Драма содержание произведений. Сочинения

ДРАМА (греч. drama – действие), один из основных жанров современного театрального искусства (наряду с комедией и трагедией).

Драма – самый молодой из основных жанров . Если первое известное нам теоретическое исследование трагедии и комедии относится к 4 в. до н.э. (Поэтика Аристотеля), то драма в отдельный жанр была выделена только в 18 в. Теоретическое обоснование нового жанра связано с именем известного французского энциклопедиста Дени Дидро .

Будучи философом-материалистом и одновременно писателем, драматургом, Дидро в своей теоретической и практической работе исходил из постулата, что искусство есть подражание жизни. Потому он выступал с программой коренного преобразования французского театра, резко возражая против современного ему эстетического течения классицизма . Строгий канон классицистской трагедии с ее приподнято-патетическим стилем, изображением «облагороженной природы», одноплановыми и статичными характерами, идущими от античных образцов, подвергался Дидро критике за ограниченность и оторванность от жизни. Кроме того, в принципиальной позиции Дидро сыграли существенную роль и его социальные воззрения, обусловившие его требования демократизации театрального искусства (О драматической поэзии , 1758; Парадокс об актере , 1770- 1773 и др.).

Потребность в демократизации театра и уничтожении строгих формальных канонов драматургии было велением времени – недаром те же принципы практически одновременно разрабатывались и в других европейских странах (в Англии – Дж.Лилло и Э.Мур ; в Германии – Г.Э.Лессинг и др.).

До Дидро в теоретических работах по драматургии сословная принадлежность жанров не подвергалась сомнению: трагедия повествует о жизни высших классов, комедия – низших; эти жанры строго разграничены, причем за трагедией в 17 в. было закреплено обозначение «высокого» жанра, за комедией – «низкого». Дидро фактически создал новую теорию драматургии, не только отрицая эстетическую или идейную иерархию жанров, но и разработав новый, промежуточный между трагедией и комедией жанр «мещанской драмы», в центре которой находятся представители третьего сословия, «честные буржуа» (в дальнейшем за определением нового жанра закрепился термин «драма», эпитет же мог меняться в зависимости от проблематики и персонажей: «моральная драма», «философская драма», «социальная драма» и др.). Именно этот герой, к переживаниям и страданию которого автор, а значит и зрители относятся серьезно и с сочувствием, определил принципиальную новизну жанра.

Новый герой повлек за собой и изменение масштаба изображаемых событий. Если герои трагедии решают кардинальные проблемы бытия, а их поступки и судьбы оказывают влияние на развитие общества, то события драмы более локальны. Ее герои могут переживать истинную трагедию, но трагедию личную, субъективную, не имеющую широкого общественного резонанса, впрочем не становящуюся от этого менее тяжелой или страшной. Эти принципы, несомненно, приблизили драматургию к реальной жизни, фактически положив начало психологическому театру (а значит, выведению искусства актера на принципиально новый уровень), а также становлению и развитию дополнительных жанров драматургии (мелодрама , трагикомедия) и различных эстетических направлений (сентиментализм , натурализм, реализм).

Сегодня драма – пожалуй, всеобъемлющий театральный жанр с трудно определимыми формальными границами и атрибутами. В театре часто термин «драма» употребляется в более широком смысле – в применении к любой пьесе , вне зависимости от ее жанра. Кроме того, в театроведении и театральной критике термин часто употребляется как синоним слова «драматургия».

В бытовом языке слово «драма» используется для определения каких-либо из ряда вон выходящих событий высокого накала, как правило – несчастливых, сопровождающихся большим всплеском эмоций.

Татьяна Шабалина

Драма (от греч. – Действие) – род литературы, один из трех, наряду с эпосом и лирикой. Основой драмы, как на это указывает начальная суть слова, является действие. В этом драма близка к эпосу: в обоих случаях объективное изображение жизни происходит через события, поступки, столкновения героев, борьбу, то есть через явления, которые составляют внешний мир.

Но то, о чем в эпохе рассказывается как о событии, которое состоялось (или систему событий), в драме подается как живое, что разворачивается в настоящем времени (на глазах зрителя!) событие,

Показанное через конфликты и в форме диалога. Из упомянутых отличий не следует строить заключения о преимуществе одного литературного рода над другим. Драма достигает эмоционального и эстетичного влияния своими, только ей присущими художественными средствами. Не имея другой возможности, кроме ремарок, говорить “от себя”, драматург переносит центр веса на изображение самого процесса действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем того, что происходит: герои драмы должны характеризовать себя своими поступками, языком, вызвать у зрителя сочувствие или негодование, уважение или презрение и т. д.

В театральном спектакле сосуществуют разнообразнейшие виды искусства: поэтическое слово и музыка, живопись и архитектура, танец и мимика и т. д. Это все – результат общих творческих усилий драматурга, актера, режиссера, художника, музыканта, даже машиниста сцены.

Сценическое назначение драмы диктует ей специфические литературные признаки: особенности выбора и построение сюжета, своеобразность изображения характеров, композиционное членение. Рассчитанная на коллективное эмоциональное влияние, драма старается взволновать зрителя особой остротой конфликтов, напряженностью борьбы, которую ведут герои, когда сталкиваются их интересы. “Драма родилась на площади и составляла увеселение народное”, – писал А. С. Пушкин. Нужно различать драму как один из литературных родов и драму как жанр драматургических произведений.

В последнем значении драма – пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Действующие лица драмы – преимущественно рядовые, обычные люди. Зарождение драмы как жанра можно заметить уже в драматургии античности (“Ион” Эврипида), но значительного распространения она получила начиная с XVIII столетия.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве. Возник в конце XVIII столетия в Германии, Англии и Франции, а с начала XIX ст. постепенно распространился в большинстве стран Европы и в США. В XVIII столетии романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в жизни. […]...
  2. Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого “…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) – это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ – началу ХХ в..”. А. Козлов в книге “Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров” отметил, […]...
  3. Бертольд Брехт (1898-1956) своей мировой славой обязан театру. В конце 20-х годов Брехт формулирует теорию “эпического театра”, которая была противоположностью “драматическому”. Главный принцип эпического театра Брехта – “эффект отчуждения”. Этот принцип предусматривает необыкновенное изображение обычного. Проблемы моральной ответственности человека за все, что происходит в мире, Брехт остро поставил в драме “Жизнь Галилея”. По жанру – […]...
  4. Александр Николаевич Островский – прекрасный российский драматург, творчество которого в значительной мере повлияло на развитие и русской литературы, и русского театра. Островский написал множество пьес, которые не теряют популярности до сих пор. Они часто ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Одним из таких произведений является драма “Бесприданница”. Название пьесы отражает бытовую сторону беды Ларисы […]...
  5. А. С. Пушкин написал “Бориса Годунова” в 1825 году под свежим впечатлением X и XI томов “Истории Государства Российского” H. М. Карамзина. Ему и посвятил драму. По мнению историка С. Б. Веселовского, изображение летописцами царя Бориса тираном стало традиционной клеветой со времени царствования Михаила Роман (бессмертное произведение)ова. Уверенного ответа на вопрос о причастности Годунова к […]...
  6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. Н. Островский Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Жанр – драма Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, […]...
  7. Статья. Сочинение в жанре литературно-критической статьи является наиболее сложным и ответственным, поскольку оно требует не просто критического отношения к произведению, но отношения научно-исследовательского. Вы должны открыть в произведении нечто новое, то, что еще не стало предметом научного исследования. Такого рода сочинение должно быть концептуальным, то есть отражать авторское видение, понимание и оценку произведения. Можно сказать, […]...
  8. Литературные роды. Жанры литературы Эпос, лирика, драма Литературный род – группа жащюв, обладающих сходными структурными признаками. Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на […]...
  9. КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий: времени, места и действия. Время пьесы занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, Островский определил достаточно точно – город Калинов. Из […]...
  10. Генрик Ибсен – знаменитый норвежский драматург, в своей драме “Борьба за престол” изобразил двух главных героев – претендентов на престол Норвегии. Один из них – Хокон Хоконсен был предложен на царствование дворянами. Другой – консерватор по имени Ярл Скуле. Помимо них в борьбу за престол вступил молодой человек Ятгейр, который был обыкновенным певцом-бродягой. В отличие […]...
  11. “Вильгельм Телль” (1804) – последняя законченная драма Шиллера. Это подлинно народное произведение. В его основу положено предание о борьбе швейцарских крестьян против австрийского ига в XIV в. и о метком стрелке Вильгельме Телле – герое швейцарского фольклора. Шиллер изображает чудовищные бесчинства австрийских завоевателей и мужественное сопротивление швейцарского народа. Крестьянин Баумгартен убивает наместника императора за покушение […]...
  12. В своем творчестве Тарас Шевченко раз за разом обращался к историческому прошлому своего народа, искал там ответы на острые проблемы современности. Особое восхищение у художника вызвала эпоха казачества своей героикой, свободолюбивыми настроениями. Поэтому и показывал ее часто в своих произведениях как образец жизни, достойной человека, утверждая необходимость борьбы против самодержавно-крепостнической системы, которая унижала национальное достоинство, […]...
  13. Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании “Грозы”? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое […]...
  14. Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные […]...
  15. Оригинально использовал форму автоэпитафии американский поэт Эдгар Ли Мастерс (1869-1959). Малоизвестный поэт-любитель в 1915 году издал “Антологию Спун-Ривер”, которая сделала его знаменитым, а книга долгие годы оставалась бестселлером и переводилась на многие языки мира. Через десять лет он выпустил “Новый Спун-Ривер”. В совокупности обе книги объединили пятьсот пятьдесят эпитафий жителей маленького вымышленного городка на Среднем […]...
  16. Мотивы в сюжете не могут располагаться произвольно, они соединяются в определенном порядке: один вытекает из другого и предсказывает появление третьего. В сюжете имеется повествовательное ядро – центральный мотив, который наиболее ярко выражает идею сказки. Например, для сказки “Бой на калиновом мосту” центральным будет мотив боя богатыря со змеем, хотя в ней имеются и другие мотивы: […]...
  17. Кульминационный пункт борьбы двух королев – встреча Елизаветы с Марией написана Шиллером с исключительным драматизмом. Вначале Елизавета держится снисходительно по отношению к своей сопернице, ибо сознает свое превосходство, состоящее в том, что она обладает политической властью. Мария чувствует свою слабость и смиренно просит Елизавету о милосердии. Но когда Елизавета уничижительно говорит о Марии как о […]...
  18. Вообще, говоря, о жанре и стиле ” Кому на Руси жить хорошо “, надо иметь в виду большую во многих отношениях близость поэмы Некрасова к прозаическим повествовательным жанрам, чем к поэмам, в частности к лиро-эпической поэме 20-30-х гг. XIX в. Авторы обоих произведений использовали весьма емкую жанровую форму – форму путешествия, позволяющую в любой последовательности […]...
  19. Драма по самой сути предназначена для постановки на сцене, а, следовательно, качественно отличается от других литературных жанров. Для драмы существуют определенные ограничения как в количестве действующих персонажей, так и в продолжительности действия. Именно поэтому особая нагрузка ложится на конфликт, острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои […]...
  20. Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных (чаще всего с указанием даты) или периодических записей, современных описываемым событиям. Специфика этого жанра в том, что “пишущий дневник продвигается наугад, не зная еще ни своей судьбы, ни судьбы своих знакомых. Это поступательная динамика, исполненная случайностей и непроверенных событий”. М. Волошин писал: “Где-то я встречал […]...
  21. Дети пепси-колы заслуженно отходят ко сну – А осень патриарха длится так долго, Что рискует превратиться в весну… Шайтан-арба встала, не едет совсем. Для новых откровений нужен новый модем… Борис Гребенщиков Виктора Пелевина причисляют то к концептуалистам, то к чистым постмодернистам, то к традиционным сатирикам. Свой взгляд на общество и человека, свой жизненный опыт Пелевин […]...
  22. Блок долго размышлял над образом Гаэтана и создал его в соответствии с эстетическими воззрениями своего синтетического периода. Об этом свидетельствует творческая история драмы. В образе Гаэтана отражен немаловажный момент эволюции эстетических взглядов самого поэта. Автор сознательно лишает Гаэтана всех человеческих, социальных связей. Действительно, в “Объяснительной записке для Художественного театра” говорится о продуманной концепции художественного творчества, […]...
  23. Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма ” Борис Годунов “, поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи – […]...
  24. В своей работе “Тысяча лет украинской культуры” Мирослав Семчишип подверкивает: “Во второй половине XVII ст. за время правления И. Виговського, Ю. Хмельниченка, П. Тюри, И. Брюховецкого, П. Дорошенко, И. Мазепы, которые придерживались разных ориентаций – то на русский царизм, то на польского короля, то на турецкого султана или на шведского короля, Украина стала ареной постоянной […]...
  25. Драма как род литературы соединяет в себе изображение ха­рактеров и событий (как в эпосе) в непосредственном дейст­вии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют ре­шающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие дра­мы очень ограничено. Как правило, автор может […]...
  26. В чем содержание человеческой жизни? Каким оно должно быть? Что надо для того, чтобы жизнь была полноценной, счастливой, правильной? Эти вопросы есть синонимическим отголоском главной проблемы драмы-феерии “Лесная песня”. Чтобы ответить на них, надо иметь незаурядный жизненный опыт, уметь любить, прощать и верить. Этот вера – гимн единения человека и природы, это искренняя песня о […]...
  27. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия – безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой “идеологии” являются Дикой […]...
  28. Драматическую поэму “Ярослав Мудрый” Кочерга начал еще тогда, когда возвращался из эвакуации. Проездил он теми местами, которые едва лишь освободили из под фашистского сапога. Его глаз не минул руин и пожарищ, бедствий людей. Из первых уст он слышал о преступлениях немцев, про мужество и отвагу солдат нашей армии, об их стремлении жить на освобожденной земле. […]...
