Что означает выражение «нести свой крест»? Что Значит Нести Свой Крест? Нести свой крест фразеологизм.

Многие люди в своей речи используют крылатые выражения, не всегда понимая их смысл. Что означает выражение «Нести свой крест»?

Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк:

Первое, что следует отметить: в этом выражении слово «крест» употребляется в переносном смысле. Крест в данном случае - это судьба, жизненные трудности и испытания, которые сопровождают человека на всем его земном пути.

И на протяжении веков главной целью жизни большинства людей было стремление избежать, оградить, защитить себя и своих родных от трудностей и испытаний и обрести спокойную, безмятежную жизнь. Это естественное человеческое желание отразилось, в том числе, и в словах церковной молитвы: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте...»

Однако жизнь без скорбей невозможна в этом мире, лежащем во зле. И тут главный вопрос заключается не в том, как с ними бороться, а как их воспринимать, как относиться ко всем этим трудностям и скорбям. Как к неизбежному злу, которое отравляет жизнь и заставляет страдать? Или... как к благословению?

Святые отцы, рассуждая о скорбях, почитали их за проявление внимания Бога к нам, грешным людям. Они называли скорби и болезни Божиим посещением.

Да, жизнь человека – это череда испытаний. Но испытаний, которые должны закалить нашу душу, очистить ее и сделать достойной наследницей Царства Небесного. В наших скорбях мы уже являемся наследниками Христа, Который принял на Себя, по собственному произволению, страшную участь – Он взошел на Крест, Он испытал невыносимые страдания – ради нас! Ради того, чтобы даровать спасение всему человечеству.

Есть такое выражение: «Господь терпел и нам велел». Таким образом, нести свой крест – это значит, терпеливо, с христианским смирением, по примеру Христа, нести все тяготы, выпадающие на нашу долю.

И еще один важный момент! Церковь говорит нам о том, что каждому предназначается крест по его силам. В связи с этим в заключение расскажу такую притчу. Один человек очень страдал от мысли, что его жизнь непомерно тяжела, что ему на долю выпало слишком много горя и несчастий. И он очень просил у Бога, чтобы Тот даровал ему жизненный крест полегче. Господь пожалел этого человека и пригласил в комнату, где у стен стояло множество жизненных крестов разной величины и веса, и предложил человеку самому выбрать тот крест, который покажется наиболее подходящим. Человек долго выбирал. Ходил по комнате. Присматривался. Взвешивал. И, наконец, в самом дальнем углу увидел маленький крестик и радостно воскликнул: «Вот этот, Господи! Я хочу вот этот!» А Господь улыбнулся и говорит: «Бери, чадо! Это и есть твой крест!»

Первоисточник этого выражения - Библия.
В Евангелии от Иоанна (оно мне нравится больше других) говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».
Иносказательноэто означает терпеливо выполнять свой долг, обязанности; мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды.

В детстве я услышала притчу на эту тему, которая очень мне понравилась:

Один человек пришел к Богу, и говорит:
- Госполь, я знаю, что каждый должен нести свой крест, но мой слишком тяжел для меня... Нет ли у тебя чего полегче?
- Хорошо, - ответил Бог, - пойдем, выберешь себе сам.
Зашли они в громадное помещение, где было очень много крестов - одни сплошные крести, всех видов и размеров. Мужик долго ходил, выбирал, примеривался, наконец выбрал один: ладный такой крест, удобный, легкий и совсем небольшой по размеру.
- Вот, этот крест как раз по мне! - сказал он Господу.
На что Бог ответил:
- Ты выбрал свой крест!

***
Есть на эту тему французская песенка:
Les croix
Mon Dieu, qu"il y en a des croix sur cette terre
Croix de fer, croix de bois, humbles croix familières
Petites croix d"argent pendues sur des poitrines
Vieilles croix des couvents perdues parmi les ruines



Et moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête

Mon Dieu qu"il y en a sur les routes profondes
De silencieuses croix qui veillent sur le monde
Hautes croix du pardon dressées vers les potences
Croix de la déraison ou de la délivrance

Et moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête,
Immense croix de plomb vaste comme l"amour
J"y accroche le vent, j"y retiens la tempête
J"y prolonge le soir et j"y cache le jour

Mais moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête
Un mot y est gravé qui ressemble à "souffrir"
Mais ce mot familier que mes lèvres répètent
Est si lourd à porter que j"en pense mourir

Перевод:

Кресты
Господи, сколько же крестов на этой земле,
Кресты из железа, кресты из дерева,
Скромные привычные крестики,
Крестики из серебра, висящие на груди,
Старые кресты монастырей, потерянные среди руин...





