Экология и здоровье человека. Влияние природы на общество Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Природная среда - естественное условие жизни общества. “История Земли и история человечества - это две главы одного романа” -Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, котрая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь общества.Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды.Ограничивается ли среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений - эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

4. Общество как фактор преобразования природы

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой - это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке - новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными - в перспективе - последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь - оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

5. Теория «Географического Детермизма»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (geographical determinism) - аналитическая точка зрения, состоящая в том, что различные образцы человеческой культуры и социальной организации определялись географическими факторами: климатом, территорией и т.д. Данное представление имеет длинную родословную, восходящую еще к древним грекам. Однако, хотя многие социальные теоретики придавали огромное значение географии, большинство рассматривает ее в качестве одного из факторов, влияющих на социальный порядок, притом не всегда определяющего. Проблема географического фактора и его значение в истории часто изучалась как часть проблемы взаимоотношений географической среды и общества. Тема «природа и общество» рассматривалась как вступление к изучению основных проблем исторического материализма, где в центре изучения была история развития производительных сил и производственных отношений. В после революционной России концепции роли географической среды в жизни общества рассматривались в идеологическом контексте. На исследователей влияло сложившееся негативное отношение к геополитике. Концепции, в которых приоритет оказывался географическому фактору объявлялись реакционными, географический фактор напрямую связывался с политическим. Такой подход к проблеме сохранялся в советской литературе вплоть до середины 1960 х.г.

Контрольная работа

Экология и здоровье человека


Введение


В своей контрольной работе я хочу рассмотреть одну из самых актуальных философских проблем - проблему экологии и здоровья человечества в целом, так как здоровье человека во многом определяется состоянием окружающей среды.

Сегодня человечество оказалось перед выбором - стать более цивилизованным, нравственным, более разумным, либо погубить себя. Мы видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия, запустению подвергаются цветущие прежде земли - все это естественным образом отражается на здоровье людей. Осознав остроту ситуации, человечество начинает понимать, что кризис, последствия которого будут гибельными для жизни на Земле, становится все более реальным.

В орбиту человеческой деятельности вовлекается расширяющийся спектр процессов и явлений природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы. Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Цель контрольной заключается в изучение экологии и здоровья человека.

выяснить взаимодействие человечества и природы;

рассмотреть философский аспект экологии и здоровья человека;

описать роль философии в решении экологических проблем.


1. Взаимодействие человечества и природы


Как природа непрерывно и постоянно воздействует на человечество, так и человечество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие человечества и как его среда обитания. Климатические условия жизни человека, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь и здоровье человечества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человечеством самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека.

Влияние природы на человечество всегда носит глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений - эти явления природы универсальны, они одинаково воздействуют на всех.

Человечество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человечества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, а также необходимостью удовлетворения потребностей людей, которые в определенной мере деформируют природный мир.

Человечество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем создает пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. Поэтому каждая новая вершина овладения природой - это по существу начало нового витка во взаимоотношениях человечества и природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, ее связей, тайна ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь - оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам.

человек природа философский географический

2. Философский аспект экологии и здоровья человека


В третье тысячелетие человечество вошло с большим грузом экологических проблем, от решения которых зависит существование жизни и цивилизации на Земле. Современная научно-техническая революция, позволяющая невероятно быстрыми темпами развивать производительные силы, в то же время приводит к неотвратимому разрушению естественной среды обитания человека. Формирование новой модели стабильного, устойчивого развития мирового сообщества нуждается в философском осмыслении разнообразных фактов, характеризующих процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Ресурсоемкость всех сторон жизнедеятельности человека с каждым годом увеличивается. Жизненные процессы все больше приобретают искусственный характер, не требующий от индивидуума больших затрат, однако ведущий к значительно большему использованию природных ресурсов. Питание, сопротивление неблагоприятным природно-климатическим факторам, реализация репродуктивной функции современного человека нуждаются в технике и технологиях, на которые затрачивается огромное количество энергии. При этом потребляются значительные объемы чистой воды и атмосферного воздуха, образуются загрязняющие вещества. Все это делает здоровье человека зависимым от техногенного и гуманитарного уровня развития общества.

Процесс изменения популяционного здоровья отражает историю развития человеческого общества. Индустриализация формирует более современный тип здоровья, характеризующийся снижением смертности и рождаемости, уменьшением детской смертности и одновременно ростом болезней цивилизации.

