Махабхарата: Карнапарва-на поле битвы Курукшетры. Мировая война

24. МАХАБХАРАТА

«Махабхарата» - великий эпос индийского народа. Он сложился на основе устных сказаний и легенд. Его древнейшая часть относится к середине II тысячелетия до н. э., но эпос разрастался и видоизменялся вплоть до VII века нашей эры. В нем рассказывается о потомках Бхараты - легендарного царя, основателя Индии.

Изначально ядро «Махабхараты» состояло из 25 тысяч стихотворных строк, а окончательная редакция со всеми добавлениями содержит в себе более 200 тысяч. Это самое большое поэтическое произведение в мире.

Мать Вьясы вторым браком вышла замуж за царя Шанталу и родила ему двух сыновей. Но оба царевича умерли бездетными, и царица, чтобы не пресекся род, повелела Вьясе вступить в брак с вдовами умерших.

От двухжен у Вьясы родились два сына, старший - Дхритараштра и младший - Панду.

Дхритараштра стал царем, у него было много сыновей, которые носили родовое имя Кауравов. Панду из-за проклятия не мог иметь детей, но его жена чудесным образом зачала от пяти великих богов и родила пятерых сыновей. Они носили имя Пандавов.

Кауравов и Пандавов с малых лет разделила рознь и вражда.

И те и другие получили воспитание, подобающее воинам, искусно владели мечом и палицей, метко стреляли из лука.

Однажды на воинских состязаниях Пандавы победили всех своих соперников, и в народе стали говорить о том, что старого царя Дхритараштру пора сместить с престола и заменить кем-нибудь из молодых Пандавов.

Такие речи дошли до царского дворца. Старший из Кауравов - Дурьодхана - решил погубить Пандавов.

А надобно сказать, Дурьодхана родился по воле бога разрушения Шивы и был земным воплощением ужасного Кали, демона зла.

Пандавы собрались в город Варанавату на праздник Шивы. Коварный Дурьодхана послал вперед своего слугу и приказал ему построить в Варанавате для Пандавов красивый дом из сухого бамбука и смолистых деревьев, а когда Пандавы поселятся в доме, поджечь его, чтобы все они погибли в огне.

Но старший из Пандавов - Юдхиштхира, едва войдя в новый дом, заподозрил неладное. Братья решили вырыть подземный ход, чтобы спастись в случае опасности.

Праздник Шивы продолжался целый год. Однажды в доме Пандавов собралось много гостей, и как раз в этот день слуга Кауравов устроил поджог.

Братья спаслись подземным ходом, а их гости погибли Среди погибших было пятеро юношей, и Кауравы приняли их останки за останки ненавистных Пандавов Пандавы вместе со своей старой матерью Кунти поселились в лесу. Они оделись в звериные шкуры и стали жить, охотясь на диких зверей Однажды Пандавы узнали, что один из соседних царей хочет выдать замуж свою дочь Драупади и устраивает состязание в стрельбе из лука: тот, кто поразит цель пятью стрелами подряд, получит руку прекрасной царевны.

Братья отправились в город Капилью, где проходило состязание. Там уже собрались искуснейшие лучники из разных царств. Были среди них и Кауравы.

Победителем в состязании стал третий из братьев Пандавов - Арджуна. Никому не понравилось, что одетый в шкуру отшельник одержал победу над царями и царевичами. Арджуну попытались прогнать из города, но братья встали на его защиту и обратили противников в бегство.

Затем Пандавы явились в царский дворец. Царь, отец прекрасной Драупади, заметив, как благородна их осанка и величава поступь, сказал: «Я вижу, что вы царского рода. Кто вы?» И Пандавы назвали ему себя. Так стало известно, что братья не погибли в огне. Пандавы вместе с прекрасной Драупади отправились в лес к своей матери.

Когда они переступили порог хижины, один из братьев решил пошутить и сказал матери, как говорили они обычно, вернувшись с охоты: «Мы пришли с богатой добычей». Мать была в это время в другой половине дома и крикнула из-за перегородки: «Разделите добычу между собой, чтобы никого не обидеть!» Таким образом, она невольно приказала пятерым сыновьям взять в жены одну женщину.

Групповой брак - одна из древнейших форм семьи - во времена создания «Махабхараты» был уже пережитком и вызывал осуждение. Таким образом, братья Пандавы оказались перед нравственным выбором: совершить грех, ослушавшись приказания матери, или всем пятерым жениться на Драупади, что тоже было бы грехом.

Некогда жила одна благочестивая женщина по имени Налаяни и у нее был муж, мудрец Мудгалья. Чтобы испытать жену, он превратился в безобразного и злобного старика, но Налаяни не обращала внимания на его уродство и терпеливо сносила его тяжелый нрав.

Когда срок испытания истек, Мудгалья пообещал жене в награду за долготерпение исполнить любое ее желание. Налаяни, хотя и была добродетельной, любила разнообразие. Она попросила, чтобы муж отныне принимал поочередно обличье пятерых красивых мужчин.

Ее желание исполнилось, и она долгие годы жила со своим мужем счастливо. Но со временем Мудгалья проникся мыслью о тщете земных удовольствий, покинул жену и удалился в пустыню, чтобы в уединении совершенствовать свой дух.

Оставшись одна, Налаяни впала в отчаяние. Громко стеная, призывала она мужа. Ее стенания достигли неба, и боги пообещали, что в следующей жизни у нее будет пятеро мужей одновременно. Много веков спустя Налаяни родилась в облике царевны Драупади.

Таким образом братья Пандавы смогли жениться на Драупади, не совершая греха, а, напротив, исполняя волю богов.

Узнав, что Пандавы не погибли, отец Кауравов старый царь Дхритараштра решил прекратить старую вражду между сыновьями и племянниками и отдал Пандавам в законное владение половину царства.

Пандавы отправились в отведенные им земли и, вырубив дремучий лес, построили свою столицу - большой и красивый город Индрапрастху. Затем они завоевали соседние мелкие государства, расширив тем самым свои владения и захватив много богатств.

Однажды Пандавов навестил их заклятый враг, старший из братьев Кауравов, царевич Дурьодхана. Зависть обуяла его, когда он увидел, что Пандавы живут счастливо, свободно и обладают несметными богатствами. Он решил отнять у них все, что они имеют, но не силой, а хитростью.

Через некоторое время Дурьодхана пригласил Пандавов к себе и предложил старшему из них, Юдхиштхире, сыграть в кости. Юдхиштхира был страстным игроком, но играл плохо. Он проиграл коварному Каураву все свое золото и драгоценности, оружие и колесницу, рабов и рабынь. Потом проиграл столицу и земли, потом - всех своих братьев и, наконец, самого себя Пандавы стали рабами Кауравов.

Коварный Дурьодхана предложил Юдхиштхире отыграться, поставив на кон жену братьев, Драупади. Тот согласился - и проиграл.

Дурьодхана приказал привести Драупади и сорвать с нее царские одежды. Рыдая, просила Драупади защиты у своих пятерых мужей, но они, став рабами, не смели за нее вступиться. Тогда она воззвала к богам, и боги услышали ее мольбу: сколько ни тянули слуги Куаравов одежду с Драупади, одежда только становилась длиннее.

