«Что нужно народу? Н. п

Очень просто, народу нужна земля да воля.
Без земли народу жить нельзя, да без земли нельзя его и оставить, потому что она его собственная, кровная. Земля никому другому не принадлежит, как народу. Кто занял землю, которую зовут Россией? кто её возделал, кто её спокон веков отвоевывал да отстаивал против всяких врагов? Народ, никто другой, как народ. Сколько погибло народа на войнах, того и не перечтешь! В одни последние пятьдесят лет куда более миллиона крестьян погибло, лишь бы отстоять народную землю. Приходил в 1812 году Наполеон, его выгнали, да ведь не даром: слишком восемьсот тысяч своего народа уложили. Приходили вот теперь в Крым англо-французы; и тут слишком пятьдесят тысяч людей было убито или умерло от ран. А кроме этих двух больших войн, сколько в этих же пятьдесят лет уложили народа в других малых войнах? Для чего же всё это? Сами цари твердили народу: «для того, чтобы отстоять свою землю». Не отстаивай народ русской земли, не было бы и русского царства, не было бы и царей и помещиков.
И всегда так бывало. Как придёт к нам какой-нибудь недруг, так народу и кричат: давай солдат, давай денег, вооружайся, отстаивай родную землю! Народ и отстаивал. А теперь и царь и помещики будто забыли, что народ тысячу лет лил пот и кровь, чтоб выработать и отстоять свою землю, и говорят народу: «покупай, мол, ещё эту землю, за деньги». Нет! это уж искариотство. Коли торговать землей, так торговать ею тому, кто её добыл. И если цари и помещики не хотят заодно, нераздельно с народом владеть землей, так пусть же они покупают землю, а не народ, ибо земля не ихняя, а народная, и пришла она народу не от царей и помещиков, а от дедов, которые заселили её во времена, когда о помещиках и царях ещё и помину не было.
Народ, спокон веков, на самом деле владел землей, на самом деле лил за землю пот и кровь, а приказные на бумаге чернилами отписывали эту землю помещикам да в царскую казну. Вместе с землей и самый народ забрали в неволю и хотели уверить, что это и есть закон, это и есть божеская правда. Однако никого не уверили. Плетьми народ секли, пулями стреляли, в каторгу ссылали, чтобы народ повиновался приказному закону. Народ замолчал, а всё не поверил. И из неправого дела всё же не вышло дела правого. Притеснениями только народ и государство разорили.
Увидели теперь сами, что по-прежнему жить нельзя. Задумали исправить дело. Четыре года писали да переписывали свои бумаги. Наконец, решили дело и объявили народу свободу. Послали повсюду генералов и чиновников читать манифест и служить по церквам молебны. Молись, мол, богу за царя, да за волю, да за свое будущее счастье.
Народ поверил, обрадовался и стал молиться.
Однако, как зачали генералы да чиновники толковать народу Положения, оказывается, что воля дана только на словах, а не на деле. Что в новых положениях — прежние приказные законы только на другой бумаге, другими словами переписаны. И барщину и оброки отбывай помещику по-прежнему, хочешь получить свою избу и землю — выкупай их на свои собственные деньги. Выдумали переходное состояние. Не то на два года, не то на шесть, не то на девять лет определили для народа новое крепостное состояние, где помещик будет сечь через начальство, где суд будет творить начальство, где всё перепутано так, что если б в этих царских положениях и нашлась какая-нибудь льготная крупица для народа, то ею и воспользоваться нельзя. И государственным крестьянам по-прежнему их горькую судьбу оставили, и землёй и народом оставили владеть всё тех же чиновников, а хочешь на волю, так выкупай свою землю. Слушает народ, что ему толкуют генералы и чиновники про волю, и понять не может — какая это воля без земли под помещичьими и чиновничьими розгами. Верить не хочет народ, чтоб его так бесчестно обманули. Быть, говорит, не может, чтоб царь своим словом четыре года ласкал нас свободой, а теперь, на деле, подарил бы прежней барщиной и оброком, прежними розгами и побоями.
Хорошо, кто не поверил, да смолчал: а кто не поверил, да стал тужить по несбывшейся воле, тех пришли вразумлять плетьми, штыками да пулями. И полилась по Руси безвинная кровь.
Вместо молитвы за царя, раздались стоны мучеников, падающих под плетьми и пулями да изнемогающих под железами по сибирской дороге.
Так-то опять плетьми да каторгой хотят заставить народ верить, что новый приказный закон есть божеская правда.
Да ещё глумятся царь да вельможи, говорят, что через два года будет воля. Откуда же она будет воля-то? Землю урежут, да за урезанную заставят платить втридорога, да отдадут народ под власть чиновников, чтоб и сверх этих тройных денег ещё втрое грабежом выжимали; и чуть кто не даст себя грабить, так опять плети да каторга. Ничего они не то, что через два года, — а никогда для народа не сделают, потому что их выгода — рабство народное, а не свобода <...>
Землю от народа отписали за себя. Всё что народ ни выработает — подавай ко двору, да в казну, да дворянам; а сам вечно сиди в гнилой рубахе да в дырявых лаптях.
Свободу отняли. Шагу не смей сделать без чиновничьего позволенья, без паспорта или билета, и за всё плати.
Ничему народ не учили. Деньги, что собирают на народное ученье, сорят на царские конюшни и псарни, на чиновников и ненужное войско, которое стреляло бы по народу.
Понимают сами, что так быть нельзя, что с таким искариотством и народ сгубишь, и царство сгубишь, и самих себя не при чём оставишь. Сами сознаются перед народом, что надо дать ему поправиться, а как до дела дойдёт, алчности-то своей преодолеть не могут. Жалко царю своих бессчётных дворцов с тысячами лакеев и арапов, жалко царице своих парчей и бриллиантов. Еще не сумели они полюбить народа более, чем своих охотничьих собак, чем золотую посуду, чем пиры и забавы. Вот и не могут они отрешить и унять своих вельмож и чиновников, которые помогают им сбирать с народа миллионы рублей, да и сами на себя тянут столько же. Не могут победить своей алчности, вот и двоедушничают. И пишет царь такие манифесты, которых народ в толк взять не может. На словах будто добр и говорит с народом по совести; а как слова на деле исполнять приходится, держится с вельможами всё той же алчности. На словах от царской доброты народу радость и веселье, а на деле всё прежнее горе да слёзы. На словах народу от Царя воля, а на деле за эту же волю царские генералы секут народ да в Сибирь ссылают, да расстреливают.
Нет! двоедушничать с народом и обманывать его — бесчестно и преступно. Торговать землёй и волей народа — не то ли же, что Иуде торговать Христом? Нет, дело народа должно быть решено без торга, по совести и правде. Решение должно быть простое, откровенное, всякому понятное; чтобы слов решения, раз произнесенных, ни царь, ни помещики с чиновниками перетолковывать не могли. Чтобы ради глупых, бестолковых, изменнических слов не лилось неповинной крови.

