Минобороны модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез». Отечественное оружие и военная техника Круглые «окошки» сбоку - для чего

(с)Ichtios/airbase.ru

Относительно недавно это уникальное спасательное судно врастало корнями в пирс в ожидании незавидной участи, характерной в те времена для многих кораблей Военно-морского флота России. Но трагедия, постигшая в августе 2000 года подлодку «Курск», как это ни парадоксально звучит, дала шанс спасателю-исполину на вторую жизнь.

Водоизмещение спасательного судна «Алагез» – 14 600 тонн, длина – 175 метров, ширина – 25. Когда спасатель заходит в Авачинскую бухту, кажется, будто из морской пучины поднялась скала.

Cпасательное судно «Алагез» Камчатского отряда спасательных судов ТОФ действительно уникально. Последнее из построенных ещё в Советском Союзе океанских спасательных судов способно нести на борту до четырёх глубоководных обитаемых спасательных аппаратов. Кроме того, судно оснащено современным комплексом для работы водолазов-глубоководников, системой динамического позиционирования над затонувшим объектом. В распоряжении экипажа спасателя два телеуправляемых подводных аппарата – «Пантера» и «Тайгер», способных работать на глубинах в несколько километров. Руки-манипуляторы подводных роботов могут выполнять филигранную работу, к примеру, поднимать предметы размером 2–3 сантиметра. На корабле размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолёта Ка-27. На «Алагезе» установлен комплекс барокамер, в котором могут проходить пошаговую декомпрессию до ста спасённых подводников, а также тренироваться штатные водолазы . К слову, некоторые из них срочнослужащие.
Аналогов этому судну в мире немного. Подобные есть во флотах лишь нескольких государств. Его экипаж составляют и военные, в том числе военнослужащие срочной службы, и гражданские специалисты.
«Алагез» – дизель-электроход. Для столь крупного судна это возможность экономить топливо, быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, что положительно сказывается на манёвренности.
Об уникальном российском судне весь мир узнал, пожалуй, в ноябре 2009 года во время операции по поиску потерпевшего катастрофу в водах Татарского пролива противолодочного самолёта Ту-142МЗ. Именно благодаря оборудованию, аппаратуре и поисково-спасательным средствам «Алагеза» удалось обнаружить обломки самолёта. Тогда в работе были задействованы телеуправляемый глубоководный аппарат «Тайгер» и спасательный аппарат АС-30 . Именно на последнем капитан 3 ранга Александр Персидский и обнаружил фюзеляж противолодочника. По признанию командования судна, участие в той операции стало своеобразным экзаменом на зрелость для всех членов экипажа. И именно после этих событий на спасателе сформировался крепкий коллектив.
Интенсивность боевой учёбы на флоте в те времена росла, а вместе с ней и востребованность. «Алагез» из «домашнего парохода», как называл судно экипаж по причине того, что приходил на него в основном на вахты, превратился в настоящего покорителя морских просторов, полноценного флагмана спасательного флота.
У такого гиганта и круг решаемых задач соответствующий. Благодаря своему оснащению и техническим характеристикам «Алагез» многофункционален. Его назначение – поддержание жизнедеятельности и спасение личного состава кораблей, потерпевших аварии; поиск затонувших подводных лодок и других объектов, их обследование, оказание помощи, спасение экипажей; обеспечение глубоководных испытаний подводных лодок: выполнение водолазных работ на глубине до 200 метров; оказание помощи потерпевшим аварию, в том числе снятие их с мели, буксировка и тушение на них пожара.
К счастью, не весь заложенный в судно потенциал приходилось применять в реальных ситуациях. До недавнего времени постоянной для «Алагеза» в основном была работа по поисково-спасательному обеспечению подводных сил ТОФ, дислоцированных на Камчатке и в Приморье, при глубоководных погружениях. Для этого приходится постоянно курсировать между регионами.
Однако в прошлом году флагману спасательного флота ТОФ удалось вырваться за привычные рамки. Камчатский спасатель потрудился на славу: в море проведено 143 ходовых дня, пройдено более 16 тысяч морских миль. В этот период «Алагез» впервые за свою историю побывал в Арктической зоне ответственности Тихоокеанского флота в рамках внезапной проверки боеготовности войск Восточного военного округа. Спасательное судно обеспечивало безопасность высадки десанта с воздуха на остров Врангеля, чтобы при необходимости оперативно оказать помощь «крылатой пехоте», если кто-либо из десантников порывом ветра будет отброшен в море. Климат здесь суровый, погодные условия даже в летний период не балуют: температура невысокая, ветра сильные, воды Ледовитого океана студёные. Экипаж спасательного судна находился в постоянном напряжении, готовый в любой момент среагировать на ситуацию. Ведь в таких условиях возможности человеческого организма невелики: безопасное время нахождения в воде ограничивается минутами. Нужно ли говорить, какая ответственность лежала на спасателях. В итоге операция прошла успешно. По её завершении спасатель принял на борт десант и доставил его на мыс Шмидта.
В минувшем году спасатель-исполин также был задействован в межвидовых крупномасштабных учениях по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане . Это был первый такого содержания опыт «Алагеза» в предлагаемых условиях. Как известно, на Дальнем Востоке строится космодром «Восточный», очевидно, что траектория взлётов ракет будет проходить над водами самого большого океана Земли.
О текучке кадров на судне давно забыли. Залогом тому – не только интересная и насыщенная работа, но и достойное денежное вознаграждение за труд как для военных специалистов, так и гражданских. Уровень заработной платы последних, к слову, превышает средний показатель по региону более чем в полтора раза, а вместе с «морскими» и того больше.
В текущем году «Алагезу» предстоит частичная модернизация. По словам капитана 3 ранга Дмитрия Кошевого, планируется усовершенствование главных энергетических установок, навигационного, водолазного оборудования, спускоподъёмного комплекса и др. После чего флагман спасательного флота ТОФ снова вернётся в строй, чтобы, как и прежде, но уже на новом уровне обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности.
Юрий РОССОЛОВ, «Красная звезда».
p.s. жаль Эльбрус не дожил--его старший систершип.

Экспериментальная спасательная ПЛ пр.666

Спасательная ПЛ БС-257(пр.940)

Спасательная ПЛ БС-468(пр.940)

Опытовое судно ОС-3

Первым носителем ПА на Чёрном море стало «Опытное судно-3»(ОС-3), переоборудованное из кранового судна «Кинжал» в 1969-70 годах. На судне установили дизель-генератор для зарядки АБ подводных аппаратов, компрессов ВВД. ОС-3 не имел трюма для размещения ПА и на верхней палубе в нос от крана смонтировали фундамент для АРСа, а в корму приварили комингс-площадку для СП

Водоизмещение - 3 000 тонн;

Длина - 94,5 метра;

Ширина - 13,6 метра;

Осадка - 2,15 метра;

Экипаж - 60 человек;

Скорость хода - 8 узлов;

Количество ПА - 2.

Спасательное судно "Коммуна"


В 1912 году на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге было заложено спасательное судно подводных лодок «Волхов». В 1915 году «Волхов» вошёл в состав Балтийского флота. В 1922 году СС «Волхов» получило новое имя «Коммуна». В 1967 году СС «Коммуна» перешло на Черноморский флот

Водоизмещение - 3 100 тонн;

Длина - 96 метров;

Ширина - 18,6 метра;

Осадка - 3,7 метра;

Экипаж - 99 человек;

Скорость хода - 8,5 узла.

В 1969-73 годах на Севастопольском морском заводе им. С.Орджоникидзе СС «Коммуна» прошло ремонт и модернизацию для несения и испытания глубоководных аппаратов, а так же испытания макетов корпусов новейших ПЛ.

1973-81 годах СС «Коммуна» проводило испытания и эксплуатацию опытного рабочего ПА пр.1832 АС-6(«Поиск-2»)

В 1998 годупосле расформирования288-й группы ПЛ СН ЧФ АС-5 перебазирован на СС «Коммуна» в составе 37-й бригады СС ЧФ.

В 2007 году СС «Коммуна» передала спасательный аппарат АС-5 в состав 54-й бригады СС БФ Балтийского флота с базированием на Балтийск.

СС «Коммуна» и сегодня продолжает нести службу в составе 1-й группы 145-го отряда спасательных судов Черноморского флота России с базированием на Севастополь.

Океанское поисково-спасательное судно "Эльбрус"(пр.03570)


Головное океанское ППС «Эльбрус»(пр.357) было заложено 20 апреля 1974 года на «Черноморском судостроительном заводе им.61 коммунара» в Николаеве и 21 августа 1976 года спущено на воду.

16 января 1981 года на ПСС «Эльбрус» был поднят военно-морской флаг и судно вошло в состав КЧФ.

В апреле 1984 года ПСС «Эльбрус» с ПА АС-5, АС-17 и АС-8 вышла на первую трёхмесячную боевую службу для обеспечения деятельности 5-й эскадры в Средиземном море.

В 1986 году ПА АС-4 и АС-11 и водолазы с борта ПСС «Эльбрус» подняли 45 тел погибших с теплохода «Адмирал Нахимов».

1987 год 31 марта - 10 апреля АС-1 с борта СС "Эльбрус" участвовал в поисках останков самолета СУ-15, упавшего на рейде Севастополя.

В 1989 году ПСС «Эльбрус» пришёл в Николаев и встал на «Черноморском судостроительном заводе им.61 коммунара» в средний ремонт.

В июле 1994 года ремонт прекращён и ПСС «Эльбрус» отбуксирован в Угольную гавань Севастополя

1 декабря 1997 года ПСС «Эльбрус» и базировавшиеся на него ПА АС-4, АС-6, АС-8 и АС-11 исключены из состава Черноморского флота.

В июле 2002 года ПСС «Эльбрус» вывели из севастопольской бухты передали иностранным покупателям для буксировки к месту разборки.

Океанское поисково-спасательное судно "Алагез"(пр.03570)


Второе океанское ПСС «Алагез»(пр.537) было заложено в октябре 1979 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

21 января 1989 года ПСС «Алагез» вступило в строй и было зачислено в состав 37-й бригады спасательных судов КЧФ для проведения опытной эксплуатации.

29 июня 1990 года ПСС «Алагез» с АС-27(пр.1832) и АС-30(пр.1855) ушло на Тихоокеанский флот и вошло в состав 34-й бригады аварийно-спасательных судов КТОФ с базированием на Владивосток.

В начале 2000-х годов ПСС «Алагез» прошёл средний ремонт во Владивостоке и в 2006 году ПСС «Алагез» перебазирован на Камчатку.

В 2008 году АС-30(пр.1855) перебазирован во Владивосток в состав 34-й бригады СС ТОФ на борт СС «Саяны».

Сегодня ПСС «Алагез» проходит службу в 438-м отдельном дивизионе спасательных судов Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ.

Морское поисково-спасательное судно "Михаил Рудницкий"(пр.05360)


ПСС «Михаил Рудницкий» построено в 1977-78 годах на Выборгском судостроительном заводе. Судно названо в честь конструктора ПЛ «М» и «К» контр-адмирала Рудницкого Михаила Алексеевича.

16 июня 1979 года судно вошло в состав 158-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов ЧФ. ПСС «Михаил Рудницкий» вооружили рабочим ПА АС-4(пр.1839) и спасательным ПА АС-11(пр.1837).

1979 год лето - осень АС-8(пр.1832) прошел программу заводских и ходовых испытаний. Испытания проходили, базируясь на судно-носитель «Михаил Рудницкий».

1980 год 24 - 26 июня АС-5. участвовал с борта СС «Михаил Рудницкий» в учении «Оказание помощи ЗПЛ и вывод л/с» на глубине 120 метров.

1982 год 10 февраля - 30 марта АС-1 Обследование кабеля связи Севастополь - Варна с борта СС «Михаил Рудницкий».

1985 год 24 декабря - 17 апреля АС-1 Выполнил задачи боевой службы на борту СС «Михаил Рудницкий» в Средиземном море.

1989 год март - июнь АС-8 и АС-24 На борту СС «Михаил Рудницкий» осуществил переход на Северный флот и обратно. В марта и апреле выполнял рабочие погружения с целью обеспечения работ по обследованию затонувшей ПЛ «Комсомолец». 27-28 апреля осуществил погружение на 1700 метров.

С 1998 судно несёт службу в составе 88-й бригады СС КСФ.

Морское поисково-спасательное судно "Георгий Козьмин"(пр.05360)

Двадцать лет назад на спасательном судне «Алагез» был поднят Военно-морской флаг.

Этот судно, предназначено для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач, было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

Судьба корабля была особенной, а на раннем этапе почти драматической, она переплеталась с событиями происходившими в нашей стране и ВМФ в те непростые 90-е года.

Тогда «Алагез» был поставлен в ремонт в Николаеве как раз в то время, когда наметился распад СССР. Почти полностью прекратилось финансирование, а на «Алагезе» казалось, был поставлен крест. Техника, установленная на нём, была специфичной, а некоторые системы вообще уникальны и единичны, следовательно, заниматься ими должны были специалисты особого класса и уровня, которые в своё время строили, спускали на воду этот корабль.
Многие предприятия-изготовители, производившие ремонт этой техники, к тому времени оказались «за границей», большинство из них просто закрылось, члены экипажа уходили служить в другие места. В те годы казалось, что участь «Алагеза», была предрешена.

Но с 2000 года корабль стали интенсивно ремонтировать, но уже во Владивостоке. На эти работы были выделены немалые средства, для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов и ремонтников Владивостокского судоремонтного завода. К тому же был произведён ремонт в одном из самых крупных доков Приморья.

По словам командира СС «Алагез» капитана 1 ранга Александра Бузилова, с началом глобального ремонта было принято решение о принципиально новом формировании экипажа: часть военнослужащих заменили гражданским персоналом. Практика показывала, что корабли такого типа удобнее эксплуатировать гражданским специалистам, потому что у них особенное отношение к судну, многие из них относятся к нему, как к своему родному дому. Специалистов брали со вспомогательного флота, здесь в Петропавловске — из дивизиона спасательных судов, а молодёжь — из школ и техникумов морской направленности. Из военнослужащих оставили командный состав, водолазов-глубоководников, химиков и команду обслуживания вертолётного комплекса.

В 2003 году, когда были решены все ремонтные и организационные вопросы, началась интенсивная подготовка к межбазовому переходу — к постоянному месту базирования. Дело в том, что во время этого похода необходимо было отработать несколько задач: проверить корабль на длительном переходе (Владивосток - Петропавловск - Камчатский) и отработать слаженность действий нового экипажа, потому что в смешанном составе выходить в дальний поход ещё не приходилось. Во время перехода все они были успешно выполнены.

С первого же дня нахождения корабля в военно-морской базе Петропавловска-Камчатского личный состав срочной и контрактной службы, офицеры интенсивно готовились к этой основной задаче, а в сентябре 2006 года впервые за несколько лет на Камчатке осуществил спуски водолазов на глубину до 120 метров, после длительного периода восстановления технической готовности корабля!

Несмотря на то, что экипаж в большинстве своём впервые участвовал в обеспечении водолазных спусков, да и участие в таких мероприятиях для многих стало премьерой, поставленная задача была выполнена в полном объёме.

2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и мы во взаимодействии с экипажами других кораблей дивизиона принимали в них самое непосредственное участие.

Следующим, весьма важным, новым и очень серьёзным событием для корабля стали испытания вертолётного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил.

В июле водолазы-глубоководники спасательного судна «Алагез», которым командует капитан 1 ранга Александр Бузилов, в рамках плановой боевой учёбы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров.

Справка

В 80-е гг. в ВМФ Советского Союза велось строительство новых судов и оснащение их современными техническими средствами. Так, например, были построены два уникальных по своим многоцелевым возможностям спасательных судна проекта 537 — "Эльбрус" (1980 г.) и "Алагез" (1989 г.). Эти суда явились качественно новой ступенью в развитии подкласса спасательных судов. Сейчас "Алагез" является флагманом спасательных сил.

На них предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 м. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Суда оснащены современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеют вертолетные площадки и ангары для базирования вертолётов.

"Алагез" – спасательное судно проекта 537 (шифр "Осьминог"). Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам.

Место базирования

Тихоокеанский флот

Постройка

Судно построено на "ССЗ им. 61 коммунара" в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Заложено 29 ноября 1979 года под строительным номером 1912. Спущено на воду 28 июля 1984 года. Введено в строй 28 января 1989 года. Первоначально судно вошло в состав Черноморского флота, а в сентябре 1993 года переведено в состав Тихоокеанского флота.

Вехи

Основные технические параметры

Водоизмещение полное – 14300 тонн.
Длина корпуса – 173,8 метра, ширина – 25,1 метра, осадка – 7,5 метра.
Скорость полного хода – 20 узлов.
Дальность плавания – 15000 миль на 10 узлах.
Автономность – 60 суток.
Экипаж – 315 человек.

Оборудование

- Два спасательных глубоководных аппарата проекта 1855 "Приз".
- Один автономный рабочий снаряд проекта 1839.
- Один поисковый аппарат АГА проекта 1832.
Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.



Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).


Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.

Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна".

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.


Назначение аппаратов пр.1832:
- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
- обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
- доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
- в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.

Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.

При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина".


Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах.
- двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага
- движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага
- подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага

Аккумуляторы:
Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт
- основные СП-680 - 116 шт
- вспомогательные СП-680 - 14 шт
- дополнительные НК-13 - 44 шт


Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


ТТХ аппарата :
Экипаж - 3 чел
опытовый аппарат АГА-6 серийные аппараты проекта
Длина 16,33 м 15,85 м
Ширина 2,52 м 2,52 м
Высота 5,1 м 5,1 м
Осадка 3,3 м
Водоизмещение полное 64,9 т 65,8 т
Масса полезной нагрузки 3100 кг 3100 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна 400 кг 400 кг
Глубина погружения - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
Скорость подводная горизонтальная 3 уз 2.7 уз
Скорость подводная вертикальная 0,6 уз 0,64 уз
Мореходность до 5 баллов до 5 баллов
Автономность
- по электроэнергии - 8-10 часов
- по жизнеобеспечению - 72 часа

Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.

Система автоматического управления "Циркон".


опытовый аппарат АГА-6
серийные аппараты проекта
Гидроакустическое оборудование обзорная ГАС "Коралл"
НГС "Сириус"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
обзорная ГАС "Крильон"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
Навигационное оборудование "Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Экватор"
Оборудование радиосвязи Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
"Лиственница"
Регистрирующее оборудование МС-61
ЭРА
АКС-2П
МС-61
ЭРА
АКС-2П
"Даль"
Научно-исследовательское оборудование "Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Аралия"
"Чета-Б"
"Колва-2"
"Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Дарасун"
МРС-01
"Колва-2"
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451
ПНТ-452
ТКУ "Шар-2"
ПНТ-451
ПНТ-452


Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Модификации :
пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.


Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР " ". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.

Суда-носители :
Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.

В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом.
ТТХ пр.05370:
- водоизмещение - 13500 т
- скорость хода - 22 уз
- автономность - 90 сут
- количество глубоководных аппаратов - 5


Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru).


Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Статус : СССР
- 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.

1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».

1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".

1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.

Реестр аппаратов пр.1832:

№пп Наименование Завод Заводск.№ Закладка Спуск на воду Сдан ВМФ
01 опытовый АГА-6 Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. 01650 31.03.1970 г. сентябрь 1973 г.
25.12.1975 г.
02 серийный головной АС-8 01651 16.05.1975 г. 08.05.1979 г. 29.12.1979 г.
03 серийный АС-24 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01663 12.02.1985 г. 10.12.1988 г. 31.12.1988 г.
04 серийный АС-27 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01671 30.10.1986 г. 09.11.1989 г. 31.12.1989 г.

Источники :
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru , 2011-2012 г.г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.
Штурм глубины. Сайт