  29. М. П. Старицкий – один из корифеев украинской драматургии. Он оставил глубокий след в украинской культуре. Кроме драматических произведений, писал стихи и прозу, был выдающимся актером, талантливым режиссером, добросовестным общественным деятелем. Выходец из малоимущей помещичьей семьи, где в большом почете были журналы “Современник”, “Отечественные записки”, произведения русских и зарубежных писателей, “Кобзарь” Шевченко и сборника украинских […]...
  30. Шел 3172 год до нашей эры, в мире правило добро и полная доброта, все жители мира EinCraft жили в полной гармонии с природой, да и просто друг с другом. По всему миру ходили обычные животные, росло много разных деревьев, так что люди всегда могли пользоваться природными ресурсами, и свободно ими пользоваться. Множество людей занимались фермерством, […]...
  31. Образ Свечки проходит через всю драму И. Кочерги “Свечкина свадьба”. Автор показывает, как из борьбы за право на свет началась борьба за волю, как из огонька свечи разгорелся пожар народного восстания. Отталкиваясь от исторических документов, грамот литовских князей 1494-го и 1506-го годов драматург, в своем воображении, нарисовал целиком правдивую картину борьбы киевлян за свет, поскольку […]...
  32. Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение “человека и народа”, отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют […]...
  33. Драма “Гроза” была написана во время поездки писателя в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл повестей, которые рассказывали бы о быте провинциального купечества. Было создано название этого цикла – “Ночи на Волге”. Но по определенным причинам цикл не получился, зато Островский написал одну из самых известнейших драм. Это, разумеется, “Гроза”, которая уже не […]...
  34. Предметом тщательного внимания исследователей уже свыше двух тысячелетий является проблема литературных родов и жанров. Если с первой ее частью все является более-менее понятным: большинство научных работников соглашаются с тем, что существует три литературных рода – эпос, лирика и драма, то относительно второй – имеем разные, достаточно противоречивые точки зрения. Рядом с понятием “жанр” уживается еще […]...
  35. В фольклорах всех народов мира встречаются мифы. Корни слова “миф” тянутся еще с древней Греции – оно означает “предание, сказание”. Мифы – являются колыбелью человечества. Они возникли в глубокой древности, когда люди были еще не способны научно объяснить явления природы, устройство мира и происхождение человечества. Поведением и сознанием наших далеких предков руководили в большем случаи […]...
  36. Наивысшим художественным достижени- ем А. Н. Островского в предреформенные го- ды стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали- нов, жители которого упорно держатся за ве- ками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те обще- человеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для […]...
  37. Здравствуй, Антон! Что ты делаешь летом? Наверное, купаешься, загораешь, а все вечера просиживаешь у телеэкрана. Знаю твою страсть к детективам! Действительно, поток детективов по телеканалам и в кино перехлестывает через край. Здесь и триллеры, и похождения американских “суперменов” и российских “рыцарей без страха и упрека”… Но вот психологических детективов мало. Ты согласен со мной? Вероятно, […]...
  38. Наивысшим художественным достижением A. H. Островского в пред реформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности, за которые ратует домострой, давно уже потеряли свой смысл для невежественных обитателей Калинова. Для […]...
  39. РАЗДЕЛ 3 СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Сочинения в жанре литературно-критической статьи В методике преподавания литературы существуют разные подходы к пониманию того, что такое сочинение в жанре литературно-критической статьи. Многие методисты, занимающиеся проблемой сочинений, считают, что этот жанр оказывается применим к большинству традиционных сочинений, создаваемых учениками. Например, Т. А. Калганова предлагает такой аспект выделения этого жанра: “Школьные […]...

- ▲ вид художественная литература роды литературы. эпический жанр. эпический. проза художественный рассказ о каких л. событиях. прозаический (# произведения). беллетристика. лирика. драма … Идеографический словарь русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Драма. Не следует путать с Драма (род литературы). Драма литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII XXI веков,… … Википедия

В искусстве: Драма род литературы (наряду с эпосом и лирикой); Драма род сценического кинематографического действа; жанр, включающий в себя различные поджанры, модификации (как то мещанская драма, драма абсурда и пр.); Топоним(ы):… … Википедия

Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь

Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия

Современная энциклопедия

Род литературный - РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков… … Большой Энциклопедический словарь

РОД, а (у), пред. о (в) роде и в (на) роду, мн. ы, ов, муж. 1. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Старейшина рода. 2. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Пушкин , Тынянов Юрий Николаевич. Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943) - выдающийся прозаик и литературовед - внешне был похож на Пушкина, о чем ему говорили со студенческих лет. Кто знает, может, именно этосходство помогло…