Изменения в кимах егэ по биологии. Русский язык, обязательный экзамен

Выпускные экзамены не за горами. Пора приступать к интенсивной подготовке. В том числе, тем, кто определился с ЕГЭ по выбору. Довольно многие в нынешнем году, как и в прошлые, выберут для этой роди биологию. Вот мы сейчас и поговорим о том, что ждет выпускников в ЕГЭ по биологии в 2018 году.

Актуальность дисциплины

Кто, скорее всего, предпочтет ЕГЭ по биологии в 2018 году? В первую очередь, те ученики, для которых желанными являются такие специальности как биолог или биотехнолог, эколог, биофизик, зоолог, палеонтолог, ветеринар.

Обязательной дисциплина считается и для тех, кто мечтает о профессии врача, собирается штурмовать медицинские вузы. Необходимо крепкое знание биологии и высокий экзаменационный балл по предмету также для будущих психологов, психоаналитиков, психотерапевтов, дефектологов. Еще одно профильное направление: вузы и факультеты спортивной направленности.

Даты проведения ЕГЭ по биологии в 2018 году

Как и обычно, выпускникам 2017-2018 учебного года предстоит сдавать Единый госэкзамен по биологии, в котором запрограммированы три этапа.

На предварительный, что ожидается 4 апреля 2018, могут прийти выпускники предыдущих лет или нынешние школьники, документально подтвердившие, что не смогут уложиться в основные даты ЕГЭ. Предусмотрен и резерв - 11 апреля.

Для тех, у кого случится форс-мажор, что помешает прийти на экзамен в обычное время, оставлен вариант дополнительного шанса. На этот ЕГЭ смогут в сентябре прийти ученики, которые докажут, что пропустили основной этап по уважительной причине.

Как справились с предметом выпускники прошлых лет?

Выбирают данный предмет для ЕГЭ порядка 7% от всех выпускников . К тому же, за прошлые несколько лет их число сократилось: с 129 тысяч в 2016 году до 112 тысяч в 2017-м.

Есть и другая тревожная цифра: последний экзамен по биологии, в 2017 году, не сдали 18% школьников. Примерно столько же их было годом ранее, даже чуть больше: на 0,3%.

Основная группа выпускников сдала этот экзамен на «троечку, набрав в среднем 53,2-53,8 итоговых балла.

Ожидаются ли нововведения в ЕГЭ по биологии в 2018 году?

Ждать ли выпускникам нынешнего года и будущим абитуриентам значительных изменений в ЕГЭ по биологии в 2018 году? Вряд ли. Если и будут корректировки, то минимальные и несущественные. Поскольку в 2017 году КИМы по данному предмету были серьезно доработаны.

Из них исчезли вопросы тестового формата, где достаточно было выбрать, даже наугад, один вариант ответа из тех, что предусмотрены в КИМах.

Количество вопросов уменьшилось, и намного: стало 28 против прежних 40 . Освоить эти задания надо за 210 минут. Приблизительная «раскадровка» такова: оптимально затратить ориентировочно по 5 минут на каждый из вопросов первого раздела и по 10-20 минут на каждое задание блока 2.

Новые требования появились к заданиям первого блока, тут включены новые типы заданий, для выполнения которых нужны специфические умения: навыки работы с таблицами и различными графическими схемами, в том числе, с диаграммами и графиками. Также приветствуется способность производить как анализ, так и синтез имеющейся информации.

Содержание экзаменационных КИМов

На этом испытании от выпускника требуется показать, как усвоен материал по развитию и строению растений, грибов, лишайников, животных. Основы строения и жизнедеятельности человека также будут представлены вопросами билетов. От учащихся ждут также знания основ теории эволюции, понимания общебиологических закономерностей, глубоко представления о строении и функциях клеток и пр. Важным разделом знаний по предмету являются темы, связанные с биосферой, экологией планеты.

Блок №1. Максимум баллов, которые в силах набрать 11-классник, - 39. Здесь 21 задание на выбор ответов и умение производить сравнительный анализ, решение задачек по генетике и основам цитологии, тут же будет и аналитическая работа с таблицами и рисунками. Действовать требуется оперативно, а ответы нужны предельно краткие.

Во втором блоке выполнение заданий требует ответы объемные, полные. Зато за эти 7 заданий можно получить 20 баллов. Итого получаем 59 первичных баллов, в переводе на окончательный результат они составят 100 баллов. А для удовлетворительного результата нужен минимум в 36 баллов.

Оптимальная подготовка к ЕГЭ по биологии в 2018 году

Наука это непростая, требует внимательности и понимания, а не просто механического заучивания. Поэтому подготовка нужна методичная, постоянная, а не от раза к разу, и не аврально накануне экзамена.

В базовую подготовку входит изучение терминологии, без ее знания сложно ориентироваться в биологии именно как науке. Чтобы облегчить запоминание, применяйте прием визуализации, то есть, подкрепляйте теорию иллюстративным материалом, ищите снимки, графики, схемы, что станут основой для ассоциативной работы памяти.

Задавайте вопросы педагогу и одноклассникам, которые хорошо разбираются в теме. Прорабатывайте тесты прошлых лет, а также новые демо-версии экзамена. Настраивайтесь на положительный результат!

Баллы и оценки ЕГЭ по биологии в 2018 году

В привычную школьную систему баллы ЕГЭ переводятся следующим образом:

  • «двойка», неудовлетворительный результат, соответствует 0-35 баллам;
  • «тройку» заработали экзаменуемые, набравшие 36-54 балла;
  • «четверка» – так можно перевести сумму баллов в диапазоне от 55 до 71;
  • «отлично», пятерочный итог становится достоянием школьников при экзаменационном результате в 72 и более баллов.

Минимум, что требуется для успешной, хоть и удовлетворительной, сдачи экзамена, - 36 баллов . При этом для поступления далеко не на престижные профессии, и не на бюджет, нужно хотя бы иметь сертификат с 50 баллами. Высококлассные вузы предъявляют куда более высокие требования: на бюджетную форму обучения примут лишь тех, чей багаж ЕГЭ по биологии составляет 84 балла и более.

Как будет организован ЕГЭ по биологии в 2018 году?

Все подсобные материалы, которые потребуются для работы с КИМами, будут предоставлены организаторами экзамена, с собой ничего из справочной или иллюстративной литературы приносить нельзя.

Вне закона также телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Если кто-то надеется на шпаргалки или подсказки мудрого соседа, то не забывайте: и комиссия экзаменаторов весьма бдительна, да все 100% аудиторий, в которых будет проходить ЕГЭ по биологии в 2018 году, обещают оснастить системами онлайн наблюдения.

К тому же, продолжается работа по предотвращению утечек информации. В том числе, все больше школ выбирают формат, когда билеты экзамена распечатывается на месте, и исключаются случайности и преднамеренные махинацуии при доставке, перевозке КИМов. Считается, что уже в 2019 году на новый алгоритм распечатывания билетов переведут все школы, экзаменационные классы будут оснащены соответствующим оборудованием.

Среднее общее образование

Биология

Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 26

ЕГЭ по биологии уже не за горами. В этом году проверка знаний будет несколько отличаться от экзаменов прошлых лет. Корпорация «Российский учебник» представляет серию вебинаров, в которых профессор МИОО Георгий Лернер производит разбор заданий и рассказывает, как должна проходить подготовка. На этот раз изучаем линию 26 из демонстрационного варианта, задания которой связаны с эволюционным учением и основами экологии – она является одной из наиболее сложных в ЕГЭ.

Биология. ЕГЭ 2018 года. Особенности

  • С 2018 года будет уделяться особое внимание понятийному аппарату. Не исключено, что уже в будущем году в кодификаторах к экзамену пропишут терминологию, которой должен владеть учащийся.

  • Увеличится число вопросов, связанных с эрами и периодами, эволюцией растений и животных. Раньше они почти не встречались. Выпускникам необходимо изучить геохронологическую таблицу, быть готовым к заданиям на определение организма, относящегося к тому или иному периоду, к той или иной эре, на определение отпечатка, на расчет времени существования данного организма.

