Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика Юниор» малой академии наук учащихся Кубани

Мой аквариум

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

Ст. Переправная 2012г.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Краткая аннотация

В работе раскрывается значение аквариума и его обитателей для людей. Аквариум, как экзотический островок природы удивляет и радует глаз. А аквариумные рыбки – это фантастическое богатство красок и форм. Благодаря своим грациозным движениям они позволяют отдыхать, забывать о невзгодах и тревогах. В работе рассказывается о периодах развития экосистемы в аквариуме.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Аннотация

Актуальность можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.

    Цель: Какое значение для человека имеет аквариум?

    Задачи:

    Выявить первых аквариумистов;

    Три периода развития экосистемы в аквариуме;

    Значение аквариума в моей жизни.

Методы исследования : поисковый, систематизация, сравнительный анализ

Выводы: люди должны не только восторгаться разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного отлова.

Содержание

1.Введение.

2. Мой аквариум.

3. Первые аквариумисты.

4 . Становление системы.

5. Биологическое равновесие.

6.Разрушение экосистемы.

7.Заключение.

8.Литература.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Введение

Весь огромный мир вокруг меня, надо мной

и подо мной полон неизведанных тайн.

И я буду открывать их всю жизнь, потому,

Что это самое интересное, самое

Увлекательное занятие в мире!

В. Бианки

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Аквариум является моделью водной экосистемы. И, несмотря на множество различий между природным водоёмом и аквариумом, основные законы развития у них общие, во многом сходны и протекающие процессы.

Обычно аквариум считают изолированной системой. Однако это далеко не так. Человек постоянно вмешивается в его жизнь.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Глава 1. Мой аквариум

У меня дома есть аквариум и я постоянно вмешиваюсь в его жизнь. Он небольших размеров, объём 30 литров, со встроенным освещением, искусственным подогревом воды, нагнетателем воздуха и очистителем воды.

Кроме ежедневного кормления, мы раз в неделю убираем остатки со дна аквариума. Чистим его стенки изнутри и добавляем чистую отстоявшуюся воду. Наши питомцы очень разнообразны по размеру, окраске и поведению. Это тёмная и самая большая в нашем аквариуме красавица скалярия. Здесь же обитают усатые сомики, разноцветные и шаловливые неоны, серые с красными крапинками на хвосте кардиналы и неприхотливые меченосцы.

Кроме рыбок в аквариуме находятся водоросли для питания и переработки углекислого газа. Но, тем не менее, основную массу мелких водорослей, растущих на стенках аквариума, съедают улитки. Я очень люблю свой аквариум и меня заинтересовало, кто же придумал его.

Глава1.2 Первые аквариумисты

Первыми аквариумистами были китайцы. Около четырёх тысяч лет они содержат и разводят различных рыб (сначала в искусственных водоёмах, впоследствии в сосудах), почти две тысячи лет продолжается селекция знаменитых золотых рыбок, для жизнедеятельности которых в аквариуме необходимо регулировать температуру и химический состав воды, газообмен, определять по своему вкусу количественный и качественный состав обитателей.

В этой маленькой экосистеме есть свои производители. Это растения. Потребители - рыбки, разрушители – улитки и некоторые виды рыбок. Вот только мусорщиков не может быть в аквариуме, потому что за чистотой следит человек.

Глава 1.3 Становление системы (этап первый)

Для того чтобы рыбкам комфортно жилось в аквариуме, я стал искать необходимую литературу. Много интересного услышал на уроках окружающего мира, на мои «почему» нашёл ответы в детских энциклопедиях, в интернете.

Оказывается, в аквариуме происходит три периода развития экосистемы. Первый этап – это становление системы. В это время в аквариум помещается грунт, заливается вода. Обычно наблюдается интенсивное развитие микроорганизмов.

С одной стороны, свежая вода богата питательными веществами, а с другой –

первые поселенцы не имеют врагов и конкурентов. Обычно через 2-3 дня вода приобретает молочный цвет из-за активного размножения бактерий.

Ещё через несколько дней её прозрачность восстанавливается. Через 5-6 дней сажают растения, а на следующий день запускают рыб. В первое время в аквариуме следует держать максимально возможное число рыб.

После накопления достаточного количества органических веществ, число рыб можно сократить. Этим мы поддерживаем энергетический баланс, потому что всё большее количество энергии будет выделяться в результате разложения накопившихся органических частиц.

При избытке органических веществ в аквариуме убирают гниющие листья, мусор и регулярно меняют воду. Важным источником энергии является освещение.

Глава 1.4 Биологическое равновесие (этап второй)

И если в аквариуме всё благополучно: освещение выбрано правильно, растения прижились и активно развиваются, рыбы адаптировались к новым условиям, происходит переход во второй этап развития экосистемы. Его часто называют «биологическое равновесие». В этот период аквариум обладает способностью к саморегуляции. Например, подмена до одной трети части воды проходит практически незаметно и без отрицательных последствий.

Все организмы всегда тесно связаны друг с другом и окружающей средой. Так, растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Глава 1.5 Разрушение экосистемы (этап третий)

Постоянно в аквариуме происходит накопление отходов жизнедеятельности растений, рыб и других животных. Те виды водных организмов, которые наиболее требовательны к чистоте воды, перестают расти, а другие растения, предпочитающие заиленные грунты, интенсивно разрастаются, заполняя аквариум.

Со дна начинают подниматься пузырьки с характерным неприятным запахом. Это означает, что экосистема переходит в третий этап развития – разрушение. Необходимо проводить обновление и основательную чистку аквариума.

При правильном распределении сил, балансе между теми, кто производит, потребляет и разрушает энергию, экосистема аквариума способна поддерживать сама себя как любой организм.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Заключение

Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление.

Несмотря на то, что рыбы, растения, беспозвоночные существуют в аквариуме автономно, мы считаем себя неотъемлемой частью экосистемы аквариума. Наше плохое или хорошее настроение передаётся обитателям подводного мира. А рыбки и растения, в свою очередь, помогают нам и наполняют нашу душу новыми светлыми ощущениями, дают заряд энергии и бодрости.

Литература

1.Большая энциклопедия знаний школьника. Москва «ФОМЕО», 2009

2.Д. Доз «Ваш аквариум». Москва «Аквариум», 2008г.

3. В. Михайлов «Аквариум». Практические советы опытного аквариумиста. Москва, 2006г.

4.А. А. Плешаков «От земли до неба». Атлас – определитель. Москва «Просвещение», 2008г.

Приложение 1

Наблюдение за ростом элодии.

01.10

Селезнева К., Беляев М., Ляпин В., Мусатов Яр., Гаганова М., Жихарев А., Ивкин Д., Матросова Ан., Михайлова К., Трунилин С.

В течении 2013/2014 учебного года группа учащихся 2 Д класса работала над проектом "Аквариум и его обитатели". Идея работы именно над этой темой пришла нам после того, как на уроке окружающего мира ученица нашего класса Ксюша Михайлова рассказала о замечательных аквариумных рыбках, которые у нее есть дома. Многие ребята тоже хотели бы в будущем завести рыбок, но для этого нужно знать многие аспекты содержания их в доме. Мы решили создать в классе макет аквариума по всем правилам, заселяя туда только тех рыбок, которые могли бы ужиться вместе. В ходе работы над проектом мы познакомились с такими понятиями, как цель проекта, задачи, гипотеза, актуальность и многое другие. И, конечно же, узнали очень много нового об аквариумных рыбках. После завершения работы над проектом мы выстурили на школьном Дне Науки, где наш проект занял почетное 3 место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект учащихся 2 класса Д «Аквариум и его обитатели» Руководитель: Вражкина А.О.

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, закладывается у нас с детства». И. С. Соколов-Микитов.

Цель проекта: Изучить теоретический материал об аквариумных рыбках; Написать творческую работу и познакомить ребят нашего класса с жизнью аквариумных рыбок; Создать макет аквариума в классе.

Объект исследования: аквариумные рыбки. Предмет исследования: изучение литературы.

Задачи проекта: ознакомиться с теоретической информацией; проанализировать и обобщить факты; сравнивая собранный материал, развивать интерес к теме; воспитывать экологическую культуру и способности к самостоятельному труду.

Гипотеза: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

Предполагаемый продукт: на основе собранного материала создать копилку фактов из жизни аквариумных рыбок; создать макет аквариума для класса.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Защита проекта учащихся 2 Д класса «Аквариум и его обитатели».

В течении 1 полугодия группа учащихся 2 Д класса работала над проектом «Аквариум и его обитатели».

Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой

Ивана Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.

Практическая ценность проекта заключается в том, что некоторые ребята из нашего класса уже имеют у себя в доме аквариум и хотели бы лучше узнать об уходе за рыбками. Те ребята, у которых нет аквариума, заинтересовались этой темой и думают в будущем завести рыбок дома.

Цель проекта : изучить теоретический материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы, написать творческую работу и познакомить ребят нашего класса с жизнью аквариумных рыбок.

В качестве объекта исследования мы выбрали аквариумные рыбки.

Предмет исследования: изучение литературы.

Задачи проекта:

1. Ознакомиться с теоретической информацией;

2. Проанализировать и обобщить факты;

3. Сравнивая собранный материал развить интерес к теме,

4. Совершенствовать умение выступать перед большой аудиторией;

5. Воспитывать экологическую культуру и способности к самостоятельному труду.

При исследовании исходили из следующей гипотезы : если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

Предполагаемый продукт: На основе собранного материала создать копилку фактов из жизни аквариумных рыбок, создать макет аквариума для класса.

Наше исследование проходило в несколько этапов:

  1. На первом этапе мы использовали поисковый метод исследования: знакомились с теоритической информацией, необходимой нам для создания проекта. Мы узнали что такое аквариумистика, познакомились с различными видами аквариумных рыбок, собрали копилку интересных фактов о них. Мы рассматривали каждую из выбранных нами рыб с разных сторон:
  • Размер рыбки;
  • Условия, необходимые для ее содержания;
  • Питание;
  • Характер.

На этом этапе мы использовали не только учебную литературу, но и информацию, взятую из интернета, просмотр учебных видеофильмов.

  1. На втором этапе исследования мы систематизировали полученный материал. Главный вопрос, который стоял перед нами: какие рыбки смогут жить вместе в одном аквариуме. Затем мы сравнивали изученных рыбок по основным параметрами и делали выводы.

Отчет о работе на первых двух этапах мы представили при проведении открытого занятия на городском семинаре для учителей начальных классов.

  1. На третьем этапе исследования мы выполняли творческую работу. Оформляли собранный теоретический материал, создавали копилку интересных фактов о рыбках, учились делать учебную презентацию, своими руками создали искусственный аквариум, в котором комфортно и уютно всем рыбкам.

В завершении работы мы сделали следующие выводы:

  • Рыбки – это домашние любимцы, которые радуют нас не только своей красотой, но и успокаивают нашу нервную систему, поэтому они нуждаются в заботе и внимании, а для этого мы должны правильно организовать среду их обитания. Для этого нам пригодятся полученные в ходе исследовательской работы знания.
  • Работая над проектом, мы не только получили новые знания, которые пригодятся нам в будущем, но и научились делать рыбок своими руками, применяя различные техники работы с бумагой и пластилином; применили творческую фантазию и воображение при создании искусственного аквариума.

Таким образом, гипотеза о том, что если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду подтвердилась.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

«АКВАРИУМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Выполнили:

обучающиеся 1 «А» класса

Руководитель:

Олейникова

Светлана Алексеевна

2015 год

Методический паспорт учебного проекта:

Проект: «Аквариум и его обитатели».

Предмет : интеграция предметов « Технология» и «Окружающий мир».

Класс: 1-й.

Тип проекта : коллективный практико-исследовательский.

Планируемый результат :

*обучающиеся при помощи взрослых и сити Интернеи изучат теоретический материал об аквариумах, истории его создания и аквариумных обитателях;

*проведут коллективную исследовательскую конференцию;

*научатся поддерживать экосистему аквариума;

* создадут эскиз одного из обитателей аквариума;

*создадут коллективный проект-продукт «Аквариум и его обитатели»

*оформят выставку.

Материалы: альбом, гуашь, карандаши, фломастеры, солёное тесто, стеки,

лист ДВП(обтянутый синий тканью)

Время : 2 недели

Работа над проектом:

1этап. Подготовительный.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

3 этап. Исследование.

4 этап. Представление результатов исследования, обмен информацией.

5 этап . Практическая работа по созданию проекта-продукта.

Выставка проекта.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. 4-5

Цель………………………………………………………………………6

Задачи……………………………………………………………………6

Гипотеза………………………………………………………………… 6

Объект исследования………………………………………………… 6

Методы исследования……………………………………………….. 6

Исследовательская часть:

Глава 1

1.1. Из истории создания аквариума ……………………………….... 7

1.2. Аквариум – маленькая искусственная экосистема …………… 8

1.3. Формы, размер и предназначение аквариума ………………….9

1.4. Влияние аквариума на человека ………………………………… 10

Глава 2

2.1. Результаты анкетирования ………………………………………. 11

Заключение ………………………………………………………………. 15

Список использованных источников и литературы ………………. 16

Приложение 1 …………………………………………………………… 17

Приложение 2 …………………………………………………………… 18

Приложение 3 …………………………………………………………… 19

Введение

Важность нашей работы заключается в том, что многие наши сверстники хотят завести или уже завели аквариум дома, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить, какие растения могут жить в аквариуме, не знают.

Всю работу по содержанию аквариумных обитателей выполняют родители.

Поэтому когда на уроке «Технология» приближалась тема «Аквариум и его обитатели» учительница прежде провела среди нас анкетирование. (Приложение 1).

В анкетирование приняли участия 25 обучающихся нашего класса.

В анкету входили следующие вопросы:

    Есть ли у тебя аквариум?

    Что такое аквариум?

    Нужен ли свет?

После обработки анкет оказалось, что аквариум есть у 4 из 25 опрошенных школьников. Несмотря на это, только 12 человек знают, что аквариум – искусственная экологическая система, 4 человека знают, что вода для аквариума должна быть отстоянная, определенной температуры, в зависимости от вида рыб. Только 2 человека знали, какого размера должен быть грунт в аквариуме. «Свет нужен» - ответили 20 человек. На вопрос «Что еще должно быть в аквариуме» были даны разные ответы: водоросли, ракушки, растения, рыбки.

Оказалось многое не знаем.

Мы при помощи учителя разделились на группы, каждая группа работала и изучала теоретический материал в своём направлении.

Цель: научиться различать и называть обитателей аквариума,

ухаживать за ними, поддерживать экосистему аквариума;

Задачи:

    провести анкетирование среди обучающихся класса;

    изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках;

    привлечь для сбор информации большинство обучающихся класса;

    создать коллективный макет «АКВАРИУМА»;

    оформить выставку.

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без

вмешательства человека.

Объект исследования: аквариум и аквариумные обитатели.

Методы исследования:

    изучение специальной литературы;

    поиск информации в сети Интернет;

    анкетирование школьников;

    наблюдение;

    анализ и обобщение.

Глава 1

    1. Из истории создания аквариума

Изучив дополнительную литературу, мы узнали, что человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Даже сейчас, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может иметь « НЕБОЛЬШОЙ ПРУДИК » у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

Первые упоминания о разведении рыб связаны с Египтом и Ассирией. Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения. Архитекторы Вавилона создавали открытые декоративные пруды с рыбами ещё в IX в до н. э. Во дворцах для тех же целей устанавливались каменные чаши-бассейны. Китайские императоры содержали рыбок в роскошных вазах, украшенных цветами лотоса, а крестьяне плели из рисовой соломы корзины такие плотные, что вода не выливалась.

В 1841 году появился аквариум (англ. aquarium) в современном понимании этого слова. В аквариуме содержались растения и аквариумные рыбки. А английский учёный Н. Вард (1791-1868), известен тем, что в 1829 году начал выращивать растения в стеклянных сосудах и его считаютодним из прародителей современного аквариума. Вард поселил в стеклянный сосуд золотых рыбок вместе с растением валлиснерией.

Упоминания о заморских золотых рыбках в России встречаются уже в свидетельствах 15 века - времен Великого князя московского Василия Тёмного.

В 1862 году, когда был создан Московский Зоологический сад, возникает идея устройства общественного «Аквариума».

С 1900 по 1912 год любительская аквариумистика (род занятий, связанный с моделированием экосистемы в замкнутом искусственном водоёме) приобретает характер массового хобби. В эти годы в Москве, Киеве и Петербурге открываются массовые клубы аквариумистов, выходят аквариумные журналы, устраиваются ежегодные аквариумные выставки.

1.2. Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком. Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. В аквариуме должны быть организмы разных “профессий”?

Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.

Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.

Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум - искусственно созданная маленькая экосистема. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.

1.3. Форма, размер и предназначение аквариума

Форма и размер аквариума может различаться в зависимости от их предназначения. Самыми удобными считаются прямоугольные аквариумы, поскольку рыбы в них хорошо видны. По предназначению аквариумы подразделяются на:

- выростные (используются для выращивания мальков и молоди);

- декоративные , или видовые (по форме бывают прямоугольные, цилиндрические, настенные в виде картин и шарообразные);

- карантинные (используются для временного содержания вновь приобретённых рыб);

- нерестовые (используются для разведения рыб);

- отсадочные (используются для содержания взрослых рыб, которых надо сохранить по каким-либо причинам);

- селекционные (используются для селекционной работы с рыбами).

Аквариумы бывают разных форм :

Прямоугольные;

Кубические;

Круглые;

Параллелепипедные.

Что касается выбора между круглым и прямоугольным аквариумом, то здесь есть разница и она значительная. Круглый аквариум при хорошем оформлении смотрится замечательно, но минусы в том, что его затруднительно мыть, ставить оборудования для фильтрации и подачи воздуха. Для простых рыбок, как гуппи, меченосцы, пецилии, молинезии, он подойдёт, как для обитания, так и для размножения. Не все рыбки мечут икру в круглых аквариумах. В круглом аквариуме очень сильно искажён свет, чего не любят рыбы. Вид в круглом аквариуме тоже искажён.

1.4. Влияние аквариума на человека

В процессе изучения информации, нас заинтересовал вопрос: какое влияние оказывает аквариум на человека. С этим вопросом мы обратились к школьному библиотекарю Слюсаренко Людмиле Юрьевне. От неё мы узнали, что даже кратковременный отдых возле аквариума позволяет полностью восстановить работоспособность усталого человека.

Наблюдение за аквариумными рыбками снимает стресс. Испаряющаяся вода увлажняет воздух. Настроение людей преклонного возраста значительно улучшается, если они имеют возможность любоваться декоративными аквариумными рыбками. Наличие аквариума дома положительно влияет на детей, побуждая их к творчеству, помогая развивать в них чувство ответственности. Занятие аквариумистикой вызывает интерес к приобретению новых знаний, особенно в таких областях, как биология, химия, физика, география. При наблюдении за подводным миром у человека улучшается настроение и появляется больше сил для решения различных повседневных проблем.

В итоге мы пришли к выводу, что оформленный со вкусом аквариум, который ежедневно вызывает у находящихся в помещении людей радость и восхищение, очень благотворно влияет на их состояние здоровья и поэтому решили изготовить в класс 2 «виртуальных аквариума» и каждому «запустить в них свою рыбку» изготовленную своими руками.

Пусть эти аквариумы релаксируют всех нас.

Глава 2

2.1. Результаты анкетирования

После того как мы уже сами многое узнали об аквариумах, их обитателях, условиях их содержания и уходе за ними, мы решили провести анкетирование среди других обучающихся начальных классов из которого хотели узнать насколько они владеют информацией по данной теме .

В анкетирование приняли участия 25 человек обучающихся начальных классов. В анкету входили следующие вопросы:

    Есть ли у тебя аквариум?

    Что такое аквариум?

    Какая вода нужна для аквариума?

    Какого размера должен быть грунт для аквариума?

    Нужен ли свет?

    Что еще должно быть в аквариуме?

После обработки анкет оказалось, что аквариум есть у 4 из 25 опрошенных школьников. Не смотря на это, только 12 человек знают, что аквариум – искусственная экологическая система. 4 человек знают, что вода для аквариума должна быть отстоянная, определенной температуры, в зависимости от вида рыб. Только 2 человека знают, какого размера должен быть грунт в аквариуме. «Свет нужен» - ответили 20 человек. На вопрос «Что еще должно быть в аквариуме» были даны разные ответы: водоросли, ракушки, растения, рыбки.

Выяснив, что наши сверстники, также как и мы даже имея аквариум дома, не знают как за ним ухаживать, мы подготовили для них и всех желающих разводить дома рыбок, рекомендации.

2.2. Рекомендации для начинающих аквариумистов

Прежде всего, следует поразмыслить над собственным образом жизни и попробовать найти в ежедневных хлопотах и заботах 20-30 минут свободного времени для занятий аквариумом. Сразу хочу успокоить: 90% этого времени вы потратите лишь на наблюдение за своими питомцами. Уход за аквариумом не потребует много времени и труда, если владелец хорошо усвоил элементарные приемы его обслуживания.

В жилом помещении аквариум помещают в спокойное, удалённое от отопительных приборов место, располагая его на уровне глаз сидящего или стоящего человека. Не стоит помещать аквариум на подоконнике и возле окна и подвергать его длительному действию прямого солнечного освещения. Такое место для аквариума совершенно непригодно. Прямое солнечное освещение вызывает размножение в нем микроскопических планктонных водорослей зелёного цвета, которые затемняют стекла; вода «цветёт», а растения покрываются бахромой водорослевых нитей.

Грунт является не только декоративным элементом, но местом обитания большинства бактерий. Почвенные бактерии тесно связаны с процессами, протекающими в аквариуме, и оказывают на них значительное влияние. Участвуют в образовании солей, необходимых для нормального развития растений. Одним из условий нормального функционирования почвенных бактерий является хорошая циркуляция воды, с которой доставляются необходимые для жизнедеятельности бактерий питательные вещества и кислород.

Аквариум может содержаться и без грунта. В таком случае для поддержания биологического равновесия растения высаживают в горшочки и в специально склеенные из полистирола лотки на всю его длину и ширину.

Оформление аквариума должно быть одновременно и красивым, и близким к естественным условиям обитания рыб, поскольку всё, что создано природой,- естественно и красиво. Особенно красиво, когда грунт в аквариуме располагается ступеньками, а поскольку песок в воде текуч, то его закрепляют камнями или спрятанными за ними полосками стекла. Разные растения по - разному требовательны к свету, поэтому их необходимо группировать на разных уровнях.

Для воссоздания речного ландшафта используют округлые камни, для имитации скал - плоские камни неправильной формы, обломки без острых краёв.

Красиво смотрятся в аквариуме корни и ветви деревьев. Можно использовать и коряги, которые долгое время пролежали в проточной воде или торфяных болотах. Лучшими породами считаются ольха и ива. Корни или ветки перед помещением в аквариум следует выварить в насыщенном растворе соли. Такая обработка обеззараживает древесину и уплотняет её структуру. Вываренные коряги становятся плотными, тяжёлыми и тонут в воде.

Нельзя помещать в аквариум подгнившее дерево, пролежавшее какое-то время под слоем ила. Полностью непригодна живая древесина.

Для заселения аквариума лучше приобретать молодых рыб, так как они быстрее и успешнее адаптируются к новым условиям. В одном аквариуме следует содержать рыб, сходных по величине и повадкам. Несовместимы крупные виды с мелкими, хищные - с мирными, малоподвижные виды с быстрыми и агрессивными. Очень хорошо живут в аквариумах гамбузии, гирардинус, меченосцы, гуппи, моллиенизии, петушки, гурами, лялиус, скалярии, сомики, золотые рыбки, орфы, малявки, краснопёрки, вьюны и т.д.

Температура в таком аквариуме обычно в пределах от 14 до 25 градусов. Тепловодные рыбы, требуют немного кислорода. Но холодноводные рыбы, которым требуется много кислорода, не выносят повышения температуры воды выше 20 градусов.

Улитки в аквариуме выполняют полезную работу. Они чистят растения, доедают за рыбами, уничтожают на поверхности бактериальную плёнку. Ни в коем случае нельзя помещать в аквариум улиток из открытого водоёма, они переносчики заболеваний. Легче всего держать в аквариуме катушек и физ. Милании проводят время, зарывшись в грунт. Для них нужен крупный песок. Этот вид улиток предотвращает закисание песка, они рыхлят его и очищают, не повреждая корней растений.

Мелкие рыбы живут не долго, от года до пяти лет. Рыбы среднего размера от пяти до десяти сантиметров живут до десяти - двенадцати лет. А крупные рыбы, живут от пятнадцати лет и более.

Заключение

Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, благополучие которого целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом, максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира, приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека не подтвердилась, без участия человека обитатели аквариума быстро погибнут.

Выводы:

    Нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно.

    Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям.

    Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

Список использованных источников

    Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992.

    Аксельрод, Г.Р., У. Вордеруинклер. Энциклопедия аквариумиста. – СПб.: Энциклопедия, 2005.

    Золотницкий, Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Просвещение, 2004

    Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

    Кочетов, С.М. . Мир водных растений, - М.: Москва, 2000.

    Смирнов, В.А.. Советы начинающему аквариумисту, - М.: Москва, 1999.

    ___________________________________________________________________

    1. Какая вода нужна для аквариума?

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

      Какого размера должен быть грунт для аквариума? ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

      Нужен ли свет? _____________________________________________________

    ___________________________________________________________________

      Что еще должно быть в аквариуме?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Приложение 2

    1. Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой. Достижение биологического равновесия - такое соотношение микроскопических существ (бактерий, сине-зеленых водорослей и пр.) и видимых нами обитателей аквариума (рыбок, улиток, растений), при котором вода становится прозрачной.

    2. Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, помотают его, как и сами рыбки.

    3. Число обитателей водоема лимитируются его объемом: рыбки не должны испытывать дефицит кислорода. Показатель этого дефицита - если они утром поднимаются к поверхности и хватают ртом поверхностный слой воды (лабиринтовые рыбки (cм. дальше «Петушки») не принимаются в расчет).

    4. Рыбки поселяются в аквариум после того, как вода в нем отстоится, будут высажены все растения, установится биологическое равновесие, а с поверхности исчезнет мутная бактериальная пленка.

    5. Не спешите полностью заселять аквариум всем запланированным набором рыбок; выпускайте новых питомцев порциями и наблюдайте, к каким результатам это приведет. Кроме того, прежде чем оказаться в общем аквариуме, новые питомцы должны пройти карантин.

    6. Лучше недозаселить свой аквариум, чем перенаселить его. Это улучшит существование рыбок в неблагоприятные сезоны года (недостаток естественного света зимой или даже отъезд хозяина на некоторое время).

    7. Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекрашается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм «впрок». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

    8. Для содержания подбираются такие рыбки, для которых температурный оптимум совпадает с температурой воды в аквариуме, обусловленной комнатной температурой.

    9. Освещение должно обеспечивать нормальный рост растений; оно достигается комбинацией естественного и искусственного: аквариум ставят у стены в 1 - 1,5 м от окна (в боковом освещении рыбки смотрятся лучше), а над ним помещают светильник соответствующей мощности и спектра.

    Приложение 3.

    Работа над проектом по этапам.

















    Готовые продукты:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа «Аквариум и его обитатели» Выполнил ученик 3 «Б» класса Грошев Илья

Актуальность моей работы работы заключается в том, что у многих ребят возникает проблема: Как устроить хороший дом для своих питомцев? Объект исследования: аквариумные рыбки. Предмет исследования: жизне- деятельность аквариумных рыб

ЗАДАЧИ: 1. Изучение литературы об аквариумных рыбах. 2. Провести анкетирование. 3. Наблюдение за анцитрусами 4. Наблюдение за сомиками Тарракатум 5. Наблюдение за тем, какое влияние оказывают аквариумные рыбы на мое здоровье 6. Обобщение наблюдений за аквариумными рыбами

Гипотеза: Если аквариумных рыб правильно кормить,содержать аквариум в чистоте,то хорошее самочувствие обтателей аквариума обеспечено.

Аквариумные рыбы.(Анцитрус)

Сомик Тараккатум Икра Тарракатума

Аквариум

Вывод: Если серьезно делать свою маленькую искусственную экосистему, нужно внимательно изучить литературу об аквариуме. Тогда ваш подводный мир будет по- настоящему устойчивым и долго будет радовать вас своей красотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Из жизни морских обитателей

Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Алан-Бексерская основная общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Проект учащихся 4 класса

«Аквариум и его обитатели»

Руководитель:

учитель начальных классов

Погодина Римма Викторовна

2018 г.

    Введение………………………………………………………

    Аквариумистика………………………………………………

    Аквариумные рыбки…………………………………………

    Творческая деятельность………………………………………

    Заключение……………………………………………………

    Введение.

В течении IV четверти 2017/2018 учебного года группа учащихся 4 класса работала над проектом «Аквариум и его обитатели».

Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.

Практическая ценность проекта заключается в том, что некоторые ребята из нашего класса уже имеют у себя в доме аквариум и хотели бы лучше узнать об уходе за рыбками. Те ребята, у которых нет аквариума, заинтересовались этой темой и думают в будущем завести рыбок дома.

Цель проекта : изучить теоретический материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы, написать творческую работу и познакомить ребят нашего класса с жизнью аквариумных рыбок.

Задачи проекта:

1. Ознакомиться с теоретической информацией.

2. Проанализировать и обобщить факты.

3. Сравнивая собранный материал развить интерес к теме.

4. Умение выступать перед большой аудиторией.

5. Воспитывать экологическую культуру и способности

к самостоятельному труду.

Предполагаемый продукт:

На основе собранного материала создать копилку фактов из жизни аквариумных рыбок и написать творческую работу.

При исследовании исходили из следующей гипотезы : если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

Объект исследования : аквариумные рыбки

Предмет исследования : изучение литературы

Ожидаемые результаты проекта.

    Обучение компьютерным технологиям учащихся класса на экологическом материале.

    Экологические детско-взрослые проекты.

    Реализация проектов на уровне класса, школы.

    Выступления на школьной научно-практической конференции.

    Объединение родителей, детей и учителей.

    Экологическая культура младших школьников.

    Экологические олимпиады, конкурсы, проекты, практическая деятельность, наблюдение.

II . Аквариумистика.

Идеей создания проекта «Аквариум и ее обитатели» была тема урока по окружающему миру «Аквариум». Нас очень заинтересовала эта тема, и мы захотели из источников книг и журналов узнать, как появился первый аквариум, какие это рыбки, как содержать и ухаживать за ними, как мыть и чистить аквариум.

Для нас это было новым, интересным и даже увлекательным и мы поставили перед собой цель:

Изучить теоретический материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы, написать творческую работу и познакомить ребят нашего класса с жизнью аквариумных рыбок.

Человек издавна интересовался подводным миром, населенным животными и растениями.

Сравнительно недавно появились акваланги и исследовательские подводные лодки, дающие возможность несколько часов наблюдать за рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни. Несмотря на это люди уже очень давно научились воссоздавать частицу подводного мира рядом с собой. Это аквариумы – постоянное жилище для рыбок.

Аквариум – не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг, но и действующая модель природного водоёма.

Аквариумистика - род занятий связанный с моделированием экосистемы в замкнутом искусственном водоёме.

Изучив литературу, мы узнали, что: первая европейская книга по аквариумистике была издана в 1797 году в Тюрингии Й. М. Бехштейном, где были описаны условия содержания в неволе рыбок.

Рыбы представляют собой самую древнюю, содержащую наибольшее число видов и самую распространенную группу. Даже общее число видов рыб точно неизвестно, по приблизительной оценки (поскольку ещё не все виды открытии и описаны) оно составляет от 21 тыс. до 25 тыс. особей.

Это, безусловно, красивые существа. Как известно рыбки действуют успокаивающе на раздраженного и уставшего человека. Свободно скользя за стеклом аквариума, они не только радуют глаз, переливаясь различными яркими красками, но и снимают, таким образом, стресс, волнение, напряжение.

Разведение декоративных и пресноводных аквариумных рыбок – одно из наиболее распространённых увлечений не только детей, но и взрослых. Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не менее, всех аквариумистов – сознательно или несознательно, в большой или меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром. Другими мотивами, побуждающими заниматься аквариумистикой, являются ответственность за живых существ и радость от успешного заботливого ухода за ними.

Любой человек, занимающийся аквариумистикой, должен содержать элемент профессионализма и стремиться к определённому объёму специальных знаний, чтобы избежать возможных ошибок в общении с живыми существами. А если к этому добавляется изрядная порция духа исследователя, на передний план выступают аспекты обучения и усвоения, вытекающие из активных занятий аквариумистикой. Именно в условиях ограниченного пространства представляется возможным проводить многочисленные наблюдения за поведением рыб и анализировать их.

III . Аквариумные рыбки

Самые древние сведения о золотых рыбках появились в Китае в VI веке до нашей эры, которых считали священными.

Первым европейцем, увидевшим и описавшим рыбок необычайной красоты, был известный итальянский путешественник Марко Поло.

Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

В ходе реализации нашего проекта перед нами встал вопрос: а все ли рыбки смогут жить в одном аквариуме? Ведь из уроков окружающего мира мы знали, что некоторые рыбы являются хищниками и могут съесть друг друга. Кроме того, в ходе изучения литературы и просмотра учебного фильма мы выяснили, что каждой рыбке необходимы определенные условия содержания, питание. Наконец, у каждой рыбки есть свой характер, иногда очень непростой.

В связи с этим мы провели исследование, рассматривая каждую из выбранных рыбок по нескольким параметрам:

  • Условия для содержания

  • Характер

В ходе этой работы мы так же собирали копилку интересных фактов об изучаемых рыбках.

Нам удалось выяснить, что не все рыбки могут совместно находиться в одном аквариуме.

Бойцовые рыбы – прекраснейшие члены аквариумного сообщества, но не выносят сообщества цихлиды , а вот скалярии отличаются спокойным характером, но их нельзя садить с мелкими рыбками, которых они могут преспокойно проглотит.

Аквариумные сомы миролюбивые и уживчивые даже с маленькими.

Гуппи – самые любимые рыбки начинающих аквариумистов, так как самые выносливые яркие пресноводные рыбки, способные выжить в маленьком аквариуме, нетребовательны к качеству воды, способны выдержать двухнедельное голодание и готовы даже питаться водорослями

Пецилиевые аквариумные рыбки неприхотливы, всеядны, спокойны, довольствуются небольшими аквариумами


Барбусы – стайные рыбки и содержать их рекомендуется в просторных аквариумах. Они очень воинственныи в присутствии самки вступает в бои друг с другом, а по характеру совместимы со всеми другими рыбками в аквариуме.

У золотой рыбки обнаружили ум. Это тоже достаточно миролюбивая, спокойная рыбка.

Жемчужинка - это небольшая рыбка. Каждая чешуйка у неё имеет выпуклую форму, это и придает ей особую оригинальность. Кормление, как и у остальных видов рыб. Что касается условий содержания – рыбке требуется большой объём воды.

Рыбки под названием неон довольно маленькие и очень подвижные. Название своё заслужили из-за серебристого блеска их чешуи. Самец традиционно мельче и стройнее самки. Плавники у рыб прозрачные. Держать их лучше в аквариуме с миролюбивыми рыбками.


Телескоп – это очень интересная и своеобразная рыба.У неё большие выпуклые внимательные глаза (стоит упомянуть, что часто рыбка повреждает их и слепнет, поэтому в аквариуме не должно быть много жестких растений, о которые она могла бы пораниться).Рыба имеет шарообразную форму и от того неповоротлива, медлительна и немного неуклюжа.Телескоп реагирует на колебание температуры, поэтому вам следует быть внимательным к ней.

Вуалехвост - это разновидность золотой рыбки, очень популярна среди не опытных аквариумистов. У неё, короткое широковатое тело, маленькая голова, раздвоенный, очень длинный, тонкий и прозрачный (как вуаль) хвост, именно поэтому она имеет такое название.


Рыбы-клоуны , или амфиприоны относятся к семейству помацентровых. Размер рыбки - от 8 до 15 см. Окраска однотонная с контрастными полосами и пятнами. Широко распространены в Тихом и Индийском океанах. Совсем недавно благодаря рыбе-клоуну учеными было сделано одно важное открытие. Оно дало возможность бороться с ожогами медуз. На основе слизи рыбы-клоуна ученые разработали и сделали «противомедузный» крем.

Рыба - шар живет в коралловых рифах многих морей - от Красного до Карибского, это самое объемистое коралловое существо, которое, заглатывая воду, может раздуться до невероятного размера. В случае опасности она принимает сферическую форму, что позволяет не только отпугнуть мелкого хищника, но и потом, разом освободившись от воды, заполучить что-нибудь съестное, спрятавшееся, было, под слоем песка. Ее мирный облик обманчив: на самом деле рыба-шар - одна из самых ядовитых подводных химических фабрик и самые сильные на свете токсины как раз те, которые она в себе накапливает. Однако, мясо рыбы-шар при условии его правильного приготовления, гурманами считается деликатесом.

Рыбы-ангелы широко распространены среди коралловых рифов. Они обладают яркой и удивительно изысканной окраской, но отнюдь не ангельским характером. Каждая рыба «патрулирует» свой участок рифа и агрессивно реагирует на появление там других рыб, особенно своего или близких видов. В аквариуме не удается содержать более одной особи каждого вида, в противном случае в результате непрекращающихся драк в живых останется только самая сильная рыба. Интересно, что окраска молодых рыб-ангелов часто настолько сильно отличается от окраски взрослых, что в некоторых случаях они были описаны учеными как разные виды.

Рыбки – это домашние любимцы и, создавая в квартире свой мир, они нуждаются в заботе и внимании.

IV . Творческая деятельность.

Проведя большую и интересную работу по теме, ученики нашего класса, поделились своими знаниями и впечатлениями в классе.

Мы захотели создать в классе такую модель аквариума. В которой бы все рыбки мирно уживались между собой.

Для изготовления рыбок мы использовали такие техники работы. Как аппликация, оригами, работа с природными материалами и пластилином.

В результате получился макет аквариума со следующими рыбками: барбус, рыба-клоун, телескоп, вуалехвост, жемчужинка, гуппи, гурами.

Кроме того, мы обобщили все накопленные знания, интересные факты и написали творческую работу «Проект «Аквариум и его обитатели»

V . Заключение.

Завершив работу, мы сделали для себя следующие выводы:

люди должны не только восторгаться разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного отлова.

Эта работа помогла понять, что рыбки – это домашние любимцы, которые радуют нас не только своей красотой, но и успокаивают нашу нервную систему, поэтому они нуждаются в заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания. Мы пополнили свои знания, узнали много интересного и поделились знаниями со своими товарищами.

Работая над проектом, мы не только получили новые знания, которые пригодятся нам в будущем, но и научились делать рыбок своими руками, применяя различные техники работы с бумагой и пластилином; применили творческую фантазию и воображение при создании искусственного аквариума.

Таким образом, гипотеза о том, что если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному трудуподтвердилась.

Над проектом работали:

Усатюк Ильмир

Александрова Ангелина

Галимзянов Артур


Список используемой литературы.

    Всё об аквариумных рыбках. Атлас-справочник. Санкт-Петербург: издательство «Кристалл», 2009 г.

    Михайлов С. Аквариумные рыбки.

    Школьник Ю. Аквариумные рыбки. Полная энциклопедия. Санкт-Петербург: издательство «Кристалл», 2009 г.

    Интернет: http://usovi.ru/?page=uroki_sovi_details

    Интернет: http://myaquaclub.ru/fish