«Вселенский старец». Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Страница 1 из 3

«Вселенский старец»
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Дмитрий Трибушный

П убликуемый текст основан на беседах, состоявшихся в 2000–2003 годах в г. Одессе и с. Павловка Донецкой области – задолго до выхода книги «О жизни схиархимандрита Виталия». Тогда духовные чада тбилисского старца не только не знали биографию своего наставника, но даже не могли назвать его фамилию. Помню, кто-то называл отца Виталия Смирновым, тем самым подчеркивая удивительное смирение подвижника. В предлагаемых вниманию читателей заметках мы не стремились реконструировать историю жизни странника, глинского послушника, кавказского пустынника, тбилисского старца. Прежде всего нас интересовал образ отца Виталия: мы хотели увидеть его таким, каким знали и любили своего наставника духовные дети.

Подлинное христианство парадоксально, и жизнь схиархимандрита Виталия (Сидоренко) – убедительное свидетельство этой благодатной парадоксальности. Старец хранил верность Глинской традиции и при этом не вмещался в ее спасительные рамки. Его отличала неизбирательная, материнская любовь ко всему существующему, но любовь эта органично сочеталась со строгостью и взыскательностью. Человек ангелоподобной жизни искренне считал себя ниже всех. Необычное послушание отца Виталия не противоречило его духовному дерзновению.

Согласно авве Евагрию, «блажен монах, который всякого человека считает за бога после Бога» . Эти слова перекликаются с любимой, постоянно повторяемой в поучениях и письмах отца Виталия мыслью: «Себя считать сволочью, а всех вокруг – ангелами».

Человек в понимании схиархимандрита Виталия – ангел. Отец Гавриил (Стародуб) вспоминал, как кто-то сказал: «От меня так потом воняет…», а отец Виталий поправил: «Не воняет – пахнет».

Любовь старца, как и любовь Божия, была неизбирательной. Каждого старец принимал как самого близкого, встречал земным поклоном. Даже незнакомую лаборантку, которая пришла, чтобы взять кровь старца на анализы, отец Виталий назвал матушкой, встал перед ней на колени и поцеловал ноги.

Иеромонах А. посетил Тбилиси еще в дошкольном возрасте. Но даже его, ребенка, отец Виталий называл «отцом». Старец повторял: «Вы все для меня папы и мамы».

Что касается отношения к окружающему миру, то и здесь мы не можем не удивляться той любви ко всякой твари, которой отличался райский человек – схиархимандрит Виталий. Кошек, например, называл «отец», «брат», «мать», «сестра». Однажды уговаривал кошку отпустить пойманную мышь. Говорил мухам: «Не залетай: убьют».

Старец ел очень аккуратно. Но однажды келейница заметила, что он роняет куски рыбы на пол. Оказалось, под столом сидит кошка. Когда матушка возмутилась, отец Виталий сказал: «Ну, мать, у них же денег нет. Они зарплату не получают».

После операции в Москве схиархимандрит Виталий некоторое время жил недалеко от г. Снежное Донецкой области. Однажды он попросил нарезать арбуз кругами и сверху помазать медом. Матушки, ухаживающие за ослабевшим старцем, обрадовались. Они думали, что все это отец Виталий просит для себя. Но как они были удивлены, когда увидели следующую картину: арбуз лежит на столике в беседке, а вокруг собралось огромное количество ос, для которых старец и просил угощение.

«Надо раздавать!»

Отцу Виталию был свойственен суровый, непривычный для ХХ века аскетизм патериков, порой воспринимающийся как юродство. Вспоминает архимандрит Т.: «За грехи свои (какие у него грехи?!) сильно бил себя по гнойной ране в области бедра». На молитве мог колоть себя булавкой, чтобы не хотелось спать.

Однажды Георгий Стародуб в присутствии отца Виталия посолил пищу. Старец удивился: «Ангелы Божии готовили, а ему пища не такая!»

Старец отличался царственной свободой по отношению к миру вещей. Дерзновенное и в то же время смиренное желание во всем исполнить заветы Евангелия и святых отцов вело его путем абсолютной нестяжательности и шокирующей безбытности.

Схиархимандрит Виталий постоянно повторял, что все лишнее надо раздавать. Однажды его келейница, сестра Мария, сказала отцу Виталию, что он может дарить только то, что найдет на своей кровати. Вскоре после этого она гладила и по привычке положила часть одежды на кровать старца. Не прошло и получаса, как келейница вспомнила о договоре и поспешила в комнату, чтобы забрать вещи. Но их уже не было. За это время отец Виталий успел найти нуждающихся.

В другой раз старец сел в автомобиль, старательно прикрывая ноги подрясником. Оказалось – он отдал кому-то свою обувь.

– Где же ваши новые туфли, отец Виталий? – спросили старца.

– В Москву уехали.

Отец Гавриил (Стародуб) видел, как отец Виталий, выходя из храма, отдал незнакомому человеку только что пожертвованную дорогую дубленку. А одной женщине старец сбросил новый костюм прямо с балкона.

Для того чтобы хоть что-то из многочисленных подарков оставалось у отца Виталия, ученики шли на хитрость. Яблоки, например, резали на небольшие кусочки.

У старца ничего не пропадало, подобного отношения к вещам он требовал и от других. Страсть к стяжанию, неэкономное отношение ко всему, что дано нам Господом, он называл грехом совести, грехом перед предметами. Отец Виталий учил так: если у вас даже лоскутки остались, не выбрасывайте их, отдайте водителю, а уж он найдет им применение.

1. "Все мне даровала Матерь Божия"

Cхиархимандрит Виталий, в миру Виталий Николаевич Сидоренко, был воспитан великими старцами в традициях Глинской пустыни, прошел путь и монастырского послушника, странника-юродивого, монаха-пустынника, многие годы был пастырем многих Христовых овец, вокруг которого спасались многочисленные его духовные чада.
Обилие чудес, происходивших по молитвам отца Виталия – проявление его святой жизни.

Cхиархимандрит Виталий родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края и был избран Богом еще от чрева матери.
С 14 лет он взял на себя подвиг странничества, подвизался в Таганроге, в только что открывшейся после войны Троице-Сергиевой Лавре.
В 1948 году он пришел в Глинскую пустынь, где возрастал под руководством настоятеля монастыря схиархимандрита Серафима (Амелина, 1874-1958), схиигумена Андроника (Лукаша, 1889-1974) и своего духовного отца иеросхимонаха Серафима (Романцова, 1885-1976) – ныне прославленных в лике преподобных.
Cхиархимандрит Виталий почти 10 лет подвизался в горах Кавказа.
С 1969 году он жил в Тбилиси, при митрополите Зиновии (Мажуге, в схиме Серафиме) – великом старце, ныне также прославленном преподобном Глинской пустыни, настоятеле храма святого благоверного князя Александра Невского.
Жизнь старца Виталия была полна тяжелейшими скорбями и великими духовными утешениями. Безропотное терпение всех скорбей и трудностей, которое истекало от безграничного доверия Господу как своему Отцу, преобразило его настолько, что он стал земным ангелом и небесным человеком.
Крест старчества был возложен на архимандрита Виталия, когда к нему потянулись люди, и он начал открывать для них Православие, наставлять и укреплять в вере. А с принятием священного сана духовничество стало главным делом его жизни. Батюшка опытно знал, что молиться за людей – значит проливать за них кровь. И только благодать Божия помогала ему нести этот непосильный для человека груз.
Он ощущал себя богачом, и главным богатством, которым одарил его Господь, была жертвенная, не имеющая границ Любовь. Она светилась во всех его движениях, в разговоре, во взгляде. Многие, видя его, начинали плакать. Самые черствые сердца смягчались, чувствуя исходящую от него благодать. В его присутствии проходили все скорби, все тяжелое на душе уступало место тишине, покою, блаженной радости. Таково было действие этой Любви.
Среди многих духовных дарований, которыми обладал старец Виталий, особенно выделялась его способность прозрения как будущих, так и свершившихся уже событий.
Старец Виталий ощущал духовную связь с миром Святых. Самым близким по духу отцу Виталию был великий светильник земли Русской – преподобный Серафим Саровский, наставлениям которого он следовал со времени своего поступления в монастырь.