  • Увеличится число вопросов, посвященных происхождению жизни на Земле. Раньше их практически не было.

  • Почти исключится формулировка «Что произойдет, если исчезнут...». Некоторые последствия невозможно предугадать. Взамен абитуриентам будет предложено назвать факторы, которые могут привести к сокращению численности той или иной популяции.

  • В этом году абитуриентам не удастся ограничиться лаконичными ответами. Экзаменуемые должны показать знание предмета - для этого при подготовке необходимо уйти от «натаскивания».

Варианты задания № 26, решения и пояснения

Пример 1

Какие ароморфозы обеспечили развитие древнейших организмов в архее и протерозое? Укажите не менее четырех ароморфных признаков и их значение в эволюции. Элементы ответа:

Элементы ответа:

  1. Появление фотосинтеза обеспечило первичный синтез органических веществ из неорганических, накопление кислорода в воде и атмосфере, образование озонового экрана.

  2. Появление аэробного обмена веществ обеспечило синтез большого количества АТФ и снабжение организма энергией.

  3. Половой процесс привел к появлению у организмов разнообразных признаков - материала для эволюции.

  4. Появление многоклеточности привело к дифференциации клеток, тканей и органов.

  5. Появление эукариот обеспечило разнообразие царств живой природы.

Примечание: Формулировки ответа могут быть разные, главное - правильное употребление терминов. Кроме того, если экзаменуемый не выполнит задание «Укажите», «Объясните», то потеряет 2 балла.

Пример 2

Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных?

Элементы ответа:

  1. Вероятность гибели малочисленных популяций от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды выше, чем у многочисленной популяции.

  2. Ослабевают связи между членами популяции (звуковая сигнализация, выделение химических веществ).

  3. Затруднена репродукция потомства.

  4. Близкородственное скрещивание особей в малочисленных популяциях приводит к появлению вредных рецессивных генов. При высокой численности популяция относительно гетерогенна.

Примечание: В задании не указывается количество критериев, на которые нужно дать ответ, - следовательно, необходимо назвать не меньше трех. Ответ должен соответствовать смыслу вопроса, и если этого соответствия нет, то снижается балл. Для выполнения задания нужно указать события, которые ведут к исчезновению малых популяций. Критерий № 2 наиболее сложный для абитуриентов, он редко упоминается в алгоритме для решения подобной задачи.

Пример 3

У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем, имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему в природе существуют те и другие рыбы.

Элементы ответа:

  1. Самки рыб, как правило, выметывают большое количество икры в воду и она там оплодотворяется. Оплодотворение внешнее.

  2. Приспособленность к выживанию при внешнем оплодотворении - большое количество икры.

  3. У рыб с небольшой плодовитостью хорошо развита забота о потомстве, иначе они не могли бы существовать.

Примечание: Подобные задания вызывают сложности. Критерий № 1 трудно вывести из вопроса, поскольку у подавляющего большинства рыб наружное оплодотворение. Если экзаменуемый ответит, что часть икры не оплодотворяется, выбрасывается волнами на берег или поедается другими рыбами, это будет в большей степени соответствовать смыслу вопроса. Нужно познакомить учеников с разными вариантами ответа.

Пример 4

Считается, что на склонах холмов поля надо распахивать поперек склона (горизонтально, террасами), а не вдоль (от вершины к подножию). Объясните, почему необходимо делать именно так и к чему может привести распашка полей вдоль склона.

Элементы ответа:

  1. При распашке вдоль склона и вода, используемая для полива, и естественные осадки будут стекать вдоль грядок к подножию холма.

  2. Эта вода будет вымывать из почвы удобрения и другие полезные вещества, ускоряя эрозию почвы.

  3. При распашке поперек склона вода будет дольше оставаться в почве и вещества будут вымываться гораздо медленнее.

Примечание: Школьники, как правило, не знакомы с термином «террасирование». Это задание вызывает у них серьезные затруднения в силу недостатка опыта поездок в места, где такой способ распашки распространен.

