В чем смысл поста в Исламе? Время намаза.

(Четвертый столп Ислама)

Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим!

О сущности Поста:

Соблюдение поста в месяце Рамазан одна из основных обязанностей, установленных для нас Аллахом (Велик Он и Славен). Сказано в Благородном Коране:

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, - может вы будете богобоязненны» . (2: 183).

«Mecяц paмaдaн, в кoтopый ниcпocлaн был Kopaн в pyкoвoдcтвo для людeй и кaк paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния, - и вoт, ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. Aллax xoчeт для вac oблeгчeния, a нe xoчeт зaтpyднeния для вac,…….» (2: 185).

Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам соблюдать пост во второй год Хиджры. Чтобы исполнить эту обязанность, ежедневно в течение всего месяца накануне вечером, до рассвета следующего дня, принимается намерение (на очередной день): Во имя Аллаха от рассвета до полного захода солнца не есть, не пить и не давать волю своим страстям, чтобы не нарушить пост.

Намерение, прежде всего. Намереваясь исполнить волю Всевышнего Аллаха, мы надеемся на Его благословение. Именно такое намерение в корне отличает пост от диеты. Пост - одно из основных форм поклонения. Один из самых сильных его способов. Если, при исполнении молитвы (намаза), мы используем небольшие отрезки дня, то для поста используем весь световой день целиком. Сподвижник Посланника Аллаха Абу Умама трижды подряд обращался к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), со словами: «Посланник Аллаха, дайте мне какое-нибудь серьезное дело на пути Аллаха» . На что посланник трижды подряд ответил: «Тебе нужно поститься. Так как в форме поклонений посту нет равных» . Абу Умама был настолько проникнут этими словами пророка, что после этого над его домом при дневном свете никогда не появлялся дым от очага. Разве что придут гости.

Постящиеся мусульмане получают много полезного. А главное, - соблюдение поста является причиной прощения грехов. Всевышний Аллах обязал нас поститься, чтобы легче было побороть свои страсти. Так как с сытостью уменьшается возможность духовного роста. А при опустевшем желудке от всего организма идет какое-то свечение. Сердце очищается от "ржавчины", исчезает душевная грязь. При духовном очищении человек глубже осознает содеянные ошибки и ему легче быть в состоянии мольбы о прощении своих грехов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Тому, кто вознамерится поститься в месяц Рамадан, искренне уверовав в обязательность поста и надеясь на благость Всевышнего Аллаха, - простятся прошлые грехи». [Бухари, Муслим].

Сказано в хадисе: «Все вещи имеют свой Закят (форму очищения), Закят же тела — пост. Пост — половина терпения» . И далее: «Поститесь, и получите здоровье» .

Пост — это владение собой, а не просто пустой желудок. Пост — это поклонение Аллаху всеми частями своего тела, всем организмом. Как Закят, который мы даем бедным мусульманам, - оберегает нас, наших близких, наше имущество, так и пост очищает постящегося от содеянных грехов. Можно сказать, пост - это Закят нашего организма.

В хадисе, приведенном у Муслима, говорится: «Грехи, совершенные между двумя молитвами, прощаются очередной молитвой; грехи, не прощенные обычной молитвой, прощаются очередной пятничной молитвой; более же серьезные грехи, не прощенные и в этот раз, прощаются во время поста в месяц Рамадан» .

Однако грехи, и тем более крупные, нужно обязательно избегать.

Люди, в некотором смысле, похожи на ангелов. К примеру, и те и другие обладают умом. По этой причине люди, как и ангелы, обязаны поклоняться Аллаху. С другой стороны люди имеют много общего и с животным миром. Также как и твари имеют пол, едят, пьют и имеют другие естественные потребности. И, если люди думают только о еде, только набивают желудок, то в этом случае исчезает духовность, человек отдаляясь от подобия ангелов, приближается к подобию животных.

Пост служит также причиной принятия Аллахом нашей мольбы (дуа). Как известно, ангелы не едят и не пьют. Постящийся мусульманин, ограничив себя в приеме пищи и воды, приближается к духу ангелов и получает от Аллаха духовную силу. В таком состоянии молитвы его принимаются быстрее, потому что страсть покорена, душа более свободна и искреннее от этого молитва. Слова, сказанные в таком состоянии, имеют более высокий уровень. Особую силу имеет молитва вечером, после окончания дневного поста. Сказано в хадисе: «Во время ифтара (вечернего разговения) есть для постящегося мольба, которая не твергается» . Посланник (мир ему и благословение Аллаха), будучи на вечернем разговении у Саида б. Муаза (да будет доволен им Аллах), обратился к Всевышнему Создателю со следующей мольбой: "Да будут и впредь разговляться рядом с вами постящиеся, да будут есть ваши угощения благочестивые люди и да будут за вас молиться ангелы". [ат-Тадж].

