Сколько людей погибло на лубянке. Взрывы в московском метро

Второй взрыв в московском метро на станции "Парк культуры" раздался сразу после того, как машинист поезда попросил пассажиров освободить вагоны. За 43 минуты до этого на расстоянии двух станций в результате первого теракта уже погибли 26 человек, однако пассажирам об этом не сообщали и эвакуироваться не предлагали. Очевидцы вспоминают, что происходило на станциях во время двойного теракта и как действовали милиция и оперативные службы.

Взрыв на "Лубянке" (посмотреть на карте) произошел в 07:56 во втором вагоне юбилейного метропоезда "Красная стрела" во время его прибытия на станцию в сторону станции "Комсомольская". Второй взрыв прогремел на станции "Парк культуры (посмотреть на карте) " (радиальная) в 8:39 - в поезде, двигавшемся в центр в сторону "Лубянки".

После взрыва на "Лубянке" в вагоне началось сильное задымление, сообщают очевидцы. "Во время взрыва я был на переходе с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка", поднимался по эскалатору на переход и услышал сильный хлопок, взрыв, - рассказал РИА Новости очевидец происшествия Алексей. - Сверху вырвалась облако пыли, люди побежали по эскалатору, стали падать. Когда я вышел на Лубянскую площадь, там уже были спасатели, пожарные, милиция и машины "скорой помощи".

"Я был в соседнем вагоне, когда прогремел взрыв, - рассказал пассажир "Красной Стрелы", взорванной на "Лубянке", - приводит слова другого очевидца LifeNews . - Двери соседнего вагона буквально вывернуло наружу. Как минимум, человек 15 погибли сразу же".

Один из пассажиров застал момент взрыва, переходя с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка". "Я непосредственно поднимался по эскалатору на переход и услышал хлопок, взрыв. Дверь около меня, около перехода прогнуло. Облако пыли сверху опустилось на эскалатор, побежали люди по эскалатору. Люди стали падать, там была куча-мала. Я тоже побежал", - цитируют свидетеля "Вести.Ru".

"Мы не поняли, что случилось, думали, что на вагон рухнули перекрытия потолка. Все закричали, - рассказала девушка, находившаяся в соседнем со взорванным вагоне (цитата по ИТАР-ТАСС). - Только когда мы вышли на улицу, узнали о взрыве".

По данным прокуратуры Москвы, взрывное устройство было на поясе входившего во второй вагон пассажира (по данным следователей - пассажирки). Поражающие элементы (рубленная арматура), которыми была начинена самодельная бомба, разлетелись по площадке у входа в вагон. Следователи отмечают, что голова смертницы (как и той, что взорвала себя на "Парке культуры") цела. В вагоне работала видеокамера, запись отдана криминалистам.

Первые пострадавшие от взрыва в московском метро

По последним данным МЧС, при взрыве на станции "Лубянка" погибли 24 человека, 39 получили ранения. На Лубянскую площадь съехалось до сотни автомобилей различных оперативных служб - МЧС, аварийной службы газа, аварийной службы метро, милиции, скорой помощи, реанимации, ГУВД, ДПС и других. После взрыва на Лубянке движение поездов в метро остановлено не было. Поезда, хоть и с увеличенными интервалами, но ехали в сторону "Парка культуры", где произошел второй взрыв.

Перед взрывом всех пассажиров поезда попросили выйти из вагонов. "Приехали на "Парк культуры", сообщили, что поезд дальше не следует и попросили освободить вагоны.
Вышел, позвонил домой, сказали, что взрыв на "Лубянке". Ужасно. Положил трубку и пошел в переход. В переходе почему-то выла сирена и, судя по всему, не работал эскалатор, как только дошел до него, сзади прогремел взрыв", - пишет фотограф Иван Бухрадзе .

"Я ехал в последнем вагоне состава, - рассказывает GZT.RU очевидец Роман. - Наш состав ехал с постоянными перерывами. На каждой станции он подолгу стоял, нам объявляли, что поезд отправится через столько-то минут. В вагонах было битком народу. На станции метро "Парк культуры" нам объявили, что поезд дальше не пойдет. Попросили освободить вагоны. На платформе началась какая-то суета, нездоровое оживление. А потом раздался легкий хлопок. Я насторожился, подумал, что кто-то стреляет из травматического пистолета. Потом, когда пошел дым, все стало ясно".

