Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Такому человеку ангел скажет: «Да обретёшь ты жилище в Раю положить свою руку на ее голову и помолиться за нее

Вопрос: Мой вопрос касается суфизма, так как я общался с этой группой, пока не узнал их сущность. Я узнал об отклонениях суфиев после того, как прослушал серию лекций шейха Мунаджида (да сохранит его Аллах) под названием «Правильное вероубеждение». Я начал сомневаться и хотел бы узнать правду. Хвала Аллаху за знание, которым он вас благословил. Я хотел бы спросить:

1. Эти люди благословляют Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) 3000 или 4000 раз в день. Они говорят, что чем больше ты благословляешь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем больше ты любишь его и тем ближе к нему становишься. Чем больше ты делаешь это, тем больше шансов увидеть его во сне. Является ли это утверждение верным? Дозволено ли это? Входит ли это в понятие «зикр»? Есть ли этому доказательства?

2. Какая связь между хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о великой награде того, кто поминает Аллаха словами «СубханаЛлаху уа бихамдихи» 100 раз, и сообщением о том, что когда Ибн Масуд (да смилуется над ним Аллах) зашел в мечеть и увидел группу людей, которые считали зикр по камешкам, он велел им посчитать свои грехи.

Да вознаградит вас Аллах.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является одним из величайших актов поклонения. Аллах призывал и хвалил за это, и Он сделал это причиной прощения грехов и удовлетворения нужды. Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…кто благословит меня, того Аллах благословит десятикратно». Муслим, 384.

Передается, что Убай ибн К’аб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда прошли две трети ночи, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, люди, поминайте Аллаха, поминайте Аллаха. Близится час, когда подуют в рог в первый раз, а потом во второй; смерть пришла с тем, что в ней есть, смерть пришла с тем, что в ней есть». Я сказал: «О посланник Аллаха, я часто обращаюсь за тебя с мольбой, так сколько же мне посвящать моей мольбы для тебя?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сколько пожелаешь, но если ты увеличишь, будет лучше!». Я спросил: «Тогда я посвящу тебе треть моей мольбы!». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сколько пожелаешь, но если ты увеличишь, будет лучше!» Я сказал: «Тогда я посвящу тебе все свои мольбы!». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда тебе даруется то, что желаешь и будут прощены твои грехи»». Ат-Тирмизи, 2457; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмизи».

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Джаля аль-Афхам» (79): «Нашего шейха Абу Аббаса (Ибн Теймийю) спросили о толковании этого хадиса. Он ответил: «У Убайи ибн К’аба была мольба, которую он читал для себя, и он спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), следует ли ему посвящать треть своей мольбы его благословению, и он ответил…потому что Аллах десятикратно благословит того, кто благословляет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и если Аллах благословляет человека, то Он дарует ему все, что тот пожелает, и прощает его грехи».

Сказано в «Тухфат аль-Ахвази»: ««Так сколько же мне посвящать моей мольбы для тебя?» означает: «Сколько мольбы мне посвящать для тебя, вместо себя?». Об этом сказал аль-Кари. Аль-Мунзири сказал в «Ат-Таргиб»: «Это означает: «Я усердствую в мольбе; сколько мольбы я должен посвящать благословению тебе? Следует ли мне посвящать все мои мольбы тебе? Т.е. следует ли мне посвящать все время, которое я тратил на свою мольбу, на благословение тебя?».

«Тогда тебе даруется то, что желаешь и будут прощены твои грехи». Имеется в виду все, что человек желает в мирской и загробной жизни. Это означает: если ты потратишь всю мольбу на благословение меня, тебе даруется все, что ты пожелаешь в мирской и загробной жизни».

Шейх уль-Ислам Ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Ар-Рад аля аль-Бакри» (1/133): «Это самое большее, что может сказать человек в мольбе за себя, чтобы принести благо и защититься от зла, ибо мольба подразумевает достижение желаемого и защиту от того, чего боишься».

Один из толкователей «Аль-Масабих» сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не установил определенное количество мольбы для него, чтобы это не помешала делать больше. Он оставил право выбора за ним, призывая его усердствовать в этом, пока он не сказал: «Тогда я посвящу тебе все свои мольбы!». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Тогда тебе даруется то, что желаешь», т.е. все, что пожелаешь в религиозных и мирских делах, потому что благословение заключает в себе поминание Аллаха и почитание Посланника (мир ему и благословение Аллаха), и это сопоставимо с мольбой за себя». См. аш-Шаукани, «Аль-Кауль аль-Бади’» (133).

Ат-Тирмизи (484) передал от Абдуллы ибн Мас’уда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день ближе всего ко мне будет тот, кто больше всех благословляет меня». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Таргиб уат-Тархиб».

Сказано в «Тухфат аль-Ахвази»: «Ближе всего ко мне» означает «находящийся ближе всего ко мне или тот, кто заслуживает моего заступничества», потому что усердие в благословении основывается на почитании, которое является результатом совершенной любви, что в свою очередь приводит к любви Аллаха. Всевышний говорит:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Семейство Имрана 3:31)».

Никто не сомневается в достоинстве благословения Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Слова тех людей о том, что чем больше благословляешь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем больше любишь его и тем ближе к нему становишься, являются верными, потому что чем больше человек говорит о чем-то, тем больше он это любит.

Слова о том, что чем больше благословляешь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем больше шансов увидеть его во сне, в сущности, тоже могу быть верными, но нет доказательств, подтверждающих это. Главное заключается не в том, чтобы увидеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во сне, а в том, чтобы следовать его Сунне, идти по его стопам и ставить любовь к нему превыше любви к самому себе и тому, что тебе дорого. Многие люди видели его воочию, но были самыми далекими от него и его пути.

Если благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является установленным актом поклонения, то не дозволено предписывать ему определенное количество, потому что такие цифры не передавались в Шариате, будь то тысяча, три тысячи или другое количество, придуманное суфиями. Это порицаемое нововведение, потому что таким образом в Ислам вносится то, что не является его частью. Ученые заявили, что поклонение должно соответствовать Шариату по принципу, описанию, количеству, манере исполнения, месту и времени в том смысле, что оно не может быть ограничено местом, временем и манерой исполнения, которые не передавались в Шариате.

Необходимо знать, что каждое нововведение есть заблуждение, даже если люди считают его хорошим. Нововведение любимее для иблиса, чем грех, потому что за него нельзя раскаяться. Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто привносит в Ислам нововведение и считает его хорошим, тот утверждает, что Мухаммад не передал Послание».

Необходимо обратиться к тем, кто ограничил благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) тремя тысячами: «Почему вы выбрали эту цифру и что в ней особенного?». Что бы хорошего они не сказали о ней, мы ответим: «Неужели Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не показал своей общине путь к благу, тогда как он был самым заботливым и сострадательным к ней? Почему он не назвал Убайю ибн К’абу определенную цифру?».

В действительности, выбирая эти цифры, многие суфии основываются на своих снах или выдумках. Они говорят своим последователям (мюридам), чтобы те не превышали это количество, и что его превышение зависит от соизволения шейха, который знает поступки и даже тайны своего ученика; они прибегают к разной лжи, посредством которой контролируют своих последователей.

Есть опасение, что благие дела приверженца нововведений пойдут прахом, а награда за них будет потеряна и он не извлечет блага из своего поклонения, особенно если он совершал его вопреки своему знанию. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто привнесет в наше дело (Ислам) то, что не является его частью, то будет отвергнуто». Аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718.

Поэтому вы видите, что очень часто их зикр не оказывает положительного влияния на них самих и их отношения с людьми; они также оставляют зикр, который подтвержден Шариатом и для которого Аллах установил определенное число, например, произнесение слов «СубханАллаху уа бихамдихи» (Слава и хвала принадлежат Аллаху) 100 раз утром и вечером.

Во-вторых: Хадис, о котором вы упомянули, был передан ад-Дарими (204) со слов Амра ибн Салямы, который рассказывал: «Каждый раз перед утренней молитвой мы садились у дверей Абдуллы ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть. И однажды к нам подошел Абу Муса aль-Аш’ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абдур-Рахман?». Мы ответили: «Нет». Тогда он присел с нами и ждал, пока тот не вышел из дома. А когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О, Абу Абдур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!». Он спросил: «Что же это?». Абу Муса ответил: «Увидишь сам. Но я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!», и они по сто раз произносят эти слова. А потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля-Ллях», и они сто раз повторяют эти слова. А потом он говорит: «Скажите сто раз: «Субхана-Ллах», и они по сто раз произносят и это». Ибн Мас’уд спросил: «И что же ты сказал им?!». Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом». Он спросил: «Почему же ты не велел им посчитать их дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет и так?!». А потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?!». Они ответили: «О, Абу Абдур-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова «Аллаху Акбар», «Ля иляха илля ллах», «СубханАллах» и «аль-хамду ли-Ллях». Ибн Мас’уд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет. Горе вам! О Умма Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, тогда как сподвижники его еще среди вас, одежда его еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!». В ответ эти люди сказали: «Клянемся Аллахом, о, Абу Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!». Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его! Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам: «Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не пройдет ниже их глоток». Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!». Потом Ибн Мас’уд отошел от них». Амр ибн Салама сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане».

Это не противоречит тому, что пришло из Сунны о произнесении некоторых азкаров определенное количество раз. Предосудительным являются две вещи:

Установление определенного количества, которое не упоминается в Шариате

Установление времени или определенной манеры исполнения, если нет на это доказательств, как в случае с людьми, которых осудил Ибн Мас’уд. Использование мелких камешков и присутствие человека, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!», «Скажите сто раз «СубханАллах!», не относится к тому, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Аш-Шатаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «К бид’а относятся те нововведения в религии, которые похоже на то, что узаконено Шариатом, но посредством которых намереваются впадать в крайности при поклонении Аллаху.

К этому относится установление определенной манеры и способа поклонения, например, чтение зикра хором, празднование дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и т.п.

К этому также относится совершение определенных актов поклонения в определенное время, которое не упоминаются в Шариате, например, ежегодный пост 15 Шаабана и проведение этой ночи в молитве». См. «Аль-И’тисам», 1/37-39.

История Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) доказывает недействительность и ложность того, что делают суфии на своих собраниях, читая зикр сидя или стоя определенное количество раз под руководством своих шейхов, и совершая другие ритуальные движения.

Но этот вопрос серьезнее, чем кажется; эти ошибки выходят за рамки нововведений и приобретают формы ширка в вероубеждении и поклонении, как например, взывание к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), или вера в том, что святые и праведники могут приносить пользу и причинять вред.

Мы просим Аллаха направить тех мусульман, которые впали в заблуждение, и помочь нам и вам повиноваться Ему и искать Его довольства.

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА

(ЧАСТЬ 16)

قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى

Свет Ислама
-2017-

Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.

Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин - не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха - пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас - для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».

© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

БЛАГОНРАВИЕ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!

Ты для людей возвысил замок благонравия.
Вот он разрушен - жертва их забвения.
Они господ себе нашли для почитания,
Хоть благонравие достойней их почтения.

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ БЛАГОНРАВИЯ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!

Всевышний Аллах сказал: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] был добр с ними. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. А когда ты решишься на что-либо, то уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (3:153).

Всевышний также сказал: «Поистине, ты - человек превосходного нрава» (68:4).

«Ненавистнее всего ему была ложь» .

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не говорил ничего непристойного и не поносил людей , и он часто повторял: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами” » .

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!” » .

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым красивым человеком на лицо и имел самый прекрасный нрав» .

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды люди попросили: “О посланник Аллаха, призови проклятие на многобожников!”, на что он сказал: “Поистине, я был послан не как проклинающий, а как милость!” » .

«Он всегда предвещал добро и не любил предвещать зло. Ему нравились добрые имена» .

Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) глядел на меня и разговаривал со мной так, что я решил, что являюсь лучшим среди людей. Я спросил его: “О посланник Аллаха, я лучше или Абу Бакр?”

Он ответил: “Абу Бакр!

“О посланник Аллаха, я лучше или Умар?”

“Умар!”

“О посланник Аллаха, я лучше или Усман?”

“Усман!”

Когда я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне правду. Тогда я подумал, что лучше бы я вообще не спрашивал его» .

Ата ибн Йасар, да помилует его Аллах, сказал: «Однажды я встретил Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): “Расскажи мне о качествах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), (упомянутых) в Торе”. Он сказал: “Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране, где сказано:

‹О Пророк! Поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя …› (33:45), и защитника для неграмотных . Ты - Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим (аль-мутаваккиль). Он не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину , чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца» .

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только оно не являлось греховным, если же было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха r никогда не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха] » .

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не бил рукой: ни женщин, ни слуг. За исключением, если он сражался на пути Аллаха. И кто бы ни причинил ему зло, он [никогда] не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха]» .

Сообщается, что Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда кто-нибудь приходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой, он всегда поворачивался к своим собеседникам и говорил: “Ходатайствуйте [за просителей] и вы получите награду, а об угодном Ему решении Аллах объявит через Своего Пророка” » .

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал лучшим нравом из всех людей. Однажды он послал меня с каким-то поручением, а я сказал: “Клянусь Аллахом, я не пойду!” хотя в душе решил пойти и выполнить то, что велел мне Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). После этого я вышел из дома и не останавливался, пока не прошёл мимо игравших на рынке мальчишек, как вдруг посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, как оказалось, стоял сзади, взял меня за затылок. Я посмотрел на него и увидел, что он смеётся, Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “О Унайс , разве ты пошёл туда, куда я велел?” - а я сказал: “Да, я иду, о посланник Аллаха”».

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, я служил ему девять лет, и не было такого, чтобы я сделал что-то, а он сказал: “Почему ты поступил так-то и так-то?” Или сказал бы: “Разве ты не сделал то-то и то-то?”, если я чего-либо не делал» .

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека из племени бану ханифа по имени Сумама ибн Усаль, являвшегося господином жителей аль-Йамамы. Они привязали его к столбу мечети, а через некоторое время к нему вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Что у тебя, о Сумама?”

Тот сказал: “Я думаю, что всё кончится хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние , то окажешь его благодарному человеку, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.

Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел: “Освободите Сумаму”.

После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась рядом с мечетью, и совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!
О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц!
Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь она стала для меня самой любимой из всех религий!
Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь он стал для меня самым любимым из всех городов!” » .

ХАДИСЫ
О нравственных качествах

«Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами » .

«Воистину, я сильнее люблю тех из вас, которые обладают превосходным нравом» .

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом. А лучшие из вас - те, которые хорошо относятся к своим женам» .

«Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль - это стыдливость» .

«Поистине, с помощью благонравия верующий может достичь степени того, кто постится днём и выстаивает ночи в молитве» .

«Воистину, наиболее совершенна вера у верующих, которые обладают превосходным нравом и снисходительны к своим женам» .

«Не будет на Весах ничего тяжелее благонравия» .

«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна).” Люди сказали: “О посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?” Он сказал: “Это надменные”» .

«Добродетель суть прекрасный нрав» .

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» .

«Воистину, я послан, дабы усовершенствовать нормы морали» .

«Не сообщить ли мне вам, кто не попадет в ад? Каждый, кто близок [к другим], прост и добр» .

«Самые любимые Аллахом среди Его рабов - те, которые обладают превосходным нравом» .

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья» .

«Богобоязненность и превосходный нрав» .

«Верующий искренен и великодушен, а грешник лжив и скуп» .

«Верующие не заносчивы и податливы, как верховые верблюды. Когда тех ведут, они покоряются, а когда их опускают на колени, они опускаются» .

«Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемые ими обиды» .

«Не поведать ли мне вам о лучших из вас?» Люди сказали: «Конечно, поведай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас - те, которые дольше живут и наделены превосходным нравом» .

«Правдивость, забота о вверенном тебе на хранение имуществе, превосходный нрав и употребление в пищу того, что разрешил Аллах, не унижая себя при этом, - если в тебе есть эти четыре качества, то тебе не повредит то, что ты чего-то лишился в этом мире» .

«Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал» .

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже если правда будет на его стороне. И я гарантирую дом в средней части Рая тому, кто откажется от лжи даже в шутку. И я гарантирую дом в высшей части Рая тому, у кого благой нрав» .

МОЛИТВЫ ПРОРОКА О БЛАГОНРАВИИ

«О Аллах, позволь мне творить благие дела и надели меня благим нравом, ведь никто не ведет людей к благодеяниям и благонравию, кроме Тебя. И избавь меня от скверных дел и скверного нрава, ведь никто не в силах избавить людей от них, кроме Тебя»

اللَّهُمَّ اهْدِنِي لِأَحْسَنِ الْأَعْمَالِ وَأَحْسَنِ الْأَخْلَاقِ، لَا يَهْدِي لِأَحْسَنِهَا إِلَّا أَنْتَ، وَقِنِي سَيِّئَ الْأَعْمَالِ وَسَيِّئَ الْأَخْلَاقِ، لَا يَقِي سَيِّئَهَا إِلَّا أَنْتَ

(Аллахумма ихдини ли ахсани аль-а‘мали ва ахсани аль- ахляки, ля йахди ли ахсаниха илля анта, ва кынии сеййиа аль-а‘мали ва сеййи аль-ахляки, ля йакы сеййиаха илля анта ) .

«О Аллах, упаси меня от скверного нрава и деяний, от скверных желаний и недугов»

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ وَالْأَعْمَالِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَدْوَاءِ

(Аллахумма инни а‘уузу бика мин мункирати аль-ахляки ва-ль-а‘мали ва-ль ахвааи ва-ль адваи ) .

«О Аллах, соедини наши сердца в любви и согласии и устрой между нами благочестие…».

اللَّهُمَّ أَلَّفْ بَيْنَ قُلُوبِنَا، وَأَصْلِحْ ذَاتَ بَيْنِنَا

(Аллахумма аллиф бейна кулуубина ва аслих зата бейнана ) .

«Воистину, я всего лишь человек. О Аллах, кого бы из верующих я ни ругал , сделай это для него причиной приближения к Тебе в День воскресения!» .

«О Аллах, создай трудности для того, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины, и та власть будет им в тягость, и будь добр по отношению к тому, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним»

اللَّهُمَّ مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَشَقَّ عَلَيْهِمْ فَاشْقُقْ عَلَيْهِ وَمَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَرَفَقَ بِهِمْ، فَارْفُقْ بِهِ

(Аллахумма - ман валийа мин амри умматии шей‘ан фашака алейхим фашкук алейхи, ва ман валийа мин амри умматии шей‘ан фарафака бихим фарфук бихи ) .

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, малодушия, скупости, старческой дряхлости и мучений могилы! О Аллах, даруй душе моей благочестие и очисти её, [ведь] Ты - лучший из очищающих её и Ты - её Покровитель и Владыка! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не [может] насытиться, и от мольбы, которой не внемлют!”

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ، وَالْهَرَمِ، وَعَذَابِ الْقَبْرِ، اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا، وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا، أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلَاهَا، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ، وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا

(Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-бухли, ва-ль-харами ва ‘азаби-ль-кабр! Аллахумма, ати нафси таква-ха, ва закки-ха, Анта хайрун ман заккя-ха, Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха! ) .

А знания не приносят пользы, если человек не руководствуется ими в делах, не учит им других, не облагораживает ими свой нрав.

«О Аллах, одари меня прекрасным нравом, как Ты одарил меня прекрасной внешностью»

(Аллахумма камаа хассанта халки фаахсин хулуки ) .

Прощение в ходе ссоры

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что некий мужчина ругал Абу Бакра, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел рядом с ним. Он удивился этому и улыбнулся. Мужчина продолжал, и, наконец, Абу Бакр ответил ему. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассердился и встал. Абу Бакр догнал его и сказал: “О посланник Аллаха, ты сидел, пока он ругал меня, а когда я ответил ему, ты рассердился и встал”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Возле тебя был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил ему сам, появился сатана. О Абу Бакр! Три вещи суть истина. Если с рабом Божиим поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради великого и могучего Аллаха, то Аллах непременно дарует ему могущество и он одержит верх.

Если человек распахнет двери и станет раздавать пожертвования, поддерживая тем самым связи, то Аллах лишь умножит его богатство. Если же человек распахнет двери и станет просить других, желая тем самым увеличить своё состояние, то Аллах не увеличит для него ничего, кроме недостатка ”».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит» .

Таким образом, человек имеет право отомстить за причиненную ему обиду или ответить на оскорбление тем же, и ответственность за его проступок несет тот, кто первым причинил обиду или нанес оскорбление. При этом обиженный может отвечать на обиду только в пределах совершенной против него несправедливости. Но если он излишествует в этом, то совершает грех, ибо дозволено ему было лишь равноценное возмездие.

Всевышний Аллах сказал: «Воздаяние за зло - равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит несправедливых» (24:40).

Т.е. отказаться от возмездия, снести оскорбление и стерпеть лучше, и это было отражено в хадисе про Абу Бакра.

«Поистине, самым ненавистным человеком для Аллаха является непримиримый соперник, ведущий тяжбу» .

Имам ас-Сан‘ани так прокомментировал этот хадис: «Аллах ненавидит тех, кто много спорит. Суть подобных споров состоит в том, что один спорщик пытается очернить другого и выявить у него ошибку тогда, когда в этом нет необходимости, просто ради унижения своего оппонента и демонстрации своего превосходства над ним».

Сноски

[Краткое изложение Сахиха Муслима (395)].
Достоверный хадис. [Аль-Байхаки].
Имеется в виду, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков и не позволял себе порочить других людей.
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1422)].
В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли.
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1934)].
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1416)].

Вопрос:

Как проходили свадьбы Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Расскажите подробнее, как он заключал брачный контракт, проводил свадебный обед, что давал в качестве махра.

Ответ:

Хвала Аллаху

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал к облегчению в вопросах женитьбы, к объявлению и обнародованию свадьбы, к выражению радости и счастья по этому поводу; к проведению свадебного обеда (валима) и приглашению гостей. Он (мир ему и благословение Аллаха) призывал к тому, чтобы приглашенные пришли на свадьбу, и даже если человек постится, ему следует прийти и вознести дуа за хозяина праздника, но ему необязательно кушать.

Он (мир ему и благословение Аллаха) также призывал к доброму отношению к жене и к усердию мужа в достижении этого.

Мы перечислили наставления в целом, сейчас же обсудим их подробнее:

1. Доступный махр

Аль-Байхаки (14721) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший махр – это самый простой (или самый доступный)».

Абу Дауд (2117) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший брак тот, который легче заключить». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Сказано в «Аун аль-Мабуд»: «Это значит брак, легкий для мужчины в вопросе махра и других делах». Аль-Аляма аш-Шейх аль-Азиз сказал: «Это значит с самым низким махром и самым быстрым принятием предложения».

Ахмад (23957) и Ибн Маджа (4095) передали от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ««Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, «Сахих аль-Джами», 2235.

Ат-Тирмизи (1114) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословенен в этой жизни и благочестием в загробной, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опередил бы вас в этом и дал бы вам соответствующее указание. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не платил за своих жен, и не брал выкупа за своих дочерей больше, чем двенадцать унций». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».

Одна унция равна сорока дирхемам, а вес одного дирхема – 2.975 гр.

2. Обнародование свадьбы

Ат-Тирмизи (1089) передал от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Объявляйте о свадьбе». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, «аль-Ирва», 7/50.

Ан-Насаи (3369) передал, что Мухаммад ибн Хатиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Битье в барабаны и пение на свадьбе отделают дозволенное от запретного». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Битье в барабаны на свадьбе дозволено только женщинам.

Аль-Хафиз сказал в «Аль-Фатх»: «Пришло в сильных хадисах, что это дозволено только женщинам. Это не подобает мужчинам ввиду общего запрета на уподобление женщинам».

3. Свадебное торжество (валима)

Это является подтвержденной Сунной, одним из способов объявления о браке, выражения радости и счастья по этому поводу.

Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абдуррахману ибн Ауфу, когда тот женился: «Устрой свадебное угощение, даже если оно будет состоять из одной овцы». Хадис согласован.

Некоторые ученые считают валиму обязательной, опираясь на хадис, переданный Ахмадом (22526) от Ибн Бурейды от его отца, который сказал: «Когда Али посватался к Фатиме (да будет Аллах доволен ими обоими), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Должен быть праздник по случаю свадьбы». Шейх аль-Альбани сказал в «Адаб аз-Зафаф» (72): «Нет ошибки в его иснаде, как указал аль-Хафиз в «аль-Фатх».

Если получено приглашение на торжество, то является обязательным пойти на него. Передается от Абдуллы ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если одного из вас пригласили на торжество, пусть идет». Хадис согласован.

Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах): «Ученые (да смилуется над ними Аллах) говорят об обязательности ответа на приглашение, если человека назвали по имени и пригласили, будь то личное приглашение, приглашение через посредника или с помощью открытки, при условии, что на свадьбе не будет греха. Если на свадьба есть греховное, то в этом случае могут быть два выхода: если человек может предотвратить этот грех, то он должен пойти; если он не в состоянии сделать этого, то ему запрещено идти туда». См. «Лика’ аль-Баб аль-Мафтух», 13/133.

Дозволено проводить праздничный обед без мяса. Аль-Бухари (4213) передал, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился между Хайбаром и Мединой на три дня, чтобы жениться на Сафийе, и я приглашал мусульман на его свадебное торжество, во время которого не было подано ни хлеба, ни мяса. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялу расстелить кожаные подстилки, на которые положили финики, сухой творог и масло, а мусульмане спрашивали друг друга: “Станет ли она одной из матерей правоверных или останется его невольницей?”. И они говорили: “Если он велит ей носить покрывало, значит, она станет одной из матерей правоверных, а если нет, то останется невольницей”, а перед тем как двинуться в путь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приготовил для неё место на своей верблюдице позади себя и закрыл (её от людей)».

4. Желательно поздравить молодоженов , потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поздравлял новобрачных. Передают, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), поздравляя человека с женитьбой, говорил: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе свое благословение, и да благословит Он ваш союз» (Барака Ллаху ляка ва барака Ллаху ‘алейка ва джама’а бейнакума фи хейрин). Абу Дауд, 2130; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

- быть любезным с женой во время заключения брака

Ахмад (26925) передал, что Асма бинт Умейс (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я была одной из тех, кто заботился об Аише и готовил ее к свадьбе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и со мной было несколько женщин». Она продолжила: «Клянусь Аллахом, у нас не было еды, кроме сосуда с молоком. Он попил из него, а затем передал его Аише, но она была слишком стеснительной, чтобы взять его. Мы сказали: «Не отклоняй руку Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), возьми это». Она скромно взяла его и попила, а затем он сказал: «Передай его своим друзьям». Мы сказали: «Мы не хотим пить». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Не смешивайте голод с ложью». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, «Адаб аз-Зафаф», 19.

- положить свою руку на ее голову и помолиться за нее

Абу Дауд (2160) передал от Амра ибн Шуайбы, от его отца, от его прадеда, от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Когда кто-нибудь из вас женится, пусть положит свою руку на голову жены и скажет: «Аллахумма инни асалюка хайраха ва хайра ма джабалтаха алейхи ва аузу бика мин шарриха ва мин шарри ма джабалтаха алейхи» (О Аллах! Поистине, я прошу Тебя о благе в ней и благе в том, что Ты сотворил в ней, и я прошу спасения у Тебя от ее зла и зла, которое Ты сотворил в ней)». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

- некоторые праведные предшественники считали желательным для новобрачных совершить молитву в 2 ракаата

Ибн Аби Шайба (17156) передал, что Шакик сказал: ««Человек пришел к Абдулле Ибн Мас’уду, который позвал Абу Джарира, и сказал: «Я женился на молодой девушке, и я боюсь, что я ей не понравлюсь». Абдулла сказал: «Любовь от Аллаха и отвращение от шайтана, который желает сделать ненавистным тебе то, что Аллах разрешил тебе. Поэтому, когда она подойдет к тебе, то скажи ей, чтобы она совершила два ракаата за тобой». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным, «Адаб аз-Зафаф», 24.

- во время интимной близости мужчине следует прочитать дуа

Аль-Бухари (3271) передал от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ««Когда кто-нибудь желает приблизится к жене (т.е. совершить интимную близость), пусть скажет:

?????? ??????? ? ?????????? ?????????? ???????????? ? ????????? ???????????? ??? ???????????

«Бисмилля, аллахумма джаннибнаа аш- шайтан уаль джаниб аш-шайтан ма разактана (Во Имя Аллаха. О Аллах защити нас шайтана и защити от шайтана то, чем ты наделяешь нас). И если им предопределен ребенок, то шайтан не причинит ему вреда»».

В заключении мы хотели бы подчеркнуть важность доброго отношения к жене ; муж должен боятся Аллаха в отношении жены, а жена должна боятся Аллаха в отношении мужа. Аллах говорит:

??????????????? ?????????????? ?????? ???????????????? ??????? ???? ?????????? ??????? ?????????? ??????? ????? ??????? ????????

«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Женщины 4:19)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если женщина совершает пять ежедневных молитв, постится в месяц Рамадан, оберегает свое целомудрие и слушает мужа, то ей будет сказано: Войди в Рай в те врата, в которые пожелаешь». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным, «Тахридж аль-Мишкат», 3254.

И Аллах знает лучше

Islam Q&A фатва № Перевод: www.sawab.ru

Нет похожих записей.


С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Каждому мусульманину следует прилагать усилия и быть целеустремлённым в совершении праведных дел и не медлить с их совершением.

بادروا بالأعمال فتناُ كقطع الليل المظلم

«Обгоняйте своими делами смуты, которые будут подобны кускам тёмной ночи» (хадис привёл Муслим).

Ни для кого не секрет, что наша жизнь скоротечна, и дыхание наших тел когда-нибудь прекратится, поэтому каждый из нас должен использовать годы своей молодости и расцвета сил, до того как его постигнет старость и немощь. Нам нужно плодотворно использовать свою жизнь, до того как к нам придёт смерть. Мы должны отбросить леность и бездеятельность, пробуждать в себе активность, целеустремлённость и постоянное стремление соревноваться в совершении праведных дел, а также учиться переживать из-за содеянных нами упущений на этом поприще, как это делали праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах). При этом важно не забывать про наличие чистого намерения (нийя) и искренности (ихляс), ведь каждое дело должно быть чистым и совершаться только ради Аллаха. Искренность – это одно из важнейших деяний сердца, лучшим подтверждением чему является тот факт, что никакое праведное дело не будет принято, если оно не было посвящено одному только Аллаху.

Встречи со своими единоверцами мусульманами, любовь к ним, присутствие в собраниях праведных людей и нахождение в их компании является одним из лучших способов приблизиться к Аллаху (Велик Он и Славен). Это оказывает очень благоприятное влияние на человека и приносит ему много пользы. Поэтому Аллах похвалил тех мусульман, которые посещают друг друга и проводят совместные встречи. Также их похвалил и посланник (мир ему и благословение Аллаха) и назвал взаимную любовь между братьями-мусульманами причиной укрепления Веры (Имана). Несомненно, что все мы должны уделить большое внимание данному вопросу, и особенно в наше время, когда с одной стороны увеличились смуты и искушения, а с другой – появилось немыслимое количество забав и развлечений, отвлекающих людей от уз истинного исламского братства.

1. Достоинство любви к братьям и их посещения

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الله يقول يوم القيامة: أين المتحابون بجلالي . اليوم أظلهم في ظلي يوم لا ظل إلا ظلي

«Воистину, Аллах скажет в День Воскрешения: «Где те, кто возлюбил друг друга ради Моего Величия? Сегодня Я укрою их Своей тенью, сегодня, когда нет тени, кроме Моей тени!» (хадис передал Муслим).

ثلاث من كن فيه وجد حلاوة الإيمان: من كان الله ورسوله أحب إليه مما سواهما، ومن أحب عبدا لا يحبه إلا لله، ومن يكره أن يعود في الكفر، بعد إذ أنقذه الله كما يكره أن يلقى في النار

«Есть три вещи, и тот, в ком они присутствуют, почувствует сладость Веры (Имана): «Тот, для кого Аллах и Его посланник более любимы, чем кто-то другой, помимо них. Тот, кто полюбил какого-то человека только ради Аллаха. И тот, кто не желает возвращаться к неверию (куфру), после того как Аллах спас его от него, подобно тому как он не желает, чтобы его бросили в огонь» (хадис привёл аль-Бухари).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один человек отправился, чтобы навестить своего брата в некоем селении. Тогда Всевышний Аллах отправил на его дорогу ангела. Когда ангел пришёл к нему, то спросил:

– Куда ты [держишь путь] ?»

Человек сказал:

– Я хочу встретиться со своим братом в этом селении.

Ангел спросил:

– [Связывают ли тебя с ним] какие-то выгоды, о которых ты заботишься?

Человек сказал:

– Нет, я лишь полюбил его ради Аллаха.

Тогда ангел сказал:

– Воистину, я посланник от Аллаха, пришедший к тебе передать, что Аллах возлюбил тебя так же, как ты возлюбил своего брата ради Него» (хадис передал Муслим).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من عاد مريضا، أو زار أخا له في الله ناداه مناد: أن طبت وطاب ممشاك وتبوأت من الجنة منزلا

«К тому, кто навестит больного или посетит своего брата в религии Аллаха, воззовёт глашатай со словами: «Благословен ты, и благостны твои шаги, ты подготовил в Раю обитель для себя» (хадис передал ат-Тирмизи).

Сообщается от ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах), что один человек подошёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «Что ты скажешь про человека, который полюбил каких-то людей, но он еще не присоединился к ним (или: не достиг их уровня)?» Посланник Аллаха ответил:

المرء مع من أحب

«Человек будет с тем, кого он любит» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

والرجل يزور أخاه في ناحية المصر في الله في الجنة

«Человек, который ради Аллаха навещает своего брата в удалённой части страны, будет в Раю» (хадис передал ат-Табарани).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

حَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَحَابِّينَ فِيَّ، وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي للمُتَجَالِسِينَ فِيَّ، وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَزَاوِرِينَ فِيَّ

«Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Моей Любви непременно заслужат те, кто любит друг друга ради Меня. Моей Любви непременно заслужат те, кто сидит друг с другом ради Меня. Моей Любви непременно заслужат те, кто навещает друг друга ради Меня» (хадис привёл ат-Табарани, аль-Альбани назвал его достоверным).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ أَوْثَقَ عُرَى الْإِيمَانِ أَنْ تُحِبَّ فِي اللهِ، وَتُبْغِضَ فِي اللهِ

«Воистину, самая надёжная вервь Веры (Имана) – это любить ради Аллаха и ненавидеть ради Аллаха» (хадис привёл Ахмад).

2. Достоинство присутствия в собраниях праведных братьев по Вере

В одном из хадисов говорится:

لا يقعد قوم يذكرون الله عز وجل إلا حفتهم الملائكة، وغشيتهم الرحمة، ونزلت عليهم السكينة، وذكرهم الله فيمن عنده

«Если люди будут сидеть [вместе] и поминать Аллаха (Велик Он и Славен), то их непременно окружат ангелы, их окутает Милость, на них снизойдёт спокойствие (сакина), и Аллах помянёт их среди тех, кто находится при Нём» (хадис передал Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Праведный собеседник и скверный собеседник подобны владельцу духов и кузнецу, раздувающему меха. Что касается владельца духов, то он может тебя угостить [духами], либо ты сам их купишь у него, либо ты почувствуешь от него приятный запах. Тот же, кто раздувает меха, то либо он прожжёт твою одежду, либо ты почувствуешь от него дурной запах» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

3. Достоинства помощи братьям в нужде и доставления им радости

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وأحب الأعمال إلى الله عز وجل سرور تدخله على مسلم

«Самое любимое из дел перед Аллахом – это доставление радости мусульманину» (аль-Альбани назвал этот хадис достоверным).

Это достоинство распространяется также на утешение и оказание помощи братьям в трудную минуту, а также сокрытие их ошибок.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто развеет одну из печалей верующего в этом мире, тому Аллах развеет одну из печалей в День Воскрешения. Кто облегчит человеку, находящемуся в затруднении, тому Аллах облегчит в этом мире и в Следующем. Кто покроет мусульманина, того Аллах покроет в этом мире и в Следующем. Аллах будет помогать своему рабу до тех пор, пока этот раб будет помогать своему брату» (хадис передал Муслим).

Сообщается со слов `Абдуллы ибн `Умара (да будет доволен им Аллах), что пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «О посланник Аллаха! Кто из людей наиболее любим Аллахом?» Пророк ответил: «Самый любимый из людей для Аллаха – самый полезный из них, самое любимое из благодеяний перед Аллахом (Велик Он и Славен) – это доставление радости мусульманину или устранение его скорби, или покрытие его долга, или избавление его от голода. Пройти со своим братом-мусульманином для оказания ему помощи любимей для меня, чем провести в мечети месяц. Кто сдерживает свой гнев, тому Аллах покроет его наготу, а кто подавит свою злобу, когда при желании может излить её, тому Аллах наполнит сердце довольством в День Суда. Тот, кто пойдёт со своим братом-мусульманином, чтобы помочь ему в нужде, и устранит эту нужду, тому Аллах укрепит стопы в тот День, когда [многие] стопы поскользнутся. Воистину, дурной нрав портит благие дела так же, как уксус портит мёд» (аль-Альбани назвал хадис достоверным в книге «Сахих аль-джами`» (176) и в книге «ас-Сильсиляту ас-сахиха» (906)).

4. Польза от присутствия в кругу праведных братьев по Вере

  • 1) Призыв к Аллаху

В хадисе говорится:

من دعا إلى هدى، كان له من الأجر مثل أجور من تبعه، لا ينقص ذلك من أجورهم شيئا

«Тому, кто призвал к верному пути, достанется награда, подобная награде тех, кто последовал за ним, при этом из их награды ничего не убудет» (хадис передал Муслим).

من دلّ على خيرٍ فله مثل أجر فاعله

«Кто укажет на нечто благое, тому будет награда, подобная награде того, кто сделает это благо» (хадис передал Муслим).

Нет сомнений, что собрание с праведными людьми – хорошая возможность для того, чтобы научиться благому или научить ему других.

  • 2) Рукопожатие

Одной из причин, способствующих прощению грехов, является рукопожатие. Когда мусульманин встречает своего брата-мусульманина и радушно пожимает ему руку, то грехи их опадают подобно тому, как опадают осенние листья. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ما من مسلمين يلتقيان فيتصافحان إلا غُفر لهما قبل أن يتفرقا

«Если два мусульманина встретятся и пожмут друг другу руки, то их грехи будут непременно прощены до того, как они расстанутся» (аль-Альбани назвал хадис достоверным).

  • 3) Салям. Приветствие словами «Ассаляму `алейкум»

Салям при встрече – это ключ к дверям сердец.

Когда мусульманин приветствует своего брата-мусульманина словами «Ассаляму `алейкум», то тем самым он распространяет салям, что является одной из важных причин входа в Рай. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

والذي نفسي بيده لا تدخلوا الجنة حتى تؤمنوا ولا تؤمنوا حتى تحابوا أو لا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم أفشوا السلام بينكم

«Клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Указать ли мне вам на дело, совершая которое, вы полюбите друг друга? Распространяйте среди вас салям (т.е. часто приветствуйте друг друга словами «Ассаляму `алейкум» )» (хадис передал Муслим).

  • 4) Приветливое выражение лица

Когда мусульманин встречает своего брата с радостью и приветливой улыбкой, то тем самым он следует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха часто улыбался, и его лицо было всегда открытым, приветливым и добродушным, и он говорил:

لا تحقرن من المعروف شيئا، ولو أن تلقى أخاك بوجه طلق

«Ни в коем случае не пренебрегайте ничем из праведных дел, даже тем, чтобы встречать своего брата с приветливым выражением лица» (хадис передал Муслим).

  • 5) Добрые советы

Доброе наставление – это одно из выражений взаимопомощи в делах богобоязненности и праведности. Если мусульманин видит в своём брате какие-то религиозные и нравственные недостатки, то он с добротой и мудростью, по-братски указывает ему на его упущения с целью исправления. Если человек даёт совет и исправляет ошибки, свойственные людям, то не считается, что он вмешивается в то, что его не касается, как полагают некоторые. Напротив, наставление делается из любви, из желания помочь своему брату идти верным путём.

В одном из хадисов говорится:

الدين النصيحة. قلنا: لمن؟ قال: لله ولكتابه ولرسوله ولأئمة المسلمين وعامتهم

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия – это чистосердечность» Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Пророк ответил: «По отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к лидерам мусульман и к простым мусульманам» (хадис передал Муслим).

  • 6) Обмен подарками

Когда мусульмане дарят друг другу подарки, то тем самым развивают любовь и дружбу, удаляют из отношений разного рода неприязнь. Возможно, по милости Аллаха (Велик Он и Славен), это станет причиной того, что человек встанет на истинный путь, исправит свои ошибки. Особенно приветствуется дарить полезные книги и брошюрки. Если у тебя появилось желание сделать подарок своему брату, то не задерживайся и сделай это без колебаний, помня слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

تهادوا تحابوا

«Делайте друг другу подарки, и вы полюбите друг друга» (аль-Альбани назвал этот хадис хорошим).

  • 7) Братская любовь

Ни для кого не секрет, что встречи с братьями, рукопожатия, распространение саляма, призыв к добру, приветливость лиц, чистосердечность и искренность в отношениях, добрые советы и обмен подарками – всё это располагает к укреплению любви между мусульманами. Как известно, любовь к братьям – это одна из важнейших причин укрепления Веры (Имана). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يُحب لأخيه ما يحب لنفسه

«Никто из вас не уверует, пока не возжелает своему брату того же, что желает для самого себя» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Просим Аллаха (Свят Он и Велик) научить нас всему, что приносит нам пользу, и принести пользу от всего, что мы узнаём. Просим Всевышнего Аллаха очистить наши деяния и сделать так, чтобы они совершались только ради Его Благодатного Лика. Просим Аллаха (Велик Он и Славен) сделать нас братьями, любящими и уважающими друг друга, чтобы у нас всегда были силы, желание и возможности собираться вместе и общаться между собой. Воистину, Аллах наш Покровитель и Он над каждой вещью Мощен.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

04:22 2017

1. Подражание ему, соблюдение его Сунны, следование его словам и действиям, уклонение от того, что он запретил, и следование его примеру, когда тебе трудно и когда тебе легко, когда тебе нравится и когда нет. Всевышний сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 31) .

Ибн Хаджар сказал: «Тому, кто утверждает, например, что он любит Аллаха и не любит Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, это не принесёт пользу, так как Аллах сделал следование его путём связующим звеном между любовью рабов [к Аллаху] и Его любовью к рабам. Всевышний сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (сура 4 «Женщины», аят 59) .

Он повторил слово “повинуйтесь” в отношении Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и не повторил его в отношении обладающих влиянием, так как повиновение им не является таким же автономным, как повиновение посланнику, мир ему и благословение Аллаха» (Фатх аль-Бари 1/62).

2. Предпочтение того, что он приказал и к чему побудил, своим собственным желаниям. Всевышний Аллах сказал: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65) ;

«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Они суть преуспевшие. Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и остерегаются Его, непременно добьются успеха» (сура 24 «Свет», аяты 51-52) .

Всевышний Аллах похвалил ансаров за оказание помощи их братьям-мухаджирам: «А те, которые жили в доме (т. е. в Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды в том, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, если даже сами нуждаются. А те, кто уберёг себя от собственной скупости, суть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9) .

3. Частое поминание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ибо тот, кто любит кого-либо, часто поминает его. Одна из форм поминания Пророка, мир ему и благословение Аллаха - частая мольба за его благословение и приветствие его. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Молитесь за его благословение и приветствуйте миром» (сура 33 «Союзники», аят 56) .

В одном из хадисов Абу Хурайры сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَنْ صَلَّى عَلَيَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ عَشْرًا .

«Если кто-либо помолится за моё благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз» (Абу Давуд 1530).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِذَا سَمِعْتُمْ الْمُؤَذِّنَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ، ثُمَّ صَلُّوا عَلَيَّ فَإِنَّهُ مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا، ثُمَّ سَلُوا الله لِي الْوَسِيلَةَ فَإِنَّهَا مَنْزِلَةٌ فِي الْجَنَّةِ لَا تَنْبَغِي إِلَّا لِعَبْدٍ مِنْ عِبَادِ الله، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَنَا هُوَ، فَمَنْ سَأَلَ لِي الْوَسِيلَةَ حَلَّتْ لَهُ الشَّفَاعَة .

«Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за моё благословение. Поистине, если кто-либо помолится за моё благословение, того Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня наивысшее место в раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в Раю, будет удостоен заступничества» (Муслим 384).

Передают со слов Ауса ибн Ауса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، فِيهِ خُلِقَ آدَمُ وَفِيهِ قُبِضَ وَفِيهِ النَّفْخَةُ وَفِيهِ الصَّعْقَةُ، فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنْ الصَّلَاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيّ .

«Поистине, пятница - один из лучших дней ваших: в этот день был создан Адам, и в этот день он умер, и в этот день подуют [в Рог], и в этот день [творения] потеряют сознание. Потому часто молитесь за моё благословение в этот день, и ваши молитвы о благословении будут показаны мне». Люди спросили: «Посланник Аллаха, как же наши молитвы о благословении будут показаны тебе после того, как твоё тело истлеет?» Он ответил:

إِنَّ الله عَزَّ وَجَلَّ حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ .

«Поистине, Великий и Могучий Аллах запретил земле пожирать тела пророков» (Абу Давуд 1047; ан-Насаи 1374).

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

الْبَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ .

«Скуп тот, кто не молится за моё благословение, когда при нём упоминают меня». Ат-Тирмизи (3546) сказал: «Это хороший, достоверный, но малоизвестный хадис».

4. Любовь к тем, кто любит Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и к тем, кто связан с ним, в том числе к членам его семьи и сподвижникам (мухаджирам и ансарам). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о своих внуках аль-Хасане и аль-Хусайне:

اللَّهُمَّ إِنِّى أُحِبُّهُمَا فَأَحِبَّهُمَا .

«О Аллах, я люблю их, и Ты полюби их» (ат-Тирмизи 3782).

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал о них:

مَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي، وَمَنْ أَبْغَضَهُمَا فَقَدْ أَبْغَضَنِي .

«Тот, кто любит их, любит и меня, а тот, кто ненавидит их, ненавидит и меня» (Ахмад 7816).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мугаффаля аль-Музани, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

اللَّهَ اللَّهَ فِي أَصْحَابِي اللَّهَ اللَّهَ فِي أَصْحَابِي لَا تَتَّخِذُوهُمْ غَرَضًا بَعْدِي، فَمَنْ أَحَبَّهُمْ فَبِحُبِّي أَحَبَّهُمْ وَمَنْ أَبْغَضَهُمْ فَبِبُغْضِي أَبْغَضَهُمْ، وَمَنْ آذَاهُمْ فَقَدْ آذَانِي وَمَنْ آذَانِي فَقَدْ آذَى اللَّهَ وَمَنْ آذَى اللَّهَ فَيُوشِكُ أَنْ يَأْخُذَهُ .

«Аллаха, Аллаха [бойтесь, когда говорите] о моих сподвижниках! Аллаха, Аллаха [бойтесь, когда говорите] о моих сподвижниках! Не делайте их мишенью после меня. Кто возлюбил их, возлюбил их ради любви ко мне, а кто возненавидел их, возненавидел их из-за ненависти ко мне. Тот, кто обижает их, обижает и меня, а тот, кто обижает меня, обижает Самого Аллаха. А того, кто обижает Аллаха, очень скоро постигнет наказание». Ат-Тирмизи (3862) сказал: «Это хороший, но малоизвестный хадис, и мы знаем о нём только через этот иснад».

Передают со слов аль-Мисвара ибн Махрамы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о своей дочери Фатиме:

فَاطِمَةُ بِضْعَةٌ مِنِّي، فَمَنْ أَغْضَبَهَا أَغْضَبَنِي .

«Фатима - частица от меня, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев» (аль-Бухари 3767).

Однажды он сказал своей супруге ‘Аише об Усаме ибн Зайде:

أَحِبِّيهِ فَإِنِّي أُحِبُّهُ .

«Полюби его, ибо, воистину, я люблю его» (ат-Тирмизи 3818).

В другом хадисе сообщается, что он сказал:

آيَةُ الْإِيمَانِ حُبُّ الْأَنْصَارِ، وَآيَةُ النِّفَاقِ بُغْضُ الْأَنْصَارِ .

«Любовь к ансарам - признак веры, а неприязнь к ним - признак лицемерия» (аль-Бухари 17).

5. Неприятие тех, кто не любит Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Всевышний сказал об отце всех ханифов Ибрахиме и тех, кто уверовал вместе с ним: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (сура 60 «Испытуемая», аят 4) . На эту тему есть и другие аяты.

6. Один из признаков любви к Пророку, мир ему и благословение Аллаха - распространение его Сунны различными путями.

Передают со слов Зайда ибн Сабита, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

نَضَّرَ اللهُ امْرءا سَمِعَ مِنَّا حَدِيثاً فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَه غَيْرَهُ، فَرُبَّ حَامِل فِقهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنهُ، وَرُبَّ حَامِل فِقهٍ لَيسَ بِفَقِيهٍ .

«Пусть Аллах сделает сияющим того, кто услышал от нас хадис и запомнил его, чтобы передать другим. Возможно, он передаст знания тому, кто более сведущ, чем он, и, возможно, носитель знания сам не является факихом». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим (ат-Тирмизи 2656).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ آيَةً، وَحَدِّثُوا عَنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَا حَرَجَ، وَمَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ .

«Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят. Рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет ничего плохого. А тот, кто сознательно солжёт от моего имени, займёт своё место в огне» (аль-Бухари 3461).