Как проявить желание у ребенка к учебе. Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Рекомендации родителям

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"

Многие родители жалуются на то, что ребенок не проявляет никакого интереса к учебе. В большинстве случаев это выясняется на 1-2 год обучения, в то время как родители приложили максимум усилий, чтобы устроить свое любимое чадо в самую лучшую школу, прошли несколько подготовительных этапов и осуществили серьезную работу с самим малышом, прививая ему интерес к процессу обучения. Спустя какое-то время ребенок начинает проявлять свой характер, отказываясь от учебы . Дети, которые с удовольствием изучали новое, стремились получить больше информации, с поступлением в школу перестают проявлять к этому интерес, устраивают истерики со слезами на глазах по поводу выполнения домашних заданий. Такая ситуация знакома многим родителям. Что же происходит с ребенком?

В первую очередь необходимо определить, какова причина того, что ребенок не может привыкнуть к статусу школьника . Данная проблема может быть обусловлена несколькими факторами:

Ребенок не может установить контакт с классным руководителем;

Большие нагрузки , которые характерны для специализированных школ;

Отсутствие мотивации к обучению;

Неготовность малыша к школе.

Конечно, когда малышу задают вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?», он утвердительно кивает головой. Но это, абсолютно, ни о чем не говорит. Детям интересно все неизведанное. Однако школа – это не только заведение, где ребенок может узнать что-то увлекательное и познавательное. Это еще и первый опыт демонстрации дисциплинированности, способности контактировать, как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Если у ребенка не имеется мотивация к обучению, то никакие его таланты не смогут ему помочь, он испугается трудностей , с которыми столкнется в школе.

Происходит и так, что ребенок очень смышлен, он желает знать все, поэтому вся предоставляемая информация довольно быстро впитывается им. Но поход в школу все приостанавливает. Малыш понимает, что здесь нельзя делать так, как хочется, постоянно слушать преподавателя , спокойно сидеть целых 45 минут и наблюдать за тем, как остальные дети не могут ответить на элементарные вопросы.

Другие малыши-школьники очень любят получать одобрение и похвалу за свои успехи. Данный тип детей учится и получает хорошие отметки только потому, что на них оказывает огромное влияние авторитет родителей. Но с каждым годом ребенок взрослеет, и данный авторитет сменяется новыми интересами, людьми. Тогда и картина меняется кардинальным образом.

А есть просто ленивые малыши или те, которые в свое время недополучили родительского внимания и теплого отношения, в результате чего они становятся малоинициативными.

Ребенок, который впервые идет в школу, должен иметь несколько видов подготовки:

Интеллектуальную.

Малыш должен иметь широкий кругозор , владеть минимальными дошкольными знаниями, проявлять логическое мышление и рационально рассуждать;

Мотивационную.

Родители должны привить малышу любовь к школе, рассказать, что там интересно и это необходимо для его будущего;

Волевую.

Малыш должен быть способен выстраивать диалог и совершать осмысленные действия .

Если хоть одна их этих подготовок отсутствует, у ребенка могут возникнуть трудности, которые обязательно проявятся. По этой причине многие психологи рекомендуют, прежде чем отдавать малыша в первый класс, проверить степень его готовности к ней.

Находчивых и развитых малышей следует обучать действовать по правилам. Неактивных и детей с низким уровнем понимания необходимо заинтересовать. Родители знают о своем ребенке все. Вспомните, что интересует вашего ребенка большего всего. Благодаря этим увлечениям можно активизировать привязанности, переводя их на процесс обучения. К примеру, малышу нравится рисовать. Не отказывайте ему в этом увлечении, но при этом просите его рассказывать, что именно он рисует, для чего и почему. Такая форма обучения в игровой форме дает возможность развивать мышление, усидчивость, происходит расширение кругозора и формирование моторики рук.

Если кроха очень любит играть, и это не проблема. Ведь на сегодняшний день существует большое разнообразие развивающих игр , которые помогают подготовить малышей к школьной программе.

Иногда малыш просто не понимает, зачем ему учиться в школе. В этом помогает стимул . Поощрение в любой ситуации оказывает положительное влияние на детей. Однако не стоит выражать свою похвалу в денежном эквиваленте, поскольку это может отразиться на мировоззрении крохи.

Некоторые родители так зациклены на обучении ребенка, что контролируют его домашние задания чуть ли не до окончания школы. Однако данный метод никак нельзя назвать правильным воспитанием. Научите малыша организовывать свой труд в начальных классах. Тогда вам не придется стоять над малышом с ремнем, постоянно заставляя его сделать домашнюю работу. Самостоятельность приносит больше результата.

