Актуальные вопросы подготовки к егэ по русскому языку. Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Великий и могучий — такой красивый и такой непостижимый. И мы не говорим о глубинах его знания, речь пока просто о сдаче школьного ЕГЭ по русскому языку после 11 класса.

Москва — столица нашей Родины. Вы знаете, что речь коренных москвичей признана исконно русской речью, то есть самой правильной среди всех остальных регионов? Отсюда такая важность и ответственность каждого столичного выпускника в знании и понимании языка, на котором мы все говорим.

А сдать экзамен в 2020 году вам помогут наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Вас ждут:

  • действительно интересное изучение русского языка, а не тупое заучивание;
  • изучение большинства правил и их исключений;
  • мы покажем всю красоту и богатство русского языка, ведь умение красиво излагать свои мысли — залог успеха не только на экзамене, но и в жизни;
  • решение типовых ЕГЭ по русскому языку прошлых лет;
  • тренировка написания сочинений.

И это лишь малая часть того, что ожидает вас во время нашей совместной активной подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Вместе с вами мы изучим все типовые тексты, научимся искать части речи в предложениях, ну а в конце года — интенсивно подготовимся к экзамену. Мы уверены, что при должной ответственности с вашей стороны и обязательств — с нашей, высокий балл на ЕГЭ по русскому языку вам обеспечен.

Выберите форму обучения:

Очная форма обучения

Дистанционная форма обучения

Выберите класс:

Длительность:

8 месяцев

Начало занятий:

Форма обучения:

Дистанционная

Стоимость

Оставить заявку

Длительность:

1 месяц

Начало занятий:

Форма обучения:

Очная, мини-группа

Стоимость

Оставить заявку

Длительность:

8 месяцев

Начало занятий:

Форма обучения:

Стоимость в месяц

Оставить заявку

София Русакова

https://vk.com/kaito_sw

✨ Всем привет! Я проходила 8-месячные курсы по биологии и математике в ЦМДО "Уникум". ✨

💞 Для начала хочу сказать огромное спасибо всему персоналу "Уникума" за отзывчивость! На любой вопрос по курсам они всегда готовы ответить и все разъяснить!)

📐 На математику я ходила к Попову Александру Митрофановичу.

Математика всегда давалась мне очень трудно или не давалась вообще. Я сменила очень много репетиторов, но никто из них не объяснял материал так доступно и на прямых примерах, как Александр Митрофанович.

Когда я только пришла на курсы, то очень переживала и боялась, что преподаватель будет строгим или сложно объяснять... Но такую тяжелую атмосферу разрядил сам Александр Митрофанович, показав нам несколько интересных загадок (например про яблоко и бутылку;D).

После нескольких минут смеха пришло время начала занятия. И с первых минут я поняла, что эти курсы подходят мне, как никогда. Мне было интересно их посещать, я впервые начала с интересом ходить на математику. Я узнала много математических фишек, которые помогают решать задания по математике намного проще.

Сейчас я спокойно и уверенно решаю 1 и 2 часть в ЕГЭ по профильной математике, а так же могу хоть что-то попробовать сделать в 3 части. И это учитывая то, что до курсов с математикой у меня было все очень плохо!

Еще Александр Митрофанович всегда был готов помочь нам с трудностями, которые возникли дома в каком-нибудь домашнем задании или варианте ЕГЭ, ответить на любой вопрос. С ним всегда можно было связаться по эл. почте, что тоже очень хорошо!

Большое спасибо за знания и помощь!

🌱 На биологию я ходила к Гришину Виктору Николаевичу.

Курсы по биологии были моими любимыми! С первых дней занятий я нашла общий язык с ребятами из группы и сейчас могу смело назвать их своими друзьями.

Виктор Николаевич преподнес биологию невероятно интересно, начиная с самых азов этой науки, что очень помогло понять дальнейший материал.

Курсы включали в себя интересные лекции, беседы на различные темы биологии и тесты для проверки своих знаний, что помогало понять, где нужно материал доучить, а где закрепить.

Виктор Николаевич всегда поддерживал уютную и дружелюбную атмосферу на курсах. Он всегда был готов ответить на абсолютно любой вопрос, а так же помог нам узнать много нового и интересного.

Теперь даже самые трудные и непонятные темы стали для меня доступными и легкими! В голове проскакивает мысль: "почему же я раньше этого не понимала?". Виктор Николаевич умеет хорошо объяснить даже самую "страшную" тему;D

Всего за 8 месяцев мы успели пройти весь школьный курс по биологии, за что я хочу сказать огромное спасибо.

Сейчас я с легкостью решаю ЕГЭ по биологии, все части даются довольно легко, а если трудности возникают, то я могу смело обратиться к Виктору Николаевичу, которому очень важны наши знания и результат.

Большое спасибо за знания, помощь и незабываемые эмоции!

Я очень рада, что мои родители нашли ЦМДО "Уникум", ведь именно благодаря этому центру и его преподавателям я готова смело сдавать ЕГЭ и продолжать следовать за своей мечтой! Спасибо! 💖🌸

Даша Боголюбова

https://vk.com/p_with_f_forever

<Я проходила 8-месячные курсы по русскому, обществознанию и математике.

🌟 Начну с русского, хочу сказать огромное спасибо Коротаевой Светлане Витальевне, занятия с ней проходили в очень хорошей атмосфере. За первые 3 месяца (до Нового года) мы разобрали все задания первой части, изучая всю необходимую теорию для правильных решений, параллельно учились писать сочинение. Во второй половине курса мы работали с полными тестами, каждый второй урок писали пробники, вели свою собственную статистику баллов. Светлана Витальевна каждому из нас привила любовь к своему предмету, спасибо ей большое за это.

🌟 Самая дружная группа была по обществознанию. Лекции на данных парах проходили по-особому. Мамченков Дмитрий Валерьевич преподносил материал в форме диалога, что запоминалось гораздо легче монотонного материала. Раз в месяц и в конце каждого блока мы писали проверочные работы. Ближе к концу обучения ЦМДО "Уникум" запустил по обществознанию проект с объяснением самых западающих тем в виде видеолекций, что принесло свою пользу будущим студентам.

<🌟 С самых первых дней курс по математике захватил меня. Попов Александр Митрофанович преподносил материал в очень понятной форме. Учил нас мыслить нестандартно и в любой, даже самой сложной ситуации находить решения. С самых первых дней мы изучали необходимую теорию, подкрепляя ее немалым количеством практики, и параллельно чередовали ее с готовыми вариантами. Теперь задания 2 части, начиная от тригонометрических уравнений и заканчивая заданием с параметром, уже не кажутся такими страшными и неизвестными, как в начале года.

Хочется сказать преподавателем огромное спасибо за их профессионализм. Также хочу поблагодарить персонал из деканата, который в любой момент был готов ответить на абсолютно разные вопросы.💋

РУДН - место возможностей, место, где можно обрести настоящих друзей, будущих коллег и просто познакомиться с интересными людьми, я очень рада и нисколько не жалею, что пошла на подготовительные курсы именно сюда, смогла прочувствовать студенческую атмосферу. Поэтому всем своим друзьям и знакомым буду советовать именно это место, ведь здесь можно выбрать и дистанционное обучение, которое будет очень удобно тем, кто живет не в столице России, а полученного и усвоенного материала будет совершенно не меньше.🤗

Еще раз спасибо за прекрасные 8 месяцев!❤

Кира Гальперина

https://vk.com/samsonka08

Всем привет✌ После восьми месяцев обучения в Уникум РУДН, я не могла не оставить красочный отзыв. Моя ситуация неординарная, я закончила школу около 7 лет назад, мои знания на момент поступления на курсы ровнялись нулю, я еле поспевала за группой. Всё усложнялось тем, что я ездила из города Черноголовка, добиралась до Москвы по 3, а то и 4 часа в вечных пробках, к тому же я работала в офисе 5/2. В общем, условия обучения для меня были стократ тяжелее, чем у других. Сейчас же мои шансы на поступление взлетели до небес, в довесок я полюбила учёбу, как никогда! Всё благодаря Уникуму.

Так как я готовилась по трём предметам, хотелось бы о каждом сказать отдельно.

1. Русский язык. Моим преподавателем был замечательный Гынин Валерий Иванович. Человек он доброжелательный, харизматичный, видно, что увлечён своей работой, любит её, приходит всегда за час до занятий, с первого дня предупредил, что к нему можно в любой момент обратиться, разобрать ошибки, задать вопросы. Методика его обучения мне пришлась по душе, иначе не сказать. Мы подробно изучили его методичку, стабильно писали тесты, сочинения, досконально прошли все темы, необходимые для ЕГЭ. Я уверена, что ребята из моей группы сдадут на высшие баллы, ну и я, конечно, постараюсь не ударить в грязь лицом, хотя бы из уважения к труду такого профессионального преподавателя.

2. Обществознание. Мне посчастливилось учиться у Мамченкова Дмитрия Валерьевича. Трудно представить себе более интересного преподавателя. Дмитрий Валерьевич с энтузиазмом, юмором и, самое главное, используя простой, понятный язык, на протяжении всего курса разъяснял нам такой нелёгкий предмет, как обществознание. Не секрет, что проходные баллы по этому предмету довольно высоки, но, думаю, что моим одногруппникам бояться нечего, ведь мы проработали всё, включая всевозможные микротемы и подводные камни. Так же регулярно решали тесты, писали эссе и конспекты. Отдельно хотелось бы подметить методичку по обществознанию, где кратко и понятно отображается весь необходимый материал. Занятия проходили не скучно и на них хотелось разговаривать, вести споры, задавать вопросы и обсуждать тему, преподаватель поддерживал любой порыв.

3. История. Дорогая и единственная дама в моём трио преподавателей - это удивительная Саврушева Карелия Цереновна. История была моим проклятьем. В школе она мне давалась тяжко, не говоря уже о нынешнем времени. Я не знала абсолютно ничего, в то время как в группе все были активны и обладали немалым багажом знаний. Я сразу, как и других учителей, предупредила о своей ситуации Карелию Цереновну. Она отнеслась ко мне с теплотой и пониманием, дала отдельные рекомендации, часто интересовалась как я продвигаюсь в изучении, поспеваю ли за всеми. На занятиях царила невероятная атмосфера, преподавательница рассказывала о исторических личностях и событиях так, будто видела всё своими глазами и увлекала нас невероятными фактами. Мы узнали много тайн, я искренне полюбила этот предмет и надеюсь связать с ним жизнь. Как мне кажется, его невозможно изучить до конца, всегда будет что-то новое, неизведанное, неисчерпаемый предмет, в этом его прелесть.

В заключение хочу сказать, конечно же, огромное спасибо всем в Уникум РУДН! 💐 Добродушному персоналу из деканата, который всегда был готов помочь и ответить на любые вопросы, великолепным преподавателям, которые с таким жаром подходят к обучению своему предмету, которые к каждому ученику находят индивидуальный подход, большая благодарность всем! РУДН - невероятное место, там приятно находиться, получать знания, там жизнь кажется прекраснее✨ Природа вокруг, красота🌻 О наивысшем и наилучшем уровне образования, думаю, рассказывать не стоит. Посмотрите план обучения на сайте, приходите на день открытых дверей, и сами всё увидите.

Я мечтаю поступить туда на высшее и учиться, беспрестанно и с удовольствием ☺

Марина Николова

https://vk.com/mnikolova25

Хочу поблагодарить Гришина Виктора Николаевича (биология) и Маркову Екатерину Борисовну (химия), чьи курсы я посещала в этом году. Я наконец-то начала понимать химию. Мы подробно разбирали все темы и задания ЕГЭ и обсуждали все встречающиеся сложности в их выполнении. Виктор Николаевич объяснял материал очень доступно и интересно, благодаря этому весь материал хорошо запоминался.

Оба преподавателя всегда были готовы ответить на все наши вопросы, также давали дополнительный материал. Уровень моих знаний по этим предметам значительно вырос. Я очень рада, что выбрала именно Уникум. Также хотелось бы отметить приветливость и доброжелательностью сотрудников Уникума.

СПАСИБО!!!

Эллина Сороковикова

https://vk.com/esorokovikova0

За эти восемь месяцев корпус, где проводятся курсы, стал мне вторым домом, ведь я посещаю занятия по русскому и английскому языкам, литературе и журналистике. Преподаватели отлично знают свои предметы. Они создают доверительную атмосферу, ученики знают, что любой их вопрос не обделят вниманием. На каждой паре очень интересно. Белякова Татьяна Александровна, преподаватель по английскому языку всегда ласково нас называла, терпеливо исправляла ошибки. На ее занятиях по вторникам мы пели песни и запоминали интересные тексты, чтобы лучше усвоить материал. С ней подготовка к экзамену по английскому языку проходит намного эффективнее и веселее. После занятий с Татьяной Александровной я приходила на русский язык к Гынину Валерию Ивановичу. На его занятиях мы кропотливо разбирали каждое задание из ЕГЭ и писали сочинения. Но с Валерием Ивановичем не заскучаешь, его шутки вызывают улыбки. Только здесь мне сказали, что сочинение в формате ЕГЭ нужно обязательно писать с душой. Ну а по четвергам первой парой у меня была литература. Коротаева Светлана Витальевна открыла мир порой скучной русской литературы с другой стороны. Она приводила неожиданные аналогии, подводила нас к удивительным умозаключениям, открывала скрытый смысл произведений. После ее занятий моё отношение к классической литературе перевернулось. После пары с Светланой Витальевной, я шла на журналистику к Кадыровой Шуанат Набиевне. Занятия длились почти три часа, но они пролетали незаметно. Шуанат Набиевна всегда давала нам лекции по интересным темам (по секрету скажу, мы даже сами могли заказывать тему следующей лекции) и задавала интересное дз. Презентации, эссе на самые неожиданные темы, рассказ по ассоциациям, сказка по двум словам - и это ещё не все. Шуанат Набиевна за восемь месяцев смогла рассказать нам не только про журналистику, но и про политику, социологию, философию (ох уж этот Саша с его Ницше) и многое другое. Итак, через месяц ЕГЭ и благодаря моим преподавателям я чувствую себя готовой к экзаменам. «Уникум» - это маленькая семья. Здесь все уже уверены, что ты поступишь. Спасибо за полученные знания!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская средняя общеобразовательная школа

Доклад

«Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.

Трудности в разделах языкознания»

Выполнила

учитель русского языка

Афанасьева Анна Александровна

Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога - организовать обучение в 5 - 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 - 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.

На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!

В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:

  1. орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
  2. лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
  3. синтаксические нормы русского языка;
  4. стилистические нормы русского языка.
  1. средства связи в словосочетании;
  2. морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
  3. типы сложных предложений и их специфика;
  4. средства языковой выразительности.

В части С:

  1. композиционное оформление сочинения;
  2. логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
  3. грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
  4. теория аргументации (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;
  2. Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;
  3. При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ"ов;
  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Конечно, все это пугает и учителей, и учеников, и их родителей. Каждый год для учителя русского языка выпускного класса, как 9 -го, так и 11-го, является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена. Хотя прошло немного времени, но каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.

Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.

Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к к экзаменам. Разработать такую систему позволяют КИМы по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 и 11классах, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Написание сочинения (и изложения в 9 классе).

И в каждом из этих блоков есть свои сложности.

Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.

1. Правописание безударных гласных в корне слова:

Это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;

Незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;

Плохим знанием правил чередования гласных в корнях - гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.

В целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.

2. Правописание сложных слов.

Ошибки могут быть в основном двух типов:

Ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот;

Неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется;

Написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ;

Ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов;

Ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова;

3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.

4. Правописание наречий.

Конечного суффикса -А или -О;

Слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой;

Употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений.

5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.

Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.

В пунктуации часты ошибки:

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены - подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).

2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).

3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.

4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).

В синтаксисе:

  1. Связь слов в словосочетании.
  2. Виды сказуемого.
  3. Типы односоставных предложений.
  4. Сложное предложение, его типы.

У каждого учителя - словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:

  1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.

Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль

Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к

Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый

Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?

Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.

1,2,3

  1. На месте каких цифр пишется не:

Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

3, 4

1, 2

1, 2, 3, 4

2, 3, 4

  1. В каком ряду вместо пропусков пишется Е?

Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.

Н…кто и н…когда так н… ругал меня.

Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.

Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Письмо (не)распечатано.

Получился отнюдь (не)интересный рассказ.

В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.

Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.

  1. Пишется НИ:

Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

1,3,4

  1. Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.

А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.

Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.

В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.

Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.

Д) Отлетающие журавли напоминают почему - то о прожитых днях.

  1. Среди данных предложений найдите слово, в котором правописание НН регламентируется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса - Н - от существительного, основа которого оканчивается на - Н, пишется НН ».
  1. Объяснить написание Н или НН.
  1. Распределить предложения в соответствии с их характеристиками.

1. По нивам, по лугам, уставле(н, нн)ым стогами, брожу в прохладной (полу)тьме.

А). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.

2. Пахло милым тлением осени.

Б). Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено обособленным определением.

3. Преодолели ещё один горный перевал.

В). Повествовательное, невосклицательное простое, односоставное, определённо - личное, распространённое, осложнено обособленным определением.

4. (Осень).Сказочный чертог, весь открытый для обзора.

Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо - личное, распространённое, не осложнено.

  1. Анализ текста

(1)Жил на русской земле художник - Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком. (3) Но, когда они жили, когда можно было с ними поговорить, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: « А что было главным в Серове-человеке? » - отвечали: « Достоинство ».

(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

(11) В современной Серову художественной среде замечали: « Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, достоинством».

Выполните задания к тексту.

В каком предложении содержится тема текста?

А) 3 В) 8

Б) 4 Г) 11

Определите стиль и тип речи.

А) научный стиль, описание

Б) публицистический стиль, рассуждение

В) художественный стиль, повествование

Г) научный стиль, рассуждение

Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

А) 3 В) 8

Б) 4 Г)9

4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 - 10 ?

А) назывное

Б) определённо - личное

В) безличное

Г) неопределённо - личное

На самом деле в учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя - правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене

необходимо систематически вести работу с орфоэпическими, орфографическими, толковыми словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ - это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория - фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.

В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:

  1. Составьте шесть-семь вариантов А3 , используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
  2. Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 и тем более 11 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С). Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

Например, в ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.

Анализ проведённых пробных работ показывает, что многие выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст - это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену - это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.


Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку являются одними из существенных факторов успеха единого государственного экзамена. Существуют разные причины, по которым ученики попадают в разряднеуспевающих и не могут качественно усвоить учебный материал. Перед учителем стоит важная задача: создать такие условия, чтобы ученик захотел ликвидировать пробелы в знаниях, испытал успех, т.е. потребности ученика должны стать главными в обучении. Важнейший инструмент решения этой задачи ― организация предметного содержания учебного материала. Организация предметного содержания учебного материала включает следующие аспекты:

  • поэтапное предъявление предметного содержания учебного материала;
  • разработка алгоритмов решения заданий блока и отдельного задания;
  • систематизация умений, необходимых для выполнения заданий блока, предъявленных в подборке дидактического материала.

Ознакомимся с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2018 года по русскому языку на сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), проанализируем некоторыезадания, а также разработаем рекомендации поэтапной подачи материала и рассмотрим алгоритм выполнения наиболее сложных заданий.

Задания 1-3 направлены на проведение логико-смыслового анализа исходного текста, выделение в нем ключевых слов, прослеживание причинно-следственных связей между частями и выбор двух предложений, в которых заключена главная информация текста.

Обратимся к заданию 1. Учащимся предлагается текст.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

В первом задании необходимо указать два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.

2)В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3)Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4)В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5)Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

Предлагаем следующийалгоритм выполнения задания:

  • Подчеркиваем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
  • Предлагаем пересказать, начиная с конца, содержание текста и сформулировать основную мысль. Получаем:
  • Далее необходимо соотнести свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного содержания) с предложенными вариантами ответов.
  • Выбираем те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания . (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство .

Больше шансов оставить полноценное потомство в процессе естественного отбора имеют животные, наиболее приспособленные к конкретным условиям обитания.

Получаем ответ на первое задание: предложения, в которых верно передана главнаяинформация, содержащаяся в тексте, ― 2 и 3.

Одним из сложных заданий в экзаменационной работе, по мнению учащихся,является задание №7. Это задание относится к высокому уровню сложности. В седьмом задании необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушениевидовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчествехудожников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного

посвящено проблемам теоретической

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Алгоритм выполнения задания:

1. Обращаем внимание на первую грамматическую ошибку - А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

/Употребляя букву «ъ» на конце слов/ , в XIX веке это была лишь дань традиции.

Это предложение осложнено деепричастным оборотом, но деепричастие «употребляя » и глагол «была » имеют разные категории лица, следовательно, такое употребление ошибочно.

2. Следующаяграмматическая ошибка – Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Внимательно читаем примеры и отыскиваем предложение с причастным оборотом.

Таких предложений среди примеров два:

1) Новая эстетика, /возникшая в творчестве художников русского авангарда /, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) /У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами / дух захватывало от богатырских подвигов.

Вспомним, что к наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

Неверное согласование причастия с определяемым словом;

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Во втором предложении определяемое слово «людей» находится внутри причастного оборота. Значит, в предложении №2 имеется грамматическая ошибка.

3. Переходим к следующей грамматической ошибке – В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Нам необходимо найти такое предложение, в котором глаголы употреблены в разных временных и видовых формах. В предложении «Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.» глаголсовершенного вида «поступит» употреблен в будущем времени, а глагол «приобретал» имеет форму несовершенного вида прошедшего времени. Получается, в данном предложении нарушена видовременная соотнесенность глагольных форм.

4. Обратимся к ошибке Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Важно помнить, что в русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже. Можно предложить следующий алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте предложение, найдите предлоги.
  • Посмотрите, с каким существительным эти предлоги употреблены, определите падеж существительного.
  • Вспомните, какой предлог с каким падежом употребляется, определите, есть ли в данном предложении ошибка.
  • Если падеж существительного при данном предлоге неверен, то это ошибка.

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

Предлог «наперерез» требует после себя существительное в дательном падеже, а в предложении №8 имя существительное стоит в родительном падеже, следовательно, употребление падежной формы существительного с предлогом неправильное.

5. Последняя ошибка, которую нужно найти, – Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Чтобы найти эту ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Предлагаем такой порядок решения этого задания:

Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги, кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с несогласованным приложением.

Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово, от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно стоять только в именительном падеже. Если падеж другой, то это ошибка.

В предложении №5 при определяемом слове «в картине» есть несогласованное приложение «Грачах» , которое должно стоять в именительном падеже. Последняя грамматическая ошибка найдена.

Проанализировав все предложения и повторив все необходимые правила, получаем ответ.

Задания 8-14 проверяют орфографические навыки.

В методике преподавания русского языка описаны разные способы организации повторения материала. Но самое главное ― это не отдельные, эпизодические обращения к уже изученному материалу, а организация систематической работы по повторению. Для того чтобы такая работа дала хорошие результаты, нужно четко определить, какие знания и умения должны быть у ребенка. И именно эти знания и умения нужно регулярно тренировать.

Среди знаний, необходимых для грамотного письма с точки зрения орфографии, важны знания о строении слова и знание системы частей речи в русском языке. А среди основных умений ― умение выделять морфемы в словах и определятьморфологическую принадлежность слов. Необходимо, чтобы ученики сознательно пользовались орфографическими правилами, большинство из которых ориентировано либо на определенные морфемы (например, орфограммы в приставках, в корнях), либо на определенные части речи (например, правописание числительных, предлогов и т.д.). Конечно, кроме указанных знаний и умений, важно регулярно повторять правила, связанные с наиболее частотными орфограммами в русском языке (например, правописание безударных гласных в корне, правописание приставок на З/С, ПРЕ- и ПРИ- и т. п).

В заданиях 15-19 необходимо расставить недостающие знаки препинания.

Выполняя любое их этих заданий, предлагаем следующий алгоритм работы:

1. В каждом предложении необходимо найти предикативные центры (грамматические основы).

2. Если центров два и более, находим средства связи. Вспоминаем, когда запятая ставится, а когда –нет. Проверяем наличие общего второстепенного члена, и при его отсутствии смело ставим запятую (или запятые).

3. В распространенных предложениях обращаем внимание на то, чем осложнено предложение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, деепричастия, причастные и деепричастные обороты и др.). Вспоминаем правила.

Обратимся к заданию 16. В данном заданиинеобходимо расставить знаки препинания и указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алгоритм выполнения задания.

1) Читаем предложение, подчеркиваем главные члены:

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий

2) Характеризуем предложение: предложение простое, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (возвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге), и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже,прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий).

3) Определяем границы деепричастного и причастных оборотов; определяем, где находятся причастные обороты по отношению к определяемому слову. Получаем:

/Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге /, (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3), /готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже /(4), /прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий /.

Следовательно, правильный ответ: 2,3,4.

Рассмотрим 25 задание (высокий уровень сложности). Перед заданием дан комментарий:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 25

Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

9) односоставные неопределённо-личные предложения.

Предлагаем следующий алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборе ответов.
  • Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
  • Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
  • В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии.

Обратившись к предложениям 1, 2, 26, 28, 38, выделим грамматические основы и увидим, что все они по наличию главных членов односоставные с главным членом сказуемым, выраженным глаголами в форме 3 лица множественного числа (сошлись, говорили, провожали, дошли) , значит, синтаксическое средство выразительности, которое использует автор в указанных предложениях, – односоставные неопределённо-личные предложения.

В предложении 48 в переносном значении употреблено выражение «ритмично бились… звуки» . Авториспользует метафору - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Тропы «Ясные, детски чистые глаза » в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – это эпитеты. Главным назначением эпитетов является описание значимых свойств объекта, его образной характеристики.

Тропы, которые встречаются в предложении 63 «точно рыцарь своей даме» и в предложении 72«точно рыцарь Парсифаль» , помогают подчеркнуть контраст между Лизой и Паулем и её родными и знакомыми, являются сравнением. Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку называется сравнением.

Если учитель при подготовке к экзаменам заострит внимание учащихся на тех вопросах, которые мы сейчас рассмотрели, то они смогут успешно справиться с их выполнением.Важно отметить, что у каждого выпускника существует определенный уровень обученности,и только учителю, преподающему в конкретном классе, известно, какие пробелы в знаниях необходимо устранить, что представляет трудность, на каких заданиях ЕГЭ необходимо остановиться подробно,а каким вопросам можно уделить меньше времени.

Вторая часть экзаменационной работы: сочинение-рассуждение

Задание 26 второй части ЕГЭ проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Задание ко второй части сформулировано следующим образом.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Отличительной особенностью сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ текста.

Сама формулировка задания «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения и намечает количество абзацев в нем. Рассмотрим основные этапы работы над сочинением.

Начальный этап работы над сочинением – это составление плана.

Опираясь на текст задания, составим следующий план написания сочинения.

  • Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.

Классы коррекции в нашей школе действуют с 1993 года. Эти классы были открыты для учеников, испытывающих трудности при усвоении учебного материала и, соответственно, нуждающихся в щадящих условиях, которые сводились к снижению темпа обучения при том же объеме программы и уменьшению количества учеников в классе. Такой класс “достался” мне, когда они учились в 7-м классе. В этом классе были ученики разных национальностей. Многие их них с трудом освоили программу начальной школы, некоторые мальчики отмечались плохим поведением и нарушением дисциплины, и при этом подавляющее большинство учеников имело диагноз “задержка психического развития”. Тем не менее после девятого класса многие из них решили продолжить обучение в школе.

Главной задачей перед всеми выпускниками средней школы сегодня представляется сдача ЕГЭ как основная форма их аттестации и готовности дальнейшего обучения. Как подготовить учеников коррекционного класса к этому? Следует отметить, что одной из проблем является отсутствие у них мотивации, когда, например, ученик категорически заявляет: “Я ничего писать не буду!”, “Ну и пусть провалю!”, “Чему быть – того не миновать. Все равно ничего не знаю”, “Я не хотел, меня мама заставила идти в 11-й!” и т.п.

Для того, чтобы добиться успехов в обучении таких ребят, нужно учитывать особенности восприятия учебной информации каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход.

В начале обучения мною была проведена диагностическая работа. Ребята писали сочинение на тему “Как я лучше запоминаю”. В результате этой диагностической работы было выявлено, что определенная часть ребят лучше усваивает зрительную информацию – нужно много писать на доске, показывать схемы и т.д. Другие лучшие запоминают на слух, для них необходимо много проговаривать вслух, повторять. У одних память работает лучше, у других – хуже, для них необходимо повторение и возвращение к изученному материалу.

Кроме того, в педагогической работе необходимо учитывать то, что важно видеть “зону ближайшего развития ребенка”, не заваливать информацией, которую он не готов принять, а давать постепенно помимо заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно, и такие, которые пока он может выполнять с помощью учителя, с подсказкой. Таким образом, ученик выполняет задания по сложности на одну ступень выше, и это развивает ученика.

В целях повышения уровня подготовленности учеников коррекционного класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме сдачи ЕГЭ были поставлены задачи:

1) Создание осознанной учебной мотивации.

– Повышение или коррекция самооценки учащихся. (“Я могу!”)
– Создание условий, позволяющих осознать востребованность знаний. (“Зачем мне это нужно!”).
– Привлечение к конструктивному диалогу родителей для решения общей задачи. (“Учитель + родитель = сила!”).

2) Актуальное содержание учебного материала, то есть “блоковая” подача материала, рассчитанная на разный уровень подготовки учащихся.

3) Включение элементов “нетрадиционной” методики, позволяющей легче воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, так как сама жизнь подсказывает учителю пути оптимизации учебного процесса.

Проведя анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по вопросам подготовки к ЕГЭ и планированию уроков, изучив структуру единого государственного экзамена по русскому языку нами предлагается следующая последовательность изучения материала. При внимательном рассмотрении части А можно отметить, что она состоит из нескольких блоков.

  1. Вопросы А1–А5 проверяют степень владения орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. К ним по типу примыкает вопрос А26 – на синтаксическую синонимию.
  2. Вопросы А6–А11 основаны на анализе микротекста в этих заданиях проверяются умения находить грамматическую основу предложения, давать его синтаксическую характеристику, различать части речи, определять лексическое значение слова в контексте, понимать логическую структуру текста. К этой же группе следует отнести задание А27, связанное с выбором предложения, наиболее полно и точно передающего содержание микротекста.
  3. Вопросы А12–А25 посвящены проверке грамотности. Первые семь вопросов этого блока – на орфографические, последние шесть – на пунктуационные правила.
  4. Вопросы А28–А30 направлены на анализ содержания и речевого оформления “большого текста”, который в дальнейшем служит материалом для заданий части В и С.

Мы предлагаем такую последовательность изучения блоков ЕГЭ:

  • вначале повторяются и закрепляются правила орфографии и пунктуации, необходимые для выполнения заданий 3-го блока, с тем, чтобы на протяжении всего оставшегося времени подготовки регулярно повышать грамотность школьников;
  • затем повторяются грамматические темы, необходимые для выполнения заданий 2-го блока части А и части В;
  • после этого целесообразно переключиться на вопросы 4-го блока части А, к которым и во время экзамена логичнее приступать после выполнения заданий части В;
  • далее начинается регулярная работа над сочинением части С;
  • и в последнюю очередь, по нашему мнению, следует разбирать вопросы 1-го блока части А.

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку состоит из нескольких этапов (обычно двух-трех), во время которых работа ведется в одном из пяти направлений.

Говоря об особенностях построения урока, необходимо отметить следующее. Готовясь отвечать на основные вопросы по орфографии и пунктуации в тестовой форме, выбирая ответ из предложенных, учащиеся чаще всего (и это, безусловно, правильно, так как позволяет экономить время и работать очень продуктивно) выполняют тренировочные упражнения, вставляя пропущенные буквы, а не пишут слова и предложения в тетрадях. Кроме того, прийти к верному ответу им порой помогает метод исключения заведомо неправильных вариантов. Многолетние наблюдения показывают, что даже при хороших результатах выполнения заданий 3-го блока части А навыки грамотного письма парадоксальным образом могут теряться. Поэтому желательно как можно чаще включать в план урока небольшие фрагменты самостоятельного письма с последующей проверкой. Считаю, что поурочное планирование М.М. Казбек-Казиевой помогло мне организовать подготовку к ЕГЭ максимально эффективно.

Сложнее всего, как мы все знаем, ученикам написать сочинение – рассуждение (часть С).

Думаю, что сочинение на первых порах желательно давать на основе текстов небольшого объема, доступные пониманию, так как большие тексты отпугивают и так неуверенных в себе учеников. Содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора.

Система заданий к тексту тоже должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то самое главное и высказать свое отношение, свое понимание.

Можно использовать в подготовке к экзамену части В и С, как рекомендует М.М.Казбек-Казиева, цикл рассказов – миниатюр А.И.Солженицына “Крохотки” – например, “Утенок”, “Шарик”, “Костер и муравьи”. Но и здесь нужно быть избирательными. Чаще всего мы работали с текстами пособия под редакцией Г.Т. Егораевой.

Трудности у ребят возникают в подборе аргументации, как на основе жизненного, и тем более читательского опыта. На занятиях мы подбирали литературные аргументы по проблемам, поставленным в экзаменационных текстах. Круг проблем, которые поднимаются в предлагаемых текстах, не так уж широк. Многие из этих проблем являются вечными, а это значит, они не могли не найти своего отражения в произведениях известных писателей.

Ребята завели читательский дневник, куда кратко записывали фамилию, имя автора, жанр, проблематику, имена главных героев, сюжет, опорные слова и словосочетания. У кого-то читательский дневник был более подробным, у кого-то – менее, но польза очевидна, потому что потом многие охотно заглядывали туда, пользовались этой подсказкой.

Одной из задач стоящей перед каждым учителем является поиск эффективного способа запоминания учебного материала учениками. Внимание и память у многих детей ослабленные. Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение. На помощь приходит мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.

Мнемоника дает возможность создания позитивного эмоционального фона, развития внимания и памяти, формирования ассоциативного мышления, умения обобщать и, наконец, формирует установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижение уровня тревожности.

Ассоциации порой создаются самым немыслимым образом, но служат своеобразным маяком для памяти. Вспомните название падежей как запоминали в начальной школе и последующую цепочку ассоциаций:

Этот прием помогает детям с ЗПР лучше усвоить учебный материал.

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19% до 61%. При этом важна также установка: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести.

Хочется отметить пособие “Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся”. Авторы весьма удачно разработали последовательность повторения лингвистических тем, мнемонические правила, помогающие ученику подготовится к ЕГЭ.

Например, по теме “Спряжение глаголов” запомнить слова-исключения помогает следующая рифмовка:

У глаголов два спряженья:
-ешь и -ишь. Вот исключенья:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть
.

При отработке этой орфограммы можно прибегнуть к помощи рисунков-ассоциограмм.

В цифре “один римское” вырисовывается буква “Е”, а в цифре “два римское” “И”.

Поэтому гласная Е пишется в окончаниях глаголов первого спряжения , гласная И второго.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ :

Слово “ОДЕТЬ” имеет значение “покрыть чье-либо тело одеждой ”. ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, одеть ребенка, одеть куклу.

Слово “НАДЕТЬ” имеет значение “покрыть одеждой себя ”. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, надеть пальто, платье, шапку. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (надеть на кого? что? – надеть на ребенка пальто ).

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
Надеть одежду можно.
Одеть Надежду можно.

Приведем еще коротенькие стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила и исключения из них:

Корень РОС влюбился в О ,
Ему очень повезло.
Там, где есть СТ и Щ ,
Пишем только букву А.

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали.
Он РОСТОК себе купил
Где-то на базаре.
Слова-исключения пишем с О,
Их запомнить нам легко!
Только ОТРАСЛЬ одна
Не может жить без буквы А !

Корень ЛАГ на корень ЛОЖ
Очень даже не похож:
В корне ЛАГ мы пишем А !
Это знает вся страна!
В корне ЛОЖ мы пишем О ,
Ему очень повезло.

Часть правила о чередующейся гласной в корне слова, звучит так: “В корнях -бир- – -бер-, -мир- – -мер-, -дир- – -дер-, -пир- – -пер- и т.д. в корне пишется буква и , если после корня стоит суффикс -а-, если его нет, пишется буква е. Например, собирать – соберемся”. Однако эту же часть орфограммы можно назвать “правилом осла ”: соби ра ть – Иа! Иа!

Разные типы объяснений с таблицей и озвученными примерами помогают учащимся запомнить, а самое главное, применить правило на практике.

Запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. Такие мнемонические рифмовки помогают успешнее освоить слова, входящие в орфоэпический минимум, который необходимо знать для правильного выполнения задания А1 ЕГЭ по русскому языку. Например:

1) Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.

2) Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.

3) Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.

4) Снова бегемот
Сломал нефтепровОд.

5) ОбеспЕчение,

Нет никакого печенья! (Или обеспЕчьте пЕчью. )

Для запоминания слов с правильным ударением в пособии С.В. Драбкиной рекомендуется использовать рисунки-ассоциограммы, на которых при помощи запоминающегося зрительного образа показывается сходство ударной гласной буквы с каким-то предметом. Например, в слове откУпорил ударная гласная – буква У – изображается в виде штопора, а в слове дОверху – находящаяся под ударением буква О рисуется похожей на овальную вазу, до самых краев заполненную водой, льющейся из-под крана.

3) При изучении темы “Словообразование” дети допускают ошибки, путают морфемный разбор с словообразовательным.

1) хитрый → хитрость → бесхитростный → бесхитростность;

2) холод → холодный → холодноватый → холодноватость;

3) масло → масляный → маслянистый → маслянистость;

4) обогревательный → обогревать (а не греть);

5) бесшумно → бесшумный (а не шум).

Важно объяснить детям доходчиво: “Делаем только шаг назад”.

4) При изучении темы “Виды связи в словосочетаниях”, дети оживлялись, услышав слово СУП (согласование, управление, примыкание), это также служило лучшему запоминанию учебной информации. Далее вспоминаем: СУП – согласование (согласуется в роде, числе падеже), управление (управляет падежами), примыкание (примыкает по смыслу, зависимое слово – неизменяемое).

Что касается орфоэпии, то при подготовке к ЕГЭ важным подспорьем может стать использование различных аудиосредств.

Важно также самим произносить слова, читать вслух, соблюдая нормы ударения, что ученики делали как на уроках, так и дома (например, прикрепив распечатку слов, на холодильник). Главное чтобы трудные случаи орфоэпии систематически были на слуху у детей.

Кроме того, в конце каждого учебного года ученики этого класса сдавали зачет по билетам. Готовились самостоятельно по учебникам, справочникам, волновались. (Кстати, готовиться предпочитали по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской). “В этих учебниках все понятно” – говорили дети.

Считаю, что систематизация изученного материала таким способом порой необходима, так как это стимулирует ученика. И те знания, которые он добыл самостоятельно, работая с источниками, будут прочными и помогут в дальнейшем успешно сдать ЕГЭ.

Большое значение имело и то, что, несмотря на особенный – коррекционный вид класса, ученики принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе. Это защита проектов по русской литературе, участие в “Гоголевских чтениях”, в конкурсе инсценировок, чтецов. Внеурочная деятельность позволяет учителю лучше узнать учеников, понимать их, принимать такими, какие они есть.

Важно не забывать, что современный ребенок часто включен в процесс негативного программирования, поскольку взрослые склонны скорее отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах, становится пессимистом. Пессимизм сегодня у многих, к сожалению, становится привычным состоянием жизни. Психологи утверждают, что именно пессимисты – их 30% – провалят экзамены.

Наблюдая за учениками, видишь насколько важно для них получать положительную обратную связь именно от учителя. Поэтому не надо скупиться на искренние человеческие слова поддержки.

1) Не использовать обобщений типа: “Ты всегда плохо работаешь!”, “Ты никогда не выполнишь, не сдашь …”, и т.п. Лучше сказать уклончиво: “Сегодня ты недостаточно старался”

2) Подбадривать крылатыми фразами:

– Не ошибается тот, кто ничего не делает;
– Успех радует, а ошибка учит;
– Умный не стремится избегать ошибок, но стремится их исправить;
– Дорогу осилит идущий.

3) Включать в урок такие задания как

– “Исправь ошибки друга”, задача задания – вызвать реакцию: “Я нашел ошибку. Я могу исправлять ошибки у других, значит – знаю эту тему”.
– Отвечать на вопрос “Почему ошибся?” – “Не знал проверочное слово, не выделил корень, не знал орфограмму”, основной посыл: – “У всякой ошибки нужно искать причину”.

Такие задания будут способствовать развитию у детей познавательной рефлексии.

Систематизированное применение нетрадиционных приемов и методов, позволяющие воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, будет способствовать развитию памяти, мышления, воображения и познавательного интереса к урокам русского языка, повысят учебную мотивацию.

Я убедилась в этом. Мои ученики успешно сдали ЕГЭ и поступили в те учебные заведения, в которые хотели.

Список использованной литературы.

  1. Казбек-Казиева М.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Поурочное планирование для учителей: учебно-методическое пособие. М: Дрофа, 2010.
  2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М: Издательство “Экзамен”, 2011.
  3. Драбкина С.В.,Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. Москва. Интеллект – Центр 2012.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  5. Гобова Е.С. Зачем детям ходить в школу? – М., 1997.
  6. Шапиро Н.А. О пользе прописных истин – М., 2011.