Следственный комитет обвинил "историка" пивоварова в м. Снова про пивоварова: разгильдяйство в инион и одиозные связи юрия сергеевича Инион ран пивоваров

Юрий Сергеевич Пивоваров - директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), академик, член-корреспондент РАН, доктор политических наук, профессор, почетный президент Российской ассоциации политической науки, автор более 200 научных работ, посвященных истории России.

«А кадемик Юрий Пивоваров: «Никакой загадки в русской душе нет»

Статья Галины Сапожниковой «А кадемик Юрий Пивоваров: «Никакой загадки в русской душе нет».

Вот такое заявление сделал Ю. Пивоваров. Его можно часто видеть на ТВ. Отличительная черта – русофобия! Он либершист.

Кто он такой?

«Пивоваров Юрий Сергеевич , 61 год, еврей по матери, москвич. По его собственным словам, среди прямых предков были декабристы и репрессированные при Сталине большевики-троцкисты. В молодости задерживался органами госбезопасности за распространение НТСовских антисоветских пропагандистских листков, что не помешало ему окончить МГИМО и аспирантуру ИМЭМО. Считается "виднейшим отечественным политологом, одним из наиболее известных российских историков", "отцом российской политологии", "автором новой концепции истории России". Доктор политических наук, профессор, академик Российской Академии наук , Директор и заведующий отделом политологии и правоведения ИНИОН РАН , заместитель руководителя Секции истории Отделения историко-филологических наук РАН , член Бюро Информационно-библиотечного совета РАН , заместитель председателя Научного совета по политологии при Отделении общественных наук РАН , член Бюро Совета РАН по работе с учёными-соотечественниками, проживающими за рубежом , почётный президент Российской ассоциации политической науки (РАПН), руководитель секции «Научная и культурная политика, образование» Экспертного совета при председателе Совета Федерации , член Научного совета при МИД РФ , один из руководителей международного проекта "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям" , преподаватель МГУ и РГГУ . Сын - функционер Министерства экономического развития РФ, дочь - бизнесвумен, гражданка Чехии, племянник - телеведущий на канале НТВ Алексей Пивоваров.

Персонаж о себе:
"...В семь-восемь лет я был безусловным антисталинистом, человеком, который много чего понимал. И что ещё было для меня очень важным, как ни странно, — когда меня отдали в детский сад, нас всей группой повели на завод. И когда я увидел завод, я сказал сам себе, — мне было шесть лет, меня поздно отдали в детский сад, — я сам себе сказал, что никогда здесь работать не буду .
...конечно, в детстве меня учили музыке, ко мне домой приходил учитель. Сестра училась в музыкальной школе, а ко мне просто приходил учитель, и я занимался на фортепиано. И преподаватель языка приходил, а потом, повзрослев, я стал ездить на занятия сам. У меня, конечно, было счастливое детство, которое было не у всякого советского ребёнка, поскольку моей бабке вернули все её регалии. Это была вполне обеспеченная советская семья в большой квартире, и так далее.
...моя бабка была совершенно несдержанным человеком, а именно она меня больше воспитывала, потому что родители работали. Бабка была скорой на язык и не умевшей ничего скрывать. Но при всем при том она была коммунисткой. То есть, она была не сталинского разлива, а скорее ленинского, культурного.
...У меня это вошло в привычку (в СССР, в 67-м году!), — вошло в привычку читать иностранные журналы и газеты, что я делаю по сей день.
...В науку попал случайно, потому что после окончания МГИМО меня брали на военно-дипломатическую работу, но не в МИД, а военным атташе в Потсдам, поскольку у меня первым языком был немецкий. ...Но я не хотел идти ни на какую военно-дипломатическую работу, и пошёл в аспирантуру. Это был способ уйти куда-то на обочину, быть свободным, ничего не делать.
...Первую свою работу я написал в 22 года: «Философия истории Чаадаева». Конечно, это работа не научная, это ерунда, но это — первое прикосновение к тому, чем я занимаюсь. И параллельно, что было для меня тоже очень важно — я уже в 18–19 был абсолютным антисоветчиком, антикоммунистом, хотя лет до 18 я еще Ленина любил, меня так бабушка воспитала. Мы в МГИМО создавали подпольные кружки, готовили убийство Брежнева, но не я должен был убивать.
...однажды захватили радиостанцию МГИМО, это было на втором курсе, и я обратился к студентам и преподавателям с бурной речью. Нас не выгнали, как ни странно, оставили. А потом, на пятом курсе, меня впервые арестовали. В 1972 году меня арестовали с чемоданом самиздата на Ярославском вокзале. Меня вызывали на допросы в КГБ, я думал, что посадят, но не только дали окончить институт, но и брали на дипломатическую работу.
...Я был тунеядцем, и уже за это меня могли просто посадить. Слава Богу, что родители могли меня кормить...
...Я вообще тогда про никакую науку не думал, я думал про литературу, про диссидентство, несколько раз ездил с приятелем посмотреть лагеря на северный приполярный Урал, и понял, что испугался. Испугался, что не выдержу физически. Мы зимой и летом ездили посмотреть, как зеки живут. Вроде как на охоту, на рыбалку, но на самом деле хотели смотреть и общались с конвоированными зеками, и я испугался. Просто потому, что я не хотел сесть в лагерь, в тюрьму, физически всего этого боялся, боялся. Все это мне показалось ужасным.
...Собственно говоря, в некотором смысле, наукой я тоже никогда не занимался, потому что, например, историк не считает меня историком, потому что я не сижу в архивах, каких-то вещей я просто не знаю, поскольку в МГИМО не учили. Но я избран в Академию наук по отделению «История» и по специальности «Российская история», сначала членом-корреспондентом, потом академиком. Но не думаю, что я что-то такое классически историческое написал.
...собственно, большой помощи от меня невозможно получить - не умею ничего делать.
...я не хожу ни в театр, ни в кино — никуда.
...У меня нет слуха, думаю, что я довольно тупой к музыке...
...У меня нет профессиональных интересов, в прямом смысле слова.
...Мой 26-летний сын работает в Министерстве экономического развития в Москве. Его не интересует политика, его интересует государство, Россия и так далее, потому что он совсем не интеллектуал. ...Кстати, я своего сына не заставляю книжек читать, он ничего не знает, никаких стихов никогда не читал, ему это не надо - и ради Бога.
...Я абсолютно толерантный человек, но я не толерантен к людям, которые проповедуют расизм, гитлеризм, сталинизм, — тут никакой конвенции быть не может, со мной, во всяком случае
"

Высказывание Пивоварова в передаче "Суд времени":
"Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского "

Из книги Пивоварова "Полная гибель всерьёз":
"Суть русской жизни неизменна: презрение к личности, в том или ином варианте насилие над человеком и его - в конечном счете - закабаление, воровство, умение самоорганизовываться лишь на злое дело "

(http://general-ivanov.livejournal.com/925985.html )

Итак, русофоб Пивоваров рассуждает о русской душе: « О судьбе русского этноса обозреватель «КП» Галина Сапожникова беседует с доктором политических наук, директором Института научной информации по общественным наукам РАН академиком Юрием Пивоваровым [видео]

Загадочная русская душа

- Пусть этот вопрос, Юрий Сергеевич, не покажется Вам странным: Вы могли бы объяснить нам, кто мы - с точки зрения науки? В слове «русский» некоторые чувствуют национализм. Ельцин ввел в обиход слово «россияне» - но многим оно кажется чересчур пафосным. Кто мы, люди, живущие в Российской Федерации? Русские или россияне? Наследники тысячелетней истории или новой России с 1991 года? Европейцы или азиаты?

Я думаю, что мы прежде всего, русские, конечно. Не в смысле этническом. Потому что и башкир, и татарин, и француз, и еврей, живущий здесь, говорящий по-русски - это человек русской культуры. Понятие национальности - это понятие прежде всего понятие культурное. Главная проблема заключается в том, что с 1991-го года люди и не знают, кто они. Потому что Россия не равна Российской Федерации – ни географически, ни культурно. Она шире, она больше. И ничего с этим не сделаешь. Конечно, мы русские, мы наследники более чем тысячелетней культуры. Были разные периоды – Киевская Русь, монгольская Русь, московская, петербургская, советская. Сейчас посткоммунистическая. Нам действительно очень сложно понять, кто мы: часть Европы, или самостоятельная цивилизация? Или задворки Азии? Мы так расположены, что нас всюду можно приписать. И в нашей истории было много похожего и с Европой, и с Азией.

