Чтение рассказа в катаева грибы. Конспект НОД по развитию речи

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи.

Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Цели:

1. коррекционно-образовательная: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

2. коррекционно-развивающие:

· уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

· упражнять в согласовании числительных с существительными;

· развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Оборудование : текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту, предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2. Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением

Грибы

В. П. Катаев

Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.

Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.

Нет, я лучше, - сказала Женя.

А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.

Ага! - кричит Женя. - Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.

У меня совсем мало, - говорит Инночка.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

Как вы оцениваете их поступки?

Кто больше насобирал грибов?

Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

Что увидела мама в ее корзинке?

Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

4. Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика..., семь боровиков и т. д.»

Конспект занятия по развитию речи с детьми в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В.П. Катаева «Грибы»

Иванченко Галина Александровна, воспитатель МДОУ Детского сада № 6, г. Ржев.
Описание материала: данный конспект занятия предназначен для детей в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В.П. Катаева «Грибы». Ребята учатся распознавать съедобные и несъедобные грибы, делить слова на слоги, составлять предложения из 3-4 слов.

Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении рассказа В.П. Катаева «Грибы»; с интересом рассматривает картинки с нарисованными грибами и сюжетной картинки «Летний лес»; по просьбе взрослого рассказывает об изображенном; отвечает на поставленные вопросы; правильно произносит звуки, составляет предложения из 3-4 слов; может дать правильную оценку ответа товарища, быть сдержанным.

Оборудование: две корзиночки, изображение грибов, сюжетная картинка «Летний лес».

Цели:
1. Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко.
2. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги.
3. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, назовите какое сейчас время года у нас идет? (Весна).
- Скажите, а какое время года будет после весны? (Лето).
- Какие месяца относятся к лету? (Июнь, июль, август).
Лето - это прекрасная пора! Многие из вас поедут отдыхать к бабушке в деревню. Будете ходить на речку – купаться, в лес – собирать цветы, ягоды.
- Что еще можно собирать в лесу? (Грибы).
Особенно хорошо собирать грибы после проливного дождя, в лесу пахнет грибами. В траве у тропинки, обычно прячутся крепкие боровики, сыроежки, краснеют нарядные мухоморы. Между стволами берез густо разросся молодой ельник, а под ним прячутся грузди, подосиновики, волнушки, желтеют золотые лисички.

Какие из названных грибов относятся к съедобным? (Ответы детей).

Какие к ядовитым? (Ответы детей).
А сейчас я прочитаю вам рассказ о грибах, который написал писатель Валентин Петрович Катаев, он так и называется «Грибы».
- Вы хотите узнать, о каких грибах написал автор, тогда слушайте внимательно, чтобы после чтения правильно ответить на мои вопросы. (Чтение рассказа).

Валентин Катаев.


К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

– Ну, дети, – сказала мама, – нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
– Я лучше всех собираю, – сказал Павлик.
– Нет, я лучше, – сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

– Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:
– Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

– Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:
– Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

– А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
– У меня совсем мало, – говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца – подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете. А сверх того ещё целое гнездо опят – удалых ребят.

Вопросы по рассказу:
- Кто приехал к Жене и Павлику?
- Как вы думаете, в какое время года приехала Инночка?
- Что предложила мама детям?
- Что ответили дети?
- Кто из детей был самым сдержанным?
- Что собрал Павлик?
- Что собрала Женя?
- Что делала Инночка, когда дети хвалились?
- Как вы понимаете слово – кузовок?
- Что было в кузовочке у Инночки?
- Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
- Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?

ФИ3КУЛЬТМИНУТКА:

У тропинки, y тропы. Дети сидят на корточках
За ночь выросли грибы. Постепенно встают
Подосиновик – с осинку. Качаются
Подберезовик – с березку. Прыгают
А маслята – как ребята.

Повторное чтение рассказа.

Пересказ детей (5-7 детей).

А теперь мы с вами будем составлять предложения со словом гриб, можно использовать название грибов. После составления предложения вы должны назвать: сколько слов в вашем предложении, но сначала разобьем вас на 2 команды: 1– лисички , 2 – волнушки .

У нас есть две корзиночки и за правильный ответ команда будет получать грибок, посмотрим – кто больше соберет в корзиночку грибов. Предлагаю назвать сколько слогов в словах: маслята, опята, боровик, лисички, мухомор, волнушки.

Сегодня вы много узнали о грибах, и если придется их собирать, то вы сможете отличить ядовитый гриб от съедобного. Хорошо отвечали на вопросы, активно работали, играли, закрепили умение составлять предложение, делить слова на слоги. Внимательно слушали ответы товарищей, помогали в ответах, не выкрикивали, а ждали своей очереди.

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
- Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
- Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
- Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
- Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
- Ага! - кричит Женя. - Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
- Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
- А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
- У меня совсем мало, - говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца - подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.
А сверх того ещё целое гнездо опят - удалых ребят.

Тема: развитие связной речи. Пересказ рассказа «Грибы» (по В.Катаеву).

Цели:

коррекционно-образовательные:

Обучать детей составлению пересказа с опорой на картинный план;

коррекционно-развивающие:

Развивать умение составлять пересказ с опорой на картинный план;

Развивать умение устанавливать логическую связь событий, изображенных на картине;

Расширять словарный запас детей за счет слов-синонимов;

Закреплять умение устанавливать последовательность в событиях;

Закрепить правильное использование в речи понятий «до», «после» («раньше», «позже»);

Развивать слуховую память, внимание.

Оборудование: сюжетные картины - иллюстрации к рассказу, предметные картины для словарной работы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

1. Отгадывание загадок.

1)Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы? (гриб)

2)Я родился в день дождливый под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый с ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

3)На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

4)Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый как Петрушка, ядовитый … (мухомор)

5)Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай! Это..(сыроежки)

6)Он родился в день дождливый под березкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой тонкой и прямой. (подберезовик).

7)В мягкой травке на опушке всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички называются... (лисички).

8)На грибы она сердита и от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка! Это - бледная... (поганка)

Ребята, вспомните названия съедобных/несъедобных грибов.

2. Чтение рассказа Катаева В. П. «Грибы».

3. Словарная работа.

Объяснение смысла незнакомых слов, словосочетаний, выражений.

Лукошко, кузовок, боровик, мухомор, двоюродная сестра, «нечего вам без дела сидеть».

4. Подбор слов-синонимов к глаголам, прилагательным и существительным, используемым при составлении рассказа.

II. Построение плана рассказа по сюжетной картине.

1. Рассматривание картин.

2. Установление временных и пространственных ориентиров:

Где происходит действие в городе, в деревне, в доме, на улице;

Когда установление времени года, части суток;

Что изображено на переднем плане, вверху, внизу, слева, справа?

3. Составление фраз-подписей к отдельным фрагментам картины.

4. Установление последовательности в изображенных событиях.

5. Чтение рассказа – построение картинного плана.

III . Физминутка.

На поляне толстячок Правая рука сжата в кулак.

Это-гриб-боровичок Ладонь левой руки накрывает кулачок.

А, под ним, собрав пожитки, Левая рука остается (как шляпка гриба)

В дождик прячутся …улитки Правая рука – «улитка» (под шляпкой)

IV. Составление пересказ по «цепочке» с опорой на картинный план.

V. Развитие воображения. Придумай, что было до изображенных событий? А после них? Придумай другой конец рассказа.

VI. Подведение итога занятия.