Господи, сколько же их на дальних дорогах,
Тихих крестов, которые следят за миром,
Высокие кресты прощения, обращённые к виселицам,
Кресты безрассудства или избавления.

И я, бедная я бедная, у меня свой крест*
Огромный свинцовый, тяжёлый крест, широкий как любовь,
К нему я прицепляю ветер, им я задерживаю бурю,
Им я продлеваю вечер и в нём я прячу день.

И я, бедная я бедная, у меня свой крест
Слово на нём выгравировано, похожее на "страдать"
Но слово это привычное, что губы мои повторяют,
Так тяжело нести его, что я думаю, что от этого умру.

Еще притча на эту тему:

Шли два человека, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста.
Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел.
И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему и упал в бездну...

И еще притча - вариация на ту же тему:

Однажды человек, постоянно недовольный своей жизнью, спросил у Бога:
- Почему каждый должен нести свой крест? Не можешь ли Ты дать мне крест полегче? Я устал от каждодневных трудностей!
И вот снится этому человеку сон. Видит он вереницу медленно идущих людей, и каждый несёт свой крест. И сам он тоже идёт среди этих людей. Устал он идти, и показалось человеку, что его крест длиннее, чем у других. Тогда он остановился, снял крест с плеча и отпилил от него кусок. Идти стало намного легче, и он быстро дошёл до места, куда направлялись все. Но что это? Перед ним глубокая пропасть, и лишь по другую её сторону начинается земля Вечного Счастья. Как же туда добраться? Вокруг не видно ни мостика, ни кладки.
Человек заметил, что люди, шедшие с ним, с лёгкостью переходили на другую сторону. Они снимали с плеч свой крест, перебрасывали его через пропасть, и переходили по нему, как по мостику. Только он не мог перейти. Его крест был слишком коротким. Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал»...
Проснувшись, он больше не просил у Господа крест полегче.

А вот притча о женщине, которая не желала нести свой крест.