- Поэтому и возник миф о загадочной русской душе?

Я думаю, что на самом деле это придумано на Западе. После Петра Великого западные люди, придя сюда, увидели народ, на них похожий и в то же время не похожий - вроде кожа белая и христиане, но все остальное другое - и заговорили о загадочной русской душе. А потом русские это сами себе приписали. Очень уж красиво звучит! Меня всегда останавливала эта пафосность – «загадка русского характера». Я думаю, что мы – один из многих народов, не хуже и не лучше, у нас есть чем гордиться и есть чего стыдиться.

- А как же Бердяев: «Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире»?

Бердяев это русский философ, который жил в первой половине прошлого века. А тогда особенно любили говорить пышно, красиво, туманно... Наука идет с Запада, поэтому русскую историю и русскую действительность пытаются мерить западными же мерками. А не получается. Тогда выдвигается тезис: либо русские какие-то загадочные, ни на кого не похожие - либо они должны, как говорит Бердяев, сами себя понять. Кстати говоря, современная российская наука, к которой я тоже отношусь, этим и занимается. Мы пытаемся выработать понятие концепции, категории, которыми можно описывать русскую реальность. Это называется самопознанием. Но не такое: сижу я на диване и думаю, кто я, Юрий Пивоваров, и для чего я рожден? Я, как историк и политолог, должен понять, почему у нас такая экономика, такая политика, почему в XX веке произошло несколько революций, и почему в 1917-м, 1991-м году Россия внезапно взяла и рассыпалась? И что с нами будет? Мы раньше всё расширялись и население росло, а теперь мы территориально сужаемся, и демография плохая. Надо понять, что нас ждет. Может, завоюет кто-то? И кто именно?

Юрий Сергеевич Пивоваров.

Зона турбулентности

- Я, кстати, много раз на Западе встречала теорию, что русские брутальны потому, что 300 лет были под татаро-монгольским игом. Вероятно, изначально мы были добрыми и нежными, а потом резко погрубели... Совокупность качеств, которая называется национальным характером, изменяется под воздействием времени, пространства и обстоятельств? Вот, допустим, XX век, самый страшный для русской истории, нас изменил? Мы стали жестче после сталинского режима? Циничнее после развала СССР?

Есть такой известный американский социолог по фамилии Валлерстайн, его однажды спросили: что изменилось в мире? Он сказал: «Все изменилось. Ничего не изменилось». Это не абсурдизм и не игра ума. Когда говорят о том, что русский характер сформировался в результате Золотой Орды, я к этому отношусь скептически. Потому что, во-первых, Золотая Орда смешивалась только с русской аристократией, а во-вторых в реальности русский народ с трудом себе представлял, что это такое. Татар здесь не было, они кочевали в южных степях, и лишь иногда совершали на Русь набеги. Поэтому валить все на татаро-монгольское иго или на Ивана Грозного было бы неправильно.

Теперь что касается ХХ века. Это было страшное столетие. Но мы же сами себе его устроили, не кто-то другой! Значит, в нашей энергетике, в химии нашей души и мозгов было нечто, что позволило нам все это сотворить. Сегодняшний дикий ренессанс Сталина меня совершенно поражает. Это как если бы Гитлер был популярен среди евреев... Сталин убивал русских - как мы можем любить этого зверя? Вот говорят: войну выиграли, в космос полетели. Да он загубил такое количество душ, что никакая война, никакой космос вообще ничего не стоят!

Но ведь ХХ век для русских характерен не только этим. Масса подвигов, достижений, героизма, прорывов, прозрения. То есть проявились не только ужасные черты русского человека, но и замечательные качества. Увы, человеческая история – такая драма, с гадостями, ужасами, кровью... Другое дело, что для нас то столетие оказалось наиболее травматичным и тяжелым. Мы как вошли в начале века в турбулентную зону, при Хрущеве, Брежневе чуть-чуть отдохнули, а потом опять эта антикоммунистическая революция. Все это привело к тому, что люди стали себя чувствовать крайне дискомфортно, была разрушена хоть какая-то социальная обеспеченность, жизнь укоротилась. В таких ситуациях нередко на первый план выходят - как защитная реакция - не лучшие, а худшие качества человека. Но я опять не могу сказать, что это именно русские качества. Мне многие иностранцы говорят: будь мы поставлены в такие же социальные условия, мы были бы худшими зверями, чем вы, вы еще ангелы по сравнению с нами.

«Человек испуганный»

- Мы сегодня, несмотря на то, что СССР нет уже почти 20 лет, по-прежнему являемся советскими людьми?

Я думаю, да. И не только люди моего поколения, но и вашего, гораздо более молодого. Даже те, кто боролся с советской властью (Солженицын, Сахаров), тоже были советскими людьми. Главное, что сделала советская власть - воспитала советского человека, новый исторический тип, для которого характерно нерелигиозное отношение к жизни, плохое знание собственных корней и собственной истории, очень поверхностная образованность, отсутствие некоторых важнейших культурных и моральных фундаментальных ценностей, знание которых прививалось в других культурах. Это человек испуганный. Я впервые попал на Запад, когда мне было 38 лет. И притом, что говорил на нескольких языках, не знал, как купить билет на поезд, или как душ включить. Или как нажать кнопку, чтобы выпить кофе. Это осваивается быстро, в общем-то... Я в любом аэропорту мира увижу по испуганным глазам советского человека. Большевикам удалось создать нового человека, который плохо знает свою историю, но который убежден в том, что наша страна самая лучшая. Вместе с тем он чувствует себя очень неуверенно и заискивает перед иностранцами.

- И что теперь с этим делать? Создавать человека нового?

Не надо создавать никаких «новых человеков», надо жить, как мы жили.

Как сейчас живем. Я против революций, против грандиозных реформ. Как историк России могу вам сказать: золотое время – это когда люди живут своей жизнью. Вот я, преподаватель, преподаю, водитель водит машину, продавец продает, телевидение делает свои программы. Каждый честно занимается своим делом.

«Русский народ подточил свой генофонд»

- И тут вдруг весь этот уютно скроенный мир переворачивается, потому что происходит нечто. А именно: взрыв ксенофобии в России. Вопрос не в том - были ли мы к нему готовы? Были ли мы предрасположены?

Надо иметь в виду, что национализм в России никогда не был таким сильным, как, например, на Западе. Почему? Потому что Российская империя до 1917-го года делилась не по нациям, а по конфессиям. Сегодня проблема национализма перед Россией стоит, и очень серьезная. Потому что основные тяготы всех перемен выпали на долю русского этноса. А он чувствует себя наиболее обделенным. Он видит, сколько среди богатеев этнических нерусских. Он видит экспансию и миграцию Кавказа и Средней Азии, и не знает, как реагировать. Старые идеологии ушли, и марксистские, и либеральные, а идеология националистическая никогда еще в России не разыгрывалась. Один раз в конце своего правления Сталин попытался было соединить идею социализма с идеей русского патриотизма, но не получилось. Молодежь, живущую в небольших городах или рабочих окраинах, не имеющую социальных перспектив, довольно плохо образованную, не богатую, но видящую по интернету и телевизору гламур и богатство, идея национализма может объединить запросто. Причем животного, этнического национализма: кто не русский, тому по морде... Ситуация крайне опасная, и недооценивать ее нельзя. Кроме того, русский национализм подогревается ростом национализма нерусских народов Российской Федерации – татарского, башкирского, кавказских. Это та бомба, которая может взорвать все. У этих русских ребят есть причина быть недовольными и протестовать, но последствия могут быть катастрофическими. И для самих этих мальчиков и девочек тоже. Нет сейчас ничего страшнее, чем впасть в идеи великодержавного русского национализма.

- Вы сказали в одном интервью: «Кто виноват в национал-социализме в Германии? Немецкая культура, религия». Можно провести параллели?

