Кто является небесным покровителем. Небесные заступники (по профессиям)

Святой князь Александр Невский! О нем написано столько замечательных книг, что просто удивляешься. Не случайно ведь он назван «именем России» – самым популярным русским историческим деятелем всех времен… Но сегодня о нем дерзают писать и говорить немало нехорошего. Чего только стоит одна лишь передача по телевизору «Суд истории», где разбиралось «дело»… святого князя! От этого просто не знаешь куда деваться.

А он – просто с нами. Всегда.

Мне двенадцать. Меня привезли в Питер. Семья родственников ведет себя чопорно, и я от мамы слышу фразу «ты меня позоришь» чаще, чем свое имя. Впрочем, тогда я ненавидела лютой ненавистью и свое имя. Зовут – значит, сейчас получу по полной. И так еще холодный пот не высох – только что с троюродными шебутными братцами кидались шариком на резинке, Ромка не поймал – и шарик отскочил в хрустальную рюмку. И мама так на меня оглянулась… – я с перепугу не могла даже реветь. Надо понимать, что мама приезжала ко мне два раза в год, и я очень дорожила каждой минутой, когда она просто была рядом. И как больно было осознавать, что я все время не соответствую ее ожиданиям, все время делаю все не так…

Однако тетя Рита и ее мать (родная сестра моей бабушки) чем-то отвлекли мою дорогую мамочку, и я, в линялом клетчатом платье, которое уже заметно мало мне, остаюсь с братьями. Сашка младше меня на два года, Ромка – на три. Они вытаскивают какую-то игру: «Смотри, вот сюда фишку, вот сюда кубик, это надо магазин купить – эээ, плати сто рублей!».

«Плати сто рублей» – это любимая присказка «упакованных» толстоморденьких братьев. У них я впервые в жизни увидела на столе сервелат. «Юлька, не ешь эту колбасу, она рыбой воняет!» – кричали мне через стол братья. «Вот, от деликатесов нос воротят», – вздохнула тетя Рита. Я подмигнула тете, положила кусочек сервелата на гренку, откусила и зажмурила глаза: «М-м-м-м, объедение!» Через минуту братья наперегонки уплетали экзотические бутерброды из гренок, а все взрослые наперебой меня хвалили. Ну… почти все. Кроме мамы.

Очередной день в Питере. Мама с тетей Ритой где-то были, мне не до этого, мы с братьями спорим. На разные темы. В том числе на такие, о которых взрослым лучше не знать. Взрослые сами по себе, мы сами по себе. Но тут я понимаю, что мы куда-то должны ехать. Куда, мам?

– В Александро-Невскую Лавру.

Я знаю, что был такой герой Александр Невский, я всегда его очень любила. Но Лавра? Семья наша – сплошь воинствующие атеисты. И меня так воспитывали. Однажды как-то мама в очередной свой приезд упомянула, что один монастырь вновь открылся. Дед сказал: «Эх!» – и ушел, бабушка сморщилась брезгливо, а я, мозглявка этакая, заявила:

– Неужели кто-то еще уходит в монастыри?

Мама устало посмотрела на меня.

– Знаешь ли, дочка… В этом монастыре монахини – очень умные, интеллигентные женщины. Многие – с высшим образованием. И они очень обиделись бы, услышав твои слова.

И я впервые в жизни задумалась. А в душу будто бы хлынула река, которую долго сдерживала плотина. Стало ясно: я всегда знала, что Бог есть. Просто повторяла то, что мне изо дня в день говорили, не понимая, что слова имеют значение. А Бог – он всегда есть, и был, и будет.

С тех пор мы с мамой «диссидентствовали». Я запросто смотрела фото храмов и икон в маминых книгах. Не более того: мама сама, как я тогда считала, была неверующей. И вот теперь она звала меня в Лавру. Смелая мама, не боится бабушек-дедушек!

– Мам, мам, а что делать там?

– Креститься. Тебя крестят. И мальчишек тоже.

Мы на пороге храма. Братья пытаются сбежать, дразнятся. Вот глупые, не умеют вести себя прилично. А я буду приличной. Платье жмет в груди, пояс платья чуть не под грудью, только б не свалились эти дурацкие старые гольфы. Так, а откуда я умею креститься?

Входим. Меня пугает огромный черный крест и белый череп где-то в его основании. К иконам даже не иду: алтаря будто нет, храм видится огромным коридором, уходящим туда, куда все мы когда-то придем. И я поняла, что сейчас потеряю сознание.

Нас, крещающихся, было человек десять. Помню одну молодую женщину, ее звали Жанна, во крещении стала Иоанной. Мне и братьям купили крестики на белой веревочке, мама и себе купила – попроще. А тетя Рита гордо выступала в двух золотых цепочках, на одной – золотой крест, на другой – знак зодиака (ее попросили потом знак зодиака снять).

Батюшка был средних лет, добрый и явно с высшим техническим. Позже мама говорила:

– Мы с Ритой специально заранее ездили и беседовали с ним. Я твердо решила: если священник не понравится – крестить тебя не буду! А он вышел – и как солнышко воссияло. Да умный какой…

Батюшка, миленький, спасибо, что ты ей понравился…

Батюшка долго беседовал с нами… Сейчас, по прошествии лет, я помню только, что он сравнивал нечто с «бегущими электрончиками». И еще помню странное ощущение: он говорит, рассказывает, а я понимаю, что откуда-то все это уже знаю, что здесь я своя, родная. Все кружится, ноги слабеют, как подошла к купели, как крестная тетя Рита подала мне полотенце – не помню, не помню!

– Печать дара Духа Святаго.

– Аминь…

– Печать дара Духа Святаго.

– Аминь…

Исповедовать и причащать меня – это мама с удовольствием обещает. Но не выполняет. Однако на следующий день привозит в тот же храм ближе к вечеру. Иду. Вокруг меня все гулко и звучно, все дышит… Когда мы выходим из храма, я понимаю, что мама напугана.

– Мам, ты чего?

– Юлька, ты… Ты откуда все это знаешь? Кто тебя учил тому, что ты делала?

И я понимаю, что и впрямь никто не учил.

– Мам, а как ты стала крестной, ты разве крещеная?

Мама смущается, машет рукой и переводит разговор.

Прошло пять лет. Мечту поехать в храм не оставляю. Просто прошу друзей-приятелей доставить меня в какой-нибудь храм. Ну наконец-то! У двери храма меня встречает большая икона. Кто это, кто на ней?!

Это святой князь Александр Невский.

Благодарю тебя, княже!

Еще через время приходит к вере моя подруга. Она везет меня в тот же самый храм. И дарит мне молитвослов. И я огорошиваю ее словами: «Он просто должен быть связан с Александро-Невской Лаврой!»

Она молча открывает книжечку. На первой странице – фотография храма, в котором меня крестили.

Еще через время. Через долгое-долгое время.

– Батюшка, благословите… это Юля… Да, реву, простите. И простите, что звоню ночью. Благословите крестить сына по чину страха смертнаго ради. Да, утром операция, говорят – всё плохо с ним. Да. Обязательно, спаси Христос.

Родненький мой сыночек. Знала ли я, что так будет… Я назову тебя в честь князя Александра.

Звонит муж:

– Я по интернету связался с сестрами из Ново-Тихвинского монастыря. Они молятся за малыша.

– Я не знаю об этой обители. А в честь кого у них главный храм?

– В честь Александра Невского. А почему ты спрашиваешь?

– Эй-эй, сын, ты чего делаешь! Икону не надо отдирать с кроватки. Что? «Пеевесити»? Нет, не «пеевесити», пусть висит там, где мама повесила. Кто это на иконе-то?

– Княсь Кисяндер!!!

