Веймарская республика в германии. Веймарская республика в германии Веймарская конституция 1919 г форма правления

Важнейшим нововведением Основного закона стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства , в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн жителей, земель (областей).

По структуре Конституция состояла из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев».

Отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первом месте был перечень прав и свобод , не был случайным. Г. Прейс и его коллеги по Конституционному комитету считали, что «сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права».

Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип «народного единства» и «народного суверенитета» («суверенитета единого германского народа», который «дал себе эту конституцию»), а также принципы «свободы» и «социальной справедливости».

Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династическая традиция государственной власти , так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент .

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы - ландтаги - и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст.ст. 36-39).

Права земель были значительно ограничены в области законодательства в финансовой сфере. В ст.ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Ряд сфер общественной жизни - внешние отношения, гражданство , таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие - регулировались исключительно законодательством империи (ст. 6).

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения конституции.

Более того, согласно ст. 63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов .

Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74), «опрокинуть» которое он мог только с помощью вторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированным большинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался в одобрении рейхсрата.

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении по-правок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о по-правках в Конституцию мог служить поводом для референдума , «если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования» (ст. 76 п. 2).

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики , решающее значение которого определялось его всенародным избранием, длительным сроком нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему как внепартийному «арбитру» и отводилась главная роль в установлении на основе консенсуса политической стабильности в стране. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять «парламентскому абсолютизму ». Президент имел право отменить закон, принятый рейхстагом, с помощью референдума (ст. 73).

Правительство назначалось президентом в принципе без учета мнения парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54). Каждый член правительства должен был уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Сам президент перед рейхстагом не отвечал, но на правительство по правилу контрасигнатуры переходила ответственность за все приказы и распоряжения президента, в том числе и в отношении вооруженных сил, так как они должны были скрепляться подписью рейхсканцлера или соответствующего министра. По ст. 25 Конституции, у президента было такое эффективное средство воздействия на рейхстаг, как право его роспуска, но не более «одного раза по одному поводу».

Согласно ст. 43, президент по предложению рейхстага мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Ст. 59 Конституции предусматривалась сложная процедура импичмента, требующая предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в «преступном нарушении Конституции или имперского закона» не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинством членов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриваться Государственным судом Германской империи.

Гражданские права, свободы и обязанности по Конституции 1919 года

«Веймарским школьным компромиссом» определялось содержание гл. 4 этого раздела - «Просвещение и школа», в котором закреплялась обязательность «всеобщего школьного обучения», по общему правилу, в «народной школе». К единой «народной» системе образования относились и высшая школа, при этом «руководящим началом, для приема ребенка в определенную школу должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не «имущественное» и общественное положение. его родителей » (ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).

Сугубо компромиссный характер носили положения главы 5 - «Хозяйственная жизнь», в котором, главным образом, рассматривались проблемы наемного труда, отношений между предпринимателями и рабочими.

Конституция возлагала на государство обязанность всемерно поддерживать развитие предпринимательства, поддерживая при этом «средний класс» (поощрять его путем законодательства «в сельском хозяйстве, промысловой и торговой деятельности» (ст. 164, п.1), содействовать включению в «общее хозяйственное дело промысловых и кооперативных товариществ», обеспечивать «хозяйственную свободу отдельной личности» (ст. 151, п. 1), свободу договоров в хозяйственном обороте (ст. 152, п. 1), пресекать ростовщичество (ст. 152, п. 2) и пр.

На государство возлагалась особая ответственность в деле «социализации собственности » исходя из принципиально новой ее трактовки: «Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу» (ст. 153, п. 3).

В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения «каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы».

Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, «для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки» (ст. 155, п. 1).

Вместе с тем «обработка и пользование почвой. землевладельца» закреплялись в Конституции в качестве его «обязанности по отношению к обществу» (ст. 155, п. 3).

В Конституции подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство «рабочей силе». Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях «сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений» (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование «для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства», а также в случае «старости, недугов и различных жизненных случайностей. » (ст. 161, п. 1).

В ст. 163 закреплялось право «добывать себе содержание трудом».

Но в условиях экономического кризиса 20-х - начала 30-х гг. XX века социальные права оставались пустыми декларациями.

Веймарская конституция учредила в Германии республику, действующую на принципах парламентской демократии и федерализма. Однако было сохранено название «Германская империя». Многие положения новой конституции были заимствованы из нереализованной конституции Германской империи 1848 г.

В соответствии с германскими конституционными традициями Веймарская конституция состояла из трех частей. В первую очередь она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи и входящих в её состав земель (бывших союзных государств кайзеровской империи). Далее конституция устанавливала органы имперской государственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Третья часть конституционных норм регулировала отношения между государством и гражданами. В отличие от Имперской конституции Бисмарка 1871 г. Веймарская конституция устанавливала во второй части обширный перечень основных конституционных прав и свобод.

Высшим законодательным органом являлся рейхстаг . Он избирался на 4 года всеобщим прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов – больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой парламента.

Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась «Единая Германия». Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария – 10, Саксония – 7, Вюртемберг – 4, Баден – 3, Гессен – 2, Гамбург - 2, Тюрингия - 2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум.

Германия и по новой конституции оставалсь централизованной федерацией. Всего создавалось 18 субъектов федерации, получивших название земель: 15 республик и 3 «вольных города», пользовавшихся автономией. Хотя каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство, федеральные органы власти имели приоритет в решении большинства вопросов в политической, социально-экономической и правовой сферах.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую:

а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента.

б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (этим правом воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера).

в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции.

г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего порядка». Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод.

д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на президента.

Конституция подчеркивала особое значение главы имперского правительства – канцлера, которому поручалось «формирование руководящих принципов политики».

Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно».

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т.д. Однако на государство были возложены обязанности «нравственного попечения о душе» и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви).

Конституция объявила частную собственность социальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение».

При изучении истории создания Веймарской кон­ституции 1919 г. необходимо выяснить соотношение со­циально-политических сил Германии, сложившееся в результате революционных событий 1918-1919 гг., об­ратив особое внимание на расстановку сил в Учреди­тельном собрании, на характер политико-правовых ус­тановок тех партий, партийных фракций, которые при­нимали непосредственное участие в разработке Конституции.

Конституция 1919г. стала одним из самых демокра­тических правовых документов своего времени. Ее глав­ное содержание нашло отражение в тех компромиссных положениях, которые призывали к утверждению «на­родного суверенитета», «гражданского мира», «сотруд­ничества всех классов», к «свободе» и «справедливости». Демократический характер Конституции, обозначившей конец эпохи традиционного для страны самодержавия, был обусловлен не только политическим компромиссом различных социально-политических сил в Учредитель­ном собрании, но и теми кардинальными изменения­ми, которые произошли в Германии на переломном, революционно-демократическом этапе ее истории, с ноября 1918 по июль 1919г.

Необходимо осознать природу этих перемен, их цели и значение. При рассмотрении основных черт Веймарс­кой конституции целесообразно обратить особое внима­ние на ее новые принципы и политические установки но сравнению с Конституцией 1871 г.: «народный суве­ренитет», «социальная справедливость», демократичес­кий республиканизм и федерализм.

Исследуя особенности формы государства в Веймаркой республике, следует выявить (на основе анализа соответствующих статей Конституции) отличие ее фе­дерального устройства от федерального устройства по Конституции 1871г., четко определить форму правления, а также характер политического режима, методы способы осуществления государственной власти.

2. Государственный строй по Веймарской конституции 1919 г. Парламентско-республиканская форма правления и федерально-административная форма государственного устройства. Демократические права и свободы по Конституции 1919г.

При анализе системы высших органов власти требуется рассмотреть демократический порядок их формирования, объем полномочий рейхстага как органа народного представительства, рейхсрата как органа пред­ставительства земель и президента, которому формально отводилась роль «внепартийного арбитра».

Исследуя специфические черты германского феде­рально-административного устройства, нужно показать, как Веймарская республика путем введения новых прин­ципов создания верхней палаты парламента, а также сложного принципа распределения законодательные прав между империей и землями (ст. 6-12), основанного на главном постулате: «имперское право имеет преимущество перед правом земель» (ст. 13), преодолевала традиционный политический гегемонизм Пруссии.



Кроме того, необходимо обосновать утверждение, что порядок разделения сфер общественных отношений на регулируемые исключительно законодательством империи, преимущественно законодательством империи, законами издаваемыми империей «по необходимости» и законами отдельных земель, был введен с целью усиления центральной федеральной власти как необходимого условия преодоления острого экономического, политического социального кризиса в послевоенной Германии.

Следует подчеркнуть также, что в соответствии с установками на усиление общеимперской власти было опре­делено, в значительной мере содержание и других положе­ний Конституции 1919г. Империи принадлежали, например, важнейшие полномочия в финансовой сфере: опре­делять размеры и порядок поступления доходов в имперс­кую казну, вмешиваться в местное налоговое обложение отдельных земель (ст. 11) и др. К полномочиям земель Кон­ституция относила главным образом административные местные вопросы, исполнение общеимперских законов.

При выявлении характерных черт Веймарской кон­ституции, ее принципиальных отличий от Конституции Германской империи 1871 г. необходимо обратить вни­мание на широкий круг демократических прав и свобод немецких граждан, особенно на социальные права, на принципиально новую трактовку права собственности (ст. 153), на нормы трудового права (ст. 157, 159, 165 и др.), социального обеспечения (ст. 161 и пр.), на право рабочих участвовать в определении хозяйственной по­литики государства (ст. 165). Веймарская конституция 1919 г. открывала, таким образом, новую страницу в об­ласти прав и свобод граждан путем придания соци­альным правам (второму поколению прав и свобод) кон­ституционного статуса, что напрямую было связано с особенностями Ноябрьской революции 1918 г., испы­тавшей, в свою очередь, сильнейшее влияние Октябрь­ской революции 1917г. в России, ее социалистических лозунгов и требований. Конституции «новой волны», принятые в ряде стран после Второй мировой войны, восприняли и развили этот социальный аспект прав и свобод граждан Веймарской конституции 1919г.



Студенту следует охарактеризовать и те исторические обстоятельства, в силу которых демократические права и свободы Веймарской конституции 1919г. не были вопло­щены в жизнь (отсутствие необходимой экономической базы, должного уровня общественного сознания, полити­ческой стабильности, сохранение дореволюционного бю­рократического аппарата в послевоенной Германии и пр.).

Конституция 1919 г., вошедшая в историю под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам. Она разрабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократическом, сугубо компромиссном содержании ее положений, в призывах к “гражданскому миру”, “сотрудничеству всех классов”, к “свободе” и “справедливости”.

Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн. жителей, земель (областей).

Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип “народного единства” и “народного суверенитета” (“суверенитета единого германского народа”, который, как записано в преамбуле, “дал себе эту Конституцию”), а также принципы “свободы” и “социальной справедливости”. Провозглашением “народного суверенитета” разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства, которая имела весьма специфический характер. Веймарская конституция отвергала формулу старой Конституции 1871 г. о “союзе династий”, способствовавшую раздробленности, засилию юнкерства на местах, обнаруживая явную склонность к унитаризму. Бывшие “союзные государства” получили название земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст. 36-39).



Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. В ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Империи принадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов в имперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельных земель, издавать законы, устанавливающие принципы “допустимости и способы взимания в землях налогов” (ст. II).

Значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право приводить в исполнение имперский закон, если “имперский закон не постановил иначе” (ст. 14). Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено право имперской “экзекуции” (ст. 48).

В соответствии с конституционным принципом народного суверенитета рейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятия простых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом.

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения Конституции. Более того, согласно ст. 63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов.

Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74), “опрокинуть” которое он мог только с помощью вторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированным большинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался в одобрении рейхсрата.

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении поправок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о поправках в Конституцию мог служить поводом для референдума, “если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования” (ст. 76 п. 2).

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики, решающее значение которого определялось его всенародным избранием, длительным сроком нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему как внепартийному “арбитру” и отводилась главная роль в установлении на основе консенсуса политической стабильности в стране. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять “парламентскому абсолютизму”, которого так боялись левые партии. В этой роли президент наделялся и правом отменить закон, принятый рейхстагом, с помощью референдума (ст. 73).

Наряду с правами главы государства президент имел широкие исполнительно-распорядительные полномочия. Он назначал и увольнял рейхсканцлера империи, и по его предложению, имперских министров (ст. 53), всех высших должностных лиц империи (имперских чиновников и офицеров) (ст. 46), являлся верховным главнокомандующим (ст. 47), представителем империи в международных делах (в качестве такового ему предоставлялось право заключать от имени империи союзы и иные договоры с иностранными государствами, аккредитовать и принимать послов (ст. 45); он имел право помилования в пределах империи (ст. 49). Особое место в Конституции занимала вышеуказанная ст. 48 о чрезвычайных полномочиях президента, названная впоследствии статьей о “президентской диктатуре”. На основании этой статьи президент имел право с помощью вооруженной силы принудить любую землю “выполнять обязанности, возложенные на нее Конституцией или имперским законом”, а также принимать меры в случае “серьезного нарушения общественной безопасности и порядка” или угрозы такого нарушения. При этом он мог полностью или частично приостановить действие статей об основных правах немцев.

Президент и рейхстаг обладали, по Конституции, формально равнозначными рычагами воздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственных органов.

Правительство назначалось президентом в принципе без учета парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54).

Президент же, согласно ст. 43, по предложению рейхстага также мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Статьей 59 Конституции предусматривалось и некое подобие крайне сложной процедуры импичмента, требующей предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в “преступном нарушении Конституции или имперского закона” не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинством членов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриваться Государственным судом Германской империи.

Большое число членов Национального собрания отводило референдуму, как непосредственной (следовательно, “истинной”) форме демократии, особую роль преграды диктату партийного большинства в рейхстаге. Если, например, против принятого рейхстагом закона выступала по крайней мере 1/3 его членов и по этой причине его опубликование было отсрочено президентом, то закон по требованию 1/12 имеющих право голоса граждан должен был быть также поставлен на народное голосование. Народное голосование могло проводиться даже “по поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служащих”, но только по решению президента (ст. 73 п. 4). Более того, 1/10 имеющих право голоса граждан предоставлялось право законодательной инициативы, но с предварительно “разработанным законопроектом”.

Левые партии, настоявшие на столь частом обращении к референдуму, явно переоценили его демократический эффект, что очень скоро нашло подтверждение в истории “Третьего рейха”.

Наделяя президента, как гаранта демократии, огромными полномочиями, парламентарии просмотрели опасность ослабления рейхстага, того обстоятельства, что президентская чрезвычайная власть может оказаться в руках человека, который использует ее отнюдь не в народных интересах. История Германии нашла скорое подтверждение и этому обстоятельству.

Второй раздел Конституции посвящен “Основным правам и обязанностям немцев”, где наряду с широким перечнем политических и гражданских прав и свобод, детализированных теми или иными правовыми гарантиями, закреплялся и ряд принципиально новых социальных прав.

Первая глава этого раздела - “Отдельная личность” начинается с провозглашения равенства всех перед законом, при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин “в правах и обязанностях” (ст. 109). Свобода выбора профессии и свобода передвижения, закрепленные далее, сопровождались правом эмигрировать за границу, которое могло быть ограничено только имперским законом (ст. Ill-112). Принцип равенства трактовался и в смысле равенства “инакоязычных частей населения империи”, которые, согласно ст. 113, не могли быть стесняемы “законодательными и административными мерами в их свободном национальном развитии” (ст. 119). Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117), свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий, как предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещение цензуры и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только провозглашением гарантий, но и традиционной формулой об исключениях, “допускаемых на основании закона”.

Во второй главе этого раздела - “Общественная жизнь” закреплялись такие гражданские права, как свобода собраний (ст. 123), свобода образования союзов и обществ (ст. 124) с предоставлением им правоспособности (т.е. прав юридического лица). При этом в предоставлении правоспособности нельзя было отказать и союзам, преследующим политические, социально-политические и религиозные цели (ст. 124).

Содержание следующей главы этого раздела - “Религия и религиозные общества” стало предметом особенно бурных дискуссий в Национальном собрании, закончившихся достижением компромисса. Закрепляя свободу совести (ст. 135), Конституция запрещала государственную церковь (ст. 137, п. 1) и государственную поддержку церкви (ст. 138, п. 1), но сохраняла за церковью статус публично-правовой корпорации, что давало ей право на денежные поступления “соответственно постановлениям земельного законодательства” (ст. 137, п. 4).

“Веймарским школьным компромиссом” определялось и содержание гл. 4 этого раздела - “Просвещение и школа”, в котором закреплялась обязательность “всеобщего школьного обучения”, по общему правилу, в “народной школе”. К единой “народной” системе образования относилась и высшая школа, при этом “руководящим началом... для приема ребенка в определенную школу” должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не “имущественное и общественное положение... его родителей” (ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).

На государство возлагалась особая ответственность в деле “социализации собственности” исходя из принципиально новой ее трактовки: “Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу” (ст. 153, п. 3). Собственность, согласно ст. 153, п. 1, “обеспечивалась Конституцией, ее принудительное отчуждение могло быть предпринято только “для общего блага” и на “законном основании”. Из этого общего правила допускались, однако, исключения в соответствии с имперским законом. Так, в частности, в ст. 156 (п. 1, 2) говорилось о “возможности принудительного отчуждения без вознаграждения” и передаче в общественное управление “частных предприятий, пригодных для обобществления”, о праве государства, “в случае настоятельной надобности”, проводить объединение хозяйственных предприятий для общественных целей (ст. 156, п. 2). Предусмотренное ст. 156 право национализации собственности не было использовано даже в отношении капиталов Имперского банка Германии. Более того, закон 1922 г. об Имперском банке лишил канцлера его былых полномочий в отношении банка, который остался под контролем империи, но руководство им было передано полностью Совету директоров.

В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения “каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы”. Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, “для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки” (ст. 155, п. 1). При этом “обработка и пользование почвой... землевладельца” закреплялись в Конституции в качестве его “обязанности по отношению к обществу” (ст. 155, п. 3).

Идеи взаимной социальной зависимости и социальной ответственности лежат в основе и других положений этой главы. Статья 116, например, “применение умственных и физических сил на благо общества” относит к “нравственной обязанности” каждого немца. Это один из характерных примеров того, как Национальное собрание пыталось ввести этические ценности в мир экономики и политики.

В Конституции особо подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство “рабочей силе”. Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях “сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений” (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование “для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства”, а также в случае “старости, недугов и различных жизненных случайностей...” (ст. 161, п. 1).

Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п.

В ноябре 1918 года в ходе создания новых органов революционной власти лидирующими были Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного «политического кабинета». Совет народных уполномоченных распустил палаты прусского ландтага, оставив в должности старых статс-секретарей в качестве «министров-специалистов», штабной генералитет с его контрольными функциями над вооружёнными силами, чиновничество.

В декабре 1918 года был созван Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором приняли резолюцию о созыве Учредительного национального собрания и о передаче законодательной и исполнительной власти Совету народных уполномоченных до утверждения нового государственного устройства.

Коалиция трёх партий - социал-демократической, демократической и партии центра - составила правительство Германии, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской.

Проект Веймарской Конституции 1919 года был составлен в течение нескольких дней на основе ранее разработанного проекта. Этот проект был направлен в Совет народных уполномоченных под названием «Проект будущей Конституции (общая часть)». Согласно этому проекту Германия была сильной президентской республикой. Члены СНУ потребовали включения широкого перечня прав свобод, структуры и функций органов власти государства.

Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг, избираемый на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием.

По конституции статус отдельных земель определялся их политической автономией в пределах общегосударственного законодательства. Декларировалось преимущество общеимперского права над областным. Все земли теперь имели равные права и равное представительство в общегерманском органе власти. Организация власти на местах должна была соответствовать республиканским принципам.

Основным принципом организации власти стало разделение властей. Законодательными полномочиями обладал парламент. Парламент состоял из двух палат. Нижней палатой считался рейхстаг, депутаты которого избирались на основе всеобщего избирательного права. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом), где были представлены интересы германских земель. Численность депутатов была прямо пропорциональна численности населения.

Имперские законы издаются рейхстагом - объявление войны и заключение мира совершаются по средствам имперского закона; союзы и договоры с иностранными государствами относящиеся к предметам имперского законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.

Рейхсрат (имперский совет) состоит из членов правительств отдельных областей, имеет право опротестования законов, принятых нижней палатой. Рейхсрат даёт рейхстагу согласие на повышение расходной части государственного бюджета. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласие рейхсрата.

Главой исполнительной власти провозглашался президент. Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера.

Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооружёнными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности так же находились в компетенции президента. К непременной компетенции президента относилось назначение правительства - и его главы и всех министров.

Веймарская Конституция подчёркивала особое положение главы правительства - канцлера республики, которому поручалось формулирование основных принципов политики руководимого им правительства.

В Веймарскую Конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися - с другой. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциации и т.д. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей.

Особое значение Конституция предавала созданию рабочих советов на предприятиях и в округах. Рабочие и служащие призваны были на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в хозяйственном развитии организации предпринимателей и рабочих. Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возглавлялась на их представительные органы - рабочие советы предприятий. Были узаконены 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров, введение пособий по безработице, избирательное право.

Уровень демократизма документа определялся содержанием раздела о гарантии личных и гражданских прав и свобод немцев: полного гражданского равенства, свободы передвижения, вероисповедования, свободы личности, печати, слова, митингов, собраний, союзов и общинного самоуправления.

Веймарская Конституция провозглашала независимость судебной власти, которая реализовывалась в рамках независимых и самостоятельных судов и Верховного суда Германии.

Веймарская Конституция

Была демократична по своему духу

Закрепляла основополагающие права и свободы человека

Имела социальный характер

Впервые в Европе включала норму о социальной функции собственности

Утвердила республиканский строй.