Одной женщине очень не нравилась, та жизнь, которую ей приходилось вести. Она постоянно роптала на Бога, говоря: «Зачем, Бог, Ты заставляешь меня нести этот крест, я не хочу, мне не удобно. Нельзя ли мне дать что-то получше».
Ночью ей приснился сон. Идет она по городу и тащит на себе огромный крест. Идет и жалуется всем, как несчастна ее жизнь и что она не хочет нести этот крест и зачем Бог на нее возложил это бремя. Перед собой женщина увидела церковь и решила занести туда свой крест и сдать его священнику. Она зашла и вдруг увидела, что в церкви стояли другие разные красивые кресты. Она отставила к стене свой крест и пошла выбирать другой. Первый крест, который она увидела, был весь из чистого золота, он величественно сверкал на солнце, демонстрируя всем свое достоинство. Женщина решила, что вот он ее крест именно о нем она мечтала столько времени, именно он идеал ее воображения. Она подошла к кресту и стала примиряться, как взять его, но, сколько бы усилий она не прилагала, все они были тщетными. Крест оказался очень тяжелым. Все что удалось женщине - чуть-чуть качнуть крест и он всей своей массой повалился на нее, едва ли не раздавив ее.
Женщина отошла от этого креста, стерла со лба выступившую испарину и подумала: нет это не тот крест, который мне нужен, уж больно он тяжел для меня. Пойду, поищу, нет ли здесь что-нибудь другого более подходящего, легкого.
Ей сразу же в глаза бросился другой неплохой крест. На вид он был значительно легче первого, но не уступал ему по красоте. Он тоже блестел на солнце, потому что был весь измазан медом. «Какой прекрасный сладкий крест, - подумала женщина. – С таким крестом я никогда не пропаду, и буду жить как у Христа за пазухой».
Надеясь, что ее поиски наконец-то увенчались успехом, женщина энергично подошла к кресту и положила его себе на спину. Все бы ничего, но крест оказался скользким от меда, которым он был покрыт. Он так и норовил соскользнуть со спины, от этого ношение его было весьма затруднено. Бедная страдалица постоянно поправляла его, изрядно замарав свои руки. После долгих попыток женщине пришлось отказаться от медового креста, она поняла, что от сладкого креста жизнь слаще не становится. Но даже после того как она отставила этот крест в сторону ее проблемы не закончились вся ее одежда и руки были перепачканы вязкой массой. Теперь до чего бы она ни дотрагивалось прилипало к ней, оставляя грязные пятна на одежде. Руки очень быстро стали грязными из-за пыли, которая покрывала неказистую церковную утварь. «Что за дурная идея пришла мне в голову взять этот крест в свои руки, - думала женщина.- Наверняка здесь есть более достойные кресты, чем этот «замарашка».
Вглядываясь в полумрак церкви, она действительно увидела такой крест, который сразу позволил ей забыть две предыдущие неудачи. Этот крест не мог оставить равнодушным даже самого черствого человека. Он был весь от самого своего основания до макушки покрыт цветами. Такое разнообразие красок способно растопить самое каменное сердце. Женщина долга не решалась подойти к этому шедевру. Она смотрела на него издалека, воображая, как она пойдет с ним по городу, и как люди будут удивляться, и завидовать ей говоря: «Вот это красота. Надо же, как некоторым везет». Она представляла, как изменится ее дом, если она внесет туда этот прекрасный несравненный крест. А запах. Крест источал тонкий изысканный запах. В этом запахе женщина узнала все то дорогое и ценное к чему стремится каждый человек.
Наполненная грезами женщина подошла к цветочному кресту и уверено протянула свои измученные руки к своей мечте. Но боль пронзила ее тело, развевая сладкий туман в голове. Под цветами на кресте были острые ядовитые шипы, которые разрывали ее плоть, принося адское мучение. Женщина попыталась нащупать на кресте место, где бы не было шипов, но весь крест на всем протяжении был покрыт зловещими колючками. Не веря, что мечта ускользает из рук, женщина снова и снова пыталась ухватиться за крест и острые «когти» цветков все больнее впивались в ее тело и душу. Совсем обессиленная она рухнула на пол, истекая алой кровью.
Какой кошмар творился в голове мученицы. Все что раньше она строила в своем воображении, разрушилось за одну минуту. Рушились не только ее мечты, но и сам смысл жизни показался далеким и не понятным.
Грязное, окровавленное тело женщины отказывалось слушаться. Словно кадры немого кино пролетели в ее голове последние полчаса, которые женщина провела в церкви. Ей пришлось приложить не мало усилий, чтобы подняться и сделать первый шаг к двери.
Подойдя к стене, женщина взяла первый попавшийся крест и обреченно поплелась домой. Ее удивило, насколько удобен и легок этот крест для нее. Расположив его на своей спине, она уныло стремилась наружу, на свежий воздух. Лишь вздох свежего приятного воздуха позволил ей, наконец, до конца осмыслить то, что с ней произошло. Но самое большое потрясение с ней произошло оттого, что она увидела, что крест на ее спине это тот самый крест, с которым она пришла в церковь.
И не было для нее ничего ценнее и любимее чем этот крест.

Вот как обьясняет значение выражения Митрополит Кирилл:

Иисус сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25).

Говоря о Своих предстоящих страданиях, о Кресте и смерти, Господь одновременно подчеркивает, что непременным условием следования за Ним также является подъятие и несение человеком собственного креста. Почему вдруг возникает этот образ креста? Чем был крест в Римской империи? Это было орудие распространенного, но особого способа казни. Крест означал не только мучительную и страшную казнь, но был символом глубокого позора и унижения. Другими словами, крест являл собою полноту боли и человеческого страдания, образ соединения физических и нравственных мучений, знак самой смерти.

Однако в слове Спасителя крест удивительным образом вдруг предстает как некая заповедь человеку, как нравственный долг каждого, кто желает следовать за своим Господом и Учителем. Что же такое крест в евангельском понимании? Прежде всего это реальность, изначальная данность нашего существования, которая присутствует в жизни каждого человека и не зависит от его воли. Свой крест нет необходимости искать, его не нужно специально для себя придумывать, ибо он уже существует в нашей жизни.
Это страдание и боль, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах.

Взять крест - значит принять скорбные обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их бременем, не дать им раздавить себя. Когда человек обретает веру во Христа, она удивительным образом умножает его внутренние силы. Каким же образом?

Господь не просто говорит: «Возьми крест свой, и следуй за Мною», но «Отвергнись себя, и возьми крест свой...» Это очень важное условие обретения человеком внутренних духовных сил, необходимых для несения своего креста.
Способность человека нести крест есть не что иное, как выражение внутренней силы.