Очень важно помнить, что ребенок не должен соотносить учебу с наказанием . Если ваш ребенок провинился, не следует наказывать его, заставляя читать книги или же вырабатывать каллиграфический подчерк. Отрицательное отношение к обучению и комплекс ущербности могут навсегда отбить у школьника тягу к знаниям.

Не забывайте, что не существует детей, которые не воспринимают обучение. Тяга к познанию присутствует абсолютно у каждого человека. Важно направить ребенка, помочь ему, поддержать, все правильно объяснить и показать. Только в этом случае малыш будет с удовольствием посещать школу и приобретать новые знания .

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Часто родители первоклассников думают, что за формирование и развитие мотивации у школьников отвечают исключительно учителя. Это не так. Многое необходимо сделать до начала учебы в школе, и сделать именно родителям. Формирование интереса к новым знаниям у ребенка начинается задолго до школы. Рассказывает Татьяна Васильевна Лохматова, руководитель психолого-логопедической службы начальной Ломоносовской школы.

Ребенок 3-5 лет: возраст "почемучек"

В этом возрасте ребенка интересует буквально все. И родителям стоит набраться терпения и отвечать на вопросы простым и доступным для детей языком. Благодаря этому улучшается речь ребенка, усиливается мозговая активность, развиваются мышление и воображение.

А главное, ребенок получает опыт общения со взрослыми, которые знают больше, чем он сам . Это очень полезно для поддержания авторитета родителей, так что стоит постараться. Кроме того, ребенок, на вопросы которого отвечают с удовольствием, перейдет на следующий возрастной этап с ощущением, что быть любознательным - это хорошо и правильно, родители это одобряют.

В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Часто родители из самых лучших побуждений начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, напрягая не сформированный еще аналитический аппарат мозга ребенка.

Но активно растущий организм устроен так: если какая-то часть мозга перенапряжена, то другая - недополучает энергии. И у ребенка, загруженного "подготовкой к школе", не формируются такие важные для успешного обучения вещи, как зрительно-моторная координация, концентрация и переключение внимания, саморегуляция поведения...

Вот и получается, что в первый класс приходят ребята, умеющие читать, писать и рассуждать, но не способные высидеть за партой все время урока, сконцентрировать внимание на задании, понять инструкцию, адресованную всему классу.

Также в этом возрасте у ребенка начинают появляться представления о том, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. Дети 5-6 лет обычно хотят быть похожим на героев книг, фильмов, на родителей или знакомых взрослых. Эта важное психологическое новообразование в личности ребенка можно считать началом появления учебной мотивации. То есть учиться ребенка побуждает не столько интерес к тем или иным дисциплинам, сколько желание видеть себя "знающим" , "умным", "умеющим".

Но стоит поставить ребенка в ситуацию неуспеха, завышенных ожиданий родителей, оставить его с ощущением, что он "не дотягивает" до идеала - об учебной мотивации можно забыть. В этом случае у ребенка остается два пути: развивать некритичность к собственным действиям и оставаться с завышенной самооценкой - или отказаться от веры в себя. Оба этих защитных механизма крайне затрудняют развитие учебной мотивации.

Ребенок 6,5–10 лет: начальная школа

Ребенок стал первоклассником. Изменилось все - режим, окружение, статус. Появились обязанности. В это время родители могут повысить и укрепить значимость нового периода жизни ребенка. Например, заранее позаботиться об индивидуальном рабочем месте для первоклассника, которое будет его личным пространством. Организовать такой порядок, при котором домашние не будут отвлекать первоклассника от его учебных занятий.

Любая учеба - это вызов. Обучающийся снова и снова оказывается в ситуации незнающего или неумеющего. Умение преодолевать учебные трудности - обязательная составляющая учебного процесса. И это именно умение, этому надо учиться.

Когда родители говорят ребенку: "Пока не выполнишь задание - гулять не пойдешь", - они оставляют ребенка один на один с трудностями, которые он, возможно, сам пока не может преодолеть. Многим детям в начале обучения в школе требуется организующая помощь - вовремя сесть за уроки, достать нужные книги и т.п. Другим нужно разобраться в условии задачи, нарисовать схему... И дело не в том, что в школе этого не объясняли, а в том, что применить полученные знания в самостоятельной работе совсем не просто.

В это время детям очень нужна поддержка родителей и позитивная обратная связь. Фразы "Я вижу, ты очень стараешься" или "Эта буква у тебя очень красиво получилась" мотивируют намного сильнее, чем упреки и обвинения.

Как привить интерес к учебе: оценки и самооценка

Большое значение в становлении самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. На первый план у ребенка выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей:

  • поддержание престижа ("А кто ещё в классе получил пятёрку?");
  • послушание ("Тебя сегодня не ругали?");
  • ориентация на знания ("Что нового ты узнал сегодня?") и т.д.