– Да, сын, это твой святой покровитель.

– Саса – Кисяндер, мама – Кисяндер…

– Нет, у мамы есть святая…

– Неееть!! Неееть!! Саса – Кисяндер, мама – Кисяндер и папа – Кисяндер!

– Ну, как скажешь, сын. Это тебе тогда в Сербию надо, «славы» справлять семейные.

– СеЛбию? А там колоколя бам-бам?..

– …А пока будем справлять твои именины 12 сентября. В этот день, оказывается, нашего духовного отца рукоположили в диаконы. Вот ведь не знала!

Есть такая легенда. В дни ленинградской блокады одна женщина молилась ночью, откуда силы-то взялись стоять на молитве и поклоны класть. Она решила выглянуть в окно. И увидела святого князя. Он ехал на коне по улицам города, он смотрел на дома. И она поняла: он ищет, кого в этом городе еще можно привести ко Господу. И будет искать так – всегда.

Вот, меня нашел.

Об авторе. Матушка Юлия Кулакова – супруга священника Димитрия Кулакова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Просвет Волжского района Самарской области. Юлия Кулакова – профессиональный журналист, автор многих публикаций в Православной газете «Благовест» и журнале «Лампада».

12:51, 22 июня 2017

Ангел Хранитель или небесный покровитель?

Человек рождается в мир, и все вокруг радуются, выбирают имя новорожденному и день, когда по обычаю понесут его в церковь крестить. Так принято у христиан. Принято давно, но путаница в понятиях Ангела Хранителя и небесного покровителя существует и поныне.

Ангелы - это существа выше или ниже человека?

- «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1.1) . Так начинается библейский рассказ о сотворении мира. Под словом «небо» здесь подразумевается творение ангельской сущности, невидимого мира бесплотных духов. «Ангел» есть «вестник». Это значит, что бестелесные духи призваны сообщать людям волю Божию, выполнять Его распоряжения в попечении о мире видимом. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14) .

В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому Ангела: «сопрязи животу его Ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, наставляет на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу.

Говорят, что у ангелов нет имен. А как же Архангел Михаил?

Учение Православной Церкви говорит о существовании Небесной иерархии. Она состоит из трех триад: первая: серафимы, херувимы, «престолы», вторая - «господства», «силы», «власти», третья - «начала», Архангелы, ангелы. Но в обиходе все Небесные чины называются ангелами. Нам не известны имена бесчисленного Небесного воинства, но мы знаем из Писания имена архангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Каждый из них исполняет свое назначение. Архангел Михаил («кто как Бог»), о котором мы знаем больше, чем о других Небесных силах, является вождем всего Небесного воинства. Архангел Гавриил («муж Божий») является носителем радостных благовестий. Архангел Уриил («огонь Божий»), согласно преданию, был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания прародителей. По учению святых отцов, он является просветителем неверующих сердец. Архангел Рафаил («помощь Божия») - врач человеческих недугов. Архангел Селафиил («молитва к Богу») призывает людей к молитве. Имя Архангела Иегудиила («хвала Божия») известно только по преданиям, в Библии оно не встречается. Архангел Варахиил - благословение Божие на всякое доброе дело. Архангел Иеремиил («высота Божия») - возвращает падшего человека к Богу. Таким образом, Архангелы являются благовестниками о великом и преславном, открывают пророчества, волю Божию, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом познания Божества.

Своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор 32:8) .

Как дух бесплотный, Ангел Хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой».

Ангел Хранитель и небесный покровитель - это одно и то же?

В строгом смысле слова нет. Небесным покровителем христиане называют святого, имя которого носят при земной жизни. По учению Православной Церкви, всякому вступающему в нее дается христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников: Ангела Хранителя и небесного покровителя. Днем Ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами - день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.

Чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом. Следует понимать, что если мы живем далеко не по-христиански, то напрасно требуем от Ангела Хранителя и небесного покровителя помощи, напрасно ропщем на них и на Бога, якобы не помогающих нам в наших делах.

Какое значение имеет имя человека для Бога?

Имя человека имеет значение прежде всего для него самого. Господь, надо думать, знает нас и все о нас и без имени. Но тем не менее уже первые люди имели имена, а к Адаму подводились животные, чтобы он давал имена и бессловесным тварям, тем самым обозначая их в земной жизни. В христианстве принято давать имя ребенку в честь того или иного святого, который становится его небесным покровителем. Традиционно еще с ветхозаветных времен имя младенцу нарекается на восьмой день после его рождения, по примеру Христа Спасителя, а во время крещения (сороковой день и позже) оно произносится как уже существующее.

Скажем, родился мальчик в десятых числах декабря. Родители выбрали для него имя по церковному календарю - Николай, так как 19 декабря по новому стилю совершается память святителя Николая Чудотворца. С этим именем он принял святое крещение. Отныне святой Николай Угодник - его небесный покровитель. Именно к нему обращаются с молитвой родители и восприемники, а позже и он сам, надеясь на предстательство пред Богом этого святого заступника. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его - к молитве их» (1 Пет 3:12) . В этом смысле имя имеет значение и для человека, и для Бога.

Меня зовут Римма, родилась 23 ап­ре­ля. Есть ли у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

Есть два мужских имени, Инна и Римма, которые, видимо, из-за женского окончания стали на Руси даваться при рождении девочкам. Так что ваш небесный покровитель - святой мученик Римма, ученик апостола Андрея. Он жил в I веке, был родом из Малой Скифии. За распространение веры Христовой был заморожен в реке вместе с мучениками Инной и Пинной. Их память - 2 февраля и 3 июля по новому стилю.

Мою дочку зовут Виктория. В церк­ви батюшка отказался ее причащать под этим именем, сказал, что в церковном календаре нет такого имени, есть только, например, Вероника. Что же нам делать? Влияет ли выбор имени ребенка на его судьбу?

До недавнего времени в православном календаре не было имени Виктория, и девочкам чаще всего при крещении нарекали имя Ника. Но с 2011 года Виктория включена в календарь Московской патриархии: память святой Виктории Кордубской - 30 ноября по новому стилю.

Судьбы наши в руках Божиих. Понятие судьбы - не из христианского лексикона. Господь сотворил человека свободным, и этот дар не отнимает никогда, поэтому христианское учение утверждает, что мы участвуем в своем спасении - «Бог спасает нас не без нас». Но мы носим имена, и обычно это имена святых мучеников, преподобных, святителей, одним словом, угодников Божиих. Иногда же (чаще это случается в нерелигиозных семьях) ребенка называют именем, которого действительно нет в святцах, например, Снежана. Но при крещении, если таковое было, имя все равно дается православное. Вот и получается, что человек имеет как бы два имени: обиходное и церковное, с которым он исповедуется, причащается, вступает в брак и т.д.

Наши предки славяне до принятия христианства носили языческие имена, после же Крещения Руси получили имена от Византийской Церкви, которые мы имеем и сейчас. Долго на Руси, особенно в среде низшего класса, сохранялся обычай давать при рождении младенца два имени: языческое и христианское. Второе имя хранили в тайне, во избежание колдовства. Пережиток этого обычая жив еще и поныне: некоторые родители из суеверия дают малышу одно имя при рождении, другое - при крещении. Понятно, что ничего общего с православием это суеверие не имеет.

Мои знакомые говорят, что мое имя Руфина не русское, а ведь меня крестили в православной церкви. Какой же у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

Мы все в большинстве случаев носим не чисто русские имена, а греческие, римские, персидские и так далее, потому что христианство пришло к нам с Востока. Ваше имя в переводе с греческого означает «рыжеватая», а ваша небесная покровительница - святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская). Она была матерью святого мученика Маманта и пострадала в третьем столетии. Ее память, а значит, ваши именины - 15 сентября по новому стилю.

Могу ли я сменить свое имя или заново покреститься, так как дурные люди отпели меня живую в церкви и положили мою фотографию в могилу?

Успокойтесь, ничего страшного для вас не произошло. Для нас, христиан, «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16) , а это значит, что Он не творит зла, хотя попускает его существование среди людей, чтобы мы добровольно обращались к добру. Дурные люди, которые заказали церковное отпевание живого человека, сотворили зло, и потому получат по заслугам. Господь исполняет просьбы людей полезные им, направленные на их благо, но никогда во зло. Таинство же Крещения совершается один раз и не повторяется, по словам апостола: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Еф 4:5) .

В самый канун Рождества у меня родилась внучка. Назвали ее Марией. Теперь Сама Богородица будет ее Небесной Покровительницей?

Нет, непосредственной небесной покровительницей у вашей внучки будет одна из святых жен по имени Мария, память которой ближе всего к дню рождения девочки (это вы должны выбрать по церковному календарю). В православии существует правило, что имена Иисус и Мария никогда не даются в честь Спасителя и Его Пречистой Матери. Хотя, разумеется, Пресвятая Богородица является Заступницей вашей внучки, как и всех верующих христиан.

Протоиерей Владимир Гофман

НЕБЕСНЫЕ ЗАСТУПНИКИ

(по профессиям).

Проблемы на работе время от времени случаются у каждого. Но иной раз так прижмет, что не знаешь, кому молиться, кого просить о помощи. Надеемся, что наши подсказки выручат вас в трудную минуту.

ТОРГОВЫЕ ЛЮДИ


Все, кто занимается торговлей, продавцы, коммерческие директора и менеджеры по продажам могут просить о помощи архиепископа Николая Мирликийского.

(Николай Чудотворец )

И вот почему.

Когда в Ликии наступил великий голод, архиепископ Николай, чтобы спасти голодающих, сотворил чудо - наслал на торговца, нагрузившего большой хлебом, странный сон. Купец увидел во сне старца, который повелел ему доставить хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил у себя в руке три золотые монеты и понял, что это было повеление свыше. Он привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Когда же купец рассказал горожанам о старце, увиденном во сне, те по описанию узнали в нем своего архиепископа.

МОРЯКИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Архиепископ Николай Мирликийский покровительствует и морякам. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить судно, обреченное на неминуемую гибель и никакие силы не могли предотвратить ее. Погибающие моряки стали горячо молиться, и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять судном и благополучно привел его в гавань.

ДИПЛОМАТЫ И ПОЧТОВЫЕ РАБОТНИКИ,

ФИЛАТЕЛИСТЫ

Их покровитель - архангел Гавриил - небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы рассказать людям о своих планах. Так, архангел Гавриил явился праведной Анне, долгие годы страдавшей бесплодием, и сказал, что молитвы ее услышаны Богом, и вскоре она родит благословенную дочь Марию, через которую мир получит спасение.

Деве Марии он рассказал о том, что она будет матерью сына Божия. Позже Божий представитель разъяснил разгневанному Иосифу, что зачатие Сына Божия произошло от Духа Святого, а его возлюбленная Мария осталась невинной. Ну чем не дипломат…

РЕДАКТОРОВ, ИЗДАТЕЛЕЙ И ПИСАТЕЛЕЙ,

ПЕЧАТНИКОВ И ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

ЖУРНАЛИСТОВ И ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ

…под свое крыло взял апостол Иоанн Богослов , любимый ученик Христа. Иоанн создал свою версию Евангелия, а заодно Апокалипсис. И совершил множество чудес: воскресил из мертвых двести человек, выгнал из языческого замка демона, превратил соленую морскую воду в питьевую. Такой был удивительный человек, что даже пыль с его могилы благоухала и целый год излечивала больных.

И им так же покровительствует Святой Лука .

ИКОНОПИСЦЫ, ХУДОЖНИКИ

Евангелиста Луку просят при изучении иконописания, Святой Лука в православии считается первым иконописцем и является Небесным покровителем иконописцев, живописцев; так же особую помощь от него получают врачи и фермеры.

ПЕВЦАМ, АРТИСТАМ ХОРА

И ВОКАЛИСТАМ

Преподобный Роман , прозванный “Сладкопевцем ”, был по происхождению греком и усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. На одном из предрождественских богослужений недоброжелатели вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. В присутствии императора и придворной свиты, смущенный и напуганный, своим дрожащим голосом и невнятным пением он всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар.

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн “Дева днесь”, что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

ТАНЦОРАМ

те, кто связаны с танцами и хореографией находятся под защитой Святого мученика Вита . (Мальчика 7-12 лет).

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

По неизвестным причинам в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин.

СТРОИТЕЛИ


почитают своим помощником Святителя Алексия, митрополита Московского , по инициативе которого были построены первые каменные здания Кремля.

РИЭЛТОРЫ

Покровители риэлторов Преподобные Александр Куштский и Евфимий Сянжемский.

Встретившись в глухом лесу, иноки обрадовались друг другу и ради еще большего безмолвия решили обменяться пустынями: Евфимий остался на берегу реки Сянжемы, в келье Александра, а Александр ушел на Кушту, поселившись в обители Евфимия. Оба преподобных отличались удивительным терпением и смирением - качествами, необходимыми любому горожанину, затеявшему решать квартирный вопрос.

РАБОТНИКИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ


Им покровительствует святая великомученица Варвара Илиопольская . Ее отец, язычник Диоскор, узнав о том, что дочь стала христианкой, пришел в неописуемую ярость. Обнажил меч и погнался за девушкой, намереваясь убить ослушницу. Но путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине, с другой стороны которой был выход наверх.

ЭКОНОМИСТЫ


Банкиры, бухгалтера, финансисты, работники налоговых инспекций и казначейств могут считать своим покровителем святого апостола Матфея , который обычно изображается со счетами или мешочком золота. По своей профессии Матфей был сборщиком податей, но услышав глас Христа: «Иди за Мной», - бросил собранные налоги в пыль и налегке пошел за Спасителем.

АВТОМОБИЛИСТАМ, ВОДИТЕЛЯМ И всем, чья деятельность связана с переноской тяжестей ,

покровительствует Святой Христофор . Этим именем был наречен отшельник Оферро, живший у речной переправы. Однажды ему довелось перенести на руках через реку маленького мальчика, который оказался самим Иисусом. В благодарность Иисус крестил Оферро, дав ему имя Христофор, что означает «несущий Христа».

УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ


Ваши святые покровители - Кирилл и Мефодий . Святой Кирилл, получив блестящее образование, в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. С помощью своего брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие и Псалтирь.

УЧЕНИКИ И СТУДЕНТЫ

Ваш покровитель - преподобный Сергий Радонежский . Ему молятся о помощи в трудном учении. Сергия в семилетнем возрасте отдали учиться грамоте, но наука не давалась ему, и мальчик ужасно страдал из-за этого. Однажды в поле он встретил монаха. Подошел к нему и рассказал о своей беде. Выслушав мальчика, старец дал ему часть просфоры и велел съесть. В тот самый миг благодать сошла на отрока. Господь даровал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость.


Мученица Татьяна считается покровительницей из-за исторического совпадения. Именно 25 января (в Татьянин день) императрица Елизавета утвердила проект Московского университета. А великомученица Татьяна была названа его покровительницей.

ВРАЧИ И ФАРМАЦЕВТЫ


У медиков не один, а четыре святых покровителя. Целитель Пантелеимон , посвятивший свою жизнь страждущим, больным и убогим, безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему. В скором времени молва о милостивом враче распространилась повсеместно. Оставив других врачей, люди стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Святой Лука

Евангелист Лука - христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым, его просят об исцелении глазных болезней.

Ипатий Целебник

тоже посвятил себя служению больным и за это получил от Бога дар исцелять людей простым наложением рук.

Братья Косьма и Дамиан

могли исцелять любые болезни, даже самые страшные. Слепые, хромые, бесноватые шли к чудотворцам толпами и никому они не отказывали в помощи. Наоборот, для того, чтобы быть доступнее для больных, они сами искали их, переходя из города в город. И делали это абсолютно безвозмездно, за что в народе их и прозвали бессребрениками.

ВЕТЕРИНАРЫ


Не только людей врачевали Косьма и Дамиан , но и братьев наших меньших. Благодарные животные знали своих благодетелей, а потому иной раз ходили за ними по пятам.

ВОЕННЫЕ


В целом же все военные люди находятся под надежной защитой святого Георгия, которого называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые так и не смогли заставить его отказаться от христианства. Георгий Победоносец прославился и своей чудодейственной помощью людям, находящимся в смертельной опасности.

А так же военные, вооруженные силы под опекой преподобного

Ильи Муромца Печерского.

Святые покровители видов войск:

Внутренние войска (МВД)

Владимир, равноапостольный князь.

Военно-морской флот

Апостол Андрей Первозванный,

Святой праведный Феодор Ушаков.

Воздушно-десантные войска

Илия, пророк.

Войска специального назначения

Александр Невский.

Танковые войска

О том, какое место в нашей жизни занимают святые, именем которых мы наречены при Крещении,— наш разговор с клириком храма в честь Рождества Христова города Саратова священником Иаковом Коробковым.

— Почему для человека так важен его небесный покровитель?

— Небесный покровитель — это не только тот святой, который на протяжении всей жизни ходатайствует за тебя перед Богом, это еще и пример христианской жизни. Ведь у святых угодников Божиих мы можем и должны учиться, поскольку Самим Христом призваны им подражать. Безусловно, мы не в силах повторить их жизненный путь и подвижничество, но мы можем перенять тот дух верности Христу, которым они пламенели. И небесный покровитель человека — это его ближайший учитель на пути в Небесное Царство.

— Многие люди не знают, в честь какого святого они были крещены. Что делать в таком случае? Может ли человек сам выбирать, какого святого считать своим небесным покровителем?

— Да, может. Обычно по святцам выбирают святого, память которого приходится на ближайшие к дате его рождения дни. Но, чтобы не ошибиться, лучше всего в таких случаях прийти в храм и решить этот вопрос индивидуально со священником.

— А что делать людям, имена которых отсутствуют в христианских святцах? Как тогда выбрать святого, в честь которого такой человек будет назван при Крещении?

— Действительно, есть ряд имен, как мужских, так и женских, которые не имеют аналогов в православных святцах. Это означает, что за всю историю христианства просто не было ни одного святого, который бы носил имя, например, Эдуард, Станислав или Эвелина. Священники в таком случае обычно руководствуются негласным правилом: выбирается христианское имя, созвучное тому, которое человек носит от рождения. Например, мужчину с именем Руслан обычно нарекают в честь святого Романа, Арину — в честь мученицы Ирины и т.д. Этот вопрос лучше всего решать не в сам день Крещения, а заранее, посоветовавшись со священником на предкрещальных — огласительных — беседах.

— Возможно ли человеку, носящему нехристианское имя и желающему принять Крещение, руководствоваться в данном вопросе не созвучностью, а особым сердечным расположением к тому или иному святому?

— Если жизнь, подвиг и добродетели того или иного святого так вдохновили человека, то, думаю, это можно считать свидетельством Божьего призыва. Может быть, Господь таким образом указывает, кому подражать, чьим стопам следовать и кто может стать путеводной звездой в жизни нового христианина.