Это не означает, что конкретно Гете виноват. Имелось в виду следующее: немецкие культурные люди, писатели, философы часто писали и говорили безответственные вещи, которые воспитывали умы и души народных масс. И они в тяжелые моменты немецкой истории приобретали взрывоопасное значение. Например, постоянное восхваление немца, его возвышение над всеми. Самолюбование входит в «прейскурант» всех народов, но в какой-то момент оно становится опасным. Я говорю о том, что интеллектуал всегда должен знать, что он делает. Русская литература виновата в том, что с нами произошло. Она бесконечно раздевала, унижала государственность, порядок. Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, даже Достоевский - гениальные писатели, мы воспитаны ими. Но ведь и от них пошел у нас антигосударственный, антисоциальный нигилизм...

С другой стороны, нельзя не отметить уникальную выживаемость нашей элиты. Сколько раз за прошлый век она полностью вымывалась! Первая мировая, гражданская, «белая эмиграция», коллективизация, репрессии, Вторая мировая, распад СССР, утечка мозгов… И каждый раз восстанавливалась, как птица Феникс.

Увы. Могу сказать, что средний уровень и советской, и постсоветской российской элиты становится все ниже и ниже. Я молодым человеком ходил в ЦК КПСС и уже пожилым хожу по нынешним коридорам власти. Бюрократический уровень работы в ЦК (а я, заметьте, совсем его не сторонник) был выше, чем у нынешних чиновников. А в царских министерствах выше, чем в советских. В XX веке русский народ подточил свой генофонд. Качество наших элит отвратительное.

Русский человек устал

- Редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, говоря о русских, как-то иронично заметил: на Западе, мол, не найти ни одной русской кастрюли... Политолог Виталий Третьяков объяснил это тем, что русским неинтересно решать неоригинальные задачи. То есть православная миссия, мировой коммунизм - это нам запросто, а дорогу замостить... скучно.

Меня гораздо больше убивает другое. Вот у меня большой институт, а в нем арендуют помещения немцы и французы. И они привезли немецкого рабочего, чтобы он им мебель собрал! Потому что русские не могут сделать так же здорово, как немцы... Это оскорбило мою национальную гордость. Гордимся мы Левшой, а по качеству труда уступаем. А до революции не уступали. Во второй половине XIX века и в начале ХХ века русская экономика развивалась так, как ни одна экономика в мире. Я вам скажу поразительную вещь, о которой мало кто знает: в 1916 году пропускная способность русских железных дорог была выше, чем американских. Это то же самое, если бы сегодня наши автомобильные дороги были лучше, чем их. Мы были единственной страной в мире, которая во время Первой мировой войне не ввела карточки на продовольствие: настолько мы были богатые, процветающие, и шли вперед. Если бы не эта ужасная революция, не Гражданская война, мы бы (и это говорят серьезнейшие ученые) к 1940-му году имели бы лучшую экономику мира. Но карта истории так легла, что мы отброшены назад.

Так что не загадочная русская душа меня интересует, а то - может ли русский вовремя прийти на работу, хорошо ее сделать и не обмануть, если обещал. Вот вещи, где человек проверяется.

Русский человек - такой же, как все. Но он тяжело болен. Все это столетие его так гнали, что он надорвался. В нем нет подъема, порыва, я этого не чувствую. Я не пессимист, наоборот, но я вижу, что беречь надо людей. Не какие-то великие подвиги совершать, а беречь. Решать не глобальные проблемы: ракеты, Марс, Луна, - а реальные. Солженицын говорил: нам бы на 100 лет выйти из мировой истории, собой бы заняться. Когда человек устал, ему надо отдохнуть, полежать, подлечиться.

Надо быть эгоистичным, в самом лучшем смысле слова. Пожить ради себя, попытаться сделать жизнь для людей более-менее удобной. На таких электричках, на которых мы ездим, не ездит уже никто. Такие поезда, такого качества самолеты – это же ужасно. Надо научиться жить более комфортно.

Боюсь только, что уйти от этих мировых дел нам не дадут. Нам нужна армия, флот, ракеты, иначе нас сожрут. Но если опять все деньги на это уйдут, ничего не будет здесь. В этом трагедия. - Один американец, молодой человек, побывав в России, сказал: если бы у вас была такая экономика, как у нас, а душа оставалась по-прежнему русской, вы бы были великой страной, и мы, американцы, к вам бы эмигрировали...

Россия и так великая страна. У нас, конечно, отвратительная экономика, причем она всё ухудшается. Но величие страны не только в экономике. У нас великая культура. Великий язык. И великий тип сознания. Мы действительно принадлежим тем этносам в мировой истории, которые претендуют на то, чтобы их запомнили, как древних греков и древних римлян.

Битва за будущее

- Скажите, почему именно сейчас вдруг возник невероятный спрос на ревизию истории?

Дело в том, что у России как будто бы нет будущего. Люди не представляют, что с ними будет. При советской власти всем говорили: мы живем в самом развитом обществе, социализме, потом будет коммунизм. Кто-то верил, кто-то не верил, но все жили в рамках этой парадигмы. А что будет с нами дальше? Одни предрекают конец России. Другие, наоборот, возрождение. Какого-то проективного виденья, что будет с нами через 10, через 25 лет, ни у кого нет. Поскольку будущее совершенно туманно, люди хотят понять, что у нас с прошлым? Нужна легитимность, уверенность в том, что ты имеешь право на существование. Это как бы замещение ужасного настоящего каким-то другим прошлым. Почему идет подъем любви к Сталину? Это хозяин, твердая рука, при нем был порядок, мы до Берлина дошли. Ну, хоть что-то на фоне ободранной квартиры и отсутствия денег… Это не любовь к истории и не интерес. Реальную историю как не знал никто, так и не знает. По сути, в форме исторических дискуссий идет битва за будущее России. Какую мы себе историю выберем, такое у нас и будет будущее. Встанем под знамена Сталина или Ивана Грозного, и будем маршировать. Выберем более мягких Сперанского или Александра II, в другую сторону пойдем. Не надо никого винить в том, что с нами произошло или произойдет. Во всем виноваты только мы сами".

(http://www.kp.ru/print/25669.4/829776?geo=1/)

Известный историк, научный руководитель ИНИОН, академик РАН Юрий Сергеевич Пивоваров, который в течение 17-ти лет возглавлял ИНИОН РАН, сейчас находится в больнице, ему предстоит тяжелая операция. Ранее у него были проведены обыски по трем адресам и изъят загранпаспорт, в отношении него было возбуждено уголовное дело о якобы фиктивных трудоустройствах в институт. Юрий Сергеевич Пивоваров известен своей принципиальной позицией по защите ИНИОН, также ранее он выступал с критикой реформы Российской академии наук и никогда не боялся давать комментарии СМИ о проблемах исторического наследия и перспективах развития Российского государства. В ноябре 2016 года, выступая с лекцией в рамках проекта «Вечерние чтения», он отметил, что «Россия отчаянно нуждается в переменах», а в феврале 2017 года в интервью Международному французскому радио RFI заявил: «Ни одна диктатура в мире не заканчивалась хорошо».

В начале апреля Ю.С. Пивоваров рассказал о своем преследовании «Новой газете»: "Можно сказать, что с 20 апреля 2015 года в отношении меня продолжается уголовное преследование. Сначала я был обвиняемым в уголовном деле по факту пожара в моем институте. Но три экспертизы МЧС и экспертиза, проведенная Следственным комитетом, подтвердили мою невиновность. То есть в действиях или бездействиях академика Пивоварова нет связи с пожаром. Но вместо того, чтобы снять с меня обвинения и закрыть дело, в ноябре прошлого года оно было передано из Управления по особо важным делам СК Москвы в Следственный комитет Российской Федерации. И взамен одного следователя - старшего лейтенанта, теперь у меня их 8-10 генерал-майоров".

Свое уголовное преследование академик назвал травлей и политическим заказом: "Конечно, появление этого нового дела и связанные с ним следственные мероприятия, так же как и предыдущее уголовное преследования, не что иное как травля. Чисто политический заказ, я просто не знаю еще, с чем это связать! Из-за полутора миллионов рублей, что при нынешнем уровне коррупции в стране даже как-то оскорбительно выглядит! Причем я эти деньги ни в глаза не видел, ни в руках не держал, даже следователи были впечатлены скромным образом жизни заслуженного академика. Если сегодня-завтра меня не арестуют, буду говорить, рассказывать, выступать. Это не личное дело отдельного человека, Пивоварова, это может коснуться каждого".