То, на чем фокусируют внимание родители, формирует учебную мотивацию в начальной школе. К четвертому классу, с накоплением у ребенка социального опыта, начнут проявляться и собственные мотивы - для чего учиться. И чтобы ребенка вел по жизни интерес к знаниям, родителям вместе со школой необходимо транслировать ребенку правильное отношение к оценкам.

Убеждать детей, что конкретная оценка говорит только о том, как ты справился с конкретным заданием, и никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты мальчик (или девочка). Всегда ориентировать детей на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Так как дети не всегда осознают, что они уже научились делать, родителям важно акцентировать детские умения, помогать им проявляться в обычной жизни, а не только на уроках.

Иными словами, поддержка родителей - неисчерпаемый мотиватор для дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Комментировать статью "Как развить учебную мотивацию у ребенка?"

Еще по теме "Как повысить интерес ребенка к учебе?":

Как вызвать интерес к учебе?. Школьные проблемы. Образование детей. Как вызвать интерес к учебе? Дочка во 2 классе. Пока нет особых проблем с учебой, учится на 4-5, но совершенно без интереса Меня это очень расстраивает Как повысить мотивацию к учебе?

Как развить учебную мотивацию у ребенка? Мотивацию к учебе детям развивают (подводят/подталкиваю­т) взрослые. В повышенную мотивацию к образованию ребенка родителей детей "с повышенной учебной мотивацией " верите? У моей мамы была...

Ну вот и закончились новогодние каникулы и настала пора учебы. Ребёнок мой, первоклассник, во второй четверти учебы: буквы и слова, все через истерики, огромных требуется усилий, чтобы заставить писать, читать или считать. Прошу, хвалю, требую, угрожаю, все бестолку, и это первый класс! Что дальше?

Как стимулировать подростка к учёбе?. Психология, переходный возраст. Подростки. Как стимулировать подростка к учёбе? Вчера было родительское собрание, 6 класс, ничего нового я про своего сына не услышала, болтает на уроке, не слушает, всё пропускает мимо ушей.

Как привить ребенку интерес к учебе? Сын заканчивает 2 класс. После 4ого класса хотим отдать его в гимназию, там нужно сдавать вступительный и Невозможно " повышать интерес " к абстрактной " учебе ". Я не смогу при всем желании (да и никто не сможет) Вас заинтересовать...

Про мотивацию. Отношения с родителями. Социальная мотивация и мотивация достижений тоже хорошо работают, если не передавливать и грамотно ее развивать. Мотивация к учебе. Помогите, пожалуйста, убедить ребенка (мальчишка 10 лет) в необходимости учебы в школе.

Как увеличить интерес к учебе?. Уроки, продленка. Образование детей. Как повысить у ребенка интерес к учебе? Как привить ребенку желание учиться? Подростки. У кого дети сейчас в 8 классе, или были недавно - по какому учебнику учились по химии?

Как сформировать мотивацию?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Гораздо сложнее создать внутреннюю мотивацию, но оно и стоит того. Для этого надо иметь с ребенком хорошие отношения, чувствовать что ему интересно и тут же это подхватывать.

Мотивация к учебе (дополнительные занятия). ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 10 до 13. В спецшколу не собираемся. Т.е. все занятия для общего развития. И вроде бы она воспринимает, что да, мама со своим братом в один голос говорят, что как плохо, что мама не...

Мотивация к учебе. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Как же организовать индивидуальный подход к повышению учебной мотивации у детей? Как на практике применить то, что подразумевается под часто используемой в Если вы заметили, что такие аргументы действуют...

Мотивация. Мотивацию к учебе детям развивают (подводят/подталкиваю­т) взрослые. И именно вследствие "неразвитости головного мозга" в плане мотивации к учебе, её можно и нужно развивать. 10 класс, учиться совсем не стремится.

Мотивация к учебе. Проблема. Подростки. Мотивация к учебе. Очень буду благодарна за советы мамам таких подростков, которые не хотят учиться (ну совсем), но которых мамы убеждают, или заставляют, или упрашивают - и результат положительный.

Мотивация у ребенка. -- посиделки. Детская психология. Мотивация у ребенка. Даже не знаю, как озаглавить тему. Дочке почти пять лет. Не обращать внимания? Я не хочу искусственно развивать у ребенка честолюбие, но и такое равнодушие меня, честно говоря...

Как повысить у ребенка интерес к учебе? Как привить ребенку интерес к учебе? Сын заканчивает 2 класс. После 4ого класса хотим отдать его в гимназию, там Все дети любят плескаться в раковине и повторять за взрослыми года в полтора-два, но большинство взрослых...