Земной путь старца схиархимандрита Виталия закончился на 65-м году жизни. Ему был открыт час его кончины.
Перед этим он был восхищен на Небо в сопровождении апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Накануне перед отшествием к отцу Виталию приходила Сама Божия Матерь.
У отца Виталия были удалены 2/3 желудка, он жил на одной почке. Он был очень слаб, хлеба не ел уже шесть месяцев. За 9 дней у него парализовало правую сторону тела. Все это время у него было заметно ощущение внутренней радости. Он постоянно молился, четки из руки не выпускал.
1 декабря 1992 года в 18 часов 45 минут (в 17:45 по "зимнему" времени, установленному сейчас) почил о Господе великий Глинский старец схиархимандрит Виталий.
Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме святого благоверного князя Александра Невского, в котором батюшка служил 20 лет. Здесь, в приделе святителя Николая Чудотворца, покоился его духовный отец и друг – любимый им владыка Зиновий.
Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины... Многие добирались чудом, своими слезами и молитвами старца прокладывая дорогу.
Рядом с ним не было ощущения смерти. Каждый, кто отдавал Батюшке свое последнее целование, отмечал, что тело его оставалось совсем теплым, а мягкая рука приобрела цвет восковой свечи. Он сам уже был подобен жертвенной церковной свече, продолжавшей тихо и ровно гореть постоянной молитвой к Богу.
Погребение схиархимандрита Виталия совершилось 5 декабря, накануне дня празднования благоверного великого князя Александра Невского и ознаменовалось чудом, подобным чуду при погребении благоверного князя, когда схиархимандрит Виталий во гробе сам взял разрешительную молитву, вкладываемую в его руку.
Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины, среди которых были настоятель нашего храма иеромонах Амфилохий (Желябовский) и митрофорный протоиерей Владимир Шульга, настоятель храма пророка Божия Илии города Сумы.
Погребен схиархимандрит Виталий против алтаря Александро-Невского храма, внутри церковной ограды. Многочисленны свидетельства чудесной помощи отца Виталия и после его отшествия.

Щедростью духовных чад нам открыты письма и наставления отца Виталия, изданные в 2002 году к 10-летию его кончины.
Отец Виталий часто заканчивал письма словами: "Спасайтесь, не унывайте, простите".
Призывал постоянно молиться.
Учил исповедываться - "ЗОЛОТО БЛЕСТИТ, КОГДА ЕГО ЧИСТИШЬ".
Наставлял: "Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа".

Особенно нам дороги слова отца Виталия:

"Все мне даровала Матерь Божия".

Из книги "О жизни схиархимандрита Виталия :
Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения". –
М.: Новоспасский монастырь, 2002.
http://pravoslavie.ws/

2. МЫ ПРИОБЩАЛИСЬ БЛАГОДАТИ...

Настоятель нашего храма иеромонах Амфилохий (Желябовский, в те годы иерей Анатолий) с матушкой Ольгой и митрофорный протоиерей (тогда иерей) Владимир Шульга с матушкой были духовными чадами схиархимандрита Виталия. У отца Виталия они познакомились и стали духовной родней.

Рассказывает протоиерей Владимир Шульга ,
настоятель Пророко-Ильинской церкви г. Сумы (Украина),
фото батюшки на Литургии во Владимирской церкви Твери,
11.11.2012.

В 1992 году, когда батюшка Виталий скончался, мать Мария (в схиме Серафима – келейница отца Виталия) писала духовным чадам такие телеграммы: «Умер папа. Приезжайте. Мама». Матушка Ольга была больна – простужена. Температура выше 38 градусов. Куда это до Тбилиси ехать? И батюшка Анатолий ей говорит: «Никуда не поедешь». Оставил матушку Ольгу дома, а сам поехал машиной до Таганрога, а там поездом до Тбилиси.
Так получилось, что после первой телеграммы приходит другая. И матушка Ольга так это поняла: «Отец Виталий меня зовет. Какая б я ни была, поеду». И она собралась. Созвонились духовные чада и еще партия поехала в Тбилиси. Они не успели немножко на похороны, но на могилку уже пришли. Но была запись – показывали им.

Тогда время такое было (конфликт с Абхазией), что не могли билетов достать. Пошли – нет билетов. Все переживали, и батюшки Виталия нету – скончался. И вот ночью матушка Ольга видит, как отец Виталий входит в свою келью в мантии митрополичьей, помолился во святом углу (там икона Иверская и Пустынно-Глинская Рождества Божией Матери всегда были) и всех благословил. Я рассказал это игумении Вере из Свято-Троицкого Густынского монастыря [Черниговской епархии], она в ответ: «Да и я ж видела».
То есть два человека видели это – игумения Вера, лицо духовное, и матушка Ольга. Как на Покров Божией Матери два человека видели явление Божией Матери – Андрей Христа ради юродивый с Епифанием, они и поведали всем, что Божья Матерь распростерла над народом свой омофор. Так и вот здесь: они двое увидели и рассказали. Мать Вера утром кричит: «Есть билеты. Сейчас достала». Так батюшка показал, что он печется и по своем преставлении за своих духовных чад.

Отец Виталий претерпевал в жизни всякие невзгоды, странствовал, не вкушал пищу и прочее. Он рассказывал, что в Глинской обители был очень брезгливым, не мог есть, когда кот-то поел или когда кто-то прикоснулся. Он говорил: «За мою брезгливость старцы благословили, чтобы я питался там, где отходы выбрасывали. Шел и вот ел там. А когда среда или пятница, я ничего не ел, потому что туда выливали воду, какою мыли чашки из-под молока – так сказать, скоромную пищу. И меня так приучили, что я, – я его слова передаю, – могу и сопли есть, плесень всякую, нечистоты. И вам, – говорил, – нельзя брезговать пищей, что подают, то должны есть».
Отец Виталий говорил, что нельзя говорить о пище: то кислое, то соленое, то это сладкое. Особенно, когда бываем в гостях или на какой трапезе. Другое дело в семье, где знают, у кого какие болезни, например, сахар нельзя или еще что.
Рассказывали, когда кто с ним бывал и болезнями всякими болел и отказывался есть: «Да мне нельзя то есть, то», отвечал: «Кушайте, кушайте». Люди исцелялись прямо там на глазах у других. И когда мы приезжали, не было вилок, ножей, а ложечки и одна миска общая. Еще в древности было так: с одной миски ели. «И это, – говорил батюшка, – благодать, потому что есть люди духовные или святые, и тот человек, который общается с этими людьми и вкушает вместе пищу, приобщается той благодати».

Когда мы приезжали к нему, то падал в ноги, на колени – просил благословения. Смотрю, моя матушка благословляет схиархимандрита Виталия! (Смеется). А потом он ее благословляет. Не уходил, пока не благословит. И он говорил, что в древности друг друга благословляли, получалось, что муж жену, жена мужа благословляли, а дети должны благословение брать у родителей всегда. Так поучал.
В житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом, мы услышим, как авва Зосима просил пустынницу: «Благослови, мать». А преподобная Мария его благословения просила: «Нет, ты благослови, ты имеешь право, ты много служб простоял». Авва Зосима: «Нет, ты благослови. Ты Богу угодила». И она благословила старца: «Бог Отец и все святые...». Она – бывшая блудница, а он – авва, и не благословляет ее, он видит, что перед ним она как Ангел.

Вот отец Анатолий и матушка Ольга впитывали наставления, которые давали преподобный Серафим (Мажуга), схимитрополит и отец Виталий, которые наставляли и всегда благословляли… Тогда не было мобильных телефонов, чтобы в любое время наставление получить. А раньше и дозвониться было не так просто. Люди ехали к батюшке и с ними передавали письма, а он с ними же и наставление свое давал.