Старому царю Дхритараштре стало стыдно за своих сыновей. Он приказал им освободить Пандавов и Драупади, вернуть им все их богатства и земли и отпустить с миром.

Но Дурьодхана сумел убедить отца, что опасно отпускать Пандавов, которые при первом же случае отомстят за пережитое унижение. И тогда царь отправил Пандавов на тринадцать лет в изгнание.

Пандавы покинули страну и поселились на чужбине. Они упрекали своего старшего брата за несчастье, в которое тот их вверг, и призывали его идти войной на Кауравов. Но Юдхиштхира говорил, что еще не настало время великой битвы и сейчас боги не пошлют им победы.

Прошло двенадцать лет. В последний год своего изгнания Пандавы и Драупади под видом простых слуг нанялись к одному из соседних царей, Витаре.

У царя Витары был полководец - могучий воин Кичака. Он влюбился в Драупади, которую считал простой служанкой, и стал домогаться ее любви. Один из братьев Пандавов, Бхимасена, защищая жену, убил Кичаку, и войско царя Витары осталось без предводителя.

Узнав об этом, Кауравы напали на страну Витары, надеясь легко ее захватить. В первом же бою царь Витара был ранен и почти все его войско перебито. Но тут в бой вступили Пандавы - и прогнали врагов.

Пандавы стали собирать союзников, чтобы идти войной на Кауравов. Многие цари встали на их сторону. Сам божественный Кришна привел им на помощь свое небесное воинство.

В ожидании страшной битвы померкло солнце. Кровь выступила из-под земли, и воды Ганга потекли вспять.

Юдхиштхира вознес молитву к богине-разрушительнице Друге, и она явилась перед войсками. Это было знаком к началу битвы.

Битва продолжалась восемнадцать дней. Сражались не только люди, но и звери, и птицы, и сами боги. Битва приобрела космические масштабы.

Историки считают, что реальным прообразом битвы Пандавов и Кауравов была битва на равнине Курукшетре, где в X веке до н. э. столкнулись несколько крупнейших государств, боровшихся за гегемонию в Индии.

Наконец, Пандавы и их союзники победили, войско Кауравов было уничтожено.

Дурьодхана, старший из Кауравов, позорно бежал и спрятался на дне озера, но Пандав Бхимасена отыскал его, вызвал на единоборство и победил, нанеся ему смертельную рану.

Из всего войска Кауравов в живых остались только три воина. Они задумали бесчестную месть: ночью подкрались к лагерю Пандавов и под покровом темноты перерезали спящих.

Но сами Пандавы в ту ночь отлучились из лагеря. Вернувшись утром, с ужасом увидели они залитую кровью землю и бездыханные тела своих воинов. Пандавы сложили погребальный костер из обломков боевых колесниц и с почестями предали огню тела погибших.

Старый царь Дхритараштра, оплакав своих сыновей, решил удалиться от мира, уйти в леса, чтобы остаток своих дней посвятить уединенной молитве. Он передал царство Пандавам, и они благополучно правили страной тридцать шесть лет.

А затем пришел и их черед покинуть мир. Чувствуя скорый конец, пятеро братьев Пандавов и их жена Драупади облачились в одежды отшельников и отправились в паломничество к священной горе Меру.

По пути скончалась Драупади и четверо братьев, и лишь старший, Юдхиштхира, достиг вершины горы и вступил в обитель богов.

История борьбы Пандавов и Кауравов является сюжетным стержнем «Махабхараты», но по объему составляет лишь пятую ее часть. В поэму включены многочисленные вставные повествования самого разного характера: лирическое сказание о Нале и Дамаянти, религиозно-философский трактат «Бхагавадгита» и др.

«Махабхарата» является поэтической энциклопедией мифологии, истории и философии Индии.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

42. «МАХАБХАРАТА» Нет в мировой литературе книги более обширной. Не море - океан поэзии. 200 000 стихотворных строк, почти 16 Гомеровых «Илиад» Сама «Махабхарата» распадается на 18 книг плюс еще одна дополнительная. А внутри каждой - масса вкрапленных сюжетов, каждый из

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какой эпос больше по объему текста – индийский «Махабхарата» или греческий «Одиссея»? По объему текст «Махабхарата» («Великий Бхарата») в 7–8 раз превосходит тексты «Одиссеи» и «Илиады», вместе взятые. Этот индийский эпос, в центре которого повествование о битве двух

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Махабхарата (Mahabharata) «Великая [битва] бхаратов» - древнеиндийский эпос, состоящий приблизительно из ста тысяч двустиший-шлок, разделенных на 18 книг, и включающий в себя множество вставных эпизодов (мифов, легенд, притч, поучений и т. д.), так или

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Махабхарата (Mahabharata) IV в. до н. э. - IV в. н. э. «Великая [битва] бхаратов»-древнеиндийский эпос, состоящий приблизительно из ста тысяч двустиший-шлок, разделенных на18книг, и включающий в себя множество вставных эпизодов (мифов, легенд, притч, поучений и т. д.), так или иначе

Из книги Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям автора Голуб Л. Ю.

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

«МАХАБХАРАТА» («Великий Бхарата»), древнеиндийский эпос (складывался с сер. I тыс. до н. э.)См. также «Бхагавадгита» (Б1474–1477). 346 Корень страданий – в привязанности, причина страхов – в привязанности <…>. Как не удержится капля воды на лотосовом листе, так не коснется

Продолжаю публиковать главы из новой книги (название еще не придумал). Это авторский перевод Вед - арийских книг о древнейшей истории мира. Книги по существу о древнейшей истории России, охватывают период начиная с потопа 12000 - 10000 лет до н.э. до примерно начала христианизации (1015 года н.э).

Мировая война. "3102 год до н.э." (Продолжение)

Арийские книги повествуют о первой мировой войне, которая произошла 3102 году до н.э. Есть какой-то сакральный смысл в том, что сражения этой войны происходили там, где уже в ХХ веке нашей эры 1941-1945 годах были самые ожесточенные бои Восточного фронта.

Итак в з100 годах до н.э. в разных частях мира неожиданно возникают огромные цивилизации. Откуда пришли люди, создавшие дворцы и памятники в Шумере на берегах Тигра и Евфрата? Откуда взялись строители пирамид древние египтяне на берегах Нила? Откуда взялись люди в Индии и Китае? Все они пришли с одного места: из степей и лесостепей Восточной Европы. Именно здесь до этих событий развивалась великая цивилизация, остатки которой находят современные археологи в России, Украине и Белоруссии, странах Балтии. Артефакты позволяют говорить, что человеческие поколения здесь не прерывались почти 70 тысяч лет. Периодически в истории наступали моменты, которые определяли ее ход на многие тысячелетия. Считается, что современность началась 18 февраля 3102 года до н.э. Это начало последней эры - Калиюги. Она совпала с очередной волной заселения людей планеты Земля. Каким-то образом это связано с войной, которая случилась в Северном Причерноморье между племенами Пандавов и Кауравов. Предыдущей главе мы ознакомились с историей рождения пяти братьев панданов их воцарение в западных арийских землях. Однако все свои земли они проиграли в кости своим двоюродным братьям кауравам и вынуждены были, согласно уговору, скрыться в лесах севернее Верхней Волги.
Это была эпоха новой технологической революции. Уже были открыты медные и оловянные рудники и освоена технология цветной металлургии. Из болотной ряски люди научились добывать железо. Существовавшая до этого сложная система родовых отношений и власти жрецов стала заменяться на Руси на власть князей. Это стало условием создания первого централизованного государства. Это попытались сделать пять братьев-князей панданов. Однако свои планы они вынуждены были отложить на долгих 13 лет - именно столько должны они были пробыть в лесу, согласно данному слову в результате проигрыша в кости.
Приготовление к войне

Пандавы жили в лесных обителях Заволжья среди монахов-отшельников Риши. Прошли двенадцать лет. Тринадцатый год им полагалось прожить в каком-нибудь городе, оставаясь никем не узнанными. Братья решили провести тринадцатый год в городе Упаплавье - столице племени матсьев, где правил вождь Вирата. Эти места сегодня заселяют, вероятно, марийцы и мордва.