Одна из величайших благостей Всевышнего Аллаха для постящегося, - это удержание его от греховных поступков, ведущих в Ад, и утверждении его на пути в Рай. Как только человек при помощи поста возьмет верх над своими страстями, на него подует приятный легкий Райский ветерок. От этого нежного ветерка огни Ада успокоятся и закроются его врата. В хадисе, дошедшем до нас от Насаи и Байхаки, говорится: «Пришел к вам священный месяц Рамадан. Всевышний Алллах предписал вам пост в этот месяц. В месяце Рамадан открываются врата небес и закрываются врата Ада, связываются сатанинские силы. В этом месяце есть ночь Кадр. Эта ночь предопределения важнее тысячи других. Лишившийся благости этой ночи (кто не постится), может и вовсе лишиться благословения Аллаха» . Соблюдающим пост для входа в Рай есть специальные ворота - "Раййан", и другим в эти ворота не войти.

В другом хадисе сказано: «Клянусь, что запах изо рта постящегося мусульманина гораздо приятнее Аллаху, чем запах мускуса. Если кто-либо говорит мусульманину что-нибудь невежественное, когда тот в посте, то пусть тот воскликнет в ответ: «Я пощусь! Я пощусь!» .

В заключение обратим внимание на хадис, приведенный у Бухари и Абу Дауда:

«Аллах не обязывает поститься того, кто лжив и в делах своих нечистоплотен!» .

***********
(Из сборника по фикху "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)

07:14 2017

Вопрос: Я понимаю, что достаточно легко отказаться от пищи надолго. Но долго не пить тяжело. Человеческое тело на 75% состоит из воды. Не могли бы вы объяснить, почему мусульмане во время поста должны длительное время воздерживаться от питья?

Отвечает доктор Идрис Тауфик:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду!

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Большое спасибо за Ваш вопрос. Пост – это тема, которая интересует многих немусульман, а также тех, кто плохо знаком с исламом, потому что они никогда не держали пост и не знают, чего от него ожидать. Я помню свой первый пост во время Рамадана. В то время я был немусульманином, но я держал пост со своими учениками в школе, потому что они спросили меня, могут ли они молиться в моем кабинете во время Рамадана. Это было наименьшее, что я мог сделать в знак своей солидарности с ними и их поддержки. Я тогда сделал немного, не зная, что в следующем году я сам стану мусульманином и во время Рамадана буду держать пост в течение дня как мусульманин. Как я чувствовал себя, соблюдая пост впервые?

Вы фактически попали в точку, спросив о воде, потому что я понял, что голод не был для меня проблемой по сравнению с жаждой. Неспособность время от времени хлебнуть воды была для меня самой большой проблемой поста. Как Вы правильно говорите, наше тело на семьдесят пять процентов состоит из воды, и мы начинаем стонать и жаловаться, когда не имеем возможности регулярно пить воду. В Коране сказано: "Мы низвели с неба воду в меру и разместили ее на земле. Воистину, Мы способны увести ее. Посредством нее Мы вырастили для вас пальмовые сады и виноградники, где растет для вас много плодов, которые вы едите" (Коран, 23:18-19).

Вода – это лишь один из многих даров, которые мы считаем само собой разумеющимися в этой жизни. Только подумайте, сколько раз в течение дня мы обращаемся за водой. Мы используем ее не только для того, чтобы помыться утром, а и для того, чтобы сделать чай или кофе, приготовить пищу, убрать дом и так далее. Рамадан обращает наше внимание на все это, помогая нам помнить все то множество получаемых нами даров, которые мы считаем само собой разумеющимися, таких как пища и вода, любовь к дорогим для нас людям. В Рамадане мы благодарим Аллаха за все это, а также за дождь, который так часто нам неприятен, но в дни поста в Рамадан очень желанен. В жизни мы считаем слишком многое само собой разумеющимся. Мы также помним всех тех в этом мире, у кого в отличие от нас нет возможности попить или поесть при первом желании. Множество людей не будут заканчивать дни Рамадана праздничной едой, а останутся голодными, потому что у них нет ни пищи, ни питья. Все это лишь прелюдия к объяснению того, почему мусульмане держат пост. Они это делают не для улучшения самочувствия, не для достижения вершин духовности, не по каким-либо иным причинам, а лишь по велению Аллаха Всевышнего.