Эвакуация из поезда на станции "Парк культуры"

Как написал очевидец событий в блоге davete.livejournal.com, после взрыва на "Лубянке" он находился на "Библиотеке имени Ленина". "Поезд ждал минут 7. Затем он стоял на станции примерно столько же... Таким образом, стояли минут по 7-10 на "Кропоткинской", затем в перегоне между "Кропоткинской" и "Парком культуры". Выхожу на "Парке культуры". Поднимаюсь уже было к выходу. Рядом идут сотрудники милиции. К ним обращается какая-то женщина: "Что случилось-то? " - "Ой, да авария какая-то, технические причины". В эту же секунду прогремел взрыв", - пишет он.

В результате взрыва на станции метро "Парк культуры" погибли 13 человек, более 30 получили ранения. Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что взрыв в вагоне произошел в момент открывания дверей на высоте около 1,6 метра. А взрывное устройство привела в действие террористка-смертница. Основой взрывного устройства был пластит, рассказал он. А вскоре глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту Дмитрию Медведеву, что в московском метро было взорвано взрывчатое вещество гексоген. По его данным, мощность бомбы сработавшей на "Лубянке" - 4 кг. По его словам, к взрыву причастны боевики с Северного Кавказа: у следствия есть фотороботы смертниц, севших в метро на конечном терминале Сокольнической линии - станции "Юго-Западная".

Дальнейшие версии событий разнятся. Одни очевидцы сообщают, что никакой паники на "Парке культуры" не было. "Мы услышали негромкий хлопок и не поняли, что произошло, - рассказал журналистам Осет Кулиев, который находился в одном из вагонов поезда во время взрыва. - Потом, когда люди поняли, что это теракт, все стали покидать вагоны, и паники при этом практически не было. О взрыве в составе объявили по громкой связи и проинструктировали людей, как себя вести в этой ситуации, что все должны покинуть вагоны и подняться в город".

Другие очевидцы говорят об обратном. Как сообщает "Фонтанка.ru" со ссылкой на участников блогосферы, из-за давки после взрыва на станции "Парк культуры" погибла женщина. Ее затоптала толпа, пытавшаяся выйти со станции после того, как станцию заволокло дымом от взрыва. Пока официальных подтверждений этому нет. Но сообщается, что сильная давка была на станции "Комсомольская". На других линиях метро, наоборот, малолюдно. Многие москвичи, опасаясь повторения взрывов, отказались от поездок в центр города.

Движение поездов на участке Сокольнической линии от "Парка культуры" до "Комсомольской" было остановлено. Этим воспользовались промышляющие частным извозом. Как сообщают горожане в своих блогах, цены за проезд между 2-4 станциями метро подскочили до нескольких тысяч рублей. Таксисты развозили народ с "Комсомольской" не менее чем за 3000 рублей. В Твиттере сообщают, что был даже таксист на черной "Волге", просивший за подвоз 10 тыс. рублей, и называют номер его машины. При этом пользователи интернета указывают, что 9 сентября 2001 года в Нью-Йорке после теракта таксисты возили людей бесплатно.

Впрочем, другие блогеры акцентировали внимание на тех водителях, кто помогал в непростой момент. Известный блогер Drugoi пишет: "Сегодня все пишут про каких-то таксистов, которые брали с людей по 3000 руб., чтобы довести их до центра. А мне позвонила знакомая, которая, как и многие, пыталась уехать на попутке от "Юго-Западной". И там была целая вереница машин, водители которых брали к себе пассажиров просто так, бесплатно. Она так и уехала, на здоровенном внедорожнике - мужик ничего с пассажиров не взял. У меня во френдленте есть такой человек - sergelin. Он нарочно поехал развозить народ на своей вазовской "четверке". Так что, люди-то все разные - есть говно, а есть человеки".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Многие люди уверены, что Московский метрополитен является самым безопасным в мире. Но даже здесь бывали трагические случаи, устроенные террористически настроенными группировками.

Первый взрыв

Удивительно, но первый взрыв в метро в Москве произошел еще в В далеком 1977 году совершили трое - Затикян, Степанян и Багдасарян. Первая подложенная ими бомба сработала между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Вторая и третья бомбы еще через некоторое время взорвались на улицах и Никольская.

В результате этого террористического акта семь человек попрощались с жизнью сразу, еще 37 получили различные травмы. На время было закрыто московское метро. Взрыв на Арбатско-Покровской линии засекретили.