Явившись ко двору Вираты, брат Юдхиштхира назвался волхвом, Бхима стал дворцовым поваром. Арджуна - учителем музыки и танцев на женской половине царского дворца. Такую должность мог занимать только евнух, и Арджуна был взят на неё лишь потому, что над ним тяготело проклятие бездетности. Накула стал конюхом, Сахадева - пастухом. А их общая жена Драупади была определена во дворе служанкой царицы.

Брат царицы, полководец Кичака стал домогаться благосклонности Драупади. Узнав об этом один из братьев убил Кичаку. Узнав о гибели полководца матсьев, вождь племен кауравов Дурьйодхан вместе с союзниками тригартами предпринял набег на их племя. Первыми вторглись в их земли тригарты. Старый царь Вирата направился им навстречу со всем своим войском. К войску присоединились и братья пандавы - Юдхиштхира, Бхима, Накула и Сахадева. Тринадцатый год их изгнания истекал - они теперь не боялись быть узнанными. В битве царь Вирата был захвачен в плен, но освобождён могучим Бхимой. Тригарты бежали, а их царь был взят в плен.
Но в это время в северную часть страны матсьев вторглись войска Кауравов. Они двигались к столице, в которой оставался лишь сын царя Уттара. Когда царевич оказался лицом к лицу с врагами спрыгнул с колесницы и хотел бежать с поля боя. Один из братьев пандавов Арджуна силой втащил его на колесницу. Войска Кауравов в короткой схватке были разбиты Арджуной.
Кауравы узнали победителя, но тринадцатый год изгнания истёк.
Пандавы не верили, что Кауравы вернут им их западное царство добровольно после истечения договора. Братья начали собирать союзников и друзей. Они могли рассчитывать на помощь царя матсьев Вирату; встал на их сторону их тесть царь панчалов Друпада. У каждого из этих царей были свои союзники и вассалы.. К Пандавам примкнули царь страны Чудь Дхриштакету, царь Магадхи Джаятсена, царь пандьев из Южной Руси и много других воинов.
И Кауравы, предвидя войну, тоже по всей Руси собирали отряды воинов.
К Кауравам кроме Карны и Щакуни присоединились царь Бхагадатта из Восточной Руси, царь мадров Щалья, царь синдхов Джаядратха, царь Камбоджей Судакшина, цари из Аванти и многие другие. Всего войско Пандавов насчитывало семь акшаухини, войско Кауравов - одиннадцать. Древние арийцы исчисляли аншаухини в 21807 колесниц, 65 610 всадников и 109 350 пеших воинов. Войско Пандавов, таким образом, должно было состоять более чем из полутора миллионов бойцов, войско Кауравов - более чем из двух миллионов четырёхсот тысяч бойцов, не считая возниц, погонщиков.

Противники были кровно заинтересованы в том, чтобы на их стороне выступили арийские князья Кришна и его брат Баларама. Кришна жил на берегу Балтийского моря в городе Двараке в дельте реки Даугава. На этом месте сегодня город Рига. Брат близнец Баларама жил на берегу Белого моря в устье реки Северная Двина. Сегодня здесь город Архангельск.
В Двараку, город Кришны, отправился сам Дурьйодхана, а от Пандавов - Арджуна. И Пандавы и Кауравы для Кришны были двоюродными братьями.
Кришна предложил им выбор: либо взять на свою сторону его самого, к тому же обязующегося не принимать участия в битве с оружием в руках, либо его воинов. Первому он предоставил право выбора младшему Арджуне, который выбрал Кришну. Дурьйодхана же взял его воинов. Князь с Белого моря Баларама отказался примкнуть к какой-либо из враждующих сторон.

Мирные переговоры

Стороны сделали несколько попыток уладить дело миром. Переговоры оказались безрезультатными.
Юдхиштхира решил сделать последнюю попытку к примирению, попросив Кришну принять на себя обязанности посла. Кришна отправился в город Хастинапур. Сюда прибыли не только братья Кауравы, но и все союзные цари, а также многие волхвы.
Кришна говорил о гибельности братоубийственной войны и выгодах прочного союза между Кауравами и Пандавами.
Но все было тщетно. Вождь племен кауравов, контролировавших юг и восток Руси, Дурьйодхана не согласился с требованиями Пандавов.
Кришна покинул собрание царей, но пригласил к себе на колесницу выдающего воина кауравов Карпу. Кришна открыл Карпе тайну его рождения: как сын Сурьи, бога Солнца, и Кунти он имеет такое же право считать себя сыном Панду, как и прочие Пандавы.
Как старшему среди них ему после поражения Кауравов суждено стать законным царём и владыкой мира. Кришна желал привлечь на сторону Пандавов самого могучего воина Кауравов. В этом случае Карпа становился и законным шестым супругом прекрасной женщины Драупади.
Карна отвечал, что он считал бы бесчестным сражаться против тех, которые сделали для него так много добра. Карна просил Кришну не говорить Пандавам, кем он им приходится. Карна сошёл с его колесницы и направился обратно в Хастинапур.

Мать Кунти также попыталась привлечь Карну на сторону Пандавов. Она разыскала его, поведала уже известную Карне тайну его рождения. От его решения, говорила она, зависит, быть или не быть братоубийственной войне. Кауравы не решатся выступить, если узнают, что против них Карна. Исполнение воли матери - долг сына, но она потеряла материнские права, когда в корзине пустила его по течению Дона. Единственное, что он обещал ей при расставании - это щадить в битве всех её сыновей, кроме Арджуны.
В войсках началась деятельная подготовка к сражению.

Первая мировая война

Вождём войска пандавов был избран Дхриштадьюмна, сын вождя панчалов. Вождём войска Кауравов Дурьйодхана назначил опытного в военном деле Бхишму. Оба войска на Курукшетре (Курском поле) разбили свои лагери.
Противники договорились о соблюдении определённых правил в битве. По этим правилам: колесничий должен был сражаться с колесничим, всадник с всадником, пехотинец с пехотинцем. Не разрешалось ранить воина, когда он бьётся с другим, воина без оружия или отступающего с поля битвы и т.д. Трубачи, возницы не должны были подвергаться нападению.
К престарелому Дхритараштре явился его отец волхв Вьяса, чтобы дать способность видеть и слышать всё, что будет происходить на огромном поле боя. Дхритараштра, понимая, как ужасно будет это зрелище, отказался, но просил одарить такой способностью его возничего Санджаю. В дальнейшем весь рассказ в арийских книгах о битве на Курукшетре ведётся от лица возничего.

