Хронология Шумера. Ренессанс шумерской цивилизации и окончательная гибель

Непрекращающиеся кровопролитные восстания, постоянное сопротивление гражданских общин сильно ослабляли Аккадское царство в самом начале 2200 г.г. до нашей эры. Оно было полностью разгромлено немногочисленными племенами кутиев, обитавшими на Иранском нагорье. Это были племена варваров, в которых господствовали родоплеменные отношения. Они не смогли бы утвердить свою власть на территории шумеро-аккадского государства, если бы не политика правителей некоторых городов, которые стремились извлечь от сближения с захватчиками максимальную выгоду. Особенно прославился своим вероломством правитель города Лагаша. Благодаря верности кутиям, от которых исходила поддержка, правитель активно сеял рознь между городами.

Правителю города Ур-Бау удалось подчинить себе Урук, а в Уре свою дочь он назначил верховной жрицей. Политику Ур-Бай продолжил его зять – Гудеа. При нем в городе было построено несколько новых храмов, скрупулезно соблюдались все общественные повинности на благо храма, тщательно проводились все древнейшие ритуалы.

Но шумерские города не хотели терпеть над собой власть кутиев. В Уре и Уруке вспыхивают многочисленные восстания. И в конце 22 в.до н.э. племена захватчиков были изгнаны с территории Южной Месопотамии. Она вновь объединилась под властью шумерской 111 династии Ура. Господство 111 династии Ура продолжалось более ста лет. Это был период шумерского Ренессанса, характеризующийся бурным всплеском в развитии шумерской культуры. Начинается новый этап в развитии производства, когда на смену каменным и медным орудиям труда приходят бронзовые. Бурными темпами развивается торговля, как внутренняя, так и внешняя.

Но государственное хозяйство строилось при этом на очень ненадежной, хотя и достаточно рациональной системе. Каждый город полностью обеспечивал своих жителей сельскохозяйственной продукцией. Так же часть урожая отправлялась в Ур. Взамен города получали возможность участвовать в централизованном перераспределении производственной продукции. Успешно функционировать такая система могла только при хорошо налаженных связях между городами.

В конце 21 века до н.э. на территорию шумерского государства почти одновременно вторгаются племена амореев с запада и эламитов – с востока. Начинаются восстания местного населения, рушатся налаженные экономические связи. В Уре, куда не поступает продовольствие с окрестных мест, начинается голод. Пользуясь слабостью власти, правители отдельных областей провозглашают себя самостоятельными царями. Это становится концом державы правителей 111 династии Ура, последней династии оставившей яркий след в истории развития шумерской цивилизации. На территории побежденного государства широко расселяются семитские племена амореев. Следующее столетие - это период углубления политической раздробленности, полной самостоятельности небольших шумерских государств. Наступил период анархии. Некогда огромные хозяйственные объединения распадаются на множество небольших, где крестьяне самостоятельно решают вопросы выращивания, хранения и распределения сельхозпродукции. Мелкие ремесленные мастерские приходят на замену централизованного производства.

Так продолжается до 1894г. до нашей эры, когда в Вавилоне, опорном городе амореев, был коронован первый царь вавилонской династии. Вавилон на много веков становится центром политической, экономической и культурной жизни в Месопотамии. Шумерские города, каждый из которых был ранее автономным государством, входят в состав семитского вавилонского царства. Шумерский народ постепенно смешивается с другими племенами Двуречья. Шумерская цивилизация перестает существовать как единая общность со своей культурой и языком.

Таким образом, образование вавилонского государства и принято считать датой окончания существования великой шумерской цивилизации.

В середине 3 тысячелетия до н. э. наступает период бурного расцвета Лагаша. Городом в это время правит энси Уранше. Однако наступает другое время. Совсем рядом находится соперник за власть - Умма, в любой момент могло произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Царь неизбежно должен был начать присваивать себе часть имущества и доходов, по традиции нераздельно принадлежащих богу, которыми распоряжались храмы. Урнанше заложил основы политического и экономического могущества своей династии. Это дало возможность третьему её представителю, внуку Эанатуму (2400г. до н. э.) , сделать попытку распространить свою власть на соседние с Лагашем государства. Это ему удалось сделать, но распри внутри государства и бунты на занятых территориях продолжались.

Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов. Между ними шла постоянная борьба. В результате этой борьбы политическая партия жрецов возвела на трон своего ставленника Лугальанду. Но, как ни старался Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная общественно-экономическая сила - княжеский дворец с чудовищно разросшимся бюрократическим аппаратом. Правление Лугальанды не было продолжительным (7- 9 лет). Произошёл насильственный переворот. Происшедший переворот в Лагаше связан с именем Уруинимгины. Этот человек, через 44 столетия названный первым в истории реформатором, до того как стал правителем страны, был чиновником из окружения Лугальанды. Он отменил многие несправедливые налоги с бедняков. Реформы Уруимгины пришлись не по вкусу ни дворцовым кругам, ни храмовым служащим. Уруимгина существенно сократил дворцовый персонал, ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

В середине 3 тысячелетия до н. э. наступает период бурного расцвета Лагаша. Городом в это время правит энси Уранше. Однако наступает другое время. Совсем рядом находится соперник за власть - Умма, в любой момент могло произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Царь неизбежно должен был начать присваивать себе часть имущества и доходов, по традиции нераздельно принадлежащих богу, которыми распоряжались храмы. Урнанше заложил основы политического и экономического могущества своей династии. Это дало возможность третьему её представителю, внуку Эанатуму (2400г. до н. э.) , сделать попытку распространить свою власть на соседние с Лагашем государства. Это ему удалось сделать, но распри внутри государства и бунты на занятых территориях продолжались.

Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов. Между ними шла постоянная борьба. В результате этой борьбы политическая партия жрецов возвела на трон своего ставленника Лугальанду. Но, как ни старался Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная общественно-экономическая сила - княжеский дворец с чудовищно разросшимся бюрократическим аппаратом. Правление Лугальанды не было продолжительным (7- 9 лет). Произошёл насильственный переворот. Происшедший переворот в Лагаше связан с именем Уруинимгины. Этот человек, через 44 столетия названный первым в истории реформатором, до того как стал правителем страны, был чиновником из окружения Лугальанды. Он отменил многие несправедливые налоги с бедняков. Реформы Уруимгины пришлись не по вкусу ни дворцовым кругам, ни храмовым служащим. Уруимгина существенно сократил дворцовый персонал, ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

И так недовольство в государстве третьей династии Ура росло изо дня в день, создавая угрозу его существованию. Опасность положения ещё усугублялась тем, что в Шумере давно уже возобладали иноземные народы, главным образом семиты.

На западные границы Шумера непрерывно совершали набеги воинственные племена - амориты. Эти дикие кочевники всё чаще показывались на западных границах Шумера, нападая на плохо укреплённые города. Одновременно они всё большими группами просачивались на территорию Шумера и мирно оседали в различных городах, увеличивая численность нешумерского населения.

Задачи, которые стояли перед Амар-Зуэном, вступившим на престол в 2045 г. до н. э. были нелегки. Он правил 8 лет и после него к власти пришёл Шу-Суэн.

История Шумера и судьба его последних правителей сейчас, по прошествии четырёх тысячелетий, наводят на грустные размышления. Последние цари Шумера были отважны, мудры, дальновидны, они одерживали победы, достигали больших успехов, и тем не мене их государство стремительно и неотвратимо клонилось к упадку. Состарилась шумерская цивилизация, одряхлела культура; обращённая в прошлое, она не могла ни устоять трудностями, связанными с новой социально-политической обстановкой, ни впитывать в себя живительные силы нового. В результате она закоснела в своём традиционализме, оскудела и отошла в прошлое.

Всякое государство подобно прекрасному плоду, который с ожесточением разъедают черви - снаружи и изнутри.

Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после смерти Шу-Суэна унаследовал его сын Ибби - Суэн. Двадцатипятилетнее царствование Ибби - Суэна (2027-2003) - последний акт трагедии Шумера. За внешним фасадом, показной мощью скрывается приближающийся крах империи. Хотя официальным языком Шумера - деловым и обрядовым - продолжает оставаться шумерский, народ говорит по - аккадски. Шумерский островок, чрезвычайно малочисленную группку людей, держащуюся одной лишь силой традиции, пытающуюся отстоять прошлое и свои интересы, заливают волны семитских влияний. Отдельные провинции начинают более или менее решительно освобождаться от господства Ура, при этом одних насильственно подавляют западносемитские племена, другие добровольно подчиняются их власти. Начиная с пятого года царствования Ибби-Суэна документы составленные в северных провинциях, датируются иначе, чем в Уре, Уруке или в Ниппуре: они уже не соотносятся с теми событиями которые центральная власть считает наиболее важными и существенными. А это значит, что царь фактически утратил контроль над этими районами.