Тайна за семью печатями

Не стоит забывать, что все события происходили в те времена, когда правительство старалось умалчивать о всевозможных трагедиях. Последствия быстро устранили, никто в городе не говорил о трагедии. В СМИ кое-какая информация просочилась лишь спустя три года.

Виновных, конечно, наказали. Суд происходил в строжайшей тайне и очень быстро. Родственники преступников даже не успели приехать попрощаться с ними перед расстрелом. По мнению некоторых современных историков, такая быстрота ответной реакции могла означать сфабрикованность дела, но правды до сих пор никто не знает.

Спустя 19 лет

Возобновились в 1996 году. Тогда взорвалось самодельное устройство, наполненное тротилом. Бомба была заложена прямо под сиденье пассажиров, и никто не замечал неизвестный черный предмет. Авария произошла между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Трагедия унесла жизни четырех человек, еще 14 не могли самостоятельно выбраться из вагонов. Пассажирам с легкими ушибами пришлось по рельсам добираться до ближайшей станции.

О том, кто виноват, говорили много. Вроде бы в содеянном признались чеченские боевики, но после проверки данных эта информация не подтвердилась. Допрашивали также лидеров сепаратистских группировок, но они отрицали свою причастность. Дело так и осталось нераскрытым.

Новый 1998 год

Утро первого января 1998 года началось с ужасного сообщения: «В Московском метро совершены теракты». Лишь удачливый случай помог этому событию не стать трагедией. Неизвестный бесхозный сверток с проводами и часами нашел машинист поезда рано утром, когда направлялся на службу. Он сразу отнес бомбу дежурной по станции. Пока она звонила на пост и рассказывала ситуацию, механизм сработал.

На счастье, сила взрыва была невелика, и дежурную и еще двух уборщиц слегка ранило. Но психологическая травма, полученная ими, была более тяжелой. Расследование события зашло в тупик. Имеется версия, что этот теракт, и тот, что произошел двумя годами ранее, связаны между собой.

Начало 21-го века

С начала 21-го века люди стали опасаться спускаться в подземку. Причиной тому был взрыв метро «Пушкинская» в Москве. Возможно, из-за того что об этом теракте было наиболее подробно рассказано в СМИ, а может, потому что жертв было намного больше, чем за все время до этого, но именно с теракта 2000 года над нами нависла серьезная угроза.

История происшествия такова. Примерно около 6 часов вечера, как раз в час пик, к одному из киосков на станции метро «Пушкинская» подошли двое неизвестных кавказской национальности. Они хотели совершить покупку за валюту, но продавец в киоске отказала им в этом, указав, что рядом есть обменный пункт. Мужчины направились туда, оставив свои личные вещи рядом на скамье. Когда они долго не возвращались, продавец киоска обратила внимание на пакет и тут же позвала охранника, который находился в другом конце зала. В тот момент, когда он направлялся к бомбе, и произошел взрыв.

Трагедия унесла жизни 12 человек, еще около 120 получили ранения. Тяжесть нанесенных ударов увеличивалась еще и тем, что кроме тротила в бомбе были различные острые железные предметы.

Сначала следователям удалось выйти на след преступной группировки, но как показал дальнейший ход событий, к этому происшествию они отношения не имели. Виновных за смерть десятка людей так и не нашли.

2001 год

Взрывы в метро в Москве продолжались. Следующий взрыв произошел в начале февраля 2001 года на станции "Белорусская". Но это событие вызвало немало вопросов и дискуссий.

Вечером приблизительно в 18:50 кто-то неизвестный оставил черный пакет под мраморной лавкой около остановки первого вагона поезда. Несколькими минутами позже прозвучал взрыв. Мощность его была мала, и весь основной удар приняла на себя лавка. Несколько людей были госпитализированы.

Теракт или не теракт?

Если это теракты в московском метро, то почему преступники действовали так слабо? В бомбе было всего 200 граммов тротила, и хотя это довольно много, он не был наполнен осколочными элементами, как это делают для увеличения урона. Тем более бомба была подложена под лавку, и будь она на метр дальше, жертв было бы намного больше. Следствие зашло в тупик. Было много версий, но ни одна из них не подтвердилась и не опровергалась.