На рассвете две огромные армии начали строиться в боевой порядок. Кауравы выстроили свои войска в восточной части Курукшетры, а их противники - в западной.
Арджуна просит своего возничего Кришну вывезти колесницу между враждующими армиями. Взглянув на бесконечные ряды войск, Арджуна увидел, что в обеих армиях находятся братья, отцы и сыновья, дядья, тести и зятья.
Арджуна решил не принимать участия в сражении. Он отложил лук и стрелы. Кришна стремится убедить Арджуну в необходимости сражаться. Он формулирует доктрину долга, который должен определять поведение воина. Победа или гибель в честном бою для кшатрия одинаково почётны. Но если он откажется сражаться, он навеки обесславит себя как трус, а бесчестье хуже смерти. Долг кшатрия - сражаться. В конце концов Кришна уговорил Арджуна принять бой.

Первый день битвы.
Сражение вот-вот должно было начаться, но тут Юдхиштхира, отложив в сторону своё оружие и сойдя с колесницы, направился в сторону Кауравов.
Кришна, а также некоторые их сторонники пошли за ним. Подойдя к колеснице Бхишмы - старшего в их царском роде, Юдхиштхира попросил разрешения начать битву.
Юдхиштхира обратился с той же просьбой к наставникам Дроне и Крине, а также к царю мадров Щалье - брату Мадри, матери близнецов Пандавов. Они также разрешили начать битву хотя собирались сражаться на стороне Кауравов. После этого Юдхиштхира и его спутники вернулись к своему войску, и битва началась.

Сначала на колесницах помчались богатыри. Пуская тучи стрел, трубя в рога, они яростно сошлись во множестве поединков. Далее сошлись армии. Крики сражающихся, лязг оружия - на поле всё перемешалось - колесницы, всадники и пехотинцы. В первый день погибли сыновья Вираты - Уттара и Щвета. Особенно опечалила Пандавов гибель Щветы: он командовал войском матсьев.

Следующие дни битвы.
На следующий день армии возобновили битву. Потери с обеих сторон были огромны. Один день был удачным для Кауравов, другой - для Пандавов, но ни одной из сторон не удавалось добиться решающего успеха.
Выдающуюся роль в битве играл командующий Кауравов Бхишме. Он наносил огромные потери Пандавам. Пандавам стало ясно, что им не добиться победы, пока во главе Кауравов стоит Бхишма. На военном совете было решено погубить Бхишму. Но как это сделать?
Решили во время боя приблизиться к нему, поместив перед собой сына Друпады Щикхандина. Бхишма не поднимет оружия против Щикхандина, которого он считает женщиной: Щикхандин - это дочь Друпады, волшебством превращённая в мальчика. Это даст возможность поразить командующего войсками Кауравов.

Десятый день битвы.
Этот день боя был бы последним, и победили бы Кауравы, но прикрываясь Щикхандином, воины Арджуна, Бхима, Дхриштадьюмна и многие другие лучшие воины Пандавов сумели незадолго до заката солнца окружить Бхишму. На теле его не оставалось места, не поражённого стрелой. Бхишма упал с колесницы головой к востоку. Тело его так и не коснулось земли, покоясь на ложе из вонзившихся в него стрел. Знатнейшие воины обеих армий, побросав оружие, столпились вокруг Бхишмы.
Явились лекари, чтобы извлечь из его тела стрелы, но Бхишма отказался. Почтительно приветствовав на прощанье умирающего богатыря, воины разошлись. Утром воины обеих сторон опять собрались вокруг Бхишмы. Бхишма попросил воды у Арджуна.. Трижды объехав на колеснице старшего в роде, Арджуна вонзил стрелу в землю. Оттуда, куда вонзилась стрела, забил фонтан холодной воды. Утолив жажду Бхишма обратился к Дурьйодхане, убеждая его отдать пандавам то, что им принадлежит по праву и прекратить братоубийственную войну. Не внял Дурьйодхан и этим словам.
Гибель Бхишмы была тяжёлой потерей для Кауравов. И войско их первое время было подобно стаду овец без пастуха. С одиннадцатого дня битвы на стороне Кауравов стал сражаться Карна. Кауравы хотели назначить его командующим войска. Но он отказался и назвал Дрону, как самого достойного.
На двенадцатый день погиб от стрел верный сторонник Кауравов Бхагадатта - царь страны Прагджьотиша. Тяжёлой потерей Пандавов на тринадцатый день была гибель сына Арджуны Абхиманью.

Четырнадцатый день битвы.
В конце концов, Арджуне удалось встретиться с Джаядратхой. Он поразил Джаядрагху, несмотря на то, что царя синдхов пытались защитить доблестнейшие из Кауравов.
Положение Кауравов было тяжёлым, но против Бхимы выступил Карна. Оба воина сражались с ожесточением. Все другие воины прекратили сражение и наблюдали за этим поединком, напоминавшим битвы богов и демонов в стародавние времена.
Карне удалось разбить лук Бхимы и ранить его возницу. Копьё, брошенное Бхимой, было разрублено в воздухе десятью стрелами Карны. Тогда Бхима схватил щит и меч и бросился на Карну. Но щит его был разбит стрелами противника, а меч, который он метнул в Карну, пролетел мимо. Безоружный Бхима вынужден был бежать. Карна продолжал поражать Бхиму стрелами.
И погиб бы могучий Бхима, если бы Карна не вспомнил обещание, данное им матери. Он оставил Бхиму в живых.
Кровавая битва вспыхнула с новой силой. Уже село солнце, а сражение продолжалось. Карне пришлось столкнуться в единоборстве ещё с одним своим братом - Сахадевой. И хотя Карна имел преимущество, он пощадил брата, помня своё обещание. В этот же день был поединок между ракжасой Гхатоткачей и Карной. Несмотря на всё свое могущество и силу колдовства, ракшаса был убит.

Пятнадцатый день битвы и гибель Дроны.
Луна осветила землю, сражение возобновилось, с рассветом оно было уже в полном разгаре.
В единоборстве Дрона сразил царя панчалов Друпаду. Пал от его руки и царь матсьев Вирата.
Единственный среди Пандавов, кто мог бы с ним биться был его любимый ученик Арджуна; но он уклонялся от единоборства с престарелым наставником. Юдхиштхира согласился с планом убийства Дроны, который предложил Кришна.
Бхима убил одного из слонов в своём войске, имя которого было Ащваттхаман, как и сына Дроны. После этого он известил Дрону, что Ащваттхаман убит. Дрона подумал, что речь идёт о его сыне. Подъехав на колеснице к Юдхиштхире, он спросил старшего из Пандавов, действительно ли Ащваттхаман убит.
Дрона считал Юдхиштхиру не способным на ложь. Он подтвердил, что Ащваттхаман убит. Называя это имя, но не говоря о том, что это был слон. Юдхиштхира только умолчал об истине, но это в арийском мире уже расценивалось как недостойная уловка.
Восьмидесятипятилетний воин-волхв опустился от горя на дно колесницы. В это время на него бросился Дхриштадьюмна и отрубил ему голову.
Из груди свидетелей этого подлого убийства, в том числе и у сторонников Пандавов, исторгся вопль ужаса и негодования. Но Дхриштадьюмна с торжеством бросил голову Дроны воинам Куру. Сторонники Кауравовов, устрашённые гибелью своего вождя начали покидать поле битвы. Считая сражение проигранным, стали отступать с поля битвы даже сами Кауравы. Поражение Кауравов казалось полным.
Только Ащваттхаман, ничего не знавший о гибели отца, продолжал упорно сражаться. Когда же он узнал о бесчестном убийстве отца, то бросился на Пандавов, как разгневанный бог смерти Яма. Отряды Кауравов, бежавшие с поля боя, стали возвращаться и сражение закипело с новой силой.
Ночью цари, сражавшиеся на стороне Кауравов, держали совет, что делать дальше. Карну назначили командующим всех войск Кауравов.

Семнадцатый день битвы.
И настал день ещё более трагических событий, чем прежние.
Много произошло кровавых поединков на поле боя, но один из них был страшным, доселе невиданным. На поле боя встретились лицом к лицу ненавидевшие друг друга Духщасана и Бхима.
Бхима со страшной силой метнул в Духщасану свою боевую палицу. Духщасана упал с колесницы и потерял сознание. На глазах многих воинов Бхима соскочил с колесницы и разорвав ему грудь, припал к ране и стал пить его кровь. Потом, отрубив Духщасане голову, он принялся снова пить кровь врага.
Бхима исполнял обет, данный им, когда Духщасана тащил за волосы красавицу Драунади. Это произвело ошеломляющее впечатление на сражавшихся. . "Это зверь!", "Это демон!"- кричали в ужасе кауравы, глядя на страшного залитого кровью Бхиму. Только вмешательство Карны восстановило положение, и сражение продолжалось.

В решающем поединке встретились Арджуна и Карна - самые могучие из воинов, сражавшихся на Курукшетре. Все перестали сражаться и следили за поединком. .

Колесо колесницы Карны завязло в грязи. Арджуна должен был согласно кодексу кшатрия остановить схватку. Но тут Кришна перечислил все несчастья, которые пришлось перенести Пандавам, и напомнил, что одним из главных виновников этих несчастий был Карна. Захлестнутый эмоциями Арджуна поразил Карну стрелой. Окровавленный Карна упал на землю.
Сторонники Кауравов были устрашены. Они бежали с поля битвы; ломали колесницы, сбивали всадников, топтали пехоту. С большим трудом удалось вождям Кауравов предотвратить окончательный разгром своих войск и отвести их с поля боя.

Мудрый Крипа начал убеждать Дурьйодхану прекратить сражение и примириться с Пандавами: никаких надежд на победу уже не было.
«Единственный достойный исход для воина-кшатрия - смерть на поле боя», ответил вождь.
Поредевшие войска Кауравов расположились на этот раз на ночь не в лагере, а недалеко от поля Курукшетры, на берегах реки Сарасвати. Название этой реки может быть отправной точкой в поиске места, где произошла эта величайшая битва. Река Сара протекает в Ярославской области. Между тем академик Марр считал, что корень «ХАР» (так же как «САР», «КОС» и «КАЗ») не что иное, как этноним хазар. Этноним — это наименование племени или народности. Отсюда Харьков (как Казань, Кострома и Саратов). Это одно из названий племен Сарматии.
В названии реки Сарасвати присутствует второй корень «свати».. Описываемые нами времена 3100 лет до н.э. были годами почитания бога Велеса (быка). Это была астрологическая эра Овна. Свати - это буйвол (с 23 октября по 5 ноября) . Свати связана со звездой Арктур (α-Волопаса). Это божественная звезда. Свати переводится как "меч" и как "жрец". Свати известна также, как "самостоятельная", что указывает на независимый характер мыслей и дел человека.
Место битвы следует поискать между современным городом Харьковым и Курском. Логично, что она бы случилась на берегу притока Дона или Донца. Арийские книги отожествляют название Сарасвати со средней Волгой, на берегах которой череда городов с конем САРА - Саратов, Саранстк и пр… Вероятно на 17 день войска кауравов ушли с поля битвы и откочевали на восток в притоки Волги. Сарасвати - это средняя Волга, начиная с Ярославля вниз по течению. Здесь в ту эпоху жили предки хазар, которые сложили этнос современных евреев, татар и многих других народов Руси.
Обмывшись в водах реки Сарасвати сподвижники Дурьйодханы собрались на совет. Ащваттхаман предложил назначить на этот пост командующего царя мадров Щалью.

Восемнадцатый день битвы.
Силы Кауравов в численном отношении всё ещё превосходили силы Пандавов. В этот день самые могучие из оставшихся в живых сторонников Кауравов решили держать связь и приходить на помощь туда, где ход битвы будет для них неблагоприятным. Если и раньше обычаи кшатриев и установленные правила боя выполнялись не очень строго, то теперь, когда ожесточение достигло крайней степени, о них все забыли.

Пандавы сосредоточили все усилия против командующего войска противников. На него напали сразу - Юдхиштхира, Бхима, Сатьяки и другие. Щалья сражался с исключительной храбростью, но силы были слишком неравными: его возница был убит, лошади пали, а лук раздроблен. Он спрыгнул с колесницы и бросился на Юдхиштхиру с одним мечом. Но Юдхиштхира пронзил Щалью копьем. Смерть Щальи была последним ударом, довершившим разгром Кауравов. Войска их стали разбегаться, преследуемые торжествующими Пандавами.
Судьба сражения была уже решена, однако и победители и побеждённые, охваченные каким-то безумием, продолжали сражаться. Царь племени млеччхов Щальва пытался атаковать Пандавов и остановить их наступление; но млеччхи были истреблены, а их царь был убит.
Небольшой отряд, который удалось собрать вокруг себя Критаварману, также упорно сопротивлялся, пока не был перебит; сам Критаварман, был вывезен с поля битвы вовремя подоспевшим Крипой. Вождь Дурьйодхана вооружённый одной лишь палицей нашел озеро, где спрятался в камышах. Кроме него спаслось только три воина на колесницах - Крипа, Критаварман и Ащваттхаман. Обозники поспешно оставили лагерь и, забрав с собой жён павших царей, направились в столицу Кауравов Хастинапур.

Между тем, Крипа, Критаварман и Ащваттхаман, узнавшие, где находится Дурьйодхана, прибыли к озеру. Они стали убеждать вождя четвером напасть на Пандавов. Однако лазутчики сообщили Бхиме, где скрывается Дурьйодхана.
Юдхиштхира, его братья и все их сторонники, забыв об усталости, двинулись к озеру. Воины Критаварман и Ащваттхаман, обескураженные пассивностью Дурьйодханы, удалились.
Прибыв к озеру, Пантавы попытался вызвать находившегося под водою Дурьйодхану на продолжение битвы. Дурьйодхане было обещано, что если он выйдет из озера и станет сражаться, то он сможет выбрать для поединка любого из Пандавов и определить любой вид оружия. В случае, если он окажется победителем, он и останется царём.
Дурьиодхана выбрал палицу и схватку пешими.. Противником его выступил Бхима.