В исследованиях последних десятилетий довольно полно отражено негативное влияние техногенного загрязнения природной среды на здоровье человека, что ведет к регрессу общественного здоровья. Так, использование электрического света значительно трансформировало последовательность светового воздействия на организм человека в течение суток. Внедрение различных механизмов в жизнедеятельность человека практически полностью изменило характер его двигательной активности. При этом не только уменьшился объем движений, но и поменялось содержание и последовательность физических нагрузок, формировавших опорно-двигательную систему в процессе индивидуального развития человека, что способствует распространению заболеваний этой системы.

Необходимо отметить, что широкое распространение патологических состояний постоянно увеличивает популяцию людей, которые нуждаются в коррекции своих психофизиологических возможностей. В то же время в человеческой экосистеме социальные механизмы сохранения и поддержания здоровья определяются условиями жизнедеятельности населения и уровнем медико-профилактической помощи, который зависит от уровня общественного развития, экономики и культуры.

Биологические свойства организма человека определяются базовыми законами функционирования систем. Неблагоприятное влияние экологических условий на организм вызывает крайнее напряжение механизмов адаптации, способствует развитию процессов дезадаптации, которые могут проявляться ослаблением организма, вести к развитию болезней, заканчивающихся преждевременной инвалидизацией.

Несмотря на развитие медицинской науки и техники, разработку новых лекарственных препаратов и методов лечения, формируется стойкая тенденция к ухудшению механизмов адаптации современного человека. Растет число генетически заболеваний, врожденных патологий, все больше людей нуждаются в различных видах протезирования, увеличивается потребность в заместительной терапии. То есть современное человечество мало внимания уделяет изучению и сохранению биологических основ организма человека, а также сохранению той среды, которая сформировала его как биологический вид. Такое невнимание может привести к потере биологических механизмов эволюции вида и к замене их искусственными.

В настоящее время развитие медицинской науки и практики идет по пути замещения природных функций организма высокими медицинскими и фармацевтическими технологиями. С точки зрения развития новых знаний, это прогресс. В то же время с позиций общественных усилий и природных ресурсов, затраченных на сохранение и восстановление здоровья, это регресс. Получается замкнутый круг: чем выше уровень развития технологий, тем больше потребляется природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, и большее количество людей нуждается в высокотехнологичной лечебной и профилактической помощи, что требует наращивания мощности по производству средств, искусственно поддерживающих здоровье людей. Постепенно социальные механизмы сохранения здоровья могут полностью заменить природные возможности организма, и наряду с нехваткой продуктов питания будет ощущаться нехватка лекарств и медицинского оборудования, необходимых для сохранения и поддержания здоровья.

Развитие современной цивилизации, дальнейшая интеллектуализация человечества будут зависеть от культуры, воспитания и уровня образованности всех членов общества, от понимания неразрывного единства человека, природы и общества.

Нарушение законов природы всегда наказуемо. Человек, родившийся на Земле, не знает других способов существования, кроме как потреблять ресурсы окружающей его природы. И каждый человек имеет право на свою часть этих ресурсов. Сегодня необходимо сохранять то, что принадлежит нам по праву, - ту часть экологии, которая является экологией человека. В противном случае мировое сообщество потеряет самое главное - свое будущее и возможность устойчивого развития.


. Роль философии в решении экологических проблем


Современному миру для решения сложнейших проблем необходимы наука и техника, а также он нуждается в науке философия, которая способствует решению вечных вопросов. К таким вечным вопросам относится вопрос о единстве человека и природы.

Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. «Экологический вопрос» для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.

Проблема единства человека и природы проходит через всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает ее своими методами - через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.

Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, так как она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.

Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией.

Первый круг проблем связан с осознанием противоречий между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться.

Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения.

Третий круг проблем - этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения свободы и ответственности человека по отношению к природной среде. Конечно, выделение этих трех групп условно.

Философия, как наука, призвана соединить все множество разноплановых подходов к экологической проблеме, всю совокупность ее аспектов и оснований. Философия осуществляет этот теоретический синтез, решая в то же время задачу методологического поиска.

Философское осмысление экологической ситуации может помочь формированию общеметодологических принципов анализа и решения проблем.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выхода из сложившегося положения. Экологические движения, поиски новой нравственности, педагогические эксперименты, движение за новую телесность (питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) - все это ростки новой альтернативной мировой культуры.

Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Это предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения, с другой - интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. И именно в этом большую роль играет философия и социальная экология.


Заключение


В данной контрольной работе я пришла к следующим выводам. Основной причиной экологических проблем и здоровья человечества является резкое возрастание человеческой нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов. В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают умирать.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в экологическом смысле. Экологически решения являются в то же время и социально - позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

Философские аспекты взаимоотношений человека и природы, определение места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности. Способ существования здорового человечества и природы, в идеале должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на человечество и человечества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы.

