Первоначальные химические понятия Основные химические законы. Первоначальные химические понятия Конкурс «Юный химик»

Тема 10 . Методика формирования первоначальных химических понятий в 8 классе

1. Значение темы "Первоначальные химические понятия"

в 8 классе

Тема "Первоначальные химические понятия – первая тема школьного курса химии. Значение ее велико, т. к. она является залогом успешного овладения учащимися последующего материала. При изучении данной темы формируются фундаментальные понятия и представления, на основе которых, в дальнейшем, строятся теоретические концепции химии. Поэтому необходимо, чтобы ученики успешно усвоили важнейшие из этих понятий, и в первую очередь такие, как "атом", "молекула", "химическое явление", "химическая формула", "химическое уравнение", "вещество", "признаки химической реакций" и др. Глубокое понимание атомно-молекулярной сущности строения вещества облегчит учащимся восприятие в дальнейшем, теории строения вещества и других теоретических вопросов предмета химии. В рамках данной темы у учащихся формируется умение выявлять главные, типичные признаки веществ и явлений, группировать их на типы, классы и т. п., что позволит увидеть в классификации важнейших классов соединений и типов реакций не нагромождение фактов, а естественное объединение на основе определенных признаков.

Немаловажное значение имеет первое знакомство школьников с химическим экспериментом. При его самостоятельном выполнении учащиеся овладевают практическими умениями и навыками обращения с веществами и лабораторным оборудованием , а осуществление таких простейших операций, как растворение, взвешивание, нагревание, отстаивание, фильтрование, повышает уровень политехнической подготовки учащихся. Использование учебного химического эксперимента убедит учащихся в том, что знание химических процессов и условий их протекания дает возможность управлять химическими явлениями и процессами.

Значение вводной темы определяются еще и тем, что здесь закладывается основы химического языка.

Следует учесть, что о некоторых понятиях, таких как, атом, молекула, вещество, учащиеся получили представление ранее, на уроках природоведения , биологии, физики. Это дает возможность продолжать формирование и развитие знаний, умений, навыков на основе межпредметных связей.

Изучение первой темы курса химии имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся. Познавая с помощью атомно-молекулярного учения строение веществ, учащиеся убеждаются в материальности мира.

И, конечно же, огромная роль изучения первоначальных химических понятий заключается в развитии интереса учащихся к химии. Известно, что еще до начала изучения химии, в младших классах, у школьников возникает интерес к химии, и с первых же уроков химии необходимо поддерживать и развивать его. Этому способствуют новизна предмета, химический эксперимент, связь с жизнью и с другими науками, и то, что вводная тема дает массу возможностей для привлечения средств наглядности и различных форм занимательности.

Образовательные задачи темы . Изучение темы "Первоначальные химические понятия" предполагает постановку и решение следующих образовательных задач.

1. Обобщение и развитие эмпирических сведений о веществах, их свойствах и изменениях, полученных в курсе природоведения, биологии и физики; наполнение их новым химическим содержанием.

2. Раскрытие содержания первоначальных химических понятий, законов химии и химического языка.

3. Закрепление в химических терминах и символике основных понятий и законов химии и химического языка.

4. Формирование и подтверждение положений атомно-молекулярного учения, использование их для объяснения химических явлений и их закономерностей.

5. Ознакомление учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приемами работы с нагревательными приборами, штативом, химической посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории.

6. Ознакомление учащихся с историческими фактами зарождения и развития химической науки.

Развивающие задачи темы. При изучении темы необходимо решение следующих задач по развитию учащихся.

1. Совершенствование мыслительных приемов сравнения, анализа, синтеза.

2. Развитие умений наблюдения и высказывания причинно-следственных суждений на основе химического эксперимента.

3. Развитие воображения учащихся, умения "заглянуть" вглубь вещества, используя модели молекул, атомов, кристаллических решеток.

4. Развитие умений высказывать соответствующие суждения, используя химическую терминологию, и наоборот, умение извлекать, заключенную в химической символике информацию, что способствует развитию мышления.

5. Развитие кругозора учащихся, введение их в круг химических понятий.

6. Развитие умения находить и объяснять межпредметные связи.

Воспитывающие задачи темы. Воспитание школьников всегда являлось важнейшей функцией школы в целом и предмета химии в частности. В теме "Первоначальные химические понятия" можно решить следующие воспитательные задачи.

1. Формирование научных убеждений (является ведущей воспитывающей задачей; осознание реальности существования атомов и молекул и материального единства мира на основе этих представлений).

2. Раскрытие и обсуждение трудностей, возникающих на пути научных открытий, и роли борьбы мнений, настойчивости и трудолюбия ученых-химиков на пути их преодоления.

3. Формирование интереса к предмету при изучении вводной темы (имеет особое значение, т. к. вносит огромный вклад в развитие мотивации учащихся к изучению химии и познанию в целом).

4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, умения работать в группе, а также других нравственно-гражданских качеств личности школьника.

2. Место темы в курсе химии общеобразовательной школы

В настоящее время учебников по химии, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации для обучения учащихся школ, довольно велик. Авторы каждого из этих учебников предлагают свои подходы к изучению вводной темы школьного курса химии в 8 классе.

Согласно авторской программе и учебнику на изучение первоначальных химических понятий отводится 26 часов. Причем изложение понятий происходит в рамках нескольких тем: "Введение" - 3 часа; "Атомы химических элементов"- 9 часов; "Простые вещества" - 7 часов; "Изменения, происходящие с веществами" - 7 часов.

В своем учебнике на изучение первоначальных понятий отводят 16–22 ч. из них 7/9 ч. отводится на тему "Предмет химии", 4/5 – на тему "Химический элемент" и 5/9 на тему "Количественные отношения в химии". Все три темы излагаются в начале учебника и следуют одна за другой. Предусмотрено проведение 2 практических работ : "Очистка загрязненной поваренной соли" и "Признаки химических реакций".

Согласно авторской программе и учебнику и др. на изучение первоначальных химических понятий отводится 21 ч., в рамках темы "Важнейшие химические понятия. Включено проведение практических работ: приемы обращения с лабораторным оборудованием и изучение техники безопасности; прокаливание медной проволоки и взаимодействие мела с кислотой, как примеры химических явлений.

3. Основные понятия темы

Классификация первоначальных химических понятий. В теме "Первоначальные химические понятия", независимо от конкретного учебника химии изучается относительно много понятий, которые можно подразделить на группы: общенаучные понятия (масса, герметичность, диффузия , электрический ток, магнит и т. д. – около 30 понятий); химические понятия (химическое явление, реакция, количество вещества и т. д. – около 70 понятий); названия химических элементов, веществ и материалов – около 120 понятий; химические реакции – более 40; лабораторные опыты – около 20; демонстрационные опыты – около 30; расчетные задачи – около 10 типов; имена ученых – 10; несколько практических работ.

Каждая группа понятий образует соответствующую систему понятий. Распределение понятий по группам условно, они должны изучаться во взаимосвязи между собой. Некоторые понятия по данной классификации можно отнести к нескольким группам, например, атом и молекула, вещество простое и сложное и т. д. можно отнести как к первой, так и ко второй группе, понятие "относительная атомная масса химического элемента" – и ко второй и к третьей.

Абразивные материалы (абразивы) – твердые вещества или материалы, которые используются для полировки, шлифовки, заточки или иной механической обработки поверхности различных изделий и деталей. К наиболее распространенным А. м. относят алмазы, корунд, карборунд, нитриды бора, песок и др.

Авогадро Амедео () – итальянский физик и химик. В 1811 г. высказал гипотезу о двухатомности молекул азота , водорода , хлора, кислорода, на основе чего дал формулировку одного из основных газовых законов, носящего его имя. Исходя из этого, предложил новый способ определения атомных и молекулярных масс веществ. Впервые правильно установил количественный атомный состав молекул некоторых веществ (воды, водорода, кислорода, азота, оксидов азота, хлора и др.). Изучая свойства азота, фосфора, мышьяка и сурьмы, обратил внимание на их аналогию. Автор четырехтомного труда "Физика весовых тел, или трактат об общей конституции тел" (1837-41), который стал первым руководством по молекулярной физике.

