Из чего были сделаны первые зеркала. История зеркала: от древности до наших дней

Сколько раз мы слышали или читали сказку о злой королеве и прекрасной Белоснежке! - К огорчению королевы, волшебное зеркало считало самой красивой на свете Белоснежку. Кто может сказать, сколько раз женщины искали в зеркале ответ на волнующий вопрос?! Зеркало, к сожалению, молчит, потому что оно не волшебное, и каждый должен сам угадывать ответ.

Когда-то давно человек в первый раз наклонился над родником напиться и увидел на поверхности воды самого себя. Поскольку прежде он никогда не видел своего лица, то очень испугался и подумал, что на него смотрит водяной. Быть может, именно поэтому наша фантазия создала так много водяных духов с человеческим обликом, с хвостом и без него. Согласно греческой мифологии, реки и озера в старину буквально кишели ими, свободного пространства у них было столь же мало, как в теперешнее время летом на пляже. Позднее человек догадался, что в воде он видит собственное отражение, но само явление оставалось по-прежнему для него необъяснимым и загадочным. Осталось желание вновь и вновь смотреть на себя. Так возникла потребность в зеркале, вместе с тем человек начал искать более надежные способы удовлетворить свое желание, чем гладь воды. Для этой цели подходили отполированные камни, например обсидиан и пирит, металлы с блестящей поверхностью - медь, бронза, серебро и золото, горный хрусталь и даже темная древесина. Эти материалы были в большинстве своем дорогими, и для простого народа еще долгое время единственным "зеркалом" оставалась поверхность воды. В мифологии многих народов сохранились предания, связанные с зеркалом. Наиболее известна из них, пожалуй, история о прекрасном юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в родниковой воде и не нашел сил отойти от родника. В наказание за самовлюбленность и кокетство боги превратили юношу в цветок - нарцисс, ставший позднее символом забвения и смерти.
  
  О человеке, первым изобревшем зеркало, имеется неисчислимое множество версий. По библии, им был Тубал-каин, первый на земле медник. Египетские и древнееврейские зеркала были большей частью медные. По Гомеру, у жены Одиссея Пенелопы было золотое зеркало. В Риме предпочтением пользовались серебряные зеркала, оборотная сторона которых была покрыта золотыми пластинами. Необычайно красивые зеркала изготовляли вплоть до прошлого столетия в Китае и Японии. У китайцев зеркальный сплав состоял из 80 частей меди, девяти частей свинца и восьми частей сурьмы. Китайские зеркала были круглыми по форме, с диаметром 10-20 см. Древнейшее японское зеркало является якобы подарком бога Солнца и входит в регалии империи.
  Изначальное и важнейшее назначение зеркала было, конечно, чисто утилитарное - видеть собственное отражение. Лишь позднее оно стало приобретать и другие функции, декоративные или ритуальные. К третьему тысячелетию до н. э. относятся в египетском искусстве изображения круглого ручного зеркала. Такие зеркала обнаружены и в захоронениях. Как предмет роскоши зеркало быстро превратилось в произведение прикладного искусства. Оборотную сторону использовали для декора.
  Есть предположение, что в Египте и Риме, где производство стекла достигло к тому времени высокого уровня, встречались и стеклянные зеркала. По сведениям римского писателя Плиния, в Сидоне (на Ближнем Востоке) изготовляли стеклянные зеркала с темной поверхностью, которые могли быть имитацией древних обсидиановых зеркал. К сожалению, до нас не дошло ни одного стеклянного зеркала античной эпохи.
  
  После распада Римской империи и античной культуры в Европе наступила продолжительная пауза в производстве как стекла, так и зеркал. Маловероятно, конечно, что женщины в течение почти целого тысячелетия не питали интереса к своей внешности. Очевидно, они пользовались металлическими зеркалами, хотя первые средневековые зеркала сохранились лишь с тринадцатого века. Они изготовлены из полированного металла или горного хрусталя. О существовании зеркал упоминается и в средневековой литературе. В 625 году римский папа Бонифаций Четвертый послал в подарок английской королеве Этельберге серебряное зеркало. Изображения ручных зеркалец и зеркальных шкатулок обнаружены и в Шотландии на каменных скульптурах, датируемых 7-9 веками. Французский философ Винсент Бове писал в 1250 году, что самыми лучшими являются стеклянные зеркала, покрытые свинцом. В Германии зеркала стали изготовлять на рубеже 13-14 веков.

  
  Четырнадцатый век вошел в историю европейской культуры как галантный век, когда в центре внимания утонченного светского общества была элегантно одетая женщина. Зеркало стало незаменимым предметом туалета светской дамы. Появились большие и маленькие настенные, круглые и овальные ручные и миниатюрные карманные зеркала. Оборотную сторону украшали прекрасные миниатюры, изображающие обычно любовные сцены. В средневековье предпочитали чуть выпуклые зеркала. Сферические зеркала в средневековье изготовляли из шарообразных стекол, изнутри их покрывали амальгамой и разделяли на сегменты.
  Массовому распространению зеркал способствовало основание на острове Мурано в 13 веке стекольных мастерских. Зеркала изготовляли из надувного стекла, оборотную сторону покрывали графитной амальгамой. Венецианские зеркала завоевали популярность во всей Европе, их производство продолжалось до 17 века. Затем постепенно первенство захватила Франция, где в 1688 году был найден метод плавки зеркального стекла. Вместе с этим зеркало приобрело новую функцию - оно стало важным элементом внутреннего оформления помещения. Листовое стекло можно было плавить в заметно больших размерах, чем надувное, зеркальными теперь стали стены от пола до потолка и даже потолок. Появились зеркальные комнаты и целые зеркальные галереи. В Версале, например, зеркальная галерея насчитывает 306 зеркал. Использовались возникающие при этом новые и неожиданные оптические эффекты.
  
  Зеркалами украшали не только большие бальные залы, они были и в других помещениях. Чем меньше и интимнее было помещение, тем красивее зеркало, в результате оно почти утеряло свое основное назначение, главенствующим стало его обрамление. Каких только декоративных материалов не использовалось для декора! Прежде всего экзотическая древесина, а также местные ценные породы деревьев (орех, травленое грушевое дерево) и даже простая позолоченная древесина. Из металлов использовали полированную сталь, бронзу, позолоченное серебро. Венецианские мастера достигли непревзойденного мастерства в применении стекла как элемента оформления рам. Маленькую поверхность зеркала с выгравированной посередине грациозной женской фигуркой или растительным орнаментом обрамляли нежно-синие и розовые стеклянные цветы, листья, лозы. Одно из таких зеркал, подарок правительства Венеции, попало позднее в качестве приданого в Эстонию.
  То, что человек мог видеть себя в зеркале, породило с самого начала веру в магические свойства зеркала. Бытовало, например, мнение, что младенцам, не достигшим года, нельзя разрешать смотреть в зеркало, иначе они вырастут кокетливыми и высокомерными. Греческий философ Платон рекомендовал пьяным и озлобленным глядеть в зеркало, чтобы прочувствовать свой стыд и пороки. Сократ предостерегал молодых: если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением и неблаговидными поступками. Те же, кто видит себя в зеркале некрасивым, должны стремиться исправить недостаток природы прилежанием и разумом.
  
  В Греции смотрели в зеркало, чтобы узнать, выздоровеет ли больной. Александр Македонский и царь Соломон якобы имели зеркала, в которых они могли видеть будущие события. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла Гефест сделал своему другу - богу вина Дионису такое зеркало, с помощью которого тот мог создавать существа по своему подобию.
  Довольно обширный трактат о зеркалах опубликовал на рубеже 17-18 веков журнал "Journal des Luxus und der Moden". Это было восхваление прекрасных свойств зеркала; здесь я привожу лишь некоторые из них:
  "Зеркало - символ правды и честности. Если хороший друг - лучший подарок всевышнего, то вторым его даром можно считать зеркало. С какого времени во Франции появились утонченные манеры? С того времени, как правительство Кольбера (17 век) сделало доступным для всех зеркало. Почему раньше в Италии уровень культуры был выше, чем во Франции? Потому что в Италии начали раньше пользоваться зеркалами. Почему парижане образованнее провинциалов? Потому что в провинции зеркал меньше, чем в Париже. Почему наши дамы стали одеваться с большим вкусом и носить более красивые прически? Потому что появились зеркала, в которых дамы могут видеть себя с головы до ног. Почему в монастырях заметно стремление к свободе? Почему монашки так охотно покидают кельи? Потому что в монастырях нет зеркал. Мужчины и женщины в крупных городах носили бы на лице печать своих грехов, если бы не зеркало, которое помогает им маскироваться. Зеркало, однако, не только оставляет приятное впечатление, оно воздействует на нас. Характер улучшается, когда мы видим, сколь безобразным делает нас злость. Так же, как совесть является зеркалом наших мыслей, так и зеркало является совестью нашей внешности. Из всего этого следует, что зеркало, без сомнения, одно из полезнейших открытий".
  
  Что из вышеприведенного считать заслугой зеркала, оставалось решать, конечно, читателю. Действительная же причина, побудившая автора этих строк столь восторженно отзываться о зеркале, выясняется в конце статьи, где автор скромно замечает, что у него можно купить зеркало любого размера и любой цены. Упомянутый в начале статьи Кольбер был министром Франции, по инициативе которого стала развиваться стекольная промышленность. В числе его наследства было обнаружено несколько зеркал, одно очень большое венецианское, размером 0,6х1 метр, оценивалось в 8000 ливров. Для сравнения отмечу, что значившаяся в этом же списке картина Рафаэля оценивалась всего в 3000 ливров.
  Среди зеркал отдельную группу образуют кривые зеркала, возле которых даже мрачный человек начинает смеяться самым здоровым смехом - смеяться над собой.
  
  Волшебных зеркал, которые могли бы дать ответ красавицам, как в сказке о Белоснежке, нет. Но некоторые чудесные зеркала изготовляли все же, в том числе и на Дальнем Востоке. Самое интересное зеркало сделал своей возлюбленной якобы один китайский художник, в нем женщина до конца своей жизни видела в зеркале себя молодой и красивой. Близки к нему и продававшиеся у нас в старину на ярмарках простые зеркальные осколки, прикрепленные к раскрашенной дощечке на скрученной из проволоки ножке. По мере того, как старел его обладатель, тускнело зеркало и становились незаметны морщины.
  Испокон веков человек хотел знать, кто самый умный, самый сильный, самый умелый, самый красивый. Если в спорте эти вопросы решали состязания, то о красоте исчерпывающий ответ давало зеркало. И поныне смотрят девушки в зеркало с немым вопросом на устах: "Свет мой, зеркальце, скажи...".

Зеркала, как правило, изготавливаются из стекла, которое имеет отражающее покрытие. Они используются не только в быту, но и на производстве, и являются важным компонентом многих научных инструментов, таких как телескопы, промышленное оборудование, видеокамеры и лазеры. Люди впервые увидели свое отражение в лужах воды, ручьях, речной глади, которые стали первыми зеркалам - так началась их долгая история.

Зеркальная история Древнего мира

Самые ранние искусственные зеркала были из полированного черного вулканического стекловидного камня - обсидиана, - который обрабатывали в форме круга. Некоторые образцы таких зеркал были найдены в Турции. Их возраст относят к 6000 году до нашей эры.

В какой стране изобрели зеркало? Самые ранние рукотворные рефлекторы в виде кусков полированного обсидиана были найдены в Анатолии - современной Турции. Древние египтяне использовали полированную медь для производства зеркал, обратную сторону украшали орнаментом. Древние жители Месопотамии также делали полированные металлические зеркала, а отражающие поверхности из полированного камня появились в Центральной и Южной Америке еще около двух тысяч лет до н. э. В процессе появления этого обычного сегодня предмета принимали участие целые цивилизации.

В какой стране? Считается, что изготовленные с металлической спинкой со стеклом, они впервые появились в ливанском Сидоне в первом веке нашей эры. Первые стеклянные зеркала были произведены в I году нашей эры римлянами - из выдувного стекла со свинцовыми подложками. Стеклянные рефлекторы впервые были изготовлены в третьем веке нашей эры.

Изобретение метода выдувания стекла в XIV веке привело к открытию выпуклых зеркал, что еще больше повысило их популярность.

Каменные зеркала Центральной Америки

Этот аксессуар считался одним из самых важных религиозных артефактов в известной культуре Центральной Америки. В какой стране изобрели зеркало? На протяжении веков и тысячелетий культуры Центральной Америки и Мезоамерики приобрели конкретные традиции и религиозные обряды в отношении отражающих поверхностей. Одно из самых распространенных убеждений, которое практиковалось у майя, ацтеков и тараско - это уверенность, что зеркала служат порталами для взаимодействия с богами и потусторонними силами.

Это древняя традиция ранних верований до сих пор считает любую гладкую поверхность воды мощным инструментом для гадания. Зеркала, созданные в те времена в Мезоамерике, сначала изготавливались из цельного куска который был отполирован до высокой степени рефлективности. Позже появились другие материалы и более крупные и сложные изделия. Один из самых популярных образцов культуры классический Мезоамерики - мозаичные пиритовые зеркала, которые были в широком употреблении в знаменитом городе Теотиуакан.

Китай: бронзовые зеркала

Где изобрели зеркало? В какой стране? Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно. История зеркала охватывает последние 8000 лет современного развития, но одним из самых важных представителей этого столь привычного сегодня аксессуара были китайские бронзовые рефлекторы, первое появление которых относят к 2900 г. до н. э.

В какой стране изобрели зеркало? В Китае рефлекторы делали из металлических сплавов, смеси олова и меди, называемой зеркальным металлом, который отлично полировался и имел великолепную отражающую поверхность, а также из полированной бронзы. Рефлекторы из металлических сплавов или драгоценных металлов считались очень ценными предметами в древности и были доступны только для очень богатых людей.

А вот египтяне быстро перешли от бронзы к другим материалам - это полированный обсидиан, используемый в 4000 г. до н. э., полированный селенит, а также различные сплавы меди. Китай начал производство зеркал с использованием амальгамы ртути еще в 500 году нашей эры, но в то же время продолжал совершенствовать искусство создания бронзовых изделий. Они оставались в использовании до XVII-XIX века, когда западные путешественники завезли современные зеркала в страну.

Зеркальная роскошь Венеции

В Средневековый период стеклянные зеркальца полностью исчезли. В те времена религиозных конфессий объявили, что дьявол смотрит на мир с противоположной стороны отражающей поверхности. Бедные модницы должны были использовать металлические полированные поверхности или заменять их специальными мисками для воды. Стеклянные зеркала вернулись только в XIII веке. Именно тогда в Голландии появилась кустарная технология изготовления этих изделий. Потом - во Фландрии и немецком Нюрнберге, где в 1373 году был организован первый цех по изготовлению таких зеркал.

Где изобрели зеркало? В какой стране? Так сразу и не скажешь. С использованием имеющихся технологий мастера-стекольщики заливали горячее олово в стеклянные ванны, а затем, когда олово остывало, они делили его на отдельные куски. Джон Пекам, член описал в 1279 году этот способ, а вот такое зеркало изобрел кто - история вряд ли вспомнит. Венецианские мастера придумали «технику плоского зеркала» только через три столетия. Они нашли способ прикрепить олово к плоской поверхности стекла. В 1407 году венецианцы, братья Данзало дель Галло, купили патент у фламандских мастеров, и Венеция удерживала монополию на производство превосходных венецианских зеркал полтора века. Кроме того, мастера уже сами создали специальную отражающую смесь, в которую были добавлены золото и бронза. Из-за нее все объекты, отражающиеся в зеркалах, выглядели намного красивее, чем в реальности. Стоимость одного венецианского зеркала тогда была сравнима со стоимостью большого военного корабля. В период Возрождения в Европе рефлекторы изготавливались путем покрытия стекла оловом и ртутной амальгамой. В шестнадцатом веке Венеция стала центром производства для таких зеркал. Завод для их изготовления под названием Сен-Гобен был создан и во Франции.