Мы полагаем, что уголовное преследование Юрия Пивоварова, а также травля, развязанная против него в СМИ и в Интернете, не имеют никаких иных целей, кроме следующих - сломать и уничтожить общественного деятеля, пользующегося большим авторитетом среди российской интеллигенции и не боящегося публично высказываться по актуальным историко-политическим вопросам, а также посеять страх в научном сообществе, чтобы отбить желание у ученых свободно обсуждать текущее положение вещей в России и мире.

Очевидно, что это делается также для того, чтобы подорвать сопротивление думающих людей т.н. «оптимизации» научных и культурных институций, сводящейся к уменьшению государственного финансирования науки и культуры, увеличению бюрократического пресса и подавлению прав и свобод сотрудников академических институтов, вузов, музеев, библиотек, архивов и проч.

Мы призываем российские и международные общественные организации и СМИ обратить пристальное внимание на дело Юрия Пивоварова и выступить в его защиту как несправедливо преследуемого современного российского диссидента. Его жизнь сейчас находится в реальной опасности, и только общественное внимание к его делу может остановить российские власти или отдельные группы т.н. «силовиков» от дальнейшего произвола.

Борис Аверин, историк литературы
Константин Азадовский, историк литературы
Андрей Алексеев, социолог
Виктор Аллахвердов, доктор психологических наук
Елена Алферова, зав отделом правоведения ИНИОН РАН
Александр Аникин, академик РАН
Рубен Апресян, доктор философских наук
Юрий Апресян, академик РАН
Алексей Арбатов, академик РАН
Михаил Аркадьев, доктор искусствоведения, заслуженный артист РФ
Александр Архангельский, литератор
Вера Афанасьева, доктор философских наук, профессор
Валентин Бажанов, доктор философских наук, профессор
Нуне Барсегян, писатель, психолог
Алексей Бартошевич, театровед
Елена Баснер, искусствовед
Леонид Бахнов, литератор
Сергей Белеций, доктор исторических наук
Станислав Белковский, политолог
Сергей Белоглазов, профессор Уральской государственной консерватории им.М.П. Мусоргского
Елена Березович, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН
Андрей Бескин, доктор технических наук
Александр Бобров, филолог
Виктор Богорад, художник
Елизавета Бонч-Осмоловская, микробиолог, член-корреспондент РАН
Марина Бородицкая, писатель
Валерий Борщев, правозащитник Московская Хельсинская группа
Наталья Брагина, доктор филологических наук, профессор Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина, профессор РГГУ
Ольга Бугославская, литературный критик
Олег Будницкий, историк
Игорь Бунин, доктор политических наук
Дмитрий Быков, писатель
Андрей Бычков, профессор РАН
Ольга Варшавер, переводчик
Николай Вахтин, член-корр. РАН, профессор
Мария Виролайнен, пушкинист
Алина Витухновская, писатель
Борис Вишневский, руководитель фракции "Яблоко" в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, публицист, писатель
Владимир Войнович, писатель
Андрей Воробьев, академик РАН
Татьяна Ворожейкина, преподаватель, научный работник
Валентин Выдрин, профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Сергей Гандлевский, поэт
Александр Гельман, драматург
Михаил Глазов, физик, член-корреспондент РАН
Леонид Гозман, политик
Андрей Головнёв, член-корреспондент РАН
Анатолий Голубовский, социолог
Яков Гордин, историк, публицист
Татьяна Горячева, историк искусства
Наталья Громова, ведущий научный сотрудник ГЛМ, литератор
Лев Гудков, социолог, доктор философских наук
Андрей Десницкий, профессор РАН, филолог
Михаил Дзюбенко, филолог
Виталий Диксон, писатель
Ольга Довгий, филолог
Олег Дорман, режиссер.
Денис Драгунский, писатель
Ольга Дробот, переводчик
Валерий Дурновцев, доктор исторических наук, профессор РГГУ
Анна Дыбо, лингвист, член-корреспондент РАН
Владимир Дыбо, лингвист, академик РАН
Виталий Дымарский, журналист
Галина Ельшевская, искусствовед
Евгений Ермолин, литературный критик
Константин Ерусалимский, доктор исторических наук
Виктор Есипов, литератор
Александр Жуковский, социолог, политолог
Леонид Жуховицкий, писатель
Нина Зархи, заместитель главного редактора журнала Искусство кино
Владимир Захаров, академик РАН
Андрей Зубов, историк, религиовед
Вячеслав Иванов, лингвист, академик РАН
Аскольд Иванчик, историк, член-корреспондент РАН
Станислав Ивашковский, зав. кафедрой экономической теории МГИМО
Игорь Иртеньев, писатель
Евгений Ихлов, публицист
Софья Каганович, доктор филологических наук
Катя Капович, писатель, редактор журнала "FULCRUM: an annual of poetry and aesthetics"
Андрей Каравашкин, доктор филологических наук, профессор РГГУ
Илья Касавин, доктор философских наук, член-корреспондент РАН.
Татьяна Касаткина, доктор филологических наук
Михаил Касьянов, председатель Партии народной свободы (ПАРНАС)
Нина Катерли, литератор
Оксана Киянская, доктор исторических наук
Игорь Клямкин, доктор философских наук, профессор
Александр Кобринский, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена
Елена Колядина, писатель, журналист
Николай Кононов, писатель
Владимир Корсунский, журналист
Надежда Костюрина, доктор культурологии
Татьяна Красавченко, доктор филологических наук, ИНИОН РАН
Ольга Крокинская, профессор, доктор социологических наук
Григорий Кружков, поэт
Игорь Курляндский, историк
Ольга Лабас, искусствовед
Александр Лавров, академик РАН
Павел Литвинов, правозащитник
Евгения Лозинская, сотрудник ИНИОН РАН
Наталья Мавлевич, переводчик
Дина Магомедова, доктор филологических наук, профессор РГГУ
Владимир Магун, социолог
Алексей Макаркин, политолог
Алексей Макушинский, писатель
Марина Малкиель, музыковед
Лев Маркиз, дирижер
Александр Махов, доктор филологических наук
Велихан Мирзеханов, доктор исторических наук
Александр Молдован, академик РАН
Андрей Мороз, профессор РГГУ, доктор филологических наук
Алексей Моторов, писатель
Мария Надъярных, филолог (ИМЛИ РАН)
Максим Ненарокомов, искусствовед
Андрей Никитин-Перенский, основатель электронной библиотеки «Imwerden»
Сергей Николаев, доктор филологических наук
Михаил Одесский, доктор филологических наук
Дмитрий Орешкин, политолог
Татьяна Павлова, кандидат филологических наук
Татьяна Пархалина, заместитель директора ИНИОН РАН
Наталья Пахсарьян, профессор МГУ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН
Григорий Петухов, поэт
Татьяна Пинегина, геолог, профессор РАН
Андрей Пионтковский, публицист
Николай Подосокорский, публицист
Татьяна Позднякова, канд. пед. наук, ст. научный сотр. музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Элла Полякова, правозащитница
Лев Пономарев, правозащитник
Нина Попова, директор петербургского музея Анны Ахматовой
Владимир Порус, доктор философии, НИУ-ВШЭ
Анна Резниченко, доктор философских наук, профессор РГГУ
Лорина Репина, историк, член-корреспондент РАН
Раиса Розина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка РАН
Лев Рубинштейн, писатель
Юлий Рыбаков, правозащитник
Елена Рыбина, доктор исторических наук, профессор МГУ
Юрий Рыжов, академик РАН
Ольга Седакова, писатель
Адриан Селин, доктор исторических наук
Алексей Семенов, математик, академик РАН
Николай Сибельдин, физик, член-корреспондент РАН
Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), писатель.
Михаил Соколов, журналист
Никита Соколов, историк
Наталия Соколовская, писатель
Николай Солодников, журналист
Моника Спивак, доктор филологических наук
Ирина Стаф, филолог, переводчик
Сергей Стратановский, писатель
Любовь Сумм, переводчик
Ирина Сурат, доктор филологических наук
Александра Тер-Аванесова, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН
Лев Тимофеев, писатель
Елена Титаренко, искусствовед, журналист
Светлана Толстая, академик РАН
Иван Толстой, радиожурналист
Андрей Топорков, член-корреспондент РАН
Дмитрий Травин, экономист
Людмила Улицкая, писатель
Марк Урнов, доктор политических наук, НИУ ВШЭ
Федор Успенский, член-корреспондент РАН
Давид Фельдман, доктор исторических наук
Ирина Флиге, правозащитник
Артемий Халатов, руководитель редакции журнала "Россия и современный мир" ИНИОН РАН
Игорь Харичев, писатель, секретарь Союза писателей Москвы
Алексей Цветков, поэт, эссеист
Андрей Чернов, литератор
Елена Чижова, писатель
Юрий Чистов, доктор исторических наук, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН
Мариэтта Чудакова, член Европейской академии
Марианна Шахнович, доктор философских наук, профессор
Лилия Шевцова, публицист
Никита Шкловский-Корди, врач
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания от партии "ЯБЛОКО", историк
Юрий Шмуклер, доктор биологических наук, переводчик
Борис Штерн, доктор физико-математических наук, главный редактор газеты «Троицкий вариант»
Татьяна Щербина, поэт, эссеист
Михаил Эпштейн, культуролог, профессор
Андрей Юрганов, доктор исторических наук, профессор РГГУ
Екатерина Якимова, ведущий научный сотрудник отдела социологии ИНИОН РАН
Виктор Ярошенко, журналист
_____________

Поставить подпись под Открытым письмом в защиту Ю.С. Пивоварова можно на странице Николая Подосокорского в фейсбуке.

Свежая новость про последствия пожара в здании ИНИОН: утрачена треть библиотечных фондов института, потери оцениваются в 5,42 миллиона экземпляров, тогда как общий фонд составляет 14,7 миллиона экземпляров, пишет «Российская газета» .

Это можно оставить вообще без комментариев. Чудовищное разгильдяйство, а может и преступный умысел, стали причиной этого пожара - я очень надеюсь, что следствие разберется. я уже изложила. Однако после этого я не оставила тему и продолжила изучать СМИ и другие открытые источники. И выяснила разные крайне интересные вещи. Интересны они в том плане, что показывают уровень пивоваровского «управления» институтом и наводят на мысль, что проблемы с противопожарной системой все-таки вполне могли быть!

Смотрите сами.

«Последняя проверка пожарной безопасности в библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), проводившаяся в марте 2014, выявила семь нарушений. Учреждение тогда было оштрафовано на 70 тысяч рублей. Сотрудники МЧС предписали устранить недостатки до 30 января 2015 года...В феврале спасатели должны были провести в библиотеке внеплановую проверку» (). Возникает вопрос - кто же отвечал за установку противопожарных систем и, соответственно, должен был устранять нарушения (а вообще-то не должен был их допускать!)? И вот что пишут по этому поводу : «Известно, что организацией противопожарной безопасности в ИНИОНе занимались сразу несколько фирм. Последний, кто проводил там работы, была некая компания ООО "Технический центр Гарант", о которой из Сети можно узнать только, что организовалась она к в 2012 году, но почему-то успешно выигрывала все тендеры на протяжении последних нескольких лет. Сама фирма зарегистрирована в обычном жилом доме, в обычной квартире, без каких-либо признаков активности. Владеют компанией Инна Глебова и Владимир Горбунов. Попытка узнать у директора ИНИОНа о техническом центре "Гарант" закончилась ответом: "Ребят, это провокационный вопрос"».

Газета «Известия» провела свое расследование на эту же тему. И выяснились некоторые нюансы… «В 2013 году для ИНИОНа «Гарант» ремонтировал исключительно коммуникационную инфраструктуру — компания выиграла подряды на обслуживание систем телефонной связи и охранной сигнализации на сумму 555 тыс. рублей. В 2014 году началось активная работа по обеспечению пожарной безопасности здания. Начиная с марта, каждые три месяца «Гарант» выигрывал тендер на обслуживание или ремонт пожарных систем книгохранилища. Более того, практически с той же периодичностью «Гарант» выигрывал тендеры на обеспечение системы эвакуации людей при пожаре, поддержание работы охранных систем и ремонт телефонных систем. Всего за 2014 год «Гарант» получил от ИНИОНа 2,78 млн за различные работы». Вот эта никому неизвестная компания регулярно выигрывала тендеры на оборудование такого здания??

Но и это еще не все. «Обслуживанием вентиляции, теплоснабжения, трубопроводных и канализационных коммуникаций занималась компания ООО «ОВК-строй», руководит и владеет которой предприниматель Борис Демидов.С 2006 года «ОВК-строй» выполнила для ИНИОНа 25 подрядов на сумму более 12 млн рублей. За 2014 год «ОВК-строй» получила от ИНИОНа более 4 млн рублей по различным тендерам. Одним из последних контрактов, исполненным «ОВК-строй» для ИНИОНа, стал ремонт трубопровода для системы пожаротушения за 679 тыс. рублей, завершенный в ноябре 2014 года».

И вот еще одна странная компания: «Обслуживанием электрооборудования и электропроводки ИНИОНа в 2014 году занималась компания ООО «Строительный холдинг «Славянский», которой владеет Юрий Володин. За 2014 год компания выиграла 14 заказов ИНИОНа на сумму 1,69 млн рублей. В основном эта компания выигрывала тендеры на услуги, «по проведению противопожарных мероприятий, связанных с содержанием имущества», а также техническое обслуживание электрооборудования ИНИОНа». Именно эта компания занималась ремонтом системы электроосвещения на 3-м этаже здания - а по предварительной версии следствия, пожар в ИНИОНе произошел из-за нарушения изоляции электропроводки на 3-м этаже…

Еще я нашла крайне интересное интервью Михаила Делягина , который рассказывает про царящий в ИНИОНе бардак и полную разруху. «Главный инженер и главный электрик сбежали несколько лет назад с формулировкой: «В этом распиле мы работать и отвечать за последствия не будем», - говорит Делягин. «Если вся противопожарная система была оплачена и поставлена, - продолжает он, - возникает вопрос: кто украл деньги? Если пожарная система, любая система, оплачена и не работает, значит либо тот, кто её заказывал спокойно всё распилил, и когда пришло время отчитываться, стало понятно, что проверка обнаружит отсутствие и неработоспособность, сам спичечку и поднёс. Сообщалось, что пожар произошёл накануне проверки, которую ФАНО должно было проводить. Либо заказчик работ совершенно безмозглый клоун и,соответственно, его обманул поставщик». Именно так и есть! И еще важное: «Здание находилось в состояние руины, бассейн высох, это же была дренажная система, он же стоит на болотистой почве, началось затопление нижних этажей, чего там библиотека на третий этаж была вынесено» - то есть, понимаете, о чем речь?! Руководство запустило здание до такой степени, что уникальный библиотечный фонд уже начал страдать, и пришлось его переместить!

Впрочем, о разрухе в ИНИОНе говорят очень многие. Вот как раз после того как случился пожар, в ЖЖ активно обсуждался пост еще 2013 года, о том, как один пользователь ЖЖ-госслужащий посещал библиотеку ИНИОН. «Как вы уже знаете, академики смирились с тем, что центральный вход в ИНИОН замурован и здание выглядит нерабочим. Всех жаждущих знаний запускают через маленький боковой вход, после чего вы попадаете в длинные узкие пустые тёмные коридоры. Свет в здании экономят, поэтому передвигаться приходится чуть не ощупью. Наверное, сотрудникам ИНИОН темнота и тишина навевает покой, но пришлому становится жутко» - и так далее. Пост чрезвычайно красочно рисует картину мира, царившего в ИНИОН в последние годы… Это даже не прошлый век, а чуть ли не позапрошлый. И это было бы смешно, если бы не было так ужасно.

«Ольга Зиновьева, философ и вдова великого философа Александра Зиновьева часто бывала с мужем в читальных залах и хорошо знаком с положением дел. "В последние 20 лет там было странно, — признается она . — Группы людей имели доступ к архивам, других людей они оттесняли. Там были коммерческие структуры, которые брали деньги. Конечно, виноват в этом Пивоваров"». В этом - это в пожаре. В том, что ИНИОН впал в глубокую кому и не развивался, в том, что в итоге все получилось так, как получилось.


Ольга Зиновьева

Даже официальный сайт ИНИОН с конца 2011 года не обновляется. Нет там и сведений по исполнению бюджета там нет. То есть, Пивоваров не заботился даже о том, чтобы хотя бы для вида что-то сделать - якобы в возглавляемом им институте есть жизнь. Другое дело, что и общественность, особенно научная, не замечала или не хотела замечать и мрачность здания ИНИОНа с высохшими бассейнами у входа, и отсутствие всякой активность самого института. Вот Ольга Зиновьева говорит о том же : «Где представители нашей общественности? Они все рассыпались. Когда встречаешься с такой реакцией, возникает совершенно естественный вопрос: ребята, что же вы молчите, что же вы в рот воды набрали. Это наплевательское отношение к тем ценностям, которые попали под ответственность господина Пивоварова. Ужасное совпадение, что не были оцифрованы фонды, не был оцифрован каталог», — сказала Ольга Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева в МГУ».

Я искренне не понимаю, чем занят был господин Пивоваров в то время, как должен был выполнять обязанности директора ИНИОН. Совершенно этого не понимаю. Правда, он господин вообще интересный - я о его личности , и про его взгляды на историю - канонизация Дмитрия Донского по рекомендации ЦК КПСС, и про его взгляды на сегодняшнюю Россию - «Россия одна не справится с управлением огромной сокровищницы — Сибири и Дальнего Востока», и прочее и прочее… Личность он разносторонняя. Так что заниматься он мог вообще чем угодно. Поговаривают, например, что Юрий Пивоваров ранее лично получал деньги в американских структурах - Институте Открытое Общество (Д.Сороса) и в Фонде Карнеги. Наверное, при этом не особо думаешь о вверенном тебе институте.

А может быть, Юрий Сергеевич вместо работы кружки какие-нибудь организовывал - как вот тот кружок в МГИМО, где студент Пивоваров сотоварищи готовил убийство Брежнева. Всяко ведь может быть. А кроме того, он ведь и другими организациями занимался, помимо ИНИОН. Известно, например, что Юрий Сергеевич Пивоваров числится учредителем Общероссийской Общественной Организации «Российская Ассоциация политической науки» (РАПН). Учредителей там трое -помимо Пивоварова, это Юрий Сергеевич Ильин и Александр Львович Шаталов. ООО «РАПН» имеет дочерние структуры:

1) АНО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА". Руководитель - Елена Юрьевна Мелешкина, учредители - РАПН и ИНИОН. (!!)

2) Некоммерческая организация научное учреждение (НОНУ) "Центр политических и международных исследований". Руководитель ее - Александр Иванович Никитин, бывший президент РАПН. Бывший учредитель - Олег Эдмундович Павлов. Актуальные учредители: Никитин, РАПН и организация с пафосным названием Российский Комитет Защиты Мира. При этом Олег Павлов работал первым заместителем председателя этого Комитета Алексея Клишина, который вместе с беглым олигархом Владимиром Гусинским является основателем группы «МОСТ» . Сам Клишин до 2009 года был сенатором от Кировской области. Вы еще не запутались? Это немудрено, как всегда - академики РАН умеют вплетаться в такие сети…

Этот же Олег Павлов - учредитель Некоммерческой организации «Национальный Антикриминальный и Антитеррористический фонд» (!!!), а также Региональной общественной организации «Центр гуманитарных исследований и проектов Восток-Запад». В последней РОО соучредительницей указана знаменитая личность - бывший заместитель руководителя Администрации президента (Ельцина и первые годы Путина) Джахан Поллыева.

Еще один факт. Павлов - уроженец Ленинграда, компаньон политтехнолога Алексея Кошмарова по фонду «НОВОКОМ» - организации мутной и странной , про нее надо отдельное расследование устраивать.


Юрий Пивоваров

И наконец, третья «дочка» РАПН - Автономная Некоммерческая Организация «Политсервис». Бывший руководитель АНО «Политсервис» - Ахременко Андрей Сергеевич. Как известно, Юрий Пивоваров - завкафедрой сравнительной политологии факультета политологии. Так вот, в 2013 году МГУ заключил с индивидуальным предпринимателем Ахременко 4 контракта на общую сумму более полумиллиона рублей. Предметом контакта обозначена «политология». Верите в совпадения?

Нынешний руководитель АНО «Политсервис» - вице-президент РАПН, политолог Ростислав Феликсович Туровский. Вместе с уже упоминавшимся Олегом Павловым, Туровский владеет ООО фондом «Арис» , в ООО «Арис» тот же самый Олег Павлов является генеральным директором. Туровский — один из учредителей Фонда информационной политики, другим соучредителем является бывший помощник президента Ельцина Георгий Сатаров, президент фонда «Индем». До ареста Михаила Ходорковского, во время его заключения и после освобождения Сатаров был тесно связан с бывшими акционерами НК ЮКОС.

Вот такие, не побоюсь этого слова, одиозные личности так или иначе связаны с РАПН, и, получается, что Юрий Пивоваров, пусть опосредованно, так или иначе связан с этими личностями. Чем он с ними занимался или занимается - не знаю и ничего утверждать не буду, но очевидно, что Пивоваров, будучи директором ИНИОН, выполнял что угодно, кроме своих прямых обязанностей. Потому и получилось то, что мы сейчас имеем.

Следственный комитет обвинил "историка" Пивоварова в мошенничестве в составе организованной группы March 31st, 2017

Когда печально известный экс-директор ИНИОН РАН Юрий Пивоваров возник на экранах ТВ (до этого он временно затих), недоумению не было предела. Хренасе! После так называемого "пожара" особь должна сидеть, факт, но псевдоисторик излучает спокойствие и уверенность в собственном благополучии.

Недолго музыка играла. Против Юрия Сергеевича возбуждено новое уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в составе организованной группы) .

"О возбуждении уголовного дела мне сообщили следователи, сегодня ко мне в квартиру приходили с обыском. У меня изъяли заграничный паспорт, а также взяли образцы почерка ", - заявил Пивоваров "Интерфаксу" .
Также, добавил он, обыски были проведены по другим адресам. "Я случайно услышал, что мою заместительницу, профессора Пархалину забрали с работы и отвезли домой, причем эта дама никакого отношения к финансовым вопросам не имеет, она только наукой занималась всю жизнь ", - подчеркнул Пивоваров.

Следственный комитет скрупулёзно проверяет финансовую деятельность ИНИОН РАН. В настоящее время обыски продолжаются.

По мнению Пивоварова, "это (его уголовное преследование - прим.) - Кафка абсолютный ", а также "полный произвол и нарушение презумпции невиновности ". "Сначала меня два года держали в качестве ответственного за пожар . Потом, когда выяснилось, что я не ответственный, стали искать что-то другое. Это абсолютная политическая травля . За что, не знаю - я не Навальный, не Немцов, а скромный научный работник и преподаватель, никогда не был ни политиком, ни общественным деятелем ", - заявил он.

Пивоваров Юрий Сергеевич , 66 лет, москвич. По его собственным словам, среди прямых предков были декабристы и репрессированные при Сталине большевики-троцкисты. В молодости задерживался органами госбезопасности за распространение НТСовских антисоветских пропагандистских листков, что не помешало ему окончить МГИМО и аспирантуру ИМЭМО. Считается "виднейшим отечественным политологом, одним из наиболее известных российских историков", "отцом российской политологии", "автором новой концепции истории России". Доктор политических наук, профессор, академик Российской Академии наук , научный руководитель, экс-директор и заведующий отделом политологии и правоведения ИНИОН РАН , заместитель руководителя Секции истории Отделения историко-филологических наук РАН , член Бюро Информационно-библиотечного совета РАН , заместитель председателя Научного совета по политологии при Отделении общественных наук РАН , член Бюро Совета РАН по работе с учёными-соотечественниками, проживающими за рубежом , почётный президент Российской ассоциации политической науки (РАПН), руководитель секции «Научная и культурная политика, образование» Экспертного совета при председателе Совета Федерации , член Научного совета при МИД РФ , один из руководителей международного проекта "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям" , преподаватель МГУ , МГИМО и РГГУ , лауреат Роккановской премии 2015 года (присуждается "выдающимся учёным-обществоведам за вклад в развитие методов научных исследований и за получение важных научных результатов"). Сын - функционер Министерства экономического развития РФ, дочь - бизнесвумен, гражданка Чехии, племянник - журналист, бывший руководитель вечерних информационных программ НТВ, либеральный оппозиционер Алексей Пивоваров.