Пример 5

Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми расположен толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.

Элементы ответа:

  1. Пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции.

  2. Если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании.

  3. Поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче.

Примечание: Абитуриент может не понять смысл вопроса. Нужно уделить время этому заданию, представить веер ответов. Лучше - пользуясь дополнительной информацией. Необходимо проговорить, что линька у пингвинов длится около 20 дней - это короткое время, в течение которого птицы голодают и скапливаются в стаи, чтобы согреться. Пуховые перья выталкиваются новыми перьями. Если словосочетание «все разом» будет понято абитуриентом как «очень быстро» (что вполне вероятно), возникнут трудности с ответом.

Пример 6

Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора лежит в основе этого процесса?

Элементы ответа:

  1. При дивергенции происходит расхождение признаков.

  2. Дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором.

  3. Движущая форма естественного отбора, ведущая к полиморфизму.

Примечание: Термин полиморфизм будет часто встречаться в заданиях 2018 года. В некоторых вопросах подобного типа нужно будет говорить о дизруптивной форме отбора.

Пример 7

Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию вида? Ответ обоснуйте, приведите не менее четырех аргументов.

Элементы ответа:

  1. При биологическом регрессе резко сокращается численность вида в связи с понижением адаптации организмов при изменении условий среды.

  2. Происходит уменьшение ареала за счет уменьшения численности.

  3. Возникает близкородственное скрещивание, которое приводит к проявлению вредных мутаций и гибели организмов.

  4. Случайные факторы повышают вероятность вымирания вида.

Примечание: Задание требует умения оперировать понятиями «регресс», «адаптация», «ареал», «мутации». Оно несложное, однако абитуриенты не всегда могут привести именно четыре полных критерия. Возможный веер ответов: организмы не успевают приспособиться к изменяющимся условиям среды; они не выдерживают конкуренции с другими видами; в результате они отсеиваются естественным отбором; из-за снижения численности происходит сокращение ареала. Каждая из этих формулировок вполне соответствует алгоритму, приведенному в критериях.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Пример 8

Докажите, что большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса (с учетом особенностей птиц).

Элементы ответа:

  1. Большое видовое разнообразие, обусловленное разнообразием и адаптациями к своим экологическим нишам.

  2. Высокая внутривидовая численность особей, связанная со сложным поведением (заботой о потомстве, перелетами, строительством разнообразных гнезд и т.д.).

  3. Широкий ареал обитания, обусловленный теплокровностью и способностью к полету.

Примечание: В данном примере не следует говорить о четырехкамерном сердце, двойном дыхании, клюве без зубов и прочих приспособлениях к полету, поскольку об этом не спрашивают. Теплокровность правильно упоминается как адаптациия к переживанию различных условий среды. Ответ на это задание, как и в предыдущем примере, поддается алгоритмизации: все, что сокращается при регрессе, увеличивается при прогрессе, и наоборот.

Пример 9

Опишите состав первичной атмосферы Земли и условия, при которых происходил абиогенный синтез первых органических веществ. Какие вещества синтезировали Миллер и Юри в своем эксперименте? Почему эти вещества не образуются в настоящее время, например при извержениях вулканов?

Элементы ответа:

  1. Первичная атмосфера Земли содержала водяной пар, аммиак, водород и метан.

  2. Условиями для синтеза были электрические разряды и высокая температура.

  3. В результате опыта ученые получили несколько аминокислот, мочевину и молочную кислоту.

  4. Образующиеся органические вещества сразу поглощаются микроорганизмами или окисляются кислородом атмосферы.

Примечание: Очевидно, что в ответе должно быть 4 критерия. Данный пример показывает, что необходимо знать имена некоторых ученых и их работы.

Пример 10

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Элементы ответа:

  1. Уменьшение численности шмелей.

  2. Увеличение численности растительноядных животных.

  3. Размножение растений-конкурентов (злаков и др.).

Примечание: В задании могут быть приведены другие критерии:

  1. Вытаптывание клевера коровами.

  2. Разрушение гнезд шмелей птицами.

