. В музее собрано множество старых фотографий, рассказы о жителях поселка, а также обломок самолета АНТ-20 «Максим Горький». Заведующая музеем - коренная жительница поселка Екатерина Алексеева.

Одна из улиц поселка названа в честь выдающегося художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова.

Школа иностранных языков на улице Верещагина удачно вписалась на пустующей территории под сенью раскидистых деревьев.

Площадь поселка сегодня составляет 21 га, каждого отдельного участка – примерно девять соток. «Сокол» насчитывает порядка сотни домов на одиннадцати улицах и около 500 человек жителей.

В поселке есть и многоквартирные дома. Их пришлось построить после того, как концепция застройки территории индивидуальными жилыми коттеджами подверглась критике в начале 1930-х гг. А на фото ниже дом с интересным фасадом — безоконным.

Сергей Сергеевич Церивитинов, 81 год, почетный глава самоуправления «Сокола».

До сих пор нет единого мнения, откуда взялось название «Сокол». Согласно наиболее распространенной версии, первоначально первый советский город-сад планировалось строить в Сокольниках - отсюда и название. Появилась даже эмблема товарищества: печать с изображением сокола, держащего в лапах домик. Но затем планы изменились, и для поселка выделили землю близ села Всехсвятского на северо-западной окраине Москвы. Однако название решили не менять – лишь сократили.

По другой версии поселок назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А.И. Сокола, который разводил в своем дворе породистых свиней. Наконец, согласно третьей версии, поселок получил название от строительного инструмента – сокол штукатурный.

И немного истории (в дополнение к уже сказанному).

Поселок «Сокол» был задуман в рамках градостроительных планов развития Москвы 1920-х гг. Один из планов, автором которого был Алексей Щусев, так и назывался: «Новая Москва». На периферии столицы, вдоль Московской окружной железной дороги, предполагалось создать целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады.
В те годы идея городов-садов вокруг мегаполисов была чрезвычайно популярна на Западе. Согласно концепции, города-сады сочетали в себе лучшие свойства города и деревни. Застроенные невысокими домами, они включали всю необходимую для жизни инфраструктуру – библиотеки, клубы, магазины, спортивные и детские площадки, детские сады. В советской России поселок «Сокол» стал первым и единственным примером воплощения этой идеи в жизнь.

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Тогда в Москве катастрофически не хватало жилья, а денег на его строительство у властей не было.
Жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол» было образовано в марте 1923 года. В товарищество входили сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция и рабочие. Строительство поселка началось осенью 1923 года, и было в основном завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Сергей Сергеевич Церевитинов, ветеран войны, почетный глава совета самоуправления поселка «Сокол»: Среди жителей «Сокола» были не только представители преуспевающей творческой интеллигенции. Жили здесь, например, рядовые рабочие завода «Изолятор», организации «Мосхлеб» — коллективные пайщики кооператива. Стоимость рассрочки на строительство домов зависела от размеров построек – в небольшом коттедже мог себе позволить поселиться даже человек небогатый .

Перед тем, как стать памятником архитектуры, «Сокол» неоднократно хотели снести. Зачем? Всего лишь для того, чтобы застроить лакомый кусочек земли многоэтажными домами. Первые разговоры о сносе «Сокола» начались в 1950-х гг.: «…давно пора сковырнуть «курятники» поселка бульдозером», - грозили в райисполкоме, намереваясь снести 54 из 119 коттеджей. Усилиями местных жителей поселок удалось отстоять. Против его сноса как единого архитектурного комплекса выступали Министерство культуры, Общество охраны памятников и Союз архитекторов. В результате решением Моссовета от 25 мая 1979 года поселок «Сокол» поставили под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

В конце 1980-х гг., с целью заработка денег на содержание поселка, его жителями было организовано агентство «Сокол», приносившее прибыль за счет работ, выполняемых на договорной основе. Для более эффективного решения территориальных вопросов в 1989 году в поселке было учреждено территориальное общественное самоуправление (ТОС).
В 1998 году «Сокол» отметил свое 75-летие. К этой дате было приурочено открытие музея поселка. В музее, который помещается в здании территориальной общины (улица Шишкина, 1/8), собрано множество старых фотографий, рассказы о местных жителях, а также обломок самолета АНТ-20 «Максим Горький», упавшего на поселок в мае 1935 года.