Персонаж о себе:
"... В семь-восемь лет я был безусловным антисталинистом, человеком, который много чего понимал. И что ещё было для меня очень важным, как ни странно, — когда меня отдали в детский сад, нас всей группой повели на завод. И когда я увидел завод, я сказал сам себе, — мне было шесть лет, меня поздно отдали в детский сад, — я сам себе сказал, что никогда здесь работать не буду .
...конечно, в детстве меня учили музыке, ко мне домой приходил учитель. Сестра училась в музыкальной школе, а ко мне просто приходил учитель, и я занимался на фортепиано. И преподаватель языка приходил, а потом, повзрослев, я стал ездить на занятия сам. У меня, конечно, было счастливое детство, которое было не у всякого советского ребёнка, поскольку моей бабке вернули все её регалии. Это была вполне обеспеченная советская семья в большой квартире, и так далее.
...моя бабка была совершенно несдержанным человеком, а именно она меня больше воспитывала, потому что родители работали. Бабка была скорой на язык и не умевшей ничего скрывать. Но при всем при том она была коммунисткой. То есть, она была не сталинского разлива, а скорее ленинского, культурного.
...У меня это вошло в привычку (в СССР, в 67-м году!), — вошло в привычку читать иностранные журналы и газеты, что я делаю по сей день.
...В науку попал случайно, потому что после окончания МГИМО меня брали на военно-дипломатическую работу, но не в МИД, а военным атташе в Потсдам, поскольку у меня первым языком был немецкий. ...Но я не хотел идти ни на какую военно-дипломатическую работу, и пошёл в аспирантуру. Это был способ уйти куда-то на обочину, быть свободным, ничего не делать.
...Первую свою работу я написал в 22 года: «Философия истории Чаадаева». Конечно, это работа не научная, это ерунда, но это — первое прикосновение к тому, чем я занимаюсь. И параллельно, что было для меня тоже очень важно — я уже в 18-19 был абсолютным антисоветчиком, антикоммунистом, хотя лет до 18 я еще Ленина любил, меня так бабушка воспитала. Мы в МГИМО создавали подпольные кружки, готовили убийство Брежнева, но не я должен был убивать.
...однажды захватили радиостанцию МГИМО, это было на втором курсе, и я обратился к студентам и преподавателям с бурной речью. Нас не выгнали, как ни странно, оставили. А потом, на пятом курсе, меня впервые арестовали. В 1972 году меня арестовали с чемоданом самиздата на Ярославском вокзале. Меня вызывали на допросы в КГБ, я думал, что посадят, но не только дали окончить институт, но и брали на дипломатическую работу.
...Я был тунеядцем, и уже за это меня могли просто посадить. Слава Богу, что родители могли меня кормить...
...Я вообще тогда про никакую науку не думал, я думал про литературу, про диссидентство, несколько раз ездил с приятелем посмотреть лагеря на северный приполярный Урал, и понял, что испугался. Испугался, что не выдержу физически. Мы зимой и летом ездили посмотреть, как зеки живут. Вроде как на охоту, на рыбалку, но на самом деле хотели смотреть и общались с конвоированными зеками, и я испугался. Просто потому, что я не хотел сесть в лагерь, в тюрьму, физически всего этого боялся, боялся. Все это мне показалось ужасным.
...Собственно говоря, в некотором смысле, наукой я тоже никогда не занимался, потому что, например, историк не считает меня историком, потому что я не сижу в архивах, каких-то вещей я просто не знаю, поскольку в МГИМО не учили. Но я избран в Академию наук по отделению «История» и по специальности «Российская история», сначала членом-корреспондентом, потом академиком. Но не думаю, что я что-то такое классически историческое написал.
...собственно, большой помощи от меня невозможно получить - не умею ничего делать.
...я не хожу ни в театр, ни в кино — никуда.
...У меня нет слуха, думаю, что я довольно тупой к музыке...
...У меня нет профессиональных интересов, в прямом смысле слова.
...Мой сын работает в Министерстве экономического развития в Москве. Его не интересует политика, его интересует государство, Россия и так далее, потому что он совсем не интеллектуал. ...Кстати, я своего сына не заставляю книжек читать, он ничего не знает, никаких стихов никогда не читал, ему это не надо - и ради Бога.
...Я абсолютно толерантный человек, но я не толерантен к людям, которые проповедуют расизм, гитлеризм, сталинизм, — тут никакой конвенции быть не может, со мной, во всяком случае
"

Высказывание Пивоварова в передаче "Суд времени":
" Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского "

Из книги Пивоварова "Полная гибель всерьёз":
" Суть русской жизни неизменна: презрение к личности, в том или ином варианте насилие над человеком и его - в конечном счете - закабаление, воровство, умение самоорганизовываться лишь на злое дело "

Из беседы Пивоварова с сотрудниками журнала "Полис":
«Ю.П. …В известном смысле идея товарища Канта о мировом правительстве сегодня на самом деле реализуется. И если кто-то является противником упомянутой структуры, то я лично ничего против нее не имею. Потому что плевать мне на всякие русские-нерусские системы: мне важно, чтобы люди жили по-человечески, и если мировое правительство будет этому способствовать - то пожалуйста. К тому же в рассуждениях Канта о мировом правительстве, как мы помним, имеется одна очень важная мысль: Кант говорил о том, что Россия не сможет управлять Сибирью. Это мне очень близко. Я убежден, что Россия в ближайшие полстолетия уйдет из Сибири: депопуляционные процессы будут столь сильны, что Россия географически сузится до Урала...
Нужно, чтобы Россия потеряла… Сибирь и Дальний Восток. Пока у нас будут минеральные ресурсы, пока будет что проедать, пока... зарплаты выдаются так: цены на нефть поднялись - выдали, не изменится ничего…
Вопрос в том, кто будет контролировать Сибирь и Дальний Восток? Здесь для русских есть шанс в будущем, великолепный шанс выгодно распорядиться этой территорией - ведь русские там жили и живут, русские лучше других ее знают и т. д. Пусть придут канадцы, норвежцы - и вместе с русскими попытаются управлять данными территориями. ...В случае отказа от Сибири и Дальнего Востока Россия окажется сопоставимой с Европой, тогда в отдаленном будущем можно рассчитывать на интеграцию в какие-то западноевропейские структуры. Хотя по территории мы останемся большими - но уже не такими большими. А что касается населения, то все демографы говорят: сейчас у нас - 140 млн, минус 700 000 каждый год. Дойдет до 100 млн, до 90-80... В Германии - 80 млн, сопоставимо...»

Пивоваров Юрий Сергеевич родился 25 апреля 1950 года в Москве. Этот академик РАН больше всего известен как выдающийся историк и политолог.

Биография

Юрий Пивоваров (по получил образование в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), окончив его в 1972 году. В 1981-м он стал кандидатом исторических наук. Молодой специалист защитил диссертацию на тему о социально-политических организациях рабочих в ФРГ. В 1995-м Пивоваров Юрий - уже доктор политических наук.

С 25 лет ученый работает в ИНИОН - Институте научной информации по общественным наукам. Пивоваров был директором этого учреждения в 1998 - 2015 гг. Одновременно с тем он заведовал политологическим и правоведческим отделом ИНИОН. Историк читает лекции в РГГУ и МГУ.

Должности и назначения

В 2001 году Пивоваров Юрий был избран президентом РАПН - Российской ассоциации Также он на протяжении шести лет был председателем в экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Российской Федерации. В МГУ историк заведует кафедрой сравнительной политологии, входящей в состав факультета политологии. У него есть не только опыт преподавателя, но и эффективного управляющего.

В 2010 - 2012 гг. Пивоваров Юрий Сергеевич входил в состав Комиссии, разбиравшей исторические фальсификации, наносящие ущерб интересам России. Также он много сотрудничает с научными журналами («Вестником архивиста», «Политическими исследованиями», «Философскими науками»).

Пожар в ИНИОНе

В ночь на 31 января 2015 года в библиотеке ИНИОН произошел страшный пожар, который уничтожил не только здание, но и значительную часть уникального книжного фонда библиотеки. Президентом Института на тот момент был Пивоваров Юрий Сергеевич. Биография ученого и руководителя научных организаций и учреждений в целом похожа на биографии его коллег, но эпизод с пожаром стал для него уникальным прецедентом.

В результате возгорания погибло более 5 миллионов изданий. Потери составили около 20% фонда библиотеки, считавшейся сердцем гуманитарной мысли страны. Владимир Фортов назвал пожар в ИНИОНе «Чернобылем российской науки». Из-за случившегося Юрий Пивоваров был отстранен от руководства Институтом. В апреле 2015 года, оставив президентское кресло, он был назначен научным руководителем ИНИОНа.

Публикации

С детства Пивоваров Юрий Сергеевич, родители которого поддерживали в нем интерес к науке, интересовался политической наукой и историей. Как профессиональный ученый, он в своем творчестве помимо этих тем также затрагивает вопросы российской государственности и методологии гуманитарных знаний. Пивоваров Юрий написал более 500 научных работ. В их число входит 8 по счету монографий. Значительная часть творчества политолога посвящена России и Германии.

Также большая часть исследований Пивоварова относится к двадцатому столетию в отечественной истории. Связано это с тем, что в России в этот период произошла настоящая антропологическая катастрофа. Погибло колоссальное количество людей. Революции, войны, голод - все это пытается осмыслить и обобщить в своих работах ученый. Страшный советский террор он считает самым грандиозным в истории человечества наравне с террором в Кампучии.

Научный стиль автора

Русская мысль и политическая культура - две ключевые дисциплины, которыми занимался и занимается Пивоваров Юрий Сергеевич. «Женатый» на теоретических и методологических вопросах, он мало затрагивает конкретику. Сам автор вслед за французским историком Фернаном Броделем называет факты «пылью».

В постановке вопросов и попытках дать ответ на них, Пивоваров обращается к творческому наследию русских мыслителей, обосновывая это тем, что любая национальная мысль является способом и опытом коллективного самопознания. Ученый отмечал, что для Запада характерно внимание ко гносеологии и методологии, а в России - к историософским темам (темам исторической философии).

Русская мысль

Значительная часть научной деятельности Юрия Пивоварова связана с исследованием наследия русских общественных мыслителей XX века. В девяностые годы после распада Советского Союза и снятия идеологических запретов появилась возможность восстановить интеллектуальный, нравственный и эстетический обороты русской культуры. Этим и занялся Пивоваров Юрий Сергеевич. Семья ученого родом из Москвы, и в эпоху СССР ему было проще достать самиздатовские издания. Теперь же многие забытые сочинения достались из спецхранов, и появился невиданный прежде простор для работы.

Вскоре Юрий Пивоваров отметил, что неожиданное появление огромного пласта литературы никак не повлияло на общество. Этой проблеме посвящена работа ученого «Русская мысль». Автор также назвал ее «опытом критической методологии». Пивоваров провел свое исследование на примере наследия таких мыслителей как Борис Парамонов, Борис Гройс и т. д. Ученый выделил несколько ключевых проблем русской мысли. В первую очередь - это желание отечественной философии быть оригинальной, используя средства, разработанные на Западе. Предъявление неправильных требований к русским мыслителям - еще один важный парадокс, который выявил Пивоваров Юрий Сергеевич (фото ученого представлены в статье). Фотографически он отметил ключевые противоречия отечественной социологии XX столетия.

Исследования государственной природы

Русскую мысль Юрий Пивоваров непрерывно связывал с русской властью. На страницах своих научных произведений он доказывал и доказывает, что у двух этих феноменов есть родственные близкие черты. Эта особенность в частности привела к тому, что наше государство всегда отличалось от западных европейских государств. Данную проблему автор поднял в работе «Русская власть и исторические типы ее осмысления».

На всех основных языках Европы термин «государство» означает приблизительно одно и то же: «state», «Staat», «stati» и т. д. Он появился относительно недавно - четыре века назад. Случилось это после европейской реформации. Затем появилось «Constitutional state», в котором выбор религии стал личным делом каждого человека. Так зародились основы европейской демократии. Метафизическое и религиозное было выведено за пределы социального. Связано это с тем, что главным субъектом в западных конституциях является гражданин, общество и нация.

Пивоваров Юрий Сергеевич биография, национальность и карьера которого были беспрерывно связаны с Россией, сумел сформулировать основные несоответствия Российского государства вышеописанным европейским принципам. В нем не произошло разделения понятий суверенитета и собственности. В России и в XIX и в XX веках власть ассоциировалась с правом собственности на всю страну и ее жителей. Из этого вытекли ключевые катаклизмы отечественной истории, а также царская деспотия и советский тоталитаризм. Таков ключевой тезис научных работ Пивоварова о российской государственности. К примеру, он прослеживается в авторском сборнике "Последняя гибель всерьез".

Влияние художественной литературы на политику

Исследуя историю российского государства и общества, Пивоваров затронул тему важности в их становлении художественной и философской литературы. В качестве примера ученый подверг переоценке результаты творчества Льва Толстого. В своем романе «Война и мир» тот создал новую реальность и типы личности, которые в итоге определили новое восприятие жизни в России второй половины XIX века. Систему таких художественных мифов Толстого Пивоваров назвал «настоящим толстовством» (в противовес религиозному учению классика).

Федор Достоевский - еще один мифотворец этого порядка, работы которого исследовал Пивоваров Юрий Сергеевич. «Дети» писателя - его романы, а в них помимо всего прочего предсказана русская революция. Речь идет о «Братьях Карамазовых» и «Бесах». Пивоваров сравнивал персонажей 1917 года с порождением воображения Достоевского.

Зависимость внутренней политики от внешней

В библиографии Юрия Пивоварова есть несколько работ о политической культуре России (в том числе монография «Политическая культура пореформенной России»). Сюда же можно отнести лекции и публицистику автора. Один из ключевых вопросов, которым задается Пивоваров, является вопрос взаимосвязи внешнего и внутреннего измерения отечественной политики.

Россия на протяжении пяти столетии стабильно увеличивала свою территорию, решая различные глобальные задачи (например, проблему с выходом к морям). Существование множества соседей и противников с общими границами стало причиной регулярных войн в любую историческую эпоху. Из-за этого внешняя политика всегда сильно влияла и довлела над политикой внутренней. Эта закономерность долгое время интересовала Юрия Пивоварова, посвятившего ей немало страниц своих исследований.

Отрицание исторических законов

Юрий Пивоваров считает российскую политическую и правовую культуру «властецентричной» (в то время, как, например, западная является «антропоцентричной»). В Европе все начинается от человека - там он остается мерой всех вещей. В России в центре находится власть. Это традиция. Она может скрываться и мимикрировать, но все равно остается в общественном сознании.

Интересно, что Юрий Пивоваров в своих лекциях отрицает существование твердых исторических законов, которые были бы Вместо них есть традиции. Разница заключается в том, что последние могут меняться, так как исторический процесс - открытый по своим свойствам. Вопреки законам Пивоваров также ставит свободную человеческую волю. Например, именно поступки людей привели к Октябрьской революции в России (а не экономические социальные и природно-климатические обусловленности).

Власть и церковь в России

Отличие Российского государства от западноевропейских Пивоваров объясняет еще и средневековой связью Руси и Византии. Приняв православное христианство у греков, восточные славяне отрезали себя от остального Старого Света. В первую очередь они оказались вне латинского мира, т. к. церковный латинский язык служил тогда инструментом межнационального и научного общения.

Юрия Пивоварова в некоторой степени затрагивает тему взаимоотношений государства и церкви. Ученый считает, что в их соотношении решающую роль играет вопрос «у кого больше ресурс». Иначе говоря, кто влиятельнее, тот и вмешивается в чужую повестку. В России на практике это привело к тому, что государство стало влиять на духовную жизнь. Православная церковь никогда не была такой независимой как, например, католическая церковь на Западе. Сращивание духовной и светской власти повлияло на дальнейшее развитие институтов российского общества.