Речевая карта. Речевая карта для детей с моторной алалией
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Фамилия, имя:
Класс:
Дата рождения, возраст:
Домашний адрес, телефон:
Дата зачисления на занятия:
Дата рождения:
Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.
Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).
Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).
Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого развития:
лепет - в 6 месяцев; первые слова - к 2 годам; фразовая речь - после 3 лет; речевая среда - удовлетворительная.
Состояние слуха: в норме.
Состояние зрения: в норме.
Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.
Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.
Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, пробы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисунках линии неровные, прерывистые.
Ведущая рука: правая.
Состояние артикуляционного аппарата (строение и под вижность):
губы - большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;
зубы - крупные, неровные, сменные, верхние резцы большого размера, перекрывают нижние;
прикус - прогнатия;
язык - массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается легкий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гиперсаливация;
подъязычная связка - укорочена;
твердое нёбо - высокое, готической формы;
мягкое нёбо - подвижное.
12. Характеристика речи.
Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол няет задания по словесной инструкции.
Общая характеристика речи (запись беседы): называ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче ства родителей. Домашний адрес: «102 - 7» (не знает назва ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.
Словарный запас (количественная и качественная ха рактеристика): объем словарного запаса не соответствует
Библиотека журнала «Логопед»
возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщающие понятия, не знает понятий «дикие и домашние животные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные уборы, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечисляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилагательные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет местоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ составляет только с помощью логопеда.
Грамматический строй речи: недостаточно сформи рован.
Тип употребляемых предложений: простые, нерас пространенные.
Количество слов в предложении: 2-3.
Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» - окна, «сома» -- сомы, «ухи», «ухов» - уши, ушей, «ремнев, реме- ней» - ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно жественного числа, в употреблении предлогов.
Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера - ротацизм (ве лярное [р], [р"], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].
12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих - шипящих, твердых - мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за - «са-са-са», са- са-ша - «сша-ша-ша», па-ба-па - «па-па-па», да-да-та-та - «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.
Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас ный звук в словах, первый согласный - называет весь пер вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.
Воспроизведение слов сложного звукослогового со става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» - аквариум, сковорода, пропеллер.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
Темп речи: замедленный.
Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.
Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.
Проявление заикания: не заикается. Иногда повто ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се мантике.
Письмо (наличие и характер специфических оши бок) - 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.
Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс - не читает; 2 класс - способ чтения побуквенно- слоговой, ударение - с ошибками.
Темп чтения - низкий; понимание прочитанного - неполное.
Наличие специфических ошибок: чтение механи ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме шение оптически сходных букв, аграмматизмы.
13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча щегося: контакту доступен.
Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное восприятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объеме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.
14. Заключение логопеда.
Библиотека журнала «Логопед»
класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не доразвитие речи (III ур.).
класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).
Дата обследования Подпись
Приложение 4
Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Группы обучающихся |
Предельная наполняемость (чел.) |
|
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе |
Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности |
|
С общим недоразвитием речи (ОНР) | ||
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | ||
С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выраженным общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи | ||
Заикающиеся | ||
С недостатками произношения отдельных звуков |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение 5
Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.
Приложение 6
Консультации и методическая работа
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Фамилия, имя ребенка_______
Сведения о родителях:
Общий анамнез:
Характер беременности:
_^ Как протекали роды
^
Стоит ___________
Первые зубы________________
^ Речевой анамнез:
^
Обследование логопеда
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)
2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________
3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:
а) подбор парных картинок или предметов_______________________________
б) подбор предметов к изображению____________________________________
в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________
г) узнавание цвета по названию_________________________________________
4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:
а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________
б) дифференциация предметов по форме:
«почтовый ящик»____________________________________________________
геометрическое лото__________________________________________________
в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________
г) ориентировка во времени:
серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________
узнавание и называние времен года_____________________________________
д) ориентировка в пространстве:
умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________
умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________
знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________
е) умение обобщать:
подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________
« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________
6.Состояние речевой моторики
7.Состояние общей моторики ________________________________________
8.Понимание речи:
А) выполнение простых поручений______________________________________
Б) понимание распространенных предложений____________________________
В) понимание соотношений между членами предложения_____________
Г) понимание короткого рассказа__________________________________
9. Самостоятельная речь:
А) звукопроизношение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) воспроизведение слоговой структуры слов
____________________________________________________________________
В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________
г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________
10.Состояние грамматического строя
Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________
Словообразование:___________________________________________________
11.Состояние словаря ________________________________________________
____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:
а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________
б) определение наличия звука в слове___________________________________
13.Состояние общих речевых навыков __________________________________
____________________________________________________________________14.Заключение врачей:
15.Логопедическое заключение ________________________________________
Ф.И.ребенка______________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Кол-во занятий в неделю___________________________________________
Продолжительность занятия________________________________________
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка:
спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству.
__________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память.__________________________________________________________________________________________________________________________ _______
3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________
4.Строение органов речевого аппарата:
Язык_______________________________________________________________
Губы_______________________________________________________________
Зубы_______________________________________________________________
Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики
_______________________________________
______________
6.Состояние общей моторики
________________________________________
___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________
_______
___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:
Шепотная речь:
А) сопряженная_____________________________________________________
Б) отраженная______________________________________________________
В) ответы на вопросы________________________________________________
Г) чтение___________________________________________________________
д) пересказ__________________________________________________________
Е) стихотворная речь__________________________________________________
ж) спонтанная речь___________________________________________________
9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________
___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)
а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________
в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________
11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________
___________________________________________________________________
_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________
______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________
___________________________________________________________________
15.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
17.Рекомендации
____________________________________________________
___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:
А) узнавание и различие большого-маленького____________________________
Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________
В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________
Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________
В) постройки из трёх кубиков___________________________________________
Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык
массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________
Подъязычная связка
короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:
А) пройти, пробежать между линиями___________________________________
Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________
В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:
А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________
Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________
В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________
Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________
Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:
А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________
Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________
В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
А) «Улыбка»________________________________________________________
Б) «Хоботок»________________________________________________________
В) «Лопата»_________________________________________________________
Г) «Жало»___________________________________________________________
Д) «Качели»_________________________________________________________
Е) «Маятник»________________________________________________________
Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
А) понимание существительных_________________________________________
Б) понимание обобщающих слов________________________________________
В) понимание действий________________________________________________
Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)
________________________________________________________
Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________
Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики__________________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________
Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________
В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________
Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________
Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________
Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении
____________________________________________________________________
Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:
Состояние имитационных способностей_________________________________
Звукослоговая структура слов__________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
Дифференциация звуков на слух________________________________________
Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
16.Рекомендации
____________________________________________________
____________________________________________________________________
Учитель-логопед
Елизавета Харун
Речевая карта ребёнка от 3 до 7 лет. Схема обследования.
Ф. И. ребенка
Дата рождения ___
возраст на момент обследования ___
Домашний адрес ___
Решением ПМПк от ___протокол № ___
зачислен на логопункт на ___учебный год
направлен на ПМПК в МОУ ЦДК «Детство» ___
Дата заполнения речевой карты ___
Логопедическое заключение ___
Логопед ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, крупные, с промежутками, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ___
Твердое небо (высокое, узкое (готическое, плоское, низкое, расщелина) ___
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ___
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия кончика языка) ___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние ручной моторики (не справляется, затрудняется, с трудом, норма, объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)
Кинестетическая основа движений :
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала правой руке, потом на левой руке)___
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)
6 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук. Поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой руке)
Кинетическая основа движений :
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. Изменять положение кистей рук : одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены, и наоборот)___
5 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой)___
6 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)
Навыки работы с карандашом :
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) ___
5 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека) ___
6 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии, человека) ___
2. Состояние мимической мускулатуры. (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, точность выполнения, замедленность движений.)
Выполнение упражнений :
3 года (по подражанию : поднять брови вверх-«Удивиться» ___; нахмурить брови-«Рассердиться» ___; прищурить глаза___; надуть щеки-«Толстячок» ___; втянуть щеки-«Худышка» ___) ___
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть щеки___)
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть щеки___; втянуть щеки___)
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; прищурить глаза___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть правую, левую щеку___; втянуть правую, левую щеку___)
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок :
3. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение, объем движений (полный, неполный, способность к переключению от одного движения к другому, замены движений, обильная саливация, отклонения кончика языка)
Движения нижней челюсти :
3 года (по подражанию : открыть и закрыть рот)___
4 года (широко открыть и закрыть рот___; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону___) ___
5 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков___) ___
6 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков подвигать нижней челюстью вправо-влево___)___
Движения губ :
3 года (по подражанию : «Улыбка-Трубочка» ) ___
4 года (растянуть губы в «улыбку» , вытянуть вперед «трубочкой» ___; растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___)___
5 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;
чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___)___
6 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;
чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___; поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, опустить нижнюю губу. Обнажив нижние зубы___) ___
Движения языка :
3 года (по подражанию : язык широкий___; узкий___; вверх-вниз___; «часики» ___
4 года (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» ___;
«Часики» «жалом» ) ___
5 лет (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» ___;
«Часики» ___; движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом» ) ___
6 лет (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» (язык на губе) ___;«Часики» ___; облизать кончиком языка губы по кругу «вкусное варенье» ___) ___
Движение мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) Саливация (норма, повышенная)
3 года___ ___
4 года___ ___
5 лет ___ ___
6 лет ___ ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь (нарушено понимание…
Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию) :
3 года (выбери картинку , где игрушки___; посуда___; одежда___) ___
4 года (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___) ___
5 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;
6 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;животные ___
Понимание действий (показать по предметным картинкам ) :
3 года (где девочка спит___; играет___; рисует___; ест___) ___
4 года (где девочка сидит___; стоит___; лежит___; идет___; мальчик ест___; пъет___; читает___; играет___;
5 лет (птица летит___; рыба плывет___; слон идет___; лягушка прыгает___; змея ползет___) ___
6 лет (строитель строит___; уборщица убирает___; покупатель покупает___) ___
Понимание признаков (показ по предложенным картинкам ) :
4 года (большая чашка___; маленькая чашка___; красный лист___; зеленый лист___; желтый лист___; сладкая конфета___; кислый лимон___; круглый торт___; квадратный торт___) ___
5 лет (круглое печенье___; квадратное печенье___; треугольное печенье___; овальное печенье___; холодное мороженое___; горячий чай___; горькое лекарство___; сладкое варенье___) ___
6 лет (прямоугольная салфетка___; многоугольная салфетка___; молодой человек___; старый человек___; веселый мальчик___; грустный мальчик___; высокий дом__; низкий дом___) ___
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показ по картинкам ) :
3 года (чашка-чашки___; гриб-грибы___; шар-шары___; стол-столы___; кукла-куклы___; мяч-мячи___)
4 года (бабочка-бабочки___; цветок-цветы___; девочка-девочки___; мальчик-девочки___; дом-дома___)
5 лет (кот-коты___; кровать-кровати___; лампа-лампы___; вагон-вагоны___; стол-столы___; гриб-грибы___)
6 лет (кровать-кровати___; лампа-лампы___; стол-столы___; гнездо-гнезда___; ухо-уши___; гриб-грибы___)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами :
3 года (предлоги на, в, под : положи мячик в коробку___; на стол___; под стол___) ___
4 года (предлоги в, на, у : в столе___; на столе___; у стола__) ___
5 лет (предлоги в, на, у, под, за, по : в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу__)
6 лет (предлоги в, на, у, под, за, по, над, из : в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу __; над столом___; из стола___) ___
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :
3 года (дом-домик___; ложка-ложечка___; мяч-мячик___; стол-столик___; стул-стульчик___; кукла-куколка___)
4 года (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; стол-столик___; машина-машинка___; ведро-ведерочко___)
5 лет (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; чашка-чашечка___)
6 лет (нож-ножик___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; рукавица-рукавичка___; одеяло-одеяльце___)
Дифференциация глаголов с разными приставками (показать по предложенным картинкам ) :
4 года (девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)
5 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)___
6 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___, мальчик переходит дорогу___, мальчик подходит к дому___)
Понимание отдельных предложений (показать по предложенным картинкам ) :
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика___) ___
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой___) ___
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился___) ___
3. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков (показать по картинкам ) :
3 года (стол-стул___, папа-баба___, точка-дочка___, коса-коза___, миска-мишка___)
4 года (кот-кит___, дом-дым___, уточка-удочка___, киска-миска___) ___
5 лет (мышка-мишка___, почка-бочка___, катушка-кадушка___, горка-корка___, крыса-крыша___, рожки-ложки___, трава-дрова__,) ___
6 лет (пашня-башня___, сова-софа___, крот-грот___, шар-жар___, лук-люк___, мышка-мишка___)___
Исследование состояния экспрессивной речи
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ : (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ :
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам :
3 года (назвать предметы, картинки по темам ) :
«Игрушки» ___
«Посуда» ___
«Одежда» ___
«Домашние животные» ___
«Игрушки» ___
«Посуда» ___
«Одежда» ___
«Обувь» ___
«Мебель» ___
«Овощи» ___
«Фрукты» ___
«Птицы» ___
«Ягоды» ___
«Насекомые» ___
«Животные» ___
«Транспорт» ___
Назвать части тела и части предметов (по картинке ) :
Ноги___ спинка стула ___
Руки___ сиденье стула ___
Голова___ ножки стула ___
Глаза ___ кузов машины ___
Уши ___ колеса машины ___
Нос ___ рукав ___
Рот ___ воротник ___
Шея ___ пуговица___
Живот ___ кабина машины ___
Грудь ___ руль ___
Локоть ___ манжета ___
Ладонь ___ петля для пуговицы ___
Затылок ___ фары ___
Висок ___ мотор ___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке :
Кукла, пирамидка, мячик… ___
Ложка, вилка, тарелка … ___
Платье, юбка, кофта … ___
Собака, кошка, мышка … ___
Мяч, машина, кукла … ___
Рубашка, платье, юбка …___
Ботинки, сапоги, туфли … ___
Стол, стул, шкаф …___
Огурец, помидор, морковь … ___
Яблоко, банан, апельсин … ___
Воробей, голубь, сова … ___
Клубника, смородина, черника … ___
Муха, комар, бабочка … ___
Кошка, собака, корова … ___
Самолет, автобус, машина …___
Подобрать антонимы (слова «наоборот» ):
белый-черный___ горячий-холодный___
большой-маленький___
Сладкий-кислый___ твердый-мягкий ___
Большой-маленький___ толстая-тонкая ___
Широкое-узкое ___
Высокий-низкий ___ длинная-короткая ___
Широкое-узкое ___ толстая-тонкая ___
Друг ___ добро ___
Горе ___ горячий ___
Давать ___ поднимать ___
ГЛАГОЛЫ :
Назвать действия «Что делает?» (по картинкам ) :
Мальчик (ест) ___ (спит) ___
Мальчик (играет) ___ (рисует) ___
Мальчик (пьет) ___ (гуляет) ___
Мальчик (ест) ___ (спит) ___
Мальчик (играет) ___ (идет) ___
Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___
Машина (едет) ___
Мальчик (рисует) ___ (умывается) ___
Девочка (моет) ___ (варит) ___
Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___
Кошка мяукает, а собака что делает? (лает) ___
Мальчик (идет) ___ рыбка (плавает) ___
Солнце (светит) ___ дождик (льет) ___
Бабушка (вяжет) ___ мама (шьет) ___
Врач (лечит) ___ учитель (учит) ___
Повар (готовит) ___ продавец (продает) ___
Ворона каркает, а кукушка (кукует) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
(образовать по аналогии)
Стол-столы ___ мяч- ___ кукла- ___
Стол-столы ___ кот- ___ дом- ___
кукла- ___ рука- ___ окно- ___
Кот-коты ___ лев- ___ река- ___
Ухо- ___ кольцо- ___ яйцо- ___
Глаз-глаза ___ лист- ___ стул___
Дерево- ___ пень- ___ воробей- ___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много
чего?» по картинкам )
3 года «Одна ложка – Много чего? Ложек»
Ложек- ___ яблок- ___конфет- ___
Помидоров- ___
Груш- ___ помидоров- ___ яблок- ___
Огурцов- ___ ягод- ___ цветов- ___
Шаров___ ключей- ___ берез- ___
Ложек- ___ окон- ___
Карандашей- ___ листьев- ___ книг- ___
Вилок- ___ ведер- ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского
рода (назвать цвет предмета по картинкам ) :
Шар-красный ___ карандаш-синий___машина-красная___
Чашка-синяя___
Флаг- красный ___ сумка-синяя ___ яблоко-желтое ___
Апельсин-оранжевый ___ блюдце-голубое ___ бабочка-белая ___
Колокольчик-фиолетовый ___ ворона-серая ___ платье-розовое ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) :
В домике ___ под деревом ___ на заборе ___
В норке ___ за норкой ___
Где стоит ваза? (на столе) ___ У кого мячик? (у мальчика) ___
Где лежат фрукты? (в корзине) ___
Где сидит птичка? (на дереве) ___ Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___ Где едет машина? (по дороге) ___
Где лежит мяч? (под стулом) ___ Где летает бабочка? (над цветком) ___
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ___
Откуда прыгает котенок? (с кресла) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два кота … Пять котов ___ Две машины … Пять машин ___
Два мяча … Пять мячей ___ Две розы … Пять роз ___ Два окна … Пять окон ___
Два пня … Пять пней ___ Два воробья … Пять воробьев ___ Два ведра … Пять ведер ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .
Стол - ___ нос - ___ дом - ___ кукла - ___
Стол - ___ чашка - ___ сумка - ___ ведро - ___
Забор - ___ носок - ___ лента - ___ окно - ___
Кольцо - ___ коляска - ___ цветок - ___ кувшин - ___
Образование названий детенышей животных.
У кошки - ___ у лисы - ___ у зайца - ___
У кошки - ___ у лисы - ___ у утки - ___ у слонихи - ___
У зайчихи - ___ у белки - ___ у волчицы ___ у козы - ___
У собаки - ___ у коровы ___ у бобрихи ___ у медведицы ___
Образование прилагательных от имен существительных.
Ствол из дерева (какой) – деревянный ___
Банка из стекла (какая) – ___
сумка из кожи (какая) - ___
Крыша из соломы (какая) - ___
Сапоги из резины (какие) - ___
Сок из яблок (какой) - ___
Образование притяжательных прилагательных.
Чей фартук? (мама, бабушка) - ___
Чей дом? (Таня, кошка) - ___
Очки бабушки (чьи) – бабушкины ___ хвост лисы (чей) ___
Туфли мамы (чьи) ___ усы кошки (чьи) ___
Берлога медведя (чья) ___
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает человек?» по картинкам ).
Человек переходит дорогу. ___
Человек заходит в автобус. ___
Человек выходит из дома. ___
Человек уходит за дом. ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
3 года (при наличии фразовой речи)
Инструкция : послушай сказку «Курочка Ряба» . Попробуй её повторить.
Самостоятельно пересказывает ___ с помощью взрослого ___ не справляется ___
«Котенок»
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
«Случай в лесу»
Стояла теплая летняя погода. Пошел Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонек. Пошел Дима по дорожке и пришел к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. ___
Составление рассказа по сюжетной картине .
«Котенок»
«Котенок»
Составление рассказа по серии картинок (собрать разрезные картинки и составить рассказ ) .
«Нашли ежа»
«Нашли ежа»
4. состояние слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .
3 года (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов)
Дом ___ кот ___ нос ___ суп ___
Вата ___ муха ___ дети ___ ноги ___
Помада ___ бумага ___ малина ___ лопата ___
Кот ___ вода ___ стук ___ мост ___веник ___
Сумка ___ лопата ___ спинка ___ банка ___фантик___
Дом ___ вата ___ веник ___ сумка ___ лопата ___
Телефон ___ самолет ___ фотограф ___
Лампа упала со стола. ___
Дети слепили снеговика. ___
В универсаме продают продукты. ___
Телефон ___ самолет ___ тротуар ___
Микстура ___ полотенце ___ мотоцикл ___
Телевизор ___ погремушка ___ сковорода ___
градусник ___фотоаппарат ___экскаватор ___
регулировщик ___водопроводчик ___
Регулировщик руководит движением на перекрестке. ___
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. ___
Водопроводчик чинит водопровод. ___
5. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены, искажения звуков) .
4 года; 5 лет; 6 лет (изолированно, в словах)
Гласные : А ___ У ___ О ___ И ___ Э ___
Согласные :
С ___ С ___ З ___ З ___ Ц ___ Ш ___
Ж ___ Ч ___ Щ ___ Р ___ Р ___ Л ___
Л ___ Й ___ М ___ Н ___ Б ___ Д ___
В ___ К ___ К ___ Г ___ Г ___ Х ___
6. Фонематическое восприятие.
Па – ба ___ та – да ___ ка –га ___
Ба – па ___ па – ба ___ га – ка ___ ка – га ___
Да – та ___ та – да ___ ма – ба ___ ба – ма ___
Ва – ка ___ ка – ва ___ ня – на ___ на – ня ___
Ба – па – ба ___ па – ба – па ___ га – ка – га ___ ка – га – ка ___
Да – та – да ___ та – да – та ___ за – са – за ___ са – за –са ___
Та – тя – та ___ тя – та – тя ___
Са – ша – са ___ ша – са – ша ___ жа – ша –жа ___ жа – ша – жа ___
Са – ца – са ___ ца – са – ца ___ ла – ра – ла ___ ра – ла – ра ___
Том – дом – ком ___бок – бак – бык ___
7. Фонематический анализ и синтез.
Назвать первый звук.
Астра ___ арка ___ осень ___ озеро ___ улей ___ уши ___ иглы ___ искры ___
Облако ___ иглы ___ аист ___ удочка ___ гном ___ мак ___ сумка ___ тапки ___ вода ___
Назвать последний звук.
Кот ___ жук ___ автобус ___ дом ___ шар ___ стул ___
Пила ___ кольцо ___ кенгуру ___ грибы ___ очки ___
Назвать последовательно все звуки в словах.
Кот ___ вата ___ дом ___ мак ___ дубы ___сумка ___
Определить количество звуков в словах.
Бык ___ вата ___ дом ___ банан ___