Ну... крест как бы уже есть, что прямо сказано в тексте, осталось только отказаться от себя, и тогда все будет. Честно говоря мне, как современному человеку и почти что психотерапевту, не совсем понятно, как это работает, ибо миллионы людей, отказавшихся от себя как раз ищут себя же для того, чтобы обрести необходимые ресурсы для "несения креста". Но несмотря на непонимание верю, что так и есть, ибо у каждого - свой путь. Кто=то отказывается от себя и несеткрест, кто-то - звезду Давида, а кто-то находит себя вместе с источником силы ибо все мы дети Божьи по образу и побобию, и в каждом все уже есть изначально...

Есть, оказывается, и другие мнения по поводу данного выражения. Довольно любопытные и нестандартные.

Например, вот это:
"Мир экстрасенсов"
У всех ли крест один? Оказывается, нет. Есть такие, чья жизненная задача в два раза сложнее, чем у других людей. Есть люди, несущие два своих собственных креста.
Это люди, родившиеся на границе знаков зодиака, или те, кто не знает даты своего рождения, или есть две даты рождения - истинная, и другая, указанная в документах.

У людей, несущих два креста жизненная задача намного сложнее, чем у всех остальных. Такие люди всегда живут в большем напряжении, как моральном, так и физическом, часто выбирают опасную работу, вступают в опасные связи, подвергаются большему риску в своей деятельности. Что посоветовать таким людям, чтобы жизнь их стала приятней, - заниматься несколькими делами, иметь массу увлечений, общаться с людьми разных интересов, тогда два креста не будут давить, повышая давление в душе и создавая опасные ситуации, их энергии станут реализовываться.

Елена Балдина:
Человек несет два креста в том случае, когда он не выполнил задачу в своей предыдущей жизни, а времени на ее выполнение нет, не успел, тогда на него пошел счет кармы--т.е- "вешают" предыдущую часть невыполненной задачи и новую.... Я таких людей знаю в реальной жизни....

Точка зрения тренера кафедры плавания Волгоградской физкультурной академии Михаила Чернова (отрывок из статьи Н. ПОЛЯКОВОЙ) .

– Как ты думаешь, что означает фраза «Нести свой крест»? – спросил меня Михаил Петрович.
– Ничего хорошего, по-моему. Вспоминается Иисус Христос, идущий на Голгофу и несущий огромный крест, на котором он будет распят...
– А вот и нет. Дело в том, что суть человеческой конструкции – это как раз крест. Вертикальная линия – позвоночник, который на Востоке называют еще «антенной мира». А горизонтальная – плечи, руки. И все жизненно важные органы находятся как раз на протяжении или пересечении этого «креста». Поэтому нести свой крест – это идти, выпрямив позвоночник и развернув плечи, то есть добившись, чтобы форма креста была правильной. И желательно, чтобы вертикальная линия, то есть сам позвоночник, действительно стремилась вверх, а этого можно добиться только в том случае, когда вся фигура человека будет подтянутой, летящей, направленной ввысь. Ведь предназначение людей – это соединение земли и неба... Когда же человек идет ссутулившись, то он блокирует главные энергетические каналы, пережимает питание многим органам, а со временем начинает болеть.
– Все чудесно, но большинство людей, развернув плечи и гордо подняв голову, ходят по улицам нечасто. А прыгать от восторга им хочется и вовсе редко – придавливают к земле всевозможные проблемы, отрицательные эмоции...
– Ага, начнем с ключевого – как настроиться на позитив? Мы привыкли думать, что даже мелкий негатив – это плохо. А на самом деле – это просто «вешки» на нашей дороге жизни, которые показывают или лишний раз подтверждают, что в том направлении не надо двигаться, опасно. Зачем же рыдать и корить себя, если ты просто сделал шаг или несколько не в ту сторону? Ну, заблудился, бывает, прими этот результат и иди дальше, в другую сторону. Это касательно жизненных результатов. Второй момент – боль. Мы избалованы и считаем, что любая боль – это тоже плохо. А на самом деле организм просто сигналит: «Не делай так, мне некомфортно, опасно!». Мы же «затыкаем» его обезболивающими таблетками. Организму ничего не остается, как работать в аварийном режиме, а потом раз – и инфаркт, инсульт, язва, диабет, гипертония... И как один все пациенты, приходя к врачу, утверждают: «Да вроде ничего не болело, а тут...» Когда в уме и теле больше ясности – это корни безопасности!