21 августа 2010 года было совершено прославление трех преподобных в Глинской пустыни: преподобного схимитрополита Серафима (он же митрополит Зиновий, Мажуга фамилия его, который в Глухове родился – в дореволюционном Глинске), а также преподобного Серафима (Романцова), схиархимандрита и преподобного Андроника (Лукаш фамилия ему), схиархимандрита.
До этого было прославлено 14 преподобных Глинской пустыни вместе с игуменом Филаретом, теперь всего прославлено 17 преподобных Глинских.
21 августа и мы были на прославлении, и батюшка Анатолий с матушкой Ольгой, и отец Амвросий были, и много архиереев. Молились Глинским старцам.

Записано в трапезной
Владимирской церкви Твери 6.11.2010.
Публикуется впервые 12.12.2012.

3. ВИДЕО о схиархимандрите ВИТАЛИИ

О схиархимандрите
Виталии (Сидоренко)
ноябрь 2012

Продолжительность 8:05

1 декабря 2012 г. исполняется 20 лет со дня блаженной кончины известного подвижника, старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Схиархимандрит Виталий имеет непосредственное отношение к Вознесенскому храму, в 70-е годы он несколько раз приезжал в Бурдино, оказывал помощь в восстановлении храма.
Приход Вознесенского храма предлагает сюжет Липецкой епархиальной телестудии об отце Виталии, снятый в селе Бурдино.

1 декабря – день кончины , удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими.

Приехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест , храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни».

Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни.

Честные останки покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

«Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, в схиме Серафим». Над надгробием в нише стены вставлена под стеклянную дверцу его келейная икона – копия Глинской чудотворной иконы Рождества Богородицы.

Задерживаюсь перед привлекшим внимание образом Александра Невского. Властный, мужественный, очень выразительный лик, чеканка. Не удержавшись, интересуюсь, кто написал икону. То, что слышу в ответ, потрясает: «Грузинский Патриарх».

Схиархимандрит Виталий

Святые, как солнце, светят на правых и неправых, а уж тем более – на несчастных.
Наталья Трауберг. Из интервью

Много лет работает здесь душевная доброжелательная женщина по имени Вера. Сухощавая и высокая, очень собранная, порой строгая, но вся горящая ревностной любовью к своему храму. Она поведала, что у них служат семь священников, здесь же живет схиигумения Елисавета, которая отдает храму много времени и сил. Она приехала из России в Грузию еще в 1975 году. В монашество постригал ее сам отец Виталий. На игуменство матушку благословил в свое время Святейший Патриарх. Она в постоянных хлопотах. Вера как-то особенно радостно сообщила, что два года назад в церкви провели отопление – нашелся благотворитель.

– А как же вы тут были зимой без отопления? Холодно ведь.

– Да, мерзли немножко. А что поделаешь? Но зато теперь – благодать.

Верно: всё познается в сравнении.

Подарив Вере иконки нашего храма, я пошла на могилку к отцу Виталию. Сидя на лавочке, наблюдала за непрерывным потоком подходящих людей. В основном это были женщины. Все сосредоточенно молились, ставили свечи. Подолгу стояли на коленях. Некоторые ставили пакеты с фруктами, конфетами, продуктами.

Одну пожилую женщину, присевшую рядом со мной, я спросила:

– Вы знали батюшку при жизни?

– Нет, не знала. Но я часто прихожу к нему, он нам реально помогает, я уже много лет обращаюсь к нему. Вот и сейчас у нас есть сложности. Пришла и всё ему рассказала. Он – покровитель моей семьи.

Интересно. Я вспомнила, как, прочитав книгу «Житие схиархимандрита Виталия», выпущенную Новоспасским монастырем в 2004 году, сразу же стала молиться батюшке, записала его имя в помянник, и у меня было явственное ощущение, что он слышит и помогает. Читая книгу, непрестанно поражалась смирению, послушанию, самоотвержению, высокой духовности этого необыкновенного подвижника.

Воспитанник великих старцев Глинской пустыни, он прошел трудный путь. Он жил в тяжелое время – при гонении на христиан. Он был преследуем, неоднократно избиваем милицией из-за отсутствия паспорта, подвизался в одиночестве в горах Кавказа. С 1969 года он жил в маленьком домике на Дидубе. Его келейницей была монахиня Мария (Дьяченко, впоследствии схиигумения Серафима). Он молился за грузинских и русских царей, патриархов, святителей и за весь мир. Он полюбил Грузию всем сердцем. Зная, что эта страна – избранный удел Божией Матери, он переживал каждое событие, происходившее в ней. всегда и во всём полагался на Бога и старался привить это своим многочисленным чадам. Он говорил, что Богу надо доверять, тогда и скорбей не будет.

Последние свои годы, когда усилились гонения на верующих, старец провел в Тбилиси, который он называл святым. В возрасте 64 лет схиархимандрит Виталий отошел ко Господу. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершил в сослужении духовенства России, Грузии, Украины. На отпевании Святейший сказал: «Тот, кто знал отца Виталия, кто имел радость общения с ним, – знает, насколько святой жизни был этот великий и дивный старец. Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – всё это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя».

Много чудес совершил при своей жизни дивный старец. И по смерти его не ушли безутешными собравшиеся люди. Когда священник вкладывал в руку старца разрешительную молитву, большой палец руки отца Виталия отогнулся, и его рука сама взяла молитву. От неожиданности священник вскрикнул; это увидели и другие люди.

Отец Виталий неоднократно говорил своим чадам, чтобы они приходили к нему на могилку, обещая им помощь и заступничество. Теперь вот и я здесь сижу.

Через некоторое время подошла неслышными шагами Вера и стала прибираться на могилке. Неожиданно она обратилась ко мне:

– Я вам расскажу такой случай. У одной женщины случилось огромное несчастье. Умерли один за другим пять членов семьи. Представляете, какое горе? Стоят в доме пять гробов. Надо хоронить, а она не работает, денег нет. Бедная женщина в таком горе и отчаянии, просто чуть не помешалась. Плакала, плакала. Заложила дом, чтобы выручить денег на похороны. И вот ночью является ей высокий монах и так спокойно и ласково говорит, что всё будет хорошо, успокаивает ее. И представляете, очень скоро ей предложили хорошую работу, и она смогла отдать долги. Спустя какое-то время она оказалась в храме Александра Невского и рассказала об этом. Когда ей показали фотографию отца Виталия, то она узнала его и очень обрадовалась. С тех пор часто приходит сюда. Еще вам расскажу. Одна монахиня из Таганрога однажды легла спать с сильной обидой на родственников, и вот снится ей отец Виталий. Батюшка, стоя на амвоне, ласково и как бы уговаривая, произнес: «Надо прощать. Прощайте, прощайте всех». Потом быстро пошел к подсвечникам и стал возжигать свечи. Откуда-то появились дети, и отец Виталий стал давать им продукты, посылая отнести их нуждающимся и больным. Он учил прощать всех, обидчикам старался сделать подарок и усердно молился за них.

Вера ловко и привычно собирала сгоревшие свечки, протирала мраморный цветник и продолжала:

– Ведь мы земельку постоянно подсыпаем. Люди уносят с собой память о старце. А вот в том домике – его келья. Там иконы, узкая кровать, личные вещи старца – его четки, крест ручной работы с камушками. У него подрясник был латанный-перелатанный, весь истертый. В келье висит. Вы знаете, отец Виталий особенно почитал батюшку Серафима Саровского, очень любил его! Там есть большая икона преподобного. И еще необыкновенная святыня – плат, который покрывал лик батюшки Серафима. Представляете? И его помянник сохранился – толстая такая тетрадь. В ней много-много имен. За скольких же он людей молился, свечи за них ставил… А вы, кстати, откуда знаете про отца Виталия?

– Книжку о нем читала. Давно мечтала побывать на могилке подвижника. Только мне казалось это почти невероятным.

– Ну, здесь всё просто: если вы хотели, то по его молитвам и оказались здесь. Нам тут чего только не рассказывают. Батюшка помогает и знакомым, и незнакомым – всем, кто обращается к нему.

Вера задумалась ненадолго, а потом решительно протянула мне несколько пакетов с фруктами:

– Возьмите. Это вам.

– Нет-нет, спасибо, мне ничего не надо.

Но Вера настойчиво и уверенно положила передо мной кульки. Я растерялась. Потом, поразмыслив, поняла, что ничего просто так не бывает. Раз дают – надо брать. В голове прозвучал голос моего духовника: «Всё принимай, как из руки Божией, и за всё благодари».

– Спасибо вам.

– Не мне, отцу Виталию спасибо.

– Спасибо, отец Виталий.

Я вернулась на лавочку. Две грузинки с любопытством разглядывали меня.

– Хотите фрукты? Берите, пожалуйста.

– Нет-нет, это же вам дали.

– Я с радостью поделюсь.

– Нет-нет, это вам. Не надо.

У этих женщин нет такого духовника, как у меня. Не хотят они принимать дары из руки Божией. Снова появилась Вера и протянула мне батон белого хлеба:

Тут уж я воспротивилась изо всех сил.

– Нет, спасибо, хлеб я не возьму. Я не ем белый хлеб.

Вера твердо смотрела на меня, не собираясь отступать.

– Вы не можете отказаться, это вам батюшка дает.

– Пожалуйста, отдайте нищим у ворот!

– Нищим мы и так даем. А это вам. Берите за послушание.

Отпираться было бесполезно, в глазах у Веры была такая уверенность, что пришлось сдаться и взять батон «от отца Виталия». Две мои соседки исчезли, и я обреченно принялась жевать белый хлеб, откусывая прямо от батона.

Прошел год. Я приехала в Грузию на два месяца. Жила в разных частях страны. И наконец прибыла в Боржоми, чтобы посетить пустыньку , которую называют здесь «Новый Саров». Она с любовью воссоздана по фотографии 1903 года по инициативе владыки Серафима. Я постоянно обращалась за помощью к преподобному Серафиму, и он всё устроил чудесным образом. Мне удалось посетить много святых мест и пожить в женском монастыре Рождества Богородицы, где я познакомилась с духовными чадами схиархимандрита Виталия – архимандритом Андреем (Тариадиси) и его мамой – схимонахиней Евгенией.

О монастыре я узнала «случайно». Хотя у Бога нет случайностей. Услышав в разговоре грузинских женщин имя старца Гавриила, я вмешалась, и мне сказали, что в местном монастыре сейчас находится пиджак святого. Так я попала в монастырь, где провела несколько дней, буквально купаясь в любви, исходящей от окружающих. Это было удивительное чувство. Попав на молебен, я внимательно наблюдала за батюшкой. Что-то очень необычное было в его манерах: неторопливость, плавность, мирность.

Само собой разумеется, я расспрашивала отца Андрея о старце.

– Какое его было главное качество? Удивительное смирение. У него глаза всегда были опущены вниз. Улыбка не сходила с его лица, и абсолютно все ощущали любовь, исходящую от него. Я другого такого никогда не встречал. Он отбросы ел, хотя был очень болен – у него ведь была операция, 2/3 желудка удалили. Отец Виталий смирял плоть. Он же носил на себе железную цепь. Она со временем вросла ему в тело. Тело начало гнить, запах пошел неприятный. А ему всё нипочем. Ему запретили ходить так, он за послушание снял эту цепь.

В первый же день матушка Евгения пригласила меня к себе в келью. Не любоваться ею было невозможно. Мягкие, спокойные манеры, доброжелательность, предупредительность. Чувство любви обволакивало. Вроде бы и обыкновенный человек – но во всём чувствуется какая-то неотмирность. Что же странного? Пожалуй, это – внимание к тебе. Сейчас есть ты – и ты интересен. Я с любопытством осматривала маленькую келью и расспрашивала матушку о ее духовнике. Она отвечала просто, с какой-то детской открытостью и искренностью. Видимо, ее уже много раз спрашивали. Да, вот даже недавно приезжала съемочная группа снимать фильм.

– Матушка, расскажите, как вы стали монахиней.

– Как стала? Очень всё просто. Так получилось. Мы с мужем всегда жили в любви и согласии. Он был очень хороший и порядочный человек. Когда я родила трех сыновей, то стала думать, как это всё хлопотно – рожать детей, терпеть такие боли. У меня появилась мысль, что хорошо бы нам жить с мужем, как брату с сестрой. Но я боялась его огорчить или ранить, долго не решалась сказать. Потом выбрала подходящий момент. Каково же было мое удивление, когда он обрадовался и сказал, что сам об этом мечтал, но не хотел обидеть меня. Так мы и стали с ним жить. Молились, ходили в церковь. Потом муж стал священником, отец Виталий постриг нас. Два сына позднее стали архимандритами. Я в Грузии живу в этом монастыре у отца Андрея, а на зиму уезжаю к отцу Абибосу в Грецию. Там теплее.

– А где отец Виталий вас постригал?

– На Дидубе. К нему туда все приходили на исповедь. И мы тоже всей семьей приходили исповедоваться. Люди отовсюду приезжали к нему.

– А какой он был, отец Виталий?

– Он был очень смиренный. Каждого человека встречал земным поклоном. Падал в ноги и руку целовал. Вы знаете, как он ел? Невозможно было смотреть. Берет со стола всё подряд, кладет себе в тарелку, перемешает и ест. Ест и улыбается. И всем говорил: «Никогда не гнушайтесь никакой пищей. Ее нам Бог дает. Что это за разговоры: то соленое, то невкусное? Забудьте слово “невкусное”. За всё благодарите». Ну, и сам пример показывал. А вообще он был как не от мира сего. Всё, что ему привозили, тут же раздавал. Я однажды связала для него теплую жилетку – он же в таком подряснике ходил, что без слез не взглянешь. Мать Мария, его келейница, увидев жилетку, усмехнулась: «Завтра же эта жилетка найдет себе другого хозяина, не сомневаюсь». И когда я ее потом спросила о жилетке, она сказала: «Да он ее уже в тот же день кому-то отдал». Да. В отце Виталии была такая любовь к людям, что он порой на улице бросался к незнакомому человеку, обнимал и целовал его! Ему все были дороги. Эта жертвенная любовь была главным богатством, которым наградил его Господь Бог. Она светилась во всём – во взгляде, в движениях, во всех поступках. Можно было сидеть рядом с ним и ни о чем не думать – душа наполнялась покоем, блаженной радостью. Все чувствовали исходящую от него благодать.

Матушка Евгения подарила мне буклет о старце, несколько икон и духовное завещание схиархимандрита Виталия. Оно теперь стоит у меня дома в красном углу.

«Полюби те ближнего! И вы полю бите Христа. Полюби те обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и всё! Так мало ждет от нас Господь! В этом – наш рай! Это – наше воскресение! Полюби те Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!»

«Мне говорили, чтобы я себя укорял, винил, старался, чтобы из-за меня никто не огорчался, чтобы не принести или не нанести кому обиды, чтобы никого не укорял, всем в Боге угождал, Иисусову молитву творил и за всё Господа благодарил, во всём смирялся, ни на кого не обижался, за мир молился и ко Господу стремился, чтобы никому не докучал и никого не поучал, а до конца познай себя и будет с тебя».