И снова февраль

Февраль стал роковым месяцем для московской подземки. На этот раз взрыв в метро в Москве прогремел 6 февраля 2004 года. Трагедию связывают с именем одного чеченского боевика - Павлом Косолаповым. Именно его следствие считает организатором этого и еще нескольких других терактов в столице.

Взрывы в метро в Москве в феврале 2004 года отличались тем, что в этот раз бомба не была подложена, а ее нес на себе смертник. Он зашел в подземку в час пик, который приходится от 8 до 10 утра. Именно в этот период самое большое количество людей торопится на работу. Ничего не подозревавшие пассажиры сели во второй вагон поезда, двигавшегося по Замоскворецкой линии. Взрыв произошел между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская".

Трагедия унесла жизни 41 пассажира, еще несколько сотен получили различные травмы. Многие люди просто не могли выбраться и задыхались от дыма, который возник в результате возгорания. От разрыва бомбы пострадало три вагона и сотни человек. В этот раз теракт был подготовлен очень тщательно. Бомба была собрана по высшему разряду и наполнена множеством поражающих элементов - гаек, болтов, шурупов, гвоздей.

В этот раз следствию удалось найти концы. К теракту оказался причастен не только Павел Косолапов, но и несколько его соратников. Некоторых из них удалось поймать. Над ними проводился суд, решение которого гласило о пожизненном заключении.

Еще один взрыв в 2004 году

В 2004 году теракты и аварии в московском метрополитене участились. Столицу охватили ужас и паника. Всего за один год два нападения в подземке, два взорванных самолета, множество атак в городском общественном транспорте. Аварию на формально нельзя отнести к трагедиям в подземке, поскольку событие произошло на поверхности, около входа. Но в СМИ то и дело звучали заголовки о том, что целью террористов было именно метро, но по каким-то причинам им не удалось пробраться ниже поверхности земли.

Итак, история начинается около 8 часов вечера в последний день лета 2004 года. Все спешат домой, ведь завтра - первый день сентября, и нужно как следует подготовить детей к школе. На входе метро дежурят полицейские. Такие меры предосторожности были введены из-за участившихся терактов. Одному из служащих показалось, что некая женщина замешкалась при входе в подземку. Ее остановили и попросили предъявить документы. Женщина развернулась и пошла прочь. Именно в этот момент раздался взрыв. Неизвестная оказалась смертницей, и в ее сумочке была заложена бомба.

Без жертв не обошлось. Большое количество тротила и разрывающихся предметов привело к тому, что три человека погибли на месте, еще семерым были нанесены травмы, несовместимые с жизнью, и они скончались по дороге в реанимацию. Сотни раненых была направлены в больницы.

У одного из пострадавших удалось обнаружить поддельный паспорт на имя Николая Самыгина. Следствие вышло на настоящее имя террориста - Николая Кипкеева. В этой трагедии он исполнял роль куратора. Его задачей было проследить за смертницей, чтобы та спустилась в подземку. Но так как она не смогла этого сделать, а решила взорвать бомбу прямо у входа, пострадал и ее соучастник. Впоследствии были задержаны еще два человека, причастных к взрыву. Все они были осуждены на в тюрьме.

Последний взрыв в метро в Москве

После трагедий 2004 года наступило затишье на целых шесть лет. Жизнь столицы вернулась в прежнее русло, все раны были залатаны, как вдруг... Серии взрывов в 2010 году оглушили всех. Эти события стали наиболее громкими и сильными по своему психологическому воздействию. Террористы доказали: они не спят, не затихли, а готовы вести систематическую разрушительную войну.

Взрывы в метро в Москве прогремели с разницей около получаса. Первый произошел на станции "Лубянка". Как рассказывают очевидцы, к вагону подошедшего поезда подошла женщина, двери открылись и после этого раздался взрыв. Сила его была настолько мощной, что сразу унесла жизни 24 человек. Дело было в понедельник, в 7 часов 30 минут, и метро было переполнено пассажирами. Закрыть подземку полностью казалось нереальным, поэтому спасатели лишь перекрыли пострадавшую станцию для устранения последствий.

Все остальные линии работали, и это не помешало второй женщине-смертнице привести в исполнение свой зловещий план уже на станции "Парк культуры". Схема была аналогичной: подошел поезд, раздался взрыв. Мощность этой бомбы была меньше, в результате чего сразу скончались 12 человек. Позднее еще четверых не удалось спасти врачам-реаниматологам. Счет раненых и пострадавших шел на несколько сотен.