  3. Уничтожение яиц шмелей насекомыми-наездниками и т.д.

Пример 11

Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы, и поясните - как?

Пример 12

Объясните, почему для возобновления вида орлана-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а в кладке соловья - 6-7 яиц.

Элементы ответа:

  1. Высокой плодовитостью отличаются виды, у которых велика гибель особей в природе.

  2. У соловья избыточное производство яиц как бы покрывает их возможную гибель (гнездовой тип птенцов, много врагов, длительные перелеты на места зимовья и др.).

  3. У видов с хорошо развитой заботой о потомстве гибель птенцов невелика (более зрелые птенцы, отсутствие естественных врагов, оседлый образ жизни).

Примечание: Задание требует от абитуриентов как минимум некоторого представления об орлане-белохвосте. Условие отчасти наводит на правильный ответ - по крайней мере, учащиеся могут сравнить размеры птиц, предположить заботу о потомстве у орланов, и, таким образом, вывести первый критерий.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Пример 13

Объясните влияние плотности водной среды обитания на «живые организмы» биоценозов.

Элементы ответа:

  1. Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних слоях (до 150-200 м).

  2. Плотность водной среды оказывает влияние на обтекаемую форму тела и сильную мускулатуру быстро передвигающихся животных.

  3. Плотность среды облегчает вес организмов и создает возможность постоянно находиться в толще среды (планктон).

  4. Наличие планктона делает возможным фильтрационный тип питания многих животных.

Примечание: Критерий № 4 едва ли имеет прямое отношение к вопросу, поскольку указано не прямое влияние воды на жизнедеятельность организмов. Возможный веер ответов: у водных растений слабо развитая механическая ткань и высокая плавучесть; у животных развиты такие приспособления, как слизь на коже, плавники, адаптация к разным глубинам и так далее. Задания по теме «Экология организмов» требуют умения применять знания в измененной ситуации. В вопросах встречается влияние света, влажности, солености и других факторов.

Пример 14

Укажите не менее четырех факторов водной среды обитания. Объясните их роль в жизни организмов.

Элементы ответа:

  1. Плотность воды определяет ее выталкивающую силу (распределение организма по разным глубинам).

  2. Температурный режим более сглажен, нет чрезмерно высоких и низких температур.

  3. Ограниченное количество кислорода. Бывают заморы в водоемах по разным причинам.

  4. Солевой состав ограничивает распространение пресноводных и морских обитателей.

Примечание: Подобные типы заданий могут касаться наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной сред обитания. Речь идет о физико-химических свойствах и их роли в жизни организмов. Абитуриент ответит правильно, если такие свойства им хорошо изучены.

ЕГЭ по биологии 2018 – экзамен по выбору, он совершенно необязателен. В то же время данный предмет занимает 5 место после обязательных русского языка и математики, затем идут обществознание и физика. 5 место – за биологией (её выбирают примерно 18% выпускников).

Где пригодится биология?

Биологию сдают во многих вузах:

  1. медицинском;
  2. вузах биологического профиля;
  3. в педагогическом на специальность «Учитель биологии»;
  4. в сельскохозяйственном;
  5. ветеринарном;
  6. на физкультурном факультете;
  7. психологическом;
  8. экологическом;
  9. на факультете садового дизайна;
  10. на биологическом факультете в технических вузах, где биология изучается на стыке с физикой.

Профессий, связанных с биологией очень много:

  • инженер, который моделирует проблемы, связанные с жизнью человека;
  • врач, который займётся лечением болезней, возможных в будущем;
  • эколог, заботящийся о здоровье всей страны. Задача эколога – создать условия, в которых человечество будет пить чистую воду, дышать чистым воздухом;
  • психолог;
  • спортсмен.

Это те люди, которые делают жизнь человека более полноценной и значимой и, более того, продлевают эту жизнь.

Необходимые документы

На сайте ФИПИ размещены следующие документы, нужные для подготовки к ЕГЭ по истории:

  1. Спецификация (описание работы, перечислены необходимые документы, отражена структура ЕГЭ по биологии, дан план варианта КИМа).
  2. Кодификатор (перечень умений и тем, которые проверяются на ЕГЭ по биологии).
  3. Демоверсия ЕГЭ по биологии (один вариант ЕГЭ по биологии), с которой и нужно начинать подготовку к государственному экзамену по истории.

Особенности структуры ЕГЭ по биологии

Всего 28 заданий
1 часть 2 часть
21 задание с кратким ответом 7 заданий с развёрнутым ответом

Время на выполнение всей работы – 3 часа 30 минут (210 минут).
Максимальный первичный балл – 59.
Установленный минимальный тестовый балл на ЕГЭ по биологии составляет 36 баллов.

Как устроены ключевые задания 1 части работы?

Задание №1 впервые появилось в 2017 году. Каждый ученик, готовясь к экзамену, читает текст, подчёркивает ключевые слова, затем находит ключевые слова и связи между ними. Эти связи дают возможность выстроить зависимость. Таким образом, текст структурируется, в нем находятся связи между понятиями. В данном задании представлен некий фрагмент из биологии, где и требуется показать эти связи.

Задание №3 интересно тем, что введены обычные простые задачи, где требуется выполнить решение, зная биологию:

  • посчитать число хромосом,
  • указать количество клеток, которые образуются при различных процессах и т. д.

Задание №4 требует подобрать два утверждения, которые соответствуют описанию того объекта, который представлен.
Задание №6 на генетику. Это задачи на моногибридное скрещивание, где требуется написать конкретное число, соотношение цифр.
Задание №8 на соотношение примеров и явлений. Это первый пример задания. Предлагается и альтернативный пример этого задания, где даётся слепой рисунок (без подписей), и нужно найти позиции, где есть цифры 1 и 2. И только после этого, определившись с позицией, подбирать правильные ответы.
В задании №9 следует найти из предложенного текста примеры, которые соответствуют понятию «устойчивость», «микроскопичность» и «патогенность».
Задание №15 на знание видовых свойств. В биологии понятие «вид» – это ключевое понятие, вокруг которого строится вся биология. Дан текст. Надо отобрать только те критерии, которые соответствуют поставленной в тексте задаче.

Задание №20. Новое (с 2017 года), оригинальное задание, дающее возможность на одном примере проверить сразу несколько очень важных, ключевых понятий в биологии.

  • Пример 1 проверяет понимание видообразования.

Пример 2 предполагает заполнение свободных граф в таблице и нахождение неких взаимосвязей между строением, объектом и функцией.

Задание №21.

  • Пример 1. Формирование естественно-научной грамотности и исследовательских умений возможно только тогда, когда человек умеет работать с информацией, представленной в различных видах. В биологии, например, такой информацией является таблица, где учёный, ведя наблюдение, фиксирует данные, записывает их, проводя некий расчёт. Абитуриенту надо прочитать, что здесь отмечено, как это читает биолог, который из частокола цифр выбирает ключевые и на этом основании строит умозаключения. Надо выбрать только 2 утверждения, которые строго соответствуют заданным условиям.
  • Пример 2 требует выбрать утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы. Например, надо найти виды, посмотреть, чем они питаются, зашифровать этот вид (как бы обезличить) и предложить соотношение пищевых пристрастий этого вида. А потом необходимо оценить этот вид, исходя из его пищевых пристрастий или каких-то других качеств.
  • Пример 3 – это графическое представление. Здесь проверяется умение читать график и понимать причины движения кривой вверх или вниз.

Несколько слов о части 2

Это задания в открытой форме, где выпускнику придётся отвечать на вопрос и демонстрировать глубокие знания предмета. Особое внимание надо уделить языку изложения ответа. Ученик 11 класса должен владеть определённым понятийным аппаратом, биологическими терминами, используемыми в ответах к заданиям.

Что поможет эффективно помочь сдать ЕГЭ по биологии?

Конечно же, учебники, которыми пользуются в школах. Это могут быть учебники разных авторов, которые можно комбинировать.

Чёткое планирование своей деятельности по подготовке к ЕГЭ по биологии 2018.