Авогадро число (Авогадро постоянная) – физическая величина (NA), названная в честь Авогадро А., указывающая число атомов, ионов, молекул или иных структурных частиц вещества в порции его количеством 1 моль. Это число равно 6,022×1023 (округленно – 6,02×1023, или 6×1023). В расчетах имеет размерность – 6,022×1023 моль-1.

Атом – сложная электронейтральная наименьшая частица элемента химического, состоящая из положительно заряженного ядра (составляет основу массы А.) и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов (образуют электронную оболочку атома). А. сохраняют свойства химического элемента и не разрушаются в ходе химических реакций. А. могут существовать в свободном виде и в связанном состоянии друг с другом, образуя в последнем случае более сложные частицы вещества – молекулы или кристаллы немолекулярного строения. А. одного вида образуют химический элемент и обозначаются химическим символом элемента. Напр., А. водорода – Н; А. кислорода – О; А. меди – Cu и т. д.

Атомная масса – значение массы атома, выраженное в относительных атомных единицах массы. Выбор особой единицы для измерения масс атомов связан с неудобством выражать А. м. в граммах из-за чрезвычайно малых масс атомов (г). Впервые понятие А. м. ввел Д. Дальтон (1808), он же впервые определил А. м. многих элементов, взяв за относительную единицу измерения массу атома водорода. В 1818 г. предложил определять А. м., исходя из атомной массы кислорода, приняв ее равной 100. В 1906 г. за единицу А. м. была принята кислородная единица, которая составляла 1/16 часть атомной массы кислорода. С 1961 г. за единицу А. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода 12С, которая называется атомной единицей массы (а. е.м.). По последним данным 1 а. е.м. = 1,6605402×10-27 кг. Чаще пользуются относительной атомной массой (А r ), т. е. значением, полученным отношением массы данного атома к 1/12 массы изотопа углерода с массой 12.

А r =

Средние значения атомных масс природных изотопов химических элементов приведены в периодической системе. В атомных единицах массы измеряются также массы ионов, молекул и других частиц вещества.

4. Межпредметные связи

Усвоение столь большого числа понятий было бы невозможным без применения в ходе преподавания темы межпредметных связей, то есть определенных знаний, полученных учащимися раннее при изучении других предметов.

В курсе природоведения учащиеся изучали такие понятия, как: тело, свойства тел, агрегатные состояния, свойства металлов, кислород и его обнаружение, углекислый газ и его обнаружение, фильтрование и др.

В курсе биологии изучены следующие понятия: вещества минеральные и органические, состав и дыхание семян, соли, кислоты, щелочи, крахмал, состав воздуха, превращение крахмала в сахар, удобрения (мочевина, суперфосфат, хлорид калия), химические элементы (калий, азот, фосфор), растворы, прокаливание, выпаривание и др.

В курсе физики изучались такие понятия, как: тело, вещество и его строение, материя, физические и химические явления, эксперимент – источник познания, гипотеза, физические величины и единицы измерения, диффузия, температура, масса атома и молекулы и др.

Задача учителя химии – выяснить, по каким учебникам изучались эти предметы, и уточнить конкретно, что изучалось, и на каком уровне. При этом было бы наивно полагать, что все ученика в классе весь изученный материал запомнили на 100%%. Но, тем не менее, опираться на межпредметные связи, безусловно, необходимо.

5. Методика проведения первого урока

От того, как будет проведен первый урок химии в 8 классе, зависит многое, в первую очередь, - настрой учащихся на изучение предмета. Поэтому к первому уроку нужно тщательно подготовиться, учитывая следующее: химия – новый предмет; обучаясь в младших классах, детей "не пускали" в химкабинет; возможно учащиеся еще не знакомы с учителем химии; химия в представлении одних – наука-волшебница, а для других – отрава и загрязнение внешней среды. В любом случае, определенный первоначальный интерес у учащихся к новому предмету имеется.

Цели и задачи первого урока (записать):

Варианты хода урока для возбуждения интереса.

а) Показать целый набор красивых и занимательных опытов.

в) Провести беседу на тему "Что такое химия, ее значение для человека". Выслушать высказывания детей (здесь можно заодно выявить речевые навыки и уровень знаний учащихся); дополнить сказанное и сделать логический вывод: "Вы кое-что знаете, но необходимо ваши знания расширить, углубить, уточнить. Для этого, прежде всего, определим, что изучает химия … и т. д."

По ходу определения предмета, целей и задач химии учитель показывает несколько химических опытов, например, гашение горящей свечи углекислым газом, взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия, подчеркивая при этом и прикладное значение химических явлений и их сущность (на основе химических знаний).

Какой из вариантов, на ваш взгляд наиболее оптимален?

6. Тематический план темы "Первоначальные понятия химии"

Изучение темы "Первоначальные понятия химии" можно провести по следующему плану.

Тема урока

Введение. Химия – наука о веществах

Практическая работа "Очистка воды"

Признаки химических реакций

Вещества и их свойства

Строение вещества

Состав вещества. Химический элемент

Относительная атомная масса химического элемента

Простые вещества. Сложные вещества

Количество вещества. Моль

Относительная молекулярная масса. Молярная масса.

Массовая доля элемента в веществе.

Решение расчетных задач

Определения состава вещества и вывод химической формулы

Решение расчетных задач

Валентность

Сущность химических реакций. Закон сохранения атомов.

Уравнения химических реакций

Реакция соединения и разложения

Семинарское занятие по пройденным темам

Обобщение темы и подготовка к контрольной работе

Контрольная работа по теме "Первоначальные понятия химии"

Анализ контрольной работы

первоначальных понятий химии

1.Метод перечисления и приведения конкретных примеров. Для формирования достаточно сложных понятий, когда запас знаний у учащихся еще невелик, можно использовать методику перечисления фактов или явлений, относящихся к данному понятию, с последующим высказыванием самими учащимися соответствующего суждения.

Например, формируя и уточняя понятия вещество и тело , можно использовать следующий подход. Учитель показывает учащимся две группы предметов:

Первая группа - стеклянная трубка, медная трубка, стальная трубка, резиновая трубка, пластмассовая трубка и другие трубки из различных веществ.

Вторая группа - стеклянный стакан, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, стеклянная колба и другие предметы из стекла.

Далее учитель просит рассмотреть и назвать каждый предмет (тело) и вещество, из которого состоит тело. Затем ученики называют перечень физических тел и химических веществ, из которых состоят данные тела, и дают развернутый ответ на вопрос: "Чем отличается понятие тело от понятия вещество ?"

2. Каковы образовательные задачи темы? Дайте характеристику понятий и терминов, наиболее важных, на ваш взгляд, изучаемых в данной теме.

3. Дайте краткий обзор терминов и понятий, изучаемых в данной теме.

4. Каковы развивающие задачи темы?

5. Каковы воспитывающие задачи темы?

6. Как используются межпредметные связи при изучении данной темы?

7. Запишите на доске основные этапы первого урока в 8 классе по химии и дайте краткий комментарий к плану.

8. Приведите примеры методических приемов формирования отдельных понятий при изучении данной темы.

9. Приведите пример лабораторного опыта, проводимого учениками при изучении данной темы.

10. Приведите пример демонстрационного опыта, проводимого при изучении данной темы.

11. Приведите пример практической работы, проводимой при изучении данной темы.

12. Составьте пример карточки для итоговой проверки знаний учащихся после изучения темы.

(мероприятие проводится в рамках недели биологии и химии в школе)

Составилапо учитель химии

МБОУ «Калининская ООШ»

Лёвина Галина Николаевна

2015-2016 уч.год

Конкурс – путешествие для учащихся 8 – 9 классов

По теме: «Первоначальные химические понятия».

Оборудование : на доске изображения трёх атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров», плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ.

Подготовка к конкурсу. Подготовку к конкурсу начинаем заранее. Учащимся сообщаются основные типы заданий и указываются параграфы учебника, которые необходимо повторить. Учащиеся должны заранее нарисовать картины атомоходов, штурвал с названиями стоянок атомохода («Бухта Основных Понятий», «Канал Расчётных задач», «Канал Формул», «Река Химических Уравнений», «Море Химических Знаков»), который должен быть прикреплён к доске, и жетоны в форме компаса. Из числа учащихся один ученик назначается штурманом.

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и ещё у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на листах раздаётся каждой команде по одному экземпляру. Надеюсь, что общими усилиями, мы узнаем, на каком атомоходе поплывём. На решение задания даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда,которая правильно и раньше другой команды, разгадавшая кроссворд получит дополнительно три дополнительных жетона.

1. C , 2.О, 3. Al , 4. N , 5. Zn , 6. J , 7. P , 8.Н, 9. Pb .

Ответы: 1.Углерод, 2. Кислород, 3.Алюминий, 4.Азот, 5.Цинк, 6.Йод, 7.Фосфор, 8.Водород, 9.Свинец. 10. (по горизонтали) ЛОМОНОСОВ.

Итак, мы отправляемся в путь на теплоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования. У каждой команды в «судовых журналах» имеется таблица, которую мы будем заполнять по ходу маршрута следования.

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе команда, получившая жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах эту бухту. А чтобы выйти из бухты нам нужно правильно ответить на вопросы.

Проводится фронтальный опрос. Команды отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Вопросы задаются командам по очереди, на обдумывание ответа даётся10 секунд. Если команда не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы.

1.Что изучает химия?

2.Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4.Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5.Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6.Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

7.Что такое вещество?

8.Что такое однородные смеси?

9.Что такое неоднородные смеси?

10.Что такое относительная атомная масса элемента?

11.Что показывает индекс?

12.Что показывает массовая доля элемента в веществе?

13.Что такое относительная молекулярная масса вещества?

14.Содержание, какого элемента – кислорода или водорода – больше в воде по массовой доле?

Ответы:

1.Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ, в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2.Физическими называют явления, в результате которых не происходит превращения одних веществ, в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавление железа, образование инея).

3.Химическими называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ, в другие (ржавление железа, сгорание дров).

4.Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

5.Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия)

6.Химический элемент – это определённый вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и в состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

7.Вещество – вид материи, мельчайшими частицами которой являются молекулы, и то, что из неё построено.

8.Однородными называют смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить, частицы других веществ.

9.Неоднородными называют смеси, в которых невооружённым взглядом или с помощью микроскопа можно заметить частицы других веществ.

10.Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безмерная величина.

11.Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

13.Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

14.Кислорода.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. Команды получают таблицы для игры в «Крестики – нолики». На размышление отводится 15 секунд. За правильный ответ команды получают по два жетона.

Вы, наверное, умеете играть в «крестики – нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

При игре в «крестики – нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак указывается в условии игры.

Штурман. Капитан, мы входим в «Море Химических Знаков».

От каждой команды выбирается ученик, хорошо знающий химические элементы. Каждому из них даётся листок с 10 химическими элементами, написанными на русском языке. Ученики должны рядом с этими элементами записать химические знаки этих элементов и их атомные массы. За каждые два правильные, ответа команда получает один жетон.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава химических соединений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д.Дальтон в 1803 году ввёл понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский учёный Я.Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначаться одной, двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -…, магний -…, алюминий -…, кремний -…, калий -…, натрий -…, цинк -…, железо - …, медь -…, серебро -…, ртуть -…, кальций -…,барий -…, бром -…, йод -…, марганец -…, фтор -…, бор -…, водород -…, сера -….

Штурман. Внимание! Впереди «Рифы формул».

Учитель . Рифы необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы веществ, согласно их валентности. Каждой команде выдаётся листок с названиями 6 веществ. По очереди от каждой команды к доске выходят по одному учащемуся, и по порядку записываю формулы указанных веществ. Кто желает быть первым лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы формул.

1.Сульфид серебра Ag 2 S 1. Сульфит серебра А g 2 SO 3

2.оксид углерода (IV ) СО 2 2.оксид серы ( VI ) SO 3

3.карбонат кальция СаСО 3 3.нитрат магния Mg ( NO 3 ) 2

4.хлорид алюминия AlCl 3 4.сернистая кислота

5.гидроксид кальция Са(ОН) 2 5. хлорид меди С uCl 2

6.ортофосфорная кислота Н 3 РО 4 6. гидроксид алюминия А l ( OH )

На задание отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Если команда справляется не со всеми заданиями, то команда соперник может в течении 2 минут исправит ошибки и получит за правильно исправленные ошибки дополнительные жетоны.

Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор – Река Химических Уравнений). Просьба капитанов сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель. Итак, перед вами стоит задача: на карточках которые вам раздаст сейчас штурман в уравнения реакций правильно проставит коэффициенты и указать тип реакции. На работу отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон.

Задания команде 8 класса

P + O 2 = P 2 O 5 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

CuO +C = CO 2 + Cu 2CuO +C = CO 2 + 2Cu

Fe + Cl 2 = FeCl 3 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

AgBr = Ag + Br 2 2AgBr = 2Ag + Br 2

Задания команде 9 класса

Mg + O 2 = MgO 2 Mg + O 2 = 2 MgO

Al + O 2 = Al 2 O 3 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

AgJ = Ag + J 2 2AgJ = 3Ag + J 2

MnO + H 2 = Mn + H 2 O MnO + H 2 = Mn + H 2 O

Штурман. Капитан море разволновалось и нас несёт в Канал Расчётных Задач.

Учитель. Штурман! Держать штурвал крепче, и не сворачивать с этого пути. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: на нужно пройти Канал Расчётных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу». Эту задачу должны выполнить капитаны. Если капитан не справляется, то команда помогает ему. За правильно решённую задачу команды получат по три жетона, но если для правильного решения капитану потребуется помощь команды, то только два жетона. Идёт самостоятельная работа по решению расчётных задач.

А команды в это время немного отдохнут, отгадывая несложные загадки.

1.Что видно, когда ничего не видно? (ТУМАН.)

2.Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (ВОДА)

3.На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – У неё теперь ангина.

(ГРАД)

4.Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

(ДОЖДЬ)

5.Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут.

(ОБЛАКА)

6.Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт.

7.Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

(СНЕГ)

ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЯ

1 вариант

Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 грамм оксида меди?

2 вариант

Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.

Подведение итогов.

Сборник самостоятельных работ по химии для 8 класса по разделу "Первоначальные химические понятия"

учитель химии первой квалификационной категории Наривончик Людмила Сергеевна, ГУ «Коскольская СОШ» Республика Казахстан
Тема: Сборник самостоятельных работ по химии для учащихся 8 класса по разделу «Первоначальные химические понятия»
Цель: оценка уровня усвоения знаний по разделу «Первоначальные химические понятия»
Задачи: организовать самостоятельную работу учащихся на уроке
Описание: в сборнике собраны самостоятельные работы в трех вариантах на отработку умений и навыков по разделу «Первоначальные химические понятия» для 8 класса; как итог отработки ЗУНов подготовлена итоговая контрольная работа. Сборник будет полезен как молодым педагогам, так и учителям с опытом работы.

Работа №1


Цель: Закрепить знания о веществе и материале

Вариант 1
Из приведенного перечня выпишите вещества: гвоздь, железо, стакан, линейка, стекло, графит, воронка, крахмал, алюминий, проволока.

Вариант 2
Из приведенного перечня выпишите изделия с указанием веществ или материалов, из которых они сделаны: подкова, пробирка, вилка, авторучка, провод.
Вариант 3
Из приведенного перечня выпишите в три столбика:
а) вещества;
б) материалы;
в) минералы: медный купорос, малахит, резина, вода, мрамор, асфальт, полиэтилен, древесина, сера, уголь, проволока, бетон, известняк, магнитный железняк.

Работа №2

(фронтально-дифференцированная)
Цель: сформировать понятие «свойства вещества»

Вариант 1
О каких веществах можно сказать:
а) при обычных условиях бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, закипает при 1000С, затвердевает при 0оС;
б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, имеет плотность около 9г/см3, хорошая пластичность позволяет изготовлять тонкую проволоку?

Вариант 2
По каким признакам поваренную соль можно ошибочно принять за сахар? Назовите два признака, по которым их легко различить.

Вариант 3
Какие свойства позволяют
а) алюминию конкурировать с медью в электротехнике;
б) использовать корунд для изготовления точильных камней и наждачной бумаги;
в) использовать сахар и ванилин в кондитерских изделиях?

Работа №3

(фронтальная лабораторная)

Цель: научить определять и описывать физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, плотность, растворимость в воде, твердость, запах.
1.Проведите классификацию выданных вам веществ по агрегатному состоянию и цвету: поваренная соль, сера, сахар, стекло, кварц, мел, медь, железо, вода, бензин, углекислый газ (в закрытой колбе)
2.Определите, какие из выданных вам веществ обладают запахом.
3.Определите, какую плотность имеют выданные вам вещества.
4.Какие из выданных вам веществ практически нерастворимы в воде, а какие растворимы в ней?
5.Распределите выданные вам вещества по уменьшению их твердости (царапая одно вещество другим).

Работа №4

(групповая)
Цель: закрепить понятия «вещество», «тело», «свойства вещества».

1.Выпишите из приведенных признаков: круглый, бесцветный, растворимый, плоский, овальный, прозрачный, зеленый, нерастворимый, электропроводный, кристаллический, хрупкий, газообразный, стеклянный, выпуклый, тяжелый, твердый, легкий, жидкий, имеющий определенную температуру плавления (кипения) – могут быть отнесены:
а) только к веществам (1-й ученик);
б) только к предметам (телам) (2-й ученик);
в) и к предметам, и к веществам (3-й ученик)
2.Проверьте правильность выполнения задания друг у друга

Работа №5

(групповая)
Цель: Выработать умение находить рациональные способы разделения смесей.
1. Укажите способы разделения следующих веществ:
Вариант 1
а) вода и сахар (1 ученик);
б) медные и железные опилки (2 ученик);
в) подсолнечное масло и вода (3 ученик);
г) вода и уксусная кислота (4 ученик).

Вариант 2
а) вода и глина (1 ученик);
б) порошок мела и поваренная соль (2 ученик);
в) песок и сахар(3 ученик);
г) спирт и вода (4 ученик).
2. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
3. Какие из приведенных здесь способов разделения смесей не срабатывают на борту космической станции и почему?

Работа №6

(парная лабораторная)
Цель: углубить представления о том, что свойства веществ в смесях сохраняются

1.Налейте в две пробирки воды (не более 1/3 объёма) и добавьте в них:
а)порошок мела (1 ученик);
б) поваренную соль (2 ученик). Разделите полученные смеси.
2.На лист бумаги насыпьте не смешивая:
а) железные опилки и серу (1 ученик);
б) железные опилки и порошок мела (2 ученик).
Изучите их физические свойства. Тщательно перемешайте. Изменились ли свойства веществ в смесях?
3.Разделите полученные смеси. Как называются использованные способы разделения смесей?

Работа №7

(групповая)
Цель: Закрепить понятия о смесях и способах их разделения

1.Заполните таблицу, приведя по два примера соответствующих смесей:
Агрегатное состояние вещества в смесях Примеры смесей
Твердое – твердое
Жидкое – твердое
Жидкое – жидкое
Газообразное – твердое
Газообразное – жидкое
Газообразное – газообразное
2. Тепловые электростанции, работающие на угле и мазуте, существенно загрязняют атмосферный воздух дымовыми выбросами (частички золы и сажи, сернистый и углекислый газы). Предложите возможные способы очистки указанных дымовых выбросов.

Работа №8


Цель: Выработать умение различать физические и химические явления.

Вариант 1
Из приведенного перечня явлений выпишите те, которые относятся к химическим явлениям:
а) при нагревании вода превращается в пар, а при пропускании через неё электрического тока она превращается в два газообразных вещества – водород и кислород;
б) при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с водородом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах;
в) для приготовления домашнего шипучего напитка кристаллы лимонной кислоты растворяют в оде, затем в полученный раствор добавляют пищевую соду (при этом происходит обильное выделение газа - с шипением);
г) серебряные ложки со временем чернеют, но та чернота быстро исчезает, если их поместить их на несколько минут в столовый уксус.

Вариант 2
Выпишите отдельно, какие из описанных явлений относятся к физическим:
а) при поджигании свечи парафин сначала плавится, а затем сгорает;
б) при включении в сеть электролампочка излучает свет и тепло;
в) на медных предметах образуется зеленый налет;
г) при растирании в ступке кристаллов медного купороса и серы образуется порошок зеленого цвета;
д) при сильном измельчении кусочек стекла превращается в белый порошок;
е) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок;
ж) если к духам или одеколону прилить воды, то происходит образование мути.

Вариант 3
Приведите по три примера физических и химических явлений, которые играют существенную роль в быту, технике, и поясните их значение

Работа №9

(парная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о физических явлениях и о свойствах веществ.

1.Положите кусочек парафина в тигель и с помощью тигельных щипцов внесите его в пламя. Что наблюдаете?
Тигель с расплавленным парафином поставьте на подставку штатива, погасите горелку. Что наблюдаете? Изменился ли парафин? (1 ученик)
Налейте в пробирку воды (не более третьей части) и добавьте в воду поваренную соль.
Как ускорить процесс растворения? Что происходит с солью?
Как доказать, что она превратилась в другое вещество?
Перелейте раствор в выпаривательную чашку и выпарьте воду. Сравните поваренную соль, полученную в результате выпаривания, с той, которая была вам выдана. (2 ученик)
2.Обсудите результаты работы. Какие явления вы наблюдали? Чем сходны проделанные вами опыты с различными веществами? Какие явления называются физическими?

Работа №10

(фронтальная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о химических явлениях и о свойствам веществ.

1.Поместите в пробирку кусочек мела (мрамора) и малыми порциями приливайте раствор кислоты. Что наблюдаете? Чем отличается это явление от растворения поваренной соли в воде?
2.Очищенную медную проволоку прокалите в течение минуты в пламени горелки. Что наблюдаете? Соскоблите острым предметом образовавшийся черный налет оксида меди и повторите прокаливание. Чем отличается образующийся оксид меди от меди?
3.Поместите в пробирку кусочек сахара и нагревайте в пламени грелки. Какие явления вам удалось здесь наблюдать?
4.Сделайте обобщенный вывод: что общего в химических явлениях и чем они отличаются от явлений физических?

Работа №11

(групповая)
Цель: уяснить признаки химических реакций в условиях их возникновения и течения

1.Какие признаки химических реакций появляются:
а) при скисании молока;
б) при загнивании белка;
в) при горении магния;
г) при ржавлении железа? Какие еще признаки химических реакций приходилось вам наблюдать в быту, в окружающем мире?
2.Почему:
а) природный газ не загорается, если в закрытом сосуде поджигать его электрическими разрядами;
б) скошенная трава, сваленная в кучу, быстро разогревается и сгнивает, а сваленная в яму, будучи утрамбованной и закрытой сверху слоем земли (так готовят силос для животных), сохраняется долго;
в) если тигель с горящим скипидаром поставить на снег (лед), то горение быстро прекращается;
г) в химическом стакане горит свеча: что произойдет и почему, если стакан закрыть стеклянной пластинкой?
Д) одной спичкой легко поджечь лучину, но нельзя поджечь бревно?
3.Сделайте обобщенный вывод: каковы условия возникновения и течение химических реакций?

Работа №12

(групповая)
Цель: Сформировать понятие «молекула» и «атом», научить пользоваться этими понятиями.

1.«Атом» в переводе с греческого означает «неделимый». В каком смысле с этим можно согласиться и в каком смысле нельзя?
2.Почему недопустимы такие выражения: «атомы воды», «молекулы воздуха»?
3.В каких случаях структурные частицы вещества можно называть и атомами и молекулами?
4.Молекулы углекислого газа в 22 раза тяжелее молекул водорода.
Почему же смесь этих газов в закрытом сосуде не расслаивается подобно воде и бензину?
5.Как объяснить в свете молекулярно-кинетической теории следующие факты:
а) высыхания мокрого белья в морозный день;
б) распространение запахов цветов в безветренную погоду;
в) выпадение «кислотных дождей» там, где отсутствуют промышленные предприятия?
6.В приведенных предложениях вставьте пропущенные слова – атом или молекула:
а) при растворении сахара в воде … сахара равномерно распределены между … воды;
б) … воды состоят из … кислорода и … водорода;
в) в состав … сахара, кроме … кислорода и водорода, входят.. углерода;
г) сладкий вкус раствора обусловлен … сахара;
д) запах тухлых яиц обусловлен … сероводорода, которые состоят из … водорода и … серы.
7. Почему ошибочно утверждение: «Все вещества состоят из молекул»?

Работа №13

(фронтальная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о веществах, минералах и материалах

1. Из приведенных вам образцов: сера, уголь, медь, алюминий, вода, мел, гранит, магнетит, стекло, резина, пластмасса – выделите:
а) вещества,
б) минералы,
в) материалы
2. Зная, что все вещества можно разделить на простые и сложные, а простые – на металлы и неметаллы, проведите классификацию выданных вам веществ и оформите ответ в виде таблицы:

Вещества
Простые Сложные
Металлы Неметаллы

Работа №14

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».

Вариант 1
Укажите, где о кислороде говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
а) кислород малорастворим в воде;
б) кислород входит в состав песка и глины;
в) рыбы не могут жить в прокипяченной и охлажденной воде, так, как в ней нет кислорода, хотя около 90% массы воды приходится на долю кислорода

Вариант 2
Укажите, где об азоте говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
а) азотом наполняют электролампочки;
б) аммиак получают соединением азота с водородом;
в) с минеральными удобрениями азот вносят в почву;
г) растениям нужен азот для построения молекул белков;
д) азот называют безжизненным, но в то же время без азота не может быть жизни, так как жизнь есть форма существования белковых тел

Вариант 3
Составьте два предложения, в которых «железо» было бы употреблено в смысле простого вещества, и два предложения, где слово «железо»означало бы химический элемент.

Работа №15

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «химический элемент», «химический знак», «относительная атомная масса»

Вариант 1
1.Какие опыты (из курсов физики и химии) подтверждают существование атомов и молекул?
2.Могут ли в составе молекулы находиться следующие массы кислорода:
а) 8 а.е.м.;
б) 32 а.е.м.;
в) 24 а.е.м.?
а)О2
б)2 Fe;
в) 3Са?

Вариант 2
1.Как можно доказать, что сера – простое вещество, а оксид ртути – сложное?
2.Могут ли в составе молекулы находиться следующие массы серы:
а) 16 а.е.м.;
б) 64 а.е.м.;
в) 32 а.е.м?
3.Что обозначает химический знак? Запишите с помощью химических знаков:
а) три атома меди;
б) пять атомов углерода

Вариант 3
1.При разложении сложного вещества образовались оксид меди и вода. Какие химические элементы входят в состав этого сложного вещества?
2.Во сколько раз атом брома тяжелее:
а) атома кальция;
б) атома кислорода;
в) атома серы?
3.Запишите с помощью химических знаков:
а) четыре атома кислорода;
б) два атома серы;
в) пять атомов водорода.

Работа №16

(фронтальная)
Цель: Закрепить понятие «относительная атомная масса»
Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, определите, во сколько раз:
Вариант 1 – атом кальция тяжелее атома кислорода
Вариант 2 – атом магния легче атома железа
Вариант 3 – атом самого легкого металла – лития (Аr = 7) легче атома самого тяжелого металла, существующего в природе, - урана (Аr = 238)

Работа №17

(фронтальная)
Цель: Закрепить знания о сущности закона постоянства состава.
Зная, что при образовании сульфида алюминия алюминий и сера реагируют в массовом отношении 9:16, определите:
Вариант 1 – массу алюминия, который без остатка прореагирует с 24 грамм серы

Вариант 2 – что получится после реакции, если в ней хотели соединить 8 грамм алюминия с 8 грамм серы

Вариант 3 – массу алюминия и массу серы, которые необходимо взят для получения 15 грамм сульфида алюминия

Работа №18

(групповая)
Цель: Закрепить умения составлять химические формулы простых и сложных веществ и определять в них отношения масс химических элементов.

Вариант 1
а) белого фосфора (молекула состоит из 4 атомов фосфора);
б) оксида алюминия (на каждые два атома алюминия приходится три атома кислорода);
в) метана (на один атом углерода приходится четыре атома водорода);
г) углекислого газа (на один атом углерода приходится два атома кислорода)
2.Определите отношения масс элементов в метане
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2Н;
б) Н2;
в) 3Н2;
г) 2СН4 ?

Вариант 2
1.Составьте химические формулы следующих веществ:
а) угарного газа (на один атом углерода приходится один атом кислорода);
б) кислорода (молекула состоит из двух атомов кислорода);
в) озона (молекула состоит из трех атомов кислорода);
г) ацетилена (на два атома углерода приходится два атома водорода)
2.Определите отношение масс элементов в угарном газе.
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2О;
б) О2;
в) 3О2;
г) 4СО2 ?

Вариант 3
1.Составьте химические формулы следующих веществ:
а) серы (молекула состоит из восьми атомов серы);
б) сульфида алюминия (на два атома алюминия приходится три атома серы);
в) серной кислоты (на два атома водорода приходится один атом серы и четыре атома кислорода);
г) сахара (на двенадцать атомов углерода приходится двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода).
2.Определите отношения масс элементов в серной кислоте.
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2N;
б)N2;
в)3N2;
г)3CO?

Работа №19

(групповая)
Цель: Закрепить умения вычислять относительные молекулярные массы веществ и проводить расчеты по химическим формулам.

Вариант 1
а) оксида магния - MgO;
б) соды – Na2CO3 .
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю кислорода.
а) глюкозы – C6H12O6;
б) мочевины – CO(NH2)2.
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите массовую долю углерода.
3.Выведите химическую формулу вещества, если известно, что:
а) на массовые доли серы и кислорода в сернистом газе приходится по 50%;
б) в мраморе массовые доли кальция, углерода и кислорода соответственно составляют 40%, 12% и 48% .
4.Проверьте результаты вычислений друг у друга и сравните их с эталонов ответа.

Вариант 2
1.Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ:
а) аммиака – NH3 ;
б) азотной кислоты – HNO3.
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю азота.
2.Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ:
а) сульфата меди (II) – CuSO4;
б) малахита – Cu2H2CO3;
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю меди.
3.Выведите химическую формулу вещества, если известно что:
а) в метане углерод и водород соединены в массовом отношении 3:1;
б) медь и кислород в оксиде меди соединены в массовом отношении 4:1.
4. Проверьте результаты вычислений друг у друга и сравните их с эталонов ответа.

Работа №20

(парная)
Цель: Закрепить умение определять валентность элементов в бинарных соединениях.

1.Зная, что водород всегда одновалентен, а кислород двухвалентен, а также, что хлор в перечисленных соединениях одновалентен, а сера двухвалентна, определите валентность других элементов в следующих веществах:
HF, PH3, FeCI3, CaO, Li2O, Cu2S (1-й ученик)
FeCI2, CCI4, P2O5,CH4, CuS,AI2O3 (2-й ученик)

2.Проверьте результаты вычислений друг у друга. Какое правило определения валентности вы применяли?

Работа №21

(групповая)
Цель: Закрепить умение составлять формулы веществ по валентности элементов.

1.Используя периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева в качестве справочной для определения валентности элементов, составьте формулы соединений, принимая во внимание, что водород всегда проявляет валентность 1, а кислород – 2; металлы А-группы проявляют валентность, как правило, равную номеру группы; валентность неметаллов в соединении с металлами определяется разностью между числом 8 и номером из группы элемента. Составьте формулы соединений, состоящих из:
а) кальция и кислорода;
б) алюминия и серы (1- й ученик)
в) натрия и серы;
г) кальция и хлора (2-й ученик)
д) алюминия и хлора
е) калия и кислорода (3-й ученик)
ж) магния и азота
з) натрия и водорода (4-й ученик)
2. Проверьте правильность составленных формул друг у друга.

Работа №22

(парная)
Цель: Закрепить понятия «моль», «количество вещества», «число Авогадро»

1.Задача. На лабораторных весах взвесили кусочек цинка – его масса оказалась 13 грамм. Вычислите:
а) количество вещества цинка в кусочке;
б) число атомов цинка (1-й ученик).
2.С помощью мензурки отмерили 90 мл воды. Сколько здесь молекул воды? Атомов водорода? Атомов кислорода? (2-й ученик)
Обсудите результаты работы.

Работа №23

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «моль», «молярная масса», «количество вещества», «число Авогадро»
Вариант 1
1.Определите количество вещества, содержащееся в оксиде меди II (СuО) массой 160 грамм.
2.Вычислите массу (в граммах). Которую составляет 0,5 моль углекислого газа (СО2)
3.Сколько молекул в 9 грамм воды?

Вариант 2
1.Вычислите массу 0,1 моль углекислого газа (СО2).
2.Определите количество вещества, содержащееся в гидроксиде натрия (NаОН) массой 10 грамм.
3.Сколько атомов водорода в 9 грамм воды?

Вариант 3
1.Определите количество вещества, содержащееся в мраморе (СаСО3) массой 1 килограмм.
2.На одной чашке рычажных весов находится 0,5 моль едкого натра (NаОН). Какое количество сульфата меди (II) (CuSO4) нужно положить на другую чашку весов, чтобы весы уравновесились?
3.Сколько атомов в 9 грамм воды?

Работа №24

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Совершенствовать умение производить расчеты по формулам с использованием понятий «моль», «молярная масса», «массовые доли», «число Авогадро», «массовые отношения элементов»

Вариант 1
1.По формуле оксида кальция (СаО) произведите следующие расчеты:
а)определите относительную молекулярную и молярную массы;
б)вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединении;
в)определите количество вещества и число атомов кальция в 7 грамм оксида кальция.
2.В земной коре содержание элементов калия и натрия примерно одинаково – 2% по массе. Каких атомов – калия или натрия – в земной коре больше? Ответ обоснуйте.

Вариант 2
1.По формуле углекислого газа (СО2) произведите следующие расчеты:
а) определите массовое отношение элементов в веществе и массовую долю углерода (в %);
б) массу 0, 25 моль этого вещества и число атомов кислорода в указанном количестве газа;
в) количество этого вещества, содержащееся в 1 м3 (плотность СО2 = 1,964 г/л).
2.Где атомов кислорода больше – в 51 грамм у оксида алюминия (Al2O3) или в 45 грамм глюкозы(С6Н12О6)

Вариант 3
1.В угарном газе углерод с кислородом соединены в массовом отношении 3:4. Выведите формулу этого соединения и по формуле определите:
а) массовую долю углерода (в%) в угарном газе;
б) массу 2,5 моль этого вещества и число всех атомов в указанном количестве;
в) какой объём займет 2,5 моль угарного газа, если плотность его равна 1,25 г\л?
2.В какой массе воды атомов кислорода содержится столько же, сколько их в 80 грамм оксида железа (Fe2O3)?

Работа №25

(групповая)
Цель: Уяснить смысл закона сохранения массы вещества.

1.Задача. При разложении 44,4 грамм малахита образовалось 32 грамм оксида меди, 3,6 грамм воды и углекислый газ. Какова масса выделившегося углекислого газа? (1-й ученик).
2.Задача. При нагревании оксида серебра образовалось 43,2 грамм серебра и 3,2 грамм кислорода. Какова масса разложившегося оксида? (2- ученик)
3.Не противоречит ли закону сохранения массы вещества тот факт, что масса горящей свечи со временем уменьшается? (3-й ученик)
4.Как изменится масса медных опилок, если их прокалить в открытом сосуде? (4-й ученик)

Работа №26

(групповая)
Цель: обучить составлению химических уравнений.

1. В приведенных схемах расставьте коэффициенты и замените стрелки знаком равенства.
Вариант 1
а) Mg + O2 = MgO
б) Al + Cl2 = AlCl3
в) Ag2O = Ag + O2
г) N2O5 + H2O = HNO3

Вариант 2
а) Fe + О2 = Fe3O4
б) Fe + Cl2 = FeCl3
в) P + O2 = P2O5
г) KClO3 = KCl + O2

Вариант 3
а) Na + H2O = NaOH + H2
б) CuO + Al = Al2O3 + Cu
в) Fe3O4 + Al = Al2O3 + Fe
г) NO2 = NO + O2
2. Проверьте правильность ответов.

Работа №27

(фронтальная лабораторная)
Цель: Экспериментально установить особенности реакции разложения.
1.Соберите прибор для исследования продуктов разложения вещества, проверьте его герметичность и закрепите в штативе.
2.В реакционную пробирку поместите немного основного карбоната меди (малахита), а газоотводную трубку – в пробирку с известковой водой.
3.Нагрейте в течение 1 мин, после чего, прежде чем прекратить нагревание, поднимите прибор так, чтобы газоотводная трубка не касалась известковой воды.
4.Какие факты позволяют утвердить, что произошла химическая реакция?
Сколько веществ было взято до реакции и сколько получилось после реакции?
Какие вещества образовались после реакции и по каким признакам это установлено?
Составьте уравнение химической реакции (формула малахита Cu2H2CO5 , а формулы полученных веществ CuO, H2O, CO2).
Какова характерная особенность реакции разложения?

Работа № 28

(фронтальная лабораторная)
Цель: Экспериментально установить особенности реакции замещения.
1.Прилейте в пробирку 3 мл раствора хлорида меди (II) (СuСl2) опустите в раствор железный гвоздь или проволоку.
2.В другую пробирку прилейте 2 мл раствора йодида калия (KI) и добавьте 1 мл хлорной воды (Сl2). Что наблюдаете? (Изменение окраски указывает на выделение йода - I2).
3.Выньте железную пластинку (проволоку) из раствора. Какие изменения произошли на её поверхности? Как изменился цвет раствора?
4.Составьте химические уравнения проделанных реакций.
5.Сформулируйте, какие реакции называют реакциями замещения.

Работа №29

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Совершенствовать знания о количестве вещества, химических реакциях, их типах, а также умение расставлять коэффициенты.

Вариант 1

а) Ca + O2 = CaO
б) Fe2O3 + H2 = Fe + H2O
в) MgCO3 = MgO + CO2

Вариант 2
1. Расставьте коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и укажите, к каким типам они относятся:
а)KClO3 = KCl + O2
б) Al + HCl= AlCl3 +H2
в)N2 + H2 = NH3
2. Укажите на любом примере из предыдущего задания, какое количество и какого вещества вступило в реакцию и получилось в результате её.

Вариант 3
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и укажите, к каким типам они относятся:
а)FeCl3 + Zn = ZnCl2 + Fe
б) CH4 = C + H2
в)NO + O2 = NO2
2.Укажите на любом примере из предыдущего задания, какое количество и какого вещества вступило в реакцию и получилось в результате её.

Работа №30

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: совершенствовать умение производить вычисления по химическим уравнениям, используя алгоритм решения задач.
Алгоритм решения
(последовательность действий)
1.Прочитайте текст задачи.
2.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений.
3.Составьте уравнение реакции.
4.Подчеркните формулы веществ, о которых идет речь в условиях задачи.
5.Надпишите над подчеркнутыми формулами исходные данные, под формулами – данные, закономерно вытекающие из уравнения реакции и соответствующие коэффициентам.
6.Рассчитайте количество вещества.
7.Найдите молекулярную массу М определяемого вещества,
зная, что [M] = Mr
8.Используя формулу расчета количества вещества, вычислите его массу
9.Составьте пропорцию.
10.Решите пропорцию.
11.Запишите ответ.

Вариант 1
Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу оксида магния (MgO), который получится при сгорании 6 грамм металла.

Вариант 2
Составьте уравнение реакции взаимодействия железа с хлором (Cl2) и вычислите массу железа, необходимого для получения 42, 6 грамм хлорида железа (III) FeCl3

Вариант 3
Cоставьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) P2O5) и вычислите, хватит ли 10 грамм кислорода на сжигание 6,2 грамм фосфора.

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

ЗАДАНИЕ 1. Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:
Вариант 1. – а) NH3 б) FeCl3 в) Cr2O3
Вариант 2. – а) SO3 б) CH4 в) P2O5
Вариант 3. – а) As2O5 б) CrO3 в) Mn2O7
ЗАДАНИЕ 2. Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:
Вариант 1. а) азота (V) с кислородом
б) кальция с хлором
в) калия с серой
г) фосфора (III) с водородом
Вариант 2. а) алюминия с кислородом
б) азота (III) с водородом
в) магния с кислородом
г) кальция с азотом
Вариант 3.а) фосфора (V) с кислородом
б) хлора (VII) с кислородом
в) серы (VI) с фтором(I)
г) кальция с азотом
ЗАДАНИЕ 3.Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, определите тип реакции:
Вариант 1. – а) Cu +O2 = CuO
б) Mg + HCl = MgCl2 + H2
в) Al (OH)3 = Al2O3 + H2O
г) Na + S = Na2S
Вариант 2. – а) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
б) Na + Cl2 = NaCl
в)Zn + HCl = ZnCl2 + H2
г) H2+ Cl2 = HCl
Вариант 3. – а) Ca +O2 = CaO
б) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe
в) Al + HCl = AlCl3 + H2
г) Ag2O = Ag + O2
ЗАДАНИЕ 4. Напишите уравнение реакции, происходящей между:
Вариант 1. – серой и алюминием
Вариант 2. – углеродом (IV) и серой (II)
Вариант 3.- калием и серой
ЗАДАНИЕ 5. Решите одну из предложенных задач.
Вариант 1. – Дан оксид серы (IV) массой 6,4 грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида серы (IV);
б) число молекул оксида серы (IV), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида углерода (IV), содержащую столько же молекул, сколько их в оксиде серы (IV) указанной массы.
Вариант 2. – Дан оксид азота (I) массой 4,4 грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида азота (I);
б) число молекул оксида азота (I), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида серы (IV), содержащую столько же молекул кислорода, сколько их в оксиде азота (I) указанной массы.
Вариант 3. – Дан оксид углерода (IV) массой 8,8грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида углерода (IV);
б) число молекул оксида углерода (IV), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида углерода (II), содержащую столько же атомов кислорода, сколько их в оксиде серы (IV) указанной массы
* - дополнительное задание

Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир

ВВЕДЕНИЕ

Темой «Первоначальные химические понятия» начинается курс химии в восьмилетней средней школе. Значение темы определяется не только тем, что при изучении ее учащиеся усвоят многие химические понятия, закон сохранения массы веществ, основные положения атомно-молекулярного учения, но и тем, что она предоставляет возможность для развития логического мышления учащихся, воспитания у них интереса к предмету, диалектико-материалистического мировоззрения.

1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Формирование первоначальных понятий на уроках по этой теме составляет первый этап в создании системы химических знаний у учащихся, поэтому многие определения еще не будут полными, не будут содержать все признаки изучаемых понятий. Химические явления необходимо рассматривать с точки зрения атомно-молекулярного учения. При изучении этой темы начинается формирование у учащихся умений осуществлять межпредметные связи. Особенность методики реализаций межпредметных связей заключается в том, что учащиеся в большей мере следуют за учителем, воспроизводят его рассказ, содержащий факты, понятия, известные из других предметов, особенно из курсов физики VI иначала VII классов. Учитель сам показывает возможность и необходимость привлечения знаний, например сведений о свойствах конкретных веществ (металлов, неметаллов и др.). В конце первой темы учащиеся уже могут самостоятельно привлекать теоретические знания, полученные на уроках физики.

В процессе усвоения первоначальных химических понятий мировоззренческие знания (положения и идеи) должны формироваться на доступном для учащихся материале, главным образом на базе межпредметных связей. Известно, что многие мировоззренческие идеи уже были заложены в сознание учащихся, при изучениибиологии, географии, физики. Поэтому важно умело использовать и развивать их.

Большую роль в решении задачи формирования научного мировоззрения имеют обобщения, которые делает учитель. При этом разумеется, что ознакомление учащихся с мировоззренческими знаниями проводят на уровне химической формы движения материи. При объяснении и обобщении можно использовать некоторые философские термины, например такие, как сущность, закон, причина, противоположность ит. п. Однако эти термины учитель не раскрывает, а лишь поясняет их, опираясь на обыденные представления и имеющиеся у учащихся знания. При изучении темы мировоззренческий материал должен быть усвоен учащимися в основном на уровне воспроизведения, хотя возможно и применение этих знаний в аналогичных ситуациях.

Основные задачи изучения темы следующие: дать представление о веществах, их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, связь их со свойствами и применением; разъяснить одну из причин многообразия веществ -- способность атомов разных элементов соединяться друг е другом; раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления, познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических -- друг с другом; химических -- с физическими и биологическими); разъяснить учащимся обобщенные химические знания (на атомно-молекулярном уровне), заключенные в законах и теориях химии; показать значение этих знаний для понимания мира веществ и практики людей; ознакомить школьников с некоторыми методами химии (наблюдением, химическим экспериментом), с химическим языком, приемами мышления (сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация) и путями познания.

Тема «Первоначальные химические понятия» изучается на 22 уроках: 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.

  • 2. Практическое занятие 1. «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете и с лабораторным оборудованием».
  • 3. Практическое занятие, 1 (продолжение). «Ознакомление с нагревательными приборами. Изучение строения пламени».
  • 4. Чистые вещества и смеси.
  • 5. Практическое занятие 2. «Очистка поваренной соли»,
  • 6. Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций.
  • 7. Атомы и молекулы.
  • 8. Простые и сложные вещества,
  • 9. Химические элементы.
  • 10. Знаки химических элементов.
  • 11. Относительная атомная масса.
  • 12. Постоянство состава веществ. Химические формулы.
  • 13. Относительная молекулярная масса. Вычисление массовой доли элемента, в "сложном веществе по химической формуле.
  • 14. Валентность атомов.
  • 15. Составление формул по валентности.
  • 16. Атомно-молекулярное учение в химии. 17. Закон сохранения массы веществ.
  • 18. Химические уравнения.
  • 19. Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
  • 20. Реакция замещения. Упражнения в составлении и чтении химических уравнений.
  • 21. Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия».
  • 22. Контрольная работа.

Прежде чем раскрывать методику изучения программных вопросов, кратко характеризуется химический эксперимент первой темы сточки зрения внесенных в него изменений. Число и содержание лабораторных опытов осталось прежним, за исключением пятого опыта, в котором учащимся предлагается дополнительно ознакомиться с образцами минералов и горных пород. Набор веществ, предметов, рекомендуемых для опытов, может быть иным (по усмотрению учителя). Можно изменять и технику выполнения отдельных опытов, например для изучения физических явлений предлагается опыт нагревания стеклянной трубки. Практика показывает; что нагревание стеклянной трубки на спиртовой горелке происходит долго. При этом затрачивается много горючего, Еще труднее провести опыт, если пользоваться сухим спиртом. В связи с этим опыт нагревания: стеклянной трубки можно заменить растворением в воде известных учащимся веществ (поваренная соль, сода, сахар) и выпариванием полученного раствора (нескольких капель).

Химические явления учащиеся могут изучать на различных опытах: действие раствора уксусной кислоты («уксуса») на соду, действие раствора соляной кислоты на мелкие кусочки мрамора (с мелом, как рекомендуется в учебнике, опыт проходит менее наглядно), прокаливание медного предмета и др. Опыт с прокаливанием меди нуждается в изменении. Поскольку цель опыта-- заметить образование нового вещества, то нет смысла несколько раз прокаливать медь, как рекомендует учебник, и каждый раз соскабливать черный налет (эта процедура требует много времени). Касаясь остальных опытов, используемых для доказательства химических явлений, следует обратить внимание на необходимость, применения малых количеств реактивов.

По сравнению с прежней программой на практические занятия отводится в этой теме не один, а три часа. Добавляется один час на ознакомление учащихся с техникой лабораторной работы, на изучение строения пламени и правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Второй час выделяется на практическое занятие «Очистка загрязненной поваренной соли».





















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Объяснительная записка.

В 2006 году мною была опубликована программа пропедевтического курса химии для 7 класса. Для эффективного изучения теоретических первоначальных понятий химии детьми более раннего возраста предлагаю использовать на уроках презентацию, составленную по авторским разработкам, по опорным схемам-конспектам, разработанным на кафедре общей и аналитической химии МПГУ, материалам учебника “Химия-8” Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана; рабочей тетради для 8 класса “Первоначальные химические понятия” И.Н. Городничевой, рабочей тетради для 8 класса “Химические элементы и химические законы” И.А. Леенсона, рабочей тетради для 7 класса О.С. Габриеляна, Г.А. Шипаревой. Также данный материал можно использовать при изучении темы “Первоначальные химические понятия” в 8 классе и отдельные слайды презентации помогают актуализировать знания по отдельным темам на более высоких ступенях обучения химии.

Описание презентации с приемами использования отдельных ее слайдов на уроках. (Презентация)

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Физическое тело и вещество.

Физические тела состоят из веществ. Ученикам предлагается выписать в два столбика физические тела и вещества из данного списка.

Слайд 3. Физическое тело и вещество .

После самостоятельной работы предлагается самопроверка получившихся результатов.

Слайд 4. Разделение смесей.

Представлены способы разделения смесей.

Слайд 5. Атомы и молекул ы.

Физические тела состоят из веществ; вещества состоят из молекул, в состав которых входят атомы или из атомов, не связанных в молекулы.

Ученики под схемой выписывают из учебника определение понятий “молекула” и “атом”.

Слайд 6. Схема разложения воды электрическим током – опыт, подтверждающий наличие молекул и атомов.

Слайд 7. Атомно-молекулярное учение М.В.Ломоносова.

Ученикам предлагается расшифровать опорный конспект:

  1. Молекулы состоят из атомов.
  2. Вещества бываю молекулярного (т.е. состоят из молекул) и немолекулярного строения (состоят из атомов, несоединенных в молекулы).
  3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Между молекулами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
  4. Атомы одного вида от атомов другого вида отличаются массой и свойствами.
  5. Между молекулами существуют промежутки, которые зависят от температуры и агрегатного состояния вещества.
  6. С веществами могут происходить физические и химические явления. При физических явлениях молекулы не изменяются, меняется расстояние между ними. При химических явлениях молекулы распадаются до атомов и атомы образуют новые комбинации молекул.

Слайд 8. Химические и физические явления.

Под схемой учащиеся записывают определение явлений и примеры.

Слайд 9. Простые и сложные вещества.

В два столбика ученики записывают определения понятий “простое вещество” и “сложное вещество”, самостоятельно зарисовывают молекулы простых и сложных веществ из данного списка, распределяя их в соответствующие столбцы, затем проводиться самопроверка.

Слайд 10. Химический элемен.

Записывается определение. Знакомим с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева.

Слайд 11. Алхимические символы химических элементов.

Знакомство и обсуждение записи химических элементов до XIX века.

Слайд 12. Обозначение химических элементов Берцелиусом.

Обсуждение современной системы обозначения химических элементов. Зарисовывается таблица с примерами, далее можно таблицу продолжить (без латинских названий) наиболее часто встречаемыми химическими элементами, пользуясь таблицей №2 учебника (стр. 24).

Слайд 13–14. Химические анаграммы.

Ученики устно отгадывают зашифрованные химические элементы.

Слайд 15. Химический диктант.

На слайде по вариантам записаны названия химических элементов. Учащимся предлагается записать знак химического элемента и чтение этого знака в формулах.

После написания диктанта возможна самопроверка или взаимопроверка работы.

Слайд 16–17 . Химические элементы в организме человека.

Работа с таблицей макро-, микро- и ультра микроэлементов. Учащиеся выполняют задание на карточках (Приложение 1) , выписывают знаки химических элементов.

Слайд 18. Атомная единица массы

Знакомство с новой единицей массы атома, образно показано чему равна 1 а.е.м. Ученики делают рисунки, записывают определение.

Слайд 19. Относительная атомная масса.

Знакомство с новой величиной, показано как выводится относительная атомная масса, обсуждение почему эта величина безразмерная. Образно показана относительная атомная масса гелия. Обсуждаем и записываем определение, ученики выполняют рисунок и правильно записывают массу атома гелия, выраженную в а.е.м. и относительную атомную массу гелия.

Слайд 20. Относительная атомная масса.

Учим находить относительную атомную массу химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева на примере водорода, кислорода, меди, записывать округленные значения величины. Далее ребята записывают относительные атомные массы различных химических элементов и массы атомов, выраженных в а.е.м. этих же элементов.

Слайд 21. Относительная атомная масса.

Обобщение знаний об относительной атомной массе оформляем в виде схемы.

Слайд 22. Химическая формула.

Рассматривая три формы записи состава вещества: алхимическое изображение вещества, описание состава и химическую формулу с помощью знаков и индексов приводим учеников к выводу, что именно современная химическая формула, являясь емкой, отражает состав вещества. Записываем пример калийной селитры: описание и химическую формулу, формулируем и записываем определение понятия “химическая формула”.

Слайд 23. Относительная молекулярная масса.

Схема-обобщение знаний об относительной молекулярной массе вещества.

Слайд 24. Массовая доля элемента в веществе.

Схема-обобщение знаний о массовой доле элемента в веществе

Слайд 25. Схема-обобщение “Химическая формула вещества”.

Схема является ответом на вопрос учителя: “Какую информацию о веществе несет его химическая формула?” Относительные атомные массы элементов, входящих в состав данного вещества выписываются из периодической системы Д.И. Менделеева для дальнейшего подсчета относительной молекулярной массы вещества и определения массовых долей элементов, а так же с целью многократного повторения и выработки навыка правильной записи этой величины.

Слайд 26 . Пример характеристики химической формулы углекислого газа.

Слайд 27–30. Алгоритм определения валентности по химической формуле вещества.

Представлены поэтапные действия для определения валентностей элементов в бинарных соединениях по молекулярной формуле вещества. Выводим с учениками обобщенную формулу для подсчета валентности элемента.

Слайд 31–35. Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по известным валентностям.

Рассматриваем и записываем поэтапно действия для составления молекулярной формулы вещества по валентностям. Выводим формулу для подсчетов индексов элементов.

Слайд 36–37. Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова.

Обсуждаем закон, ученики зарисовывают опорный сигнал, дают формулировку закона. Показываем фрагмент из кинофильма “Михайло Ломоносов” (1955 год), демонстрирующий публичный опыт М.В. Ломоносова.

Слайд 38–39. Уравнения химических реакций.

Записываем уравнение химической реакции разложения воды электрическим током. Вспоминаем формулировку закона сохранения массы веществ, подсчитываем массы исходных веществ и продуктов реакции и приходим к выводу, о необходимости расстановки коэффициентов, уравнивающих число атомов элементов до и после реакции. Ученики расставляют коэффициенты, записывают со слайда №38 расчет массы веществ с учетом коэффициентов, подтверждая соблюдение закона сохранения массы веществ. Формулируем определение уравнения химической реакции.

Слайд 40–41. Типы химических реакций.

Изучая типы химических реакций, зарисовываем схемы реакций разложения, соединения, замещения. Записываем уравнения реакций, соответствующие схемам, расставляем коэффициенты.

Слайд 42. Количество вещества.

Знакомство с новой физической величиной, иллюстрируем порцию вещества, записываем определение количества вещества, вводим обозначение n (“ню”).

Слайд 43. Моль вещества.

Вводим понятия “моль вещества”, “число Авогадро”.

Слайд 44. Количество вещества.

Схема-обобщение знаний о количестве вещества.

Слайд 45. Число Авогадро.

Схема-обобщение знаний о постоянной Авогадро.

Слайд 46. Молярная масса.

Знакомство с новой физической величиной. Работаем с таблицей (Приложение 2 ), определяем зависимость между массой и количеством вещества для разных порций веществ. Знакомим с новой физической величиной, вводим обозначение, формулу для вычисления молярной массы, единицы измерения. Подводим учеников к выводу о численном равенстве относительной молекулярной массы и молярной массы данного вещества.

Слайд 47 . Молярная масса разных веществ.

Рисунок закрепляет понимание о том, что у разных по составу веществ различны и молярные массы, хотя в них содержится одинаковое число частиц.

Слайд 48. Молярная масса.

Схема-обобщение знаний о молярной массе вещества.

Слайд 49. Закон Авогадро.

Записываем формулировку закона, рассматриваем и обсуждаем рисунок, изображающий 1 моль разных газов.

Слайд 50. Молярный объем.

Формируем понятие “молярный объем газов”, рассматривая рисунок подводим к выводу, что для веществ в твердых и жидких агрегатных состояниях молярный объем различен, а в газообразном состоянии эта величина постоянна. Вводим размерность и формулу для вычисления.

Слайд 51. Молярный объем.

Схема-обобщение знаний о молярном объеме газов.

Слайд 52. Связь количественных величин.

Демонстрируем и обсуждаем сводную формулу взаимосвязи между физическими величинами: массой, объемом и числом структурных частиц, осуществляемой через количество вещества. Делаем вывод, что формула позволяет рассчитать любую из переменных величин, если известна лишь одна из них.

Слайд 53. Список литературы.