Взрывы в метро в Москве были лишь начальной точкой для дальнейшей серии терактов уже на поверхности земли. Это была целая цепь направленных действий бандитской группировки. Следствию практически сразу удалось выйти на след преступников. Как сообщалось позднее, был ликвидирован организатор всеобщего хаоса - Магомедали Вагабов.

Длинная история взрывов

История взрывов в московском метрополитене тянется уже два десятка лет. Места взрывов на схеме московского метро отмечены красным.

Это одна из главных бед 21-го века. И наша с вами задача - всегда быть начеку. Выполняйте указания брошюр, вывешенных в подземке, обращайте внимание на подозрительных лиц и всегда сообщайте о неизвестных бесхозных предметах. Неизвестно, что готовят группировки в будущем, но мы с вами благодаря бдительности и аккуратности можем остановить их.

11 июня 1996 года произошел первый теракт в Москве с момента распада СССР – взрыв в московском метро. В этот день мы вспоминаем все самые крупные московские трагедии и мечтаем о том, чтобы этот кошмар больше никогда не повторялся!

(Всего 15 фото)

1. 11 июня 1996 года: взрыв самодельного взрывного устройства на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» московского метро. 4 человека погибло, 12 госпитализировано.

3. 31 августа 1999 года: взрыв в торговом комплексе «Охотный Ряд» на Манежной площади. Одна женщина погибла, пострадали 40 человек.

4. 9 и 13 сентября 1999 года: взрывы жилых домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. Погибли соответственно 100 и 124 человека.

5. 8 августа 2000 года: взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13 человек, 61 человек ранен. Самодельное взрывное устройство мощность 800 граммов в тротиловом эквиваленте было начинено винтами и шурупами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном.

6. 5 февраля 2001 года: в 18:50 произошёл взрыв на станции метро «Белорусская-кольцевая». Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжёлую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет.

7. 23-26 октября 2002 года: Теракт на Дубровке – группа чеченских боевиков под руководством чеченского сепаратиста Мовсара Бараева захватила свыше 900 заложников в здании Театрального центра на Дубровке. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, применённого спецназом при штурме, в сочетании с тяжёлыми условиями, в которых находились заложники (трое суток в сидячем положении практически без еды и воды).

8. 5 июля 2003 года: на Тушинском аэродромедве чеченские террористки осуществили взрыв во время рок-фестиваля «Крылья». Погибло 16 человек, около 50 ранено.(Фото: Московский Комсомолец)

9. 9 декабря 2003 года: у отеля «Националь» террористка-смертница привела в действие взрывное устройство. Погибли 6 человек, 14 человек ранено.

10. 6 февраля 2004 года: взрыв мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, осуществлённый террористом-смертником в поезде на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 42 человека, около 250 ранены.

11. 31 августа 2004 года: женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская». Погибло более 10 человек, и ещё 50 получили ранения и были госпитализированы. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев. (Фото: РИА Новости)

12. 21 августа 2006 года: взрыв на Черкизовском рынке. В результате взрыва погибли 14 человек, ранены 61 человек.

13. 13 августа 2007 года: в результате подрыва железнодорожного полотна (официальная версия) произошла авария поезда «Невский экспресс»сообщением Москва - Санкт-Петербург. Мощность взрывного устройства составила до 2кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб.

14. 29 марта 2010 года: в 7:56 произошёл взрыв на станции метро «Лубянка». Ещё один взрыв в 8:37 прогремел на станции «Парк Культуры». В результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров.

15. 24 января 2011 года: в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

Взрывы в московском метро 2010 года - два взрыва, произведённых 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метрополитена, двумя российскими террористками-смертницами дагестанского происхождения. В результате взрывов погибло 40 и ранено 88 человек. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.

Ответственность за взрывы взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров.

Первый взрыв произошёл в 7:57 по московскому времени на станции «Лубянка» во втором (по ходу движения) вагоне именного поезда «Красная стрела», следовавшего в сторону станции «Улица Подбельского». В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закреплённое на женщине, стоящей у второй двери второго вагона. По рассказам очевидцев, после первого взрыва эвакуация из метро не проводилась, по громкоговорителям передавались сообщения о задержках в движении и рекомендации воспользоваться наземным транспортом. Второй взрыв произошёл в 8:36 на станции «Парк культуры» Сокольнической линии в третьем вагоне поезда маршрута № 45, который следовал в сторону станции «Улица Подбельского».

Сразу после терактов было перекрыто движение поездов от станции «Спортивная» до станции «Комсомольская». Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек. К ликвидации последствий взрывов в метро были привлечены 657 человек и 187 единиц техники. По сообщениям правоохранительных органов в связи со взрывами в метро на станциях в Москве введён план «Вулкан». Также усилен паспортный режим, милиция переведена на усиленный вариант несения службы, увеличена плотность патрульных нарядов на улицах города и в метрополитене, к патрулированию метро были привлечены внутренние войска Министерства внутренних дел России. Под особую охрану были взяты аэропорты и вокзалы Москвы. В 17:09 станцию «Лубянка» открыли для пассажиров и метрополитен заработал в штатном режиме.

По результатам взрывотехнической экспертизы, проведённой специалистами Федеральной службы безопасности, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции «Лубянка», составила до 4 килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции «Парк культуры» - от 1,5 до 2 кг в тротиловом эквиваленте. Как показал экспресс-анализ, взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена с добавлением пластификатора, то есть пластитом. В качестве поражающих элементов использовались нарубленная на куски арматура и болты.

Непосредственно в результате обоих взрывов погибло на месте 36 человек, из них 24 на станции метро «Лубянка» и 12 на станции метро «Парк культуры». В последующие дни в больницах умерло ещё 4 человека. Среди погибших был капитан первого ранга, заместитель начальника тыла Черноморского флота Российской Федерации Виктор Гинькут.

Пресс-служба Минздравсоцразвития России распространила сообщение, что по состоянию на 31 марта в лечебных учреждениях Москвы оставались 82 пострадавших. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.

31 марта закончено оформление документов на захоронение 34-х погибших. Ещё двое остаются неопознанными. 18 человек будут похоронены в Москве, а 16 - отправлены в другие регионы, в частности, Чехов, Ростов-на-Дону, Якутск, а также на Украину в Севастополь и Таджикистан. В Москве захоронение будет осуществляться в основном на Котляковском, Николо-Архангельском, Домодедовском, Митинском и Троекуровском кладбищах. Первые похороны погибших в Москве прошли 1 апреля.

Интернет-портал «LifeNews» утром 29 марта 2010 сообщил о третьем взрыве на станции «Проспект Мира», однако вскоре эта информация была опровергнута МЧС России. Также были опровергнуты сообщения о взрывах на станциях «Улица Подбельского» и «Беговая». Позднее в тот же день в СМИ появилась информация о том, что на станции метро «Парк культуры» был найден несработавший «пояс шахида». Позже данная информация была опровергнута.

После взрывов в метро милиция получила несколько анонимных телефонных звонков о якобы заложенных бомбах на транспорте. Первый звонок с мобильного телефона поступил в дежурную часть 29 марта 2010 около 17:00. Некая женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, заявила, что находится на станции метро «Партизанская» и собирается себя взорвать. Кинологи с собаками обыскали вестибюль и платформу, однако тревога оказалась ложной. Через час в службу «02» с того же телефона позвонила женщина, которая сообщила о том, что взрыв готовится на станции метро «Щёлковская». Станция метро была обследована, однако ничего подозрительного обнаружено не было. Позже милиционеры выяснили личность телефонной террористки и задержали её. Ей оказалась жительница Раменского района Московской области.

30 марта 2010 в милицию поступило сообщение об обнаружении сумки со взрывчаткой на станции метро «Комсомольская», на станции было проведено полное обследование, но никаких подозрительных предметов найдено не было. В тот же день было сообщено о бомбах, заложенных в храме Христа Спасителя и МГТУ имени Баумана; оба сообщения оказались ложными.

Всего в правоохранительные органы Москвы поступило более 100 сообщений о подозрительных предметах и заложенных бомбах, ни одно из которых не подтвердилось; аналогичные ложные сообщения имели место и в других городах России

Дмитрий Гаев однажды заявил, что московский метрополитен является одной из самых безопасных транспортных систем мира. Однако истории столичного метро известно немало трагических событий. В статье рассказано о самых страшных взрывах в метро.

В Москве теракты происходили не только в двухтысячных, но и в советское время. Первый произошел в 1977 году - между станциями "Первомайская" и "Измайловская". За этим взрывом в метро в Москве последовал ряд других терактов. Но они уже произошли на поверхности. Пожары и аварии в метрополитене ещё не раз происходили в XX веке. Подобные дела в советские времена не подлежали огласке. Есть мнение, что в большинстве случаев имела место фальсификации.

