Психолого педагогическая комиссия в сзао. Пмпк (психолого-медико-педагогическая комиссия): что это такое в детском саду и школе


Уважаемые родители (законные представители)!

Электронная запись на подачу документов открывается только 1 числа каждого месяца в 08.15

(если 1 число месяца — выходной, то ссылка откроется в последующий рабочий день — понедельник).

При отсутствии свободных мест, Вы можете обратиться в любую территориальную комиссию

Консультирование родителей и специалистов проводится по средам

Информация для участников, нуждающихся в особых условиях при государственной итоговой аттестации представлена по ссылке внизу страницы

Порядок записи на ЦПМПК:

Запись на ПМПК ведет социальный педагог: Пылинская Ольга Александровна

Контактный телефон (для уточнения информации, запись на очную консультацию): 221-01-56

Консультирование по телефону и очно проводят:

Руководитель ЦПМПК: Третьякова Ирина Анатольевна (конт. тел. 229-32-79) ,

Заместители руководителя ЦПМПК:

Шулаков Антон Игоревич;

Ракутина Татьяна Витальевна (конт. тел. 221-01-56)

Электронная почта:

Часы приема (для подачи документов): ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ЗАПИСИ (ссылка для регистрации выше) , каб. № 12

Памятка для родителей « Как записаться на ЦПМПК?» (смотреть ниже)

Перечень документов для предоставления на ЦПМПК (смотреть ниже или скачать)

СКАЧАТЬ КОНТАКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПМПК

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ


Памятка для родителей « Как записаться на ЦПМПК?»

1. Подготовить пакет документов ( писок документов) или см. ниже ;

2. Зарегистрироваться на Сайте Центра « Ресурс» в разделе ЦПМПК ( « Порядок записи» (каждое 1 число месяца, при условии, что это рабочий день в 8.15))

3. Подъехать с готовым пакетом документов без ребенка по адресу:

ул. Машинная, д. 31, г. Екатеринбург, ГБУ СО ЦППМСП « Ресурс», каб. № 12, (Пылинская О. А., Ракутина Т.В)

4. Получить информацию о дате и времени записи на Комиссию.

Часы приема на консультации по вопросам записи (перечень документов, порядок оформления документов и т..д.):

ПО СРЕДАМ с 8.00 -14.00 (по предварительной электронной записи)

запись на обследование ПМПК ПО ЗАПИСИ (ссылка для регистрации выше)

Перечень документов для представления на ЦПМПК (дошкольники, школьники):

  1. Заявление родителя (законного представителя) (форма Заявления)
  2. Согласие на обработку персональных данных (форма Согласия для родителей)
  3. Договор о проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка (Договор выдается и заполняется в каб. № 12)
  4. Копия свидетельства о рождении (для детей до 14 лет) — предоставляется с предъявлением оригинала ( ОБЯЗАТЕЛЬНО);
  5. Копия паспорта (для обучающихся, имеющих возраст 14 лет и старше ) — предоставляется с предъявлением оригинала (для школьников ОБЯЗАТЕЛЬНО) ;
  6. Оригиналы и копии паспортов обоих родителей ребенка (для законных представителей); их присутствие на комиссии является желательным условием;
  7. Копия свидетельства о расторжении брака (для родителей, находящихся в разводе, желательно );
  8. Документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (для законных представителей ОБЯЗАТЕЛЬНО );
  9. Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей , наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации). Заключения врачей должны быть заверены печатью, а бланк выписки треугольной печатью поликлиники, принимаем только оригинал ( ОБЯЗАТЕЛЬНО):

Перечень специалистов:

(скачать образец выписки из истории развития):

  • детский психиатр (для всех, срок действия: 6 месяцев)
  • невролог (для всех, срок действия: 6 до 12 месяцев)
  • окулист
  • лор (для всех, срок действия: 6 -12 месяцев)
  • детский хирург (для всех, срок действия: 6 — 12 месяцев)
  • ортопед (для дошкольников и школьников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, срок действия: 6-12 месяцев)
  • педиатр (для всех, срок действия: 6 -12 месяцев)

Форма выписки выдается :

  • социальным педагогом ЦПМПК Центра « Ресурс», 1 этаж каб. 12 или скачать в разделе « Порядок записи на ЦПМПК»
  • скачать перечень необходимых документов можно по ссылкам, размещенным внизу данной страницы « Порядок записи на ЦПМПК»;
  • поликлиникой по месту жительства;
  • образовательной организацией, направляющей на комиссию
  1. Амбулаторная карта (по возможности для всех);
  2. Личная карточка обучающегося (для школьников 2-11 классов, выдается заверенная копия образовательной организацией, ОБЯЗАТЕЛЬНО);
  3. * Заключение (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии для всех, для тех кто проходит повторно Комиссию, для участников ГИА - ОБЯЗАТЕЛЬНО ).
  4. Педагогическое представление или характеристика воспитанника, обучающегося, выданная образовательной организацией (для тех, кто посещает образовательную организацию — ОБЯЗАТЕЛЬНО, в соответствии с формой размещенной на сайте отделения ЦПМПК (форма педагогического представления ( характеристика).
  5. Логопедическое (дефектологическое) представление или характеристика воспитанника, обучающегося, выданная учителем-логопедом (дефектологом) (для тех, кто посещал занятия учителя-логопеда (дефектолога)) ( форма логопедического представления для школьника , форма для дошкольника)
  6. Письменные работы по русскому (родному) языку, математике; рисунки, поделки, аппликации и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, отражающие особенности его развития ( ОБЯЗАТЕЛЬНО).
  7. Для смены образовательной программы необходимо предоставить заключение ППКонсилиума образовательной организации, в которой обучается Ваш ребенок (для школьников).

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (только для обучающихся, имеющих возраст 14 лет и старше)

скачать форму Объяснительной об отсутствии одного из родителей на обследовании

Уважаемые родители! Просьба заранее копировать оригиналы документов, которые Вы предъявляете на Комиссию, так как данная документация будет храниться в Карте ребенка.

Цель и направления деятельности

Психолого-медико-педагогической комиссии

Основным документом, которым руководствуется в своей деятельности психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Комиссия создается с целью своевременного выявления детей с ограниченными возможностями зоровья, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

ПМПК является межведомственной, постоянно действующей организацией.

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от рождения до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ране данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультационной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении;

г) оказание федеральным государственным учреждениями медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении детей.

Структура пмпк

Система ПМПК

Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом деятельности ПМПК на современном этапе. К структурным единицам этой системы относятся:

1-й уровень - психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень - психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (территориальные);

3-й уровень - психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня ПМПК (центральные).

Трехуровневая структура системы пмпк региона

Внутри каждого из представленных уровней системы ПМПК можно рекомендовать создание профессиональных объединений, организованных по принципу методических объединений. Управление такими профессиональными объединениями может осуществляться методистом (специалистом) управления образования, курирующим деятельность ПМП-консилиумов образовательных учреждений и ПМПК и организующим их взаимодействие на основе договоров о партнерстве.

Вопросы планирования деятельности таких профессиональных объединений и составления договоров о партнерстве решаются методистом совместно с представителями соответствующих структурных единиц системы ПМПК.

Центральная ПМПК является головной по отношению к муниципальным (территориальным) ПМПК и, через посредство муниципальных ПМПК, по отношению к ПМП-консилиумам образовательных учреждений региона в вопросах методического обеспечения их деятельности. Контроль за деятельностью центральной ПМПК возлагается на начальника управления образования и науки администрации региона. Контроль за деятельностью муниципальных ПМПК возлагается на начальников соответствующих муниципальных управлений образования.

Таким образом, органам управления образованием рекомендуется создавать ПМПК на региональном и муниципальном уровне как структурное подразделение образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центра) или как ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК.

Психолого-медико-педагогическую комиссию возглавляет руководитель (в г. Тамбове – заведующий).

В состав комиссии входят: руководитель, педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, невролог, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ в области здароохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Отношения между работником комиссии и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. Срок действия трудового договора и другие существенные условия договора, определяются работником комиссии и работодателем при его заключении.

При исполнении профессиональных обязанностей специалисты ПМПК имеют право на свободу выбора и использования методик для диагностики отклонений в развитии; методов оценки эффективности диагностико-коррекционных мер, соответствующих рекомендациям членов комиссии.

Уважаемые родители!

Запись обучающихся на психолого-педагогическое обследование для получения заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы о создании специальных условий обучения и воспитания (запись на ЦПМПК г. Москвы) осуществляется на Официальном сайте Мэра Москвы (MOS.RU) в разделе «Услуги и сервисы»

Контакты ЦПМПК г. Москвы

Вам необходимо открыть форму в записи обучающихся для получения заключения и перейти на Официальном сайт Мэра Москвы (MOS.RU) в раздел «Услуги и сервисы».

Оформление услуги на сайте

Вы можете предварительно записаться на прием в ЦПМПК г. Москвы для прохождения процедуры психолого-педагогического обследования обучающихся на комиссии, для консультирования родителей (законных представителей) обучающихся, работников образовательных организаций, расположенных на территории города Москвы, специалистами ЦПМПК г. Москвы.

Системой электронной записи могут воспользоваться родители (законные представители) обучающихся:

В возрасте до 18 лет при необходимости создания специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации.

Для определения специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

Для обследования обучающихся, которым на момент 1 сентября следующего учебного года исполнится 8 лет.

Для консультирования по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Работники образовательных организаций:
- для консультирования по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:

  • сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
  • нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
  • что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
  • какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?

Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.

В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.

Как это все проходит?

Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.

Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.

Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.

Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.

Какие задания дают?

На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.

Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.

Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.