Пост – это один из пяти так называемых "столпов" ислама, которые должны соблюдать все мусульмане. В Коране сказано: "В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься" (Коран, 2: 185).

Ислам чрезвычайно разумен и практичен. Например, понятно, что пост обязателен для тех, кто находится дома. Следовательно, те, кто путешествует, его держать не обязаны.

Так что же такое пост? Почему мусульмане держат пост? Давайте снова обратимся к Корану: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь" (Коран, 2: 183).

Мусульмане держат пост только лишь потому, что Аллах им это предписал, то есть они держат пост, чтобы стать угодными Ему. Поскольку пост проявляется во всем, во время поста они отказываются не только от еды и питья, но и от сексуальных отношений, а также от курения, сквернословия и даже от дурных мыслей. Согласно нашему Пророку, если в течение целого дня [поста] человек плохо думает о других, то он получит от поста лишь голод и жажду. Так что, вода действительно включена в пост. Для одних это легко, а для других (как я, например) это самая трудная часть поста. Из-за нехватки жидкости к концу дня, за час или два до разговения, у меня появляется головная боль или сонливость. Но любой мусульманин охотно продолжает пост от одного лишь осознания того, что пост этот ради Аллаха и в угоду Ему. Но обхождение без жидкости – это поистине ничто по сравнению с ужасными страданиями, выпавшими не так давно на долю наших братьев и сестер в Секторе Газа, которые потеряли не только дома, но и родных и близких. И если они героически выносили эти страдания, благодаря Аллаха даже под бомбежками, то все мусульмане из солидарности с ними готовы на такую малость, как отказ от пищи и воды ради Аллаха.

Когда день поста заканчивается, все мусульмане соберутся в кругу семьи и друзей для прерывания поста и выражения благодарности Аллаху за такой дар, как пища и вода, которую мы так часто принимаем от Аллаха как должное. Пост в дни Рамадана хорош главным образом потому, что он напоминает нам о том, что мы называемся мусульманами и что мы держим его ради Аллаха.

Всевышний Аллах знает лучше.

Вопрос: Ассаляму алейкум! Стыдно задавать такой вопрос, но неверный ответ христианину я не решился дать, и пообещал спросить у знающего.
Вопрос христианина: я в свое время очень удивился, что мусульмане в определенный период совершают пищевой пост в форме «днем не есть и даже не пить, ночью что угодно».
1. Я не вижу по крайней мере на своем уровне знаний аналогов в иных религиях.
2. Хотя понятно это тоже требует воли, но Смысл? В чем смысл именно такого ограничения? (Россия, Москва)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Хорошо, что вы обратились за советом по данному вопросу. Желаем вам благословения Аллаха и увеличения знаний. Аминь.

Пост существовал и в прежних религиях, о чем явно указывается в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
О, уверовавшие! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, чтобы вы были богобоязненными
(Коран, 2:183)
.


Сообщается, что Хасан аль-Басри (милость ему Аллаха), комментируя данный аят, говорил:

والله لقد كتب الصيام على كل أمة قد خلت كما كتب علينا شهرا كاملا وأياما معدودات: عددا معلوما.

«Клянусь Аллахом, пост определенно был предписан в прежних религиях подобно тому, как он предписан нам в течение целого месяца и известного числа дней» («Тафсир» ибн Кясира, том 1, стр.497).

Предписание поста бесспорно содержится в изначальных писаниях иудаизма и христианства. Более того, даже в доступных ныне измененных писаниях вы можете найти упоминание поста.

Если говорить о причинах поста, то основная из них указывается в конце процитированного выше аята:

…чтобы вы были богобоязненными (Коран, 2:183) .


Такова основная цель поста: чтобы человек осознавал присутствие Аллаха. Когда он постится, он преследует единственную цель – угодить Аллаху. Весь день он помнит об Аллахе и о том, что Аллах наблюдает за ним. Поэтому постящийся даже в самый жаркий день, даже когда его никто из людей не видит, не берется за стакан прохладной воды, ведь он знает, что, поступи он так, Аллах не зачтет его пост. Таким образом, сам пост автоматически напоминает человеку об Аллахе, и тот осознает Его присутствие.