Мотивация к учебе. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Интерес должен быть не к учебе, а к знаниям, их можно получать где угодно, не обязательно в школе. Хорошо, если учителя интересные и знания дают, а если нет, то нужно искать способы получения знание ВНЕ...

Как повысить у ребенка интерес к учебе? Следуя желанию сделать своего ребенка счастливым, многие родители буквально заваливают малыша подарками, развивающими игрушками, стремятся удовлетворить любой Как повысить у ребенка интерес к учебе?

Как повысить у ребенка интерес к учебе? Как привить ребенку любовь к науке. Психологи уверены, что родители вполне способны привить ребёнку любовь к учебе, тем более что возможность «помогать» малышу учиться сегодня есть во многих семьях.

Учебная мотивация у детей появляется от 6-ти до 8-ми лет!! И когда вы уловите этот интерес - развивайте его дальше, поощряя и хваля ребенка. Любознательность ребенка развивается особенно сильно тогда, когда взрослые отвечают на его вопросы таким образом, что...

Эмили Листманн - частный репетитор из Сан-Карлоса, Калифорния. Работала учителем общественных наук, координатором расписания и учителем по подготовке к SAT. Получила магистерскую степень по педагогике в Стэнфордской высшей педагогической школе в 2014 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Педагогам и родителям не всегда с легкостью удается превратить учебу в интересное для ребенка занятие. Если традиционные методы обучения не работают, то подойдите к организации занятий творчески. Применяйте персонализированные, изобретательные и технологичные методы обучения, чтобы привлечь внимание учащихся.

Шаги

Личные интересы

    Учитывайте конкретные интересы учащихся. Такой подход позволит вам увлечь своих учеников и заинтересовать знаниями.

    Планируйте время обучения с учетом потребностей детей. Безответственно считать, что все дети учатся одинаково и в одном темпе. Родителям и педагогам следует оценить потребности каждого ребенка. Возможно, ему сложно сидеть на месте. Определите оптимальный способ обучения - это аудиальный, визуальный или кинестетический подход? Используйте такие сведения, чтобы точнее планировать занятия и уроки.

    Позволяйте ученикам учить друг друга. Когда ребенок несет ответственность за свое обучение и учит других, он стремится как можно лучше разобраться в материале.

    Участвуйте в процессе обучения. Присоединяйтесь к ученикам или детям, когда они занимаются уроками. Если активно участвовать в процессе обучения, то дети начнут повторять ваши привычки и перенимать навыки решения задач, а также разделять вашу радость от изучения новых фактов. Если ребенок заподозрит, что вам не интересно, то он посчитает, что занятие вовсе не стоит его внимания.

    Доступность и актуальность

    1. Создавайте возможности для практического обучения. Дети лучше запоминают сведения, когда их руки и мозг одновременно заняты делом. Планируйте занятия так, чтобы ученикам приходилось говорить, слушать и двигаться. Такие уроки будут полезны для активных учеников с аудиальным и визуальным типом восприятия.

      Призывайте учеников использовать свое воображение. Не нужно ограничивать и контролировать их воображение. Дайте им полную свободу. Развивайте творческие наклонности с помощью таких уроков, которые включают творческие задания и рукоделие, ролевые игры и другие аналогичные занятия.

      • При изучении судебной системы предложите провести инсценированный судебный процесс.
      • Когда дети изучают исторических личностей, попросите их нарядиться как герой доклада.
      • Позволяйте детям свободно выражать себя самыми разными способами. Предлагайте варианты индивидуальных проектов на выбор. Так, на уроке истории можно написать сочинение, нарисовать картину или подготовить реконструкцию события.
    2. Используйте обучающие игры. После урока или изучения понятия с ребенком предложите такую игру, которая позволит проверить приобретенные знания.

      Показывайте на практике абстрактные понятия. За время обучения дети знакомятся с большим количеством абстрактных понятий, которые кажутся им оторванными от реальной жизни. Каждый урок должен включать пояснения, как такие понятия могут использоваться людьми в ежедневных ситуациях.

    Игры и технологии

      Поручайте цифровые проекты. Нынешние дети рождаются в цифровую эпоху. Они без ума от технологий и уверенно пользуются техникой. Применяйте такие навыки с пользой посредством тематических заданий.

      Используйте технологии на занятиях. Родители и педагоги могут повысить интерес к учебе при помощи цифровых устройств.

    1. Смотрите и слушайте образовательные программы. Педагоги и родители могут дополнить свои объяснения и материалы для чтения обучающими видеороликами, подкастами или постановками. Аудиовизуальные материалы заинтересуют даже тех, кто не слишком внимателен на уроках.

      • Смотрите и слушайте вместе с детьми материалы по теме урока.
      • В качестве награды за прочтение монументального художественного произведения организуйте совместный поход на театральную постановку по книге.