Философия может помочь в решении проблем экологии и здоровья человека в различных направлениях, так как она стимулирует формирование нового общественного сознания, способствует односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.

Сохранение природы (а тем самым и человечества) должно проявляться в форме самосохранения. Необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.


Список литературы


1.Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.

2.Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. // Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: МНЭПУ, 1997. - 205 с.

Барулин, В.С. Социальная философия: / В.С. Барулин. - М.: Центр, 1995. - 436 с.

Канке В.А., Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, Высшая школа, 2001. -288 с.

Лавриенко В.М. Философия: учебник / В.М. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Омега - Л, 2001. - 453 с.

Марков Ю.Г., Социальная экология. Взаимодействия общества и природы: 2-ое изд. - Новосибирск: Сиб. унев. Изд-во, 2004. - 544 с.

Миронова В.В. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. - М.: НОРМА, 2005. - 628 с.

Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 337 с.

Спиркин, А.Г. Философия: учебное пособие для вузов / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2002. - 736 с.

Степин B.C. Философия науки. - М., 2003. - 278 с.

Http://www.rosdiplom.ru/library/

Http://sibac.info/index.php/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания.(Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы)

Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Многогранно воздействие и общества на внешнюю природу. Общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Геополитика – теория, опирающаяся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов.

Разрабатывали в основном ученые Западной Европы. (введена Р. Челленом – 1916 г.)

Согласно положениям геополитики политика государства во многом определяется различными географическими факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.). История человеческого общества толкуется как борьба государств, которые воюют за жизненное пространство подобно биологическим организмам.

Геополитика обращается к географии, чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику обще­ства. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе. Основные понятия геополитики : «жизненное пространство и географическое положение».

38. Понятие "общественно-экономическая формация". Формация и цивилизация.

Общепринятое понятие «общество» является неточным, поэтому в философию введена категория

(ОЭФ), которая выражает определенную ступень в развитии общества с учетом ее своеобразия. В основе ОЭФ лежит вполне определенный способ производства материальных благ, состояние науки, искусства, все многообразие духовной сферы, семейно-бытовые отношения.

ОЭФ дает объективный критерий для разграничения различных ступеней общественного развития, для выделения того общего, повторяющегося в истории. через что проходят разные народы, находящиеся на одной ступени общественного развития.

Например: при всех различиях между США и Испанией их относят к одной ОЭФ тк производство основано на частной собственности, носит товарный характер, механизировано и автоматизировано. используется труд наемных рабочих, строится правовое государство н гражданское общество.

ОЭФ позволяет дать периодизацию истории человечества, показывает, как происходит смена одной ОЭФ другой, дает возможность предвидеть возможные изменения, которые ожидают общество в будущем при переходе к следующей ступени развития

Понятие ОЭФ отражает системный характер общественного устройства. Каждая ОЭФ - это не набор случайных явлений, а целостная социальная система взаимообусловленных общественных процессов. Объединяющим элементом выступает способ производства материальных благ: Именно он определяет не только «лицо» общество, но и смену одной ОЭФ другой.

Развитие производительных сил общества вызывает к жизни новый тип производственных отношений. К.Маркс назвал этот процесс законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Основными элементами ОЭФ выступают базис и надстройка . Кроме того, в структуру формации входят отношения между общностями людей - народностями, нациями, социальными группами, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни
Для выявления периодов в историческом развитии человечества в последнее время все чаще стали употреблять понятие «цивилизация». Цивилизация (с лат. - гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в 18-19 веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово «цивилизация» вместо слова «формация».

Каждая оэф характеризуется своим типом производственных отношений, составляющих базис общества. Над базисом возвышается надстройка в виде политических, правовых, художественных, нравственных, религиозных идей и соответствующих им институтов и организаций. В надстройку также входят разнообразные идеологические отношения. В целом надстройка отражает собственный базис. Например, если в обществе утверждается идея о разнообразных формах собственности или о равенстве всех наций и народностей, то это означает, что соответствующие государственные структуры, партии, общественные организации, воспринимая или отвергая данные идеи, воздействуют на людей, формируя, прежде всего определенное отношение к ним, и склоняют к соответствующим действиям.
Базис определяет надстройку Каков базис, такова и надстройка Так, нормы права (как было показано) закрепляют существующие в обществе формы собственности в виде законов.
Надстройка она обладает относительной самостоятельностью и стремится воздействовать на базис. Разные элементы надстройки не одинаково связаны с базисом. Так, более близкими являются политические и правовые идеи и учреждения). Другие элементы (философия, искусство, религия) сами испытывают на себе давление политическом идеологии и отдалены от производственных отношений. Надстройка может ускорять развитие базиса, может ему соответствовать или отставать.
В надстройку включаются не все явления духовной жизни, а, прежде всего официальная идеология, выраженная законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее основная функция - охрана существующего политического строя.

Контрольная работа

Экология и здоровье человека

Введение

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть одну из самых актуальных философских проблем - проблему экологии и здоровья человечества в целом, так как здоровье человека во многом определяется состоянием окружающей среды.

Сегодня человечество оказалось перед выбором - стать более цивилизованным, нравственным, более разумным, либо погубить себя. Мы видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия, запустению подвергаются цветущие прежде земли - все это естественным образом отражается на здоровье людей. Осознав остроту ситуации, человечество начинает понимать, что кризис, последствия которого будут гибельными для жизни на Земле, становится все более реальным.

В орбиту человеческой деятельности вовлекается расширяющийся спектр процессов и явлений природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы. Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Цель контрольной заключается в изучение экологии и здоровья человека.

выяснить взаимодействие человечества и природы;

рассмотреть философский аспект экологии и здоровья человека;

описать роль философии в решении экологических проблем.

1. Взаимодействие человечества и природы

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на человечество, так и человечество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие человечества и как его среда обитания. Климатические условия жизни человека, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь и здоровье человечества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человечеством самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека.

Влияние природы на человечество всегда носит глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений - эти явления природы универсальны, они одинаково воздействуют на всех.

Человечество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человечества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, а также необходимостью удовлетворения потребностей людей, которые в определенной мере деформируют природный мир.

Человечество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем создает пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. Поэтому каждая новая вершина овладения природой - это по существу начало нового витка во взаимоотношениях человечества и природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, ее связей, тайна ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь - оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам.

2. Философский аспект экологии и здоровья человека

В третье тысячелетие человечество вошло с большим грузом экологических проблем, от решения которых зависит существование жизни и цивилизации на Земле. Современная научно-техническая революция, позволяющая невероятно быстрыми темпами развивать производительные силы, в то же время приводит к неотвратимому разрушению естественной среды обитания человека. Формирование новой модели стабильного, устойчивого развития мирового сообщества нуждается в философском осмыслении разнообразных фактов, характеризующих процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Ресурсоемкость всех сторон жизнедеятельности человека с каждым годом увеличивается. Жизненные процессы все больше приобретают искусственный характер, не требующий от индивидуума больших затрат, однако ведущий к значительно большему использованию природных ресурсов. Питание, сопротивление неблагоприятным природно-климатическим факторам, реализация репродуктивной функции современного человека нуждаются в технике и технологиях, на которые затрачивается огромное количество энергии. При этом потребляются значительные объемы чистой воды и атмосферного воздуха, образуются загрязняющие вещества. Все это делает здоровье человека зависимым от техногенного и гуманитарного уровня развития общества.

Процесс изменения популяционного здоровья отражает историю развития человеческого общества. Индустриализация формирует более современный тип здоровья, характеризующийся снижением смертности и рождаемости, уменьшением детской смертности и одновременно ростом болезней цивилизации.

В исследованиях последних десятилетий довольно полно отражено негативное влияние техногенного загрязнения природной среды на здоровье человека, что ведет к регрессу общественного здоровья. Так, использование электрического света значительно трансформировало последовательность светового воздействия на организм человека в течение суток. Внедрение различных механизмов в жизнедеятельность человека практически полностью изменило характер его двигательной активности. При этом не только уменьшился объем движений, но и поменялось содержание и последовательность физических нагрузок, формировавших опорно-двигательную систему в процессе индивидуального развития человека, что способствует распространению заболеваний этой системы.

Необходимо отметить, что широкое распространение патологических состояний постоянно увеличивает популяцию людей, которые нуждаются в коррекции своих психофизиологических возможностей. В то же время в человеческой экосистеме социальные механизмы сохранения и поддержания здоровья определяются условиями жизнедеятельности населения и уровнем медико-профилактической помощи, который зависит от уровня общественного развития, экономики и культуры.

Биологические свойства организма человека определяются базовыми законами функционирования систем. Неблагоприятное влияние экологических условий на организм вызывает крайнее напряжение механизмов адаптации, способствует развитию процессов дезадаптации, которые могут проявляться ослаблением организма, вести к развитию болезней, заканчивающихся преждевременной инвалидизацией.

Несмотря на развитие медицинской науки и техники, разработку новых лекарственных препаратов и методов лечения, формируется стойкая тенденция к ухудшению механизмов адаптации современного человека. Растет число генетически заболеваний, врожденных патологий, все больше людей нуждаются в различных видах протезирования, увеличивается потребность в заместительной терапии. То есть современное человечество мало внимания уделяет изучению и сохранению биологических основ организма человека, а также сохранению той среды, которая сформировала его как биологический вид. Такое невнимание может привести к потере биологических механизмов эволюции вида и к замене их искусственными.

В настоящее время развитие медицинской науки и практики идет по пути замещения природных функций организма высокими медицинскими и фармацевтическими технологиями. С точки зрения развития новых знаний, это прогресс. В то же время с позиций общественных усилий и природных ресурсов, затраченных на сохранение и восстановление здоровья, это регресс. Получается замкнутый круг: чем выше уровень развития технологий, тем больше потребляется природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, и большее количество людей нуждается в высокотехнологичной лечебной и профилактической помощи, что требует наращивания мощности по производству средств, искусственно поддерживающих здоровье людей. Постепенно социальные механизмы сохранения здоровья могут полностью заменить природные возможности организма, и наряду с нехваткой продуктов питания будет ощущаться нехватка лекарств и медицинского оборудования, необходимых для сохранения и поддержания здоровья.

Развитие современной цивилизации, дальнейшая интеллектуализация человечества будут зависеть от культуры, воспитания и уровня образованности всех членов общества, от понимания неразрывного единства человека, природы и общества.

Нарушение законов природы всегда наказуемо. Человек, родившийся на Земле, не знает других способов существования, кроме как потреблять ресурсы окружающей его природы. И каждый человек имеет право на свою часть этих ресурсов. Сегодня необходимо сохранять то, что принадлежит нам по праву, - ту часть экологии, которая является экологией человека. В противном случае мировое сообщество потеряет самое главное - свое будущее и возможность устойчивого развития.

. Роль философии в решении экологических проблем

Современному миру для решения сложнейших проблем необходимы наука и техника, а также он нуждается в науке философия, которая способствует решению вечных вопросов. К таким вечным вопросам относится вопрос о единстве человека и природы.

Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. «Экологический вопрос» для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.

Проблема единства человека и природы проходит через всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает ее своими методами - через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.

Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, так как она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.

Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией.

Первый круг проблем связан с осознанием противоречий между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться.

Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения.

Философия, как наука, призвана соединить все множество разноплановых подходов к экологической проблеме, всю совокупность ее аспектов и оснований. Философия осуществляет этот теоретический синтез, решая в то же время задачу методологического поиска.

Философское осмысление экологической ситуации может помочь формированию общеметодологических принципов анализа и решения проблем.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выхода из сложившегося положения. Экологические движения, поиски новой нравственности, педагогические эксперименты, движение за новую телесность (питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) - все это ростки новой альтернативной мировой культуры.

Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Это предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения, с другой - интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. И именно в этом большую роль играет философия и социальная экология.

Заключение

В данной контрольной работе я пришла к следующим выводам. Основной причиной экологических проблем и здоровья человечества является резкое возрастание человеческой нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов. В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают умирать.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в экологическом смысле. Экологически решения являются в то же время и социально - позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

Философские аспекты взаимоотношений человека и природы, определение места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности. Способ существования здорового человечества и природы, в идеале должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на человечество и человечества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы.

Философия может помочь в решении проблем экологии и здоровья человека в различных направлениях, так как она стимулирует формирование нового общественного сознания, способствует односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.

Сохранение природы (а тем самым и человечества) должно проявляться в форме самосохранения. Необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.

Список литературы

1.Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.

2.Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. // Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: МНЭПУ, 1997. - 205 с.

Барулин, В.С. Социальная философия: / В.С. Барулин. - М.: Центр, 1995. - 436 с.

Канке В.А., Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, Высшая школа, 2001. -288 с.

Лавриенко В.М. Философия: учебник / В.М. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Омега - Л, 2001. - 453 с.

Марков Ю.Г., Социальная экология. Взаимодействия общества и природы: 2-ое изд. - Новосибирск: Сиб. унев. Изд-во, 2004. - 544 с.

Миронова В.В. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. - М.: НОРМА, 2005. - 628 с.

Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 337 с.

Спиркин, А.Г. Философия: учебное пособие для вузов / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2002. - 736 с.

Http://www.rosdiplom.ru/library/

Http://sibac.info/index.php/