Поединок уже готов был начаться, когда явился брат Кришны беломорский князь Баларама. Он отказался примкнуть к какой-либо из враждующих сторон и ушёл путешествовать по святым местам.
Оба противника были его учениками в битве на палицах. Учитель предложил вернуться для боя на поле Курукшетры, которое почитается священным местом на земле: каждый воин, погибший на Курукшетре, попадает после смерти в царство Индры. Надо заметить, что через примерно 5 тысяч лет во время второй Мировой войны в этих же местах произойдет не менее кровопролитное сражение на Курской дуге. Только вместо колесниц тогда под Прохоровкой сошлись танковые армии.
Бхима значительно превосходил Дурьйодхану физической силой, но Дурьиодхана имел возможность противопоставить его силе умение. В конце концов начало обнаруживаться превосходство Дурьйодханы.
Кришне стало ясно, что в честном бою одержит верх Дурьиодхана. Бесчестная победа лучше, чем поражение в честном бою - с такого рода поучением он обратился к Арджуне. Выбрав момент, Арджуна напомил Бхиме об обете, данном им в памятный день игры в кости, и побуждая его бить противника ниже пояса, что решительно запрещалось правилами такого поединка.
Бхима метнул свою палицу в ноги противнику, и Дурьйодхана рухнул на землю с раздробленными бёдрами. Бхима подбежал к поверженному врагу и дважды ударил его ногой по голове.

Война была закончена. Однако многие воины были возмущены. Баларама же до того разгневался, что бросился на Бхиму с поднятым плугом. С большим трудом удалось Кришне успокоить рассерженного брата. После поединка Пандавы с остатками своих войск вступили в опустевший лагерь Кауравов. Только сами Пандавы и Сатьяки по совету Кришны расположились на отдых вне лагеря.

На поле битвы оставался один Дурьйодхана. Сюда же прибыли три воина, уцелевшие из всех, кто сражался на стороне Кауравов: Крипа, Ащваттхаман и Критаварман. Услышав, что царь Кауравов был побеждён с помощью предательской уловки, Ащваттхаман поклялся, что не успокоится до тех пор, пока не истребит всех врагов. Дурьйодхана назначил Ащваттхамана предводителем своего войска; правда, войско это состояло только из трёх человек.
Наступила ночь. Несмотря на боль от ран и горечь поражения, Крипа и Критаварман, сломлённые усталостью, заснули прямо на голой земле. Не мог заснуть только Ащваттхаман, сжигаемый жаждой мести.
Ащваттхаман запряг лошадей и направился к лагерю. Крине и Критаварману не оставалось ничего другого, как последовать за своим военачальником.
Отыскав палатку Дхриштадьюмны, он разбудил его: Ащваттхаман хотел, чтобы Дхриштадьюмна в последние минуты своей жизни знал, кто ему мстит. Весь забрызганный кровью, Ащваттхаман подобно неумолимому Яме носился по лагерю, поражая спящих или уже проснувшихся, но охваченных паникой людей.

К рассвету всё было кончено. Сыновья Драупади, панчалы, матсьи и другие союзники Пандавов, уцелевшие во время кровопролития, были убиты.

Геннадий Климов
(продолжение следует)

По оценкам историков, в начале "нового каменного века" 10 тысяч лет назад численность населения Земли составляла 5 миллионов человек, ко времени образования Римской империи - 150 миллионов человек, в 1650 году - 545 миллионов. В 1840 году она достигла 1 миллиарда человек, а далее стала увеличиваться особенно быстрыми темпами, достигнув 2 миллиардов в 1930 году, 3 миллиардов - в 1960 году, 4 миллиардов - в 1975 году, и в настоящее время на Земле насчитывается уже почти 7 миллиардов человек (7,2 млрд. человек в конце 2013 г. с текущим приростом на начало 2014 г. около 400 тыс. человек в день и 150 млн. человек в год ). Чтобы достичь численности в 1 миллиард, человечеству понадобилось не менее полумиллиона лет, а затем приросты на миллиард человек происходили за 90, 30, 15 и 12 лет. Согласно прогнозу ООН, глобальная численность населения к 2050 г. составит около 9,2 млрд. человек.

Я привел статистику роста численности населения Земли не случайно. Из нее видно, что люди вплотную подошли к тому уровню развития, когда они в состоянии разрушить мир, за 10 тысяч лет. Это при продолжительности жизни 60-70 лет. Если средняя продолжительность жизни наших предков была 500 лет, то раннее человечество могло достигнуть такого же уровня развития примерно за 100 тысяч лет. Если же их жизнь продолжалась 1000 лет - то для этого могло потребоваться около 200 тысяч лет. И так далее. Правда, это справедливо только при прямых аналогиях.
Если половая зрелость, беременность, превращение детей в юношей, а юношей в мужчин у наших предков происходили в более сжатые сроки, то каждый предыдущий виток развития нашей цивилизации (от малочисленных групп уцелевших после катастрофы людей до перенаселения Земли и разработки способного уничтожить мир оружия) мог охватывать и меньшее время. Те же 60, 70 и 100 тысяч лет, которые отделяли одну четвертичную катастрофу от другой (начиная с последней). А это значит, что декларируемый в Ветхом Завете возраст допотопного человечества в 1000 лет согласуется со всей нашей историей - войн и разрушений . Как и постепенное сокращение жизни людей с 1000 лет до современных 60-70 (
сейчас я не провожу таких аналогий, читайте мою более позднюю работу " Еще раз о времени Сотворения мира и библейского (Ноева) потопа. Коррективы, внесенные геологией и фольклором ).
Наиболее вероятными причинами уменьшения продолжительности жизни являлись, как и в прежние времена, истощение атмосферы, разрушение защищающей Землю от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей оболочки, которая за десятки миллионов лет превратилась из мощного водно-парового слоя (и ) в тонкий и "дырявый" озоновый слой, усиление контрастности климата, уменьшение скорости вращения земли, в том числе за счет удаления от нее Луны , а также происходившие в результате вынужденных браков между людьми и разными группами нелюдей (и ) генетические мутации. Виной всему тому были глобальные катастрофы , спровоцированные людьми в погоне за господством над миром и новыми территориями.
Катастрофы , которые погубили уже не одно существовавшее прежде человечество. И одновременно сохранили мир для нас - далеких потомков Адама, Индры, Хираньякашипы,…

Раздел "Причины катастроф (сравнительный анализ фольклорных и геологических данных) " / Оледенения четвертичного периода

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах , в том числе в темах " " и " "


© А.В. Колтыпин, 2009 (
добавления 2014 г. )

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт или http://earthbeforeflood.com

Читайте мои работы "Последние дни Великой Северной цивилизации - потомков белых богов. Что произошло на Северо-Востоке Азии, Аляске и шельфе Северного Ледовитого океана 12 тысяч лет назад? (реконструкции на стыке геологии и истории) " , " Тайны Мохенджо - Даро. Был ли город разрушен ядерным взрывом 4 тысячи лет назад? А также о разнообразии оружия массового уничтожения в Древней Индии ", "Кратер Лонар - свидетельство ядерной войны в Древней Индии " и " Индия - колыбель человечества или перевалочный пункт в развитии цивилизаций? (Генетические исследования подтверждают древний возраст людей и обновление человечества 75 тысяч лет назад) "

Битва на Курукшетре

Примерно 5000 лет назад состоялось величайшей в истории Земли сражение, которое назвали Битвой на Курукшетре. В ходе этого сражения погибло около 650 млн. воинов, причем всего за 18 дней!

«Махабхарата»
Настало время битвы. Юдхиштхира разделил войско Пандавов на семь ратей, каждая из них насчитывала двадцать одну тысячу восемьсот семьдесят слонов, столько же колесниц, шестьдесят пять тысяч шестьсот десять всадников и сто девять тысяч триста пятьдесят пеших воинов…

Это была битва добра со злом, происшедшая на стыке двух эпох: Двапара- и Кали-Юг в 3538 году до н.э. Курукшетра – Священное место, где произошла битва между Пандавами и Кауравами, двумя кланами одного царского рода Куру. (Куру-кшетра – Поле битвы династии царя Куру).
Сражение проходило в трех стихиях: на земле, в воздухе, под водой. Там применялось оружие, которое и в наше время считается фантастикой. Интересно, что воины сражались не мечами и луками со стрелами, а применяли некое страшное по разрушительной силе и последствиям оружие. Это оружие уничтожало целые города. Откуда же это оружие было у людей живших за пять тысяч лет до нашего времени и не имевших (с современной точки зрения) ни малейшего представления о машинах и механизмах, сделанных из металла?


“Головой Брахмы”, “Пламя Индры”, “громадное и извергающее потоки пламени”, “несущееся с бешеной скоростью, окутанное молниями”,- так описывает это оружие древнейшие летописи. “взрыв от него был ярок, как 10 тысяч солнц в зените”, “пламя, лишенное дыма, расходилось во все стороны”… оно обращало людей в прах, у уцелевших же выпадали ногти и волосы. Даже пища приходила в негодность. Это оружие поражало целые страны и народы на протяжении нескольких поколений: “Удар молнии, как гигантский посланец смерти, сжег людей. Те, которые бросились в реку, смогли выжить, но потеряли волосы и ногти…”; “…несколько лет после этого Солнце, звезды и небо скрыты облаками и непогодой”…
Когда исследователи взяли на анализ образцы почвы в районе Курукшетры, они пришли к однозначному выводу – там применялось ядерное оружие. Брахмастра – так называлось оно.
“Раскололся небосвод, возопила Земля, внезапно повеяли свирепые ветры, стороны света задымились и заревели, многие горы с рощами на них заколебались, сонмы живых существ вдруг испытали небывалую муку,… все небо объял мрак, Земля сотрясалась, падали с неба пламенно – алеющие кометы”…


Да, много тайн хранит Земля наша. Но… Пришло Время Откровений, и покровы с них скоро спадут.
Мы узнаем и мы поймем.

Какая битва была в прошлом самой величайшей? Спросите об этом в Индии, и вам ответят: конечно же, битва на поле Куру или Курукшетре. Там об этом сражении и обо всем, связанном с этим событием, знают все, ведь изучение поэмы «Махабхарата» (Повесть о великой битве потомков Бхараты) входит в школьную программу, а есть люди, знающие ее в стихах!

Интересно, что первое упоминание эпоса о войне потомков Бхараты относится еще к IV в. до н.э., тогда как записана она была только в V – IV вв. н.э., т.е. формировалась «Махабхарата» в течение целого тысячелетия! Как эпический памятник это произведение не имеет себе равных. Однако из нее можно многое узнать также и о том, каким сражались древние индоевропейцы, какое имели военное снаряжение и доспехи.



Арджуна и Кришна выезжают на бой. Вот так себе это представляли индийцы в прошлом.

Так из нее можно узнать, что существовал боевой строй под названием «шаката» (тележка), а вот чтобы противодействовать ему, войска надо было выстроить в порядок под названием «краунча» (журавль).

Судя по составу мифической войсковой единицы акшаухини, включавшей в себя 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 конных и 109350 пеших воинов, в сражениях того времени участвовали колесницы, слоны, всадники и пехотинцы. Показательно, однако, что колесницы в этом списке идут первыми, а большинство из героев поэмы сражаются не в качестве всадников или верхом на слонах, а стоя на колесницах и предводительствуя своими войсками.


Вот она какая чакра или чакрам.

Если отбросить всевозможные художественные преувеличения и описания применения всевозможных видов «божественного оружия», самого фантастического по своему действию, то для любого исследователя этой поэмы станет очевидно, что главнейшее место во всем ее арсенале занимают лук и стрелы. Удобство их использования для воинов, сражающихся на колеснице очевидно: один, стоя на ее площадке, стреляет, тогда как другой правит лошадьми. При этом колесница часто стоит неподвижно, а находящийся на ней герой-воин посылает во врага тучи стрел. В поэме описано, что воины не брезгуют убивать лошадей, запряженных в колесницы друг друга и возниц. Обездвиженная таким образом колесница становится бесполезной и тогда воин с нее сходит и устремляется на врага с мечом и щитом, либо с палицей, а, в крайнем случае, лишившись оружия, хватается даже за колесо колесницы и бросается с ним в бой!


Различные виды индийского холодного оружия.

Разумеется, оба этих воина должны обладать хорошей выучкой, поскольку управлять колесницей не так-то легко, особенно в бою. Интересно, что царевичи-пандавы в «Махабхарате», демонстрируя свою ловкость во владении оружием и верховой езде, поражают цели стрелами на полном скаку. То есть это говорит об их умении ездить верхом и стрелять из лука из этого положения – то есть о развитых навыках конных лучников. Затем они показывают умение управлять колесницами и ездить на слонах, после чего вновь следует стрельба из лука и лишь в самую последнюю очередь они показывают свое умение сражаться на мечах и на палицах.


Нет оружия – сгодится и колесо от колесницы! Главное для Абхиманьо – сына Арждуны – биться до последнего!

Интересно, что если луки героев западноевропейских эпосов всегда безымянны, зато имена имеют мечи и реже, у викингов – топоры, то луки главных героев «Махабхараты», как правило, имеют собственные имена. Лук Арджуны, например, называется Гандива, причем в дополнение к нему он имеет два никогда не иссякающих колчана, которые обычно находятся на его колеснице, а лук Кришны называется Шаранга. Имеют имена собственные и другие виды оружия и снаряжения: так метательный диск Кришны называется Сударшана, раковина Арджуны, заменявшая ему рог или трубу – Девадатта, а раковина Кришны – Панчаджанья. Интересно, что враг царевичей пандавов, сын возницы Карна владеет чудесным оружием – неотразимым дротиком, который никогда не промахивается, и у него тоже есть имя собственное – Амодха. Правда, метнуть его можно только один раз и Карна вынужден приберегать его для решающего поединка с Арджуной, в который, однако, так и не может вступить и тратит дротик на другого противника. Но это единственный пример, когда имя собственное имеет дротик. Мечи, которые используются пандавами и кауравами в схватке лишь только после того, как израсходованы стрелы и другие виды оружия, собственных имен не имеют. Еще раз подчеркнем, что не так было у средневековых рыцарей Европы, у которых имена собственные имели мечи, но уж никак не луки.


