Презентация на тему "кант иммануил". Презентация по краеведению "иммануил кант" Иммануил кант философ и ученый презентации

Иммануил Кант является
родоначальником немецкого
классического идеализма. Всю свою
жизнь он прожил в г. Кёнигсберге
(Восточная Пруссия, ныне г. Калининград
Российской Федерации), долгие годы
преподавал в местном университете. Круг
его научных интересов не ограничивался
сугубо философскими проблемами. Он
проявил себя и как незаурядный ученыйестествоиспытатель.

Научная деятельность Канта

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический».
I этап (до 1770 года) - в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
◦ разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской
первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
◦ наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных
классов животных по порядку их возможного происхождения;
◦ выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
◦ изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом
познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания,
человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Теория познания Канта

Дадим определение основных терминов, которые используются Кантом и фактически им
были впервые введены.
Апостериорное знание - совокупность
суждений, каждое из которых зависит от
опыта.
Априорное знание - совокупность суждений,
которые, в отличие от апостериорных, не
зависят от опыта.
Большое значение в теории познания Канта приобретает различение аналитических и
синтетических суждений.
Аналитические суждения не могут ничего
прибавить нового в нашем знании, так как
предикат в таких суждениях составляет
часть содержания субъекта.
Синтетические суждения способны давать
новое знание, нести новую информацию.

Этика Канта

◦ Учение Канта о нравственности изложено в работе «Критика практического
разума» (1788), а также в его труде, вышедшем в 1797 году, «Метафизика
нравов», где кантовская этическая концепция предстает в более строгом и
завершенном виде.
◦ Смысл кантовской философии состоит в том, что Кант ищет четкие
аргументы для обоснования научного знания, философии, построения
разумной жизни человека.

Категорический императив как нравственный закон

Императив – это объективный принцип поведения, нравственный закон, значимый для всех.
Гипотетический императив определяет волю
при условии наличия определенных целей
Категорический императив – это
объективный, всеобщий, безусловный,
необходимый моральный закон, и
исполнять его – долг каждого без
исключения человека.
Поступать в соответствии с этими законами – долг человека и гарантия моральности его
поступков.

В учении о нравственности Кант:
◦ создал глубокую, интереснейшую этическую теорию на основе научного обобщения и
уважения к моральному сознанию
◦ обосновал тезис об автономии нравственности, которая самоценна сама для себя и
является законом, а не выводится из внешних по отношению к ней принципов
◦ предложил теоретическую основу для организации разумной жизни человека,
сформулировав нравственный закон, обязательный для исполнения каждым разумным
существом
◦ обосновывал по-новому принцип самоценности каждой личности, которая ни при
каких условиях не может быть средством для достижения каких бы то ни было целей
◦ подчеркнул важность взаимосвязи нравственности и научного знания на основе
единства практического и теоретического разума

Социально-политические взгляды

◦ В своих социально-политических взглядах Кант выступает как осторожный оптимист,
считая, что общество через нравственное совершенствование людей неизбежно будет
двигаться к своему идеальному состоянию – миру без войн и потрясений.
◦ Все творчество Канта посвящено обоснованию того, как каждый человек, общество, мир
могут стать лучше, разумнее и человечнее. Идея нравственности пронизывает все виды
духовной деятельности человека: науку, философию, искусство, религию. Величайший
оптимизм излучает уверенность Канта в том, что мир может стать тем лучше, чем более
разумным и нравственным будет каждый человек на земле, независимо от рода его занятий.

Эстетика Канта

◦ К эстетике Кант приходит, пытаясь разрешить противоречие в своем философском учении
между миром природы и миром свободы.
◦ Основной проблемой эстетики является вопрос о том, что такое прекрасное (под
прекрасным обычно понимают высшую форму красоты). Философы до Канта определяли
прекрасное как свойство объекта восприятия, Кант приходит к определению этой
категории через критический анализ способности восприятия прекрасного, или
способности суждения вкуса.
◦ Кант подчеркивает чувственный, субъективный и личный характер оценки прекрасного, но
главной задачей его критики является обнаружение всеобщего, то есть, априорного
критерия такой оценки.

◦ Искусство Кант определяет через сравнение с природой, наукой и ремеслом. От природы
искусство отличается тем, что это произведение человека. От науки искусство отличается
подобно тому, как умение от знания.
◦ Искусство Кант делит на приятные и изящные. Целью первых является приятное, целью
вторых – прекрасное. Мерилом удовольствия в первом случае являются только ощущения,
во втором – суждение вкуса.
◦ Большое значение Кант уделяет проблеме художественного творчества. Для этого он
использует термин «гений». В философии Канта этот термин имеет специфическое
значение. Так называется особенный врожденный талант человека, благодаря которому он
может создавать произведения искусства. Так как Кант считает искусство важным средством
проникновения в мир сверхчувственного, то он защищает свободу художественного
творчества.

Заключение

◦ Философия Канта, несомненно, оказала благотворное влияние на последующее развитие
философии, в первую очередь – немецкой классической философии. Крайне
плодотворной оказалась обнаруженная Кантом связь философии с современной наукой,
стремление осознать формы и методы теоретического мышления в рамках логики и теории
познания, исследовать познавательную роль философских категорий, раскрыть
диалектическую противоречивость разума. Несомненной его заслугой является высокая
оценка нравственного долга, взгляд на эстетику как раздел философии, снимающий
противоречие между теоретическим и практическим разумом, указание путей изживания
войн как средства решения конфликтов между государствами.

Выполнили: студенты группы ДГС-101 Вишневская К.,

Саськов А.

Кант, Иммануил

Иммануиил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой

классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтиз ма. (1724-1804)

Главное философское произведение Канта

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума».

Исходной проблемой для Канта

является вопрос

возможно

знание?».

Критика чистого разума

«Критика чистого разума» - основополагающий философский труд Иммануила Канта , изданный в 1781 году в Риге.

Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В течение 1790-х годов вышло ещё несколько изданий, но их отличия от второго были уже незначительны.

Эта работа была первой из «Критик», за ней последовали «Критика практического разума и «Критика способности суждения». К «Критике чистого разума» идейно примыкают «Пролегомены» (1783).

Критика чистого разума (Содержание)

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального , которое раскрывается в трёх частях работы:

Трансцендентальная эстетика (о пространстве и времени как формах априорного созерцания)

Трансцендентальная логика (о рассудочных категориях)

Трансцендентальная диалектика (об антиномиях разума)

Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.

Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений . Он выделяет суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные .

Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.

Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.

Трансцендентальное

исследование

Связь опыта Кант относит к необходимой априорной деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием .

«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами познания предметов, поскольку познание должно быть возможным априори».

Теория познания

Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Опыт

чувственн

рассудочн

ый синтез

ый синтез.

Кант выделяет

Категории

количества

– Единство

– Множество Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом творческой деятельности

рассудка.

Здесь возникает новый вопрос:


Биография Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин философских, математических, физических. К этому временивызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.


Три задачи Канта: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача что такое человек? (антропология).


Этапы творчества Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический»: I этап (годы) разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Работы философа: Критика чистого разума; Критика чистого разума; Критика практического разума; Критика практического разума; Критика способности суждения; Критика способности суждения; Основы метафизики нравственности; Основы метафизики нравственности; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Всеобщая естественная история и теория неба; Всеобщая естественная история и теория неба; Мысли об истинной оценке живых сил; Мысли об истинной оценке живых сил; Ответ на вопрос: что такое просвещение? Ответ на вопрос: что такое просвещение?




Вопросы Иммануила Канта: Что я могу знать? Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё. Что я должен делать? Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек высшая ценность.


Кант о конце сущего В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия. Три варианта конца: естественный по божественной мудрости сверхъестественный по непонятным для людей причинам противоестественный по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.



1 из 29

Презентация - Иммануил Кант и его концепции

Текст этой презентации

Иммануил Кант и его концепции
Пятигорск - 2017
Образцова Е.С. Верминская И.В.

Введение
К середине XVIII в. эмпирики и рационалисты сражались друг с другом без решающего успеха с чьей-либо стороны. В это время Кант попытался разрешить этот конфликт и вывести философию из того глухого тупика, в который она зашла. Его великая работа «Критика чистого разума» перевернула философию, изменив наше понимание познания, сознания, собственной личности и отношения между тем, что мы знаем, и способом, каким существуют вещи.

Биография
Иммануил Кант(22 апреля 1724 - 12 февраля 1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Он родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Три задачи Канта
что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); За этими задачами должна была последовать четвёртая - что такое человек?

