Все правила по русскому с 1. Все правила русского языка — начальная школа

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Ударение.
УДАРЕНИЕ - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок ("), показывающий такое выделение.
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ - это выделение голосом одного из слогов в слове: станция, улица, деревня.

Слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Остальные слоги безударные: банан, палатка. Ударение всегда падает на гласный звук.
В словах, содержащих букву ё, гласный звук, который ею обозначается, всегда ударный. В словах обычно бывает одно ударение: лесок, речной, денек, простая, летает.

В сложных словах выделяется также дополнительное ударение, более слабое: сенокосилка, морозостойкий. Причём основное ударение в сложных словах всегда падает на последний из корней.
В русском языке ударение нередко выполняет смыслоразличительную функцию: парить - парить, уже - уже, чудно - чудно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
Слова категории состояния 135
Служебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Все правила, 1-4 класс, Справочник, Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.


Правила русского языка 1-2 класс
УМК «Гармония»
Речь.
В речи главный работник-слово.
Правила переноса слов.
Слова чаще всего переносятся по слогам.
Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.
Нельзя переносить слог из одной буквы.
Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.
Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.
Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.
Какие бывают слова.
В речи есть слова: названия, указатели, помощники.

Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:
- кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка…)- что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)
- сколько? (количество- много, двадцать …)
- какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)
- что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)
-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?
Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.
Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собой другие слова.Собственные имена.
Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).
Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.
Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся с большой буквы. (Россия, Америка, Cаратов, деревня Богатовка, река Волга, журнал “Мурзилка” …).
Разные языки: родной и иностранные.
Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.
У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.
Язык иной (другой) страны – иностранный.
Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.
Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.
Речь устная и письменная.
Мы выражаем мысли с помощью предложений. В устной речи отделяем их друг от друга короткими остановками, паузами.
В письменной речи мы отмечаем начало предложений большой буквой, а конец-точкой, вопросительным (?) или восклицательным(!) знаком.
Когда мы выражаем мысль спокойно, без особых чувств, то ставим точку(.).
Когда подчёркиваем чувства, мы пишем восклицательный знак (!).
Когда задаём вопрос, нам нужен вопросительный знак (?).
Помни: большая буква в начале строки стихотворения не всегда показывает начало предложения.
Не забудь, что в устной речи нам помогают передать чувства голос, жесты, выражение лица (мимика).
В письменной речи знаки в конце и внутри предложений помогают нам лучше понимать друг друга.
В устной речи между предложениями мы обычно делаем короткие паузы. Между словами чаще всего таких остановок нет.
Но в письменной речи слова нужно обязательно отделять друг от друга пробелами.
Ľ _ - _ - _.
Старайся запоминать все слова-помощники, которые тебе встречаются. Их нужно научиться замечать в речи так же, как ты замечаешь на улице своих знакомых.
Помни: при перечислении перед словом-помощником и запятая чаще всего не ставится.
Всегда ставим запятую при перечислении без слов-помощников.
Чтобы узнать, есть или нет слово-помощник, надо попробовать в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова-помощника; можно - оно есть и пишется отдельно.
Звуки русского языка
Звуки в нашей речи ставят в особые скобки: .
Гласные.
Гласные буквы Гласные звуки
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. [а], [о], [у], [ы], [и], [э]
10 букв 6 звуков
Гласные
а, о, у, ы, э и, е, ё, ю, я
Показывают твёрдость предыдущего согласного Показывают мягкость предыдущего согласного
Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую: [ п" ],[ н"],[ т"].
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.
Буква е – [э] или [й"] [э]. Буква ё – [о] или [й"] [о].
Буква ю – [у] или [й"] [у]. Буква я – [а] или [й"] [а].
Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных.
е – [э] вес [в"эс] ё – [о] вёз [в"ос]
ю – [у] тюк [т"ук] я – [а] вяз [в"ас]
Два звука буквы е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:
В начале слова Ель [й"эл"]
После гласных Стоял [стай"ал]
После Ъ,ЬВьюга [в" -й"угаСъёмка [с-й"омка]

Согласные.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные
Звонкие [б] [в] [г] [д] [ж] [з]
Глухие [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Непарные
Звонкие [й"] [л] [м] [н] [р] Глухие [х] [ц] [ч"] [щ"]
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные
Твёрдые [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие [б"] [п"] [в"] [ф"] [г"] [к"] [д"] [т"] [з"] [с"] [л"] [м"] [н"] [р"] [х"]
Например: [б]-быть, [б"]-бить [в]-выть, [в"] – вить.

Непарные
Твёрдые [ж] [ш] [ц] - всегда твёрдые
Мягкие [й"] [ч"] [щ"] – всегда мягкие
Например: [ж] – жир [щ"] - щука

Буквы русского языка.
Алфавит.
Все буквы языка, расположенные по порядку, - это алфавит.
Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка “альфа” (α) и “вита” (β).
Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образо-валось от старых названий русских букв “аз” и “буки”.
Учёные располагают все слова в словарях в алфавитном порядке (по алфавиту), чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.
Помни!
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинакова, то по третьей.
Как работают буквы?
Обозначаем мягкость согласных звуков.
Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.
_ O = O Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного
а я пишу буквы …
о ё
у ю Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного
э е пишу буквы …
ы и


Приложенные файлы

Никита Юкович

Шеф‑редактор «Тинькофф‑журнала».

Статей об ошибках, которые всех бесят, много. Поэтому я написал не об ошибках, а о правилах - они иногда бесят ещё сильнее.

1. «По приезде» и «по прилёте», а не «по приезду» и «по прилёту»

В значении «после чего‑либо» предлог «по» употребляется с предложным падежом: по приезде, по прилёте, по возвращении.

Предлог «по» употребляется с дательным падежом, если указывает:

  • на поверхность или пространство (ползёт по столу, ездит по Европе);
  • на предмет, на который обращено действие (ударить по лицу);
  • на лицо или предмет, о котором думают или скучают (скучаю по тебе);
  • на причину (по своей глупости);
  • на предмет, на который распространяется действие (нужно что‑то решить по правкам).

А ещё употребляется с винительным падежом, когда указывает на предмет, которым ограничивается действие (по самые гланды). Но если мы говорим, что что‑то произойдёт только после определённого события, то использовать нужно предложный падеж.

2. «Кофе навынос», а не «кофе на вынос»

Мы используем наречия, когда нам нужно охарактеризовать предмет. К кофе навынос ближе вопрос «какой?», а не «куда?» или «на что?».

В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

3. «5,5 рубля», а не «5,5 рублей»

Тут пруф легко найти, например, у Розенталя или Мильчина: при смешанном числе существительным управляет дробь. Поэтому: 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели).

Много возражений: но ведь, когда мы видим «9,5 недель», мы читаем «девять с половиной», а не «девять целых пять десятых». Если придерживаться правил, получается так: если нужно, чтобы прочитали как «девять с половиной», напишите «девять с половиной».

4. «До ско́льких», а не «до скольки́»

У слова «сколько» нет формы «скольки»:

5. «Экономкласс», а не «эконом‑класс»

Слово «экономкласс», в отличие от «бизнес‑класса», сложносокращённое, а не сложное: первая основа сокращена («эконом» от «экономичный»).

А сложносокращённые слова пишутся слитно: танцкласс (танцевальный класс), драмкружок (драматический кружок), экономкласс (экономичный класс).

6. Нелогичный дефис в англицизмах

Если верить словарю , в «дедлайне» дефиса нет, а вот в «фуд‑корте» и «чек‑листе» есть.

Таких примеров много - кажется, что определённой системы нет и слова попадают в словарь как попало. Создаётся ощущение, что заимствованные слова должны пройти этот путь: мытарство без занесения в словарь; занесение с труднообъяснимым дефисом; изменение нормы на более логичное написание без дефиса.

7. Несклоняемый бариста

В отличие от ранее заимствованных из итальянского giornalista («журналист») и даже fascista («фашист»), «бариста» пока недоассимилировался: сохранил итальянское окончание и не склоняется. Но я думаю, что всё изменится: язык ведь живёт и меняется.

Где пруфы, Лебовски?

Что делать с этой информацией

Вот несколько вариантов:

  1. Постоянно поправлять собеседников и поэтому всех бесить.
  2. Беситься, что эти нормы дурацкие, занести в редакционную политику варианты, которые кажутся правильными, и жить спокойно.
  3. Кручиниться и доказывать в комментариях, что живые люди так не говорят, поэтому нормы пора переделать.
  4. Говорить так, как привычно.

Я написал этот пост не для того, чтобы обличить кого‑то в невежестве или призвать всех писать так, как требуют правила. Что‑то из этого мне самому кажется очень странным. Остаётся надеяться, что со временем нормы станут более логичными.

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.

Основные правила и понятия по русскому языку за 1 и 2 классы

ЛЕНТА БУКВ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Э

О

У

А

Ы

Б

В

Г

Д

З

Ж

М

Л

Р

Н

Й

ЗВОНКИЕ

Ъ

Е

Ё

Ю

Я

И

П

Ф

К

Т

С

Ш

Х

Ц

Ч

Щ

ГЛУХИЕ

Ь

АЛФАВИТ

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная,

2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

А Б В Г Д Е Ё

а бэ вэ гэ дэ е ё

Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое

Н О П Р С Т У

эн о пэ эр эс тэ у

Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ

эф ха цэ че ша ща твёрдый

знак

Ы Ь Э Ю Я

ы мягкий э ю я

знак

Гласные звуки

[а], [о], [э], шума нет безударный

[и], [ы], [у]

ВЫВОД:


Сколько гласных звуков, столько и слогов:

У – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно , а в безударной позиции подвергаются изменениям :

    безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако] ;

    безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];

    после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

Гласные «Хитрые»

буквы – звуки гласные буквы

а – а е й΄ я й ΄

я – а - э а

э – э ё й ΄ ю й΄

е – э - о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о - 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю

ю – у - 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я ,

и – и по ё м

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл].

Возьмите на заметку!

1. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

2. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

БУКВА

[ ЗВУК ]

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ

Буквы ъ, ь не обозначают звука!!!

Ударение всегда падает на гласный звук!

Слог, в котором гласный звук находится под ударением, называется ударным. Остальные слоги – безударные.

Значения слов

СОСТАВ СЛОВА

    КОРЕНЬ – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать - поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

Однокоренными или родственными словами называются все слова с одинаковым корнем и схожим значением.

    ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.

    ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.


Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

вы ход – в ход, у ход, при ход, ходит

    СУФФИКС – это часть слова, которая находится после корня (между корнем и окончанием) и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

    ОКОНЧАНИЕ – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг – другу, друга, другом, о друге

Умный – умная, умную, умные, умное

Пришёл – пришла, пришло, пришли

Орфограммы

1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

сн е жинка - снег

ст о р о на - ст о роны, стор о нка

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тр а ва –тр а вы
Зв
е зда – зв ё зды

2. Много – один

Ш а ги – ш а г
Гр
а чи – гр а ч

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

См о трел, см о треть - см о трит
П
и сал, п и сать - п и шет

1. Слово – предмет (имя существительное)

Тр е щит – тр е ск
В
о дичка - в о ды

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Т е мнота – т ё мный
Л
а скает – л а сковый

3. Слово – действие (глагол)

К о рмушка -к о рмит
х
о дьба – х о дит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

К о вёр – к о врик
гн е здо - гнёздышко

2. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

3. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА, НА КОНЦЕ СЛОВА

Правило : чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р, в .

4. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

сер д це - сер д ечный

радос т ный - радос т ь

со л нце - со л нышко

5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН

7. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

(Ь – показатель мягкости согласного звука)

согласный - Ь тетрад ь

согласный - Ь - согласный т ь ма

8. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК

Е (учен ь е )

- Ё (бел ь ё )

согласный - Ь - Ю (в ь юга )

Я (лис ь я )

И (вороб ь и )

9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ ЗНАК

Е (под ъ езд )

Ё (с ъ ёжился )

согласный - Ъ - Я (об ъ явление )

Ю (пред ъ юбилейный )

10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Написание удвоенных согласных в словах проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.

пе рр он жу жж ать а и обозначает предмет (явления, чувства …).

Имена существительные изменяются по числам.

Словосочетание – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание не содержит законченную мысль!

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

(вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

! это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

отвечает на вопросы кто? или что?

отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?

подчёркивается одной чертой

подчёркивается двумя чертами

может быть одно подлежащее

Ночь . Поздняя осень .

может быть одно сказуемое

Морозит . Запиши в тетрадь.

Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются!

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет главную мысль (что хотел передать читателям автор) и тему (о чем говорится в тексте).

Типы текстов

Текст – повествование:

    говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;

    действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;

    можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

    говорится о признаках предмета или явления;

    все признаки можно увидеть одновременно;

    можно поставить вопрос: какой предмет?

Текст – рассуждение:

    говорится о причинах явлений;

    их нельзя увидеть, но можно понять;

    можно поставить вопрос: почему это так?