Психология акта Ф. Брентано
Концепция “психических функций” К.Штумпфа.
Научное наследие В. Джемса.
Чикагская школа” Дж.Дьюи.
“Новая психология” Ф.Брентано. У истоков этого направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано .
Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.
Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? - В его активности и постоянной направленности на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин “интенция”.
Новая психология, по мнению Брентано, должна стать наукой об актах сознания. Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект.
Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Безусловно, очевидными он считал лишь психические феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.
Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером Европейского функционализма. Это было направление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого выступил Вундт. Против взгляда на сознание как устройство “из кирпичей и цемента” выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под прямым воздействием его идей находились многие психологи.
Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию "прикованности" психической энергии к внешним объектам (включая собственное тело индивида).
Концепция “психических функций” К.Штумпфа . Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф .
К. Штумпф (1848-1936) считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области - феноменологии, связывая ее с философией, а не с психологией.
Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.
С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе психологами вундтовской школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.
Принимал Штумпф участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое "Общество детской психологии", а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена "умного Ганса" - лошади, которая выстукивала копытом "решение" математических задач,- что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф содействовал поездке своего ученика В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других учеников, ставших впоследствии известными психологами,
При всем интересе к работам Брентано и Штумпфа, наибольшее распространение функционализм получил в США, где он стал одним из ведущих психологических течений. Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом сознания, ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде. Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса.
Научное наследие В. Джемса . В.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько набор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии - от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).
Джемс занимался многими проблемами - от изучения развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, изменчивость говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность.
Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой - успех, а в знаменателе - притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.
Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.
Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической личности - физической, социальной и духовной личности. Описывая их, Джемс говорил, что наше эмпирическое Я "шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.
Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благодаря как последовательности и логичности изложения, так и связи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными исследованиями в области психофармакологии и психокоррекции.
Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Хотя он и не является основоположником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.
“Чикагская школа” Дж. Дьюи. Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карьеру в качестве психолога. Его книга "Психология" (1886) была первым американским учебником по этому предмету. Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии" (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.
Никто в психологии этого представления и не отстаивал. Тем не менее Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание - один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам.
В 1894 году Дыои был приглашен в Чигакский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в противовес последователям Вундта и Титченера функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949). Здесь функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о “психических элементах”.
Эти общие соображения не представляли ни новой теории, ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое количество студёнтов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая чикагская школа, из которой вышли десятки американских психологов.
Что касается методов, то в чикагской школе считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Чикагская школа Энджелла являлась научно-образовательной в том смысле, что в ней готовились в большом количестве кадры исследователей.
В целом функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психологического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение- все это оставалось загадочным.
В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.
Брентано, в противовес взглядам Вильгельма Вундта, заявлял, что главным методом психологии является наблюдение, а не экспериментирование. Он различал акт видения цвета и сенсорное содержание цвета.
Брентано (Brentano) Франц
(16.01.1838, Мариенберг - 17.03.1917, Цюрих) - австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии - "психологии акта".
Биография. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват-доцент, затем (с 1872) профессор философии в Вюрцбурге и (с 1874 по 1896 г.) в Вене.
Исследования. Разработал основы описательной психологии, которая, в отличие от генетической психологии с ее причинным анализом, требует непосредственного описания психических явлений с дальнейшим определением их структуры. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком - интенциональностью, направленностью на иное. Ставил в основу постижения реальности природу сознания, в котором особую роль признавал за переживанием времени. Оказал существенное влияние на Вюрцбургскую школу.
Сочинения. Psychologie des Aristoteles. Mainz, 1867;
Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1889;
Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1889;
Von Klassifikation der psychologischen Phanomene. Lpz., 1911;
Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum, Hamb., 1976;
Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Hamb., 1979;
Избранные работы. М., 1996
Франц Брентано - известный немецкий философ и психолог, ввёл понятие инденциональности в современную философию.