Глубокая заинтересованность ученика в изучении и сдаче предмета на высокий балл.

Надо быть мотивированным, надо хотеть изучить предмет биологию, и тогда результат не заставит себя ждать.

Дата проведения ЕГЭ по биологии будет известна в январе 2018 года.

О результатах ЕГЭ по биологии в 2018 году можно узнать в своей общеобразовательной организации или на официальном сайте ЕГЭ.

Если Министерство образования решит внести какие-то изменения в КИМы ЕГЭ по биологии, то надо быть ко всему готовыми, не терять времени даром и начинать готовиться уже сейчас!

В конце мая стартовал период сдачи основного этапа Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Этот экзамен является подведением итогов по общеобразовательным программам среднего образования в российских школах. Школы признают итоги ЕГЭ, как результаты выпускных испытаний, а ВУЗы — как результаты вступительных экзаменов по соответствующим общеобразовательным дисциплинам.

В этом году ЕГЭ включает в себя четырнадцать предметов. Для того, чтобы получить школьный аттестат, от выпускников требуется сдать Единый государственный экзамен по двум предметам — русский язык и математика (базовый или профильный уровень). Остальные дисциплины ЕГЭ учащиеся выбирают по желанию и в любом количестве.

В этом году продолжительность ЕГЭ осталась по всем предметам прежней, за исключением биологии. К временному интервалу, отведенному на сдачу биологии, добавили 30 мин.

На русский язык, химию и биологию отвели по 3 часа 30 минут (210 минут).

На математику (профильный уровень), литературу, обществознание, физику, информатику и ИКТ, а также историю выделили по 3 часа 55 минут (235 минут).

На математику (базовый уровень), иностранный язык (письменная часть) и географию оставили по 3 часа (180 минут).

На иностранный язык (раздел «Говорение») приходится 15 минут.

Участникам ЕГЭ, имеющим ограниченные возможности здоровья, выпускникам, которые относятся к категории инвалидов, а также тем, кто по состоянию здоровья состоял на домашнем обучении или обучался в специальных образовательных заведениях, время проведения экзамена увеличено на 1,5 часа (90 минут).

Если экзамен длится 4 часа или больше, то организовывается питание участников.

ЕГЭ по биологии изменения в 2018 году

Многие ученики выбирают биологию, так как экзамен проходит в рамках школьной программы. Учебника по биологии и минимального набора справочных материалов будет достаточно, чтобы подготовиться к сдаче предмета.

Изменений в проведении экзамена не так уж много. Немного сократили количество простых заданий, добавили вопросы средней сложности, ответы на которые дадут больше шансов учащимся получить высокий балл.

Заметными изменениями стали сокращение вопросов с 40 до 28 и увеличенная на полчаса продолжительность экзамена. Как отмечают некоторые учащиеся, задания стали более информативными, рисунки — более четкими, добавлены таблицы для заполнения и определения соответствий.

Для всех учащихся, кто в 2017-2018 учебном году планирует принять участие в борьбе за бюджетные места в самых популярных ВУЗах России, начинается один из самых непростых периодов в жизни – этап подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году обязательными к сдаче останутся русский язык и математика, а выбор профильных предметов, таких как биология, химия, физика, информатика, иностранные языки и др. зависит от специальности, которую для себя выберет будущий абитуриент. В данной статье мы поговорим о том, что в 2018 году ожидает всех тех, кто планирует подавать заявку на ЕГЭ по биологии.

Предлагаем обсудить такие темы:

Итак, для тех, кто на протяжении долгих лет обучения в школе или лицее показывал высокие результаты по биологии, открываются такие направления:

  1. Биологические факультеты различных российский ВУЗов, выпускающие биологов и биотехнологов, зоологов и биофизиков, экологов и палеонтологов
  2. Медуниверситеты России.
  3. Факультеты ветеринарной медицины.
  4. Факультеты психологии, дающие возможность стать дипломированным психологом, дефектологом, психоаналитиком или психотерапевтом.
  5. Факультеты физической культуры, выпускники которых могут получить диплом тренера, спортивного инструктора или учителя физкультуры.