Боевая колесница Арджуны и Кришны. Но еще эффектнее они в индийском сериале из 267 серий.

Для защиты от неприятельского оружия воины «Махабхараты» обычно облачаются в панцири, имеют на голове шлемы, а в руках щиты. Помимо луков – своего наиглавнейшего оружия, ими используются копья, дротики, палицы, применяемые не только в качестве ударного оружия, но также и для метания, метательные диски – чакры и только уже в самую последнюю очередь – мечи.


Рога антилопы с металлическими наконечниками и щит.

Стреляя из луков, стоя на колеснице, воины пандавы и кауравы используют разные типы стрел, причем, весьма часто – стрелы с наконечниками в форме полумесяца, которыми они перерубают тетивы луков и сами луки, в руках у своих противников, рассекают на куски брошенные в них палицы и неприятельские доспехи, а также щиты и даже мечи! Поэма буквально наполнена сообщениями о целых потоках стрел, извергаемых чудо-стрелками, а также о том, как своими стрелами убивают они вражеских слонов, разбивают боевые колесницы и многократно пронзают ими друг друга. Причем показательно, что далеко не всякий пронзенный оказывается сразу убит, хотя кого-то, бывает, поражают тремя, кого-то пятью-семью, а кого-то и семью-десятью стрелами сразу.

И дело здесь отнюдь не только лишь в сказочности сюжета «Махабхараты». Просто в данном случае это всего лишь гиперболизированное отображение того, что многие стрелы, пробивая доспехи и даже, возможно, застревая в них своими наконечниками, серьезных ранений самому воину в данном случае нанести не могли. Воины продолжали бой даже будучи утыканы попавшими в них стрелами – ситуация довольно характерная и для средневековой эпохи. При этом целью для вражеских воинов, как уже отмечалось, являлся не только воин, сражающийся на колеснице, но также его кони и возница, который хотя и участвовал в битве, однако сам фактически не сражался. Нужно особо отметить, что многие из колесниц, действующих в поэме, украшают знамена, по которым и свои, и чужие распознают их издали. Например, колесница Арджуны имела знамя с изображением бога обезьян Ханумана, который в трудную минуту громко кричал на врагов, повергая их в ужас, тогда как на колеснице его наставника и противника Бхишмы развевалось знамя с золотой пальмой и тремя звездами.


«Махабхарата» наполнена поистине удивительными фантазиями. Например, некто Вриддхакшатра заклял своего сына Джаядратху, что если кто-то срубит ему голову на поле битвы и она упадет на землю, то голова срубившего ее тут же разорвется на сто кусков! Вот как такого убить? Но Арджуна находит выход: его стрела уносит голову убитого сына прямо на колени молящегося отца Джаядратху, и когда тот встает (естественно ничего вокруг не замечая!) и голова падает на землю, то… с ним происходит, то, что он же сам и придумал! Каково?!

Важно отметить, что герои «Махабхараты» сражаются не только бронзовым, но и железным оружием, в частности – используют «железные стрелы». Впрочем, последнее, равно как и все происходящее в поэме братоубийство объясняется тем, что к этому времени люди уже вступили в калиюгу, «железный век» и век греха и порока, начавшийся за три тысячи лет до н.э.


Индийский боевой слон в броне, XIX в. Стратфордский оружейный музей, Стратфорд-апон-Эйван, Англия.

В поэме постоянно одни поступки ее героев осуждаются как недостойные, другие – напротив, демонстрируются их благородство. «… Прежде, чем он соединился с Арджуной, на него напал Бхуришравас и осыпал его стрелами; и Сатьяки осыпал стрелами Бхуришраваса, и оба поразили друг друга многократно могучими ударами. Под стрелами Бхуришраваса пали кони Сатьяки, и Сатьяки сразил своими стрелами коней противника. Лишившись коней, оба героя сошли с колесниц и устремились друг на друга с мечами в руках, истекая кровью, подобные двум разъяренным тиграм. И долго рубились они, и ни один не мог одолеть другого, но, наконец, Сатьяки, изнемогший в борьбе, стал уступать. Заметив это, Кришна повернул туда свою колесницу и сказал Арджуне: «Смотри, Бхуришравас одолевает, он убьет Сатьяки, если ты не поможешь ему». И когда Бхуришравас поверг своего противника на землю и занес над ним меч для последнего удара, Арджуна быстрой стрелой отсек руку герою вместе с мечом. Пошатнулся Бхуришравас и опустился на землю, теряя силы. И, обратив на Арджуну взгляд, исполненный укоризны, он сказал: «О могучий, не приличествовало тебе вмешиваться в наше единоборство!» Сатьяки между тем вскочил на ноги и, подобрав свой меч, отсек им голову Бхуришравасу, сидевшему на земле, когда тот шептал молитвы. Но за это деяние, недостойное честного воина, осудили его и Арджуна, и Кришна, и другие ратники, наблюдавшие поединок с Бхуришравасом».


Калари пайату – древнейшее воинское искусство Индии сражаться на мечах.

Но еще более интересным в поэме является странный поворот, происходящий с ее героями, вступившими в войну. Так, положительными героями мирного времени, безусловно, являются благородные Пандавы, а Кауравы показаны людьми невысоких моральных качеств и вызывают всеобщее осуждение.


Карна убивает Гхатоткачу. Гхатоткача – ракшас-демон и не должен вмешиваться в битвы людей. Но он сын одного из Пандавов. И когда его просит о помощи отец, то отказаться не может, хотя это и против правил. «Праведник может пренебречь правилами, – говорит его отцу божественный Кришна, – если у него достойная цель!» То есть такова идея: если цель благородна – любое действие оправдано!

Однако когда начинается война, именно Кауравы сражаются достаточно честно и благородно, тогда как Пандавы пускаются на различные уловки и действуют самым коварным образом. Например, бог и возница Арджуны Кришна советует подорвать боевой дух их противника Дроны ложным сообщением о гибели его сына Ашваттхамана, чтобы потом было легче его убить. Причем делают это очень хитро. Убивают слона по имени Ашваттхаман. И самый честный из пандавов, сообщает Дроне, что он убит, но слово слон произносит невнятно. А тот, естественно, думает о сыне! Зачем такое в поэме? Что, древние авторы хотели показать таким образом, что война портит и развращает даже самых благородных? Но как же тогда быть с Кауравами, которые уже «плохие»?


Кришна и Арджуна трубят в раковины.

Или, как сказал один из ученых, «пандавы представлены правыми и в своих слабостях, а кауравы виновны и в своей доблести». Или же этим показывается, что главная цель на войне это победа, и ею искупается все? Тогда перед нами, наверное, древнейшее обоснование принципа «цель оправдывает средства», выраженная в эпической форме! В «Махабхарате» прямо говорится, что победитель всегда прав. Он даже может изменить карму, потому что в его силах изменить представление о ней!