Франц Брентано родился 16 января 1838 года в Мариенберге-на-Рейне в Германии в религиозной семье итальянско-немецкого происхождения. Франц Брентано изучал философию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине. Его философские взгляды отчасти основываются на учении Аристотеля, в 1862 году Брентано защищает диссертацию «О различных значениях сущего у Аристотеля» на философском факультете в Тюбингине..
В 1864 году Франц Брентано получает сан католического священника (но через девять лет отходит от церкви как убежденный противник «папской непогрешимости»), через два года становится приват-доцентом философии в Вюрцбурге. Среди его слушателей были Карл Штумпф и будущий рейхсканцлер Георг Харлинг. Блестящие лекции, популярность среди студентов, переполненные аудитории вызывали ревность среди коллег.
В 1872 году он уезжает за границу и разрабатывает собственную концепцию. Еще в сане священника он утверждал абсолютную независимость философии от теологии, не мог примириться с объединением Германии, предвидел опасность для свободы личности, был пацифистом и противником идеи, что «сила есть право».
В 1874 году Брентано возглавляет кафедру в Вене, его лекции посещают до 360-ти человек, среди его слушателей - Эдмунд Гуссерль, Франц Хиллебранд, Зигмунд Фрейд, Христиан фон Эренфельс, Казимир Твардовский и другие известные люди. В 1879 году он отказался от кафедры профессора философии в Вене, но продолжал читать лекции в этом университете, будучи приват-доцентом.
Еще в 1860 году Брентано разработал концепцию «четырех фаз развития философии». Первая фаза - фаза расцвета философии. Вторая фаза - начало упадка, когда доминировали «практические» цели, это превращение философии в служебную дисциплину. Третья фаза - фаза скепсиса, которая лишает науку доверия, обосновывая всё, иногда прямо противоположное. Четвёртая фаза - восстанавливает в правах познавательную способность человека, это фаза «мистицизма». По мнению Бретано через четыре фазы развития прошли Античная философия, Средневековая философия и философия Нового времени. После фазы «крайнего упадка философии» предстоит фаза подъема новой философии. Вкладом в новую философию стал основной труд Брентано «Психология с эмпирической точки зрения», изданный в 1874 году.
По мнению Брентано психология изучает элементы человеческого сознания и способы их соединения. Первое - сфера феноменологии, второе - предмет генетической психологии. Свою работу Брентано относил к феноменологии, которая анализирует феномены нашего сознания. Различаются психические и физические феномены. Особенность психических феноменов и свойство самого сознания - его интенциональность или «отношение к содержанию». К психическим феноменам относятся: «акт представления, акт суждения и эмотивные акты (желания и чувствования), то есть необходимо разграничить акт и содержание сознания. Психология, по мнению Брентано, как раз и является наукой об актах (функциях) сознания.
Физические феномены - это цвет, форма, тепло, запах. Сознание всегда направлено на что-то, его структура может быть описана в терминах отношения и предполагает пару из акта сознания и того, на что он направлен (например, акт представления - «представленное»). Акт представления обладает реальным бытием, а «представленное» обладает интенциальным существованием «внутри» акта сознания.
Франц Брентано развил проблему сознания времени. Любовь к истине и ненависть к заблуждению - эти акты характеризуются как правильные с «самоочевидностью», сравнимой с очевидностью, то даёт убеждённость в правильности закона противоречия. Брентано показал, что невозможно исследовать психологические феномены, пока не описано, что же конкретно исследуется.
Ученый отмечал противоречивость термина «бессознательное сознание», не допуская наличия бессознательных психических феноменов. С тех пор появились разные версии феноменологической трактовки бессознательного. О себе говорил так: «философ, который не культивирует и не практикует созерцания, просто-напросто не заслуживает этого имени».
Ранняя смерть жены как-то сломила Брентано. В 1895 году он уезжает с сыном в Швейцарию, а через год переезжает во Флоренцию, где ведёт занятия по философии. Однако в это время у него развивается глаукома, и он постепенно теряет зрение, но продолжает работать над проектом своей новой философии.
В год начала Первой мировой войны, Брентано переезжает в Цюрих, где 17 марта 1917 года в возрасте 79 лет умирает при диктовке своей рукописи.
Нельзя не отметить, что огромная часть работ при жизни Брентано осталась неопубликованной, однако усилиями его учеников уже после смерти всё же было издано 17 томов.
В 1831 году при участии его ученика Томаша Масарика, первого президента Чехословакии, в Праге было основано Брентановское общество.
Брентано Франц (Brentano, 1838-1917) - нем. философ, в прошлом - католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости Папы. В самой известной его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Б. назвал психологией акта.
Оказал значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в Вюрцбургской школе, на идеи Австрийской школы, развитие метода феноменологического самонаблюдения в гештальт -психологии и Лейпцигской школе, на развитие функционализма в психологии. Читая лекции по философии в Венском ун-те, оказал влияние на философские интересы З. Фрейда, который во время учебы на мед. факультете намеревался даже защитить диссертацию по философии. (Е.Е. Соколова)
Его философские воззрения основываются отчасти на учении Аристотеля и его средневековых толкователей, отчасти на новейшей английской психологии. Из его сочинений важнейшие: «Die Psychologie des Aristoteles» (Майнц, 1867г.), «Psychologie vom empirischen Standpunkte» (том 1, Лейпциг, 1874г.).
Брентано утверждал, что «истинный метод философии не отличается от метода естественных наук». Его взгляд на научную философию оказал громадное влияние на позднейших немецких философов, таких, как А. Мейнонг и Э. Гуссерль, а также на логический позитивизм.
Брентано Франц считал, что в психологии нельзя рассматривать изолированные реакции, а также невозможно путем механических измерений дать ответ о природе психических процессов. Он заложил предпосылки последующего развития вюрцбургской школы и гештальтпсихологии в целом.
Литература
- Избранные работы. - М., 1996.
- О многозначности сущего по Аристотелю // Богословие. Философия. Культурология. Вып. 4. - СП6, 1997.
- О происхождении нравственного познания / Пер. А.А. Анипко. - СПб.: Алетейя, 2000. - 202 с - («Метафизические исследования. Приложение к альманаху»).
- О многозначности сущего по Аристотелю. СПб. «ВРФШ».2012.
- Психология Аристотеля в свете его учения о voūç ποιηΐθйός (перевод и комментарии И.В. Макаровой) // Историко-философский ежегодник’2002.
- Очерк о познании [фрагмент]; письмо к Антону Марти от 17.03.1905; 0б очевидности.[Фрагмент]; письмо к Гуссерлю от 9.01.1905 / Антология мировой философии. Т.3. М., 1971.
Литература на русском языке
- Твардовский, К.Ф. Брентано и история философии / Пер. с польск. Б.Т. Домбровского // Логико-философские и психологические исследования. - М., 1997.
- Мееровский Б.В.,Бирюков Б.В. Ф. Брентано -историк философии Аристотеля // Историко-философский ежегодник 1991 М.,1991. с.146-152
- Краснощеков А.Н. Логико-семантическая теория Ф.Брентано и проблема очевидных суждений //Научная конференция «Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке». СПб.,1994.С.19-21
- Кюнг, Г. Брентано , Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей / Пер. О. Кубановой // Логос. - 1995. - № 6. - с.117-123
- Громов Р.А. К вопросу о психологизме: брентановская школа и эмпирические версии критики психологизма // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005г.): В 5т. Т.2. М.,2005. C.С.70-71
- Громов Р.А. Брентано и Гуссерль как историки философии // Логос. № 2. (59) 2007. - С.75-97
- Макарова И.В. Франц Брентано и его «Психология Аристотеля» // Историко-философский ежегодник’2002. Научное издание. - Москва, «Наука», 2003, с.304-308
- Макарова И.В. Франц
БРЕНТАНО (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариенберг - 17.3.1917, Цюрих, Швейцария), немецкий философ. Племянник К. Брентано и Беттины фон Арним, брат Л. Брентано. Преподавал философию в Вюрцбургском (1866-73) и Венском (1874-95) университетах. С 1864 года католический священник, в 1873 году в связи с выступлением против догмата о непогрешимости папы сложил с себя духовный сан. С 1896 года жил во Флоренции. Его непосредственными учениками в Вюрцбурге были К. Штумпф, А. Марти и др., его лекции в Вене слушали Т. Масарик, А. Мейнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, К. фон Эренфельс, 3. Фрейд и др. В соответствии со своим учением о четырёх фазах развития философии в каждую историческую эпоху (восходящее развитие и три фазы упадка) Брентано негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он, однако, полемизировал. Под влиянием Ф. А. Тренделенбурга Брентано обратился к Аристотелю, философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании.
Считая фундаментальной наукой психологию, Брентано подвергает критике экспериментальную и интроспекционистскую психологию и создаёт дескриптивную психологию - учение о сознании, основывающееся исключительно на внутреннем опыте. Психология - это наука о психических феноменах, или актах сознания (Брентано отрицал существование бессознательных психических феноменов), которые необходимо строго отличать от физических феноменов - предмета естествознания. Физические феномены обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и так далее) и, будучи представлены в воображении, остаются явлениями физических предметов, тогда как сама фантазия, как и видение, слышание и так далее, - это акты сознания. Источник знания о них - внутреннее восприятие, которое следует отличать от самонаблюдения, ибо нельзя наблюдать за актами сознания, не изменяя их. Внутреннее восприятие не является чем-то внешним по отношению к актам сознания, но сосуществует с каждым из них в одном и том же акте и является источником очевидности: акт представления или суждения осознаётся в нём именно как тот акт, который мы осуществляем «здесь и теперь». Здесь Брентано расходится с И. Кантом, считая, что внутренний опыт не содержит в себе разделения на «вещи в себе» и явления.
Важнейшим отличием психических феноменов от физических является интенциональное (ментальное) существование в них предмета, или направленность их на объект (Брентано вводит в современную философию термин интенциональностъ, широко использовавшийся в средневековой схоластике). Классификация психических феноменов проводится Брентано согласно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта. Брентано выделяет три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признаётся или отвергается; акты любви и ненависти (чувство и воля). Последние, как и акты суждения, в отличие от представлений обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного; акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли - источник нравственного сознания. В поздний период Брентано уточняет, что только индивидуальные вещи (тела и духовные субстанции) обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие - реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: например телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее.
Выдвинутая Брентано идея философии как строгой науки была затем подхвачена Э. Гуссерлем. Влияние идей Брентано прослеживается в феноменологии, неореализме, аналитической философии, вюрцбургской школе и гештальтпсихологии.
Соч.: Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. Freiburg, 1862. Hildesheim, 1960; Aristoteles und seine Weltanschauung. Lpz., 1911; Die Lehre Jesu und ihre bleibende Bedeutung. Lpz., 1922; Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1924-1928. Bd 1-3; Versuch über die Erkenntnis. Lpz., 1925; Die vier Phasen der Philosophie... Lpz., 1926; Vom Dasein Gottes. Lpz., 1929; Wahrheit und Evidenz. Lpz., 1930; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1934; Grundlegung und Aufbau der Ethik. Bern, 1952; Religion und Philosophie. Bern, 1954; Die Abkehr vom Nichtrealen. Bern; Мünch., 1966; Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum. Hamb., 1976; Избранные работы. М., 1996; О многозначности сущего по Аристотелю // Богословие. Философия. Культурология. СПб., 1997; О происхождении нравственного познания. СПб., 2000.
Лит.: Kastil А. Die Philosophie F. Brentanos: Eine Einführung in seine Lehre. Bern, 1951; The Philosophy of Brentano / Ed. by L. L. McAlister. N. Y., 1977; Твардовский К. Ф. Брентано и история философии // Твардовский К. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997.