Н.П. ОГАРЁВ

Что нужно народу?

Очень просто, народу нужна земля да воля.

Без земли народу жить нельзя, да без земли нельзя его и оставить, пото­ му что она его собственная, кровная. Земля никому другому не принадлежит, как народу. Кто занял землю, которую зовут Россией? Кто ее возделал, кто ее спокон веков отвоевывал, да отстаивал против всяких врагов? Народ, никто другой, как народ. Сколько погибло народа на войнах, того и не перечтешь! В одни последние пятьдесят лет куда более миллиона крестьян погибло , лишь бы отстоять народную землю. Приходил в 1812 году Напо­леон, его выгнали, да ведь не даром: слишком восемь сот тысяч своего на­ рода уложили. Приходили вот теперь в Крым англо-французы , и тут слишком пятьдесят тысяч людей было убито или умерло от ран. А кроме этих двух больших войн, сколько в эти же пятьдесят лет уложили народа в других малых войнах? Для чего же все это? Сами цари твердили народу: «Для того , чтобы отстоять свою землю». Не отстаивай народ русской земли , не было бы и русского царства, не было бы и царей и помещиков.

И всегда так бывало. Как приедет к нам какой-нибудь недруг, так на роду и кричат: давай солдат, давай денег, вооружайся, отстаивай родную землю! Народ и отстаивал. А теперь и царь и помещики будто забыли, что народ тысячу лет лил пот и кровь, чтоб выработать и отстоять свою зем лю, и говорят народу: «покупай, мол, еще эту землю за деньги». Нет! это уж искариотство! Коли торговать землей, так торговать ею тому, кто ее И если цари и помещики не хотят заодно нераздельно с народом владеть землей, так пусть же они покупают землю, а не народ, ибо земля не ихняя, а народная, и пришла она народу не от царей и помещиков, а от дедов, которые заселили ее во времена, когда о помещиках и царях еще и помину не было.

Народ спокон веков на самом деле владел землей, на самом деле лил за землю пот и кровь, а приказные на бумаге чернилами отписывали эту зем лю помещикам да в царскую казну. Вместе с землей и самый народ забра ли в неволю и хотели уверить, что это и есть закон, это и есть божеская правда. Однако никого не уверили. Плетьми народ секли, пулями стреля­ли, в каторгу ссылали, чтобы народ повиновался приказному закону. На­ род замолчал, а все не поверил. И из неправого дела все же не вышло де­ ла правого. Притеснениями только народ и государство разорили.

Увидели теперь сами, что по-прежнему жить нельзя. Задумали исправить дело. Четыре года писали да переписывали свои бумаги. Наконец, решили дело и объявили народу свободу. Послали повсюду генералов и чиновников читать манифест и служить по церквам молебны. Молись, мол, Богу за царя, да за волю, да за свое будущее счастье. Народ поверил, обрадовался и стал молиться.

Однако, как зачали генералы да чиновники толковать народу Положе ния, оказывается, что воля дана только на словах, а не на деле. Что в но вых Положениях - прежние приказные законы, только на другой бумаге другими словами переписаны. И барщину и оброки отбывай помещику по-прежнему; хочешь получить свою избу и землю - выкупай их на свои собственные деньги. Выдумали переходное состояние. Не то на два года, не то на шесть, не то на девять лет определили для народа новое крепост ное состояние, где помещик будет сечь через начальство, где суд будет творить начальство, где все перепутано так, что если б в этих царских По ложениях и нашлась какая-нибудь льготная крупица для народа, то ею и воспользоваться нельзя. И государственным крестьянам по-прежнему их горькую судьбу оставили, и землей и народом оставили владеть все тех ж чиновников, а хочешь на волю, так выкупай свою землю. Слушает народ что ему толкуют генералы и чиновники про волю, и понять не может - какая это воля без земли под помещичьими и чиновничьими розгами. Ве рить не хочет народ, что его так бесчестно обманули. Быть, говорит, не может, чтобы царь своим словом четыре года ласкал нас свободой, а те перь, на деле, подарил бы прежней барщиной и оброком, прежними розга ми и побоями.

Хорошо, кто не поверил, да смолчал; а кто не поверил да стал тужить по несбывшейся воле, тех пришли вразумлять плетьми, штыками да пулями. И полилась по Руси безвинная кровь. Вместо молитв за царя разда лись стоны мучеников, падающих под плетьми и пулями, да изнемогаю­ щих под железами по сибирской дороге.

Так-то опять плетьми да каторгой хотят заставить народ верить, что новый приказный закон есть божеская правда.

Да еще глумятся царь да вельможи, говорят, что через два года будет воля. Откуда же она будет - воля-то? Землю урежут, да за урезанную за­ ставят платить в тридорого, да отдадут народ под власть чиновников, чтоб и сверх этих тройных денег еще втрое грабежом выжимали; и чуть кто не даст себя грабить, так опять плети да каторга. Ничего они не то, что через два года, - а никогда для народа не сделают, потому что их вы­года - рабство народное, а не свобода.

И откуда это народу такая беда, что живет он, живет, работает, а до правды дожить не может, и вечно народом торгуют?

Как откуда? Ради чего Иуда Христа продал? Ради алчности. Та же алч­ность заставляет и царей, и помещиков, и чиновников торговать народной землей, народной кровью и обманывать народ. Чтобы им была во всем из­ лишняя роскошь, народ живи в бедности, неволе, невежестве.

Землю от народа отписали за себя. Все, что народ ни выработает, - подавай ко двору, да в казну, да дворянам; а сам вечно сиди в гнилой ру­бахе да в дырявых лаптях.

Свободу отняли. Шагу не смей сделать без чиновничьего позволения, без паспорта или билета, и за все плати.

Ничему народ не учили. Деньги, что сбирают на народное ученье, со­ рят на царские конюшни и псарни, на чиновников и ненужное войско, ко­ торое стреляло бы по народу.

Понимают сами, что так быть нельзя, что с таким искариотством и на­род сгубишь, и царство сгубишь, и самих себя не при чем оставишь. Сами сознаются перед народом, что надо дать ему поправиться; а как до дела дойдет, алчности-то своей преодолеть не могут. Жалко царю своих бес­ счетных дворцов с тысячами лакеев и арапов, жалко царице своих парчей и бриллиантов. Еще не сумели они полюбить народа более , чем своих охотничьих собак, чем золотую посуду, чем пиры и забавы. Вот и не мо­гут они отрешить и унять своих вельмож и чиновников, которые помога­ют им сбирать с народа миллионы рублей, да и сами на себя тянут столь­ ко же. Не могут победить своей алчности, вот и двоедушничают. И пишет Царь такие манифесты, которых народ в толк взять не может. На словах будто добр и говорит с народом по совести; а как слова на деле исполнять приходится, держится с вельможами все той же алчности. На словах от Царской доброты народу радость и веселье, а на деле все прежнее горе да слезы. На словах народу от царя воля, а на деле за эту же волю царские генералы секут народ да в Сибирь ссылают, да расстреливают.

Нет! двоедушничать с народом и обманывать его - бесчестно и пре­ ступно. Торговать землей и волей народа не то ли же, что Иуде торговать Христом? Нет, дело народа должно быть решено без торга, по совести и правде. Решение должно быть простое, откровенное, всякому понятное; чтобы слов решения, раз произнесенных, ни царь, ни помещики с чинов­ никами перетолковывать не могли. Чтобы ради глупых, бестолковых, изм еннических слов не лилось неповинной крови.

Что нужно народу?

Земля, воля, образование.

Чтобы народ получил их на самом деле, необходимо:

1) Объявить, что все крестьяне свободны с той землей, которою теперь владеют. У кого нет земли, например удворовых и некоторых заводских, тем дать участки из земель государственных, то есть народных, никем еще не занятых. У кого из помещичьих крестьян земли не в достачу, тем при­ резать земли от помещиков или дать земли на выселок. Так, чтобы ни один крестьянин без достаточного количества земли не остался. Землей владеть крестьянам сообща, т. е. общинами. А когда в какой общине наро­ дится слишком много народу, так что тесно станет, дать той общине для крестьян сколько нужно земли на выселок из пустопорожних удобных зе­ мель. В тысячу лет русский народ заселил и завоевал земли столько, что ему ее на многие века хватит. Знай плодись, а в земле отказа быть не мо­ жет.

2) Как весь народ будет владеть общей народной землей, так, значит, весь народ за пользование этой землей будет платить и подати на общие народные нужды, в общую государственную (народную) казну. Для сего освобожденных с землей крестьян обложить такою же податью, какую ны­ не платят государственные крестьяне, но не более.Подати те взносить крестьянам сообща, за круговою порукою; чтоб крестьяне каждой общины отвечали друг за друга.

3) Хотя помещики триста лет и владели неправо землей, однако народ их обижать не хочет. Пусть им казначейство выдает ежегодно, в пособие или вознаграждение, сколько нужно, примерно хоть шестьдесят миллио­ нов в год*, из общих государственных податей. Лишь бы народу осталась вся земля, которую он теперь на себя пашет, на которой живет, с которой кормится и отапливается, с которой скот свой кормит и поит, да лишь бы подати ни в каком случае не повышали, а то народ на отсчитывание воз награждения помещикам из податей согласен. А сколько кому из отсчиты­ ваемых на это изподатей денег приходится, помещики сами промеж себя по губерниям согласиться могут. Народу это все равно, лишь бы подать не повышали. Помещичьих крестьян по последней ревизии считается все­ го 11.024.108 душ. Если их обложить одинаковою податью с государствен­ ными крестьянами, т. е. рублей по семи с души в год, то, отсчитав из этих семи рублей около 1 руб. 60 коп. серебром, которые помещичьи крестьяне ныне платят в казну (подушными и разнымиповинностями), останется затем с каждой души около 5 рублей 40 коп. се р[ ебром], а от всех поме­ щичьих крестьян в России - около шестидесяти миллионов рублей сереб ром. Значит, есть чем пособить и вознаградить помещиков; больше этого им и желать стыдно, и давать не следует.

4) Если при такой подати до полных 60 миллионов, следующих поме­ щикам, чего и не хватит, то для покрытия недостатка все-таки никаких лишних податей требовать не надо. А следует убавить расход на войско.

Русский народ живет в миру со всеми соседями и хочет жить с ними в миру; стало, ему огромного войска, которым только царь тешится, да по мужикам стреляет, не надо. А потому войско следует сократить наполови­ ну. Теперь на войско и на флот тратится сто двадцать миллионов, а все без толку. С народа собирают на войско денег кучу, а до солдата мало до ходит. Из ста двадцати миллионов сорок миллионов идет на одних только военных чиновников (на военное управление), которые еще, кроме того, сами знатно казну разворовывают. Как сократить войско наполовину, да в особенности посократить военных чиновников, так и солдатам будет луч­ ше, да и излишек от расходов на войско большой останется, миллионов в сорок серебром. С таким излишком, как бы ни было велико вознагражде­ ние помещикам, а уплатить будет чем. Податей не прибавится, а распреде­ лятся они разумнее. Те же деньги, которые народ теперь платит на лиш­ нее войско, чтоб царь тем войском по народу стрелял, пойдут не в смерть, а в жизнь народу, чтоб выйти народу спокойно на волю со своею землею.

5) Исобственныерасходыцарскогоправительстванадосократить. Вместо того , чтоб строить царю конюшни да псарни, лучше строить хоро­ шие дороги да ремесленные, земледельческие и всякие пригодные народу школы и заведения.Притом, само собой разумеется, что царю и семье царской нечего напрасно присвоивать себе удельных и заводских крестьян и доходы с них; надо, чтоб крестьянство было одно и платило бы одина­ ковую подать, а из подати и будут отсчитывать, сколько царю за управле ние положить можно.

6) Избавить народ от чиновников. Для этого надо, чтоб крестьяне, и в общинах и в волостях, управлялись бы сами, своими выборными. Сель­ ских и волостных старшин определяли бы своим выбором и отрешали бы своим судом. Между собой судились бы своим третейским судом или на миру. Сельскую и волостную полицию справляли бы сами своими выбор ными людьми. И чтоб во все это, равно как и в то, кто какою работою или торговлей и промыслом занимается, отныне ни один помещик или чиновник не вмешивался бы, лишь бы крестьяне во-время вносили свою подать. А за это, как сказано, отвечает круговая порука. Для легкости же круговой поруки крестьяне каждой общины промеж себя сделают складчи ну, то есть составят мирские капиталы. Случится ли с кем беда, мир ссу­ дит его из этого капитала и не даст погибнуть; запоздал ли кто податью - мир внесет за него подать в срок, даст ему время поправиться. Понадоби­ лось ли для всей общины построить мельницу, или магазин, или купить машину, общественный капитал поможет им сладить общеполезное дело.
Общественный капитал и хозяйству сельскому поможет, да и от чиновни­ков спасет, так как при исправном платеже податей ни один чиновник ни
кого и притеснить не может. Тут-то и важно, чтоб все стояли за одного. Дашь одного в обиду - всех обидят. Само собой разумеется, не надо, чтоб до этого капитала чиновник пальцем дотронулся; а те, которым мир его поручит , - те в нем отчет миру и дадут.

А для того, чтоб народ, получив землю и волю, сохранил бы их на вечные времена; для того , чтобы царь не облагал произвольно народ тяжк ими податями и повинностями, не держал бы на народные деньги лиш­ него войска и лишних чиновников, которые давили бы народ, для того, тобы царь не мог прокучивать народные деньги на пиры, а расходовал бы их по совести на народные нужды и образование, - надо, чтоб подати и повинности определял бы и раскладывал промеж себя сам народ через своих выборных. В каждой волости выборные от сел решат промеж себя, сколько надо собрать с своего народа денег на общие нужды волости, и выберут промеж себя доверенного человека, которого пошлют в уезд, чтобы вместе с выборными от других волостей, и землевладельцев, и городских обывателей, решить, какие нужны подати и повинности по уезду. Эти вы­ борные, на уездном сходе, выберут промеж себя доверенных людей и по­ шлют их в губернский город, чтобы решить, какие народу принять повин­ ности по губернии. Наконец, выборные от губерний съедутся в столицу к царю и порешат, какие повинности и подати должны быть отбываемы на родом для нужд государственных, т. е. общих для всего русского народа.

Доверенные от народа люди не дадут народа в обиду, не позволят брать с народа лишних денег; а без лишних денег не из чего будет содер­ жать и лишнего войска и лишних чиновников. Народ, значит, будет жить счастливо, без притеснений.

Доверенные люди решат, сколько податей платить народу и как пла тить их, чтобы никому не было обидно. Как соберутся выборные да стол­ куются, им уж можно будет порешить , чтобы подать платилась не с души, а с земли. У какой общины земли более, да земля получше , той, значит, и платить податей придется более; а кто землей беднее - те и платить бу­ дут менее. Тут и помещики с своей земли платить будут. Значит, дело бу­ дет справедливее и для народа льготнее. Доверенные же решат, как по справедливости отбывать рекрутскую повинность; как по справедливости отбывать дорожную, постойную и подводную повинности; оценят их день гами и разложат по всему народу безобидно. Разочтут всякую народную копейку, на какое именно дело ей идти: сколько денег на правительство, сколько на войско, сколько на суды, сколько на училища народные, сколь­ко на дороги. И что решат, то только и будет. Как пройдет год, так в каж­дой копейке подай отчет народу - куда она истрачена.

Вот тогда народ и будет в самом деле благоденствовать. Вот что нужно народу, без чего он жить не может.

Да кто же будет ему таким другом, что доставит ему все это?

До сих пор народ веровал, что таким другом ему будет нынешний царь. Что не в пример прежних царей, которые отписали землю от народа и отдали его в неволю вельможам, помещикам и чиновникам, новый царь осчастливит народ. Только как пришли генералы с солдатами расстрели­вать народ за волю и сечь шпицрутенами, так пришлось и про нового царя сказать то же, что пророк Самуил говорил народу израильскому, когда советовал ему обойтись без царя: «И поставит (царь) тебе сотники и тысячники; и дщери ваши возьмет в мироварницы и поварницы; и селы ваши и винограды ваши и маслична ваша драгия возьмет и отдаст рабам своим; и семена ваша и винограды ваша одесятствует; и стада ваша благая возьмет и одесятствует на дела своя; и пажити ваша одесятствует и вы будете ему рабы». Иными словами: не жди от царя никакого добра, а только одного зла, так как по алчности своей цари и волю и достаток народа обирают неминуемо. И наш царь, что приказывает стрелять по народу, оказывается, значит, царем самуиловским. Того и смотри, что он не друг, а первый враг народа. Говорят, что он добрый: да что же он мог хуже теперешнего сделать, когда б он был злой? Пусть же народ подождет мо­литься за него, а своим чутьем да здравым смыслом поищет себе друзей понадежнее, друзей настоящих, людей преданных.

Пуще всего надо народу сближаться с войском. И отец ли, мать ли сна­ ряжает сына в рекруты - не забывай народной воли, бери с сына клятву, что по народу стрелять не будет, не будет убийцей отцов, матерей и сес­ тер кровных, кто бы ни дал приказ стрелять, хотя бы сам царь, потому что такой приказ, хотя бы и царский, все же приказ окаянный. Затем ищи себе друзей и повыше.

Когда найдется офицер, который научит солдат, что стрелять по наро­ ду грех смертный - знай, народ, что это друг его, который стоит за землю мирскую да за волю народную.

Найдется ли помещик, который тотчас отпустит крестьян на волю со всею их землею, самым льготным способом и ни в чем не обидит, а во всем поможет; найдется ли купец, который не пожалеет своих рублей на освобождение; найдется ли такой человек, у которого ни крестьян, ни руб­ лей нет, но который всю жизнь и думал, и учился, и писал, и печатал только для того, как бы лучше устроить землю мирскую да волю народ­ ную, - знай народ: это все друзья его.

Шуметь без толку и лезть под пулю вразбивку нечего; а надо молча сбираться с силами, искать людей преданных, которые помогали бы и со­ ветом, и руководством, и словом, и делом, и казной, и жизнью, чтоб мож­ но было умно, твердо, спокойно, дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правду человеческую.

Печатается по первой публикации: Колокол. 1861. 1 июля. Л. 102. Без подписи. Од­ новременно прокламация была выпущена отдельно, как приложение к «Колоколу», а позднее - в виде брошюры.

Программный документ будущей «Земли и Воли».

1) Производное слово от имени Иуды Искариотского (Искариота), предавшего Иисуса Христа за 30 серебренников.

2) Согласно Библии, предсказание пророка Самуила связано с просьбой израильтян, управлявшихся дотоле самим Богом, поставить над ними царя (по примеру языческих народов); первым царем Израильским сталСаул (см.: Библейская энциклопедия. М.. 1991. Кн. 2. С. 125-128, 132 133).


Очень просто, народу нужна земля и воля.

Без земли народу жить нельзя, без земли нельзя его и оставить, потому что она его собственная, кров­ная. Земля, никому не принадлежит, как народу. Кто занял землю, которую зовут Россией? Кто ее возделал, кто ее спокон веку отвоевывал да отстаивал против всяких врагов? Народ, никто другой, как народ. Народ спокон веку на самом деле владел землей,на самом деле лил за землю кровь и пот, а приказные на бумаге чернилами отписывали эту землю помещи­кам да в царскую казну. Вместе с землей и самый народ забрали -в неволю и хотели уверить, что это и есть за­кон, это и есть божеская правда. Однако никого не уверили. Плетьми народ секли, пулями стреляли, в каторгу ссылали, чтобы народ пови­новался приказному закону. Народ замолчал, а все не поверил. И из неправого дела все же не вышло дела правого. Притеснениями только народ и государство разорили. Увидели теперь сами, что попрежнему жить нельзя. Задумали исправить дело. Четыре года писали да пере­писывали свои бумаги. Наконец, решили дело и объя­вили народу свободу. Послали повсюду генералов и чи­новников читать манифест и служить по церквам Мо­лебны. Молись, мол, богу за царя, да за его волю, да за свое будущее счастье. Народ поверил, обрадовался и стал молиться. Однако, как зачали генералы и чиновники толковать народу «Положения», оказывается, что воля дана только на словах, а не на деле. Что в новых «Положе­ниях}) прежние приказные законы, только на другой бу­маге, другими словами переписаны. И барщину" и об­роки отбывай помещику попрежнему; хочешь получить свои землю и избу - выкупай их на свои собственные деньги. Выдумали переходное состояние. Не то на 2 го­да, не то на 6, не то на 9 лет определили для народа новое крепостное состояние, где помещик будет сечь через" начальство, где суд будет творить начальство, где все перепутано так, что если б в этих царских «Поло­жениях» и нашлась какая-нибудь льготная крупица для народа, то ею и воспользоваться нельзя. И государст­венным крестьянам попрежнему их горькую судьбу оставили, и землей и народом оставили владеть все тех же чиновников, а хочешь на волю, ВЫкупай свою землю. Слушает народ, что ему толкуют генералы tf чиновники про волю, и понять не может - какая это воля без земли под помещичьими и чиновничьими розгами. Верить не хочет народ, что его так бесчестно обманули. Быть, говорит, не может, чтобы царь 4 года своим словом ласкал нас свободой, а теперь на деле подарил бы преж­ней барщиной и оброком, прежними розгами и побоями. Хорошо, кто не поверил, да смолчал; а кто не поверил да стал тужить о несбывшейся воле, тех пришли вразумлять плетьми, штыками да пулями. И полилась по Руси безвинная кровь. Вместо молитв за царя... стоны мучеников, падающих под плетьми и пулями да изнемогающих под железами по сибирской ДОроге. Так-то опять плетьми да каторгой хотят заставить народ верить, что новый приказ ной закон есть божеская правда. Да еще глумятся царь да вельможи, Говорят, что через два года будет воля. откуда же она будет­воля-то? Землю урежут, да за урезанную заставят пла­тить втридорога, да отдадут народ под власть чиновни­ков, чтобы и сверх этих тройных денег еще втрое грабежом ВЫЖИмали; и чуть кто не даст себя грабить, так опять плети да каторга. Ничего они, не то, что че-" рез два года, - а никогда для народа не сделают, пото­му что их выгода - рабство народное, а не свобода. И откуда это народу такая беда, что живет он, жи­вет, работает, работает, а до правды дожить не может и вечно народом торгуют? Как откуда? Ради чего Иуда Христа продал? Ради алчности. Та же алчность заставляет и царей, и поме­щиков, и чиновников торговать народной землей, народ­ной кровью и обманывать народ, чтоб им была во всем излишняя роскошь, народ живи в бедности, неволе, не­вежестве. Землю от народа Отписали на себя. Все, что народ ни выработает, - подавай ко дворцу, да в казну, да дворянам; а сам вечно сиди в ГНИЛой рубахе да в дыря­Bыx лаптях. Свободу ОТняли. Шагу не смей сделать без ЧИНОвничьего позволения, без паспорта или билета, и за все плати. Ничему народ не учили. Деньги, что сбирают на народное ученье, сорят на царские конюшни и псарни, на ЧИНОвников иненужное JJОЙСКО, которое стреляло бы по народу..Нет! Двоедушничать с народом и обманывать его ­бесчестно и преступно. Торговать землей и волей на­рода не то ли же, что Иуде торговать Христом? Нет, де­ло народа должно быть решено без торга, по совести и правде. Решение должно быть простое, откровенное, всякому понятное; чтобы слов решения, раз произне­сенных, ни царь и ни помещики с чиновниками пере­толковать не могли. Чтобы ради глупых, бестолковых, изменнических слов не лилось неповинной крови. Что нужно народу? Земля, воля, образование. Чтобы народ получил их на самом деле, необходимо:

1) Объявить, что все крестьяне свободны с той зем­лей, которою теперь владеют. У кого нет земли, напри­мер, у дворовых и некоторых заводских, тем дать участ­ки из земель государственных, т. е. народных, никем еще не занятых. У кого из помещичьих крестьян земли не в достачу, тем прирезать земли от помещиков или дать земли на выселок, так, чтобы ни один крестьянин без достаточного количества земли не остался. Землей владеть крестьянам сообща, т. е. общинами. А когда в какой общине народится слишком много народу, так что тесно станет, дать той общине для крестьян сколь­ко нужно земли на выселок из пустопорожних удоб­ных земель. В тысячу лет русский народ заселил и за­воевал земли столько, что ему ее на многие века хва­тит. Знай плодись, а в земле отказа быть не может.

2) Как весь народ будеть владеть общей народной землей, так, значит, весь народ за пользование этой землей будет платить и подати на общие народные нужды в общую государственную (народную) казну. Для сего освобожденных с землей крестьян обложить такою же податью, какую ныне платят государственные крестьяне, но не более. Подати те взносить крестьянам сообща, за круговою порукою; чтобы крестьяне каждой общины отвечали друг за друга.

3) Хотя помещики триста лет владели неправо зем­лей, однако народ,ИХ обижать не хочет. Пусть им каз­начейство выдает ежегодно в пособие или вознагражде­ние, сколько нужно, примерно, хоть шестьдесят мил­лионов в год, из общих государственных податей. Лишь бы народу осталась вся земля, которую он теперь на себя пашет, на которой живет, с которой кормится и отапливается, с которой скот свой кормит и поит, да лишь бы подати ни в каком случае не повышали, а то народ на Отсчитывание вознаrpаждения помещикам из податей согласен. А сколько кому из ВЫСчитываемых на ЭТО из податей денег приходится, помещики сами про­меж себя по губерниям согласиться могут. Народу это все равно,· лишь бы подать не повышали. Помещичьих крестьян по последней ревизии считается всего 11 024 108 душ. Если их обложить одинаковою податью с Государственными. крестьянами, т. е. рублей по семи с души в год, то, отсчитав из этих семи рублей Около 1 р. 60 к. серебром, которые помещичьи крестьяне ныне платят в казну (подушными и разными повинностями), останется затем с каждой души около 5 р. 40 к. сереб­ром, а от всех помещичьих крестьян в России около шестидесяти миллионов рублей серебром. Значит, есть чем пособить и Вознаградить помещиков; больше этого им и желать стыдно, и давать не следует.

4) Если при такой подати до полных шестидесяти миллионов, следующих помещикам, чего и не хватит, то для покрытия недостатка все-таки никаких лишних податей требовать не надо. А следует убавить расход на войско. Русский народ ЖИвет в миру со всеми со­седями и хочет жить с ними в миру, стало, ему OrpOM­ного войска, которым только царь тешится да по мужи­кам стреляет, не надо. А потому войско следует сокра­тить наполовину. Теперь на войско и на флот тратится сто двадцать Миллионов, а все без толку. С народа соби­рают на войско денег кучу, а до солдата мало доходит. Из ста двадцати миллионов сорок миллионов идет на одних только военных чиновников (на военное управление), которые еще, кроме того, сами знатно казну разворовывают. Как сократить войско наполовину да еще в особенности посократить военных чиновников, так и солдатам будет лучше, да и излишек от расходов на войско большой останется, миллионов в сорок се­ребром. С таким излишком, как бы ни было велико вознarpаждение помещикам, а уплатить будет чем. По­датей не прибавится, а распределятся они разумнее. Те же деньги, которые народ теперь платит на лишнее войско, чтоб царь тем войском по народу стрелял, пойдут не в смерть, а в жизнь народу, чтоб выйти народу спокойно на волю с своей землей.

5) И собственные расходы царского правительства надо сократить. Вместо того, чтоб строить царю коню­шни и псарни, лучше строить хорошие дороm Щt ре­248 месленные, земледельческие и всякие пригодные наро­ду школы и заведения. Притом само собою разумеется, что царю и семье царской нечего напрасно присваивать себе удельных и заводских крестьян и ДОХОДЫ с них; надо, чтоб крестьянство было одно и платило бы одина­ковую подать, а из подати и будут отсчитывать, сколько за управление положить можно.

6) Избавить народ от чиновников. Для этого надо, чтоб крестьяне и в общинах, и в волостях управлялись бы сами, своими выборными. Сельских и волостных старшин определяли бы своим выбором и отрешали бы своим судом. Между собой судились бы своим третей­ским судом или на миру. Сельскую и волостную поли­цию справляли бы сами своими выборными людьми. И, чтоб во все ЭТО, равно как и в то, кто какою рабо­тою или торговлей и промыслом занимается, отныне ни один помещик или чиновник не вмешивался бы, лишь бы крестьяне:во-время вносили свою подать. А за это, как сказано, отвечает круговая порука. Для легкости же круговой поруки крестьяне каждой общины промеж себя сделают складчину, т. е. составят мирские капи­талы. Случится ли с кем беда, мир ссудит его из этого капитала и не даст погибнуть; запоздал ли кто по­датью - мир внесет за него подать в срок, даст ему время поправиться. Понадобилось ли для всей общины построить мельницу или магазин или купить машину, общественный капитал поможет им сладить общеполез­ное дело. Общественный капитал и хозяйству сельскому поможет, да и от чиновников спасет, так как при ис­правном платеже податей ни один чиновник никого и притеснить не может. Тут-то и важно, чтоб все стояли за одного. Дашь одного в обиду - всех обидят. Само собой разумеется, не надо, чтоб до этого капитала чи­новник пальцем дотронулся; а те, которым мир его по­ручит, те в нем отчет миру и дадут.

7) А для того чтобы народ получил землю и волю, сохранил бы их на вечные времена; для того, чтобы царь не облагал произвольно народ тяжкими податями и повинностями, не держал бы на народные деньги ли­шHeгo войска и лишних чиновников, которые давили бы народ; для того, чтобы царь не мог прокучивать народные деньги на пиры, а расходовал бы их по сове­сти на народные нужды и образование - надо, чтоб по­дати и повинности определял бы и раскладывал промеж себя сам народ через своих выборных. В каждой волости выборные

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

z:\CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Аграрная программа Огарева

В многогранной деятельности Огарева центральное место занимали такие вопросы, как условия и методы ликвидации крепостного права. Им был посвящен целый ряд выступлений в «Колоколе» и «Общем вече». Сюда относятся, например: цикл статей под названием «Русские вопросы» (1856-1858 гг.), серия статей «Разбор нового крепостного права» (1861 г.), «Что нужно народу?» (1861 г.), «Куда и откуда» (1862г.) и другие.

Подходя к отмене крепостного права с позиций крестьянства, Огарев уже в период подготовки реформы считал правомерным революционное решение крестьянского вопроса, хотя и уповад иногда на дворянство и царя, надеясь, что объективная необходимость заставит их встать на защиту крестьян.

Как и Герцен, он ратовал за сохранение у крестьян всей земли, которой они фактически пользовались, а в дальнейшем и за расширение крестьянских наделов за счет помещичьих.

Огареву также были присущи колебания (например, в вопросе о выкупе), но в отличие от Герцена он преодолевал их более последовательно. Вначале он считал выкуп обязательным условием перехода земли в собственность крестьян. Но под влиянием обострившейся классовой борьбы выступил против выкупа, показал его юридическую и экономическую неправомерность.

После опубликования «Положения о крестьянах» Огарев охарактеризовал его как «неудовлетворительное освобождение крестьян, с землею», при котором крестьяне не получали юридической свободы и фактически «оставались в крепости». Он выступил в «Колоколе» с циклом статей под выразительным названием «Разбор нового крепостного права», где глубоко анализировал и критиковал антинародное содержание реформы.

Огарев понял, что надежда на правительство тщетна, что надо искать освобождения в крестьянской революции. «Если у нас явится Пугачев,- писал Огарев в письме к Е. В. Салиас,- то я пойду к нему в адъютанты, потому что я сотой доли так не ненавижу польское шляхетство, как ненавижу русское дворянство, которое пошло, подло и неразрывно связано с русским правительством». В статье «Что нужно делать народу?» Огарев писал, что пора народу самому о себе подумать и добиться, чтобы земля была народная, а воля настоящая. После реформы 1861 г. «Колокол» требовал передачи крестьянам без какого-либо выкупа всей незаселенной и даже помещичьей земли. Вся земля должна была передаваться в собственность общине, а крестьянам предоставлялось право свободного вступления в нее.

Осуществление подобной программы было немыслимо без крестьянской революции. Таким образом, Огарев, как и Герцен, в отличие от декабристов связывал свои надежды с народом, с его основной массой - крестьянством.

Обострение классовой борьбы в России после реформы, волна крестьянских восстаний окрыляли Герцена и Огарева надеждой на скорую революцию. Издатели «Колокола» полагали, что восстание может произойти весной 1863 г., когда окончится срок переходного состояния для крестьян, а правительство не отдаст им землю. Вот тогда и своевременно будет восстание в Польше, указывал Герцен в статьях «Русским офицерам в Польше», «Волга и Днепр откликнутся вам, Дон и Урал».

К этому времени относится и создание русской революционной организации «Земля и Воля», деятельное участие в которой принимали Герцен и Огарев. Под их руководством распространялись прокламации к крестьянам и другим слоям населения с целью подготовки революционного взрыва весной 1863 г.

Однако действительность не оправдала их надежд, убедив их в том, что «живого зародыша», готовой силы для революции в России еще нет. В письме к Огареву в апреле 1863 г. Герцен писал: «...веря в нашу силу, я не верю, что можно произвести роды в 6 месяцев беременности, и мне кажется, что Россия на этом шестом месяце». Но, отодвигая срок восстания, он непоколебимо верил в торжество социализма.

Исторические и экономические условия, в которых жили и творили Герцен и Огарев, не позволили им осознать историческую роль пролетариата. Но их заслуга заключалась в том, что они первыми развернули революционную агитацию, подняли знамя революции. Ставя вопрос о различии интересов либеральной буржуазии и революционного крестьянства в русской буржуазной революции, они решали этот вопрос демократически, в интересах революционного крестьянства. Так, от непоследовательной идеологии дворянских революционеров Герцен и Огарев пришли к революционному демократизму восставшего крестьянства.

11 декабря состоялось расширенное заседание ректората Мордовского университета.
Перед началом заседания ректор С.М. Вдовин и председатель студенческого совета МГУ им. Н.П. Огарева Е.В. Иванчина вручили награды победителям фестиваля студенческого творчества. Фестиваль проводится ежегодно, начиная с 1999 года. Лучший факультет/институт определяется на основе рейтинга, учитывающего всю внеучебную активность студентов подразделения. Призовая тройка фестиваля по итогам 2017-2018 учебного года выглядит следующим образом: 1 место - филологический факультет; 2 место – географический факультет; 3 место – Институт электроники и светотехники.
На повестке дня был рассмотрен вопрос «О наследии Волонтерской программы Чемпионата мира по футболу - 2018 ». Как отметил ректор С.М. Вдовин, университет должен грамотно распорядиться полученным во время мундиаля опытом, наработками, механизмами и инструментами, активно вовлекать в добровольческое движение не только представителей Мордовского университета, но и других учебных заведений республики.
С докладом по теме выступила проректор по внеучебной работе М.Д. Мартынова. Марина Дмитриевна отметила, что основным наследием Волонтерской программы ЧМ-2018 являются общекультурные компетенции, soft skills («гибкие» навыки), приобретенные огаревцами. В ходе проведения Чемпионата мира по футболу в статусе волонтеров было задействовано 910 студентов, 650 из которых продолжают осуществлять добровольческую деятельность в настоящее время.
Добровольческое движение в Мордовском университете является частью внеучебной работы на протяжении многих лет и включает в себя деятельность студентов, преподавателей, сотрудников и ветеранов («серебряных» добровольцев) вуза. Постоянная добровольческая работа ведется студенческими общественными организациями в социальных учреждениях (детские больницы, детские дома и интернаты, дома для престарелых и т.д.), в том числе в рамках выигранных для этих целей грантов.
Общую координацию волонтерским движением в вузе осуществляет Волонтерский центр МГУ им. Н. П. Огарева, который включает в себя: - проектный офис общей направленности (спортивное и событийное волонтерство, социальное добровольчество); - кабинеты профильного волонтерства (связаны с направлениями подготовки и базируются на факультетах и в институтах).
Успешный пример профильного волонтерства – деятельность Регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики » (Медицинский институт): привлечено более 260 волонтеров, организовано взаимодействие с представителями широкой партнерской сети медицинских учреждений Мордовии.
Предполагается создание профильных волонтерских кабинетов на базе всех учебных подразделений: экономический факультет – волонтеры финансовой грамотности; юридический факультет – волонтеры юридической помощи; географический факультет – экологическое добровольчество, волонтерство в сфере туризма; Институт национальной культуры – волонтеры культуры, арт-волонтеры; архитектурно-строительный факультет – волонтеры креативного пространства городской среды и т.д.
Большие возможности развития волонтерского движения заложены в выигранном Республикой Мордовия федеральном конкурсе на развитие добровольческого движения «Регион добрых дел », в рамках которого будет реализован проект по созданию Регионального ресурсного центра добровольчества на базе Мордовского университета. Одной из главных задач центра является методическое сопровождение волонтерской деятельности. Центр будет заниматься подготовкой и переподготовкой сотрудников, консультантов, тренеров и экспертов в сфере добровольчества; проводить волонтерские уроки для студентов и школьников; разрабатывать методические материалы по работе волонтерских отрядов и образовательные программы по повышению компетенций волонтеров и руководителей волонтерских организаций; проводить анализ потребности в добровольческих услугах и исследования об уровне развития добровольческой деятельности в Мордовии; организовывать работу волонтеров по различным направлениям.
Наряду со студенчеством активно будут привлекаться и представители старшего поколения - «серебряные» добровольцы, работу которых координирует председатель Совета ветеранов МГУ им. Н.П. Огарева Н.В. Герасимова.
Особо отмечено, что волонтер – это добровольный помощник, который принимает участие в мероприятии, чтобы повысить свои компетенции, стать частью события через конкретные задачи в команде организаторов. Поэтому важным моментов в работе с волонтерами является мотивационная составляющая, а также грамотно поставленная задача.

В целях выявления и поощрения молодых людей, занимающихся добровольческой деятельностью, популяризации добровольческого движения,
Комитет по делам молодежи
16.12.2018 5 и 6 декабря 2018 года на базе Саранского медицинского колледжа участники волонтерского движения «Милосердие» провели для первокурсников Школу Волонтёра.
Медицинский колледж
13.12.2018 8 декабря в МГУ им. Н. П. Огарёва состоялся день открытых дверей. Университет посетили будущие выпускники школ, колледжей и техникумов из районов Мордовии, Саранска, а также Нижегородской области - Сарова и Починок.
МГУ им.Н.П.Огарева
10.12.2018