Усадьба фон Дервиза. Кирицы

Усадьба-сказка, усадьба-мечта. Наверное, такими эпитетами наградили бы поместье в селе Хрусловка современные поэты, если бы только могли увидеть её былое великолепие. Необычный дом, принадлежавший необычным людям. Усадьбой владели железнодорожные короли - семейство фон Мекк.

Усадебный комплекс в Хрусловке сложно найти без точных координат. От любопытных глаз его надежно скрывает парк, который уже давно превратился в лес. Опытные путешественники рекомендуют обратиться за помощью к онлайн картам — на них усадьба отмечена, иначе у вас есть все шансы заблудиться. Что же стало с усадьбой за последние 100 лет? Кто был самым известным владельцем владельцем Хрусловки? Кем была знаменитая благотворительница и бизнес-леди из рода фон Мекк и как она повлияла на творчество Петра Ильича Чайковского? Какова история их предпринимательского успеха? Какая комната особняке фон Мекк вызывала восторг у всех гостей? Чем славились интерьеры усадьбы? Что стало с Хрусловкой и ее владельцами после революции и что представляет собой это старинное поместье в наши дни?

Как вам усадьба? Вы когда-нибудь были в Хрусловке?

2. Вид на главный дом.

Первое, что вы увидите, оказавшись на территории комплекса — дворец фон Мекков. Это здание в псевдо-готическом стиле. Оно было построено подрядчиком из соседнего города Венева Борисом Жулдыбиным. Проектом дома занимался архитектор Сергей Александрович Эскарев. Выпускник Московского училища, неклассный художник, как и владельцы усадьбы, имел непосредственное отношение к железным дорогам. Он служил в управлении Государственных железных дорог. Даже жил он вместе со своим братом Николаем, начальником телеграфа, в здании вокзала Московско-Казанской железной дороги.

3. А вот так дом выглядел несколько десятилетий назад. 1959 год.

Господский дом поистине был необыкновенным. Всего о дворце было 24 комнаты. Каждая их которых имела свой собственный неповторимый облик. Сегодня историкам доподлинно известно, что в доме были дубовый и ореховый залы, зал в китайском стиле — его стены были обиты тканями с восточными узорами и рисунками. Были залы под ясень, с мебелью их орехового дерева или карельской березы. Две комнаты были покрашены под золото и серебро. Но самой оригинальной была «зеркальная» комната. Зашедший сюда человек отражался во всех поверхностях — стенах, потолке, полу.

5.

6. 1980-1985 гг.


8. Проект усадьбы, арх. С.А. Экарев.

Кстати, Карл фон Мекк, увы, не родился с серебряной ложкой во рту. До богатства и успеха в его жизни были разные периоды. Иногда приходилось очень тяжело. Фон Мекк происходил из старинного немецкого остезийского дворянского рода. Его отец был чиновником таможенного округа. Мужчина умер от холеры, оставив жену и пятерых детей без копейки в кармане. Получив образование, молодой фон Мекк начал строить военную карьеру. На небольшое жалование он содержал свою семью, жену и детей, чье количество с каждым годом росло. Но однажды военный решился оставить службу и заняться предпринимательством. Об этом Карла Фёдоровича долго просила его супруга Надежда Филаретовна. В своих мемуарах она признается, что их семья оказалась в бедственном положении. Но все трудности того стоили.

9. К сожалению, собственник не заботился об усадьбе должным образом.

Фон Мекк стал участником Общества Саратовской железной дороги, главной целью которого было строительство железнодорожной магистрали между Москвой и Саратовом. Увы, общество обанкротилось. Но ему на смену было учреждено новое — Москово-Рязанской железной дороги, занимавшееся строительством дороги от Коломны до Рязани. Эта магистраль принесла главному подрядчику фон Мекку миллионное состояние. В 1876 году Карла Фёдоровича не стало. Все финансовые дела перешли к его вдове. Впрочем, Надежда Филаретовна отлично управлялась и с дорогами, и с банками, и с заводами, и с имениями, которые достались ей от мужа.


11. Интерьеры.

12. Потрепанный мавзолей на стенах.

Надежду фон Мекк знают не только как вдову железнодорожного короля, но и как мецената и большого ценителя искусства. Её отец — помещик Филарет Фраловский страстно любил игру на виолончели. Любовь к музыке он привил и своей дочери. Надежда много часов проводила за роялем

13. Советские росписи.

15. Надежда Филаретовна фон Мекк.

Овдовев и получив многомиллионное состояние, Надежда Филаретовна начала оказывать финансовую поддержку талантливым композиторам. В том числе и молодому таланту — Петру Ильичу Чайковскому. На тот момент он был загружен работой в консерватории и зарабатыванием денег поэтому, по мнению вдовы фон Мекк, уделял катастрофически мало времени созданию собственных произведений. Проникнувшись ситуацией композитора, Надежда Филаретовна заказала у него ноты. Так, завязалась переписка двух людей, которым не суждено было встретиться.

17.

Их переписка продолжалась 13 лет: их духовную связь невозможно отрицать. Надежда Филаретовна помогла композитору решить его финансовые проблемы: она назначила ему жалование — 6000 рублей в год. По тем временам это было серьезная сумма, которая позволила Чайковскому уйти из консерватории и заняться творчеством. Великий композитор посвятил Надежде Филаретовне свою 4-ю симфонию. Вдова фон Мекк умерла в 1894 году от туберкулёза. В последние годы жизни она не могла поддерживать своего друга, т. к. её собственные дела в то время резко пошли на убыль. Сегодня их роман в письмах может прочитать любой — переписка регулярно переиздается

19.

Кстати, именно в этих письмах можно найти упоминания усадьбы в Хруслово. Надежда Филаретовна рассказала Петру Ивановичу о земле в Венёвском уезде, которую она подарила своему сыну Максимилиану — одному из 11 своих детей. В конце 80-х годов 19 века Наследник известной фамилии отстроил этот дом «под себя». По его заказу были созданы те самые 24 зала, удивлявшие гостей своим разнообразием. Однако он недолго прожил в своем дворце — в 1895 году он женился и уехал из поместья. Молодой мужчина работал в ведомстве иностранных дел. После революции в России уехал заграницу и больше не возвращался на родину.

21.

В начале нулевых прошлого столетия фон Мекки продали усадьбу местным помещикам Толмачевым. К большому счастью, интерьеры дворца удалось спасти от разграбления и уничтожения. Имущество было передано в Музей дворянского быта в Москве, где частично пошло с молотка.

23.

А вот самой усадьбе пришлось несладко. Во дворце расположилось «Государственное хозяйство». На территории рядом с бывшим господским домом выращивали свеклу и разводили скот. В 1923 году дворец трансформировался в детский дом, который проработал здесь вплоть до 1984 года. Здание передали московскому предприятию для организации пансионата, но он так и не был открыт.

25.

Сегодня усадьба находится в очень печальном состоянии: бывший дворец полуразрушен, а парковая территория захламлена строительным и бытовым мусором. Дело в том, что до последнего времени у бывшего дворянского гнезда был владелец. Всё, что о нём известно, это всего лишь слухи. Он не общался с прессой, а все свои дела вёл через представителей. Пока объект культурного наследия находился в его собственности, реставрационные работы на нём не проводились, год за годом здание ветшало и разрушалось. Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия потребовало изъять усадьбу у собственника. Суд удовлетворил исковое заявление и в конце мая этого года здание было изъято. Теперь оно ждёт нового владельца, который захочет инвестировать средства в её восстановление.


27.

Кстати, проект реставрации усадьбы уже разработан. Он создан в качестве дипломной работы по специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Автор проекта создал 3D-макет усадьбы, а также предложил пошаговый план по её восстановлению. Прежде всего, стоит начать с работ по санации памятника: расчистке дома, территории, вырубки кустарников и вывоза мусора.


29.

Проект предполагает усиление фундаментов, устройство гидроизоляции, укрепление и восстановление утраченной кладки стен, восстановление цоколя, отмостки и перекрытий. Далее детально описываются все необходимые работы и требования, которые должны предъявляться к строительным материалам.

31.

Если у поместья появится хозяйственный и заботливый владелец, у нас есть все шансы через несколько лет наблюдать чудо-дворец во всей его красе.

Экскурсии по усадьбам на сайте

А теперь подробнее про этот прекрасный особняк...

Да, это действительно особняк фон Дервиза на Садово-Черногрязской...

Прошлым летом я уже немного писал про него (http://community.livejournal.com/moya_moskva/528696.html) и даже выкладывал фотографии, которые сделал второпях... Сейчас же мне удалось по-дольше в побывать в нём и попытаться запечатлеть самые красивые части интерьера... К сожалению у меня пока нет широкоугольного объектива, который позволил бы показать общие виды комнат и залов, поэтому из-за ограниченности пространства пришлось довольствоваться тем, что получилось... Добавим к этому сложные условия съёмки и полумрак...


Начну с истории...

Не буду вдаваться в историю рода "фон дерВизов", начну сразу с наиболее известного - Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881). Он был один из первых крупных деятелей в области железнодорожного строительства.

Действительный статский советник. В 1847-57 служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 возглавил правление общества Московско-Рязанской железной дороги, получил государственную концессию на её строительство на выгодных условиях. Жил в Москве в доме правления Рязано-Козловской железной дороги на Каланчёвской улице. В 1868, заработав многомиллионное состояние, отошёл от дел, уехал за границу, жил в Ницце и Лугано. В 1874-76 основал и построил в Москве на свои средства детскую больницу Святого Владимира (в 1922 переименована в детскую клиническую больницу № 2 имени И.В. Русакова, с 1991 носит прежнее название; Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3).

табличка перед кабинетов Иосифьяна. Сейчас в нём никого нет

Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (годы рождения и смерти не известны), действительный статский советник, землевладелец, владелец рудника «Инзер» на Урале. Предводитель дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. С 1903 почётный попечитель женской гимназии имени В.П.фон Дервиз (вместе с братом Павлом Павловичем). Почётный член Московского отделения Русского музыкального общества. Приобрёл орган для Большого зала Московской консерватории. С 1886 жил в особняке на Садовой-Черногрязской улице (д. 6).

Вот, что написано об этом доме в Энциклопедии Москвы: Дом Дервиза, Садовая-Черногрязская, 6. Выстроенный для С.П. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы XVIII в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф.О. Шехтеля) крайне представительна - золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911-12 по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н.Н. Чернецов).

В 1904 году С.П. фон Дервиз продаёт этот особняк потомственному дворянину Л.К.Зубаловую, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И в 1911 по его указанию была воздвигнута массивная высокая ограда. По одной версии, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, по другой - напуганный событиями 1905 года, Зубалов уехал из Москвы и, возвратившись в 1909 г., попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от улицы.

Очень интересный "безключный" сейф. Как-то по-хитрому открывается

Однако уже в 1918 году, жена Зубалова - Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.

Надо скачать, что Иосифьян выбрал себе в качестве кабинета, пожалуй, самую лучшую комнату. Такое обилие голых женщин можно встретить только в его кабинете

В 1920 году в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), а познее НИИ-20. При этом художественные красоты не пострадали. НИИ-20 в сентябре 1941 года был эвакуирован из Москвы. И здание было передано ВНИИЭМ, которым руководил А.Г.Иосифьян с 1941 по 1993 гг. Руководство ВНИИЭМ и поныне располагается в дома, красота которого охраняется государством.

Витражи... Насколько я знаю некоторые из них сейчас на реставрации

Дверь в шкаф

Женские бюсты из дерева по краям дивана

Собственно бюст самого Иосифьяна...

Пирсидский ковер возрастом более 200 лет. Какая-то арабская делегация, увидев ковёр, предлагала очень большие деньги за него...

Люстра в холле... Везде разные...

И на стене...

Самы красивый витраж с родовым гербом фон Дервизов на пролёте главной лестницы

А это уже комната-сейф. Она расположена в правой пристройке дома. Сейфом она называется из-за мощных и тяжелых входных дверей и таких же окон. Видимо, чтобы никто не влез.
А на фотографии единственный оставшийся дейвствующий камин из чёрного мрамора

Фигурки по краям камина...

Герб фон Дервизов можно найти практически везде... В данном случае на камине

Главная лестница из белого мрамора. Ведёт на второй этаж

Камин на втором этаже. Заглушка с гербом

Потолок

И это потолок

Красивейшие гобелены на стенах

Герб на ограде лестницы

Люста в зале заседаний. Выполнена из богемского хрусталя. Во время реконструкций маляры пытались украсть хрустальные части. Некоторые безвозвратно потеряны

Это вообще один из красивейших залов. Украшены стены и потолки

Край камина

Заглушка в камине. Здесь не бывает плоских поверхностей

Самы красивый камин. Из красного мрамора

Наверное таким был идеал женщины в то время

А это уже чайна комната с атриумом. Правда сейчас лежит снег и всей красоты не видно

Вот такая вот софа перед чайным столом

Мраморный стол

Диван с какими-то японскими мотивами

Фонари у подъезда. Их ещё можно увидеть в советском фильме "Праздник святого Йоргена" 1930 года

Гриффоны на стенах

Вазы на крыше. Внешнее убранство значительно беднее

До революции 1917 года эта усадьба принадлежала семье известных и богатых промышленников фон Вогау, с 1920-х годов и по настоящее время здесь размещается Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова.

В 1878 году владение на углу улицы Воронцово поле и Кривогрузинского переулка (сейчас это переулок Обуха) было куплено Гуго фон Вогау, главой Торговой фирмы «Вогау и К»; чуть позже он присоединил и соседнее владение по переулку. Старые усадебные постройки были снесены, и в 1882 году для семьи фон Вогау выстроен новый двухэтажный дом по проекту архитектора Виктора Александровича Коссова. Первоначальный проект усадебного дома был выполнен в формах эклектики с элементами немецкого барокко – у дома планировались высокая вальмовая крыша и богато декорированный фасад. Однако в итоге был реализован другой проект, гораздо более лаконичный, в неоклассическом стиле. Фасад особняка, поставленного с некоторым отступом от красной линии улицы Воронцово поле, был гладко оштукатурен и декорирован пилястрами и лопатками, завершался он венчающим карнизом с каменным парапетом. В противоположность скромному декору фасадов интерьеры были оформлены роскошно и изысканно, автором проекта внутреннего убранства особняка также стал архитектор Коссов.

Большую часть усадебного владения фон Вогау, которое расположено на склоне высокого берега реки Яузы, занимал пейзажный парк. Главная аллея парка, обсаженная липами, шла от въездных ворот со стороны улицы Воронцово поле прямо вниз, боковая аллея была проложена от ворот со стороны переулка. В центральной части парка были высажены дубы, внизу располагалась оранжерея.

Владелец усадьбы Гуго фон Вогау происходил из старинного, но обедневшего немецкого дворянского рода. Его отец Максимилиан фон Вогау приехал в Россию в 1827 году и за десятилетие с небольшим прошел путь от рядового сотрудника торговой конторы до владельца собственной фирмы, которую он основал вместе со своими братьями в 1840 году. Вогау поначалу занимались торговлей колониальными товарами (в первую очередь чаем), затем, разбогатев, они начали вкладывать капиталы в другие отрасли промышленности - бумагопрядильную, металлургическую, цементную; занимались они также и банковским делом. К концу XIX века семейное предприятие фон Вогау представляло собой целый многопрофильный концерн с огромным капиталом, а унаследовавший фирму Гуго фон Вогау и его родственники были в числе самых богатых купцов и промышленников Российской Империи. Потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Гуго фон Вогау был пожалован званием коммерции советника и орденами Св. Станислава и Св. Анны. Он состоял членом-любителем Московского архитектурного общества и был одним из учредителей Комитета по устройству Музея изящных искусств в Москве; активно занимался благотворительностью.

Поворотным моментом в истории семьи фон Вогау стало вступление России в войну с Германией в 1914 году. Начало войны сопровождалось ростом антинемецких настроений, что вылилось в итоге в антинемецкие погромы – в конце мая 1915 года один из самых крупных погромов произошел в Москве, когда в течении 3 дней были разграблены многие принадлежавшие немцам магазины, склады и жилые дома. Особняк Гуго фон Вогау на Воронцовом поле был сожжен погромщиками дотла – так что от дома остались только стены. После этого члены семьи Вогау приняли решение продать свои предприятия и покинули Россию навсегда.

Особняк на Воронцовом поле простоял полуразрушенным до начала 1920-х годов, когда бывшая усадьба фон Вогау, национализированная к тому времени большевиками, была передана недавно созданному Физико-химическому институту. В 1922 году дом был восстановлен (достроен до 3 этажей) по проекту архитектора С.Е. Чернышова с использованием фундамента и сохранившихся стен старого особняка. Здесь разместился главный лабораторный корпус института, на верхнем этаже были устроены квартиры для сотрудников. В 1927 году в глубине владения был построен корпус полузаводской опытной станции, спроектированный архитектором Борисом Иофаном в стиле конструктивизм. Постепенно владение застраивалось новыми жилыми домами, мастерскими, складами. В конце 1940-х годов в нижней части владения был выстроен новый лабораторный корпус с башней. Несмотря на строительство новых зданий, центральная часть пейзажного парка сохранилась неизменной до наших дней, хотя приобрела за прошедшие годы несколько запущенный вид.

К сожалению, территория института с советских времен и по настоящее время считается закрытой и недоступна для посещения.

Не секрет, что судьба многих провинциальных усадеб по всей России - это история расцвета и трагической кончины во времена революции 1917 года. Роскошные особняки, многие из которых являлись шедеврами архитектуры, сравнялись с землёй силами восставших и мародёрствующих крестьян. От львиной части величественных хором не осталось камня на камне - и это далеко не художественное преувеличение. Устоять под натиском истории удалось лишь отдельным рязанским поместьям. И только единицы из них продолжают радовать взоры рязанцев и гостей региона своим состоянием и современной востребованностью. Первая в этом списке - усадьба семьи Фон Дервиз, расположенная в Кирицах.

Обрусевшее немецкое семейство Визе переехало в Россию ещё в петровские времена. Семья была не из простых. Так, Генрих-Дитрих Визе в своё время значился старшим бургомистром Гамбурга. На русской земле переселенцы тоже не упали в грязь лицом, а упорно трудились в политических сферах. За свои заслуги на ниве юстиции глава семьи Иоганн-Адольф Визе получил дворянское звание и приставку «Фон Дер» от самого Павла III. История сохранила имя Павла Григорьевича Фон Дервиза, рязанского предпринимателя, прославившегося на всю Россию успехами в строительстве железных дорог. В 1859 году он приступил к строительству железной дороги от Москвы до Рязани и возглавил правление Общества Московско-Рязанской железной дороги. Другим его знаменитым детищем стала железная дорога от Рязани в Козловском направлении. Благодаря огромному грузообороту ветка приносила хорошую прибыль. В целом же железнодорожная стезя принесла Фон Дервизу колоссальное состояние, а сам Павел Григорьевич вошёл в число богатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья владела недвижимостью в Москве и Петербурге, Франции и Швейцарии.

Успешный бизнесмен в личной жизни оказался горемыкой. Заработанные миллионы счастья ему не принесли, в Павле Григорьевиче обнаружился самодур, третировавший и местных крестьян, и собственную семью. Словно в наказание за дурной характер, у двоих из его детей обнаружили костный туберкулёз - в то время эта болезнь считалась неизлечимой. Смерть первенца Владимира подкосила отца, а гибель младшей дочери Вареньки свела его в могилу - Павел Григорьевич скоропостижно скончался от сердечного приступа. Значительная часть колоссального состояния Фон Дервиза досталось его старшему сыну Сергею Павловичу. Серёженька с детства слыл натурой чуткой и артистичной, закончил Московскую консерваторию и с большим удовольствием общался с музами, нежели с деловыми партнёрами. Большую часть наследства он потратил на строительство усадебного дома в Кирицах. Для этих целей в глубинку был выписан молодой, но подающий надежды Фёдор Осипович Шехтель, ставший впоследствии одним из ярчайших архитекторов России. Усадьба Фон Дервиза стала одним из первых объектов, где Шехтель смог развернуться и отточить на практике свои представления о прекрасном.

Асимметричное двухэтажное здание было украшено портиком, венчавшимся башенками со шпилями. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое - оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз - к сложной системе прудов и фруктовому саду - уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров. Таким образом, Шлехтелю удалось изящно вписать сложный ландшафт в барскую усадьбу. Неподалёку раскинулся знаменитый, озаряемый фонарями Мост любви, а по извилистым аллеям можно было дойти до Красных ворот - двум декоративным башенкам, соединённым арочным мостиком.

Однако наслаждаться шедевром архитектуры Фон Дервизам пришлось недолго. Природа, щедрая к отцу, явно отдохнула на сыне. Сергей Павлович быстро разорился, бросил фамильное дело, а после смерти матери распродал остатки рязанского имущества и уехал с женой и дочерью в Париж. В 1908 году имение перешло к князю Горчакову, однако сам он в нём не жил, и хозяйство постепенно приходило в упадок. Возможно, именно постоянное отсутствие хозяина и спасло усадьбу от расправы крестьян. Уцелели основная часть построек, декоративные элементы фасада и даже знаменитый орёл. После революции здание принадлежало сначала сельскохозяйственному училищу, потом перешло местному техникуму, затем в нём расположился Дом отдыха. В 1938 году в особняке был открыт санаторий для детей… больных костно-суставным туберкулёзом. Удивительное стечение обстоятельство вернуло историческую справедливость. Павел Григорьевич Фон Дервиз, на чьи деньги была построена сказочная усадьба, был бы, вероятно, доволен.

Помимо официальной истории, усадьба Фон Дервизов имеет несколько альтернативных. Самая романтичная связывается, разумеется, с Мостом любви. По одной из версий мост был отстроен по заказу Сергея Павловича для уединённых романтических прогулок, коим он предавался с местной крестьянкой. С него же она и сбросилась, когда незадачливый любовник устал от интрижки. Потом девушка якобы появлялась в образе привидения всё на том же месте роковых встреч. Впрочем, история эта, скорее всего, придумана юными жителями санатория в качестве ночной страшилки. А с моста падали разве что местные жители по пьяни уже после того, как усадьба перешла государству. Возможно, именно из этого Мост любви иногда именуют Чёртовым мостом.

Другая история носит более современный характер и связана с кинематографом. По весьма известной в Рязани легенде, именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». Однако доказательств этого нет, а сами кадры старого фильма не демонстрируют каких-то особых примет, по которым можно было бы соотнести место съёмок с усадьбой Фон Дервизов.








На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).


1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)

Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 - 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей - псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.


Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)

Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX - начале XX века при С. П. фон Дервизе.


Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения - 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.



Башня со стороны двора

Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.


Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.


После волнений 1905 - 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.


Общий вид усадьбы. Конец XIX в

В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.


В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных - санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник - розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.


В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.