Сергей Сергеевич Церевитинов: «Всеми вопросами, связанными с жизнью поселка, местные жители занимаются самостоятельно, без вмешательства и помощи со стороны городских властей. Денег нам не дают, но и не указывают, что делать. Средства к жизни зарабатываем в основном сдачей в аренду нежилых помещений.
Поселок «Сокол» — единственное в САО (а возможно и во всей Москве) территориальное образование, которое находится полностью на самообеспечении в финансовом плане.»

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И это ещё не конец… Stay tuned!

Это первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.

8 августа 1921 года В.И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве.
Суть его: те, кто имеет средства — рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, —
могут строить жилье сами.
В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: "Новая Москва".

Кооперативное товарищество "Сокол" было создано в марте 1923 года. Почему такое название — Сокол?
Дело в том, что первоначально поселок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.


Жилой дом (арх. Н. В. Марковников)

Стали подбирать другой участок. Выбор пал на восточную окраину Москвы. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось — Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем — и административный район столицы.

В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет — без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…
Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.


Здание территориальной общины и музея.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.
Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.
Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.
Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.
Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.


«Вологодская изба» (арх. братья Веснины)

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.

Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Художники в Соколе — тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников — Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие — получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

8 мая 1935 года на поселок рухнул самолет-гигант "Максим Горький". К счастью, никто из жителей не пострадал…

В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и поселок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.
Коснулись поселка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся ученые и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.

В начале 50-х, поселок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна).
Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.
Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.

Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего поселка. К их голосу — не допустить разрушения поселка как единого градостроительного и архитектурного комплекса — присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность поселка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: поселок не трогать!
Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Поселок же все более терял свой первозданный вид.
К этому времени (1988-1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в поселке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова — в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».

Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-поселок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.

В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.


«Сторожевая башня» (арх. братья Веснины)


Местная школа.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes.

В феврале 2010 года после скандала со сносом нескольких домов в московском посёлке «Речник» префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в прокуратуру для проверки законности строительства 30 новых домов посёлка «Сокол». Вскоре в посёлке состоялся митинг, на котором собравшиеся требовали сохранить исторические постройки. Ситуация вокруг посёлка «Сокол» широко освещалась в прессе, но тем не менее никакого развития она не получила, и новоделы сносить не стали.


Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)


Дом-мастерская Александра Герасимова.

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.

Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основан в 1923 году. Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом ещё в конце XIX века. В 1903 году появился проект строительства в Москве на Ходынском поле подобного города-сада, но идея не была реализована. Уже в советское время московские окраины предполагалось застроить коттеджными посёлками со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.




Вероятно, через пару лет до поселка Сокол можно будет доехать на электричке, от станции надо будет пройти всего метров двести. С начала прошлого века здесь проложены железнодорожные пути Малого кольца МОЖД, в 1908 году построили станцию Серебряный Бор с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок. Некоторые постройки сохранились, утратив детали оформления фасадов. Окружная железная дорога протяжённостью 54 километра была задумана как транспортная развязка для переброски грузов на основные радиальные магистрали. В разные годы кольцо использовалось и для перевозки пассажиров.


Станция. 1990-1995 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/105962


1907-1908 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/85707


Будка централизации стрелок. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/22866

С 2012 года Правительство Москвы реализует программу реконструкции этой железной дороги, с осени 2013 года проводится замена путей.


Неопознанная постройка начала прошлого века


1925-1935 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/20369

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Спустя два года в свежеобразованное товарищество Сокол вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.

Из нескольких версий происхождения названия самая распространённая связана с районом Сокольники на противоположном конце города. Там действительно было много дачных участков и новый посёлок якобы должен был к ним присоседиться. Но что-то пошло не так, строительство перенесли в село Всехсвятское. Но на уже изготовленной печати товарищества был изображён сокол, отсюда и название.

Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно 9 соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека.


Улица Поленова, 8. 1930-1950 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/3581


"Сторожевая башня" Весниных. 1924 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/14060


Улица Сурикова, 22. 1923-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/8270

Поселок разрезают на участки несколько улиц, которые с 1928 года стали носить имена русских художников: улица Брюллова (с 1923 по 1928 год - Столовая), улица Венецианова, улица Верещагина (Уютная), улица Врубеля (Центральная), улица Кипренского (Вокзальная), улица Крамского, улица Левитана (Парковая), улица Поленова (Большая), улица Саврасова (Чайковского), улица Серова, улица Сурикова (Телефонная), улица Шишкина (Школьная). Переименование было инициировано художником Павлом Павлиновым для увековечивания памяти великих русских живописцев. С тех пор Сокол получил неофициальное название - Поселок художников.


Современная схема посёлка Сокол:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Poselok_Sokol_plan.jpg?uselang=ru

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А.Челинцева засажена определённой породой деревьев. На улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова - клёны татарские, на улице Кипренского - клёны остролистные, на улицах Шишкина и Врубеля - ясени, на улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные, на улице Саврасова - тополя.

18 мая 1935 года в небе над Соколом произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 "Максим Горький", который пилотировал Николай Журов, буквально рассыпался в воздухе после столкновения с истребителем сопровождения. Виновником трагедии считали пилота И-15 Николая Благина, взявшегося выполнять фигуры высшего пилотажа и не справившегося с управлением. Вскоре органы НКВД выяснили, что лётчик совершал манёвры вокруг гиганта с санкции руководства ВВС, чтобы кинооператор с другого самолёта зрелищно запечатлел этот демонстрационный полёт. Так или иначе погибли 11 членов экипажа, 38 пассажиров АНТ-20 и летчик-испытатель Благин. Они с почестями были похоронены на Новодевичьем кладбище. Среди жителей посёлка жертв не было.


Обломок фюзеляжа упал на дом № 4 по улице Левитана: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/30586


"Красный пантеон" Новодевичьего кладбища

В 1936 году кооперативное строительство было свёрнуто и окрестности стали застраиваться многоэтажками. Таким образом, улица Врубеля, изначально задуманная как центральная, стала границей поселка Сокол.

Многоквартирные дома на улицах Врубеля и Саврасова

В 1938 году в центре поселка возвели родильный дом № 16, который до сих пор используется по назначению. Во дворе постоянно можно увидеть взволнованных пап, ожидающих пополнения в своих семьях.

В деревенскую идиллию вторглись и несколько многоквартирных домов, возведенных в 1920-1930-е годы согласно новой концепции - строительства рабочих городков.

После войны поселок подключили к общегородской канализации, многие дома капитально отремонтировали, большинство бревенчатых домов обили досками и покрасили. Тогда же провели замену печного отопления на местное водное с использованием водонагревательных котлов, работавших на каменном угле. В 1963-1964 годах в посёлок провели газ.

Сокол на Викискладе

«Со́кол» (также известен как «посёлок художников ») - первый в Москве кооперативный жилой посёлок , основанный в 1923 году . Расположен в Северном административном округе , неподалёку от построенной позднее станции метро «Сокол ». Посёлок «Сокол» стал одним из воплощений концепции города-сада . С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

Расположение

Посёлок занимает квартал в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе . Жилые дома посёлка расположены в границах улиц Алабяна, Левитана , Кипренского , Врубеля и Малого Песчаного переулка . Кроме того, к посёлку относятся бывшая часовня кладбища «Арбатец» (улица Алабяна, дом 2а) и здание казарм станции Серебряный Бор (улица Панфилова , дом 6б).

Ближайшие станции метро - 02 «Сокол » и 14 «Панфиловская » - находящиеся примерно в 500 м к востоку от посёлка и в 350 м к югу соответственно. В непосредственной близости от посёлка на улице Алабяна расположены две остановки наземного общественного транспорта: «Улица Алабяна» автобусов № 60, 88, 105 и «Улица Левитана» автобусов № 26, 60, 88, 100, 105, 175, 691, 691к и троллейбусов № 19, 59 .

История

Предыстория

Архитекторами посёлка «Сокол» была реализована популярная в начале XX века концепция «города-сада » . Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута британцем Эбенизером Говардом в 1898 году . Уже в 1903 году появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914-1917 годов помешали его реализации .

В градостроительных планах 1920-х годов - «Новая Москва» Алексея Щусева и «Большая Москва » Сергея Шестакова - также широко использовалась идея «города-сада». Окраины и пригороды Москвы предполагалось застроить посёлками, состоящими из невысоких домов, в которых должны были быть свои библиотеки, клубы, спортивные и детские площадки, детские сады .

Основание посёлка

Жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол» было образовано в марте 1923 года , а 11 апреля состоялось первое организованное собрание кооператива . В товарищество входили сотрудники наркоматов , экономисты, художники, учителя, агрономы , техническая интеллигенция и рабочие . Первым председателем правления кооператива «Сокол» был председатель профсоюза «Всекохудожник » Василий Сахаров . Кооператив получил в аренду участок на окраине села Всехсвятского площадью 49 десятин с обязательством застроить его через 7 лет примерно 200 домами . Уже осенью 1923 года там началось строительство посёлка «Сокол».

Членам-пайщикам кооператива предоставлялось право пользоваться жилой площадью на протяжении 35 лет без каких-либо ограничений. Паевые взносы кооператива «Сокол» составляли 10,5 золотых червонцев за вступление, 30 - при выделении участка и 20 - при начале строительства. Полная стоимость коттеджа , которая выплачивалась на протяжении нескольких лет, составляла 600 червонцев. Это достаточно высокие цены, которые были далеко не всем по карману .

Происхождение названия

До сих пор нет единого мнения, почему посёлок получил название Сокол . Согласно наиболее распространённой версии, первоначально этот посёлок планировалось строить в Сокольниках - отсюда и название. Появилась даже печать с изображением сокола, держащего домик. Однако затем планы изменились, и для посёлка выделили землю близ села Всехсвятского, но жилищный кооператив своё название сохранил . По другой версии, высказанной историком П. В. Сытиным , посёлок был назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А. И. Сокола , который разводил в своём дворе породистых свиней . Иная версия говорит о том, что посёлок получил название от строительного инструмента - сокол штукатурный .

Проектирование и строительство

В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н. В. Марковников , братья Веснины , И. И. Кондаков и А. В. Щусев . При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

По мере строительства посёлка складывалась его социально-бытовая инфраструктура. Были построены два продовольственных магазина. Товарищество на свои средства открыло библиотеку и столовую. В посёлке были устроены две спортивные площадки. На нечётной стороне улицы Левитана был разбит парк. В 1927 году в посёлке «Сокол» открылся детский сад. В его штат входила всего одна воспитательница, а остальную работу посменно выполняли дежурные мамы .

В конце 1920-х концепция застройки «Сокола» индивидуальными жилыми домами была подвергнута критике. Идеология того времени предполагала строительство коллективных рабочих домов. Примечательно, что одним из критиков «Сокола» стал автор генплана посёлка и архитектор большинства его домов Н. В. Марковников . С учётом реалий времени в конце 1920-х - начале 1930-х в посёлке было построено несколько многоквартирных домов для рабочих.

Посёлок в 1930-х годах

В начале 1930-х годов у посёлка «Сокол» изъяли часть территории, которая ещё не была застроена (между улицей Врубеля и Волоколамским шоссе). Там возвели несколько жилых домов для работников НКВД . В 1938 году на месте сквера в центре посёлка построили четырёхэтажный родильный дом № 16 .

Посёлок во время войны

С начала 1950-х годов начались попытки сноса посёлка . Согласно легенде, против этого высказался Сталин , когда он посещал стройку на соседней Новопесчаной улице . В 1958 году появился план строительства многоэтажных жилых домов на части территории посёлка. Однако, благодаря усилиям жителей «Сокола», в 1962 году этот проект был отменён. Вскоре появился новый проект сноса 54 из 119 коттеджей: «…давно пора сковырнуть „курятники“ посёлка бульдозером», - грозили в райисполкоме . Но и на этот раз «Сокол» удалось отстоять. Против сноса посёлка как единого архитектурного комплекса выступали Министерство культуры, Общество охраны памятников и Союз архитекторов . В результате решением Моссовета № 1384 от 25 мая 1979 года посёлок поставили под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти .

Современный период

В конце 1980-х годов в стране начала развиваться коммерческая деятельность. В то же время средств на содержание посёлка власти выделяли мало. Тогда жители организовали структуру, чтобы зарабатывать деньги на содержание посёлка, - агентство «Сокол». Агентство приносило прибыль за счёт работ, выполненных на договорной основе. Его доходы многократно превысили объём средств, выделяемых райисполкомом . Для того, чтобы жители могли более эффективно решать территориальные вопросы, 14 июля 1989 года в посёлке было учреждено территориальное общественное самоуправление .

Усилиями самоуправления был проведён значительный объём ремонтно-восстановительных работ. В посёлке организовывали различные праздничные мероприятия, издавали газету «Голос Сокола» . В центре посёлка появились детская площадка и обелиск в память погибших в Великой Отечественной войне . В 1998 году «Сокол» отмечал своё 75-летие. К этой дате было приурочено открытие музея посёлка .

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием , некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes .

Первоначально планировалось застроить посёлок «Сокол» тремя типами коттеджей : бревенчатыми, каркасно-засыпными и кирпичными. Позднее каждый из типов домов многократно варьировался. Согласно замыслам архитекторов, использовались различные конструкции и материалы. Поскольку «Сокол» являлся первенцем советской жилищно-строительной кооперации , он стал своего рода базой для испытания архитектурных решений.

Многие постройки посёлка являлись экспериментальными. Некоторые технологии, использованные при строительстве «Сокола», позже были внедрены в массовое строительство. Дом 10 по улице Верещагина, построенный Н. В. Марковниковым, являлся экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года . Помимо традиционных строительных материалов, использовали торфофанеру, соломоблоки, фибролит , шлакоблоки . По проекту Н. Я. Колли в посёлке был построен дом из армянского туфа , чтобы проверить свойства этого материала перед использованием его в облицовке здания Центросоюза на Мясницкой улице . В 1948 году два экспериментальных жилых дома были построены на улице Сурикова по проекту З. М. Розенфельда .

Несколько домов возводилось по образцу русских построек XVII-XVIII веков. Особую известность получили рубленые деревянные избы братьев Весниных, построенные в стиле вологодского деревянного зодчества . Симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают северные сторожевые башни .

Архитектурный ансамбль посёлка «Сокол» был во многом уникален. Опыт «Сокола» использовался при строительстве Новосибирского Академгородка , посёлка Павлово в Ленинградской области , а также рабочих посёлков на «Усачёвке », на Беговой улице и в селе Богородском .

Дома посёлка «Сокол»
«Вологодская изба» (арх. братья Веснины) Жилой дом (арх. Н. В. Марковников) Жилой дом (арх. И. И. Кондаков) Здание часовни (арх. Р. И. Клейн)
Многоквартирный дом (арх. Н. Дюрнбаум) «Сторожевая башня» (арх. братья Веснины) Жилой дом (арх. Н. В. Марковников) Дом на две семьи (арх. З. М. Розенфельд)

Планировка

Первоначальный план посёлка «Сокол» был разработан Н. В. Марковниковым по Гипподамовой системе : улицы пересекались под прямыми углами и делили посёлок на несколько одинаковых кварталов. Но позднее к работе над планом присоединился В. А. Веснин , и совместно ими было решено отдать предпочтение свободной планировке .

Важное значение придавалось восприятию окружающей среды. Эта концепция была разработана философом П. А. Флоренским и художником-графиком В. А. Фаворским . Улицы посёлка были проложены таким образом, чтобы зрительно расширить пространство. Например, улица Сурикова поделена на три разные по ширине части, благодаря чему с одного конца она кажется очень длинной, а с другого - короткой. Улица Поленова в своей центральной части «сломана» под углом 45°, и поэтому она кажется более длинной и широкой. Фасады некоторых домов не имеют окон, чтобы не задерживать на себе взгляд .

Посёлок «Сокол» занимает площадь в 21 га . Каждый участок имеет площадь примерно 9 соток .

Озеленение

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные , на улице Брюллова - клёны татарские , на улице Кипренского - клёны остролистные (разновидность schwedleri ), а на улицах Шишкина и Врубеля - ясени . На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные . Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями .

Среди жителей посёлка было немало садоводов-любителей. Агроном-селекционер Н. И. Любимов в 1920-е - 1930-е годы выращивал на своём участке выведенные им сорта цветов. В 1927 году им была создана первая в стране ячейка общества любителей зелёных насаждений, которая объединяла 30 жителей «Сокола». В посёлке произрастали и редкие растения, некоторые из них занесены в Красную книгу . Сады посёлка «Сокол» являются частью природного комплекса Москвы .

Территориальная община

Музей посёлка

Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году . Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина , дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка, а также обломок самолёта АНТ-20 «Максим Горький».

Улицы посёлка

В первоначальном проекте улицы посёлка назывались иначе, чем сейчас: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п. В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана , Сурикова , Поленова , Врубеля , Кипренского , Шишкина , Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников». Улицы на северо-западной части первоначальной территории, позднее изъятой у посёлка, предполагалось назвать в честь русских композиторов. Автором новой топонимики «Сокола» был известный художник-график П. Я. Павлинов . В названиях улиц «Сокола» прослеживается связь с дореволюционной традицией: уже в 1910 году под Москвой появился дачный посёлок «Клязьма », где улицы носили имена русских писателей, поэтов и художников .

Изображение Название Описание Дома посёлка
Улица Алабяна Улица существовала до строительства посёлка. Нынешнее название получила в 1959 году в память о советском архитекторе Каро Семёновиче Алабяне . Улица проходит вдоль юго-восточной границы посёлка. № 8а, 8б, 8в
Улица Брюллова Столовая улица . В 1928 году получила нынешнее название в память о русском художнике Карле Павловиче Брюллове . Расположена между улицами Сурикова и Врубеля. № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12
Улица Венецианова Алексея Гавриловича Венецианова . Улица является самой короткой в Москве (48 метров). Представляет собой тупик , соединяющийся с улицей Сурикова. № 3, 4
Улица Верещагина Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Уютная улица -баталиста Василия Васильевича Верещагина . Расположена между улицами Сурикова и Шишкина. № 3, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24/2
Улица Врубеля Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Центральная улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Михаила Александровича Врубеля . Улица проходит вдоль северо-западной границы посёлка. № 5, 7, 9, 11/22
Улица Кипренского Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Вокзальная улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Ореста Адамовича Кипренского . Улица проходит вдоль западной границы посёлка, между улицами Врубеля и Левитана. № 4, 8/26, 10, 12, 14
Улица Крамского Улица появилась в составе посёлка. В 1928 году получила название в честь русского художника Ивана Николаевича Крамского . Расположена между улицами Шишкина и Серова. № 3
Улица Левитана Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Парковая улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Исаака Ильича Левитана . Улица проходит вдоль южной границы посёлка. № 4, 6, 6а, 8, 10, 16, 18, 20, 22, 24/2
Малый Песчаный переулок Переулок существовал до строительства посёлка. Получил название по характеру почвы, по аналогии с другими улицами и переулками села Всехсвятского . Переулок проходит вдоль северо-восточной границы посёлка. № 2а, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25/14
Улица Поленова Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Большая улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Василия Дмитриевича Поленова . Расположена между улицами Левитана и Врубеля. № 1/14, 2/12, 3, 4, 5/19, 6/17, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Улица Саврасова Улица появилась в составе посёлка. Изначально в 1928 году получила название Улица Чайковского в честь русского композитора Петра Ильича Чайковского . Переименована в 1956 году в честь русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова (для устранения одноимённости улиц в Москве). Расположена между улицами Шишкина и Врубеля. № 1/3, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11
Улица Серова Улица появилась в составе посёлка. В 1928 году получила название в честь русского художника Валентина Александровича Серова . Расположена между улицами Крамского и Верещагина. № 1/2, 3
Улица Сурикова Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Телефонная улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Василия Ивановича Сурикова . Расположена между улицами Алабяна и Кипренского. № 3, 4, 5, 6, 7, 8/2, 9/1, 10, 11/2, 12, 13, 14/2, 15, 18, 20, 21, 21а, 21б, 22/2, 23, 23а, 23б, 25, 27, 29
Улица Шишкина Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Школьная улица пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина . Расположена между улицей Поленова и Малым Песчаным переулком. № 1/8, 4, 5/2, 6, 10

Известные жители

Примечания

  1. Е. Жукова. О «Соколе», его архитектуре и обитателях // Наука и жизнь . - 1983. - Вып. 10 . - С. 118-122 .
  2. Согласно информации на остановке
  3. История московских районов. Энциклопедия / Под редакцией К. А. Аверьянова. - М. : АСТ: Астрель, 2005. - С. 299-303. - ISBN 5-271-11122-9 .
  4. Москва 850 лет. Северный административный округ / Под ред. В. А. Виноградова. - М. : АО «Московские учебники и картолитография», 1997. - С. 90. - 144 с. - ISBN 5-7853-0019-2 .
  5. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. - М. : Искусство, 1983. - С. 217. - 504 с. - 25 000 экз.
  6. Москва 850 лет. Северный административный округ / Под ред. В. А. Виноградова. - М. : АО «Московские учебники и картолитография», 1997. - С. 91. - 144 с. - ISBN 5-7853-0019-2 .
  7. Посёлок Сокол. История посёлка и его жителей / ред. Н. А. Соляник. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - С. 17. - 208 с. - 1000 экз. -