Кроме того, имеется немало иных задач поста, некоторые из которых приведены ниже:
Благодарность Аллаху за еду и питье, которые Он дал нам.
Осознание мук голода и жажды, которые испытывают бедные люди. В результате, человек в определенной степени понимает, как тяжело им приходится, а это, в свою очередь, приводит к увеличению помощи в их адрес: человек кормит их, раздает милостыню.
Действие Сатаны ослаблено в отношении постящегося, как об этом пишет имам Ибн Кясир (милость ему Аллаха).

(Пост в месяц Рамадан)

Чтобы жить, как истинные слуги Аллаха, мы всегда должны помнить, чему нас учит Аллах. Нам следует приучать себя к дисциплине и не совершать поступков, которые могли бы не понравиться Аллаху. Выполняя волю Аллаха, мы должны приучать себя переносить лишения.

Сыям (Пост), четвертый столп Ислама, и был создан для того, чтобы помочь нам в этом.

Аль Кур’ан, содержащий послание Аллаха к нам, был передан Им Пророку Мухаммаду (меиб) в месяце Рамадан. Рамадан — девятый месяц Исламского (Лунного) календаря. Рамадан — месяц Великого блага, месяц Поста. Каждый взрослый Мусульманин должен соблюдать Пост в течение всего месяца Рамадан.

Пост соблюдается с давних времен. Мы начинаем Пост на рассвете и прекращаем после захода солнца. Во время Поста нельзя есть, пить и курить. Пост — это физический и духовный акт.

Вам известно, что Ислам запрещает совершать дурные или злые поступки. Мусульмане не должны ссориться с другими, не должны плохо вести себя.

Но месяц Рамадан особый. Во время Рамадана Мусульмане должны прилагать особые усилия, чтобы избежать всего дурного.

Ислам учит, что если Мусульманин постится, воздерживаясь от пищи и питья, но не следит за своим поведением, то его пост бесполезен.

Как форма ‘Ибадат, или поклонение Аллаху, соблюдение Поста имеет свои особенности.

При таких формах поклонения как Салат или Закят, наши действия можно наблюдать со стороны. Мы не можем заявить, что выполнили Салат или Закят, если мы в действительности не сделали это.

Но если речь идет о Посте, то обман возможен. Мы можем притвориться, будто соблюдаем Пост, а на самом деле этого не делать. В конце концов, никто не узнает, если мы прервем наш Пост или закончим его раньше положенного времени. Но Аллах узнает. Можно обмануть людей, но не Аллаха. Мы не можем скрыть от Него ни один наш поступок. Поэтому когда Мусульманин постится, он делает это во имя Аллаха. Пост приносит нам целый ряд преимуществ.

Пост заставляет нас помнить об Аллахе. Не всегда он протекает приятно или легко. Мы ощущаем голод, жажду, но мы не можем прервать Пост, съев или выпив что-нибудь. Мы не можем сделать это, потому что постоянно ощущаем присутствие Аллаха. Аллах видит нас. Именно это заставляет нас не нарушать Пост.

Соблюдение Поста укрепляет и закаляет наш характер. Благодаря посту мы учимся сопротивляться искушению, воспитываем в себе самоконтроль.

Пост дисциплинирует людей. Он закаляет нашу волю. Он готовит нас к испытаниям, которые могут встретиться в Исламе. Соблюдение Поста делает нас покорными Аллаху. Мы не можем пить или есть, когда Аллах не позволяет нам делать это.

Когда Он позволяет — мы едим и пьем, и мы благодарны Ему. Точно также мы воздерживаемся от одежды, денег или каких-либо поступков, которые запрещает Аллах и которые могут не понравиться Ему.

Это качество называется Такуа. Путем соблюдения Поста мы развиваем Такуа.

Когда Мусульмане постятся, все они находятся на одном уровне, все совершают общее дело.

Соблюдая Пост, мы получаем представление о голоде. Мы начинаем понимать, что чувствует голодный человек и что такое ходить с пустым желудком. Во время Поста мы имеем возможность разделить страдания с другими людьми Это делает нас добрыми и способными сочувствовать бедным, тем, кому нечего есть.

Давая Закят, мы делимся с другими тем, что имеем: нашими деньгами, собственностью.

Постясь, мы учимся разделять с другими то, что есть у них: их голод и нищету.