«Терпи, смиряйся и кайся»

В последующие дни у нас были долгие разговоры с отцом Андреем. Он собирается написать книгу об отце Виталии, о . По милости Божией ему довелось общаться с этими святыми людьми. А мне повезло познакомиться и несколько дней тесно общаться с воспитанниками великого глинского подвижника – в монастыре, где царит необыкновенная любовь, где каждого принимают, как самого Христа, – на праздновании дня памяти преподобного Серафима Саровского в пустыньке «Новый Саров». А затем по дороге в Тбилиси, когда мы ехали на машине батюшки на день ангела Святейшего Патриарха Грузии в Тбилиси, меня всё время озадачивала неизменная простота в общении, терпение и необычайная мирность матери и сына Тариадиси. Когда я просила их попозировать, они сразу соглашались и вставали так, как я им показывала. Матушка потом сказала мне: «Я хочу, чтобы у вас остались наши фотографии на память».

В монастыре я познакомилась с удивительной женщиной – Нино Гергедава, мы с ней подружились и сейчас часто общаемся по интернету. Она живет в Тбилиси, но часто приезжает в монастырь в Боржоми к отцу Андрею. Он – ее духовник. Нино рассказала мне недавно, что несколько лет назад у нее были очень большие скорби, и она была просто в отчаянии, не зная, что предпринять. В то время она работала в Национальном банке Грузии, где происходила большая реорганизация – тяжелая для людей; по словам Нино: «всех с автоматом выгоняли». Она стала часто и усердно молиться отцу Виталию, чтобы он не оставлял ее, дал ей сил перенести всё происходящее, помог утвердиться в жизни, в вере. В 2008 году, незадолго до войны, ее младшая дочка заболела тяжелой формой астмы (у Нино четверо детей). В это время подруга пригласила ее погостить к себе в Боржоми.

Как-то она пошла в монастырь помолиться, долго плакала в храме. А когда собралась уходить, то начался сильный дождь. В это время в церковь зашла благочинная монастыря, мать Нина. Так они познакомились и потом стали родными, как сестры. Нино рассказала матушке всю свою жизнь, и та на следующий день познакомила ее с настоятелем монастыря архимандритом Андреем.

Один раз исповедавшись отцу Андрею, молодая женщина обрела себе духовника и молитвенника. Нино твердо уверена, что всё это произошло только по молитвам отца Виталия. Она говорит, что отец Андрей предчувствует ее трудности, знает все ее мысли. Когда она забывает о чем-то на исповеди, он просит ее вспомнить, что еще не сказано, что волнует, часто сам подсказывает. Ничто и никогда не нарушает мирное утроение его души – он всегда ровный, внимательный и спокойный. Нельзя представить, что батюшка может повысить голос. Да и постриг его происходил не совсем обычно. Их постригали в 1994 году одновременно пять человек в Светицховели. Патриарх назвал этих молодых людей «царское братство». Все пятеро были особенные. Двое из них в очень скором времени стали епископами. Отец Андрей – архимандрит и настоятель двух монастырей.

– Нино, а ведь нас с тобой познакомил отец Виталий. Как мы встретились в Боржоми, так до сих пор общаемся. Всё не просто так.

– Да, я тоже думала об этом. Мне кажется, что не оставляет отец Виталий ни одного человека, который обращается к нему за помощью. И его чадам передалась эта светлая любовь к людям. Вы не могли ее не почувствовать. И знаете, какое мое любимое изречение старца?

«Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.

Смиряйтесь, терпите, любите.

Любовь будет – и стены разойдутся!»

– удивительнейшего подвижника XX века, одного из плеяды Глинских старцев, хранивших духовные традиции пустыни и передавших их многочисленным духовным чадам. «На первом месте у человека должно стоять спасение души», – учил отец Виталий. Вся его жизнь строилась по этому правилу.

Митрополит Самтависский и Горийский Андрей

«Филиал Глинской пустыни»

«Спасись, и возле тебя спасутся тысячи», – сказал некогда один из великих русских святых. Именно такова была жизнь угодников Божиих. Спасая свои души, они многих спасали вокруг себя. Благодать, обитавшая в них, была как глоток воздуха. Множество людей шли к старцам, и все получали назидание, подкрепление и вразумление.

Всего несколько десятилетий назад христианство было на грани исчезновения. Почти не было открытых храмов, священников, монашествующих… Однако уничтожению Церкви Христовой не суждено было случиться. Благовестие о Царстве Божием распространялось благодаря старцам, деятельно исполнявшим слова Спасителя Своим ученикам: «Идите, научите все народы» (Мф. 28: 19). Осуществляли они эту заповедь, уча в первую очередь примером своей святой и богоугодной жизни.

У истоков духовного возрождения встали несколько русских монахов-изгнанников, претерпевших тюрьмы, ссылки и лагеря. Все они собрались вокруг митрополита Зиновия, который, пройдя школу монашества и послушания старцу в Глинской пустыни, претерпев пятилетнюю ссылку и периоды скитания в горах Кавказа, по Промыслу Божию прибыл в Грузию, где и получил все высшие церковные награды вплоть до митрополитства. Именно вокруг владыки Зиновия и его храма во имя святого благоверного князя Александра Невского собралось и большинство других подвижников Глинской пустыни, в числе которых и был схиархимандрит Виталий. Этих аскетов можно назвать живыми «иконами», «образами. Будучи учениками дореволюционных старцев Глинской пустыни, они сами посредством индивидуального аскетического делания воплотили христианские добродетели в своей жизни и, стяжав благодатные дары Святого Духа, сами стали старцами и духовными наставниками для многих. Именно такая передача живого опыта Церкви является Преданием, немыслимым без учительства и ученичества. Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).

Приход митрополита Зиновия в Тбилиси называли «филиалом Глинской пустыни», поскольку на его территории жили и сам владыка, и старец Андроник (Лукаш); регулярно до начала болезни приезжал в Тбилиси схиархимандрит Серафим (Романцов), который после второго закрытия Глинской пустыни в 1961 году переехал в Сухуми, где служил в кафедральном соборе. Практически ежедневно бывал у владыки живший неподалеку схиархимандрит Виталий (Сидоренко), в Глинской пустыни подвизавшийся в период ее открытия в 1950–1960-е годы.

Принеси Богу юность твою, вземши иго Его.
Плач. 3: 27

Однажды его решила навестить мать. Узнав, где он живет, она приехала в Сухуми. Рассказывают, что, когда ее вели к нему в келью, она всю дорогу вздыхала: «Ох, куда же ты забрался! Ох, куда же ты залез – в какую глушь!» .

Здесь, на Кавказе, она приобщилась к вере и уже начала жить как верующая. Так через сына обратилась к вере и мать. Преставилась она схимонахиней Андроникой, приняв по благословению старца Андроника великую схиму.

Молитвенное усердие

Храм был наполнен душами поминаемых людей: они как живые и как присутствовавшие физически стояли там

Однажды, как это часто бывало, отец Виталий и отец Андроник всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, – рассказывал потом архимандрит Адам, – но был один сторож, дядя Иван. Это случилось в Александро-Невском храме. И он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же так я проспал? И мало, что я проспал, а кто же им открыл дверь?” И вот в растерянности он стоит, слышит пение; люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?” Он ничего не ответил. Это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека» .

Внешность схиархимандрита Виталия была очень благообразной. Никогда не было в нем уныния и недовольства, наоборот, его бодрость, живая вера в жизнь вечную и стремление к этой жизни передавались окружающим.

Последние годы своей жизни отец Виталий провел в Тбилиси. Множество людей со всех уголков страны ехало к нему за утешением и советом. И ни один человек не уходил неутешенным. Каждому батюшка служил, как Самому Христу.

Первого декабря 2014 года исполнилось двадцать два года со дня кончины схиархимандрита Виталия

Как святой блаженный Старец Павел Таганрогский был для таганрогской паствы любвеобильным отцом и опытным духовным наставником в XIX веке, так в тяжелые безбожные годы XX века Господь послал Таганрогу достойного преемника этого праведного старца. Схиархимандрит Виталий родился в России XX века, в трагическое время гонений на Православную веру, подобное первым векам христианства. Но никогда и ни перед чем он не отступал, не предавал заложенного в нем с детства Божественного дара веры и любви.

Виталий Николаевич Сидоренко родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края в бедной крестьянской семье Николая и Александры Сидоренко. Когда мать носила его под сердцем, она молилась: «Господи, дай мне такое дитя, чтобы оно было угодно Тебе и людям». И увидела во сне два ярких солнца. Она удивилась: «Откуда два солнца?» Ей ответил голос: «Одно солнце в - твоем чреве».
Младенца крестили, когда ему было восемь дней от роду. Во время таинства он все время улыбался, а в купели встал на ножки.

На сороковой день, по благочестивому обычаю, Александра понесла своего сына в церковь. Священник занес младенца в алтарь и, почувствовав особую благодать, исходившую от него, положил новокрещенного у Престола Божия на горнем месте. Из алтаря он вынес младенца со словами: «Это дитя будет великим человеком!»

Дома мать неоднократно слышала чудное ангельское пение над колыбелью мальчика. По многим признакам видно было, что этот необыкновенный ребенок родился в святости и избран Богом еще от чрева матери. За это и восстал на него враг рода человеческого с самого раннего детства, действуя через самых близких людей. Родные отца - сестры и бабушка - ненавидели ребенка и желали его смерти. Они не отпускали мать с поля покормить младенца - в течение целого дня мальчик мог пролежать голодным, мокрым. При этом он никогда не плакал, вызывая еще пущую злобу свекрови и невесток.
В пятилетием возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. При этом рос здоровым и резвым ребенком. В дальнейшем он также проявлял относительно поста большую ревность..

В те юные годы Виталий уже начал свой молитвенный подвиг. У него были свои уединенные места, где он любил молиться. Летом - кукурузное поле или заросли камыша на реке, где заедали комары, а бывало, спрячется в лодке и забудет, что надо идти домой, и матери приходилось его искать.
Виталий всегда тянулся душой к верующим людям, туда, где можно было услышать о Боге. Особенно же любил он церковные Богослужения и не пропускал ни одной службы в сельском храме. Впоследствии Батюшка рассказывал своей духовой дочери, как он работал в колхозе и возил зерно от комбайна на ток, но едва заслышав церковный звон, выпрягал лошадей и бежал в храм. Однажды кто-то перевернул фурманку - и зерно рассыпалось, когда же он вернулся после службы, то зерно чудесным образом оказалось на месте собранным, будто его никто не трогал.

Односельчане любили Виталия. С детства он отличался рассудительностью, особой отзывчивостью и всем всегда стремился помогать, чем мог. Стали замечать за ним некоторые необыкновенные свойства. Однажды, в Великую Пятницу, собрались колхозники засеять поле. Виталий стал их останавливать: «Сегодня нельзя работать, у вас все поломается». И действительно, только один раз объехали поле, как сеялка и бороны вышли из строя. «Что за хлопец такой?» - удивлялись люди.

Как-то в селе Екатериновка произошел случай, о котором рассказывали многие. Тракторист решил напрямки проехать через заброшенную усадьбу и, не заметив в высокой траве колодца, угодил прямо в него. Машина крепко увязла. Послали было за краном, но верующие женщины посоветовали позвать Витальку. Все недоумевали, чем может помочь хрупкий мальчуган. Виталий же трижды обошел вокруг трактора, перекрестил и, улыбаясь, сказал трактористу: «Тяни, сейчас вылезет!» Тракторист с недоверием, нехотя пошел к машине. Завел, чуть тронул, и трактор легко, как по маслу, вышел из ямы.

Разговаривая как-то с одной женщиной - баптисткой, которая не признавала икон и называла их обыкновенными досками, Виталий уверял, что Господь может явить Свою любовь и к ней, заблуждающейся, если она будет иметь веру. Тогда она сказала, что уверует, если только увидит чудо. Виталий стал молиться вместе с ней перед образом Божией Матери - и икона вдруг засияла необыкновенным светом. Так по его детским молитвам баптистка уверовала в истину Православия.
Среди учеников и учителей своей школы Виталий без боязни продолжал свидетельствовать о Боге, искренне желая, чтобы все были просвещены светом Христовой веры. Молчать или тем более лукавить, скрывая свои убеждения, он не мог. Терпение учителей лопнуло, и в 7-м классе его выгнали из школы. Так для Виталия Сидоренко закончилось детство.

С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. И уже тогда испытал на себе, что значит встреча с блюстителями порядка. Его положение странника сильно осложнялось тем, что Виталий сознательно отказался иметь какие-либо документы, в 16 лет порвав свой паспорт, что означало сознательное принятие скорбей.

В 16 лет он подвизался в Таганроге, где в то время жил слепой старец отец Алексий, пострадавший от немцев во время войны. Не видя очами телесными, он получил от Бога дар видения духовного, и многое для него было открыто. Виталию старец сказал: «Выбирай - или служить в армии, но потом уже таким не будешь, или странничать». Он благословил Виталия на монашеский подвиг и впоследствии говорил: «Я щенок против отца Виталия».

В 1948 году Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни, расположенной в глухих лесах Курской епархии, известной своими старцами. Его духовным отцом стал отец Серафим Романцов. (1885-1976 гг.)

Желание молодого послушника пребывать с Господом всегда, ежечасно, побуждало его на особые подвиги. Стремясь к уединенной молитве, однажды зимой он пошел на речку, встал на колени и стал молиться. При сильном морозе ноги его примерзли ко льду. В это время схиигумену Андронику, наставнику отца Виталия, было откровение. Он увидел Матерь Божию, которая произнесла: «Спасай чадо мое!» Стали искать брата Виталия, побежали на реку и увидели, что он не может встать. Пришлось вырубать лед.

Там, в монастыре, отец Виталий выбрал путь смирения, часто граничащий с юродством. И в эти же годы, за усердное служение братии, Господь вознаградил его, даровав отцу Виталию благодать сердечной, непрестанной Иисусовой молитвы, которую многие ищут годами подвигов.

Уже те годы люди стали тянуться к молодому монаху, приходя к нему со своими вопросами, сомнениями, делились бедами. Власти, проводившие антицерковную политику, особенно следили за теми священниками и монахами, к которым тянулся народ за словом утешения и духовной поддержкой. Брат Виталий, не имевший даже прописки и живший в монастыре нелегально, был объектом особого интереса со стороны местных властей, и за ним охотились. В конце 50-х годов контроль со стороны властей ужесточился. В Глинскую пустынь стали все чаще наведываться проверяющие. Братии было запрещено кормить паломников и оставлять их на ночлег. Брату Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уезжает в Таганрог.

Таганрог был знаком отцу Виталию еще с юности. В 16-летнем возрасте он впервые прибыл сюда и с тех пор неоднократно приезжал в этот город и бывал тут подолгу.

Здесь он особенно любил посещать городское кладбище, где покоился старец Павел, в то время еще не прославленный в лике святых. Виталий проводил в молитве на могиле старца Павла многие дни и ночи. Молился он у могил и других неведомых миру праведников. Но особенное духовное родство соединяло Виталия именно с этим блаженным старцем. Юный Виталий мог повторить слова таганрогского святого: «Все мое желание от юности было - молиться Богу, а намерение - идти по святым местам».
В Таганроге на него сразу обратили внимание прихожане храма, в который любил ходить отец Виталий. Как говорила о нем одна из таких прихожанок: «Была я и в Киеве, Почаеве, видела и монахов, и подвижников, и старцев, но такого, как сейчас появился в нашей церкви, не видела. Какой-то он особенный, становится в укромное местечко в храме, чтобы его меньше видели, и благоговейно молится с земными поклонами».

Со временем к Виталию, смиренному и убогому с виду монастырскому послушнику потянулось множество таганрожцев, изголодавшихся по духовной пище. Постоянного жилья в городе он не имел, останавливался в самых разных домах - куда приглашали. И везде собирались люди. Обычно ночь проходила в молитве: спать ложились в часа три. А утром, кто работал, уходили на службу, оставшиеся же дома выполняли разные послушания. Без дела никто не сидел, даже во время отдыха сестры занимались плетением четок. Когда все собирались на трапезу, читали вслух жития святых, как это принято в монастырях. Так вокруг брата Виталия стали собираться его будущие духовные чада.

Особенно сплотили паству паломничества по святым местам. Как когда-то таганрогский старец Павел, брат Виталий исходил многие версты российских дорог, чтобы потрудиться во славу Божию для украшения православных храмов. В этих паломничествах его сопровождали в большинстве своем простые верующие женщины, сестры во Христе, о которых отец Виталий говорил, что их даровала ему Сама Матерь Божия.

В те годы отец Виталий вместе с сестрами стал ездить в село Петровка, под Ростовом. Нам хорошо известен этот живоносный источник Пресвятой Богородицы. Множество людей приезжает сюда и получает исцеление, омывшись в водах этого чудесного источника. А в конце 50-х годов это место было заброшено и замусорено.

Попросили разрешения у местного начальства расчистить криничку, отслужили молебен и приступили к работе. Приходилось выгребать большие камни, сучья, доски. Отец Виталий сам спускался на канате в глубину колодца и чистил его.

И вот заблестела вода. Оказалось, что по подземному руслу святой источник брал начало под алтарем расположенного неподалеку храма. После очистки источник оградили срубом, посадили цветы. Но наутро криничка высохла. Все решили, что это произошло из-за того, что многие потщеславились, возгордились понесенными трудами. И лишь после сугубой молитвы брата Виталия вода пошла снова.
И с того времени опять стали приезжать люди к живоносному источнику Божией Матери и получать помощь и исцеления от этого чудесного источника.

Особую благодатную силу этих мест по молитвам брата Виталия чувствовали духовно больные, одержимые нечистым духом. Вот что рассказывала одна духовная дочь отца Виталия, которая тоже ездила с отцом Виталием на святой источник: «С нами была духовно болящая Анна. В алтарь храма, который стоит рядом с источником, во время войны попал снаряд и разбил мраморный престол. Осколки престола были вынесены во двор храма. И вот эта Анна случайно прикоснулась к ним, да как закричит: “Ой, огонь!” - и сделалась как мертвая. Позже, по молитвам отца Виталия, она получила исцеление».
Во время странствий отцу Виталию со спутниками часто приходилось встречаться с милицией. В те времена на группу из нескольких странников смотрели как на шайку преступников. Но батюшка как мог оберегал своих спутников от блюстителей «порядка».

Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед отцом Виталием, когда он шел с людьми. Стали требовать документы. Но он так ласково к ним обратился, что милиционеры были крайне изумлены. Отец Виталий поклонился, поцеловал их в плечи со словами: «Вы наши ангелы-хранители, наши защитники». Вся их злоба растаяла, и они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: «А ведь они специально за мной ехали».

Однажды в Таганроге, в милиции, отец Виталий был избит так, что его отвезли в морг. Врач осмотрел привезенного - пульс не прослушивался. Нянечка, верующая женщина, узнала его и стала плакать. В 12 часов ночи она вдруг услышала, как брат Виталий запел: «Христос воскресе из мертвых». Она побежала к врачу: «Он живой!» Врач сказал, что этого не может быть. Пришли в морг. А Виталий сидит среди мертвецов и поет пасхальный канон. Тогда его на неделю оставили в больнице, чтобы подлечить.
Но эти побои не прошли бесследно для здоровья отца Виталия. У него была раздроблена вверху кость бедра, и ее осколки потом выходили долгие годы, в этом месте образовалась страшная рана, которая доставляла ему мучительные боли до конца жизни. Но никогда не подавал он виду и выполнял любые послушания.

В Таганроге в 1954 году его устроили в больницу. Врачи поставили диагноз - туберкулез в последней стадии. Начался распад легких. В больнице брат Виталий служил каждому, кому чем мог. Свою пищу отдавал одиноким больным, перед тяжело больными по ночам вставал на колени и молился. Нескольким людям, которые попали в больницу после попытки самоубийства из-за бедственного материального положения, дал деньги, и они вышли утешенными. Отец Виталий явил собой пример евангельского служения ближним. И Господь сотворил чудо - брат Виталий выжил.

Где бы ни странствовал отец Виталий, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к отцу Серафиму, руководства которого строго держался. Когда усилились слухи о закрытии Глинской пустыни, отец Серафим поехал на Кавказ. Но монастыри были разорены и здесь. Однако часть монахов тайно проживала в труднодоступных местах Кавказских гор, хотя это было далеко не безопасно.
Но в период хрущевских гонений на Церковь, когда было закрыто большинство монастырей, путь уединенного пустынножительства стал единственным способом сохранить иноческий строй жизни. Вернувшись в Глинскую пустынь, отец Серафим решает направить на Кавказ брата Виталия. Ночью два старца - отец Серафим и отец Андроник - постригли его в рясофорного инока, и Виталий отправился в Сухуми, а оттуда в горную местность - Барганы. Это было в 1958 году.

Как вспоминает митрополит Никон (Васин): «Батюшка много рассказывал о том периоде, когда он подвизался в Кавказских горах. Он очень сильно болел легкими, поэтому через горные ручьи его всегда на себе переносили отцы. Спал он на скамеечке, а она была такая узенькая, что, говорит, ночью чуть пошевелишься, - и сразу летишь на пол. Вместо подушечки под голову он клал полено».
Однажды заболел один из пустынников, отец Исаакий. «Но никто не осмелился предложить парализованному старцу свою помощь, понимая, что этот крест превышает силы любого жителя пустыни. И только один отец Виталий решил взять этот крест на себя. Он с терпением и любовью ухаживал за старцем в течение многих месяцев. Удивительно, что отец Исаакий не испытывал к своему благодетелю особой благодарности. Он даже не знал, как его зовут, и за глаза называл по-своему: «блаженненький».
А больной туберкулезом отец Виталий впоследствии без всякого лечения исцелился в почти невыносимых условиях пустыни от своей долголетней болезни: обе каверны в легких зарубцевались. Над ним сбылось изречение святых Отцов: «Кто себя не жалеет - того Бог жалеет…».

Таганрогская паства ездила к отцу Виталию и на Кавказ. Встречаться они могли с ним на Амткельском озере, в ближайшей к селениям пустыньке, где жили «приозерные» монахини. Они приезжали специально, чтобы побеседовать с отцом Виталием.

Чтобы встретиться с приехавшими, отцу Виталию приходилось спускаться с крутых гор, пересеченных быстрыми потоками вод, что было непросто. Господь настолько укрепил его телесные силы, что он мог уже без посторонней помощи ходить по реке и горам через дебри, причем с тяжелой ношей, к великому удивлению всех знавших его прежде.

Во время проживания в пустыни отец Виталий был пострижен в мантию с наречением ему имени Венедикт. Лишь в момент пострига братии открылось, что он был рясофорным иноком. Все думали, что он еще послушник. А в середине 60-х годов он тайно принял схиму с именем Виталий.
В 1969 году брат Виталий прибыл в Тбилиси. Он пришел как был, в старых обносках, прямо в русский храм Святого благоверного князя Александра Невского, при котором жил тогда владыка Зиновий. Все тряпье Владыка Зиновий благословил сжечь и одеть в чистое. Когда с него снимали залатанный подрясник, то обнаружили вросшие в тело вериги. Снять их с себя отец Виталий долго не соглашался и сделал это лишь под страхом отлучения от Святого Причастия. Позднее взамен железных вериг он понес тяжкий крест пастырского служения, с любовью и состраданием помогая людям переносить жизненные скорби и испытания.

2 января 1976 года его рукоположили в иеродьякона, а через несколько дней в иеромонаха.
В Тбилиси отцу Виталию, не имевшему никаких документов и хотя бы временной прописки, пришлось нелегко. Пять лет он прожил тайно в грузинских семьях, в «закрытии» от людей и властей, появляясь только иногда в храме Александра Невского на богослужении. В 70-е годы в России и Грузии число действующих монастырей исчислялось единицами, а в домике, где жил отец Виталий, совершались тайные постриги и восполнялось число монашествующих. Надо сказать, что в период советских гонений на церковь существовала практика тайного пострига. Причем внешне эти люди ничем не отличались от остальных, а об их подвиге никто не знал кроме духовника и самых близких.
Много тайных монахинь было из Таганрога, некоторые из них и сейчас живут в нашем городе. Таганрогские духовные чада часто приезжали к своему пастырю в Грузию. Вот что рассказывала одна из них, раба Божья Таисия:

Я много работала и к ночи уставала. И вот стану Богу молиться, и нападет на меня сон, и усну на секунду во время молитвы. Вздрогну, ухвачусь за молитву и думаю, как поеду к отцу Виталию, расскажу, что это за моление. Приехала к батюшке. А у него всегда много людей и все хотят спросить свое, перебивают. Я решила подождать, когда другие поговорят, но вот уже поздняя ночь, отцу Виталию пора уходить. «Ну, думаю, и не спросила». А он поворачивается до меня и говорит: «Вы знаете, мать Таисия, я вот как устану (он все на себя брал, когда обличал вас), и стану Богу молиться, а уже 12 ночи, я молюсь, молюсь, а меня сон одолеет, я и упущу молитву на мгновение, и тут и ухвачусь, а молитвы нет, и сгорела. Надо молиться заново. И я начинаю бодрствовать и заново молиться. И тогда только Господь услышит мою молитву». А я говорю: «Отец Виталий, это я так, это вы меня так обличили!»

Вот что рассказала нам об отце Виталии еще одна его духовная дочь из Таганрога:
- Мы с моей мамой приезжали к батюшке в Грузию. Когда мы ехали к нему, то везли гостинцы. А он все раздаривал, людей кормил обедами. Он был моим духовным отцом, всегда мне помогал своими молитвами. Я поступила в медицинский институт только по его молитвам, и когда училась в институте, перед каждой сессией писала ему письма, он молился, и я сдавала успешно экзамены, училась без троек на повышенную стипендию.

В 78 году, когда мне было 25 лет, необходимо было ложиться на операцию. Я поехала к отцу Виталию, и он сказал: «Сходи, возьми благословение у епископа Зиновия». Я поехала к отцу Зиновию, и он подарил мне золотой крестик, просфоры и пояс «живый в помощи Вышняго». Опять вернулась к отцу Виталию. Он благословил ехать домой. Когда приехала домой в Таганрог, мне не нужна была уже никакая операция.
Нашла себе мужа тоже по молитвам батюшки. Долгое время у нас не было детей, и опять поехали к отцу Виталию. Помоги, отец Виталий. И родился у нас сын.

Один раз мы приехали к нему, когда батюшка жил в Тбилиси на коммунальной квартире. Все поужинали, надо было помыть посуду. Я принесла всю посуду на кухню, сложила в раковину, а соседка и говорит, что в доме ремонтируют водопровод, и воды нет, так как трубы отрезаны. Пришел на кухню отец Виталий. Я говорю: «Ну что, отец Виталий, наверно, надо греть воду на плитке». А он и отвечает: «А ты краник-то покрути». Я открыла кран, и оттуда полилась вода. Вымыла всю посуду, и вода перестала течь. Мне никто не поверил, что я помыла посуду из крана, потому что воды не могло быть, трубы были отрезаны.
Один таганрогский иерей вспоминал об отце Виталии:
- Когда мне надо было поступать в Ставропольскую семинарию, я написал отцу Виталию письмо, с просьбой о благословении. Отец Виталий указал в своем письме то, что надо учить, хотя программа была намного обширнее. И на экзамене меня спросили именно то, что указал отец Виталий. И как дополнительный вопрос спросили меня именно ту молитву, которую очень хорошо знал. Меня даже не дослушали и поставили пятерку. Хотя в этом году было трудно поступить, это был первый год, когда в семинарии ввели платное отделения, а мне денег взять было неоткуда, я благополучно поступил по молитвам батюшки».

Другая духовная дочь отца Виталия рассказывала, что когда она была у отца Виталия, он обратился к ней: «Валя, завтра разбудишь меня как всегда, в пять утра».
На что она ответила: «Как же я Вас разбужу, батюшка, когда вы спите в другом доме, да и раньше я Вас никогда не будила».
- А ты когда утром встаешь на молитву, ты же ко мне обращаешься: «Благослови, отец Виталий».
Монахиня В. из Таганрога поделилась такими воспоминаниями:
- Перед смертью отец Виталий всем своим духовным чадам прислал иконки и письма. А я до этого видела у одной его духовной дочери иконку, которую ей когда-то подарил батюшка, и мечтала, чтобы и мне отец Виталий когда-нибудь подарил такую же. И вот в своем прощальном письме батюшка прислал мне такую иконку, о которой я мечтала.

Отец Виталий умер на 65-м году жизни 1 декабря 1992 года. Как сказала одна из духовных дочерей старца, «отец Виталий очень много пережил за всех нас и потому так рано умер».
Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в тбилисском храме Святого благоверного князя Александра Невского, в котором батюшка служил двадцать лет. Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России и Украины. Приехали попрощаться со своим духовным отцом и из Таганрога.

В день погребения схиархимандрита Виталия, которое состоялось 5 декабря, совершилось еще одно чудо. Чин отпевания при большом стечении народа совершал Святейший и Блаженнейший Католикос - Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.
Вспоминает монахиня А. из Таганрога:

Когда отца Виталия хоронили, мы стояли недалеко от гроба. Святейший Илия прочитал разрешительную молитву и говорит: «Отец Павел, идите, вручите проходную. Отец Павел подошел, и в это время большой палец на руке отца Виталия отгибается, и отец Павел вкладывает ему в ладонь лист с молитвой. Отец Павел громко закричал: «Он сам взял!» Это видели все, кто стоял рядом. И даже сохранилась видеозапись этого чуда.
За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку». Матушка Лариса эти слова запомнила и передала их сестрам, но тогда никто не предал им значения. Это чудесное событие и стало тем утешением, которое Господь ниспослал всем оплакивающим старца. Не случайно и то, что произошло это в храме благоверного князя Александра Невского, в канун празднования преставления этого русского святого, которого особенно почитал отец Виталий. Ведь и кончина великого князя была ознаменована подобным чудесным явлением.

При жизни Батюшка нередко говорил: «Когда я умру, приходите ко мне на могилку, и рассказывайте все, как живете, и я помогу». И после своей смерти его не иссякают чудеса благодатной помощи нуждающимся.

Так, один священник попал в весьма бедственное положение. «В таком состоянии он пришел однажды в храм, где в пономарке на стене висела фотография батюшки. Взирая на нее, священник в отчаянии воззвал: «Батюшка Виталий, помоги!» К своему величайшему удивлению и радости, страдалец вдруг увидел, что лик на бумажной фотографии ожил. Батюшка кивнул головой и сказал: «Помогу!» Обещание это исполнилось: дела священника резко начали поправляться».
Другой таганрогский священник рассказывал, что когда он еще учился в семинарии, в алтаре была частица ткани, на которой скончался отец Виталий. И духовно болящие чувствовали это. Они боялись подойти к алтарю и кричали, что там Виталий.

В Таганроге осталось много духовных чад отца Виталия. Однажды, проезжая на поезде через Таганрог, отец Виталий показал монахине Марии множество горящих свечей над городом: «Сестра, смотри, горит город и столбы к небу!» Так, незримо для очей плотских, «горел» Таганрог молитвами духовных чад отца Виталия. Свет этих молитв не гаснет и сейчас.