О зеркалах и мистике в России

В России зеркала считались дьявольским изобретением. В 1666 Православная Церковь запретила их использование священниками. С этого времени и появилось много суеверий в отношении зеркал. Сегодня многие из них нам кажутся смешными и наивными, но люди отнеслись к этому очень серьезно. например, было признаком невезения в течение семи лет. Вот почему сломавший или разбивший его человек сначала приносил извинения за неуклюжесть, а потом должен был похоронить осколки согласно всем ритуалам. Зеркала-талисманы использовали для отражения смерти. Раньше считалось обычной практикой прикрывать все отражающие поверхности, когда кто-то в доме умер. Считалось, что это не позволит душе умершего оказаться в ловушке одного из зеркал, дьявола.

Первые отражающие устройства в Германии

В городе Нюрнберге (Германия) в 1373 был открыт первый зеркальный завод. И эти аксессуары начали активно применяться во всех сферах жизни. А в XVI веке зеркала стать частью мистических ритуалов и таинственного колдовства.

Кто изобрел зеркало? Страна Германия? в 1835 году Юстус фон Либих, немецкий химик, разработал посеребренные стеклянные рефлекторы, где тонкий металлический слой наносился на стекло с помощью химического восстановления Это изобретение позволило производить такие изделия в гораздо большем масштабе, и в первый раз в истории обычные люди могли купить зеркало. В какой стране изобрели зеркало? Википедия рассказывает только о фактах истории. Нам остается только сопоставлять.

Тайное применение

В течение двух веков свойство рефлекторности применяли шпионы из Испании и Франции для кодировки и расшифровки конфиденциальных сообщений. Этот секретная система кодирования была изобретена в 15-м веке Леонардо да Винчи. Священные Писания были закодированы в «зеркальном отражении», поэтому без такой поверхности нельзя было прочитать сообщение. Зеркала были частью другого большого изобретения того времени - перископа. Возможность неприметно приглядывать за врагом через систему взаимодействующих отражающих линз спасала жизни в военное время. В зеркала использовались для ослепления противника во время боевых действий интенсивным отражением солнечных лучей. Было очень трудно прицелиться, когда глаза ослеплялись тысячами крошечных рефлекторов.

Зеркала совершили продолжительное путешествие по всей истории. Сегодня нельзя найти дом без этого простого предмета. Они давно стали частью будничной рутины, часто недооцененной. Мы всегда должны уважать аспекты исторического развития зеркал и ценить невероятное эстетическое значение собственного отражения.

Возраст самых древних зеркал на земле — насчитывает около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла в дело шли камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите Персея. Археологи считают, что самые ранние зеркала — это найденные в Турции полированные куски обсидиана,

насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде. Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало). Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.

Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

Республика дожей ревниво охраняла свою монополию. В 1454 году она издала приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевавший вернуться домой. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.

Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.


в какой стране и когда появилось первое зеркало?

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры. http://www.domstr.ru/Products/dirid_6/te...
Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

Применение

Применение в быту

Первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью [ ] .

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров , чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая традиция возникла ещё в средние века, как только во Франции появилась техническая возможность создания больших зеркал, не столь разорительно дорогих, как венецианские. С того времени ни один гардеробный шкаф не обходится без зеркал [ ] .

Зеркала в качестве рефлекторов

Применение в научных приборах

Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические , параболические , гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах - спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

  • Зеркальные фотоаппараты
  • Объективы , например, зеркально-линзовый телеобъектив системы Максутова (МТО).
  • Перископ и зеркальный псевдоскоп

Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

В тех случаях, когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле , на дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал , иногда слегка выпуклых - для расширения поля зрения .

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Полупрозрачные зеркала

Полупрозрачные зеркала иногда называют «зеркальными стёклами» или «односторонними стёклами». Такие стёкла применяются для скрытного наблюдения за людьми (в целях контроля над поведением или шпионажа), при этом шпион находится в тёмном помещении, а объект наблюдения - в освещённом. Принцип действия зеркального стекла в том, что тусклый шпион не виден на фоне яркого отражения.

Применение в военном деле

В средневековых текстах зеркало является образом , символом иного мира. Зеркало есть символ вечности , поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла - «Алиса в стране чудес » и «Алиса в Зазеркалье ». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру : в книге «Призрак Оперы » Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство Кривых Зеркал попадает Оля - героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней