Библиотека казанской мечети кул шариф. Кто такой кул-шариф

В 16 веке войска Ивана Грозного сломили сопротивление Казанского ханства и захватили Казань. Главную мечеть Волжской Булгарии сожгли дотла. Через 300 с лишним лет, в 1995 году мечеть решили восстановить. Восстанавливали её всем миром, строилась мечеть большей частью на пожертвования. Мусульманская святыня открыла свои двери в 2005 году.

О мечети

В 1996 году на территории Казанского Кремля поставили символический знак – камень. Он означал начало строительства храма. На камне начертаны слова государственного указа о строительстве Кул-Шариф.

Когда мечеть начали строить, ориентируя её на Мекку, получилось, что камень остался немного в стороне.

Названа святыня по имени сеида Кул-Шарифа. Он был последним имамом Казанского ханства, погибшим при сопротивлении войскам Ивана Грозного.

является одной из главных достопримечательностей . Восстановленная по рисункам, записям, она поражает царской роскошью, величием.

Сегодня этот мусульманский храм входит в исторический заповедник «Казанский Кремль». Попасть в мечеть можно бесплатно. Там же можно взять платки и накидки.

Красота и роскошь Кул Шариф

Построена мечеть из белого мрамора. Имеет 8 минаретов – башен, полумесяцы на вершине которых обращены в сторону Мекки, главного города мусульман.

Минареты очень высоки, 57 м. Главный купол бирюзового цвета. Его форма напоминает шапку казанских ханов. Окна по краю купола по форме напоминают цветок тюльпана – символа новой жизни в мусульманстве.

Сама архитектура выполнена так, будто один квадрат вставлен в другой под углом в 45 градусов. Это тоже символ процветания в мусульманстве. Арка входа украшена ажурной вязью.

Мечеть состоит из 5 ярусов:

  1. Музей ислама
  2. Гостевой холл
  3. Молельный мужской зал
  4. Женский молельный зал
  5. Балконы для посетителей – туристов.

Внутреннее убранство мечети

Мечеть выполнена в светлых тонах. Это создаёт ощущение воздушности, праздничности. В музее ислама собрана история развития мусульманства на Руси. Есть древние рукописи, картины, скульптуры. В гостевом холле бросается в глаза миниатюрная копия мечети на постаменте.

Уменьшенная копия мечети

Из гостевого холла двери ведут в главный зал мечети – мужской молельный зал. Это самое большое помещение, которое может вместить в себя больше 1000 человек. Пол устлан коврами ручной работы из Ирана. Витражи в окнах тоже выполнены вручную. Зал восхищает своим великолепием. На потолке огромная двухтонная люстра из чешского хрусталя, в ней при включении загорается 300 ламп.

Потолок расписывали на холстах татарские художники, затем холсты подняли вверх.

В зале находится возвышение – кафедра. Сюда поднимается имам во время чтения коллективной молитвы, обращения к пришедшим. Для работы имама в храме оборудован кабинет.

На стенах в панно вписаны имена пророков Аллаха. Здесь же выписаны все 99 имён Аллаха. Всё помещение мечети расписано ажурной вязью, выдержками из священной книги мусульман Корана, украшено растительным орнаментом.

По периметру зала белоснежные колонны поддерживают балкон. Балкон огорожен от мужского зала узорчатой перегородкой в арабском стиле.

На балконе молятся женщины. Вместимость составляет 300 человек. В непраздничные дни, когда молящихся немного, женщинам разрешается молиться в мужском зале, позади мужчин.

Выше женского зала располагаются балконы для туристов. В этом красивейшем здании имеется специальная комната для проведения свадебных обрядов мусульман – никах.

Богатая архитектура, царственность и величие здания, история возрождения мечети, открытость для туристов дают право мечети Кул-Шариф стоять в одном ряду с уникальными достопримечательностями, которые стоит посмотреть каждому.

Где находится Кул Шариф?

Адрес: Казань, ул. Шейнкмана (на территории Казанского Кремля).
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 (вход до 17:30), по пятницам с 12:00 до 14:00 перерыв на намаз.

Сегодня мечеть Кул Шариф, закрытая во второй половине августа, вновь открылась для богослужения. Правда, об этом знал лишь узкий круг приближенных к, судя по всему, будущему муфтию Камилю Самигуллину и некоторые СМИ (газету «БИЗНЕС Online» официально не приглашали, а корреспонденты нашего издания узнали об этом по своим источникам). Поэтому на пятничную молитву пришло не несколько тысяч человек, как в прежние годы, а не более 200 - 250. Всего на намазе было 7 неполных рядов. Сотрудников ДУМ РТ, включая мухтасибов (руководители районных мусульманских организаций), можно было отличить по черной одежде-униформе без воротников и черным тюбетейкам. В числе молящихся корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил и гендиректора ТНВ, депутата Госсовета РТ Ильшата Аминова.

Азан произносил Ильфар Хасанов , знакомый многим по его проповедям в мечети Аль-Марджани. Как оказалось, он является новым имамом мечети Кул Шариф и сменил на этой должности популярного проповедника Рамиля Юнусова . Впрочем, многие помнят, что попытка сменить его предыдущим муфтием Илдусом Файзовым закончилась скандалом, когда многочисленные сторонники Юнусова собирали подписи в поддержку своего любимца и чуть не устроили потасовку на одной из пятничных молитв.

После трагических событий 19 июля, когда власти и функционеры ДУМ РТ несколько пришли в себя, было принято кардинальное решение с неспокойным приходом мечети Кул Шариф. Официально было объявлено, что мечеть нуждается в… срочном ремонте. Всех работников мечети выпроводили, но представители муфтиата всячески подчеркивали, что Юнусов остается имам-хатыбом Кул Шарифа. Правда, все это звучало на фоне заявлений правоохранительных органов о том, что в отношении последнего возбуждено уголовное дело по подозрению в использовании поддельного диплома, а сам опальный имам на публике уже не показывался. Через несколько дней после летних терактов в Казани Юнусов якобы срочно вылетел в Лондон. Больше о нем вестей не было. Впрочем, близкие его люди эмиграцию опровергали, говорили, что он занимается своими делами в Татарстане. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Юнусов в настоящее время находится в Казани.

ИЗМЕНЕНИЯ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА НЕ ЗАМЕТИШЬ, НО…

«Ремонтные работы в мечети не проводились в течение 7 лет, в молельном зале было очень холодно, а теперь там установили специальное итальянское оборудование, позволяющее регулировать температуру, также установили специальные устройства – подъемники для инвалидов – в рамках программы «Доступная среда», – объяснила тогда официальную причину закрытия мечети журналистам Зиля Валеева , директор заповедника «Казанский Кремль». Назывались разные даты открытия мечети – конец 2012 года, январь 2013 года. И вот спустя 8 месяцев, сегодня, мечеть заработала вновь.

Сегодня Марат Гатин – заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль», рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в ходе ремонта в мечети были утеплены окна в мужском и женском молельных залах, расширены и оснащены специальным оборудованием по регулированию и подаче воздуха в молельные залы вентиляционные шахты мечети. Также были установлены кондиционеры в предкупольной части молельного зала, переоборудованы зоны омовения, отреставрирована входная часть мечети, заменены окна в музее исламской культуры. В рамках программы «Доступная среда» созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

«Чувствуется, что мечеть обновлена, - сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хасанов. - Из-за того, что в некоторых местах протекала крыша, стены и обои начали чернеть из-за влаги. Теперь все это отремонтировано, краски обновлены».

Самигуллин сообщил прихожанам, что в мечети пятничные намазы будут читаться и далее. Однако вопрос по проведению обряда никах, а также в каком режиме будет работать мечеть, пока обсуждается.

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАНУНЕ КУРУЛТАЯ

Открытие мечети произошло не накануне крупного мусульманского праздника (Курбан-байрам или Ураза-байрам), а как раз накануне грядущего съезда мусульман республики, которому предстоит выбрать нового муфтия. Напомним, 17 апреля в Татарстане на съезде мусульман в НКЦ «Казань» будет выбран новый муфтий РТ. Главный претендент на этот пост – 28-летний Камиль хазрат Самигуллин , чье недавнее назначение на должность и.о. председателя Духовного управления мусульман вызвало большой резонанс в республике. Также среди претендентов – председатель совета улемов всероссийского муфтията 43-летний Фарид Хайдаров (Салман) и 85-летний имам Мемориальной мечети при МВД РТ Харис Салихов (Салихджан).

Поэтому было ожидаемо, что первую проповедь во вновь открывшейся мечети проведет фаворит избирательной гонки Самигуллин. Он поднялся на самую вершину минбара. Проповедь он начал с вступления на арабском, читая нараспев имена праведных халифов и благопожеланий в их адрес, а затем перешел на татарский. Татарская часть проповеди была недолгой, около 10 минут, и была посвящена теме, какой вред несут сплетни и злословие. Видимо, проповедник несколько волновался, и его голос было плохо слышно даже с помощью микрофона. Завершилось пятничное богослужение чтением Корана и молитвой нового имама Кул Шарифа Ильфара хазрата, пожелавшего, чтобы мечеть приносила пользу людям и наполнилась изобилием Всевышнего.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТУПИЛО ТРИ ДНЯ НАЗАД

Хасанов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что предложение возглавить Кул Шариф поступило ему лишь три дня назад от Самигуллина.

«Сомнения были, я уже около 9 лет вел свое служение в мечети Аль-Марджани. Это и большая ответственность, потому что Кул Шариф – жемчужина нашего татарского народа», - сказал Хасанов.

Он также сообщил, что подробные планы о дальнейшей работе мечети – например, о проведении никаха и другие – будут определяться после проведения выборов муфтия РТ, где, кстати, он сам будет поддерживать, конечно же, Самигуллина. На вопрос о том, не смущает ли его, что он приходит в мечеть после скандальных историй перед ее закрытием, он отметил: «Надеемся, что Всевышний дарует терпение».

«Нужно браться, если будем бояться и прятаться за углом, это нехорошо. Мы духовные деятели, – отметил он. – На кого буду опираться? На Всевышнего в первую очередь. И на Духовное управление».

«С божьей помощью будем вести свое служение во благо нашей религии и нашего народа», – отметил новый имам мечети.

ПОЧВЫ ДЛЯ НЕДОВОЛЬСТВА В КУЛ ШАРИФЕ НЕТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили назначение нового имама в мечети Кул Шариф.

Рафик Мухаметшин – ректор Российского исламского университета:

– Хотя Ильфар и молодой, но в мечети Аль-Марджани работает давно. Он действительно популярный имам, очень хорошо читает проповеди. Поэтому в том, что он оказался имамом, для себя я чего-то неожиданного не вижу.

Ильшат Гимадеев – религиовед:

– Лично я его не знаю, но когда его увидел в мечети Аль-Марджани, он произвел хорошее впечатление. Он читал хорошие, проникновенные проповеди. Не могу оценивать кадровую политику ДУМ РТ, но лично про Ильфара могу сказать, что он опытный и хорошо работал в Аль-Марджани. Сейчас я не вижу почву для недовольства в Кул Шарифе или какого-то конфликта, если это не будет чья-то сознательная провокация.

P. S. Когда материал был уже опубликован, в редакцию позвонили из духовного управления мусульман и сообщили, что Ильфара Хасанова следует рассматривать как представителя ДУМ. В Кул Шарифе не будет одного постоянного имама, проповеди станут читать по очереди имамы из казанских мечетей.

Мечеть Кул-Шариф начинает свою историю от Казанского ханства. Древняя мусульманская святыня, была одной из пяти мечетей казанского Кремля. Храм обладал восемью минаретами, чем не могла похвастаться ни одна мечеть мира. В 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным, величественная постройка пала жертвой разрушений.

В 1996 году на месте утраченной мечети началось строительство новой. Работникам понадобилось десять лет, чтобы перед глазами жителей города возник белоснежный архитектурный комплекс с синими куполами устремленными в небо. Название храма таит отсылку к своей предшественнице. Кул Шариф — последний имам погибший при штурме войсками Ивана Грозного храма. Источники повествуют, что мужчина возглавил оборонный отряд и был последним сброшен с крыши мечети.

Мечеть Кул Шариф в Казани является комплексом из трех элементов. Кроме храма к нему относятся памятный камень и административная постройка. Площадь ансамбля равна примерно 19000 м² . Высота минаретов исчисляет 57 м, главный купол — 39, при диаметре 17,5 м. Внешний вид современная святыня позаимствовала у разрушенной мечети XIII века аль-Кабир.

Открытие комплекса было приурочено к 1000 дню рождения столицы. Мечеть позиционировали как крупнейшую в Европе, но фактически ни по одному параметру постройка не являлась рекордсменом. Но мечеть Кул-Шариф признана одной из крупнейших и занимает главенство в республике Татарстан.

В здании 2 зала отведено под музей, единственный повествующий о многогранной культуре и истории ислама у населения Поволжья и Приуралья. Экспозиция раскрывает вклад татарского народа в религию и отображает влияние веры на формирование нации. Посетить музей можно даже в праздничные дни, но часы работы сокращены. В главном зале хранится коллекция изданий Корана на разных языках и книги с фамилиями людей, пожертвовавших средства на строительство святыни.

Главный купол напоминает казанскую шапку — головной убор из традиционного одеяния ханов. Окна купола выполнены в форме тюльпана. Также в сооружении использованы очертания знака, символизирующего в мусульманстве благословение Аллаха.

Внутреннее убранство выполнено из челябинского мрамора, двери — из краснодарского дуба. Все осветительные приборы, от массивной двухтонной люстры, до самых миниатюрных изготовлены по чертежам татарских мастеров в Чехии из хрусталя и цветного стекла.

Мечеть расположена на территории Кремлевского комплекса в самом центре Казани. Ближайшие остановки автобусов:”центральный стадион”, “батурина”, “дворец спорта”. Короткий, но живописный путь открывается от одноименной станции метро. Вход на территорию комплекса свободный. Даже ночью можно полюбоваться белоснежной архитектурой в свете причудливой иллюминации, так как проход через Спасскую башню открыт круглосуточно.

Основные моменты

Внутри мечети Кул Шариф одновременно может находиться полторы тысячи человек, а на примыкающей к ней площади и того больше – 10 тысяч. И даже если предположить, что по каким-то причинам не сможете попасть внутрь, разочарованными вы отсюда не уйдете. Это культовое сооружение настолько красивое и выразительное, что, увидев его хотя бы раз, никогда больше не забудете.

Мечеть представляет собой симметричную композицию. В центре двора находится собственно здание Кул Шариф, а по бокам – два павильона. Они связывают между собой комплекс мечети и здание, в котором когда-то находилось юнкерское училище, придавая всему ансамблю общегородскую значимость и, тем самым, обогащают панораму историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».

В Кул Шариф проводятся некоторые обряды религиозного характера. Здесь можно проконсультироваться и по богословским вопросам, но при этом следует помнить, что имамы практически не располагают свободным временем, поэтому не всегда могут уделить верующим должное внимание. Многих это обстоятельство огорчает, но отчаиваться все же не стоит. В мечети Кул Шариф время от времени проводятся встречи-лекции, охватывающие различные сферы ислама, на которых вполне можно получить ответы на вопросы, которые вы хотели бы задать имаму на личной консультации.

Тут ежегодно организуются встречи с известными деятелями ислама, представляющими разные страны. Такие мероприятия обычно имеют широкий резонанс и собирают большое количество участников не только из числа мусульман. Это удивительное место, в котором бьется духовное сердце татарского народа, может посетить любой человек, записавшись на индивидуальную или групповую экскурсию.

История мечети Кул Шариф

2 октября 1552 года хорошо вооруженные отряды Русского царства под командованием Ивана Грозного ворвались в Казань. Этому событию предшествовала длительная оборона, названная историками героической. И не случайно: ведь огромной 150-тысячной московской армаде противостояли только 30 тысяч воинов, а также конница. Казанский правитель Едигер-Хан и глава местного духовенства всеми силами вдохновляли и воодушевляли горожан, даже не допуская мысли о сдаче своей столицы. Однако царь Иван Васильевич, который в популярном советском фильме «меняет профессию», в те далекие годы оставался верным своей наступательной стратегии, используя новейшее на то время техническое оснащение. Благодаря этому русские воины смогли пробиться в горящий город.

Огнем было охвачено всё и вся. Полностью сгорела и мечеть столицы Казанского ханства. Она являлась центром религиозного просвещения и научного прогресса Среднего Поволжья в XVI веке и также была известна своими величественными минаретами. У ее стен отчаянно сопротивлялись казанцы, предводителем которых был Сеид Кул Шариф. В последней схватке погибли все защитники города, включая самого предводителя, и Казань предстала перед Иваном Грозным полностью поверженной. В жестокой осаде уцелели городские укрепления и многие красивейшие дворцы, которые московский правитель рассматривал с удивлением и восхищением. Однако прекрасная многобашенная мечеть уже больше не возвышалась на холме.

Прошли годы, десятилетия, столетия. Не стало Русского царства, а затем и Российской империи. В Советском Союзе, образованном после распада последней, во второй половине 80-х годов прошлого века развернулись демократические процессы, и общественность стала поднимать вопрос восстановления легендарной мечети Кул Шариф. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиевич Шаймиев не мог оставить без внимания такие настроения, ведь о возрождении мечети татарский народ мечтал на протяжении долгих столетий. И вот осенью 1995 года глава республики издал указ, которым предписывалось восстановить знаменитую обитель – буквально с нуля.

Конкурс на лучший проект был объявлен уже зимой, в качестве места, где будет находиться святыня, определили территорию бывшего юнкерского училища. Затем был заложен памятный знак, и весной 1996 года власти объявили о завершении конкурса. Летом того же года место строительства мечети посетил российский президент Борис Ельцин, пообещав выделить некоторые средства из федерального бюджета. С того самого времени и казанцы, и весь татарский народ прониклись легендарным образом этой обители и личностью героического предводителя защитников города Сеида Кул Шарифа.

Фундамент мечети Кул Шариф был заложен весной 1997 года. Проектирование интерьеров храма было начато архитекторами И. Сайфуллиным, Ш. Латыйповым, С. Шакуровым, А. Саттаровым и другими в 1998 году, и все работы по нему финишировали в 2001 г. В том же 1998 году был отстроен цокольный этаж и отлит из бетона монолитный каркас. В 1999 году были изготовлены купола и металлические конструкции башен (минаретов). И к лету 2001 года шпили и купола наконец-то установили. В общей сложности на строительство было затрачено около 400 миллионов рублей, пожертвованных 40 тысячами граждан и многими организациями.

Выбор места строительства оказался без преувеличения удачным: верующие даже не сомневаются, что его подсказал сам Всевышний. Если принять во внимание, что Кул Шариф каким-то необычным образом оказался в стороне от геологических разломов, провалов и оползней, которыми в большом количестве изобилует остальная часть Казанского кремля, невольно начинаешь верить в такое предположение. А еще комплекс мечети, благодаря спутнику, с потрясающе высокой точностью ориентирован на Мекку.

Архитектура и внутреннее убранство

Мечеть Кул Шариф, облицованная гранитом и мрамором, возводилась на протяжении долгих девяти лет, с 1996 по 2005 год. Архитектурный облик святыни повторяет соборную мечеть XIII века Аль-Кабир – символ мусульман Поволжья. Она находилась в городе Булгар и много столетий назад оказалась разрушенной. В архитектурный облик мечети Кул Шариф органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.

План пятиэтажного здания, в отделке которого также применялись мраморный оникс и серпентин (змеевик), имеет вид двух квадратов 22 на 22 метра. Они пересекаются под углом 45 градусов в виде «Благословения Аллаха» – так называется один из знаков в исламе, широко известный не только последователям этой религии. Вестибюль главного входа в мечеть находится недалеко от помещений, которые занимает имам. Молельный зал и балкон-галерея для женщин тоже находятся поблизости. Стилобат здания образуется центральным этажом, где сосредоточены комнаты для омовения, отдельный вестибюль для представительниц прекрасного пола и гардеробная. Отдельно следует сказать о Музее ислама: он находится на этом же этаже, однако был открыт несколько позже, 21 февраля 2006 года. Под музей отведено два зала, их общая площадь – 566 квадратных метров.

Мечеть Кул Шариф украшена восемью полумесяцами – по количеству минаретов в старинной обители-предшественнице, датированной XVI веком. Очень красиво смотрится купол мечети, находящийся на высоте 36 метров и напоминающий шапку-корону – она больше известна как «Казанская шапка». Ее диаметр – 17,5 метров. Такое сходство не является случайным, подобные головные уборы в свое время носили казанские ханы. Нечто похожее можно увидеть и в Москве, а именно на знаменитом соборе Василия Блаженного: его, как известно, Иван Грозный построил в честь взятия Казани. Корону средневековых правителей города можно видеть на экспозиции Оружейной палаты. По одной из версий, она подлинная и была вывезена в Первопрестольную после падения столицы ханства. По другой теории, это копия, изготовленная по приказу царя Ивана Васильевича восточными мастерами уже после того, как непокорный татарский город был взят.

В купольном здании Кул Шариф можно видеть четыре главных минарета, расположенных по углам – всё это великолепие является сердцем задуманной архитекторами композиции. Наличие минаретов имеет глубокий символический смысл: они показывают, что строилась не просто мечеть, а восстанавливался упомянутый выше Аль-Кабир – старинный поволжский символ мусульманской религии. Высота каждого основного минарета составляет примерно 57 метров, и в столице Татарстана убеждены, что их мечеть является самой высокой в Европе. Благодаря тому, что они выкрашены в бирюзовый цвет, образ обители предстаёт светлым, возвышенным, радующим взор и побуждающим к чистоте помыслов и дел.

К основной части примыкает полуцилиндр, имеющий два этажа, где находятся псевдоминареты. Они подчеркивают вход, над которым находится второй этаж. Последний словно нависает, опираясь на несколько круглых колонн. Здание пожарной части располагается к югу от мечети, однако она является составной частью ее комплекса, так как оба здания между собой связаны единым стилем. Он, например, просматривается в форме и цвете купола, отделке обоих зданий мрамором.

Архитекторы мечети Кул Шариф – они, к слову, представляли фирму «Татинвестгражданпроект» – поставили перед собой задачу отразить посредством современных методов традиции татарского зодчества, насчитывающие целое тысячелетие. Идея воплотилась в очень красивых, эксклюзивных конструкциях стрельчатых арок. Они обрамлены уникальным орнаментом – косичками и аятами из Корана. Обращает на себя внимание сходство арок с конструкцией юрт. И это тоже не случайно, ведь они очень давно были для турок-кочевников «переносными мечетями». Кстати, мечеть возводилась строителями из Турции.

Внутреннее убранство Кул Шариф по своей отделке также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ. А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает посетителей и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр – 5 метров, а вес около 2 тонн.

  • Кул Шариф представляет собой «содружество» трех зданий, место для возведения которых выбирали 86 (!) экспертов, пока не остановились на территории бывшего юнкерского училища.
  • Комплекс собственно зданий мечети раскинулся на 18946,8 м², а общая площадь отведённого под нее участка составляет 19 тысяч квадратных метров.
  • Открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года, когда Казань отмечала юбилейный День рождения – 1000-летие со дня основания. Из всех объектов, когда-либо построенных к круглым датам в истории города, этот является самым крупным.
  • Несмотря на то, что духовный символ Казани и всего Татарстана позиционируется как самая крупная мечеть на Старом континенте (об этом было объявлено даже на церемонии открытия), на самом деле она таковой не является ни по площади, ни по высоте минаретов, ни по другим показателям.
  • Главный зал Кул Шариф одновременно является хранилищем книг, в которые вписаны фамилии всех жертвователей на строительство. Здесь же можно увидеть подарочные экземпляры Корана, изданные на различных языках мира.
  • Оформлением потолка занимались мастера из Государственного художественного фонда Татарстана. Технология была следующая: рисунки сначала выполнялись на холстах, а затем их поднимали на потолок.
  • Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота.
  • Внутренняя облицовка мечети Кул Шариф мраморная, этот природный материал доставляли из Челябинской области. А вот все без исключения двери мусульманской обители изготовили на месте, но из краснодарского дуба.
  • В Музее ислама посетители могут видеть интересный и познавательный стенд. Он посвящен пяти столпам мусульманской религии: вере в Аллаха и тому, что Мухаммад – его посланник, обязательности совершать намаз (молитву) пять раз в день, необходимости соблюдать пост в месяц Рамадан, обязательности Закята – годового налога в пользу нуждающихся и бедных и на распространение мусульманства, а также паломничеству в Мекку, больше известному как Хадж.
  • На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» – одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети. Имена пророков ислама можно прочитать на шамаилях.

Как добраться

Мечеть Кул Шариф расположена по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Казанский Кремль, 13.

Пешим ходом можно добраться от вокзала Казань-1, направляясь по улице Бурхана Шахиди. Дойдя до улицы Чернышевского, сворачиваете налево. На улице Кремлевской делаете ещё один поворот, и тоже налево. Весь путь займет у вас примерно 25 минут.

От столичного вокзала №2 и Северного автовокзала можно доехать на метро. Остановку делаете на станции «Кремлёвская».

Также до мечети Кул Шариф можно добраться на автобусе. От Центрального автовокзала отправляется автобус №6, едете до остановки «Центральный стадион». На автобусе №22, отъезжающим от Южного автовокзала, доезжаете до остановки «ул. Батурина», а номером 37 едете до остановки «Центральный стадион».

А вот от восточного автовокзала придётся добираться с пересадкой. Сначала садитесь на автобус №63 или №71, доезжаете и до остановки «Абжалилова» и пересаживаетесь на автобус №83, которым едете до остановки «ул. Батурина».

Кул Шариф Хаджитархани (Астраханский) - имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татарского народа, возглавивший в октябре 1552 года от войск московского князя Иоанна IV (рус.: Иван Грозный).

Кул Шариф в последние дни жизни ханства являлся главой местного мусульманского духовенства. Андрей Курбский, один из полководцев Московии, описывая эпизод, связанный со взятием московитами Казани в 1552 году, называет Кул-Шарифа на европейский лад "великим епископом" ханства. В самой Казани Кул-Шарифа также нередко называли эмиром, то есть предводителем местных мусульман.

Судя по источникам, Кул Шариф, как и его предшественник на посту главы местного духовенства - Кул Мухаммед, был из рода крымских сеидов. Некоторое время Кул Шариф жил в Астраханском ханстве. Отсюда у него и псевдоним Хаджитархани, то есть "Астраханский".

Наиболее важным трудом, авторство которого многими исследователями приписывается Кул Шарифу, является произведение "Зафернаме-и вилайет-и Казан" (1550), написанное преимущественно прозой с небольшими поэтическими отступлениями. Помимо этого перу казанского имама принадлежит сборник стихов-мунаджатов, подписанных как раз псевдонимом Хаджитархани.

Эпоха, в которой жил Кул Шариф, - это трагическое время гибели Казанского ханства. Эмир и поэт оставил после себя строки, описывающие трагедию его народа. В частности, в "Зафернаме-и вилайет-и Казан" Кул Шариф говорит о Казани:

"Ханству неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Всевышнего и помощи ангелов. Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани обеспечивают безопасность своего государства путем соглашения со страной кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание". "Зафернаме-и вилайет-и Казан", 1550.

Эти строки были написаны в 1550 году, но уже в апреле 1551 года началось новое наступление московитов, которые в июне обступили Казань.
"Настали тяжелые времена, и казанцы дрогнули: они послали "к Шигалею и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленети их не велел, а дал бы им на государство царя Шигалея, а Утемешь-Гирея царя государь к себе взял и с материю Сююнбика-царицею" (Патриаршая летопись). С таким предложением к хану Шах-Али и русским воеводам приезжали "мулла" Кул Шариф и тюменский "князь" Бибарс Растов. Но они действовали не самостоятельно, а выполняли волю "всей земли Казанской", что отчетливо видно из грамоты казанцев, отправленной тогда Ивану IV. Лишь после угроз послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать Сююмбике с малолетним сыном-ханом. Ясно, что никакой личной вины у Кул Шарифа с Бибарсом в этом не было - они выполняли общегосударственное решение, да и то всего лишь как дипломаты". Дамир Исхаков, "Руководитель великих: воин, поэт и мыслитель Кол-Шериф".

Как показала история, московиты и не думали оставлять Казань в покое, а сдача казанцами своего хана с матерью лишь подстегнула князя Иоанна к дальнейшей деятельности против ханства.

В 1552 году московиты осадили Казань. Несмотря на численное преимущество врага, город защищался 41 день. Немногим более 30 тысяч воинов противостояли 150-тысячному войску князя Иоанна, оснащенному новейшим техническим вооружением. Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он защищал возвышенность, где стояла 400-летняя мечеть с восемью минаретами. Вместе со своей богатой библиотекой эта мечеть считалась центром религиозного просвещения в Поволжье. Захватчики не оставили от здания и камня на камне. Кул Шариф, как и все защищавшие город его сподвижники, погибли в неравной битве.