Взрыв в метро в Москве (1996 год)

Это стало первым трагическим событием, произошедшим в столичном метрополитене после распада СССР. В истории метро Москвы взрыв 1996 года стал вторым терактом. Он произошел между "Нагатинской" и "Тульской". В поезде между этими станциями взорвалось взрывное устройство. Погибло четыре человека, четырнадцать пострадало. Один вагон был полностью разрушен, несколько повреждено. Пассажиры добирались до ближайшей станции пешком. Следствие показало, что взрывное устройство было самодельным, представляло собой прибор фугасного типа, эквивалентный по мощности килограмму тротила.

В ноябре 1997 года задержали двух подозреваемых. Их имена не разглашали. Однако известно, что вина задержанных не была доказана. Дело так и не закрыли. В прессе тогда появилась информация о том, что вину на себя взяли чеченские террористы. Однако эти сведения не подтвердились официально.

1998 год

Машинист электропоезда обнаружил 1 января у входа на станцию "Третьяковская" небольшую сумочку. Открыв ее, он увидел провода и батарейки. Машинист отнес находку дежурной, а та, в свою очередь, позвонила в милицию. Взрыв прогремел до приезда сотрудников правоохранительных органов. К счастью, никто не погиб. Дежурная получила легкие ранения.

Взрыв у торгового ларька

В 2000 году теракт в Москве произошел не в самом метрополитене, а в подземном переходе. К работнику торговой палатки подошли мужчины кавказской внешности. Покупку они хотели оплатить долларами. Продавец отказался, объяснив, где находится ближайший обменный пункт. Мужчины ушли, оставив рядом с палаткой сумки, но так и не вернулись. Через некоторое время продавец обратился к сотруднику частного охранного предприятия, сообщив о подозрительных вещах. Взрыв прогремел в тот момент, когда охранник приближался к ларьку. Погибло тринадцать человек. Более ста пострадало. Имена виновных неизвестны до сих пор.

Взрыв в 2004 году

На станции "Автозаводская" висит мемориальная доска. На ней имена погибших в результате одного из самых страшных терактов в Москве. Взрыв, прогремевший утром 6 февраля 2004 года, совершил террорист-смертник. На этот раз организаторы террористического акта были найдены, в результате судебного разбирательства приговорены к пожизненному заключению. Спустя полгода после этого взрыва в Москве произошел еще один - у станции метро "Рижская". Следствием установлено, что совершили их авторы теракта на "Автозаводской".

Взрывы на станции "Парк культуры" и "Лубянка"

Этот террористический акт, как и большинство подобных преступлений, совершен был в час пик, в то время, когда жители города направлялись на работу. Взрывы произошли 29 марта 2010 года, оба на Сокольнической линии. Первый - в 07:56. На станции "Лубянка" сработало взрывное устройство, в результате чего поезд остановился. Однако эвакуации пассажиров из метро не проводилось, по громкоговорителю объявили стандартное сообщение о задержках движения, а также рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошел спустя сорок минут на "Парке культуры", в третьем вагоне поезда, направляющегося сторону "Улицы Подбельского". После этого началась эвакуация, которую проводили сотрудники метрополитена и МЧС.

Весной 2010 года на улицах Москвы был усилен паспортный контроль. Вокзалы и аэропорты взяли под особую охрану. Вход на станцию "Лубянка" открыли в 17:00. Мощность взрывного устройства, сработавшего на "Парке культуры", эквивалентна двум килограммам тротила. На "Лубянке" - четырем.

На месте погибло 36 человек. Еще четверо скончались в больнице. В результате взрывов на "Парке культуры" и "Лубянке" ранено 88 человек. Сред пострадавших были граждане не только России, но и стран ближнего зарубежья, а также Израиля, Малайзии, Филиппины. Двое погибших так и остались неопознанными.

В следственном комитете возбудили два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Уже в первые дни после взрыва мэр Москвы дал интервью, в котором заявил о причастности к преступлению террористок-смертниц. 6 апреля личность одной из них удалось установить. Спустя неделю в прессе появилась информация о том, что организаторы преступления найдены. На сегодняшний момент это последние взрывы в метро Москвы, которые классифицируются как теракты.