Поверьте, быть покорным Аллаху — это великая радость. Повинуясь Аллаху, мы контролируем наши мысли и действия, становимся добрыми по отношению к другим.

Всю нашу жизнь мы должны прожить, повинуясь указаниям и воле Аллаха.

Вот чему нас учит необходимость соблюдать Пост. Вот чему учит нас Кур’ан. Мы всегда должны быть готовы, чтобы с охотой выполнить любое повеление Аллаха.

Пост обязателен как для мальчиков, так и для девочек, которым исполнилось 12 лет.

Если кто-то болен, или слишком стар, или находится в поездке, он может не соблюдать пост. Это относится и к будущим, и к кормящим матерям.

Если человек не соблюдал Пост во время Рамадана по какой-либо причине, он может сделать это позднее; в случае хронической болезни человек может не поститься. Но этот человек должен кормить бедных людей на протяжении пропущенных дней Поста -по одному человеку в день.

Ночью во время месяца Рамадан, сразу после иша , следует совершать особые Намазы. Эти Намазы носят название Тарауих. Намазы совершаются в мечетях. Если кто-нибудь не может пойти в мечеть, ему следует совершить Тарауих дома.

Совершая Тарауих, мы читаем вслух и слушаем Кур’ан. Мы стараемся прочитать как можно больше. Желательно, чтобы во время Тарауих в течении всего месяца был прочитан весь Кур’ан.

Из Кур’ана мы узнаем, в чем заключается учение Аллаха. А Пост готовит нас к тому, чтобы мы следовали этому учению.

Одна из ночей во время Рамадана — это особая ночь; она называется Лаила тул Кадр. Мы не знаем точно, какая из ночей — Лаила тул Кадр, но скорее всего — это одна из десяти последних ночей Рамадана. Именно в эту ночь аль Кур’ан был открыт Пророку Мухаммаду (меиб).

Это великая ночь, благословленная Аллахом. Одна эта ночь лучше, чем «тысяча месяцев».

Мусульмане должны по возможности бодрствовать в течение всей ночи Кадр и совершить специальный Намаз — они должны читать аль Кур’ан и просить прощение у Аллаха. Эта Благословенная Ночь дает нам уникальную возможность обратиться к Аллаху с любой просьбой.

День, наступающий сразу после окончания Рамадана,— это день радости и веселья для Мусульман. Мусульмане всего мира отмечают этот праздник. Он называется Ид-ал-фитр. Во время Ид-ал-фитр мы благодарим Аллаха за Его великий дар — Кур’ан, переданный как Откровение во время Рамадана.

Ид-ал-фитр— годовщина откровения Курана Пророку Мухаммаду (меиб). Мы благодарим Аллаха за возможность совершать Пост, за милость, которую он дарует нам, помогая идти Праведным путем. Мы снова и снова подтверждаем свою решимость изучить и понять Кур’ан, свое желание следовать Кур’ану и угождать Аллаху.

Ид — тоже время радости для нас: мы надеваем новую одежду, получаем подарки от старших, ходим в гости к друзьям и родственникам.

Мусульманский культ

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных свыше. “Все то, что имеется на свете. – говорится в одной современной мусульманской книге, – создано всевышним аллахом для людей. Всем этим мы пользуемся. За все эти дары, созданные аллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считается выражением благодарности и проявлением покорности велениям аллаха”.

Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именем аллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная для ислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.

Обряды в исламе

Чтение Корана

В богослужебном ритуале пению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок - обычай, в силу которого свидетельство человека с Кораном в руках должно приниматься всерьез, за истину, а обещание, данное при Коране, должно вызвать уверенность в исполнении, и т. д. Лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран, и еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл отдельных фраз из Корана (аятов). Поэтому за чтение Корана в доме верующего представители духовенства берут “садака” или “шукрсадака”, т. е. определенную мзду. В мусульманских странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, начало всех общественных мероприятий открывается чтением Корана, транслируемым по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются значительно реже, и, конечно, ни в коей мере не могут сравниваться с Кораном – главной священной книгой мусульман.

Намаз (молитва)

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва -одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая -полуденная (салят асазухр) – из четырех рак-атов; третья - во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, -из четырех рак-атов; четвертая – при заходе солнца (салят альмагриб) и пятая – в начале ночи (салят аль-иша) состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва - “тарауих-намаз”, совершаемая после проведенного днем поста.

Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к “недействительности” молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда молитвенного поклонения богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение – тахара.

В настоящее время в силу особенностей современной жизни не все мусульмане совершают пятикратные намазы, и это в той или иной форме, можно сказать, санкционировано духовенством или, по крайней мере, строго не преследуется. Люди, не молящиеся ввиду определенных условий (нахождение в пути, на производстве, на военной или иной службе со строгим распорядком и т. д.), не встречают ныне осуждения со стороны служителей ислама.

Молитва является мощным психологическим и идейным средством в исламе. Духовенство постоянно внушает мусульманам, что только та молитва доходит до бога, которая искрения. Бог-де любит, чтобы молящийся всеми помыслами, всем сердцем был с ним, верил в него без остатка и колебаний. В случае какого-нибудь успеха в своей жизни мусульманин благодарит бога, а в случае неудачи он вместо того, чтобы искать действительные причины неуспеха дела, винит себя за неискренность перед господом, корит себя за недостаточно усердную молитву, терзает свой ум и сердце.

Несмотря на усиленные проповеди о пользе молитвы, о ее спасительности, число молящихся людей становится все меньше. Это является важным признаком ослабления веры.

Суннат – обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова “сунна”, которое означает мусульманское священное предание, и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы и национальности рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого обряда религиозное содержание, некоторые склонны даже рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру Однако в любом случае духовенство вкладывает в суннат религиозный смысл и стремится его использовать в своих целях.

Обрезание, возникшее как обряд еще в первобытном обществе, – не специфически мусульманское явление. В Коране нет никаких указаний и даже намека относительно этого ритуала. У многих первобытных племен существовали различные способы для придания себе особых отличительных черт: татуировка членов племени, окрашивание лица, волос, особые формы причесок, ношение украшений и т. д.

Известно, например, что инициации – переход юношей в разряд взрослых членов племени - обычно сопровождались прохождением определенного ритуала. Когда юношей и девушек переводили в разряд взрослых, над ними тоже совершались различные обряды, подчас связанные с испытаниями на физическую крепость, силу, терпение переносить боль и т. д., среди которых нередко бывали и такие, как выбивание зубов, прокалывание ушных раковин, ноздрей и пр. К такому виду обрядов относилось и обрезание.

Вред этого обряда заключается прежде всего в том, что он служит помехой к объединению людей различных наций и вероисповеданий, говорит об “исключительности”, “богоизбранности” мусульман, служит орудием сохранения веры, сильного психологического воздействия как на свидетелей обряда, сопровождаемого пиршеством и праздничными торжествами, так в особенности и на непосредственного объекта самого обряда. В настоящее время мусульманское духовенство в СССР не настаивает на обязательности этого обряда. Но это вовсе не значит, что с ним уже покончено. Многовековая традиция имеет тенденцию к самосохранению. И этот нелепый обряд сохраняется до наших дней.

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана. “Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите” (3, 86). “Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет или большое. записано будет за ними, для того, чтобы богу наградить их наилучшим благом..” (9,122).

Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: “закят” и “садака”. “Закят” в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. В настоящее время более распространенную форму имеет “садака”, т. е. добровольное даяние (“милостыня по внезапному побуждению”) в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.

Хаджж (паломничество)

Даже тогда, когда аш-шахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хаджж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и всякими другими препятствиями. Но каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда священного” хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны”. Разрешается посылать вместо себя и других лиц.

Совершивший паломничество удостаивается почетного звания “хаджжия”. который рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. Его наперебой приглашают на угощения, присылают подаркя. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитаемая как святая и якобы имеющая великие целительные свойства, нередко становится предметом спекуляций.

Следует отметить, что паломничество в “святые” места, в особенности в Мекку и Медину, т е. хаджж, «грает далеко не последнюю роль в пропаганде ислама среди определенной части населения.

Культ Каабы

В представлении последователей Мухаммеда Кааба – священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы (обращение к “кыбле”, как говорят мусульмане) считается непременным условием действенности молитвы.

Культ мазаров

Один из пережитков древнего культа - поклонение “святым” местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров, cвязанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII-VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превратилась в место паломничества и поклонения. Даже могилы членов его семьи являются весьма почитаемыми у верующих Характерно, что и могила злого отцеубийцы, сына великого астронома Улугбека, превратилась в мазар Пользуясь неосведомленностью невежественных людей, заинтересованные лица, возможно, и сами не менее невежественные, чем обманываемые ими верующие, на месте развалин знаменитой обсерватории Улугбека тоже соорудили мазар. В Файзабадском районе Таджикистана есть мазар Ходха-Хатама, а между тем известно, что этот мазар

Настольная книга атеиста построен на могиле свирепого феодала, убитого восставшими против него крестьянами.

К числу особенно почитаемых раньше в Средней Азии мазаров относится находящийся вблизи Ферганы мазар Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя ют никогда не был в этом районе. Мазар этот использовался в качестве святыни басмачами и кулаками.

В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.

Духовные управления в настоящее время выступают против поклонения мазарам Это вызвано конкурентной борьбой против бродячих мулл и тем, что слепое поклонение, жертвоприношения, суеверия, неприкрытый обман, имеющие место у мазаров, вызывают возмущение общественности. Однако культ мазаров продолжает держаться в силу невежества и отсталости некоторых верующих.

Мусульманские праздники и посты

Лейлят аль-кадр

Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения “высших” сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу

Наиболее почитаемая ночь – это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои “определения”, т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с “возможными чудесами” (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

Праздник разговенья – ураза-байрам

Праздник окончания поста – ураза-байрам приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр – праздник фитр. Из названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение, состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то и другое. Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей ураза-байрам приобретает специальное значение, в особенности за рубежом, где бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. В последнее время исламские богословы охотно рассуждают о том, будто раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят аль-фитр, и есть самое “лучшее воплощение в жизнь принципов социализма”. На этом основании “исламский социализм” преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий в мире господства частной собственности.

В нашей стране духовенство не имеет права принуждать или обязывать верующих непременно вносить фитр-садака ни под видом помощи мечети, ни под каким-либо другим предлогом. Однако на практике духовенство различными способами добивается исполнения верующими их мусульманского долга.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения - курбан-байрам (ид аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через 70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у мусульман – Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: “Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите” (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, - “тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя”, – перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения в виде “хейр” или, “садака” в пользу мечети, “святых” лиц и “святых” мест.

Духовенство, используя общину верующих, в особенности ее активных членов, в дни курбан-байрама ведет усиленную религиозную пропаганду, направленную на поддержку и оживление мусульманских представлений. Торжественность обстановки, красноречие проповедников, облаченных в специальные одеяния (муллы или имамы обычно бывают в нарядном халате, с белой чалмой на голове, с посохом в руке), влияют на чувства и мысли людей. Духовные пастыри изощряются в изображении “райских утех”, которые приготовлены для благоверных работ аллаха в их загробной жизни, и адских мук для тех, кто усомнился “хоть раз в жизни” в “истинности ислама”. Смысл проповедей часто сводится к тому, что главное в этой жизни – служение аллаху, соблюдение заветов пророка.

В создании благоприятных условий для деятельности духовенства немаловажную роль часто играет то обстоятельство, что некоторые люди считают курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на “высоком уровне”. Они не задумываются над тем, какой вред наносят разгулы на курбан-байраме: забиваются сотни и тысячи голов скота, совершаются прогулы на производстве, пропуски учащимися занятий в школах.

Этот праздник посвящен памяти чудесного и фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание “святых” мест этого города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это “путешествие” относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.

Ашура (шахсей-вахсей)

Ашура (шахсей-вахсей) – день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о “мученической кончине” имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно сопровождаются самоистязаниями.

К XVI в., когда шиизм стал государственной религией, в Иране и в ряде сопредельных княжеств сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В этот день фанатичные мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе раны.

Психологическое воздействие этих публичных самоистязаний (вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики оставляют на всю жизнь незабываемое впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания) огромно. Следует отметить, что в соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 г. запрещены на территории этих республик ритуальные шествия с самоистязаниями участников.

Праздник мавлюд

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца – раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях “посланника аллаха”, о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского “пророка”, “посланника божьего” и ныне используется в тех же целях.

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан – воскресенье. В арабских странах пятница - официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что “свет ислама” начал распространяться именно в пятницу.

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Отсюда и в наши дни во время уразы постящиеся предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства и т. п.

Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным.

Однако основной вред этого обряда заключается в другом. С помощью поста служители мусульманского культа еще больше духовно закабаляют верующих, стремятся сделать из них людей, готовых идти на самопожертвование во имя веры.

При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку.