Структура человеческой личности по фрейду. Структура личности по Фрейду

1. Введение

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения

2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоанаиитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.

Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного комплекса происходит тогда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики и личности человека, по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (сублиминальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.

3. Структурная теория личности

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» - заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я»-сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду. эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом слезет подчеркнуть. что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали).

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства).

Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей.

Мифологизируя жизнь первобытной орды, Фрейд экстраполировал эту мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса. Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью.

Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества (табу) обусловило переход его к другому уровню организации от орды с жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

4. Взгляды на структуру лидера как личности

Проблема компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена З. Фрейдом. Согласно его концепции, человек для компенсации личностного дефицита, и, в частности, низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким образом, самооценка, будучи не адекватной, может стимулировать поведение человека в отношении политически релевантных целей - власти, достижений, контроля и других.

Внимание З.Фрейда было приковано к развитию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Личные "ценности" или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эгосистемы личности.

Политический лидер в любой ситуации за редким исключением ведёт себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я - концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее существенные из них это - образ "Я", самооценка и социальная ориентация политического лидера. З.Фрейд считал, что наша самооценка может быть выражена как отношение наших достижений к нашим претензиям.

Под социальной ориентацией подразумевается чувство автономности в противоположность чувству зависимости от других людей в самоопределении По мнению психолога Е.Т. Соколовой, "автономизация самооценки окончательно оформляется в подростковом возрасте и преимущественная ориентация на оценку значимых других или на собственную самооценку становится показателем стойких индивидуальных различий, характеризующим целостный стиль личности"

Фрейд рассматривает образ Я политика, который соответствует "общей сумме восприятии, мыслей и чувств человека по отношению к себе". "Эти восприятия, мысли и чувства могут быть более или менее ясно проговорены в образе Я, в котором Я разделено на шесть различных частей, тесно взаимодействующих". Эти шесть Я - следующие: физическое Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я. Как отмечает Фрейд "ценность и субъективная значимость качеств и их отражения в образе Я и самооценке могут маскироваться действием защитных механизмов". Физическое Я - это представления политического лидера о состоянии своего здоровья, физической силе или слабости Политический лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы это не препятствовало его деятельности.

По поводу сексуального Я, то есть представлений политика о своих претензиях и возможностях в этой сфере, ученые отмечают отсутствие статистических данных о том, как сексуальные преференции или сексуальное поведение связано с лидерскими способностями. Мы сомневаемся что президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибиционист. Прежде всего такие наклонности закрыли бы ему путь в большую политику вне зависимости от лидерских качеств В истории же известные тираны отличались патологией сексуальной сферы и нередко страдали различными извращениями.

Семейное Я является очень важным элементом личности политика. Хорошо известно и прежде всего из психоанализа, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение взрослого человека. Некоторые политические лидеры преодолевают ранние травмы и конфликты, другие - нет и становясь лидерами переносят фрустрации из своего детства на свое окружение в стране и в мире

Для людей, находящихся на высшем государственном посту, очень важно обладать способностью к совместной деятельности с другими. Представления политика об этом качестве отражены в социальном Я. Политический лидер должен научиться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебными группами людей, с лидерами других стран.

Психологическое Я составляют представления о своем внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, конфликтах - важнейшем аспекте жизни политического лидера 3. Фрейд говорил, что психопатология - участь обыденной жизни. Как и у обычных людей, у лидеров нет врожденного иммунитета от невротических конфликтов, психологических проблем, а иногда и более серьезных форм психопатологии, таких как психоз. Страдает ли политик от осознания собственных страхов или относится к этому спокойно, или даже с юмором - проявляется в его поведении, особенно в периоды ослабления самоконтроля

Преодолевающее конфликты Я - представления политического лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы смочь воспринять проблему. Он должен быть достаточно самоуверенным при принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Иной аспект преодолевающего конфликты Я осознание лидером своей способности к преодолению стрессов, связанных с его ролью и деятельностью на посту например, главы государства. Стресс может привести к тяжелым симптомам, которые самым серьезным образом ограничивают интеллектуальные и поведенческие возможности политического лидера. Он может увеличивать жесткость познавательных и мыслительных процессов в исторически сложные моменты, приводить к снижению гибкости и самообладания, в особенности тогда когда они необходимы

Сложность Я-концепции понимается как число аспектов Я, воспринимаемых политическим лидером или как степень дифференциации Я-концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Далее, Я в его сознании разделяется на неограниченное число частей. Впоследствии у человека проявляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения Я как точки отсчета Политики со сложной Я-концепцией имеют тенденцию стремиться к получению большей информации перед принятием решения и более вероятно воспримут информацию от других лиц, чем не обладающие сложной Я-концепцией. Политические лидеры со сложной Я-концепцией имеют тенденцию легче ассимилировать как позитивную так и негативную информацию и, таким образом реагировать 4а ситуацию на основе обратной связи

В то же время чем выше самооценка у политиков, тем хуже они реагируют на ситуацию, тем ниже их реактивность. Лидеры с высокой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку.

Политические деятели с низкой самооценкой оказываются более зависимыми от других людей и таким образом, более реактивными. Они являются более чувствительными к обратной связи и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других.

Лидеры государств с завышенной самооценкой переоценивая собственные качества политика и главнокомандующего, зачастую не замечают всеобщей и внешней, и внутренней реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются собственным успехом (даже если он мифический) и относят критику к злобствующим завистникам. Здесь можно говорить о нарушении обратной связи между последствиями политического действия и субъектом. Почти никакие последствия не способны заставить такого лидера испугаться или содрогнуться от мысли о том, к чему могут привести его поступки.

Признавая факт участия индивида в деятельности разнообразных масс и наличия у него различных привязанностей и идентификаций с их лидерами, Фрейд был вынужден отметить, что индивидуальный «Я-идеал» в силу этого может формироваться по различным прототипам. Но, признавая своеобразие индивидов, он все же настаивал на том, что внутри массы, как участник ее, индивид претерпевает глубокие изменения. Его эффективность, по Фрейду, чрезвычайно повышается, его интеллектуальная деятельность заметно понижается: оба процесса протекают, очевидно, в направлении сравнения с другими индивидами, составляющими массу. В общих чертах эти выводы Фрейда настолько напоминают идеи его предшественников, что, по-видимому, могут быть поняты как психоаналитический парафраз психосоциологических концепций Лебона.

Существенно важной частью фрейдистской социологии являлась проблема интерпретации конфликтного бытия личности в культуре, которая, как правило, выступала в форме проблемы конфликта личности и культуры.

В изучении проблемы конфликта личности и культуры Фрейд широко использовал различные концепции. Но в то же время, опираясь на уже существующую психосоциологическую традицию, он привнес в традиционные истолкования этого конфликта новые наблюдения и гипотезы, исходившие не только из его теоретических изысканий, но также из клинической практики и личного жизненного опыта.

Отмечая свою неудовлетворенность существовавшими определениями культуры, Фрейд предложил собственное определение этого феномена: «Человеческая культура - под этим я разумею все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных, - я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией, - эта человеческая культура, как известно, показывает две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения... для удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, - в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых благ».

5. Заключение

В результате выполненного реферата мы можем сделать следующие выводы и заключение. В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психосексуализации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как на изменяющееся во времени, структурированное. противоречивое динамическое образование.

По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание собственно философско-социологическим проблемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.

Таким образом, по Фрейду, каждый человек, вступая в систему культуры, в виде своеобразной платы за это вступление отказывается от влечений, проистекающих преимущественно из эротических источников, руководствующихся принципом удовольствия.

Этот отказ от влечений не проходит бесследно и неизбежно вызывает враждебное отношение к культуре, поскольку, по Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления. Именно поэтому в концепции Фрейда культура (или общество) изначально предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой исключительно трудно для него.

В социологии Фрейда конфликт личности с культурой выступает по преимуществу в форме психосексуального конфликта буржуазного общества. Фрейд отмечал, что данный конфликт проявляется прежде всего в сфере морали и находит реальное выражение в значительном распространении психонервных заболеваний.

Список литературы

1. Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений. Мн., 1976.

2.. Антонович И. И. Буржуазная социологическая теория: Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Ч. 1, II. Мн„ 1980, 1981.

3. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

4. Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций. М., 1986.

5.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

6. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.

7. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991.

8. Социология. Учебное пособие для студ. ВУЗов под общей ред. Проф. А.А.Громыко. М., 1999 г.

9. Матушкин А.В. Структура личности по З. Фрейду.

Личность как психофизиологическое существо. Теория личности З.Фрейда.

Концепции личности в западной психологии.

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

Что требуется для построения реальной демократии в России?

В чем состоит главный национальный интерес России?

Почему советская партийно-государственная элита оказалась не в состоянии ответить на вызов времени?

Каковы основные недостатки проводимых реформ?

Почему были необходимы реформы в России?

Что случилось в России и почему это произошло?

5. С какой целью могли бы проводиться реформы в России?

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

Задача раздела состоит в том, чтобы дать более отчетливое представление о различии психологического и социологического подходов к описанию личности. В нем дается краткое описание ряда концепций личности в психологии, построенных на принципиально отличных базовых представлениях, а также описывается ролевая концепция личности (как собственно социологическая).

Наибольшее количество различных теорий личности выдвинуто в психологии. При этом ряд подходов в описании этого феномена принципиально отличаются друг от друга. Так, Ж.Пиаже описывает личность по преимуществу как духовно-интеллектуальное существо, выделяя стадии развития ее познавательных способностей. З.Фрейд рассматривает ее как психофизиологическое существо, соотнося процесс развития личности со стадиями удовольствия, получаемого индивидом в процессе онтогенеза. Л.Колберг анализирует ее как нравственное существо (сближаясь в этом смысле с И.Кантом), выделяя стадии понимания и переживания добра и зла. Имеются попытки описать структуру личности (например, модели российских исследователей К.К.Платонова и В.А.Богданова) или раскрыть механизмы формирования личностных структур (концепция «зеркального Я» Дж.Г.Мида или стадии формирования личностной идентичности Э.Эриксона).

Западная психология содержит целый арсенал различных теорий личности. Рассмотрим некоторые из них подробнее, отметив при этом, что основное содержание их взято из работ Л.Хьелла и Д.Зиглера [Хъелл, Зиглер. 1997], Н.Смелзера [Смелзер. 1994], Л.Ф.Обуховой [Обухова. 1995], а также некоторых других.

Взгляды Фрейда на структуру личности менялись в течение его жизни. В ранний период своей научной и практической деятельности Фрейд, выступая качестве психоаналитика, применял так называемую топографическую модель личностной структуры. В основе ее лежит идея о том, что функционирование психики может протекать на разных уровнях осознанности. В зависимости от уровня можно выделить три сферы психики: сознание, предсознательное и бессознательное.



В сфере сознания находятся те наши мысли, переживания, ощущения и восприятия, которые мы способны осознать в данный отрезок времени. Так, в поле нашего сознания могут одновременно находиться мысли автора книги, которую мы читаем, зуд кожи после укуса комара, чувства холода или жажды, беспокоящие нас. По Фрейду, весьма небольшая часть психической деятельности может находиться в сфере сознания. Сознание избирательно удерживает информацию, которую продуцирует психика, а внимание переключается с одного объекта психики на другой, подчиняясь в значительной степени воздействию внешних сигналов.

В области предсознательного находится тот опыт, который, хотя не осознается в данный момент, может легко стать предметом сознания либо в результате небольшого волевого усилия, либо самопроизвольно. Это область «доступной памяти». Человек достаточно легко может вспомнить значимых для него людей (друзей, любимых), выученные в детстве стихи, пищу, съеденную за сегодняшним завтраком и т.п. Фрейд полагал, что предсознательное осуществляет связь между осознаваемым и неосознаваемым в психике человека.

Область бессознательного – наиболее глубокая сторона человеческой психики. В ней хранятся примитивные и мощные инстинктивные побуждения, а также чувства и воспоминания, которые несут в себе угрозу сознанию. Поэтому-то они и были подавлены и вытеснены в сферу бессознательного. В него удалены травмирующие детские воспоминания, нереализованные сексуальные желания, враждебные чувства к близким людям.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел эту концептуальную модель и предложил другую, которая известна под названием структурная модель психической активности, введя в структуру личности три основных элемента - Ид, Эго и Суперэго. Именно эта модель обычно имеется в виду, когда говорят о структуре личности по Фрейду, хотя сам он склонен был рассматривать названные три элемента скорее как некие психические процессы, нежели структурные части личности.

Уровни психики в топографической модели и названные элементы модели структурной не совпадают между собой. Лишь Ид целиком функционирует в сфере бессознательного. Что же касается Эго и Суперэго, то они действуют на всех уровнях психики, т.е. сознания, предсознательного и бессознательного . В литературе на русском языке Ид нередко обозначается словом «Оно», Эго – «Я», Суперэго – «Сверх-Я», поскольку образованы от соответствующих латинских корней.

Ид. По Фрейду, Ид означает самые первоначальные, инстинктивные, врожденные стороны психики, действует целиком в области бессознательно и связано с природными потребностями (еда, сон, дефекация, копуляция). Ид – посредник между телесными и психическими процессами в организме и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Побуждения Ид, вызванные потребностями, дают энергию человеческому поведению. Ид свободно от всяких запретов и правил и, будучи самой старой, примитивной структурой психики, выражает самый первый принцип человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждения. Последние, если они по каким-то причинам не находят разрядки и сдерживаются, создают напряжение в психическом функционировании. А разрядка напряжения вызывает ощущение удовольствия. Ид стремится к получению удовольствия и функционирует на основе принципа удовольствия . Ид не ведает страха, тревоги и поэтому не прибегает к предосторожностям при достижении цели, что, как считал Фрейд, может быть опасно как для личности, так и для общества.

Согласно Фрейду, Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов: рефлекторных действий и первичных процессов . Первый механизм означает автоматический ответ Ид на действие сигнала возбуждения, в результате чего снимается напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных рефлекторных механизмов – чихание или слезы при механическом раздражении носа или глаз, зевота в случае нехватки кислорода в организме и пр. Но рефлекторные действия не всегда снижают уровень напряжения. Рефлекторное сосание пустышки не может утолить голод ребенка. В таких случаях возможен запуск другого механизма – первичных процессов представления, когда Ид формирует психический образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. У голодного ребенка может возникнуть образ материнской груди или бутылочки молока. У

взрослых людей возникают разного рода галлюцинации, картины сновидений.

Но первичные процессы сами по себе также не в состоянии удовлетворить реальную потребность. С их помощью нельзя различить действительные предметы и их образы (например, воду и ее мираж у путника в пустыне). Смешение действительных предметов и их образов может быть смертельно опасно. Поэтому необходима психическая структура, позволяющая младенцу различать реальное и воображаемое, а на этой базе сдерживать удовлетворение первичных потребностей до подходящего момента (появления реальных предметов). Постепенно маленькие дети усваивают, что помимо их собственных нужд и желаний существует и внешний мир. По мере появления этого знания, возникает вторая структура личности – Эго.

Эго – структура психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится удовлетворить требования Ид в соответствии с ограничениями, накладываемыми реальностью. В отличие от Ид, которое действует исходя из принципа удовольствия, Эго функционирует на основе принципа реальности , смысл которого в самосохранении организма путем откладывания удовлетворения потребностей до подходящего момента (нахождения предмета, наличия соответствующих условий во внешнем мире, а также надлежащего способа). Эго – порождение Ид, от последнего оно получает свою структуру и функции и заимствует у него часть энергии для собственной деятельности.

Необходимость соотносить свои инстинктивные потребности с реалиями внешнего мира побуждает человека запоминать, учиться, думать, рассуждать, принимать решения. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности. Эго, в отличие от Ид, различает фантазию и реальность, меняется в зависимости от нового опыта, занимается познавательной деятельностью, способно выдержать умеренное напряжение. С помощью логического мышления (или вторичного процесса , как его называл Фрейд) Эго направляет поведение в безопасное для самого индивида и других русло.

Однако безопасность не является единственным условием для нормальной жизни в обществе. Чтобы личность «вписалась» в окружающий мир, ей необходимо согласовать свое поведение с норами и ценностями общества. Поэтому требуется еще один, более высокий уровень психики, наличие которого позволяет личности совместить себя с реальным обществом. Этот компонент, по Фрейду, носит название Суперэго.

Суперэго – усвоенная личностью версия общественных норм и принципов поведения, в которой отражены также принятые в обществе ценности. Нормы, принципы и ценности усваиваются в процессе «социализации», в результате которого и формируется Суперэго. Оно появляется тогда, когда дети начинают интересоваться проблемой, «что такое хорошо и что такое плохо» и учатся постепенно отличать хорошие поступки от дурных и правильные от неправильных (примерный возраст от 3 до 5 лет).

В самом начале в Суперэго отражены только родительские требования и ожидания относительно хорошего и дурного поведения. Ребенок учится оценивать свои поступки в соответствии с этими требованиями и согласовывать с ними свое поведение. По мере расширения социального мира ребенка (детский сад, школа, группы сверстников) в сферу Суперэго попадают нормы и требования различных социальных групп, в конечном счете, общества в целом. Суперэго нечто вроде «коллективной совести» общества, хотя ребенок может воспринять общественные ценности искаженным образом.

По Фрейду, в Суперэго имеются две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть возникает как результат родительских наказаний за «плохое поведение». Она включает в себя способность к критической самооценке, наличие нравственных запретов и чувство в вины, если ребенок не сделал то, что должен был сделать. Эго-идеал есть следствие восприятия ребенком того, что одобряют или высоко ценят родители. Он способствует тому, что личность устанавливает для себя высокие стандарты поведения. Достижение высокой цели вызывает у ребенка чувство самоуважения и гордости.

Суперэго полностью складывается к тому моменту, когда родительский контроль полностью заменяется самоконтролем. Но принцип самоконтроля вовсе не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях и действиях, тормозя любые импульсы Ид, противоречащие интересам общества. В целом, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

Стадии развития личности .

По Фрейду, личность в своем развитии проходит четыре последовательные стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме того, он ввел в общую схему развития так называемый латентный период , который заполняет временной промежуток между фаллической и генитальной стадиями. Названия стадий даны в соответствии с основными эрогенными зонами, т.е. участками телами, являющимися в данный период развития главными источниками удовольствия. Латентный период примечателен тем, что он не имеет собственной эрогенной зоны.

Оральная стадия. Она длится с момента рождения ребенка примерно до 18 месяцев. В этот период рот является главным источником удовольствия для младенца, главной эрогенной зоной. Это обусловлено тем, что удовлетворение важнейшей биологической потребности – потребности в пище – осуществляется через рот путем сосания. Ребенок получает удовольствие как от насыщения, так и от сосательных движений самих по себе. Поэтому рот и включенные в него структуры становятся главным предметом интереса и активности младенца.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью или через рожок. При этом отъем от груди связан с некоторыми трудностями, поскольку лишает ребенка главного и привычного удовольствия.

Анальная стадия . Она длится примерно с полутора до трех лет. Главной эрогенной зоной становится задний проход (анус), что связано с развитием способности у ребенка контролировать процессы выделения. Эта способность является в основном естественным результатом нервно-соматического развития ребенка, но большую роль в ее формировании играют и родители, приучая ребенка к горшку. Дети могут усиливать удовольствие от дефекации, задерживая опорожнение кишечника. На этой стадии ребенок должен научиться гармонизировать требования Ид (удовольствие от дефекации) с ограничениями, исходящими от родителей (выбор подходящего места и времени, требования опрятности, а, в конечном счете, самостоятельного контролирования процессов выделения). По Фрейду, дальнейшая способность человека к контролю и самоконтролю берет начало в анальной стадии.

Фаллическая стадия. В возрасте от трех до шести лет у ребенка, как считал Фрейд, появляется новая эрогенная зона – область половых органов. В течение фаллической стадии дети проявляют интерес к вопросам, которые касаются деторождения и половых отношений, могут исследовать половые органы, мастурбировать. Главным источником удовольствия становятся пенис или клитор.

В это время мальчики переживают конфликт, который получил название эдипов комплекс . Структуру этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип сначала непреднамеренно убивает своего отца, а потом женится на матери, вступая с ней в кровосмесительную связь, и становится царем Фив. Узнав о совершенном им чудовищном грехе, Эдип ослепил себя. Древнегреческий миф, описанный в трагедии, Фрейд считал символическим отображением одного из величайших психических конфликтов в человеческой жизни. Миф символизирует подсознательное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Аналогичный конфликт, который переживают девочки, получил название комплекс Электры . Электра, персонаж одного из греческих мифов, уговаривает своего брата Ореста убить их мать вместе с ее любовником, чтобы отомстить за смерть отца.

Эдипов комплекс у мальчиков протекает примерно следующим образом. С момента рождения мать является для мальчика главным источником удовлетворения. Позже он переносит на нее и свои сексуальные устремления, желает обладать ею. Своего же отца он воспринимает как конкурента, мешающего ему получить генитальное удовлетворение, следовательно, отец становится его главным соперником или врагом. Соперничество влечет страх, поскольку мальчик «знает», что занимает более низкое положение по сравнению с отцом и не может на равных конкурировать с ним. Мальчик боится, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия Фрейд назвал страхом кастрации.

В период от пяти до семи лет эдипов комплекс разрешается тем, что мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные устремления по отношению к матери и начинает отождествлять (идентифицировать) себя с отцом. В результате процесса идентификации мальчик усваивает ценности, нормы, установки мужского поведения , а также основные моральные нормы и заперты, идущие от родителей, что подготавливает почву для формирования Суперэго, которое оказывается следствием разрешения эдипова комплекса.

Аналогичный психический конфликт протекает у девочек существенно иначе. Изначально мать является первым объектом любви у девочки так же, как и мальчика. Но позже, на фаллической стадии, она осознает, что у нее нет пениса как у отца или брата. Ей хочется иметь этот орган, и у нее, по Фрейду, развивается зависть к пенису . Она может чувствовать себя в каком-то смысле неполноценной по сравнению с мальчиком и проявлять враждебность по отношению к матери за то, что та родила ее без пениса (или лишила ее его в наказание за какой-то проступок). Она стремится обладать отцом именно потому, что у того есть столь завидный орган. Отсутствие пениса фокусирует внимание девочки на клиторе, который в фантазии заменяет ей пенис, а клиторная мастурбация приносит сексуальное удовлетворение.

По Фрейду, благополучное или неблагополучное разрешение обоих вариантов эдипова комплекса (комплекс Электры можно рассматривать как версию эдипова комплекса у девочек) имеет большое значение для появления (или отсутствия) неврозов, связанных с импотенцией и фригидностью.

Латентный период. Это период сексуального затишья. Он протекает в промежутке от 6-7 лет до начала половой зрелости и характерен тем, что энергия либидо направляется посредством сублимации в различные виды деятельности, не связанные с получением сексуального удовольствия – спорт, учеба, общение со сверстниками. Снижение сексуальной потребности в это время Фрейд объяснял отчасти физиологическими изменениями в организме, отчасти появлением Эго и Суперэго в структуре психики. Новые эрогенные зоны в этот период не появляются, сексуальный инстинкт дремлет, поэтому его не следует считать особой стадией психосексуального развития.

Генитальная стадия. Она длится с начала половой зрелости до смерти. С наступлением ее у подростков, помимо биохимических, физиологических и соматических изменений в организме, вновь начинают проявляться сексуальные и агрессивные побуждения. Растет интерес к противоположному полу, возрастает осознание этого интереса. При нормальном протекании этой стадии индивид переживает юношеские увлечения, завершающиеся выбором брачного партнера и созданием семьи. Главным источником удовольствия для человека становится половое сношение с представителем противоположного пола, хотя удовольствия, получаемые прежних эрогенных зон, в какой-то мере сохраняются.

Замечания к концепции. Эта концепция до сих пор остается одной из наиболее популярных как среди «образованной публики», так и в сфере научной психологии, что, надо сказать, несколько удивительно. Ведь даже не слишком пристальное внимание к ней показывает узость, если не сказать скудость, принципов, на которых она построена. И напрашиваются следующие критические замечания.

Во-первых, вызывает сомнение, что удовольствие может быть положено в качестве основы всего развития личности . Например, со времен Ницше известно, что человек может выдержать любое «Как», если у него есть «Зачем». Иначе говоря, человек нуждается в смысле своего существования ничуть не меньше, чем в удовольствии, получаемом от жизни. Этот вопрос достаточно исследован В.Франклом, который прямо указывал на ошибочность фрейдовской концепции. Ведь согласно Фрейду в трудных условиях поверхностный слой культуры должен был бы «стереться» с людей, различия между ними, обусловленные разницей в усвоении культуры, уничтожиться, а наружу выступить пресловутое вожделеющее начало. Люди должны были бы превратиться в серую однообразную массу. Однако в условиях фашистского концлагеря все случилось ровно наоборот. Действительно, культурные различия были во многом устранены, однако произошла резкая дифференциация одних людей от других, обусловленная их личным началом. Появились не только злодеи и грешники, но и святые [Франкл. 1990].

Во-вторых, несколько даже смешна мысль о том, что человек получает удовольствие только телесного плана, только через эрогенные зоны. Еще Платон, касаясь проблемы удовольствия отмечал, что оно может быть получено через разные виды деятельности и с помощью разных феноменов (философы-правители от интеллектуальных занятий, стражи-воины от почета, а представители производительного класса от обладания вещами и получения выгоды («сребролюбцы»). М.Полани рассказывает о невероятном восторге, охватившем И.Кеплера после того, как тот открыл свои законы движения небесных тел [Полани. 1985, с.26]. Фрейду непонятна или неизвестна мысль Чингиза, что для мужчины «высшее удовольствие – подавить возмутившегося и победить врага» [см.:Кычанов. 1995, с.19], и для него не существует образ Скупого рыцаря, наслаждающегося накопленными сокровищами. В теоретическом плане Фрейд делает шаг назад по сравнению с Платоном, от которого он, вероятно, заимствовал представление об Ид («вожделеющее начало» Платона), но не попытался включить в теоретическую конструкцию платоновское «яростное начало», вероятно, потому, что ему была неизвестна или непонятна древняя мудрость, что «лишенный гнева» не может «считаться мужчиной» (Махабхарата. 1976, с.261). Вообще же, если речь идет о выборе единого начала или принципа для построения теоретической модели личности, то, едва ли этим принципом может стать удовольствие. Ведь в этом случае человек уподобляется животному. Кроме того, удовольствие всего лишь элемент жизненного процесса. И чтобы «схватить» этот процесс целостным образом, следует, вероятно, исходить из представления о том, что любое живое существо, любой субъект должен, в первую очередь, утвердить себя в мире, как-то реализовать себя в нем, а все остальное – потом.

В-третьих, если коснуться некоторых существенных частностей, то сомнительно и представление о том, что Суперэго – всего лишь результат благополучного разрешения эдипова комплекса (даже если согласиться, что этот комплекс действительно существует). Если мы вспомним, что в стаде животных (в том числе, в стаде высших приматов) вожак нередко берет на себя защиту самок и детенышей, а это связано с самопожертвованием, то логично предположить наличие некоторого «врожденного благородства». Ибо трудно поверить, что некое пра-Суперэго возникло у вожака вследствие разрешения пра-эдипова комплекса у молодого самца. Вообще само слово «благородный» несет в себе именно тот оттенок смысла, что тот человек, к которому оно относится, именно по образу мыслей, по строю души выше, чем большинство. Причем эта «высота духа» – врожденное качество.

Может быть, фрейдистская концепции личности каким-то образом «схватывает» отдельные ущербные аспекты человеческой психики. Но, очевидно, она не может служить отражением нормального развития личности. Вообще достоверность научных данных, на которых основывал Фрейд свою концепцию, сомнительна, поскольку, как утверждают, Фрейд предлагал своим пациентам наркотические вещества [Дельфин. 2000, с5]. В целом же, она вообще неприменима в социологии, поскольку не содержит и намека на личность как на существо, участвующее в деятельностном обмене.

ГЛАВА 1.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ З. ФРЕЙДА

Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности.

Задачи : сформировать представление

· об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.

  • об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
  • о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов: Оно (ID); Я (EGO); Сверх - Я (SUPER-EGO)
  • об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
  • о функции тревоги в концепции психоанализа З.Фрейда.
  • о психологических механизмах защиты:

(вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание, сублимация.)

  • о стадиях психосексуального развития личности:

1. Оральная 0-18 мес

2. Анальная 1-3 года,

3. фаллическая 3-6 лет

4. латентная -6-12 лет

5. генитальная 12-22 года

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга, где занялся изучением морфофизиологии центральной нервной системы.

В 1885 году Фрейд, благодаря полученной исследовательской стипендии, стажируется в Париже у одного из наиболее выдающихся неврологов того времени Жана Шарко. Используя внушение и гипноз, Шарко добивался появления или, наоборот, исчезновения истерических симптомов у своих пациентов. Эти клинические демонстрации произвели на Фрейда сильное впечатление. Он вернулся в Вену и переключился на исследования в области психопатологии.



Первая работа Фрейда появилась в 1895 году. Она была посвящена теме возникновения истерических симптомов из подавленных детских травматических переживаний. Этот момент можно назвать годом основания психоанализа и начала формирования психоаналитической теории.

Утверждения Фрейда о том, что в основе многих психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского университета. В промежутке между 1860 и 1900 годами, Фрейд углубляется в интенсивный самоанализ, результатом которого стал не только личностный рост, но и появление первого и наиболее революционного труда, основанного на собственном опыте. Книга «Толкование сновидений» была проигнорирована консервативным научным сообществом, но это не остановило Фрейда на пути дальнейшего развития психоаналитической концепции. Период 1901 - 1905 годы стал особенно творческим. Было опубликовано ряд работ, посвященных исследованию сексуальности, психопатологии и структуре личности.

В 1909 году стал триумфальным для Фрейда. Цикл лекций, прочитанных в США, был воспринят очень хорошо и открыл путь психоаналитической концепции к международному признанию. Фрейд достиг огромной известности, его фигура стала поистине культовой. Пациенты практически со всего света записывались на его консультации. Тем не менее, смерть его 26-летней дочери и страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте, омрачили его триумфальное шествие. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны, 64-х летний Фрейд дополняет свою теорию существованием универсального человеческого инстинкта - стремления к смерти. Книги того периода расходятся огромными тиражами по всему миру: «Будущее одной иллюзии», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно». Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его премией Гете по литературе в 1930 году.

Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. Вскоре после вторжения в Вену гитлеровцев, Фрейд бежит в Англию.

Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от, каких бы то ни было, лекарственных средств, в то же время, выкуривая в день до 20 кубинских сигар.

Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, оставив после себя многочисленных учеников и одну из наиболее революционных психологических теорий.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго . Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

Оно (ид) – совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.

Идесть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу - избежать боли, получить удовольствие, - Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем, энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности - Эго.

Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом .

Эго появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только субъективную реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта - то есть, обладает ли он внешним существованием, - в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке - как правило, некоторым действием, - чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Эго - эта организованная часть ид - появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

Суперэго - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть - одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал - другую подсистему Суперэго, Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.

В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго – как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом.
В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых, последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг , Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами, такими как Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.
Несмотря на то, что на сегодняшний день эти методы используют множество существенно отличных друг от друга методов и базируются на совершенно различных подходах к личности человека, ее структуре и развитию, все они используют в качестве базовой идеи одни и те же концепции, разработанные Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это собственно часть нашего сознания, которая нами осознается в каждый момент времени. Здесь находится наш мыслительный процесс, эмоции сопровождающие этот процесс, восприятие при помощи органов чувств, рациональный опыт познания мира. Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду очень незначительная), которая подлежит реальному осознанию.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознание). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени, однако при необходимости, мы имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся воспоминания, наши знания, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт, иррациональные устремления.

При этом сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики) структурно состоит также из трех частей. Это ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

— ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой и рождается человеческое существо. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение базовых потребностей.
По Фрейду ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.
Согласно устремлениям ИД единственное благо — это удовлетворение этих потребностей причем немедленно и любой ценой. Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.
Считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

— ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина ее развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром и развивается оно руководствуясь рациональным принципом реальности. Что это означает? Это значит то, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено и известными трудностями и его исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира. Эти реалии — наличие других людей у каждого из которых также есть свои желания и потребности. На основе опыта происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы. Так происходит постепенное формирование стратегий поведения с учетом внешних обстоятельств. Эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

— СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы, которые формируются в сознании к этому времени, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее внешних обстоятельств жизни ребенка. Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — совесть и Я — идеал.
Супер Эго, как и эго находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда показателем полностью психически здорового человека является контроль Эго над Супер Эго и Ид.

Иначе говоря Эго должно быть сильнее других частей личности.
По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее надо понимать, что роль Я в любом случае сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом безопасным для личности способом.
Полностью же удовлетворить и то и другое в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно.

В случае если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.
Если же доминантным является Ид, то данная личность будет естественно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки.
Как нетрудно предположить, именно два последние варианта являются проблемными, первый обычно для самой личности, второй же для общества.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

ИД («ОНО») = БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

- ИНСТИНКТЫ, ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

- НЕТ КОНТРОЛЯ

В бессознательном слое располагается структура личности Ид - энергетическая основа психического развития. В ней располагаются врожденные бессознательные влечения , которые стремятся к своему удовлетворению.

Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти , которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая биологический внутренний конфликта. Поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

Фрейд отмечает, что врожденные влечения являются каналами , по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Психическая энергия стремится к разрядке, именно поэтому фрустрация (негативное психическое состояние, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям) влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положений разрабатывалась и идея разрядки в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком. Исследователи называют этот процесс «катарсическе очищение».

Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется , так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

ЭГО «Я» = ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

- РАЗУМ, РАССУДОК, ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

- ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ

Эго - Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Также является врожденным и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании . Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я , хотя это может быть для нас и нелегким делом.

Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.

Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид .

СУПЕР-ЭГО («СВЕРХ-Я») = СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ

- ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ

- САМОКОНТРОЛЬ

Третья структура личности - Супер-Эго - не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупрежает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация - более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать сать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чт

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством - арт-терапии.

энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию, о которой речь шла в гл. 4.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-социальное поведение человека.

Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая особенности психики различных народов способами основных этапов в развитии либидо. Писалось, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации.

Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.