Впечатления я не ищу гармонии в природе. «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого

Урок №54. Литература, 8 класс Дата……………

Тема : Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».

Цели:

Образовательные

Углубить знания уч-ся о творчестве поэта; помочь понять идею, художественные особенности стих-ий, авторскую позицию в произведениях, развития темы красоты в творчестве Заболоцкого..

Развивающие

Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать художественное произведение; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

Воспитательные

воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.

Оборудование : учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

    Оргмомент , самоопределение к деятельности.

    Актуализация изученного, проверка домашнего задания.

Опрос:

    Каковы темы и идеи произведений Н.Заболоцкого?

    Какова идея стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

    Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?

Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел.

Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

  1. Мотивация к изучению новой темы.

    Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы закончили разговор на сопоставлении стих-ия поэта и портрета. Любовь поэта к живописи сказалась не только в его многочисленных пейзажах и желании «души изменчивой приметы переносить на полотно».

Это отразилось, например, в стих-иях «В кино», «Старая актриса».

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса»

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса» => учитель (учебник: стр.78-79)

Выявление первичного восприятия

  • Какие впечатления остались после чтения сти-ия?

    Какие образы возникли в ходе чтения стих-ия?

    Что привлекло внимание в произведении, показалось непонятным?

Анализ стихотворения «Старая актриса»

1)Композиция стих-ия

Аналитическое задание: прочитайте стих-ие внимательно и выделите смысловые части.

  1. Описание прошлого старой актрисы

    Рассказ о настоящем актрисы

    Рассказ о судьбе бесприютной девочки, полуродственницы, полуслужанки

2)Художественные ассоциации

    Что объединяет стих-ие «Старая актриса» с произведениями ивописного искусства?

В стих-ии, как и на портрете, нарисованном художником, тщательно выписаны все детали.

    Образ старой актрисы

Аналитическая беседа:

«выраженье тяжелой заботы» на лице женщины =>отражение внутреннего мира человека

    Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»

  • Опыты выразительного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»

    Обмен мнениями

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

Выразительное чтение стихотворения – учитель

Слово учителя:

Первым стих-ем с пометой «1947 год» является стих-ие «Я не ищу гармонии в природе».

Это программное произведение, которым автор, нарушая хронологическую последовательность, начинает вторую часть подготовленного им перед смертью «Полного собрания»

Аналитическая беседа :

  • В какой строфе стих-ия высказана точка зрения, противополоная представлениям русских поэтов о гармоничности природного мира, благотворно влияющего на душу человека?

Исследовательское задание №1 : найдите в тексте словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление ее к гармонии.

В чем смысл противопоставления этих начал?

Выводы : с одной стороны – мир «противоречий»; с другой – предчувствие природы разумного союза с человеком.

Исследовательское задание №2 =>

Задание : определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор и какова их роль?

Метафоры

Мир насытится игрой

Олицетворения

Умолкнет ветер

Эпитеты

Слепая ночь

Выводы: в озникает образ природы, похожей на уставшего от бесплодных усилий человека.

Исследовательское задание №3 => групповая работа с последующим обсуждением.

Задание: прочитайте отр. со слов «И в этот час печальная природа…». Какой образ будущего видит во сне природа? Как в этом образе выражается авторское видение взаимоотношений человека и природы?

Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции. Жизнь природы связана с жизнью человека.

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся

  • Опыты выразительного чтения уч-ся «Я не ищу гармонии в природе»

    Обмен мнениями

Словарная работа

  • Прообраз

Осмысление терминологии урока

Глагольная метафора, метафориче­ский эпитет

Консультация учителя по вопросам уч-ся

  1. Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

    Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

    Домашнее задание:

    Наизусть стих-ие (по выбору).

    Рефлексия.

Не являясь одним из популярных поэтов советской эпохи, тем не менее, Николай Заболоцкий занимает заметное место в русской и советской литературе. Своей неоднозначностью, своим нестандартным взглядом на вес процессы, происходящие в мире и в обществе. Вся сложность судьбы русского поэта на переломе политической системы, кардинальных перемен в обществе, политических репрессий и становления нового государства отразилось в его творчестве. Самое известное стихотворение поэта «Я не ищу гармонии в природе» явилось квинтэссенцией его понимания мироустройства в это непростое время.

Отражение внутреннего смятения в глубинных стихах

Созданное в 1947 году, это стихотворение находит отклик и в сегодняшнем мире. При первом прочтении создаётся впечатление, что это финал творчества поэта, настолько они пессимистичны. Отражение собственной неустроенности, непринятие навязываемых ценностей отражается в описании природы, как продолжение отношений в человеческом обществе. Похожие мотивы прослеживаются у многих поэтов и писателей того времени. Подмена морали и общечеловеческих ценностей политическими и классовыми мотивами вызывала внутренний протест в душах русской творческой интеллигенции. Не случайно поэт выделял для себя творчество А. Блока со всем его символизмом. И только позже приходит понимание всей глубины образов, которые больше обращены к будущему, после того, как обращаешься к другим произведениям поэта.

Описание отсутствия гармонии в природе, невозможности существования равновесия в ней в принципе, продиктованы скорее наблюдениями за обществом и собственными переживаниями, а не сформировавшейся философией. Обвинения, выраженные как «огромный мир противоречий», обращены не к природе - к человеку. Отсутствие соразмерности и бесполезность «буйного движения» поэтом показаны как следствие собственной усталости и неверие в гармонию человека. Кажущийся перенос «прообраз боли человечьей» из природы, на самом деле является образом несовершенства современного общества. Ведь далее возникает аллегория отношений «матери и дитяти», где именно природа является любящим совершенным началом. Как человек, серьёзно интересовавшийся живописью, Заболоцкий не мог не видеть этого совершенства природы. Но успокоение от собственного смятения и усталости он видит только в «тихом часе осеннего заката», и в этом проявляется весь трагизм стихотворения.

Художественный приём «антитеза»

Противопоставление, как художественный приём, наиболее часто используется Н. Заболоцким в своих стихах. Он старается не использовать часто метафоры и гиперболы, старается передать свои ощущения проведение своеобразной оси «верх-низ», противопоставляя простые и понятные образы. Контраст оказывается более выразительным, чем преувеличение. «В ожесточённом пении ветров - и тихий час осеннего заката», «И не мила ей дикая свобода, где от добра неотделимо зло», «от бесполезно тяжкого труда - и мерный звук разумного труда». Такие образы заставляют почувствовать всю экспрессию, спрятанную в произведении. По мнению многих критиков, стройность всего стихотворения нарушается двумя последними четверостишиями, невозможностью понять вдруг изменившийся образ. Но эта аллегория является не только законченным образом справедливости и жертвенности матери-природы по отношению к человеку. Это и скрытый ироничный реверанс в пользу административных тенденций в требовании воспевания торжества классового подхода и свободного труда, торжества «укрощения природы человеком».

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата

Уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека,

Являющегося, по всем канонам, венцом творения.

Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь.

Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т. е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная...
  2. В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его...
  3. Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX...
  4. В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл....
Выпишите средства выразительности (метафора, инверсия, анафора, аллитерация) из стихотворения " Я не ищу гармонии в природе"

Я не ищу гармонии в природе

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.

Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.

Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».

Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.

Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…»), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.

Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.