Набеги враждебных Шумеру племён, ограничение сферы влияния столицы, постоянные войны - всё это подорвало основы экономики страны. Резко сократился ввоз и вывоз товаров. Подскочили цены, в отдельных районах страны был голод. Теперь Ибби-Суэн царь совсем небольшого, растерзанного врагами государства. Одинокий, всеми покинутый, сознавая полную безнадёжность сопротивления, он всё-таки продолжает бороться. Хотя по его убеждению, трагедия Шумера ниспослана богами, это не мешает ему, именующему себя богом, протестовать против приговора богов: он не складывает оружия перед более сильным, чем он врагом.

В 2003 г. до н. э. Эламиты ворвались в осаждённую столицу. Ур пал. Последний царь Шумера « в путах удалился в Аншан».

Расцвет шумеров на юге Месопотамии начался приблизительно в середине IV тысячелетия до н. э. Именно этот народ изобрёл первую в мире письменность (клинопись), именно у него появились первые колёса и арки, именно ему принадлежит древнейший образец эпической словесности («Сказание о Гильгамеше»). Две с половиной тысячи лет спустя эта цивилизация погибла.

Ряд геологических свидетельств указывает на то, что около 4 200 лет назад на Ближнем Востоке началась сильная засуха, которая продолжалась примерно 200 лет, а то и больше. Повысилось испарение Красного и Мёртвого морей; упал уровень воды и в озере Ван на территории современной Турции; керны морских отложений говорят об увеличении количества пыли в воздухе. Ну а археологические раскопки показали значительное сокращение числа поселений: 74% населённых пунктов Месопотамии оказались заброшены. Площадь обжитых районов уменьшилась на 93%. Демографическая обстановка претерпела сильные изменения, обострились социальные противоречия, но не это привело к краху цивилизации. Около 2000 года до н. э. на Шумер обрушились две волны кочевников. Главный город страны Ур пал. В течение последующих двух тысячелетий шумерский язык ещё сохранялся в качестве языка науки (подобно латыни в средние века), но затем забылся.

Время стерло память о шумерах из анналов истории. О них ничего не говорится в папирусах Египта времен Древнего Царства, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. И уж тем более нет ничего в летописях Древней Греции и Рима, культура которых намного моложе. Библия упоминает о древнем городе Уре, но ни слова не говорит о загадочном шумерском народе. Говоря об очаге цивилизации, возникшем в долинах рек Тигр и Евфрат, ученые подразумевали, прежде всего, вавилоно-ассирийскую культурную общность людей. И только в середине 19 века сенсационные раскопки ученых доказали, что на территории Двуречья существовали более древние государства, возраст которых насчитывает около шести тысяч лет. Так впервые стало известно о великой цивилизации шумеров. Именно от них Вавилон и Ассирия унаследовали свою мудрость. Судите сами… Гибель Шумера, крушение тысячелетнего царства, явилось потрясением, как для современников этих событий, так и для потомков. Рухнули древнейшие устои общественной жизни, традиции, обычаи. Но сформировавшуюся на протяжении тысячелетия культуру не так-то просто было уничтожить! Как бы продолжая дело, начатое последними царями Ура, писцы при дворах новых правителей, в храмах и школах бережно собирают памятники шумерской мудрости и искусства. Они переписывают мифы, стихи, эпические сказания, пословицы шумеров, пользуясь мёртвым шумерским языком, который в течение почти двух последующих тысячелетий сохранялся только как сакральный язык. В 3 веке до н. э. в вавилонских храмах богослужение ещё велось на шумерском языке. Народы, в послешумерскую эпоху создавшие в Месопотамии свои государства, почти полностью восприняли достижения шумерской культуры - её письменность, особенности архитектуры, систему счёта, знания в области астрономии и т. д. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера правители Месопотамии говорили о царях Ура и Урука, Киша и Лагаша как о своих предшественниках.

Наша сумасшедшая жизнь, ритм которой, порой делает из нас бесчувственных роботов, лишая живого, человечного, высоконравственного подхода к окружающему заставляет очень глубоко задуматься о том, к чему это может привести.

Все, что ежедневно происходит вокруг нас, на телевидении и в интернете, в региональной и глобальной политике дает основание говорить, что человечество охвачено ожиданием Апокалипсиса и предчувствием конца света.

Неуклюжие попытки западной и восточной цивилизации гармонично сосуществовать сотрясает жизнь обычных граждан, хотя на словах, политиками и общественными деятелями постоянно декларируется «существующая» толерантность к другим культурам, народам, традициям, а на бытовом уровне эта терпимость весьма условна. Это приводит к росту национализма, расовой нетерпимости и неприятия чуждой культуры, чуждой фамилии, чуждого менталитета, которые пустили корни в пенатах родной цивилизации. Не будем судить плохо это или хорошо, примем просто, как свершившийся факт.

Техногенные катастрофы, пресловутое глобальное потепление и природные катаклизмы заставляют всех нас задуматься над вопросом: неужели Homo sapiens так грешен и всем нам ждать неминуемой кары?

Положение, сложившееся в наше время, как это не удивительно, напоминает те события, которые происходили на Земле как 4000 лет назад, так и в период мессианской лихорадки времен Иисуса.

История богов, или аннунаков («те, кто спустились с небес на Землю»), как называли их шумеры, начинается с их прибытия на Землю с планеты Нибиру в поисках золота. История их планеты была рассказана в древнем «Мифе творения», тексте, записанном на семи табличках, повествующем о том, как странствующая планета, пролетавшая мимо нашей Солнечной системы, столкнулось с планетой под названием Тиамат. Столкновение привело к образованию Земли и Луны, пояса астероидов и комет, а сам пришелец стал вращаться вокруг Солнца по вытянутой орбите с периодом обращения 3600 земных лет.

Шумерские тексты поведали нам, что аннунаки прилетели на Землю за 120 таких периодов – 432 000 земных лет – до Великого потопа.

Библейский рассказ о потопе описывает катастрофу как результат конфликта с единым богом Иеговой, который сначала принял решение стереть род людской с лица Земли, но затем смягчился, позволив Ною спастись на ковчеге. Древние шумерские источники повествуют о неприязни к людям, которую испытывал бог Энлиль, и о попытках спасти человечество, предпринятых богом Энки.

Вражда между двумя единокровными братьями Энлилем (Эн.Лиль – «Верховный Правитель») и Энки (Эн.Ки – «Господин Земли»), обусловленная законом наследования, усугублялась соперничеством в делах сердечных. Конфликт между 2 кланами аннунаков, стоявших за братьями, предопределили ход последующих событий на Земле, в том числе, распределение между ними регионов Земли после потопа.

Распределение земель нашло отражение в библейском списке народов, где расселение людей, предками которых были три сына Ноя, подчиняется национальному и географическому принципу: Азия отошла к потомкам Сима, Европа – к потомкам Иафета, а Африка стала землей потомков Хама. Исторические записи свидетельствуют, что два первых региона принадлежали к клану Энлиля, а последний – Энки и его сыновьям. Центральная область с Синайским полуостровом, на котором находился космопорт, была объявлена нейтральным Священным Регионом.

Изначальное противоречие между богами спровоцировали будущие столкновения цивилизаций, которые имеют место в современном мире.

Печальный факт состоит в том, что 4000 лет назад именно конфликт богов (аннунаков) привел к использованию оружия массового уничтожения.

Именно последствия этого события, как было указано в первой части «исторических хроник» , привели к «временному разрыву, измеряемому сотнями поколений, когда исчезло даже упоминание о древнейшей (шумерской) земной цивилизации».

Это судьбоносное событие описано в многочисленных древних текстах, которые позволяют реконструировать его и воссоздать контекст, ответив на вопросы «что», «как», «почему» и «кто». В число этих древних источников входит и Ветхий Завет, поскольку первый еврейский патриарх Авраам был свидетелем этой ужасной катастрофы.

Согласно шумерскому тексту, ядерное оружие было спрятано где-то в Африке:

«Те семь орудий, в горе они лежат, в пещере под землей они хранятся».

С точки зрения современной технологии это были семь ядерных зарядов: «Оттуда устремятся вперед они в сиянье, от земли до неба от страха все оцепенеют». Они были доставлены на Землю с Нибиру и спрятаны в тайники много лет назад.

Ядерное оружие было применено на Синайском полуострове и в соседней равнине у берегов Мертвого моря, в результате которого перестали существовать космопорт и пять городов.