Фундаментальные философские работы, написанные Кантом
«Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология) «Критика практического разума» (1788) - этика «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Этапы творчества
I этап (1747-1755 годы) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Критика чистого разума
1

1.1. Познание
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие и окружающий мир. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум.

Неразрешимые противоречия обнаруженные Кантом:
Тезис
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего.
Антитезис
Мир не имеет начала во времени и безграничен. В мире нет ничего простого. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С появлением в свет его «Критики чистого разума» догматической метафизике приходит конец. Но приходит ли конец философии как таковой в ее стремлении ответить на важнейшие мировоззренческие вопросы, стоящие перед человеком? Кант отвечает на этот вопрос однозначным «нет»: «На чем я основываю эту надежду? – Я отвечаю: на неотвратимом законе необходимости...».

1.2. Три понятия и структура знания
В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».

Кант выделяет также два типа суждений:
аналитические суждения – только поясняющие и не прибавляющие ничего к содержанию познания; синтетические суждения, то есть суждения, расширяющие наши познания.

При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии; внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.

В «Трансцендентальной диалектике» Кант анализирует такие трансцендентальные идеи разума как:
психологическую идею; космологическую идею; теологическую идею.
В первом случае Кант приходит к выводу, что субстанциальность имеет значение при рассмотрении отношения души к возможному опыту.

Кант выделяет 12 категорий и делит их на 4 класса по 3 в каждом.
Категории количества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение Категории отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействия Категории модальности Возможность и невозможность Существование и не существование Предопределённость и случайность

Мораль и суждение
2

2.1. Критика практического разума
Главные вопросы «Критики практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Выводы: чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

Гипотетические императивы выступают как правила искушенности, когда отнесены к определенным целям; советы предосторожности. В настоящее время категорический императив понимается: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
Типы императивов: гипотетический и категорический.

2.2. Критика способности суждения
В этой книге Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике; целесообразности в природе; целесообразности духа.

Кант выделяет две проблемы эстетической способности суждения.
Прекрасное не может быть объективным свойством вещей, оно рождается из отношения субъекта к объектам, точнее, из отношения объектов к нашему чувству наслаждения, приписываемому самим предметам. Прекрасное это то, что нравится по вкусовому суждению, и можно говорить о четырех его характеристиках. Каково основание эстетической способности суждения? – Свободная игра и гармония наших духовных способностей, фантазии и интеллекта. Суждение вкуса, таким образом, возникает в результате игры познавательных способностей.

Социально-политические взгляды
3

Основные Социально-политические взгляды И. Канта:
философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону; был сторонником распространения демократии и правового порядка; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир».

Человек для Канта
Человек для Канта – это высшая ценность, личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его.

Отношения между государствами
В этом учении Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым.

Иммануил Кант:
дал объяснение возникновению Солнечной системы; выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека; выдвинул учение о категориях; сформулировал моральный закон; выдвинул идею о «вечном мире» в будущем; природа имеет свою историю во времени, а не вечна и неизменна; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции.

Выполнили: студенты группы ДГС-101 Вишневская К.,

Саськов А.

Кант, Иммануил

Иммануиил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой

классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтиз ма. (1724-1804)

Главное философское произведение Канта

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума».

Исходной проблемой для Канта

является вопрос

возможно

знание?».

Критика чистого разума

«Критика чистого разума» - основополагающий философский труд Иммануила Канта , изданный в 1781 году в Риге.

Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В течение 1790-х годов вышло ещё несколько изданий, но их отличия от второго были уже незначительны.

Эта работа была первой из «Критик», за ней последовали «Критика практического разума и «Критика способности суждения». К «Критике чистого разума» идейно примыкают «Пролегомены» (1783).

Критика чистого разума (Содержание)

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального , которое раскрывается в трёх частях работы:

Трансцендентальная эстетика (о пространстве и времени как формах априорного созерцания)

Трансцендентальная логика (о рассудочных категориях)

Трансцендентальная диалектика (об антиномиях разума)

Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.

Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений . Он выделяет суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные .

Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.

Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.

Трансцендентальное

исследование

Связь опыта Кант относит к необходимой априорной деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием .

«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами познания предметов, поскольку познание должно быть возможным априори».

Теория познания

Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Опыт

чувственн

рассудочн

ый синтез

ый синтез.

Кант выделяет

Категории

количества

– Единство

– Множество Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом творческой деятельности

рассудка.

Здесь возникает новый вопрос: