Основные понятия синтаксиса в китайском языке. Курсовая работа служебные слова в китайском и кыргызском языке

Цзинь Тхао 1996

Цзинь Тхао

кандидат филологических наук, ДОГУ

ВЫБОР ИСХОДНОГО ПРИНЦИПА РАССМОТРЕНИЯ СИНТАКСИСА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Китайский язык - древнейший язык мира, но тем не менее ряд фундаментальных вопросов его грамматики остается спорным, что обосновано выдвигает требование «создать новую систему грамматики, соответствующую реальным языковым факторам, которая должна существенно отличаться от прежней»1. Под «прежней» понимается та система грамматики, которая была изложена Ли Цзиньси в «Новой грамматике национального языка»2 и которую было принято считать традиционной, а также и те многочисленные варианты, проекты, которые основаны на коррекции традиционной системы.

Прежде всего рассмотрим причины этой вынужденной коррекции. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в традиционной грамматике имеет место наибольшее сходство с системой грамматики европейских языков. Эта система основана, прежде всего, не на реальных особенностях китайского языка, а на общепринятых в европейских языках грамматических понятиях. В следствии этой исходной неадекватности принципа анализа и самого анализируемого материала и возникает необходимость в коррекции данной системы, что является, в сущности, лишь вынужденной попыткой их приспособления к реальностям китайского языка.

Перед рассмотрением результатов этой коррекции имеет смысл отметить, что в области исследования грамматики китайского языка синтаксис всегда занимал и занимает существенно более значительное место по сравнению с морфологией. Попытки коррекции грамматики китайского языка относятся прежде всего к синтаксису, а в морфологии они ограничиваются, главным образом, соотнесённостью некоторых служебных слов к одной или другой части речи и весьма зависимы от рассмотрения синтаксических структур в целом.

Каковы же некоторые результаты коррекции в области синтаксиса? На исследования в области синтаксиса в последние годы оказывает большое влияние концепция об иерархическом характере синтаксической структуры, выдвинутая в своё время Люй Шусян. На базе этой концепции появился, так называемый, «анализ по непосредственным составляющим членам» предложения. Его сущность заключается

в том, что предложение прежде всего делится на две части - подле-жащную и сказуемостную части, затем деление производится отдельно в каждой из частей на своём уровне. Однако толкование синтаксических структур на основе такого анализа у разных исследователей отличается друг от друга. У одних этот анализ превратился в способ поиска подлежащего и сказуемого, которые понимаются как центральные слова в двух частях, а далее определяются отдельно в каждой части и другие члены - определение, обстоятельство, вплоть до отдельного слова. Фактически такое толкование ничем не отличается от определения членов предложения в традиционной грамматике3.

Другие исследователи, учитывая, что во многих случаях обе основные части предложения, чаще всего сказуемостная, являются семантически неразличимым целым, настаивают на том, что дальнейшее их деление производить нельзя; синтаксические отношения между двумя частями можно описать в рамках синтаксических конструкций, существующих внутри словосочетаний4. Такое толкование ещё менее приемлемо, поскольку синтаксическое образование словосочетания далеко не в состоянии в полной мере отразить намного более сложную синтаксическую структуру.

Принятое в более широком кругу исследователей толкование является в своём роде компромиссом между вышеизложенными двумя позициями. Главное его содержание заключается в том, что члены предложения разделяются на первостепенные - подлежащее и сказуемое, иногда сюда ещё включается и прямое дополнение, но число таких предложений весьма ограничено, и второстепенные - определение, обстоятельство, комплемент (у русских китаеведов комплемент рассматривается как обстоятельство на постпозиции глагола). В то же время при таком определении членов предложения не исключается, что подлежащая или сказуемостная части во многих случаях не подлежат дальнейшему разделению, а являются синтаксически одним целым (иногда это целое выражается также предикативной конструкцией)5"7.

По сравнению с традиционной системой наиболее существенные результаты корректировки заключаются, по мнению автора настоящей статьи, главным образом, в расширении ряда понятий:

1. Подлежащее. Если раньше подлежащее априорно принима лось как субъект действия, то теперь под ним понимается то, о чём идёт речь, и, таким образом, понятие «подлежащее» сближается с понятием «тема». Таким образом, подлежащее представляет собой широкий круг субъективных комплексов, выражаемых разными мор-фолого-синтаксическими способами, которые имеют самые разные семантические содержания, обозначающие субъект и объект действия, время и место нахождения, а также и некие факты - происшедшие или предполагаемые.

2. Сказуемое. Вместе с расширением понятия «подлежащее», понятие «сказуемое» также сближается с понятием «рема». Иными словами, только в очень немногих предложениях сказуемое может

быть отдельным глаголом или прилагательным, которые

непосредственно связаны с подлежащим и вместе с ним образуют структурную основу предложения. Гораздо более распространённым является иной случай - когда сказуемое представляется относительно самостоятельным синтаксическим целым и его отношение с подлежащим является чисто семантическим - сказуемое описывает, изъясняет или оценивает подлежащее.

3. Члены предложения. Если в традиционной грамматике члены предложения принимались как исходные единицы образования предложения - слова, то теперь члены предложения представляют собой гораздо более крупные единицы - от словосочетания до предикативных конструкций.

Из рассмотрения вышепредставленных корректировок видно, что хотя главные термины синтаксиса остались прежними, но их содержание уже качественно отличается от исходного, взятого из синтаксиса европейских языков. Тем не менее рассмотрение синтаксиса в целом по-прежнему сковано формально-структурным подходом, предполагающим непременное образование предложения моделью «подлежащее-сказуемое». При этом игнорируется тот факт, что эта модель является не реальностью, присущей китайскому языку, а только «импортной» закономерностью, привнесённой для образования предложений на европейских языках.

Безусловно, система грамматики после корректировок стала более способной к отражению реальностей китайского языка, но прежний, принципиально неизменный формально-структурный подход к модели образования предложения не позволяет ликвидировать вы-шеотмеченную неадекватность принципа анализа и анализируемого материала, что и является главной причиной внутрисистемных противоречий и отсутствия единых категорий при анализе структур предложений. Выход из этого положения, по мнению автора настоящей статьи, может быть найден не на пути дальнейших коррекций, а только при фундаментальном изменении самого принципа рассмотрения синтаксиса в целом.

В последнее время ряд исследователей делают попытки поиска в этом направлении среди которых наиболее влиятельной, видимо, является работа Шэнь Сяолун8. В его работе принцип расмотрения синтаксической структуры предложения является функцией высказывания и в соответствии с этим принципом предложения разделяются на три главных класса:

1. Глагольные предложения. Главной функцией глагольного пред ложения является изложение действия субъекта. Структурная конст рукция его такова: субъект действия + глагольные комплексы.

2. Именные предложения. Главной функцией такого предложе ния является оценивание предмета, лица, также явления и события.-Структурная конструкция его такова: тематические комплексы + оце нивающие комплексы. Именным называется такое предложение по

той причине, что составляющие предложение отрезки речи, несмотря на то, что участвуют ли глаголы в их конструкции или же нет, носят субстантивный характер.

3. Предложение соотношения. Главной функцией такого предложения является выяснение соотношения между явлениями или событиями.

Кроме вышеуказанных трёх классов предложений были выделены также и собственно описательные, собственно изъяснительные, предложения наличия, предложения повелительные и предложения сообщения.

Самое главное достоинство этой системы заключается в том, что она основана на принципиально новом подходе к рассмотрению синтаксиса китайского языка - функционально-семантическом, который по сравнению с формально-структурным, по мнению автора настоящей статьи, в большей степени отвечает реальностям китайского языка. Попытаемся обосновать этот вывод путём выявления следующих главных специфических черт образования предложения в европейских и китайском языках.

1. Конструирующие модели. Для европейских языков характерно то, что для образования предложения необходимо наличие некоего конструирующего «ядра», функцию которого реально выполняет глагол-сказуемое. Между подлежащим и глаголом-сказуемым имеется прямая формально-семантическая связь, а другие слова-члены предложения организуются формальным путём вокруг подлежащего либо сказуемого, в результате чего предложение имеет определённый структурный предел, определяемый доступной сферой влияния глагола. Синтаксический анализ предложения прежде всего сталкивается с этой строго формальной организацией структуры. При такой предпосылке определение формально-структурной модели «подлежащее-сказуемое», как основы образования предложения, естественно, является закономерным.

В китайском языке чаще всего трудно найти в предложении какие-либо слова в качестве конструирующего центра синтаксической структуры в целом. Если отдельный глагол и имеет функцию конструирующего центра, то она проявляется лишь в том, что вступая в соотношения с другими словами он образует некий отрезок речи, как непосредственно составляющая часть предложения, но отдельно между самим глаголом и подлежащим прямая формально-синтаксическая связь отсутствует. В целом предложение представляет собой линейную цепочку нескольких групп слов (отрезков речи), обладающих относительно самостоятельным семантическим содержанием.

Рассмотрим несколько примеров:

(На главной

дороге не было снега, поэтому было легче идти и можно было шагать смело.)

ШШИ., # ■£#»,

(Её муж - молодой инженер, который имеет хорошие перспективы; у него привлекательная внешность, хорошие манеры, гостей принимает приветливо и тактично.)

з. №&а> т#*#., **ла*л.

(Он такой человек, который не сдерживает своих обещаний и в делах весьма ненадёжен.)

(Если бы ты об этом даже не заговорил, мне всё равно было бы всё понятно)

С точки зрения традиционной грамматики все эти предложения относятся к сложным предложениям на том основании, что в каждом простом предложении имеются непременно только одно подлежащее и одно сказуемое. На самом же деле, опорой синтаксической структуры этих предложений является не сказуемое (глагол или прилагательное), а определённая тема. Последующие отрезки речи, вступая в семантическое соотношение с темой, представляют собой развёрнутые с разных углов зрения описания, изъяснения и оценивания этой темы. Соединение этих отдельных отрезков речи так же основано на семантическом соотношении и формальные признаки отражения этих соотношений вовсе не обязательны.

Итак, структура предложения в китайском языке не представляет собой строгую формальную организацию и её конструирующие модели не предусматривают, что основой образования предложений непременно является «одно подлежащее - одно сказуемое». Образование предложения опирается на семантическую соотнесенность отдельных его частей. Поэтому исходный подход к рассмотрению синтаксиса предложения не может быть формальным, а должен с самого начала учитывать семантические соотношения внутри предложения.

2. Вопрос трансформации. В европейских предложениях часто встречается трансформация тех иди иных членов предложения. Эта трансформация обусловлена тем, что образованию предложения в реальном речевом произведении непременно сопутствует определенная цель коммуникации. При трансформации достигается перемещение коммуникативного центра, но синтаксическая структура и грамматическое соотношение между членами предложения остаются неизменными, т.е. для языков, чья система грамматики порождается на формальной основе, синтаксическая структура предложения и его коммуникативная функция являются двумя относительно самостоя-

тельными понятиями, функция высказывания никак не влияет на строгую формальную структуру предложения.

В китайском языке ситуация совсем иная. «Перемещение» позиций отдельных частей речи предложения в китайском языке качественно отличается от трансформации в европейских языках. Рассмотрим эту специфику китайского языка на следующих примерах:

(Об этом давно знаю.) (Я давно знаю об этом.)

(Эта книга мне неинтересна) (Я не интересуюсь этой книгой)

(На этом листе бумаги я могу (Я пишу иероглифы на этом лис-

написать иероглифы.) те бумаги)

Сравнивая эти предложения слева и справа мы можем заметить: во-первых, они отличаются друг от друга не только по целям коммуникации, но и по синтаксическим соотношениям между отдельными частями предложения. После перемещения на начальную позицию предложения

отрываются от синтаксической связи с глаголамии. Они имеют семантическое соотношение лишь с последующими отрезками речи в целом и становятся предметами изьяснения и оценивания. А со своей стороны следующие за ними отрезки речи с глаголами теряют глагольный характер и становятся субстантивными комплексами. Во-вторых, при таком «перемещении» меняется не только коммуникативная функция предложения, но и его содержание, что особенно явно видно из третьего примера.

Итак, в китайском языке в связи с отсутствием строгой формальной структурной организации предложения между коммуникативной функцией высказывания и его синтаксической структурой имеется гораздо более тесная связь: при изменении коммуникативной функции требуется также и изменение синтаксической структуры в целом.Иными словами, определённая синтаксическая структура служит определенной коммуникативной цели предложения. В связи с этим фактор коммуникативной функции должен быть основной опорой исследования синтаксиса китайского языка.

Естественно, рассматриваемая концепция еще не совершенна и главные её недостатки,по мнению автора статьи, заключаются в следующем:

1. Концепция преимущественно отражает синтаксическую структуру в целом, но вопрос о том, каковы синтаксические структуры внутри составляющих частей - отрезков речи, остаётся открытым.

2. Нельзя однозначно определить функцию именного предложения, как функцию оценивания, поскольку субъективному оцениванию непременно сопутствует описание и изъяснение. Поэтому нет необходимости различать именное предложение от собственно описательного и изъяснительного.

Однако отмеченные недостатки этой концепции не только не подвергают сомнению её ценность для установления исходного принципа рассмотрения синтаксиса китайского языка, но и дают новый импульс дальнейшим исследованиям в этом направлении.

Новая система грамматики современного китайского языка только начала свой путь к созданию и совершенствованию. Но даже сейчас можно с уверенностью сказать, что освобождаясь от противоречий между традиционным подходом к анализу и анализируемым материалом, новый фундаментальный принцип, соответствующий реальностям китайского языка, будет способствовать созданию новой системы грамматики и поможет восприятию, изучению и овладению этим прекрасным, богатейшим и оригинальным языком.

ЛИТЕРАТУРА

1 Чжан Чжигун. Гуаньюй Ханьюй юйфатиси дэ фэнци вэньти // Юйянь цзяосюе юй яньцзю. 1980.N1.

2 Ли Цзиньси. Синь чжу гоюй вэньфа. Шанхай. 1957.

3 У Цзинцунь, Хоу Сюечао. Сяньдай Ханьюй цзюйфа фэньси.Пекин. 1988.

4 Сунь Лянмин. Ханьюй цзюйфа фэньси вэньти // Юйянь цзяосюе юй яньцзюй. 1983. N3.

5 Лу Цзяныиинь. Ханьюй цзюйфа фэньси дэ шаньбянь// Чжунго юйвэнь. 1992.N6.

6 Шутова Е.И. Синтаксис современного китайского языка. М., 1991.

7 Чжан Цзин. Югуань цзюйцзы чэнфэн дэ цзигэ вэньти // Юйянь цзяосюе юй яньцзюй. 1981.N3.

8 Шэнь Сяолун. Чжунго цзюйсин вэньхуа. Чанчунь. 1991.

The Choice of the Basic Principle of Syntactic Analysis of Modern Chinese

In this paper the author investigated the main system principle of traditional Chinese grammar, reasons of a forced correction and results of this correction. The principal difference between Chinese and European syntax was analyzed. The author offered possible approaches to selection of initial principle of creation of the new system of Chinese syntax which reflected real language factors to a greater degree.

Транскрипт

1 -^ Е. И. Шутова СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

2 Академия наук СССР Институт востоковедения Е. И. Шутова СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА Москва «НАУКА» Главная редакция восточной литературы 1991

3 СОДЕРЖАНИЕ Глава I. Пути изучения синтаксиса современного китайского языка в китаеведении 3 1. Китайское языкознание 3 2. Советское китаеведение Западное китаеведение Задачи данной работы Понятийный аппарат исследования Глава П. Синтаксические средства построения предложения Глава III. Класс предикативных структур. Элементарное предложение 77 Проблема предикации в китаеведении 77 Формальный анализ Общие формальные особенности класса предикативных структур Формальная стратификация класса предикативных структур. 91 Содержательный анализ Характер противопоставления двух синтаксических подтипов класса предикативных структур бессвязочного и связочного Синтаксический подкласс (подтип) бессвязочных предикативных структур Виды предикативных структур с описательным предикативным признаком прямой отнесенности Виды предикативных стоуктур с описательным предикативным признаком опосредованной отнесенности Синтаксический подкласс (подтип) связочных предикативных структур 123 Глава IV. Класс подчинительных структур 136 Проблема подчинения в китаеведении 136 Формальный анализ Формальные средства связи Формальная стратификация класса подчинительных структур Особенности формирования препозитивных и постпозитивных глагольных структур Структурные предпосылки параллельного употребления (= взаимного преобразования) постпозитивных и препозитивных глагольных структур Особенности формирования препозитивных и постпозитивных именных структур Формальная стратификация синтаксического подкласса (подтипа) постпозитивных подчинительных структур Формальная стратификация синтаксического подкласса (подтипа) препозитивных подчинительных структур Зависимость структуры (способа формальной организации) подчинительной синтагмы от классов слов 160 Содержательный анализ Общая характеристика парадигматики класса Грамматический механизм, регулирующий взаимосвязь структуры подчинительной синтагмы и свойств классов слов Соотношение постпозитивных и препозитивных подчинительных структур

4 5.1. Соотношение постпозитивных и препозитивных глагольных структур Соотношение постпозитивных и препозитивных именных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл)" подчинительных структур с постпозицией ЗК Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) 2 глагольных структур с постпозицией ЗК Соотношение глагольных подклассов (подтипов) СП(Пкл) 3 с непосредственной или опосредованной постпозицией ЗК Соотношение глагольных структур с непосредственной или опосредованной постпозицией ЗК, выражаемого именем Соотношение глагольных структур с непосредственной или опосредованной постпозицией ЗК, выраженного прилагательным, наречием, глаголом Синтаксический подкласс (подтип) глагольных структур СП (Пкл) 3 с непосредственной постпозицией ЗК Лексико-морфологический вариант А «глагол имя (ПЭ имени)», А 1 «модальный глагол (прилагательное) глагол (прилагательное, предикативная конструкция)» Относительно грамматического содержания понятия «объект» Семантические разряды глаголов по управлению (=лексико-семантические варианты категории переходности) Лексико-морфологический вариант Б «глагол счетное слово, количественно-предметное сочетание, наречие степени, времени» Лексико-морфологический вариант В «глагол прилагательное, наречие, глагол» Лексико-морфологический вариант Г «глагол глагол» Синтаксический подкласс (подтип) глагольных структур СП (Пкл) 3 с опосредованной постпозицией зависимого компонента Синтаксический подкласс (подтип) постпозитивных глагольных структур СП (Пкл) 4 со служебными словами типа модификатор или предлог («глагол-служебный элемент имя») Постпозитивная глагольная конструкция с предлогом zai Постпозитивная глагольная конструкция с предлогом dao Постпозитивная глагольная конструкция с предлогом gei Подкласс (подтип) постпозитивных глагольных структур СП (Пкл) 4 с суффиксом de («глагол-суффикс de прилагательное, наречие, глагол») Постпозитивная глагольная структура с несколькими зависимыми компонентами Синтаксический подкласс (подтип) именных структур СП (Пкл) 2 с постпозицией ЗК Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) 1 подчинительных структур с препозицией ЗК Синтаксический подтип (подкласс) СП (Пкл) 2 препозитивных структур, в которых оформление ЗК посредством de возможно Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) 3 именных препозитивных структур с возможным оформлением ЗК посредством de

5 Соотношение именных препозитивных структур с необязательным (без de) и обязательным оформлением ЗК посредством de. Зависимость употребления de от категориальной принадлежности определяющего компонента Виды атрибутивных значений, выражаемых структурами с необязательным (без de) и обязательным de Атрибутивная структура с несколькими определяющими компонентами Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 3 глагольных препозитивных структур, в которых оформление ЗК посредством de возможно Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 2 препозитивных структур, в которых оформление ЗК посредством de невозможно Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) 3 беспредложно-препозитивных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 3 предложно-препозитивных структур Конструкция с предлогом Ьа Конструкции с предлогами yong, yi Конструкции с предлогами gel, ti Конструкция с предлогом wei (weiliao) Конструкции с предлогом yin (yinwei) Конструкции с предлогами dui, duiyu Конструкции с предлогами he, gen, tong, yu..., Конструкция с предлогом Ы Конструкция с предлогом zai Конструкция с предлогом cong Конструкция с предлогом you Конструкции с предлогами dao, xiang, wang Глагольная препозитивная структура с несколькими зависимыми компонентами 269 лава V. Класс сочинительных структур 278 Проблема выделения класса сочинительных структур 278 Формальный анализ Синтаксические средства организации сочинительных структур Формальная стратификация класса сочинительных структур. 284 Содержательный анализ Общая характеристика парадигматики класса. Грамматический механизм взаимосвязи структуры сочинительной синтагмы и свойств классов слов Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) 1 обратимых сочинительных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 2 слитных обратимых сочинительных структур (симметричного строения) Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 2 раздельных обратимых сочинительных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 3 бессоюзных раздельных обратимых сочинительных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) 3 союзных раздельных обратимых сочинительных структур Конструкции с союзами he, у и, gen, tong Конструкции с союзами haiyou, yiji (ji) Конструкции с союзами huo (huozhe, huoshi), haishi, shi... haishi, bushi... shi, shi...bushi Конструкции с союзами you... you, ji "... you Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл)" необрати- 294 мых сочинительных структур 5.1. Синтаксический подкласс (подтип) СП (Пкл) г слитных

6 необратимых сочинительных структур (структур слитного глагольного ряда) 295 i 5.2. Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 2 раздельных необратимых сочинительных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 3 бессоюзных раздельных необратимых сочинительных структур Синтаксический подкласс (подтип) СП(Пкл) 3 союзных раздельных необратимых сочинительных структур Конструкции с союзами ег, ег"уои Конструкция с союзами bing, bingqie (erqie), budan... erqie, bujin... erqie Конструкции с союзами yimian... yimian, yibian... yibian (bian... bian) Конструкция с союзом уие... yue 301 Глава VI. Структура предложения как синтаксического целого Вводные замечания Синтаксическая роль и соотношение различных формально-синтаксических средств организации предложения Члены предложения Общая структурная схема построения предложения и ее модификации Односоставные предложения Сложное предложение Подлежащно-сказуемостное сложное предложение Сложноподчиненное предложение Сложносочиненное предложение Коммуникативные типы предложений (типы предложений по цели высказывания) Вопросительное предложение Побудительные предложения 373 Список источников 376 Сокращения 377 Литература 378


Оглавление Предисловие... 3 Часть I ОСНОВЫ КОМПАРАТИВНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Гл а в а 1. Компаративистика и другие лингвистические дисциплины. Понятие языкового типа... 5 Сравнение языков. Тип

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общие сведения 1. Кафедра Иностранных языков 44.03.05 Педагогическое образование, 2. Направление подготовки профили Начальное образование. Иностранный язык 3. Дисциплина

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

Общие сведения о языке Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Фонетика, графика и орфография Звуки речи: гласные и согласные звуки.

Объем требований по русскому языку. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил в пределах приведенной

რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა დაწყებითი, საბაზო და საშუალო საფეხური შესავალი საგამოცდო პროგრამა ეყრდნობა საქართველოს განათლებისა და მეცნიერების სამინისტროს მიერ 2008 წლის 21 ნოემბერს დამტკიცებულ `მასწავლებლის

Цель пособия помочь поступающим в Образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия» для поступления в магистратуру подготовиться к вступительному испытанию по дисциплине

В учебнике даны необходимые теоретические сведения по основным разделам курса русского языка; приведены упражнения для закрепления полученных знаний и выработки умения анализировать языковой материал,

Автономная некоммерческая организация высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» УТВЕРЖДАЮ Ректор АНО ВО «Национальный институт бизнеса» С.И. Плаксий «04» сентября 2017г. ПРОГРАММА вступительного

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому языку 2017 год Программа

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М.Горького» ИОНЦ «Русский язык» Филологический

Раздел I. ОРФОГРАФИЯ Правописание корней. Правописание гласных. Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Правописание слов с чередующимися гласными. Гласные после шипящих и ц.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Слог. Ударение и ритмика.

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор СИМОР д. полит. н., профессор О.В. Дубровина «12» сентября 2016 г. Программа по русскому языку для проведения вступительных

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Утверждаю: Аннотация дисциплины Основной язык Направление подготовки 45.03.01 Филология Профиль подготовки

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫ БОЛОВСТВУ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «К А М Ч А Т С К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й Т Е Х Н И Ч Е С К И Й У Н И

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный

Планируемый результат курса «Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая синонимика» на уровне среднего общего образования В результате изучения курса учащиеся должныуметь: - «видеть» орфограмму

СПЕЦИФИКАЦИЯ теста по учебному предмету «Русский язык» для проведения централизованного тестирования в 2018 году 1. Назначение теста объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИМЕНИ Э.А. ДИДОРЕНКО» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Слово основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по русскому языку «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно по русскому языку I. Общие сведения о языке

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 2018 ГОД ПРОГРАММА Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 7-м классе из расчета 5 часов в неделю (70 часов) Раздел, параграф учебника часов Русский язык среди других славянских языков (ч). Текст (8

Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 138 Рассмотрена и согласована на заседании ШМО Протокол

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 7-м классе из расчёта 5 часов в (175 часов) и 4 часа в (140 часов) Раздел и учебника Русский язык среди других славянских языков (1 ч) 1. Текст

Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа призвана способствовать подготовке учащихся основной школы (9 класс) к итоговой аттестации по русскому языку. Она не предполагает замены

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 3 182 МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ 1. Предмет морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикологией, синтаксисом... 4 2. Основные понятия морфологии... 5 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ

ВЫПУСКНИК 5 КЛАССА ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ: 1. Владеть всеми способами проверки безударных гласных. Правильно писать безударные гласные в корне. 2. Владеть всеми способами проверки согласных в слабой позиции,

Программа общеобразовательного вступительного испытания, проводимого КубГУ самостоятельно, по русскому языку Система языка Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

МВД РОССИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Начальник Краснодарского унцверсгргета МВД России ришйй ^ А.В. Симоненко «2 У 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку для лиц, поступающих

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 6.030401 «ПРАВОВЕДЕНИЕ» ПРОГРАММА вступительного экзамена по общеобразовательной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК» по образовательно-квалификационному

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от.. 018 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 018 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ от..

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГОУ ВПО НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Составитель: доцент кафедры иностранных языков,

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины «Практическая грамматика иностранного языка (немецкого)» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по профилю

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся МБОУ «Амурская школа» и составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра русского языка ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

Страница 3 из 6 1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ Цель дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности определить уровень знаний поступающего курса средней (полной) общеобразовательной

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

Русский язык. 8 класс (расширенный вариант) Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

I. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - единство и многообразие языкового и культурного пространства России и

Вариант 1А приведите называют существительные этих разрядов? Приведите существительные этих разрядов? Приведите существительные этих разрядов? Приведите 6. Перечислите правила написания падежных окончаний

Зовнішнє незалежне оцінювання 2015 року з російської мови Правильні відповіді до завдань сертифікаційної роботи 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного

Программа предназначена для поступающих на все направления. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. 14-51- 129ин/12

ЧАСТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Ректор ОИ ВПШ Председатель приемной комиссии ^ " ж / В.А.Шаров «25» января 2016г. ПРОГРАММА

2 Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, имеющих право сдавать вступительные экзамены по русскому языку на базе ВПО (бакалавриат) в форме, письменного тестирования. Требования

Общие сведения о языке СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная форма общенародного языка. Русский

ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

2 1. Продолжительность вступительного испытания: 90 минут 2. Критерии оценки, шкала оценивания: Практическая работа оценивается в соответствии с содержанием и задачами выполнения работы по 100-бальной

3-е издание, переработанное и дополненное Москва АСТ ÓÄÊ 373:811.161.1 ÁÁÊ 81.2Ðóñ-922 Ñ37 Ñ37 Ñèìàêîâà, Åëåíà Ñâÿòîñëàâîâíà. Ðóññêèé ÿçûê : Íîâûé ïîëíûé ñïðàâî íèê äëÿ ïîäãîòîâêè ê ÅÃÝ / Å.Ñ. Ñèìàêîâà.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ

Автономная некоммерческая организация высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» УТВЕРЖДАЮ Ректор АНО ВО «Национальный институт бизнеса» С.И. Плаксий «04» сентября 2018 г. ПРОГРАММА вступительного

«ЗАТВЕРДЖУЮ» О. Гончара М. В. ПРОГРАМА ІСПИТУ З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ дну ім. О. Гончара Фонетика. Графика Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки. Сильная и слабая позиции

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: 1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» РУССКИЙ

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Общая характеристика предлогов и союзов, их классификация по происхождению, по отношениям и по строению. Стилистические свойства и особенности употребления данных частей речи в художественной литературе. Некоторые примеры правописания предлогов и союзов.

    реферат , добавлен 03.05.2012

    Сравнительный анализ семантической адаптации иностранных заимствований в лексике китайского языка. Изучение словообразовательных возможностей заимствований. Английские и американские заимствования в современном китайском языке: употребление и семантика.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2013

    Методологические основания категории предлога в английском и русском языках. Семантический анализ предлогов английского языка и их корреляты в русском языке. Место предлога в предложении. Классификация предлогов английского языка по форме образования.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2012

    Состав системы предлогов английского языка. Состав системы предлогов. Семантика и функционирование предлогов. Семантика и функционирование предлога of. Возникновение трудностей в употреблении предлогов, в том числе и предлога of.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2005

    Признаки аналитизма при выражении лексического и грамматического значения слова в русском языке. Рассмотрение роста аналитизма в системе глаголов, имен существительных, имен прилагательных, наречий, числительных, предлогов, и частиц русского языка.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Значение и функции английских предлогов. Языковая картина мира. Роль предлога в предложении. Сравнительный анализ предлогов, взаимовлияние британского и американского диалектов английского языка. История появления американского варианта английского языка.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2011

    Происхождение, написание и значение в языке иностранных слов. Причины заимствования слов. Типы иноязычных слов: освоенные слова, интернационализмы, экзотизмы, варваризмы. Способы появления словообразовательных калек. Тематические группы заимствований.

    ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

    © 2010 г. В.С. ПАНФИЛОВ КОММУНИКАТИВНЫЙ СИНТАКСИС КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

    Не будем торопиться с ответом, ведь когда целью является ответить, а не победить на беговой дорожке, выигрывает не расторопность, а правильность.

    С. Кьеркегор. Философские крохи

    Статья посвящена вопросу темо-рематической организации высказываний китайского языка. После уточнения понятий «тема» и «рема» следует классификация основных коммуникативных типов, а также выясняется соотношение синтаксических и коммуникативных ролей в простом предложении. Полученные результаты используются при рассмотрении коммуникативных возможностей включающих и сложных предложений.

    ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    Различаясь по характеру своих задач, структурный и коммуникативный синтаксис вместе с тем имеют некоторые «точки пересечения», поэтому представляется целесообразным предварить наше исследование хотя бы фрагментарным изложением основных понятий структурного синтаксиса, имея в виду, что более подробные сведения и развернутую аргументацию читатель может получить в нашей работе [Панфилов 1993].

    Предложение есть иерархически организованная структура, предназначенная для передачи некоторого мыслительного содержания. Определение предложения как структуры означает, что оно понимается в качестве абстрактной единицы языка, схемы (модели) синтаксических отношений, которая может быть представлена в виде формализованной записи. Иерархичность организации предполагает, что в предложении имеется абсолютно господствующий элемент, синтаксическая доминанта, которую условимся называть сказуемым. Сказуемое - это вершина предложения, в грамматическом плане характеризующаяся категорией утверждения / отрицания и обозначающая признак в самом широком смысле слова. Сказуемое - это, строго говоря, не член предложения, но минимальное предложение или, что то же самое, репрезентант всего предложения [Ревзин 1977: 186].

    Член предложения представляет собой категорию функциональную, это элемент предложения, имеющий синтаксическую связь либо со сказуемым, либо с предложением в целом. Материально член предложения может быть выражен отдельным словом, словосочетанием и даже предложением, поэтому, когда говорят, что член предложения синтаксически неделим, то имеют в виду целостность его позиции в иерархической организации предложения, а вовсе не невозможность охарактеризовать синтаксически компоненты члена предложения при его сложном материальном составе.

    Речевую реализацию предложения будем называть высказыванием. Поскольку, однако, этим термином может быть обозначена любая речевая единица, подчеркнем еще раз, что данная работа имеет в виду только такие высказывания, структурным инвариантом которых является модель предложения. Таким образом, предложение, реализованное в речи, - это синтаксическая схема, получившая конкретное лексическое наполнение, упорядоченная линейно, произносимая с определенной интонацией, употребляющаяся

    в определенном контексте и обладающая соответствующим этому контексту актуальным членением.

    Реализацию предложения в речи, его превращение в высказывание будем называть актуализацией. Под актуализацией в современной лингвистике понимают «соотнесение потенциального (виртуального) знака с действительностью, состоящее в приспособлении виртуальных элементов языка к требованиям данной речевой ситуации посредством актуализаторов» [Ахманова 1966: 37]. Это определение приложимо не только к знаку, но и к синтаксической модели.

    Применительно к лексике актуализация состоит в переводе лексической единицы из словаря в текст, в связи с чем лексическая единица может приобретать некоторые семантические характеристики, которых она лишена в словаре. Такие семантические характеристики, налагающиеся на лексические и синтаксические значения, будем называть коммуникативными, например: детерминированность (весьма удачное определение этого понятия представлено в [Ревзин 1973: 130]), референтность, определенность / неопределенность, финитность. Представленный в словаре лексический материал можно, несколько упрощая реальное положение вещей, подразделить на слова, требующие актуализации при включении в текст (имена и предикативы), и слова, выступающие в качестве актуализаторов. Например, А.А. Драгунов характеризовал актуализирующую роль наречий как превращение сказуемого неполной предикации в сказуемое полной предикации [Драгунов 1952: 206].

    Условимся различать нулевую и ненулевую ступени актуализации. Первая соответствует нереферентному употреблению понятия, будь то понятие предмета или признака, вторая, ненулевая ступень - референтному употреблению. Для слов предметной семантики нулевая ступень актуализации имеет место при обозначении класса предметов, в чем и состоит внеконтекстное, словарное значение таких слов (mao shi dóngwu «Кошка - животное»), тогда как ненулевая ступень актуализации сводится, в сущности, к выделению предмета из класса подобных, что осуществляетсяпри помощи «определений» в самом широком смысле слова: shlzi shi gaoguide dongwu (10: 42)1 «Лев - благородное

    1 Источники примеров:

    1. Ba JIn wénji. Béijing, 1958 (римская цифра - том).

    2. Cáo Yú jubén xuán. Béijing, 1954.

    3. Gao Enguó и др. Dúmu huaju ji. Shanghai, 1964.

    4. Hanyü jiáoké shü (shang) Béijing, 1958.

    5. Huáng Shang. Guóqude zújl Béijing, 1984.

    6. JInwén guanzhi. Shang JInlín zhübian. ShanxI jiaoyu chübánshé, 1998.

    7. Láo Shé. Láo Zhangde zhéxué. Dalián, 1944.

    8. Láo Shé duánpian xiáoshuoxuán. Béijing,1957.

    9. Li Erzhóng. Cuiying. Béijing, 1964.

    10. Li Róng. Béijing kouyü yüfá. Béijing, 1954.

    11. Lü Shúxiang. Yüfá xuéxí. Béijing, 1954.

    12. Máo Dun quánji. Béijing, 1984.

    13. Méng Qian, Sü Rú. Lu tiáotiáo. Béijing, 1985.

    14. Péng Ruigao. Nürménde zhuIqiú. Hénán rénmín chübánshé, 1985.

    15. Píng DéyIng. Shan Júhua (xia juán). Béijing, 1991.

    16. Quánguó xiáoshuo jiánghuó jiángluó xuán daibiáo zuó jí pIpíng. Zhongpianjuán shang. Chángsha, 1995.

    17. Quánguó xiáoshuo jiánghuó jiángluó xuán daibiáo zuó jí pIpíng. Zhongpianjuán xia. Chángsha, 1995.

    18. Sha YéxIn. Sha YéxIn juzuó xuán. Nánjing, 1986.

    19. Shí Nián. Duánpian xiaoshuo jikan. Béijing, 1985.

    20. Wáng Wénshí. FengxuézhI yé. Béijing, 1959.

    21. Xiandai Hanyü chángyóng cíyü lijié. Shangcé. Béijing yüyán xuéyuan, 1982.

    22. Yán Chúndé, Li RunxIn. Zhongguó xIn wénxué zuópin xuán. Di san cé. Béijing, 1980.

    23. Zhang Zhigong. Hanyü yüfá chángzhI. Béijing, 1954.

    24. Zhéng Yidé и др. Hanyü yüfa nándián shiyí. Béijing, 1992.

    25. Zhao Shuili xuánji. Béijing, 1958.

    3 Вопросы языкознания, № 2

    животное»; yuètaishang zhànle xûduo rén (1, II: 196) «На перроне стоит много людей»; nàbian pàolai yïge rén (23: 102) «Оттуда подбежал один человек». Для слов признаковой семантики нулевая ступень актуализации сводится к отсутствию финитности, т. е. к обозначению признака вне временных и количественных характеристик, что типично при констатации общих истин вроде diqiû wéirào tàiyang zhuàn «Земля вращается вокруг Солнца» ; ненулевая ступень предполагает характеристику признака по интенсивности (наречия степени при прилагательных), его «количественную» оценку (счетные комплексы при глаголах), пространственно-временную локализацию: nï zhèrén zhën dû (12, III: 87) «Ты уж очень жесток»; ta jiàole ta yïshëng (1, I: 145) «Он окликнул ее» (один раз); wô zài zhège dîfang zhànle xujiu (1, I: 269) «Я долго простоял в этом месте».

    Применительно к синтаксической модели тоже можно говорить о нулевой и ненулевой ступени актуализации. В первом случае для реализации модели в качестве высказывания достаточно простой замены абстрактных символов соответствующими лексемами, например: S1VS2 ^ ta xué Zhongwén «Он учит китайский язык». Во втором случае простой замены абстрактных символов конкретными лексемами оказывается недостаточно, поскольку необходимо передать еще и сопутствующие данной реализации коммуникативные значения, эксплицитным выражением которых и являются актуализаторы. В нижеследующих примерах выделены отрезки, опущение которых ведет к тому, что высказывание утрачивает законченность: ta xiéle liângfeng xin «Он написал два письма», ménkôu zhànzhe jige rén «У ворот стоит несколько человек», ta hën bù gaoxingde qùle xuéxiào «Она с большим неудовольствием отправилась в школу», ta shangxïnde kùqïlai «Она горестно заплакала» .

    При речевой реализации модели предложения используются не только актуализаторы лексики, но и актуализаторы, обслуживающие высказывание в целом. К их числу относятся, например, конечные частицы, актуализирующая роль которых возрастает пропорционально той «деформации», которой подвергается модель предложения в процессе актуализации. Приводимые ниже примеры звучат неестественно, и этот недостаток может быть исправлен, если в конце каждого из них употребить частицу ne: dàjia kuazhe nï «Все хвалят тебя»; ta zhèng xiézhe xin «Он как раз пишет письмо»; ta zhèng huàzhe «Он как раз рисует» .

    Одной из сторон актуализации является линейное упорядочивание элементов высказывания, организация определенного порядка слов. Основная проблема, которая здесь возникает, - это разграничение исходного и производного словорасположения. Признаком исходного порядка слов является возможность нулевой ступени актуализа-

    26. Zhongguo xïn wénxué zuopïn xuàn. Disi cè. Béijing, 1980.

    27. Zhongguo xïn wénxué zuopïn xuàn. Diwû cè. Béijing, 1980.

    28. Zhonghua rénmin gongheguo wûshi nian wénxué mingzuo wénkù. Duànpian xiàoshuo juàn (shàng). Béijing, 1999.

    29. Zhonghua rénmin gongheguo wûshf nian wénxué mingzuo wénkù. Duànpian xiàoshuo juàn (xià). Béijing, 1999.

    30. Zhonghua rénmin gongheguo wûshf nian wénxué mingzuo wénkù. Sànwén zawén juàn. Béijing, 1999.

    31. Zhonghua rénmin gongheguo wûshf nian wénxué mingzuo wénkù. Ertong wénxué juàn. Béijing, 1999.

    32. Zhonghua sànwén zhencang bén. Yû Qiuyû juàn. Béijing, 1999.

    33. Zhonghua sànwén zhencang bén. Yangshuo juàn. Béijing, 1998.

    34. Zhonghua sànwén zhencang bén. Qin Mù juàn. Béijing, 1998.

    35. Zhongpian xiàoshuo xuàn. Diyï ji. Béi

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

    МОСКАЛЬСКАЯ О.И. - 2008 г.

    Китайский язык относится к китайско-тибетской семье языков, в которую кроме китайского входят дунганский, бирманский, тибетский и некоторые другие. На китайском языке говорит более 95% населения Китая и около 24 млн. этнических китайцев, проживающих в Лаосе, Вьетнаме, Кампучии, Мьянме, Тайланде, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, на Филиппинских островах, а также возрастающее количество иммигрантов в странах Северной Америки, Западной Европы и в России.

    Китайский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН. В китайском языке выделяется 7 диалектных групп : северная (北, самая многочисленная - свыше 800 миллионов говорящих), у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), минь (闽).

    Диалекты китайского языка различаются фонетически, что затрудняет междиалектное общение (а иногда затрудняет настолько, что фактически делает невозможным), также иногда различаются лексикой, отчасти грамматикой , но при этом основы их грамматики и словарного состава едины.

    Средством общения носителей разных диалектов служит нормативный китайский язык – путунхуа (普通话), который считается литературным китайским языком и фонетической нормой. Именно ему обучают у нас в России всех студентов. В Сингапуре хуаюй (华语), в Гонконге и Тайване - гоюй (国语).

    Как уже было сказано чуть ранее, между диалектами существуют незначительные различия в фонетике (которые, правда, становятся все значительнее по мере продвижения на юг или запад). На письме в путунхуа и хуаюй используются сокращенные иероглифы , а в гоюй – полные иероглифы. В отдельных случаях полноценное понимание между китайцами – носителями различных диалектов бывает возможно лишь при переходе обеих сторон на путунхуа или на письмо.

    Поэтому, несмотря на то, что диалекты являются проявлением богатства китайского языка и своеобразия великой национальной культуры Поднебесной, они все-таки препятствуют движению Китая к общенациональному языку, на котором бы говорили все жители Китая, и на севере, и на юге, и на востоке, и на западе.

    Для китайского, как и для большинства других сино-тибетских языков, характерно наличие смыслоразличительных тонов.

    Китайская иероглифика

    Китайская иероглифика будучи одной из древнейших систем письма на Земле значительно отличается от систем письма других языков.