Совпадение месопотамских текстов с библейским рассказом об уничтожении Содома и Гоморры служит одним из убедительных подтверждений достоверности Библии в целом, а также статуса и роли Авраама. Тем не менее, это доказательство чаще всего отвергается богословами и учеными, поскольку такая интерпретация событий предшествующего дня, когда три божественных существа («ангелы» в облике людей) нанесли визит Аврааму, очень похожа на историю о «древних астронавтах». Те, кто ставил под сомнение свидетельства Библии и считал месопотамские тексты мифами, стремились объяснить гибель Содома и Гомморы неким стихийным бедствием. Но, в Библии дважды указывается, что уничтожение «огнем и серой» было не природной катастрофой, а заранее спланированным событием, которое можно отсрочить и даже отменить. В одном случае, Авраам уговаривал Бога не уничтожать праведных вместе с неправедными, а в другом его племянник Лот добился отсрочки уничтожения городов.

На снимках Синайского полуострова, сделанных из космоса, видна огромная впадина и трещина на том месте, где произошел ядерный взрыв. Земля здесь до сих пор усеяна расколотыми, обожженными и почерневшими камнями, в которых обнаружено необычайно высокое содержание изотопа урана-235, что, по мнению специалистов, указывает на внезапный сильный нагрев, обусловленный ядерным взрывом.

Уничтожение городов на равнине у Мертвого моря привело к опусканию южного берега, в результате чего вода хлынула в расположенную на юге плодородную долину, и эта часть моря сегодня отделена от остального выступом, который получил название эль-Лисан («язык»). Попытки израильских археологов исследовать морское дно выявили загадочные подводные руины, но Иорданское королевство, на территории которого находятся руины, запретило дальнейшие работы. Интересно, что соответствующие месопотамские тексты подтверждают топографические изменения и даже содержат предположение, что море стало «мертвым» в результате ядерной бомбардировки. В них говорится, что Эрра (в аккадской мифологии бог войны и чумы) «взбороздил море, нарушил целостность. Все, что обитало в нем, даже крокодилов, он умертвил».

Как оказалось, боги уничтожили не только космопорт и города грешников, в результате взрывов «Буря, Злой Ветер пронесся по небесам».

Началась цепная реакция непредсказуемых последствий.

В плачах и других текстах сообщается, что Злой Ветер принес беду, «которой не знали люди». Именно под воздействием Злого Ветра «города опустели, дома опустели, стойла опустели». Это было опустошение, а не разрушение: города стояли целыми, но в них никого не было, овчарни остались на месте, но были пусты. Даже «вода в реках стала горькой, на полях одни сорняки, в степях зачахли травы». Все живое исчезло, такой катастрофы люди еще не знали.

Тот факт, что Злой Ветер является порождением ядерного взрыва в глубине Синайского полуострова и на его границе, становится очевидным из слов текста, объясняющих, что боги знали его источник и причину:

«Злой Удар возвестил губительный вихрь,

Злой Удар предшествовал опустошительной буре;

Могучая поросль, сыны-воители

Были вестниками бед».

Как можно догадаться, вспомнив курс школьной программы, под Злым Ударом и Ветром без труда понимается ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение – поражающие факторы ядерного взрыва.

Таким образом, исторические хроники свидетельствуют, что ядерное оружие впервые было применено на Земле не в 1945 году нашей эры, а в 2024 году до н.э. когда и погибла шумерская цивилизация. И это факт, а не вымысел.

Армагеддон (Хар-Мегиддо) – термин, которым стали обозначать войну невиданных масштабов, на самом деле является названием конкретного места на Земле, подвергнувшегося угрозе ядерного уничтожения. И это место находится в Израиле (гора Мегиддо).

Двадцать одно столетие спустя, в начале новой эры, страхи человечества нашли отражение в рукописи, спрятанной в пещере неподалеку от Мертвого моря – в ней описывался ход и окончание «Войны сынов света против сынов тьмы». И сегодня, в 21 веке нашей эры угроза ядерной катастрофы нависла над тем же самым местом.

Неужели история каким-то непостижимым образом повторяется с периодичностью в двадцать один век?

Перед нами леденящее душу откровение.

У священника Иезекииля, одного из «великих пророков» Иудеи седьмого века до н.э., список народов, которые будут участвовать в последней битве – Армагеддоне – начинается с Персии. Это та самая страна, лидеры которой стремятся к обладанию ядерным оружием, чтобы с его помощью «стереть с лица земли» народ, который живет там, где находится Хар-Мегиддо.

P.S. Использованы выдержки из произведений знаменитого исследователя и автора сенсационной теории палеоконтакта Захария Ситчина.

Анунаки и первая земная цивилизация

Цивилизация Шумера, загадочным образом зародившаяся 6 тысяч лет назад, столь же внезапно и таинственно исчезла. В исторических работах обстоятельства, связанные с падением Шумера, обычно обходят молчанием. В этих книгах рассказывается, что эта великолепная цивилизация приобрела соперника в лице соседней, столь же таинственной Аккадской империи и что приблизительно в 2000 году до РХ и шумерский и аккадский народы исчезли без каких-либо видимых причин. Далее мы узнаем, что вдруг, как будто из ничего в Месопотамии возникли две новые цивилизации - вавилонская и ассирийская.

А между тем имеется множество свидетельств, в которых описывается падение Шумера. Так почему же эти свидетельства не появляются в исторических книгах?

Суть дела в том, что природа катастрофы, обрушившейся на шумеров, была для них столь же непонятна, как она непонятна ныне для современных ученых. Описания этой катастрофы шумерами настолько удивительны, что проще и удобнее отнести их в разряд мифов. Но фактом, подкрепляемым археологическими доказательствами, является то, что падение Шумера произошло совершенно внезапно.

В 1985 году Закария Ситчин выдвинул весьма аргументированную версию о том, что в западной части Шумера было применено атомное оружие, и это совпало по времени с таинственным исчезновением Шумера. Мы рассмотрим эту версию позже, а пока исследуем утверждение Ситчина о том, что шумеры были уничтожены в результате осадков от ядерного взрыва. Свидетельства этого содержатся во многих древних текстах, известных как «ламентации» (плач) по разрушению различных шумерских городов. Вот перевод одного такого «плача», опубликованный ведущим экспертом по Шумеру - профессором Сэмю-елом Крамером:

На землю (Шумер) обрушилось бедствие, до тех пор неведомое человеку;

какого не видели раньше никогда, против которого нельзя устоять.

Страшный вихрь с неба… Ураган, уничтожающий землю… Злой ветер, подобный бушующему потоку… Всесокрушающий ураган, вместе с испепеляющим жаром… Днем земля была лишена яркого солнца, вечером на небе не сияли звезды…

Устрашенные люди еле могли дышать;

Злой ветер зажимал их в тиски,

не давал им дожить до следующего дня…

Губы окрашивались кровью,

головы тонули в крови…

Лица становились бледными от злого ветра.

От этого города обезлюдели, дома опустели;

в стойле не стало животных,

овчарни опустели…

В реках Шумера потекла

горькая вода,

поля поросли сорняками, на пастбищах увядала трава.

Масштабы катастрофы были таковы, что даже боги были бессильны предотвратить ее. В табличке под названием «Плач Урука» говорится:

Итак, все боги покинули Урук;

они держались вдали от него;

они укрывались в горах, они бежали в отдаленные равнины.

В другом тексте, «Плач Эриду», говорится о том, что Энки и его жена Нинки также бежали из своего города Эриду:

Нинки, великая госпожа, летя как птица, покинула свой город…

Отец Энки оставался вне города… О судьбе своего разрушенного города он плакал горькими слезами.

За последние сто лет было найдено и переведено множество шумерских «плачей», в том числе плач об У руке, Эриду, Уре и Ниппуре. Из этих табличек видно, что все эти города одновременно постигла одна и та же судьба. Но в них ничего не говорится о войне - эта тема была хорошо знакома шумерским летописцам. Катастрофа описывается не как разрушение, а как опустошение . Один ученый - Торкилд Якобсен - пришел к выводу, что бедствием, обрушившимся на Шумер, было не вторжение неприятеля, а «ужасная катастрофа», причины которой были «поистине загадочными».

Как видно из приведенных выше отрывков, на шумерские города обрушился «злой ветер», который, как невидимая «тень», нес с собой смерть - такого «никогда раньше не бывало». Неудивительно, что на ум приходит выпадение осадков от ядерного взрыва. Каковы могли быть иные причины? Может быть, это была просто эпидемия какого-то небывалого заболевания? Но судя по подробностям в шумерских текстах, вода стала горькой, людей рвало кровью, болели не только люди, но и животные, - создается впечатление, что это не была ни одна из известных нам в настоящее время болезней.

Помимо того, в ряде «плачей», как например, в том, что приводился выше, говорится о «вихре», сопровождавшем невидимую «тень». Тот, кому довелось испытать действие невидимого радиоактивного облучения при ядерном взрыве, вряд ли смог бы подобрать лучшие выражения для описания. Давайте теперь рассмотрим свидетельства об этом взрыве.