Все перечисленные направления требуют успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Но, во многих университетах помимо базовых предметов могут понадобиться также , физика или обществознание.

Даты проведения в 2018 году ЕГЭ по биологии

В 2017-2018 учебном году Единый Государственный экзамен будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный (4 апреля 2018 — основной и 11 апреля 2018 резервный день) – для выпускников прошлых лет и тех, кто предоставит документы, предоставляющие право на досрочную сдачу ЕГЭ.
  2. Основной (18 июня 2018 — основной, а также 26 и 29 июня 2018 резервные дни) – для выпускников 2017-2018 года.
  3. Дополнительный (в сентябре) – для тех, кто по уважительной (документально подтвержденной) причине не смог принять участие в основном этапе ЕГЭ.

Следите за новостями в официальных группах нашего сайта! Как только будут утверждены конкретные даты по всем предметам ЕГЭ, мы первыми расскажем об этом!

Нововведения, которые ожидаются в ЕГЭ по биологии

Реформирование системы образования продолжается, те или иные изменения в ЕГЭ происходят ежегодно. Потому, одним из важнейших вопросов, волнующих будущих абитуриентов 2018 года, их родителей и учителей, на плечи которых ложится подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ – какие изменения могут внести в ЕГЭ по биологии.

В 2017 году КИМы по биологии были доработаны.

  • Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  • Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40.
  • На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).
  • В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации.
  • Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.
  • Минимальный проходной порог составляет 36 баллов.

С учетом внесенных изменений структура КИМ предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как:

  1. множественный выбор;
  2. установление соответствия;
  3. установление правильной последовательности;
  4. дополнение схемы, таблицы;
  5. анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий потребует полного развернутого ответа.

Для выпускников прошлых лет эти изменения стали неприятным сюрпризом. Тот факт, что в этом году уже сейчас есть возможность ориентироваться на структуру экзаменационной работы – весомое преимущество. Нынешний министр не приветствует резкие и радикальные перемены, что дает надежду на то, что прошлогодний стандарт, признанный оптимальным, не будет сильно изменен в новом сезоне ЕГЭ.

Скорее всего, по результатам обсуждений билетов прошлого года в КИМы по биологии будут внесены некоторые изменения. Вероятнее всего они коснутся вопросов, вызвавших ряд негативных отзывов со стороны экзаменуемых.

Можно ли сдать этот экзамен на наивысший балл? Конечно! Это доказали выпускники, набравшие максимальные 100 баллов и успешно вступившие на бюджетные места в лучшие университеты страны. Главное – правильно организовать процесс подготовки и сосредоточится на достижении поставленной цели.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Хотя на первый взгляд биология кажется наукой интересной и не сложной, и тут существуют свои подводные камни, а также ряд сложностей, с которыми могут столкнуться ученики школ, в которых предмет не является профильным.

Согласно действующих КИМов единый государственный экзамен по биологии призван проверить знания по таким темам:

  • Биология как наука.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Экосистемы и их закономерности.
  • Эволюция живой природы.
  • Организм человека и здоровье.

Материал в этих семи пунктах заключен довольно объемный, поэтому не стоит откладывать подготовку на последние месяцы! Оптимально приступить к повторению всего пройденного в школе уже с июля-августа, если вы не начали заниматься раньше.

План подготовки достаточно прост:

  1. Ознакомление с теорией.
  2. Решение практической части и закрепление навыков.
  3. Проверка знаний путем решения тестовых заданий ЕГЭ.

Для работы с теорией подойдут любые учебники, рекомендованные Минобрнауки. Но, просто читать и пытаться запомнить мало. Такой формат не даст высокой эффективности при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Педагоги с большим опытом рекомендуют:

  1. Учите терминологию . Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
  2. Визуализируйте понятия . Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
  3. Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
  4. Поддерживайте систематичность занятий .
  5. Задавайте вопросы . Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора.

Главное же правило подготовки к ЕГЭ по биологии 2018 и успешной сдачи экзамена – это начинать готовиться не за несколько недель до «часа Х», а с самого начала учебного года.