***
А вот еще. Для меня это высказывание - настоящее откровение:

Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Мне последнее мнение импонирует больше всего. Как-то сразу легко и просто ложится на весь мой жизненный опыт и полученные знания, и не вызывает ни сомнений, ни желания опровергнуть...

Нести свой крест

Книжн. Высок. терпеливо переносить страдания, невзгоды, мириться со своей печальной участью. ФСРЯ, 212; ЗС 1996, 151; БМС 1998, 315.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Нести свой крест" в других словарях:

    Первоисточник Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа». Иносказательно: терпеливо… …

    См. терпеть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    Нести свой крест - крыл. сл. Нести свой крест. Тяжелый крест Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    нести свой крест - Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбу … Словарь многих выражений

    Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева

    Выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней…
  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга Царский путь Креста Господня. В ней…

Чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство, уверен иерей Андрей Чиженко.

Жизнь все бежит,

Жизнь все течет,

И жизнь несется

От слова «несу»…

В Евангелии написано: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:24). В Синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая.

То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» - синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?

Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест - одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», - точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она - символ земли, а земля - символ смерти и погребения. Троекратное погружение в воду при Крещении - образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа - символ воскресения нового обновленного духовного человека - новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест - на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.

Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни - таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.

Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, - от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог - наш Учитель, мы на земле - ученики. Все, что происходит с нами в жизни - от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги. В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) - хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.

Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она - мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.

Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.

Мне очень нравится выражение «Земная жизнь - училище для души». Точно сказано!

Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый - духовный гражданин Царства Небесного.

Это необходимо. И крест - основа нашего спасения.

Именно потому грех самоубийства - тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:

Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.

В этом грех сатанинской гордыни.

Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник - Божья воля. Попал в больницу - Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь. Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок - Божья воля. Приняли на работу - радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы. Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.

Просто прими своей крест. Прими Божью волю - и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем - источник жизни для человеков. Важно это понять. И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.

Иерей Андрей Чиженко

Многим известно выражение «нести свой крест». Значение фразеологизма люди, употребляющие его, тоже, наверное, представляют. Для тех же, кто не слышал о нем ни разу, а также хотел бы ознакомиться с историей его возникновения, и написана эта статья.

Путь Христа к Голгофе

Начнем с происхождения. Естественно, это выражение («нести свой крест») отсылает нас к библейской истории о том, как был осужден на смерть Сын Божий. Иисус, как известно, сам нес свой крест. Путь его был трудным и мучительным, но он все-таки осилил дорогу, испил горькую чашу до дна. Таково происхождение выражения «нести свой крест». Значение фразеологизма будет раскрыто далее.

Значение

Например, у человека не самый легкий период в жизни. Все как-то навалилось одновременно. Каждый из нас переживает такое состояние, когда жить не хочется. И тут друг или приятель, стараясь героя подбодрить, говорит ему: «Крепись, старик, нужно мужественно нести свой крест». Значение фразеологизма выясняется путем рассмотрения его происхождения.

В принципе, если прочитывать историю о Христа напрямую (не всю, разумеется, а только ту ее часть, где есть путь к Голгофе), то в общем, от такой поддержки можно совсем скиснуть. У Иисуса все закончилось плачевно: он донес орудие своих пыток, потом умер непристойной для того времени смертью на кресте (так заканчивали жизнь в те в далекие времена только рабы).

Действительно, если думать так, то все тускло. Но было же еще вознесение. Таким образом, Христос страдал не бессмысленно, не абсурдно, а ради великой цели - спасти все человечество, отдать себя в жертву за грехи людей.

Конечно, для того, кто хорошо знает русский язык, но не слышал ничего о библейской истории, выражение «нести свой крест» (значение фразеологизма - в процессе раскрытия) будет представляться только символом мужественного перенесения трудностей и страданий. Он будет именно такой смысл считывать из этого изречения, потому что окружающие его люди полагают именно так.

Очищающий огонь страданий

Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»

Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.

Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование - такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.

И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.

И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.

Страдания как фактор развития личности

Страдание - важный фактор человеческого развития. Без него невозможна личностная зрелость. У страданий существует внерелигиозный смысл. Они помогают человеку выпиливать себя настоящего, отсекая все лишнее. И как любая другая, операция подобного рода очень болезненная.

На вопрос, о том, что значит «нести свой крест», можно ответить так: это значит молча переносить лишения, проблемы, горести, не ропща на судьбу. Другое дело - зачем? Ведь нужна же высшая цель, чтобы, идти дальше. А вот тут, в этом пункте, каждый человек сам делает свой выбор.