— А действительно ли так важно давать имя родившемуся ребенку по святцам? Или это, скорее, просто традиция?

— На самом деле существует древняя православная традиция, согласно которой новых христиан называют в честь христианских героев — святых. Выбирают имя святого, память которого приходится на день рождения, либо на день Крещения человека, либо находится в промежутке между этими днями. Традиция эта добрая, освященная веками, но, впрочем, она не обязательная. Очень часто бывает так, что родители, ожидая ребенка или испрашивая его у Бога, обращаются к помощи того или иного святого, особо чтимого в этой семье или даже местности. И когда Господь исполняет их молитвы, то вполне естественно, что они называют ребенка именем того святого, к которому обращались. Это бывает нередко и ничуть не противоречит христианским устоям. Бывает также, что родителям какое-то имя особенно нравится, не потому что его носил тот или иной святой, а потому что имя само по себе для них приятно или дорого. Разумеется, и в этой ситуации можно крестить ребенка с таким именем, если оно есть в христианских святцах. В остальных же случаях лучше все-таки следовать традиции.

— Родители иногда боятся называть своего ребенка именем святого, принявшего мученическую кончину. Что Вы могли бы посоветовать в таком случае?

— Мученики — это слава Церкви. Они самые отважные, самые решительные свидетели об истинном Боге за всю христианскую историю. Ведь само слово «мученик» (по-гречески «мартирос») означает «свидетель». Эти люди не страшились ничего на свете, готовы были терпеть непереносимые истязания, лишь бы только сохранить верность Христу. Но не надо бояться того, что жизнь человека, названного в честь мученика, будет сплошным страданием. В подобном взгляде есть что-то от оккультизма, совершенного чуждого христианству.

— Отец Иаков, объясните, пожалуйста, чем именины отличаются от дня Ангела?

— Действительно, многие люди сегодня ошибочно смешивают эти два понятия. Именины — день имени — день памяти того святого, имя которого ты носишь. А день Ангела — это годовщина Крещения. Ведь Ангел Хранитель даруется Богом человеку именно в момент Крещения, о чем ясно говорится в крещальных молитвах. Лишь в том случае, если человека крестили в день памяти его святого, эти два праздника будут совпадать. Но чаще всего это два разных дня. Святой хоть и приблизился к Богу, но остался человеком, а человек и Ангел — это онтологически разные существа. То есть не стоит думать, что святые в Ангелов превратились.

— Часто люди особо почитают тех или иных святых (заказывают им молебны, читают каноны и акафисты), а молением к своему небесному покровителю пренебрегают, ограничиваясь только коротким молитвенным обращением в составе утреннего правила. В чем причина этого?

— Очень часто можно встретить людей, относящихся к Церкви как к своего рода поликлинике с кабинетами, где за каждым святым закреплена определенная узкая «специализация». Например, преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе, святому великомученику Пантелеимону — об исцелении, святителю Спиридону Тримифунтскому — о помощи в торговых делах, и так далее. Создается впечатление, как будто к ним только с этими просьбами и можно обращаться. И вся задача православного человека, попавшего в какую-то нужду, сводится к тому, чтобы в соответствующих источниках отыскать, какому святому подобает молиться в той или иной ситуации. Но ведь праведники — это те люди, которые Богу предстоят, и каждый из них может помолиться за нас при любых наших трудностях. Тем более это касается небесного покровителя. Я знаю, что многие священники, сталкиваясь с самым, наверное, частым вопросом «Кому мне поставить свечку, кому помолиться, чтобы в той или иной ситуации Господь мне помог?», интересуются, в честь какого святого человек наречен при Крещении. И советуют именно к его помощи и молитвам прибегать в первую очередь — разумеется, после Господа и Пресвятой Богородицы. Я полностью с этим согласен. Никогда нельзя забывать о своем небесном покровителе, имя которого ты носишь и чьей заботе препоручен.

Беседовала Инна Стромилова